Увязка встречных годографов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Увязка встречных годографов.



Два встречных годографа нужно увязать во взаимных точках. Для этого они загружаются в рабочее окно профиля, и выполняется операция “ Procedures ”-“ Equalize picks ”. Возможны 3 варианта увязки - “ Bring to left ”, “ Bring to right ” или “ Bring to mean ” – привести время во взаимных точках к значению левого, правого годографа или привести к среднему по двум. Каждый увязанный годограф нужно сохранить снова в своем директории, что означает привязать его к данному ПВ.

 

11.7.4. Вычисление годографа t0 и разностного годографа.

Для этого при загруженных в рабочее окно профиля двух взаимно увязанных встречных годографах следует щелкнуть по пункту меню “ Procedures ”-“ ” - годограф t0 и разностный годограф появятся в рабочем окне (рис.42). Их нужно сохранить в

базе данных.

       
   
 
 
t0

Рис.42. Построение по сводным встречным годографам головной волны (1,2) разностного годографа (синий) и годографа t0 (желтый).

 

11.7.5. Определение граничной скорости V2.

Значения граничной скорости V2 определяются по разностному годографу. Если разностный годограф легко может быть аппроксимирован одной прямой линией (“ Tools ”-“ Approximate ”-“ Line ”), то это показывает, что значения граничной скорости практически не меняются вдоль профиля, и достаточно сохранить в базе данных определяемое таким образом ее значение (“ Procedures ”-“ Save velocity ”-“ Save V2 ”).

Следует заметить, что инструмент “ Tools ”-“ Approximate ”-“ Line ” определяет значение скорости по наклону прямой линии, а так как граничная скорость V2 определяется по формуле , то вычисленное по наклону , скорость в данном случае будет в 2 раза меньше значения скорости V2. При сохранении в базе данных значение скорости автоматически умножается на 2 и соответствует правильному значению V2. В этом можно убедиться, посмотрев в таблицу скоростей (“ Procedures ”-“ Edit velocities ” – рис.43). Кстати, значения скоростей в таблице можно отредактировать – изменить вручную.

Рис.43. Определение значения скорости V2 по разностному годографу с помощью инструмента “ Tools ”-“ Approximate ”-“ Line ”. Соответствующее значение скорости при сохранении заносится в таблицу скоростей, в ячейку, относящуюся к ПВ 1, в чем можно убедиться по всплывающему окну “Velocities”.

 

Если разностный годограф явно не аппроксимируется одной прямой линией, то можно определить значения граничной скорости отдельно для каждого интервала. Однако, при сохранении вычисленного значения скорости в базе данных (таблица скоростей) нужно иметь в виду, что значение скорости V2 сохраняется для той точки ПВ, которое активно в данный момент, и действует в интервале справа от этой точки до следующей точки ПВ с другим значением скорости V2. Поэтому, когда в рабочее окно загружен лишь один годограф, только одно значение скорости, относящееся к ПВ этого годографа, может быть сохранено в базе данных (последнее сохраняемое значение).

Для того, чтобы значения граничной скорости, определяемые по разностному годографу, сохранить для разных ПВ, можно предварительно сохранить разностный годограф в директориях этих ПВ, а при определении V2 поочередно загружать с этих директориев - определяемая скорость будет сохраняться в соответствующих директориях. Можно просто “обмануть” систему – перед сохранением скорости загружать в окно любой годограф с соответствующего директория, тогда значение скорости будет сохраняться в этом директории.

Если разностный годограф имеет большой разброс времен, и аппроксимация ее прямой линией вызывает трудности, то можно поручить это самой программе – она может сделать это по критерию минимума среднеквадратического отклонения. Для этого нужно: а) сделать аппроксимируемый годограф активным; б) выделить интервал профиля, в котором определяется скорость; в) щелкнуть по пункту меню “ Tools ”-“ Pick ”-“ Least squares ”. В рабочем окне появится прямая линия, аппроксимирующая годограф в выделенном интервале, и значение кажущейся скорости, соответствующая наклону этой прямой.

 

11.7.6. Определение скорости в покрывающей толще (V1).

Рис.44. Определение скорости V1 по годографу прямой волны с использованием инструмента “ Tools ”-“ Pick ”-“ Least squares ”. Используется годограф, полученный с ПВ, расположенного на пикете 14м, поэтому, значение скорости сохраняется в соответствующей ячейке таблицы скоростей, в чем можно убедиться по всплывающему окну “Velocities”.

Значения скорости V1 определяются аналогичным образом по годографам прямой волны, регистрируемым вблизи пункта возбуждения (рис.44). Определить и сохранить можно значение V1 для каждого ПВ в интервале наблюдений. В промежуточных точках значения скорости в покрывающей толще вычисляются программой по формуле линейной интерполяции. По вертикали скорость V1 считается постоянной – это предполагается как при определении скорости по годографам прямых волн, так и при вычислении глубин преломляющей границы. Если интерпретатор обладает более точными сведениями о скоростях волн (например, данными по скважинам), он может ввести вместо определенных программой значений скоростей свои значения - “ Procedures ”-“ Edit velocities ”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.005 с.)