Глава 1 путешествия в древности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 путешествия в древности



ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые так или иначе подпадают под категорию туризма.

Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.

Выдающийся немецкий философ К.Ясперс, говоря об «осевом времени», т.е. о периоде, когда начался процесс формирования современной ментальности, считал, что это явление произошло синхронно (в течение примерно 500 лет) по всей ойкумене, включая Китай, Индию, Персию, Палестину и Грецию [1]. Трудно представить, чтобы подобный универсальный качественный скачок мог произойти «одномоментно» в абсолютно изолированных обществах. Видимо, путешественники способствовали еще в середине I тыс. до н.э. созданию некоего единого ментального фона путем распространения передовых идей, выступая в качестве прообраза системы коммуникации.

Путешествия Геродота, Страбона, Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля привели к интенсивному обмену научными знаниями и возниковению европейской философии. В значительной степени благодаря странствиям Геродотом и Страбоном были написаны труды, создавшие основу истории, географии, этнографии, антропологии.

Александрийский Мусейон был центром научного туризма в эпоху эллинизма*, так же как и Пергам.

Особо следует отметить влияние туризма на развитие экономики. В этой связи можно назвать имя китайского путешественника Чжан Цяня, чьи дипломатические «туры» способствовали созданию Великого шелкового пути (II в. до н.э.), что коренным образом повлияло на развитие межконтинентальной торговли, создав евразийское экономическое пространство.

Морские путешествия с целью открытия новых земель привели к тому, что были созданы мировое экономическое пространство и в целом единая мировая цивилизация.

Поэтом Каллимахом, возглавлявшем Мусейон после Деметрия Фалернско-го, был создан 120-томный «Каталог Александрийской библиотеки». По сути это первая в мире историко-литературная энциклопедия всего научного пространства эллинистического мира. При Каллимахе в Мусейоне работало более 100 ученых из различных стран.

Основоположники мировых и субрегиональных религий также много странствовали: Сиддхартха Гаутама (Будда), Заратустра, Моисей, Конфуций, Махавира, Мани.

Еще в глубокой древности стал развиваться паломнический туризм, также способствовавший интенсификации торговли, развитию инфраструктуры паломнических центров (Дельфы, Фивы), а также экономики не только этих городов, но и близлежащих регионов. Паломничество представляет собой путешествие к святым местам с конкретно определенными культовыми целями. Этим паломнические туры отличаются от культурно-исторических и религиозно-познавательных. В паломнических турах предельно сокращены или же совсем отсутствуют развлекательные программы, но при этом допускался и допускается оздоровительный и познавательный отдых.

В Киевской Руси появляются первые паломники — «калики перехожие», чей духовный подвиг (паломничество) приравнивался к ратному. Благодаря этим странствиям возникает в нашей литературе новый жанр — «хождений» или «хожений». В основном, это были описания земель и народов по пути в Святую землю. Но впоследствии в связи с ростом значимости нашего государства появляются «Хождения» с описанием центрально- и западноевропейских стран. Сюда, например, надо отнести описание западноевропейской жизни членами российской делегации, принимав- || шими участие во Флорентийском Соборе 1439 г. Афанасий Никитин также приумножил знания о народах и странах от Каспийского моря до Индийского океана.

Нельзя обойти вниманием и спортивный туризм, зародившийся во времена античности. Здесь в качестве исторического примера можно привести не только Олимпийские игры Древней Греции, но и гладиаторские бои Древнего Рима, а также игры с мячом, которые были приняты во всех цивилизациях доколумбовой Америки.

Путешествия и туризм являются неразрывно связанными понятиями, они описывают определенный вид деятельности человека. Путешествия могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Во время путешествий происходит перемещение людей, объединенных некой единой целью. Иногда путешествие становится образом жизни. Можно назвать имена многих известных путешественников: от Сыма Цяня и Геродота до Тура Хейер-дала и Юрия Сенкевича. Есть даже народ, у которого «путешествие» стало образом жизни — это цыгане. Встречаются и отдельные племена, ведущие, по преимуществу, кочевой образ жизни: африканские и аравийские бедуины, оленеводческие племена, населяющие север Евразии, кочевники-скотоводы в Монголии и Казахских степях и др.

Туризм можно подразделить на виды и разновидности. К видам международного туризма, согласно типологии, принятой Всемирной туристской организацией (ВТО), относятся: рекреационный, научный, конгрессный, специализированный, социальный, молодежный, «третьего» возраста». К подвидам туризма можно отнести, например, активный и пассивный туризм. Активный туризм включает в себя и сафари, и альпинизм, и плавание на плотах по рекам, одной из его разновидностей можно назвать экстремальный туризм, обязывающий путешествующего иметь отличную спортивную форму. К пассивному туризму можно отнести отдых на различных курортах, круизные путешествия, туры для всей семьи т.п.

Путешествия также подразделяются по способам передвижения на пешие туры, маршруты с передвижением на животных, по железной дороге, на автобусах или в автомобиле, на лодках, плотах, катамаранах, парусниках и благоустроенных морских и речных лайнерах, а также авиатуры. К 2000 г. человеком совершено более 200 пилотируемых полетов в космос различной продолжительности. На Луне побывали 12 человек. Свыше 350 человек из 20 стран работали в космосе, многие совершили по два полета и более. Проведено множество уникальных научных и технических экспериментов, а с весны 2001 г. начался космический туризм. В общей сложности в околоземном пространстве люди провели более 30 человеко-лет. Абсолютным лидером по длительности космического путешествия стал космонавт В.В.Поляков, проведший на околоземной орбите 679 сут., из которых 438 сут. второго полета остаются пока абсолютным мировым рекордом.

К разновидностям туризма относятся путешествия, различающиеся по своим главным целям. Это могут быть туры оздоровительные, развлекательные, для удовольствия, познавательные, для отдыха, ознакомительные, а также экотуризм или деревенский (сельский), паломнический и ностальгический, ритуальный и кладоискательский, туры на места катастроф, секс-туры и др.

Странствия, таким образом, всегда носили различный характер. Так, например, с незапамятных времен существовали нищие и бродяги, чьи толпы, сборища, процессии, шествия, порой массовые перемещения по большим деревенским дорогам и по улицам городов рассматривались почти как стихийные бедствия. Благодаря этим «гощениям» вспыхивали пожары, совершались преступления. Города боялись этих визитеров-чужаков и прогоняли их при малейшей возможности. Но те, «оборванные, покрытые паразитами» [2], выйдя через одни ворота, тут же возвращались через другие. Образ нищего странника как божьего посланца претерпел со временем серьезные метаморфозы. Уже в средневековье их образ рисовался в виде ленивых, опасных и мерзких личностей, которые никак не могут вызвать чувство сострадания или, тем более, уважения.

Против бродяжничества и публичного нищенства принимались специальные законы. Бродяжничество стало преступлением в странах Западной Европы. Поэтому отнюдь не всякое перемещение, странствие может считаться туризмом или стоять у его истоков. Ведь отличительной чертой туризма является его гуманный характер, что отмечается во многих международных документах, а на конференции 1988 г. в Ванкувере даже было принято «Кредо миролюбивого путешественника».

О масштабах современного туризма говорит тот факт, что в 1997 г. [3] путешествовало более 612 млн человек. Самый «непоседливый» народ в Европе — современные немцы. Они, например, составляют до 80 % иностранных туристов, посещающих Австрию, частые гости они и в Испании, Турции, Югославии. Излюбленными маршрутами североамериканцев является европейская классика — Рим, Париж, Амстердам. По прогнозу ВТО, в XXI в. людям предстоит пережить туристский бум, так как число путешествующих приблизится в 2020 г. к 1,6 млрд человек.

Меняются времена, меняется ментальность, меняется и отношение к путешествиям. Но при всех его трансформациях туризм был, есть и будет неотъемлемой частью человеческого социума.

В учебном пособии, которое рассчитано в первую очередь на студентов, чья специальность будет связана с туризмом, и которое должно стать теоретической основой при дальнейшем изучении специальных и общеобразовательных дисциплин, сделана попытка рассмотреть феномен туризма в ретроспективе и показать его перспективы в XXI в.

Для самоконтроля и проверки усвоения материала в конце каждого параграфа приводятся контрольные вопросы, а также дается список рекомендуемой литературы.


Литература

Алексеев В. П. Становление человечества. — М., 1984.

Алексеев В. П., ЛершицА. И. История первобытного общества. — М., 1990.

Биржаков М. Б. Введение в туризм. — М., 2000.

Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения: Пер. с англ. — Минск, 1997.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989.

Хейердал Т. Древний человек и океан. — М., 1982.

Шаповал Г. Ф. История туризма. — Минск, 1999.

* При подсечно-огневом земледелии на предполагаемом к засеву участке первоначально вырубаются (подсекаются) деревья и кустарники, потом их на этом же месте сжигают, используя образовавшуюся золу в качестве удобрения.


Туризм на Древнем Востоке

Значение передвижений людских коллективов как средства перемещения информации усиливается в предцивилизационный период и во времена возникновения и формирования древневосточных деспотий. До V вв. до н.э. мировым центром, генерирующим основные идеи в области техники и новейших технологий, был регион Ближнего и Среднего Востока.

Неолит «подарил» человечеству не только переход к земледелию и скотоводству, но также и гончарное производство, и ткачество. Это была, в свою очередь, и последняя ступень перед веком металлов. И хотя предцивилизационный неолит в разных районах наступал в разное время, его хронологические рамки можно четко фиксировать по археологическим находкам.

Первые каменные серпы и примитивные зернотерки стали появляться в этом регионе еще во времена позднего мезолита. Это подтверждает тот факт, что труд собирателей был основным в период ранней родовой общины. На их долю приходилось до 60 — 90 % всей добываемой пищи.

К наиболее ранним керамическим изделиям относятся образцы, датируемые IX — началом VIII тыс. до н.э., найденные в Передней Азии: в Иерихоне, Мурейбите, Гильгале и др.

Начало металлургии относится к VII тыс. до н. э. Изделия из чистой меди этого периода находят в регионе Ближнего Востока.

Ткачество было известно в районе Среднего Востока с VII тыс. до н.э. Не так давно был обнаружен тайник льняных изделий в пещере в Иудейской пустыне (Нахал Хемере), заложенный около 6500 г. до н.э.

Распространение основных достижений эпох позднего неолита и ранней бронзы показано в табл. 1.1, из которой отчетливо явствует, что эти достижения распространились благодаря миграционным процессам по всей ойкумене.

Таблица 1.1

Достижение Ближний и Средний Восток Китай Европа
Производство: керамики меди Ткачество 9 тыс. лет до н. э. 7 тыс. лет до н. э. 7(?) — 6 тыс. лет до н. э. 6 тыс. лет до н. э. 3 тыс. лет до н. э. 3 тыс. лет до н.э. 6 тыс. лет до н. э. 5—4 тыс. лет до н.э. 3 тыс. лет до н. э.

Следующими технологическими новшествами, которые стали появляться начиная с середины IV тыс. до н. э. опять же в районе Ближнего и Среднего Востока, были: соха, колесо, колесный транспорт и упряжь для животных, механические подъемники воды — шадуфы, усовершенствованный (вертикальный) ткацкий станок.

Технологические импульсы на Ближнем и Среднем Востоке продолжались и во II тыс. до н.э. В Египте и Месопотамии модернизируется соха, к ней добавляется лемех и рукоятки, она стала совмещаться с сеялкой, появляется борона. Гончарный круг стало возможно приводить в действие при помощи ног, что высвобождало у гончара вторую руку. У колеса появились спицы. Усовершенствование упряжи привело к тому, что лошадь (а не только волов, как до этого) стали использовать как тягловое животное. Шадуф стал двойным, благодаря новому механизму стало возможно поднимать одновременно воду из двух водоемов. И наконец, осуществился переход к обработке железа. Первая низкокачественная сталь была получена на севере Малой Азии в XV—XIV вв. До н.э., несколько веков народы, населяющие эту территорию,


были монополистами по производству стали. В VIII в. до н. э. ассирийцы впервые получили латунь путем сплава меди и цинка.

В Китае и Европе эти инновации появляются позже, очевидно, что они были привнесены туда и не носили автохтонного характера. Но процесс ассимиляции новых технологий в Европе и Китае носил характер постоянного ускорения. Это привело к тому, что к середине I тыс. до н.э. технологические уровни этих трех регионов практически сравнялись.

С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля. Этому способствует, во-первых, протекционистская политика правителей крупных держав, направленная на создание и поддержание инфраструктуры путей сообщения. Строятся дороги и каналы, возникают постоялые дворы (прообразы будущих гостиниц) и почта, строятся порты. Во-вторых, принимаются меры по безопасности как самих купцов, так и торговых путей, морских и сухопутных. В древних законодательствах появляются статьи, оберегающие жизнь и имущество торговцев, как отечественных, так и зарубежных. В-третьих, развитие прикладных наук позволяет добиться значительных успехов в кораблестроении, что позволяет совершать все более дальние и длительные походы.

На Древнем Востоке по сравнению с периодом военной демократии резко возрастает и экспансионистская политика, находящая свое выражение в многочисленных военных походах. Можно, пожалуй, даже говорить о государствах-агрессорах, таких как Аккадское царство (XXIV—XXIII вв. до н.э.), Ассирия (XV—VII вв. до н.э.), Персидская держава (VI —V вв. до н.э.) и др. Возникновение цивилизаций привело к накоплению огромных богатств у правящей элиты, что было предметом вожделений соседних государств и народов. Сложившийся институт рабства также существовал, в основном за счет военных экспедиций.

Но в то же время возникает такое явление, как дипломатия. Взаимоотношения между государствами требуют определенных норм общения. Появляется институт посольств. Императорские или царские послы отправляются в путешествия в другие страны с дипломатическими миссиями. Этому есть многочисленные свидетельства в китайских хрониках, библиотеках Шумеро-Аккадского царства, древнеегипетских памятниках письменности.

На Древнем Востоке начинает развиваться наука. Ряд экспедиций носит не просто ознакомительный торгово-экономический или военно-стратегический, но и конкретно научный характер. Фараоны и цари снаряжают экспедиции, чтобы получить знания в первую очередь географического, а также этнографического, биологического характера. К подобным походам можно отнести путешествие финикийцев вокруг Африки в правление фараона Нехо II или плавание карфагенянина Ганнона, или экспедицию Скилака, организованную персидским царем Дарием.

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни. Но в силу того что условия, сопровождающие путешественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий воспринимался как отмеченный и оберегаемый богом человек. Перед любым предстоящим походом обязательно совершались сложные обряды, во время которых приносились обильные жертвы богам, чтобы они максимально оберегали странников.

У большинства народов древности был миф о Всемирном потопе. И всегда бог (боги) сохранял жизни праведнику и его семье, «разрешив» путешествие по бушующим волнам во время катаклизма. Затем эти «туристы» становились основателями рода человеческого.

Таков, Утнапиштим в «Эпосе о Гильгамеше», составленном впервые еще в Шумере. Его «тур» продолжался две недели.

Знаковым можно считать тот факт, что жертва праведного «туриста» Ноя привела к тому, что «...сказал Господь про себя: «Не буду я больше проклинать землю из-за человека» [9].

Аналогичное предание существовало и в Древней Индии, где основоположником рода человеческого считался Ману, переживший потоп. В Древней Индии бог Индра — «царь богов» считался «помощником странников». В одном из сборников ведической литературы «Брахманы» говорится:

«Цветами осыпаны ноги странника, Плодоносно крепкое его тело, Избавляется он ото всех грехов, Смытых потом его странствий».

Как явствует из древних мифов, странствующий уподобляется богам и светилам, находясь всегда под покровительством божеств, он или является праведником, или же избавляется от многих грехов именно благодаря «очищающим» трудностям путешествия. В ментальности древних странствия носили богоугодный, благой характер.

Одной из первых цивилизаций, зародившейся в Междуречье — между Тигром и Евфратом — в IV тыс. до н.э., была цивилизация шумеров, загадочного народа: до сегодняшнего дня не смолкают споры о его происхождении.

Кочевая жизнь, а может быть, какие-то другие причины, катастрофа сдвинули шумеров с насиженных мест. И они стали мигрировать, в том числе (а возможно, и только) в Двуречье. Шумеры не являются автохтонами, они поселились в районе Тигра и Евфрата в VII —VI тыс. до н.э., создав свою неповторимую цивилизацию.

Распространение цивилизационных ценностей Древнего Междуречья шло очень активно. Шумерам были хорошо известны нетолько просторы иранских полупустынь, но и богатая природа Индии. С III тыс. до н.э. в Месопотамии стали воздвигать зиккура-ты — ступенчатые храмы. Аналогичные постройки, сделанные также из сырцового кирпича, были обнаружены и в Средней Азии (Туркмения, около города Каахка), и на Аравийском полуострове (в районе Омана), и даже на острове Сокотра в Индийском океане. Из расшифрованных текстов известно, что шумеры активно торговали со страной Мелуха — возможно, это Индская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро, которая существовала на северо-западе полуострова Индостан. Оттуда поступали в шумерские города-государства рис, хлопок, лес, бусы из сердолика.

В свою очередь, многочисленные шумерские цилиндрические печати найдены при археологических исследованиях в Индии. Кроме того, на печатях в Шумере изображали иногда животных, которых там не водилось: слонов, остромордых крокодилов — геви-алов, обитающих в Индии. В болотистых низинах Индии (северозападные районы) до сих пор растет камыш берди, родиной которого, по авторитетному мнению ботаников, является Месопотамия. Именно из такого камыша шумеры и делали лодки. По свидетельству индийского ученого Ш.Р.Рао, лодки, напоминающие древнешумерские, и по сей день применяются на озере Нал близ Лотхала.

Из Омана в Двуречье, крайне бедное полезными ископаемыми, доставляли медь, а также скульптурный камень. Согласно древним документам, в прибрежных районах Омана возвышалась Медная гора, по которой и сверяли свои маршруты кормчие шумерских кораблей.

Первое централизованное государство возникло в Месопотамии в XXIV в. до н.э. Его создал Саргон Великий (Древний). Это был один из самых великих завоевателей древности. Недаром его называли «царем битвы», он лично участвовал в 34 сражениях. Саргон Великий не только объединил, завоевав, южное Двуречье, где располагались города-государства шумеров, но создал державу, контролирующую пространства от Средиземного моря на западе до Каспийского на северо-востоке. Его воины совершили ритуальное «омовение оружия» в водах Персидского залива, когда покорили юг Междуречья. На всем этом огромном пространстве стала интенсивно развиваться торговля. Саргон Великий завоевывал страны и народы, чтобы полностью контролировать торговлю в этом самом передовом регионе планеты в то время. Единое централизованное государство выступало гарантом безопасности караванных путей и морских сообщений. Составленные в его правление многочисленные карты и планы легли в основу первого известного географического описания Передней Азии и стран Персидского залива, которое было сделано на статуе энси (царя) Лагаша — Гудеа в XXII в. до н. э.

Навигации по Нилу способствовала сама природа. Течение помогало передвигаться с юга на север, а практически постоянный бриз делал возможным плавания под парусами и в обратном направлении. Нил был стержнем всей жизни древних египтян. Это была та «столбовая дорога», благодаря которой стали возможны контакты и с Нубией, находящейся на юге, и со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке от Египта. Из центральной части страны начинался близ Копта караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха — привалы. Там всегда были хранилища с питьевой водой, представляющей главную ценность в пустыне.

Речное судостроение развилось у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древнейших египетских гробниц встречаются изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса.

На позднейших памятниках уже запечатлены плывущие с грузом большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего корабля, а не лодки. Обыкновенные грузовые корабли, несмотря на примитивность их конструкции, могли тем не менее поднимать грузы в несколько тысяч талантов*. Эти корабли плавали по всей судоходной части Нила, поддерживая весьма оживленные торговые отношения между египетскими номами (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Древнеегипетский корабль

Талант — самая большая единица веса в древности, принятая во многих странах, составляла около 30 кг.

 

Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и благовонными смолами и растениями. Первое плавание по Средиземному морю было, видимо, осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н. э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ, откуда возвратилось «сорок судов с кедровым деревом». Веком позже при фараоне Сахуре в Палестину и Сирию из дельты Нила также была отправлена флотилия, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.

Корабли всегда помещали и в погребальные камеры фараонов. Так, в пирамиде фараона Хеопса был обнаружен корабль длиной 43,4 м. Впоследствии из-за нехватки древесины даже для фараонов стали делать модели судов в масштабе 1:100.

Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину, сосну например, заготавливали в Сирии. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами и народами Восточной Африки, где находилась страна Пунт, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.

Известно, что в правление царицы Хатшепсут (1505—1484 гг. до н.э.) была организована экспедиция в страну Пунт за саженцами деревьев и кустарников, из которых можно было получать благовония. Путешествие было удачным. Но, к сожалению, деревья и кустарники не смогли прижиться в новом, малоподходящем для них сухом климате Египта, хотя их везли со всевозможными предосторожностями в мокрой рогоже, а затем высадили в специальные кадки. Фрески во дворце Хатшепсут, которые победили время, и сегодня рассказывают многочисленным туристам об этом вояже.

Необходимость создания глобальной торговой сети, объединяющей акватории Атлантического и Индийского океанов, проявилась в создании канала (прообраза Суэцкого, так как у него был несколько иной маршрут). Во времена VI династии (2350 — 2180 гг. до н.э.) был построен канал, соединивший Красное море через город Бубастис со Средиземноморьем. Известно, что он был восстановлен в XIX в. до н. э. Канал восстанавливался в древности не менее пяти раз, но потом в периоды упадка его вновь и вновь заносило песком.

О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смутное представление, потому что египтяне не совершали дальних путешествий на юг. Их торговые маршруты оканчивались около современного Хартума — столицы Судана. А вот

Ливии, расположенной к западу от Египта, им было многое известно. Геродот, ознакомившись с географическими знаниями египтян, писал следующее: «Ливия, лежащая внутри материка выше моря и приморских жителей, занята дикими зверями. Еще далее от страны диких зверей тянется песчаная полоса — страшно безводная, совершенно безлюдная голая пустыня» [10].

Можно предположить, что египтяне были искусными картографами. Возможно, это и так, но, в основном, производились символические карты Вселенной или путей в загробный мир. Но есть один подлинный артефакт светской карты, где указано расположение дорог в золотоносных шахтах на берегу Красного моря. Эта карта относится к 1500 г. до н.э.

Можно предположить, что достопримечательности Мемфиса и Фив, бывших в разное время столицами государства, знаменитый лабиринт и Фаюмский оазис, величественные храмы в Ком-Омбо и Абу-Симбеле и, наконец, пирамиды и большой сфинкс уже в древности привлекали туристов ничуть не меньше, чем в наши дни. Об этих «туристических» центрах Египта с восхищением пишет, например, Геродот.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро была расположена на северо-западе полуострова Индостан. По занимаемой территории она превосходила почти в два раза объединенные земли Древнего Двуречья и Египта, раскинувшись на 1,3 млн км2. Более 1000 поселений насчитывала эта страна. Пакистанский археолог Сайд А. Накви назвал Мохенджо-Даро «Манхэттеном бронзового века».

В каждом городе были рынки и храмы. Купцы и монахи, богатые бездельники и чиновники, жаждущие знаний юноши и авантюристы во множестве передвигались по рекам и караванным путям Индского государства. Есть определенный соблазн говорить, что те или иные постройки в древности служили, возможно, постоялыми дворами. Но этому не существует, к сожалению, объективных археологических доказательств. Из-за того что письменность этой цивилизации до сегодняшнего дня все еще представляет загадку, невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты «туристов» Хараппы и Мохенджо-Даро.

Доказано, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея недавно найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218 х 36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские.

Индия была родиной одной из трех мировых религий — буддизма, возникшего в VI в. до н.э. Основателем его был Сиддхар-тха Гаутама Шакъямуни (563 — 483 гг. до н.э.). Он познал четыре великие истины и стал «человеком просветленным» — Буддой. Это произошло, когда ему было 35 лет. На протяжении оставшихся 45 лет своей жизни Будда непрестанно путешествовал по северной Индии, проповедуя свое учение. У него появились тысячи последователей. После смерти Будды тело его было кремировано и прах разделен между последователями. Эти останки стали первыми реликвиями. Их помещали в ступах — священных башнях, в некоторых районах Азии их называют пагодами. К этим святыням стали стекаться многочисленные паломники, и они становятся одними из первых центров религиозного туризма.

Буддизм был учением, оппозиционным официальным религиям Индии — брахманизму, а затем сменившему его индуизму. Буддизм выступал за всеобщее равенство, против существовавшего кастового строя. Буддизм, таким образом, вступил в противоречие с государственной идеологической доктриной. На буддийских монахов начались гонения со стороны официальных властей, монастыри разрушались. Началась массовая буддийская эмиграция.

Один из выдающихся индийских правителей — Ашока, правивший в III в. до н.э., принял буддизм. При его активной поддержке буддизм стал вновь широко распространяться в Индии, а также «экспортироваться» за ее пределы — на Цейлон, в Бирму, затем в Юго-Восточную Азию, Малайзию и вплоть до территории современной Индонезии. Буддийские миссионеры в III в. до н.э. проникали в Египет и Грецию, а чуть позже в Тибет, Афганистан, Центральную Азию. Буддизм нашел для себя очень благодатную почву в Китае, откуда он прошествовал в Корею и Японию. Можно говорить о первом случае в истории массового миссионерства. Роль Ашоки в становлении буддизма как мировой религии очень велика. Именно он субсидировал миссионерскую деятельность буддийских монахов, и в значительной степени благодаря этим мероприятиям буддизм из религии местного значения становится религией мировой.

Основатель другой оппозиционной официальному брахманизму религии — джайнизма, Вардхамана Махавира, родившийся в начале VI в. до н. э., так же как и Сиддхартха Гаутама, происходил из царского рода и тоже, покинув все в возрасте 28 лет, становится странствующим монахом. Достигнув просветления в возрасте 42 лет, он, как и Будда, оставшиеся 30 лет жизни посвятил проповедованию своего учения, продолжая странствовать.

Если буддизм видит итог в выходе из сансары, череды бесконечных перерождений души, посредством просветления, качественного перехода человека в Будду, то джайнизм представляет собой религию, где души верующих являются «вечными странниками».

В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.

Под напором китайской и индийской колонизации островов Юго-Восточной Азии малайцы, проживавшие там, вынуждены были мигрировать. Ими были открыты и освоены такие острова, как Борнео, Целебес, Моллука, Новая Гвинея. Это случилось за несколько веков до начала нашей эры. Кроме того, малайцы проникали и далеко на запад: до острова Мадагаскар.

Миграционные процессы в Китае были чрезвычайно активны еще в доцивилизационные времена, причем они носили не только сухопутный характер. Согласно памятникам, еще в мезолитические времена существовало развитое морское сообщение по заливу Бохайвань между Шаньдунским и Ляодунским полуостровами.

В одной из древних летописей, записанной на бамбуковой дощечке, дается предание об использовании вод (т.е. морей) еще в правление мифической династии Ся неким императором Юем.

В середине II тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. Китайцы активно осваивали и акватории морей, омывающих их земли, пытаясь выйти в Тихий океан. Уже в период династии Шан-Инь (XVIII —XII вв. до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», где в одной из частей, названной «Шицзин» (Книга песен), говорилось, что «грозный Сян Ту привел в повиновение заморские земли» [11]. В XI в. до н. э. при восхождении одного из императоров династии Чжоу (XII—V вв. до н.э.) на престол ему был в качестве дара приморским племенем юэчжэней преподнесен корабль. Известны географические карты отдельных провинций Китая, а также прилегающих к нему стран, сделанные в X в. до н.э. Эти карты размножались ксилографическим способом. Они использовались, в основном, в военно-административных или торговых целях.

О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует и тот факт, что правитель царства Ци в VI в. до н. э. «совершая увеселительную прогулку по морю, не возвращался в столицу шесть месяцев». Из этого сообщения можно сделать вывод и о масштабности морских путешествий.

Великий китайский философ Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.) в трактате «Лунь юй» сообщает, что «ему очень бы хотелось поплавать по морю в деревянной шаланде». Видимо, этот вид морского путешествия был комфортен и приятен. Известно, что Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Идеалом философа было гармоничное общество, где каждый добросовестно исполняет свой долг. Согласно его учению, служение богам и духам не принесет пользы тому, кто забывает о служении людям.

Основатель даосизма — легендарный Лао-цзы, видя упадок правящей династии Чжоу, эмигрирует из страны. Предание гласит, что его задержали на одной из застав на западной границе империи. Начальник заставы заставляет письменно изложить основы его учения. За три дня мудрец надиктовал «Дао дэ цзин» — величайший из даосских текстов. «Дао» переводится как «путь», «тропа», «закон». Следовать этому пути — значит идти путем космического порядка. Главным для даоса является постижение Дао и построение своей жизни в соответствии с ним.

Оставив запись своего учения на заставе, Лао-цзы продолжил свое путешествие верхом на буйволе. Можно предположить, что если бы не вынужденное путешествие, то мир лишился бы изложения учения даосов.

Неслучайно Китай называют страной «трех путей». На протяжении более 2 тыс. лет три учения (три духовных пути) определяли общественную и духовную жизнь Китая: конфуцианство указывало путь гармонизации отношений в обществе; даосизм — индивидуального мистического постижения мира, а буддизм — спасение через сострадание и молитву. Как видим, объединяет мудрецов, в частности, любовь к странствиям, в результате которых они не только смогли постичь смысл жизни, но и пытались указать путь к спасению и совершенствованию народам и государям.

Кроме торговых и прогулочных судов существовали в Древнем Китае и грозные военные корабли. «Существует много различных видов судов: большие лодки, маленькие лодки, быстроходные абордажные суда, многопалубные фрегаты, дозорные шаланды и др.», — пишет летописец. Он также сообщает и о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные «корабельные павильоны» — верфи, где возводились, кроме военных, и гражданские суда, в частности, для правительственных чиновников и послов.

Китай представлял собой разновидность древневосточной командно-административной системы, поэтому не только внешняя, но и в значительной степени внутренняя торговля были централизованы властью верховного правителя — вана. Для активизации внутренней торговли в стране стали создаваться уже с VII в. до н. э. подробные географические обзоры. Наиболее полные и известные из них — «Шаньхайцзин» и «Юйгун». Наряду с многочисленными мифологическими сюжетами там содержатся описания конкретных путешествий по внутренним районам государства и положение последних по отношению к морским бассейнам или рекам, горным хребтам.

«Юйгун», созданный в эпоху Чжаньго — «Борющихся царств» (V— III вв. до н.э.) — можно рассматривать как прообраз путеводителя. В нем подробно описываются не только природные условия отдельных местностей (в этом произведении Китай был разделен на 9 природных областей), но и их хозяйство, транспорт и т.п.

В «Юйгун» подробно описано путешествие, которое можно квалифицировать как речной туризм. Это был вояж, «предпринятый по Янцзы до впадения ее в море и оттуда до устья Хуанхэ и Сы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.181.0 (0.077 с.)