Повышения педагогической компетентности сотрудников воспитательного аппарата Ардатовской воспитательной колонии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышения педагогической компетентности сотрудников воспитательного аппарата Ардатовской воспитательной колонии



 

 

Одной из главных составляющих гуманизации условий отбывания наказаний является профессионализм сотрудников ИУ, прежде всего, воспитательных аппаратов. Выполняя пункт 5 Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС, руководство ГУИН Минюста России по Нижегородской области уделяет этим вопросам большое внимание (Приложение 2). Так, в Ардатовской воспитательной колонии (ВК) на базе методического кабинета уже несколько лет работает «Школа молодого воспитателя» и «Школа профессионального педагогического мастерства».

В 2003 г. на основе статистических данных был сделан вывод, что с 1996 г. состав воспитательного аппарата ежегодно обновляется на 25%. Приходят сотрудники, не имеющие не только специализированной пенитенциарной подготовки, но и педагогического образования. В этих условиях возникла необходимость разработки специальной программы занятий, в которую были включены педагогические и психологические темы (например, «Методы изучения личности», «Методы воспитательного воздействия», «Криминогенная и психолого-педагогическая характеристика лиц, отбывающих наказание в ВК», «Общая характеристика асоциальной субкультуры осужденных» и т.п.), а также вопросы изучения основных правовых документов, регламентирующих деятельность ВК.

Занятия школы проводятся в форме бесед, лекций, семинаров-практикумов, методических семинаров, обсуждения рефератов, анализов результатов анкет о состоянии воспитательной работы. На семинары приглашаются учителя школы, мастера профессионального училища (ПУ), опытные воспитатели.

Обучение проводят: начальник отдела воспитательной работы подполковник внутренней службы Заикин К.М., начальник службы режима майор внутренней службы Жилочкин С.И., начальник психологической службы майор внутренней службы Пригульнова Г.В., методист Абрамова Н.Н., начальник спецотдела майор внутренней службы Торгашев В.А., начальник оперативного отдела подполковник внутренней службы Ганин В.Г.

Молодые сотрудники сразу начинают посещать занятия «Школы профессионального педагогического мастерства», которые проходят 1 и 3 вторник месяца. Тематика данных занятий определяется ежегодно, исходя из проблемы, над которой работает колония. Например, в 2000-2001 годах это было «Повышение эффективности деятельности самодеятельных формирований осужденных». С целью изучения состояния дел по данной проблеме методическая группа разработала анкету для сотрудников воспитательного отдела. Результаты анкетирования обсудили на учебно-воспитательном совете (УВС) колонии, где одновременно рассмотрели вопрос «Работа воспитательного отдела по вовлечению осужденных в самодеятельные организации, ее эффективность и роль в борьбе с негативными явлениями». По решению УВС в рамках занятия школы профессионального мастерства провели встречу за круглым столом работников воспитательного отдела и бывших начальников отряда по вопросу: «Организация коллектива осужденных, опора в этой работе на актив». На занятиях школы обсудили рефераты воспитателей лейтенанта внутренней службы Сучкова С.Н. «Организация работы актива» и лейтенанта внутренней службы Идрисова В.Э. «Роль самодеятельных организаций в профилактике правонарушений среди осужденных».

В 2002 году на УВС колонии был поднят вопрос дальнейшего повышения уровня педагогической подготовки сотрудников. Тематика занятий была посвящена раскрытию темы «Повышение профессионального педагогического мастерства сотрудников – основа успеха воспитательной работы с осужденными». Не случайно великий русский педагог А.С. Макаренко писал: «Как бы человек ни закончил институт, как бы он ни был талантлив, но если он не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим воспитателем». С изменением проблемы изменилась и тематика занятий школы: «Методы формирования опыта общественного поведения и организации деятельности», «Реализация целенаправленного психолого-педагогического влияния на осужденных в ходе проводимых воспитательных мероприятий», «Причины нарушений требований режима и дисциплины в ВК», «Единообразное ведение делопроизводства в отделениях, отрядах» и другие.

Живой интерес у слушателей вызвал материал, рассмотренный на методическом семинаре: «Конфликты, их виды, пути разрешения». С анализом состояния дисциплины выступил начальник воспитательного отдела подполковник внутренней службы Заикин К.М., о видах конфликтов в ВК и путях их разрешения сообщил старший психолог капитан внутренней службы Якимов Д.В., с обзором литературы, имеющейся в методическом кабинете по данной проблеме, выступил методист Абрамова Н.Н.

На занятиях школы обсуждаются также проблемные статьи из журналов «Ведомости УИС», «Преступление и наказание», обзоры положительного опыта других колоний, рефераты. В 2002 году обсудили рефераты: воспитателя лейтенанта внутренней службы Боченкова Ю.А. «Методы стимулирования деятельности и поведения, использование их в практической работе» и «Дезадаптация личности и пути ее ресоциализации» - психолога капитана внутренней службы Гришанина С.И.

Поскольку 2003 год являлся годом 115-летия со Дня рождения А.С. Макаренко, то общей темой стало использование наследия А.С. Макаренко в воспитательной работе с осужденными. Занятия были посвящены основным методам исправления осужденных, практике индивидуальной работы с воспитанниками, особенностям воспитания в современных условиях и т.п., а одно из занятий было посвящено просмотру фильма «Флаги на башнях» с последующим обсуждением. Все это позволило сотрудникам глубже узнать наследие великого педагога, его методы работы с трудными подростками, особенности выстраивания педагогического общения.

Особое место было отведено созданию гуманной среды в исправительных учреждениях. Быть гуманным по отношению к осужденным – значит верить в возможность их исправления, передать эту веру им самим, для чего уметь предъявлять разумные и справедливые требования и создавать такие условия, когда следование этим требованиям вело бы не к бездумному подчинению, а к сознательной дисциплине, к формированию готовности работать над собой. А.С. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания, если нет требования.

Но этот вопрос имеет и другую сторону. Лишенная элементов доверия и заботы о человеке требовательность может вылиться в жестокость, в деспотизм. Отсюда вытекает одно из основных условий реализации данного принципа – требовательность, предъявляемая воспитателем к осужденным, должна сочетаться с высокой взыскательностью по отношению к себе, своим моральным качествам, педагогическому мастерству. Это позволит преодолеть пренебрежительное, а подчас даже враждебное отношение к осужденным.

Сочетать требовательность с уважением человеческого достоинства осужденного необычайно сложно для сотрудников, поскольку серьезные нравственные дефекты, отрицательные черты характера осужденных сразу бросаются в глаза. Положительные же часто не так заметны. Однако почти у каждого осужденного можно найти если не явно выраженные положительные качества, то хотя бы потенциальные, которые при соответствующем отношении к нему могут развиться.

В целом, занятия способствуют формированию высокопрофессионального состава воспитательного аппарата, который способен педагогическими методами справляться с возникающими в работе трудностями.

Таким образом, изучение злободневных проблем и недостатков в воспитательной работе позволяет руководству колонии на каждый определенный год выдвинуть основную тему, раскрытию которой посвящаются все занятия школы профессионального педагогического мастерства. Это способствует профессиональному становлению воспитателей ВК, что в свою очередь приводит к успехам в вопросах исправления осужденных. Кроме того, изменился психологический климат в коллективе сотрудников ВК, поскольку результативность в работе формирует уверенность сотрудников, вызывает чувство выполненного долга и удовлетворения.


Обзор опыта кадрового аппарата учреждения УЗ-62/20,

направленного на качественный подбор кандидатов на службу, развитие и формирование у сотрудников необходимых деловых качеств, моральной и психологической устойчивости, дисциплинированности

 

Чтобы сотрудники учреждений действительно могли организовать гуманную систему отношений, они должны отвечать определенным требованиям. Прежде всего, сотрудники должны понимать, что они - государственные деятели, от которых во многом зависит реализация целей и задач уголовно-исполнительной политики. Кроме того, они должны обладать общей культурой, владеть искусством общения, быть достаточно интеллектуально развитыми, интеллигентными, уметь сдерживать себя и т.п.

В общении с осужденными важно принимать решения оперативно, но взвешенно, для чего необходима гибкостью мышления, скоростью реакции, находчивость и даже чувство юмора.

Кроме вышеперечисленных, сотрудник ИУ (воспитатель осужденных) должен отвечать и общим требованиям, предъявляемым к любому воспитателю человеческих душ.

Такие качества личности как терпеливость, самообладание, твердость характера, последовательность, приветливость и т.п. должны быть свойственны всем людям, в силу своих профессиональных обязанностей общающихся со многими людьми, группами, коллективами. Но особую значимость они приобретают для воспитателей в целом и для воспитателей осужденных в частности.

В ГУИН Минюста России по Нижегородской области воспитательная работа с личным составом проводится в соответствии с требованиями Концепции и Плана первоочередных мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование работы с кадрами, Концепции и программы мер совершенствования воспитательной работы с личным составом уголовно-исполнительной системы по Нижегородской области на период до 2005 года.

Основными направлениями в данной деятельности являются формирование и развитие: профессионально-нравственного потенциала; моральной устойчивости и надежности; патриотизма; дисциплинированности; правовой и общественной культуры; психологической готовности всегда следовать духу и букве закона, кодексу чести рядового и начальствующего состава органов УИС.

Одной из колоний, где вопросам воспитания сотрудников уделяется большое внимание, является учреждение УЗ-62/20. Руководством данной колонии проводится большая работа по подбору, расстановке, повышению образовательного уровня сотрудников,формированию глубокого понимания гражданского долга и социальной значимости их профессиональной деятельности, что в свою очередь способствует укреплению порядка, дисциплины и законности среди личного состава подразделения.

На сегодняшний день учреждение УЗ-62/20 является исправительным учреждением для отбывания наказания осужденных мужчин на строгом режиме с наполнением – 1375 осужденных. В колонии работают - 335 человек, из них начальствующий состав - 245 человек. Основным направлением производственной деятельности учреждения является металлообработка (в кооперации с Горьковским ОАО ГАЗ).

Воспитательная работа, сочетаемая с заботой о личном составе – важнейшая составляющая деятельности руководства учреждения. Большое внимание уделяется охране здоровья персонала, развитию культурно-оздоровительной сферы.

В учреждении для более эффективной работы в отделах охраны и безопасности оборудованы комнаты отдыха и приема пищи, уголки психологической разгрузки. Для дежурных смен организовано бесплатное питание во время несения службы.

Большое значение также придается оказанию услуг сотрудникам по льготным ценам – от ремонта одежды и обуви до ремонта бытовой техники и автомобилей. Имеется подсобное хозяйство, где развито свиноводство, выращиваются: картофель, огурцы, помидоры, зелень и др.

Стать сотрудником данной колонии довольно сложно, поскольку зачисление в штат осуществляется на конкурсной основе.

Разъяснительно-ознакомительное собеседование - основное направление работы с кандидатами на службу, в ходе которого их информируют о требованиях, предъявляемых к сотрудникам, социальной защищенности, ответственности.

Ещё на стадии оформления с кандидатом на службу сотрудники кадрового аппарата проводят индивидуальные беседы, в ходе которых выясняются деловые и моральные качества кандидата, черты его характера, отношение к общественной и трудовой деятельности, способности, склонности, интересы, реакция членов семьи и близких на желание молодого человека работать в органах уголовно-исполнительной системы. Определяются мотивы, побуждающие его поступить на службу в УИС.

В работе с кандидатами на службу, как на офицерские должности, так и на должности младшего начальствующего состава, внедрён ряд определенных новшеств:

1. Конкурсная основа. С помощью средств массовой информации и по рекомендации сотрудников колонии приглашаются граждане, желающие поступить на службу в органы УИС. Затем комиссия учреждения по разработанному сценарию проводит конкурс на замещение вакантных должностей, который включает в себяобязательную сдачу нормативов по физической подготовке (подтягивание на перекладине, кросс 1 км, челночный бег 10х10). Проверяется и уровень грамотности кандидатов. С этой целью они пишут диктант.

2. Психологический отбор. Путем собеседования, анкетирования и тестирования устанавливается пригодность кандидатов для службы в УИС, изучается их психологическая устойчивость, эмоциональные и волевые качества, необходимые для выполнения задач в условиях высоких физических и психических нагрузок.

Психолог посещает семьи стажеров, проводит индивидуально-психологическое обследование и готовит предложения и рекомендации о более рациональном их использовании в условиях служебной деятельности.

По результатам исследования составляется вывод-справка и оценка-прогноз о целесообразности использования данного кандидата на конкретной должности.

Как результат, в учреждении нет случаев увольнения на первом году службы.

Образовательный уровень сотрудников - одно из приоритетных направлений в работе с кадрами подразделения, как аттестованного, так и вольнонаемного состава. В учреждении из 96 сотрудников среднего и старшего начсостава - 92 имеют высшее образование или заканчивают ВУЗы. Также повышает свой образовательный уровень младший начальствующий и вольнонаемный состав, который в дальнейшем становится надежным резервом на замещение должностей среднего и старшего начсостава.

Хорошим стимулом для самосовершенствования сотрудников являются участие в ежегодных конкурсах профессионального мастерства на звание «Лучший наставник», «Лучший по профессии», проводимых в ГУИН по 6-ти специальностям.

В целях повышения результативности воспитательного процесса, укрепления дисциплины и законности в подразделении существует ряд направлений в работе с личным составом:

- начальником подразделения, начальником ОК и РЛС, психологом учреждения проводятся специальные занятия с начальниками отделов и служб по правильному и рациональному планированию своей работы, работы отдела, по изучению правил поведения, культуры, этикета и т.д.;

- каждое оперативное совещание при начальнике подразделения начинается с доклада начальника ОК и РЛС о состоянии дисциплины среди личного состава за прошедшую неделю, о недостатках в работе и мерах по их устранению, а также о кадровых перестановках;

- ежеквартально согласно утвержденному графику заслушиваются на кадровой комиссии начальники отделов ислужб осостоянии дисциплины среди личного состава и их роли в воспитательном процессе с подчиненными (планирование, проведение индивидуально-воспитательной работы, перспективы совершенствования воспитательного процесса и т.д.);

- в целях профилактики мелких нарушений дисциплины хорошо налажена работа воспитательных советов в отделе охраны и отделе безопасности.

На суд чести выносятся только серьезные проступки, где требуется внимание и реакция всего коллектива. Отлаженная профилактическая работа общественных формирований практически исключила необходимость наложения дисциплинарных взысканий.

Успешное выполнение служебных задач личным составом подразделения находится в прямой зависимости от качества физической подготовки сотрудников. Начиная с руководства и заканчивая младшим инспектором, все сто процентов сотрудников сдают зачеты. Результаты зачетов учитываются при присвоении сотрудникам классной квалификации. В настоящий момент в учреждении подготовлено 74 классных специалиста. В целях обеспечения качества специальной, боевой подготовки сотрудников, ежедневно проводятся совместные инструктажи дежурных смен отделов охраны и безопасности, во время которых отрабатываются варианты возможных действий в экстремальных ситуациях, особенно связанных с применением физической силы, специальных средств и табельного оружия.

Особая роль в учреждении отводится пропаганде здорового образа жизни. Для этой цели на базе ведомственного спортивного комплекса «Динамо» имеются: зал для спортивных игр, тренажерный зал, зал для занятий борьбой, восстановительный центр. Проходит также большое количество различных спортивных мероприятий местного, районного и областного масштаба. Для более широкого охвата занятиями по физической подготовке, весь личный состав разбит на группы: рядовой и младший начсостав, средний начсостав, старший начсостав и сотрудники – женщины. Каждой группе отведено свое время для занятий. Ежегодно проводится спартакиада среди отделов и служб учреждения, посвященная Дню защитников Отечества, организуются лыжные походы с традиционными пельменями и чаем, экскурсии в Большое Болдино по Пушкинским местам, поездки в г. Суздаль и в зону отдыха «Ивняги».

Сотрудники учреждения принимают активное участие в конкурсах профмастерства, выставках прикладного и самодеятельного художественного творчества. Во многих из них занимают призовые места.

В учреждении за счет хозяйственной деятельности и спонсорской помощи обновляется спортивный инвентарь, приобретается музыкальная аппаратура и инструменты для проведения концертов, вечеров отдыха, музыкального оформления торжественных мероприятий и спортивных соревнований.

С целью освещения деятельности и работы руководства, учреждение в течение года неоднократно посещалось представителями центральных и местных СМИ. Основным направлением информационных материалов вышедших в эфир являлось использование кабельного TV колонии, воспитательная работа и ее результаты. Редакцией местной газеты «Лукояновская правда» утвержден план по освещению жизни и деятельности учреждения.

Корреспонденты отражают производственно-хозяйственную, служебно-боевую деятельность, культурно-массовую и спортивную работу. Много пишется о сотрудниках, об успехах и задачах учреждения, планах коллектива. Тем самым повышается престиж службы в уголовно-исполнительной системе и молодежь охотно идет служить в учреждение, зная, что там кипит жизнь.

При ИУ создана общественная организация «Ветеран» со своей печатью и лицевым счетом в банке. Главная цель – оказать моральную, духовную и материальную помощь ветеранам УИС. Чествование ветеранов-юбиляров проводится на общем собрании коллектива, где вручаются денежные премии и подарки. Печатаются поздравления в районной газете. Ежегодно организуется поездка ветеранов в Дивеевский монастырь, выписывается газета «Здравствуйте, люди…», ветераны отдыхают на базе отдыха «Лесная сказка».

Выделяются денежные средства на оплату ритуальных услуг и финансовую помощь членам семей умерших.

Таким образом, в учреждении УЗ-62/20 огромное внимание отводится воспитательной работе, целью которой является сохранение кадрового потенциал учреждения, повышение престижа службы в органах УИС, формирование здорового образа жизни сотрудников и членов их семей. За последние годы в учреждении нарушения служебной дисциплины сведены к минимуму.

На протяжении многих лет данное учреждение по итогам работы с личным составом в областном рейтинге учреждений ГУИН Минюста России по Нижегородской области занимает 1 место, а общее среди подразделений УИС области по служебной деятельности не ниже 2-го. Некомплект личного состава отсутствует, искоренены случаи чрезвычайных происшествий и нарушений законности, что в свою очередь способствует успешному выполнению стоящих перед учреждением задач. Как результат работы в данном учреждении текучесть кадров практически сведена к нулю.

Благодаря умелому руководству, вдумчивой и плодотворной воспитательной работе с личным составом в коллективе создан здоровый морально-психологический климат. Такой коллектив способен выполнить любую поставленную перед ним задачу.

Наработанный опыт кадрового аппарата УЗ-62/20, направленный на качественный подбор кандидатов на службу, развитие и формирование у сотрудников необходимых деловых качеств, моральной и психологической устойчивости, дисциплинированности рассмотрен Центральным экспертным советом УИС Минюста России и предлагается для внедрения в практическую деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.53 (0.023 с.)