Современное законодательство о разрешении социально-трудовых споров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное законодательство о разрешении социально-трудовых споров



Основой разрешения трудовых конфликтов в РФ является принятый в 1995 г. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», устанавливающий правовые основы и порядок осуществления этого процесса, а также реализации права на забастовку в связи с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников.

Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления, изменения и выполнения договоренностей об условиях труда, заработной платы, социально-трудовых отношений.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители на своих собраниях или конференциях большинством голосов; одновременно здесь же избирают полномочных представителей, которые, объединившись, могут образовать соответствующий орган. Для проведения необходимых мероприятий работодатели обязаны предоставить необходимые условия (например, помещение) и не препятствовать им.

Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю, а их копия может быть представлена в службу по урегулированию трудовых споров. Работодатель обязан в течение трех рабочих дней рассмотреть требования и сообщить о своем решении в письменной форме представителю работников.

Если работодатель полностью или частично отказывается удовлетворить требования работников, между ними возникает трудовой спор. Первым этапом его разрешения должно быть рассмотрение разногласий в обязательном порядке примирительной комиссией. При недостижении согласия стороны переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредников или в трудовом арбитраже, причем ни одна из них не может уклониться от участия в этих процедурах. В период их осуществления работникам предоставляется право проведения собраний, митингов, пикетирования.

Примирительная комиссия, в которую на паритетных основах входят представители трудового коллектива и администрации, создается в течение трех рабочих дней с начала трудового спора и утверждается приказом работодателя и решением представителя работников. В течение пяти дней с этого момента она должна рассмотреть спор и принять соответствующее решение, оформляемое протоколом.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника, который может быть приглашен как самостоятельно, так и по рекомендации службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Посредник по согласованию со сторонами определяет порядок рассмотрения трудового спора, запрашивает при необходимости от работодателя соответствующие документы и в течение недели обеспечивает принятие согласованного решения (в письменной форме) или утверждение протокола разногласий.

В последнем случае в течение трех рабочих дней для рассмотрения спора создается трудовой арбитраж в составе трех человек, предложенных самими сторонами или службой по урегулированию коллективных трудовых споров. Но представители сторон в его состав входить уже не могут. Акт его создания, состав, регламент и полномочия определяются совместным решением сторон и службы. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся трудового спора, изучает их и разрабатывает соответствующие рекомендации. Эти рекомендации передаются сторонам в письменной форме и при заключении ими письменного соглашения о выполнении приобретают обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется самими сторонами.

 

Конституция Российской Федерации;

Федеральный Закон “ О порядке разрешения колективных трудовых споров” от 23 ноября 1995 г.;

“О внесении изменений, дополнений в закон Российской Федерации “О колективных договорах, соглашениях” от 25 декабря 1992 г.;

“О правовых союзах, их правах, гарантиях деятельности” от 18 января 1995 г.;

Трудовой Кодекс Российской Федерации;

Указ Президента РФ “ О создании Российской трехстороней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений” от 20 мая 1996 г. № 743;

Первая, наиболее элементарная форма поиска компромисса — неформальные переговоры между сторонами конфликта. Третье (нейтральное) лицо в эти переговоры не вмешивается, но обычно создается механизм, облегчающий контакты между сторонами и побуждающий их обсудить разногласия и найти взаимоприемлемое решение.

Будучи наиболее мягкой формой побуждения сторон к достижению соглашения, переговоры, как правило, не подвергаются законодательному регулированию, а осуществляются в соответствии с согласительной процедурой, установленной в коллективных договорах.

Урегулирование конфликта путем неформальных переговоров рассматривается как простой, гибкий и во многих случаях дающий хороший результат способ устранения разногласий.

Обычно процедура примирения (посредничества) начинается только после исчерпания возможностей урегулирования спора путем непосредственных переговоров.

Примирение (посредничество) — это деятельность третьего (нейтрального) лица в целях оказания помощи сторонам конфликта в уменьшении разногласий и в достижении соглашения. Однако посредник не выдвигает каких-либо обязательных для сторон рекомендаций.

Примирение - более мягкая форма вмешательства посредника.

Посредничество предполагает более активное вмешательство третьей стороны, при котором посредник может предложить сторонам формулу решения конфликта, однако она рассматривается не как обязательная рекомендация.

Посредничество можно рассматривать как своего рода промежуточную стадию между примирением и арбитражем.

Суть примирительно-посреднической процедуры в том, что стороны под руководством посредника подробно обсуждают разногласия.

Чаще всего в качестве посредника выступает один человек: правительственный чиновник либо частное лицо.

Если участники не могут прийти к консенсусу и привлечение внимания других участников не помогает, то конфликтующие стороны могут привлечь для достижения консенсуса посредника. Посредничество может быть консультативным, третейским или принудительным. Посредником может быть любой участник или группа участников.

Консультативное или третейское посредничество требует согласия обеих сторон. Если одна из сторон отказывается от посредничества, возможно принудительное посредничество либо арбитраж. Консультативный посредник выполняет роль модератора обсуждения, выделяя наиболее существенные аргументы и выводы и помогая сторонам прийти к консенсусу. Третейский посредник подводит итог обсуждения, анализируя предварительно представленные аргументы сторон, и его итог может быть оспорен только при наличии новых, ранее не учтённых аргументов.

Использование посредничества перед арбитражем рекомендуется почти во всех случаях! Арбитражный комитет не будет рассматривать дела, которые могут быть разрешены посредничеством. Посредничество гораздо быстрее, так как посредник в каждом конкретном случае один, а арбитры должны голосовать и искать внутренний консенсус по каждому вопросу. Подавайте на арбитраж только в том случае, если посредничество не сработало или оказалось невозможным!

Если посредничество прервано по причине отказа одной из сторон от сотрудничества и дело передано в арбитраж, посредник имеет право представить своё мнение по обсуждаемому вопросу перед арбитрами.

Рассмотрим теперь технику трудового арбитража. Ее суть в том, что спор передается на рассмотрение арбитра или их коллегии, которые принимают решение после выслушивания сторон, свидетельских показаний и других доказательств. Если стороны конфликта по взаимному соглашению передают спор в арбитраж и соглашаются выполнить решение арбитра, то такой арбитраж именуется добровольным (факультативным). Если же определенные юридические нормы обязывают стороны передать спор на рассмотрение арбитра и подчиниться его решению, то такой арбитраж называется принудительным (обязательным). Однако разделение арбитража на добровольный и принудительный носит условный характер. И в добровольном арбитраже имеются элементы принуждения, поскольку стороны, передавшие спор на рассмотрение арбитра добровольно, во многих случаях обязаны все же выполнить его решение. Возможен и такой вариант: стороны обязаны прибегнуть к арбитражу (по требованию одной из сторон или государственного органа), хотя выполнение решения арбитра носит добровольный характер.

Существуют три разновидности организации добровольного арбитража: профсоюзы и предприниматели сами создают механизм арбитражного разбирательства и сами выдвигают арбитров; профсоюзы и предприниматели используют государственный орган арбитража; стороны просят государственных чиновников осуществить арбитраж в неформальном порядке. Специфика арбитражного рассмотрения при добровольном арбитраже состоит в праве самих сторон определять рамки рассматриваемого спора и сферу полномочий арбитра.

Что касается принудительного арбитража, то он может принять одну из следующих форм: автоматическое обращение к арбитру после провала переговоров или попыток примирения; обращение к арбитру по инициативе одной из сторон вопреки возражениям другой стороны; обращение в арбитраж по инициативе государственных властей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.27.148 (0.011 с.)