ПОВРЕЖДЕНИЯ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОВРЕЖДЕНИЯ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ



 

К острым орудиям относят различные твердые пред­меты, имеющие острую повреждающую поверхность и (или) заостренный конец.

В зависимости от их формы, характера острой поверх­ности и заостренного конца, способа причинения ими по­вреждений все острые орудия подразделяют на режущие, колюще-режущие, колющие и рубящие. Соответственно различают резаные, колото-резаные, колотые и рубленые раны.

Помимо повреждений острыми орудиями иногда встре­чаются ранения, причиняемые пилящими (пила) и дол­бящими (долото, стамеска) предметами.

Учитывая возможности судебномедицинской экспер­тизы при исследовании повреждений от острых орудий, следователь может ставить такие вопросы: каким и од­ним или несколькими орудиями причинены ранения; од­новременно ли причинены все повреждения, если нет, то какова их последовательность; какое повреждение яви­лось непосредственной причиной смерти; в каком направ­лении наносились повреждения, каково возможное взаи­морасположение потерпевшего и нападавшего; какова примерная форма клинка орудия (обоюдо-или односто-роннеострый), его длина и ширина; причинены ли пов­реждения орудием, представленным на экспертизу; ха­рактерны они для самоубийства или могли быть причи­нены только посторонним лицом и т. д.

Повреждения режущими орудиями. К режущим ору­диям относятся ножи и бритвы, осколки стекол и т. п. Они характеризуются наличием острого режущего края — лезвия, которое при давлении и передвижении по поверхности тела разрезает мяг­кие ткани и проникает в их толщу. При этом воз­никают резаные раны, ко­торые чаще всего распо­лагаются на открытых ча­стях тела: шее, лице, предплечьях и кистях рук. Раны обычно имеют пря­молинейное направление, реже встречаются линей-ко-дугообразные, лоскут­ные и щелевидные. Вслед­ствие эластичности кожи и сократимости мышц края ран расходятся, ра­ны зияют и приобретают удлиненно - веретенооб­разную или полулунную форму (рис. 6).

Для резаных ран ти- , пично преобладание дли­ны над глубиной; при этом глубина, как правило, ог­раничивается мягкими тканями. Важнейшими признака­ми резаных ран являются ровные гладкие края и острые утлы. Характерным является обильное наружное крово­течение из перерезанных сосудов. Образующиеся при этом потеки крови на одежде и теле позволяют судить о положении тела в момент нанесения повреждений

Иногда у одного из углов резаной раны на коже мож­но видеть поверхностный линейный надрез, который об­разовался в результате движения орудия при извлечении его из раны. Такие надрезы могут помочь судебномеди-цкнскому эксперту при решении вопроса о направлении движения орудия в момент нанесения раны

В некоторых случаях по краям и в углах основной глубокой раны на коже обнаруживаются допочнитечь-ные поверхностные надрезы в виде насечек, которые сви­детельствуют о том, что повреждение было причинено в результате нескольких движений режущего орудия На­личие таких дополнительных надрезов кожи в углах и по краям раны, расположенной, например, на передней поверхности шеи, весьма ха­рактерно для самоубийства (рис.7).

 

Рис. 6. Множественные резаные раны. Убийство

 

Рис. 7. Резаная рана.

Множественные надрезы

в углах

 

С целью самоубийства ино­гда наносятся глубокие реза­ные раны с повреждением со­судов на передней поверхности нижней трети предплечий. Ра­ны в этой области обычно бывают множественными, разной глубины и располагаются в по­перечном направлении, часто параллельно друг другу.

На дне глубоких резаных ран иногда при внимательном осмотре можно обнаружить следы дополнительных разре­зов на хрящах, стенках арте­рий, надкостнице и других плотных тканях.

Повреждения костей режу­щими предметами встречаются редко и, как правило, представляют собой ограниченные поверхностные линейные надрезы (насечки) кости.

При исследовании трупа с резаными ранами одной из основных задач является установление вида ранящего орудия, а если возможно, то и определение его индивидуальных признаков. Эти судебномедицинские данные иногда позволяют исключить применение того или иного орудия.

 

На дороге, в луже крови был обнаружен труп rp-на С. На щеке и шее справа имелись две зияющие резаные раны, Возле трупа были разбросаны осколки бутылки из зеленого стекла, среди них — один крупный, с горлышком бутылки.

Следствием было установлено, что во время драки пострадав­шего ударили бутылкой по голове, после чего якобы гр-н Б. два раза ударил его ножом в область щеки и шеи. Однако гр-н Б. свою причастность к убийству категорически отрицал. При исследовании трупа в морге было установлено, что резаная рана на шее проникает в глубь мягких тканей на 4 см и повреждает на своем пути крупные артерии, кровотечение из которых и явилось причиной смерти.

Через некоторое время недалеко от места происшествия обнару­жили финский нож. В связи с этим назначили повторную экспертизу с эксгумацией трупа. Экспертная комиссия пришла к заключению, что смертельные ранения могли быть нанесены представленным на экспертизу ножом, но не горлышком разбитой бутылки.

Суд признал гр-на П. виновным в нанесении удара по голове бутылкой с причинением легких телесных повреждений, а гр-на Б — виновным в нанесении смертельных ножевых ранений щеки и шеи При повторной судебномедицинской экспертизе в Научно-исследова­тельском институте судебной медицины Министерства здравоохране­ния СССР в мягких тканях, в глубине раневых каналов щеки и шеи были обнаружены мнкроосколки стекла. Специальным исследова­нием (спектральным, люминесцентным) установлена однородность их химического состава с осколками бутылки из зеленого стекла обна­руженными на месте происшествия. Эти новые данные с учетом характера ран на щеке и шее позволили заключить, что смертельные резаные раны могли быть причинены осколками бутылки разбив­шейся при ударе по голове. Настоящее заключение опровергло вер­сию о виновности гр-на Б. в убийстве и послужило основанием для его оправдания.

 

Повреждения колюще-режущими орудиями.К этой группе относят повреждения, причиняемые орудиями, имеющими свойства колющих и режущих предметов. В судебномедицинской практике они встречаются чаще, чем повреждения, причиняемые другими видами острых ору­дий (режущими, колющими, рубящими и др.).

К колюще-режущим орудиям относят ножи с заост­ренными клинками, кортики, кинжалы. Различают орудия с обоюдоострым (заточенным с двух сторон) клинком — кинжалы, кортики и с одностороннеострым клинком, у которых имеется одно заточенное лезвие и затупленный край — обушек (разнообразные ножи, фин­ки, ножницы).

Причиняемые этими орудиями колото-резаные раны имеют линейно-щелевидную или (при расхождении краев) веретенообразноовальную форму. Края колото-резаной раны ровные. Углы в зависимости от свойств обушка и лезвия бывают разного характера. Если рана причиня­ется ножом с односторонней заточкой лезвия и толстым обушком, то один конец ее, соответствующий обушку бу­дет иметь закругленную или даже П-образную форму, а другой — вид острого угла; вся рана в таких случаях приобретает клиновидную форму (рис. 8).

При ранении обоюдоострым оружием колото-резаная рана имеет острые углы и ровные края и иногда сходна с резаной. Отличительным признаком колото-резаной раны от резаной в таких случаях служит значительное преобладание глубины колото-резаной раны над ее

линейными размерами на коже; это является одним из характерных признаков колото-резаных ран. Проникая в глубь тканей, клинок оружия образует в них так на­зываемый раневой канал.

Рис. 8. Множественные колото-резаные и колотые раны, причи­ненные ножницами

 

Размеры колото-резаной раны на коже обычно боль­ше ширины вошедшей в ткани части клинка, так как од­новременно с прокалыванием и внедрением вглубь за счет движения оружия в сторону лезвия, особенно в момент извлечения из раны, происходит режущее действие. В свя­зи с этим по размерам раны судить о ширине клинка тру­дно, и судебномедицинский эксперт обычно вынужден ог­раничиваться указанием, что ширина клинка не более длины кожной раны. Лишь при перпендикулярном введе­нии клинка в тело длина кожной раны примерно соответ­ствует ширине клинка.

Вокруг раны на коже, как правило, не наблюдается ни кровоизлияний, ни осаднений. Только когда оружие (нож, стилет, кортик) погружается в тело до рукоятки, последняя образует вокруг отверстия на коже осаднение или отпечаток, а в начальной части раневого канала — кровоизлияние вследствие ушиба и сдавления тканей. По такому отпечатку рукоятки или ограничителя на коже возможно утверждать, что клинок оружия вошел в тело на всю свою длину.

В тех случаях, когда клинок при извлечении из раны поворачивается вок­руг своей оси или когда пострадавший в момент ранения совершает дви­жения, образуется допол­нительный разрез под уг­лом к основной ране, от­ходящий или от угла ее или от одного из краев возле угла. Иногда конец раны приобретает фор­му ласточкиного хвоста (рис. 9).

Длина раневого кана­ла зависит от длины клинка и глубины его про­никновения в ткани. Од­нако судить по глубине раневого канала о длине

клинка не всегда возможно, так как он может быть вве­ден в тело не на всю свою длину. Поэтому судебномеди­цинский эксперт при наличии ранения малоподатливых на сжатие областей тела человека (например, головы, грудной клетки, спины) может лишь высказать предпо­ложение, что длина клинка оружия была не менее глу­бины раневого канала. Если же повреждение располо­жено в области живота, то по глубине раневого канала судить о длине клинка оружия вообще не представляет­ся возможным, так как раневой канал в таких случаях может быть значительно больше длины клинка за счет вдавления рукояткой легко поддающихся сжатию мяг­ких тканей передней брюшной стенки.

Проникая в глубь тела, колюще-режущие орудия не­редко повреждают плоские кости — череп, грудину, реб­ра и др. и образуют на них ранения, которые по форме и размерам соответствуют поперечному сечению клинка. Это имеет важное медико-криминалистическое значение для определения вида орудия,

 

Рис. 9. Колото-резаные раны на кисти при борьбе и самозащите

 

Иногда при повреждениях костей в толще их может остаться обломившийся конец лезвия колюще-режущего орудия. В таких случаях возможно провести трасологи­ческие исследования с целью идентификации орудия пу­тем установления целого по частям.

Для определения ранящего предмета наряду с други­ми экспертными данными можно использовать также спе­циальные исследования соскобов и смывов с поверхности использованного орудия. В них нередко удается обнару­жить мельчайшие частицы раненых органов, например клетки печени, почек, легких. Для решения вопроса о форме и размерах острого орудия важное значение име­ет также исследование характера повреждений на одеж­де (см. гл. 36).

К колющим орудиям относят предметы, имеющие удлиненную форму и заостренный конец (шило, игла, гвоздь, четырехгранный штык, зубья вил и т. д.).

Колющее орудие внедряется в глубь тела путем рас­слаивания и раздвигания тканей. При этом, как правило, образуется маленькое входное отверстие, длинный ране­вой канал и в редких случаях выходное отверстие, кото­рое по размерам обычно меньше входного.

Очертания входного отверстия зависят прежде всего от формы орудия и его поперечного сечения. Так, кониче­ские или цилиндрические предметы, имеющие круглое или овальное сечение, причиняют щелевидную колотую рану, которая вследствие зияния может принимать форму овала. В результате ранения колющими орудиями, имею­щими грани, например штыком, образуются звездчатые входные раны с числом лучей, соответствующим количе­ству граней. Вместе с тем колющие предметы с много­численными неглубокими гранями образуют раны щеле­видной или овальной формы с мелкими, едва заметными надрывами кожи по краям, причиненными гранями.

Поперечник колотых ран за счет сократимости кожи,, как правило, оказывается меньше размеров поперечного сечения орудия.

При ранении очень узкими длинными предметами, на­пример шилом, спицей, на коже возникают маленькие то­чечные ранки, которые при беглом осмотре можно и не заметить. Вместе с тем они могут служить началом ко­лотой раны, глубоко проникающей в ткани и повреждающей на своем пути сердце, крупные сосуды и другие жиз­ненно важные органы.

Ранение плоских костей (черепа, грудины, лопаток, таза) колющими предметами сопровождается образова­нием отверстий, по форме сходных с поперечным сече­нием ранящего орудия. При этом на кости иногда воз­никают повреждения округлой формы, похожие на огне­стрельные, что может привести к экспертной ошибке. В подобных случаях необходимо тщательно исследовать входное отверстие и раневой канал. Отсутствие дефекта ткани, поясков обтирания и осаднения, а также других признаков входной огнестрельной раны (см. далее) позволяет правильно установить характер поврежде­ния.

Расположение колотых и колото-резаных ран на теле очень разнообразно. Чаще всего в случаях убийства они находятся на спине, груди, шее и животе. При самоубий­ствах колото-резаные раны обычно располагаются в об­ласти сердца и бывают множественными; большинство из них поверхностные и лишь отдельные глубокие раны вызывают повреждение какого-либо жизненно важного органа. Смерть при колотых и колото-резаных ранах на­ступает чаще всего от обильного кровотечения из повреж­денных крупных сосудов, сердца и других внутренних ор­ганов.

Повреждения рубящими орудиями. Рубящими ору­диями являются относительно тяжелые предметы с ост­рым лезвием, например топор, сабля, действие которых на тело осуществляется путем нанесения ударов. Обра­зующиеся в результате таких ударов рубленые раны имеют линейную форму, ровные края и острые утлы.

На мягких тканях эти раны внешне очень напоми­нают резаные, но отличаются от них большой глубиной и массивностью причиненных повреждений. Для рубле­ных ран в отличие от резаных характерно повреждение костей.

При нанесении удара пяткой или носком топора уг­лы рубленой раны на коже будут неодинаковыми: со стороны лезвия угол будет острым, а со стороны пятки или носка — несколько закругленным и может иметь до­полнительный надрыв, а сама рана часто приобретает удлиненно-клиновидную форму.

Если лезвие рубящего предмета недостаточно острое, а сам он имеет широкое клиновидное основание (напри­мер, колун), то края раны могут быть осаднены, а иног­да даже иметь небольшие кровоизлияния. Такие раны напоминают ушибленные, нередко возникающие на голове при ударах ребром тупогранного пред­мета.

Повреждения костей рубящими предметами с острым лезвием весьма характерны. Нередко они повторяют форму поперечного сечения внедрившегося орудия (осо­бенно на плоских костях). В месте разруба на кости образуется ровная площадка-шлиф, на которой иногда путем трасологических исследований удается выявить отдельные частные признаки рубящего орудия: не­ровности, зазубрины и другие особенности, которые могут быть использованы для целей идентифика­ции.

В судебномедицинской практике чаще всего встре­чаются рубленые повреждения черепа. В зависимости от силы удара на костях образуются линейные надрубы или линейно-щелевидные разрубы, нередко проникаю­щие в полость черепа. При ударах пяткой или носком топора часто возникают клиновидно-дырчатые перело­мы, проникающие в черепную полость. Следует обра­щать внимание на дополнительные трещины костей че­репа, отходящие от углов или краев рубленой раны, так как направление их может указывать на направление удара.

Помимо надрубов и разрубов при многочисленных ударах рубящим предметом на костях образуются мно­жественные трещины и оскольчатые переломы, особенно при затупленном лезвии. Внешне их трудно отличить от повреждений, наносимых гранью тупого предмета.

Рубленые раны чаще всего располагаются на голове, иногда на задней поверхности шеи и, как правило, на­носятся посторонней рукой. Самоубийства путем при­чинения рубленых повреждений крайне редки. Известны случаи самоубийства путем нанесения рубленых ран го­ловы. При этом наблюдаются множественные парал­лельные друг другу неглубокие повреждения, располо­женные в лобной и теменных областях головы, прони­кающие в общей массе в полость черепа.

 

Глава 6

ТРАНСПОРТНАЯ ТРАВМА

 

Смертельные и несмертельные телесные поврежде­ния, причиняемые частями любого движущегося транс­порта, а также возникающие при авариях транспортных средств или в результате падения с движущегося транс­порта, относятся к транспортной травме.

В СССР благодаря четкой организации работы Го­сударственной автомобильной инспекции, строгим тре­бованиям, предъявляемым к водителям, и проведению соответствующих профилактических мероприятий ус­пешно осуществляется борьба с транспортным травма­тизмом.

Транспортные происшествия обычно являются ре­зультатом несчастного случая.

Транспортную травму принято подразделять на трав­му от безрельсового транспорта (автомобили, мотоцик­лы и др.) и травму от рельсового транспорта (железно­дорожную, трамвайную и др.). Наиболее часто в настоя­щее время встречается автомобильная, несколько реже — ­железнодорожная травма.

Значение судебномедицинской экспертизы при рас­следовании транспортной травмы очень велико. По этим делам перед экспертом ставят следующие основ­ные вопросы: действительно ли обнаруженные повре­ждения являются транспортной травмой, каким видом транспорта причинены, каков механизм образования (наезд, переезд, падение из двигавшегося транспорта и т. д.), в каком положении находился потерпевший по отношению к транспорту в момент нанесения поврежде­ний.

Успех расследования во многом предопределяется правильным и своевременным проведением осмотра ме­ста происшествия. Участие в осмотре судебномедицин­ского эксперта может помочь следователю установить время наступления смерти, характер повреждений на теле и одежде, а также отыскать следы крови, волос, частиц человеческого тела как на месте происшествия, так и на транспортном средстве, изъять их и направить в судебномедицинскую лабораторию для соответствую­щего исследования.

Нередко осмотр места происшествия при транспорт­ной травме проводят без трупа, который уже до этого был отправлен в морг во избежание нарушения движе­ния транспорта на дороге и скопления людей. В связи с этим особое значение приобретает осмотр одежды су-дебномедицинским экспертом в морге и исследование трупа. При этом на одежде пострадавшего могут быть обнаружены отпечатки протектора шин, краски, покры­вавшей машину, и другие особенности, благодаря ко­торым с помощью криминалистической экспертизы иногда удается установить машину, совершившую наезд.

В случаях железнодорожного происшествия одежда пострадавшего бывает обильно загрязнена смазочными веществами и угольной пылью.

При транспортных травмах иногда возникает воп­рос о полноценности у пострадавшего слуха и зрения, Для решения его данные вскрытия не всегда бывают до­статочны, и поэтому требуется изучить дополнительные медицинские документы об умершем (амбулаторную карту, историю болезни и др.).

Во всех случаях смертельной транспортной травмы необходимо направлять в судебномедицинскую лабора­торию кровь, мочу или части внутренних органов (мозг, печень, почки) на предмет качественного и количествен­ного определения в них алкоголя.

Под автомобильной травмой понимают телесные пов­реждения, причиненные частями движущейся автомаши­ны, а также образовавшиеся при падении из машины во время движения. Другие виды повреждений, встречаю­щиеся на автотранспорте (ожоги при воспламенении машины, отравления парами бензина или выхлопными газами и пр.), к автомобильной травме относить не сле­дует.

Различают следующие основные виды автомобиль­ной травмы: удар (наезд), переезд колесами, прижатие тела автомашиной к неподвижному предмету (стене, столбу и т. п.), падение из автомашины во время дви­жения, травма внутри автомашины (например, при стол­кновении ее с препятствием) и комбинированные повреждения — удар (на­езд) с последующим переездом тела коле­сом или колесами.

 

Рис. 10. Ссадины от удара облицов­кой радиатора автомобиля

 

При ударе (наезде) наблюдается отбрасы­вание тела с последую­щим падением и сколь­жением его по дорож­ному покрытию. Удары чаще всего наносятся передним буфером (бампером), фарами, крылом, радиатором, кузовом; реже — зад­ними частями автомобиля. При этом обычно образуют­ся ссадины и кровоподтеки, рвано-ушибленные раны, пе­реломы костей, разрывы внутренних органов.

Характер повреждений и их расположение на теле иногда позволяют судебномедицинскому эксперту судить о том, какой частью автомашины причинены удары и в каком положении находился пострадавший по отноше­нию к ней. Для этого требуется точно измерить высоту расположения повреждений от подошвы и сопоставить с соответствующими частями автомашины.

При ударах часто образуются односторонние повре­ждения мягких тканей и костей в области нанесения удара.

В некоторых случаях при наезде на теле возникают повреждения, отражающие особенности ударившей ча­сти машины — характерные ссадины при ударах радиа­тором (рис. 10), дугообразные и округлые кровоподтеки, причиняемые фарами, повреждения мягких тканей и пе­реломы костей на уровне расположения переднего буфе­ра (так называемый бампер — перелом).

После удара и отбрасывания тела с падением на грунт возникают разнообразны? повреждения главным образом на голове, руках и ногах. Часто наблюдаются обширные осаднения в виде параллельных полос (следы скольжения), по которым можно судить о направлении движения отброшенного тела после падения. Следы скольжения в виде параллельных полос могут быть вид­ны также на одежде и обуви.

При наезде колесом в результате сдавления тела образуются весьма характерные повреждения, по ко­торым нередко представляется возможным судить о механизме травмы и отличить ее от других видов меха­нического насилия. К ним относятся двухсторонние вер­тикальные переломы костей таза при переезде через та­зовую область, отпечатки протектора колеса на одежде и на коже, отслоение кожи при переезде через конечность, многооскольчатый перелом костей черепа с размозже-нием головного мозга и сплющивание головы при ее пе­реезде. Для переезда колесом автомашины через груд­ную клетку характерны двухсторонние множественные переломы ребер, с переломами каждого ребра в двух-трех местах, переломы позвонков и лопаток. При пере­езде через грудную клетку или живот наблюдаются мас­сивные разрывы и размозжения внутренних органов, при переезде через конечности — оскольчатые поперечные переломы трубчатых костей. Со стороны въезда колеса обычно отмечаются более тяжелые повреждения с от­слоением кожи, массивными кровоизлияниями в мышцы; на противоположной стороне они встречаются значи­тельно реже.

В основе механизма травмы при падении из кузова лежит удар о землю и сотрясение тела. Образующиеся при этом повреждения сходны с теми, которые встреча­ются при падении с высоты. Прижатие тела автомаши­ной к неподвижным предметам чаще всего характери­зуется повреждениями органов грудной клетки и живо­та в результате их сдавления.

Травмы в кабине или кузове наблюдаются обычно при происшествиях: столкновении автомашин, наезде на неподвижное препятствие, резком торможении и т. д. В результате удара о внутренние части и об устройства автомашины образуются разнообразные по характеру и тяжести повреждения: ссадины, кровоподтеки, раны, пе­реломы костей и др., которые располагаются преимуще­ственно на передней поверхности лица, туловища и ко­нечностей. Иногда на лице и руках образуются множе­ственные ранки от осколков стекол.

При комбинированных повреждениях, например при ударе передней частью автомашины с последующим па­дением и переездом через тело задним колесом, обравуются повреждения, свойственные тому и другому виду автомобильной травмы.

Следует иметь в виду, что почти при всех видах смер­тельной автомобильной травмы наружные повреждения на теле обычно менее выражены, чем внутренние. Это объясняется, с одной стороны, тем, что одежда защища­ет кожные покровы от повреждений, а с другой__проч­ностью самой кожи. Исследованием мягких тканей туло­вища и конечностей выявляются дополнительные пов­реждения, незаметные при наружном осмотре трупа. Это помогает решать вопрос о механизме автомобильной травмы.

Механизм травмы при наезде мотоциклом на пеше­хода заключается в ударе выступающими частями мо­тоцикла (переднее колесо, руль, фара, цилиндры двух­цилиндровых мотоциклов, передняя часть коляски и ее рамы). Возникающие в месте удара повреждения (так называемые первичные, или контактные) в виде ссадин, кровоподтеков и ран, реже переломов костей распола­гаются обычно на нижних конечностях на уровнях, со­ответствующих высоте ударившей детали.

К характерным для рассматриваемого вида травмы повреждениям относятся параллельные линейные ссади­ны, причиняемые ребристыми пластинами воздушного охлаждения цилиндров, и округлые кровоподтеки от ударов фарой. В результате последующего падения и удара о дорогу возникают вторичные повреждения, чаще всего в области головы, в виде трещин и переломов ко­стей черепа и повреждений мозга.

Столкновение с встречным транспортом и падение с мотоцикла во время движения нередко ведет к тяжелой черепно-мозговой травме, часто со смертельным исхо­дом.

Тракторная травма. В судебномедицинской практике иногда встречаются повреждения, причиненные колесны­ми и гусеничными тракторами.

Тракторная травма наблюдается преимущественно при сельскохозяйственных работах и в лесной промыш­ленности. Повреждения колесным трактором чаще все­го происходят в результате опрокидывания трактора и сдавления тела. Они характеризуются множественными переломами костей, разрывами и размозжениями внут­ренних органов. На теле иногда образуются характерные штамп-отпечатки, более или менее четко воспроизводя­щие контуры выступающих деталей трактора.

В случаях переезда колесом через грудную клетку возникают множественные двухсторонние переломы ре­бер и повреждения внутренних органов, сходные с пов­реждениями, причиняемыми колесом автомашины. При переезде через живот наблюдаются разрывы кишечника, размозжения печени, селезенки, разрывы почек. Иногда на одежде видны отпечатки покрышки-колеса. Переезд через голову всегда сопровождаемся множественными переломами черепа с размозжением головного мозга и сплющиванием головы.

Переезд гусеничным трактором характеризуется тя­желыми повреждениями в виде переломов и раздробле­ния костей, разрывов и размозжений внутренних орга­нов и, как правило, приводит к смерти уже на месте происшествия. В результате давления поперечно распо­ложенных на гусеницах трактора шпор (почвозацепов) на коже образуются весьма характерные повреждения в виде множественных параллельных полосовидных сса­дин и кровоподтеков, характер которых позволяет иног­да устанавливать марку трактора, причинившего пов­реждения.

На втором месте после автомобильной стоит желез­нодорожная травма.Чаще всего она является следстви­ем случайного попадания под движущийся железнодо­рожный транспорт (при хождении по путям, посадке или соскакивании на ходу) или крушения поездов. Зна­чительно реже встречаются случаи самоубийства, для которых характерны повреждения колесами в виде от­деления головы от туловища или разделения туловища человека на две половины.

Случаи убийства с использованием в качестве ору­дия убийства железнодорожного транспорта чрезвычай­но редки; чаще встречается подкладывание на рельсы трупа с целью инсценировки несчастного случая или са­моубийства.

По механизму различают несколько основных видов железнодорожной травмы: переезд колесами, удары выступающими частями транспорта, сдавления между вагонами (чаще всего между буферами или частями ме-, ханизма автосцепа), падения с движущегося транспорт та, комбинированные повреждения (удар частями транспорта с последующим переездом колесами), травмы внутри вагонов в результате железнодорожных ката­строф.

Железнодорожные повреждения можно подразделить на две основные группы: повреждения типичные и нети­пичные, образующиеся и при других видах насилия.

Типичными являются повреждения, которые возни­кают в результате переезда через тело колес железно­дорожного транспорта. К ним относятся следы давле­ния на коже в месте переезда колесами. Они имеют ха­рактерный вид широких плотных осадненных бурых полос, по краям которых часто располагаются полосы обтирания, образующиеся от воздействия боковых по­верхностей колес. Выраженность полос давления зави­сит от характера одежды: чем толще одежда, тем они слабее выражены.

Отделение головы от туловища в результате перека­тывания колес через шею, а также разделение туловища колесами на уровне груди или живота может быть полным и неполным. В последнем случае голова и туло­вище или обе половины туловища соединены друг с другом кожно-мышечными или кожными перемычками (рис. 11). В местах переезда колесом наблюдаются раз-мятие мягких тканей и внутренних органов, а также раз­дробление костей. В мягких тканях при этом обнаружи­ваются массивные кровоизлияния, которые служат до­казательством прижнзненности травмы.

Отделение конечностей с характерным раздроб­лением костей на множество крупных и мелких кост­ных осколков в месте переезда колесом. Разделение тела колесами на множество частей с разбрасыванием их иногда на значительное расстояние друг от друга. В таких случаях на частях тела часто обнаруживаются характерные следы протаскивания по полотну до­роги.

К типичным железнодорожным повреждениям отно­сят также сдавление тела между буферами, в результа­те которого образуются обширные множественные пере­ломы грудной клетки, лопаток, позвоночника с тяже­лыми повреждениями органов грудной и брюшной полостей. Иногда на коже груди и спины отпечатывают­ся буферные тарелки. Сходные повреждения возникают и при сдавлении в автосцепном механизме, Характерными являются следы волочения в виде множественных параллельных ссадин и царапин.

Рис. 11. Разрывы кожи по ходу полосы давления колесом

 

К нетипичным повреждениям относятся рвано-ушиб­ленные раны, ссадины и кровоподтеки, переломы костей и иные повреждения, образующиеся от ударов частями движущегося транспорта или в результате отбрась!ва-ния и удара при падении тела на железнодорожный путь.

И наконец, общим признаком всех железнодорожных повреждений, как типичных, так и нетипичных, является наличие на одежде и на теле следов смазочных веществ, угля и материалов балластного слоя железнодорожного пути.

Авиационная травмаохватывает повреждения, воз­никающие при летных происшествиях, среди которых различают катастрофу, аварию и вынужденную по­садку.

Повреждения, образующиеся на теле человека при падении самолета, очень разнообразны и зависят от ти­па самолета, его скорости, высоты падения, характера местности (водное пространство, лес, поле и т. д.) и мно­гих других условий.

При авиационных катастрофах часто наблюдается лолное разрушение тела с разделением его на неболь­шие части, массивные разрушения с грубыми разрыва­ми кожных покровов, размозжениями мягких тканей и переломы костей.

Повреждения при катастрофах реактивных самоле­тов в результате взрыва, как правило, более тяжелые чем при катастрофах поршневых самолетов

Во время запуска мотора, разбега и взлета самолета иногда возникают повреждения лопастями винта пло­скостями и другими частями самолета.

 

Глава 7

ОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ

 

Огнестрельные повреждения как в мирное время так особенно в военное время занимают важное место сре­ди объектов судебномедицинской экспертизы.

Под огнестрельными повреждениями понимают та­кой вид механической травмы, который происходит в результате либо выстрела из огнестрельного оружия лиоо взрыва снаряда, гранаты, запала или какого-ни­будь взрывчатого вещества.

Постоянное усовершенствование оружия и боеприпа­сов, принятие на вооружение новых образцов использо­вание для снаряжения боеприпасов коллоидного и пи бездымного пороха существенно изменили ряд харак­терных признаков огнестрельных повреждений как на одежде, так и на теле. По существу исчез такой счи­тавшийся ранее классическим, признак входной огне­стрельной раны, как опадение, стали менее выражены и другие признаки близкого выстрела, как, например от­ложение копоти и порошинок. Поэтому при судебноме­дицинской экспертизе огнестрельной травмы постоянно требуется совершенствовать методы исследования ис­пользуя новейшие достижения физики, химии кримина­листики и других смежных с судебной медициной наук Судебномедицинская экспертиза огнестрельных пов­реждений с учетом данных осмотра места происшествия и всех обстоятельств дела может оказать большую по­мощь при расследовании.

Среди вопросов, предлагаемых судебно-следственньн ми органами на разрешение судебномедицинского эко перта по делам об огнестрельных повреждениях, имеет-: ся ряд основных: является ли повреждение огнестрель­ным, с какого расстояния произведен выстрел, какое из повреждений входное и какое выходное, каково направ­ление раневого канала, какой вид оружия и боеприпа­сов был применен, своей или посторонней рукой причи­нено ранение.

Разумеется, что в каждом конкретном случае могут быть поставлены и другие дополнительные вопросы. Так, при нескольких ранах необходимо выяснить: из одного и того же ли оружия они причинены, в какой последо­вательности, сколькими выстрелами и т. д.

Оказывая медицинскую помощь пострадавшему от огнестрельной травмы, любой врач должен уметь пра­вильно отразить в медицинском документе первоначаль­ный характер огнестрельной раны и принять необхо­димые меры для сохранения одежды пострадавшего, исследование которой в дальнейшем может оказать су­щественную помощь в раскрытии преступления. К сожа­лению, имели место случаи, когда несоблюдение леча­щими врачами необходимых правил при описании в истории болезни огнестрельных повреждений, особенно области входной огнестрельной раны, явилось причиной невозможности решения в дальнейшем ряда специаль­ных экспертных вопросов, так как после хирургической обработки внешний вид огнестрельной раны существен­но изменяется.

 

Краткие сведения об огнестрельном оружии и боепри­пасах [Более подробные сведения приводятся в курсе криминалистики]. Судебномедицинскому эксперту обычно прихо­дится иметь дело с повреждениями, причиненными от выстрелов из ручного огнестрельного оружия. Другие виды огнестрельной травмы, например повреждения от взрывов снарядов, гранат, запалов и т. п., в мирное время встречаются редко.

Ручное огнестрельное оружие по своему назначению подразделяется на следующие основные группы: бое­вое — винтовки, карабины, автоматы, пистолеты, револь­веры; спортивное — малокалиберные винтовки, пистоле-

ты и револьверы (калибра 5,6мм), предназначенные для спортивных тренировок и соревнований; охотничье — гладкоствольные ружья для стрельбы дробью или кар­течью, нарезные (пулевые) охотничьи ружья, комбини­рованные ружья с гладкими и нарезными стволами; ат





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.013 с.)