Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделение единого на многообразное↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Поступательное движение космогонического колеса низвергает Единое и порождает множественное. Великий разлом, огромная трещина раскалывает сотворенный мир на два, на первый взгляд, несовместимых плана бытия. В схеме Пайоре люди приходят из низших, темных областей и незамедлительно принимаются поднимать небо42. При этом они изображаются перемещающимися с очевидной свободой. Они проводят собрания, они решают, они планируют — они принимают на себя все заботы по наведению порядка в мире. Однако нам понятно, что за сценой, подобно кукольнику, действует Неподвижная Движущая Сила. Когда бы мифология ни привлекала основное внимание к Неподвижной Движущей Силе, Всемогущему, при этом можно заметить чудодейственную самопроизвольность придания формы Вселенной. Ее элементы уплотняются и приходят в движение по собственному почину или под воздействием незначительного слова Создателя; части самораскалывающегося космического яйца занимают надлежащее положение без какой-либо посторонней помощи. Но когда точка зрения смещается и сосредоточивается на живых существах, когда панорама пространства и природы рассматривается с позиции особ, которым предписано населить этот мир, космическая сцена затемняется внезапным преображением. Кажется, что формы мира немедленно прекращают двигаться согласно модели живой, развивающейся и гармоничной структуры и становятся непокорными или, в лучшем случае, инертными. Реквизит всеобщей сцены приходится расставлять заново и даже «втискивать» в нужную форму. На земле будут произрастать терние и волчцы, а человек — есть свой хлеб в поте лица своего. Таким образом, мы встречаемся с двумя формами мифа. В первом варианте демиургические силы продолжают действовать по собственной воле; согласно второму, они передают инициативу людям и даже противопоставляют себя дальнейшему развитию космогонического круга. Трудности, возникающие в этой последней форме мифа, могут начинаться уже в период продолжительной тьмы изначальных, порождающих объятий космических родителей. Позволим легендам маори представить нам эту ужасную тему: Ранги (Небо) так крепко прижался к животу Папа (Мать-Земля), что дети не могли высвободиться из ее лона. «Они пребывали в неустойчивом положении, парили в мире мрака, и таков был их внешний вид: одни ползали [...] другие стояли прямо с поднятыми руками [...] одни лежали на боку [...] другие на спине; одни скрючились, другие наклонили голову, третьи задрали ноги [...] некоторые стояли на коленях [...] иные двигались в темноте ощупью. [...] Все они находились в объятиях Ранги и Папа. [...] Наконец существа, порожденные Небом и Землей, устали от постоянной темноты, посоветовались друг с другом и сказали: "Давайте решим, что нам делать с Ранги и Папа и что будет лучше — убить их или просто разделить?" Тогда заговорил Ту-матауэнга, самый свирепый из детей Неба и Земли: "Хорошо, давайте убьем их". Тогда заговорил Тане-махута, отец лесов и всего, что их населяет или делается из дерева: "Нет, не надо. Лучше разделить их и поставить небо высоко над нами, а землю положить под ноги. Пусть небо станет нам чужим, но земля останется близкой нам, как кормящая мать"». Несколько братьев-богов тщетно пытались разделить небо и землю. Наконец успеха в этом титаническом проекте добился сам Тане-махута, отец лесов и всего, что их населяет или делается из дерева. «Голову он погрузил глубоко в его мать-землю, а ноги он поднял очень высоко и уперся ими в его отца-небо, а * См. Быт. 3:18—19. — Прим. перев. Рис. 14. Разделение Неба и Земли
спину и конечности он натянул с могучей силой. Тогда разделились Ранги и Папа, и с плачем и стонами скорби они пронзительно закричали: "Почему вы убиваете своих родителей? Для чего совершаете такое ужасное преступление, убивая нас, разделяя нас друг с другом?" Но Тане-махута не останавливался и не обращал внимания на их крики и плач: дальше, дальше от себя он придавливал вниз землю; дальше, дальше от себя он отталкивал ввысь небо [,..]»43. Грекам эта история известна в изложении Гесиода, по его повествованию об отделении Урана (Отца-Неба) от Геи (Матери-Земли). Согласно этой версии, титан Кронос кастрировал своего отца серпом и оттолкнул его в сторону44. В египетской иконографии положение космических супругов изменено: мать является небом, а отец — жизненной силой земли45, однако общая структура мифа сохраняется: эта пара разделяется их ребенком, богом воздуха Шу. Этот образ преподносится нам и в клинописных текстах шумеров, датируемых треть- им-четвертым тысячелетиями до нашей эры. В начале существовал первобытный океан; первобытный океан породил космическую гору — слияние неба и земли. Ан (Небеса-Отец) и Ки (Земля-Мать) произвели на свет Энлиля (Бога Воздуха), который незамедлительно отделил Ан от Ки, а затем сам соединился со своей матерью и породил человечество46. Хотя подобные поступки доведенных до отчаяния детей кажутся жестокими, они выглядят невинными в сравнении с полным уничтожением могущества родителей, которое можно обнаружить в исландских «Эддах» и в аккадском тексте «Энума элиш» («Таблички сотворения»). Окончательное оскорбление выражается в них в характеристике демиургической силы бездны как «зловещей», «темной» и «мрачной». Блистательные юные сыновья-воины презирают сотворяющий источник, персонификацию зачаточного состояния глубокого сна; они немедленно убивают ее, рубят на части, полосуют на всем протяжении и выстраивают из обломков структуру мира. Этот поступок является моделью победы во всех более поздних истреблениях драконов и началом эпохальной истории подвигов героя. По свидетельству «Эдд», после того, как «зияющий пролом»47 породил на севере мглистый мир холода, а на юге — область огня, вслед за тем, как жар юга воздействовал на многочисленные ледяные реки севера, в воздух поднялся пенистый яд. Он превратился в мелкий дождь, который, в свою очередь, опустился инеем. Иней растаял и начал стекать каплями, и из этих капель возникла жизнь в форме неподвижной, гигантской, гермафродитичной распростертой фигуры по имени Имир. Он спал и во сне «он вспотел, и под левой рукой у него выросли мужчина и женщина. А одна нога зачала с другою сына». Иней продолжал таять и стекать каплями, и «возникла из него корова по имени Аудумла, и текли из ее вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира». Сама же корова кормилась так: «она лизала соленые камни, покрытые инеем, и к исходу первого дня, когда она лизала те камни, в камне выросли человечьи волосы, на второй день — голова, а на третий день возник весь человек. Его прозывают Бури». Затем у Бури родился сын по имени Бор (мать осталась неизвестной), который взял в жены одну из гигантских дочерей из числа тех созданий, что были порождены Имиром. Она родила троицу — Оди- на, Вили и Be, и эти братья закололи спящего Имира и расчленили его тело: Имира плоть стала землей, кровь его — морем, кости — горами, череп стал небом, а волосы — лесом. Из век его Мидгард людям был создан богами благими; из мозга его созданы были темные тучи. В вавилонской версии героем является Мардук, бог-солнце, а жертвой — Тиамат, ужасающая, драконоподобная, окруженная стаей демонов женская персонификация самой изначальной бездны: хаос как мать богов, которая становится затем угрозой миру. С луком и трезубцем, с дубиной и сетью, в сопровождении боевых ветров, бог поднялся на свою колесницу; пасти четырех коней, наученных топтать противников копытами, были покрыты клочьями пены. Но Тиамат не повернула головы, Недрогнувшими губами молвила она мятежные слова. [...] Тогда владыка поднял молниеносную дубину, могучее оружие свое, И к Тиамат презрительной обратил такие речи: "Великой стала ты, высоко вознесла себя, И твое сердце повлекло тебя к сраженью. [...] И против богов, отцов моих, ты возымела свой злобный умысел, Вооружила сонмы воинств, оружьями препоясалась! Встань! Я и ты, давай сойдемся в битве!" [...] Как только Тиамат услышала слова такие, Враз стала словно одержимой, потеряла разум. Издала дикие, пронзительные крики. Она дрожала и тряслась до самых оснований. И молвила заклятье, напустила свои чары, И боги битвы обратились к своему оружью. Тогда сошлись Тиамат и Мардук, богов посланец. К сраженью приступили, вступив в ближний бой. Бог сеть свою открыл, ее опутал И ветер злой из-за спины пустил в лицо ей. Ужасные ветра ее объяли чрево. Лишилась она доблести, и рот ее открылся. Он же схватил трезубец ее, воткнул ей брюхо, Выпустил внутренности и пронзил ей сердце. Он победил ее и жизнь ее отрезал, На землю бросил тело и над ним стоять остался. Покорив после этого толпящиеся сонмы демонов, вавилонский бог вернулся к останкам матери мира: И встал владыка у Тиамат повергнутых частей. Безжалостной дубиной череп раздробил ей. Сосуды крови перерезал в теле И ветру северному поручил забрать их в место потайное. [...] Затем бог отдохнул, взирая на погибшей тело, [...] и произвел план хитроумный. Рассек ее, как рыбу плоскую, на две он части; Одну поставил как покров небесный. Зажимами скрепив, приставил стражей И наказал им не пускать наружу ее воды; На небеса поднялся и обозрел весь мир оттуда И прямо над Пучиной установил жилище Нудиммуда, Измерил бог устройство той Пучины Мардук героически приподнял водный небосвод вверх, а глубины вод опустил вниз. В образовавшемся срединном мире он сотворил человека. Мифы неустанно подчеркивают точку зрения, что конфликт сотворенного мира не является тем, чем он кажется. Хотя Тиамат была убита и расчленена, она не была тем самым уничтожена. Если эту битву рассматривать под иным углом, чудовище хаоса выглядит разрушающимся по собственной инициативе, а ее фрагменты самостоятельно перемещаются к соответствующим положениям. Мардук и все его поколение богов представляют собой всего лишь частицы ее субстанции. С точки зрения этих сотворенных форм, все выглядит свершающимся словно по воле какой-то могущественной, опасной и приносящей страдание руки, но с позиции центра созидательной сущности плоть поддается по собственной воле, а рассекающая ее рука является, в конечном итоге, лишь проводником воли самой жертвы. В этом кроется основной парадокс мифа — парадокс двойственной точки зрения. Точно так же, как в начале космогонического цикла можно было сказать «Бог не вовлечен», но в то же время — «Бог есть создатель-хранитель-разрушитель», так и в это критическое мгновение, когда Единое разделяется на многообразное, судьба «случайна» — и, одновременно, «преднамеренна». С позиции самого источника, мир является величественной гармонией форм, появляющихся на свет, распускающихся и исчезающих; но скоротечные существа воспринимают мир как ужасающую какофонию криков и страданий сражения. Мифы не отрицают эту агонию (распятие); они лишь показывают, что в ней, за ней и вокруг нее кроется составляющий сущность мира покой (Райская Роза)50. Смещение перспективы от покоя центральной Причины к возмущениям периферийных следствий представлено в истории Грехопадения Адама и Евы в Эдемском Саду. Они вкусили от запретного плода, «и открылись глаза у них обоих»51. Райское блаженство было прервано, и они узрели сферу сотворения по другую сторону преображающего покрова — и с тех пор им пришлось воспринимать неизбежное как труднодостижимое.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.107.147 (0.011 с.) |