ТОП 10:

Все мусульмане начинают читать Коран



На курайшитском диалекте

По мере распространения ислама и продолжения мусульманских завоеваний эту религию принимали и неарабы. В связи с этим некоторые сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стали опасаться, что люди будут читать Коран по-разному или искажать форме или смысл его слов. Однажды к ‘Усману приехал Хузайфа бин аль-Йаман, который принимал участие в походе на Армению и Азербайджан вместе с жителями Шама и Ирака. Хузайфа, который был напуган тем, что они читают Коран по-разному, сказал ‘Усману: «О повелитель правоверных, настигни эту общину, прежде чем её члены разойдутся во мнениях относительно Писания настолько же, насколько разошлись между собой иудеи и христиане!» Тогда ‘Усман послал человека к Хафсе бинт ‘Умар, да будет доволен ею Аллах, и велел передать ей следующее: «Пришли нам листы, которые мы перепишем на свитки, а потом вернём тебе». Хафса отослала листы с записями сур Корана ‘Усману, который велел переписать Коран на курайшитском диалекте, а когда это было сделано, он разослал по одному свитку во все края и велел сжечь все прочие списки Корана.

Создание мусульманского флота

Наместник Шама Му‘авийа бин Абу Суфйан обратился к халифу ‘Усману с просьбой разрешить ему приступить к строительству кораблей для защиты побережья Шама и Египта от нападений византийского флота. ‘Усман дал разрешение на это, и Му‘авийа построил сильный флот, с помощью которого ему удалось завоевать острова Кипр и Родос. В 24 г. х. мусульманский флот одержал победу над византийским в морском сражении близ Александрии, несмотря на то, что у византийцев было больше кораблей, и они были лучше оснащены. Это сражение получило название “зат ас-савари”[39], поскольку во время боя мачты кораблей противников были привязаны друг к другу.

 

МУСУЛЬМАНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ ‘УСМАНА БИН ‘АФФАНА,

да будет доволен им Аллах

 

Завоевание Магриба[40] и Нубии

Во время правления ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, мусульманские войска дошли до Нубии на юге Египта, завоевали этот район и присоединили его к исламскому государству. Кроме того, мусульмане продолжали вести завоевание Магриба и распространять на его территории исламский призыв. Мусульманские войска дошли до равнин Туниса, где одержали победу над силами византийцев, в результате чего к исламскому государству присоединилась вся территория Магриба от Барки до Туниса.

Завоевание Ирана

Во время правления ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, территория исламского государства увеличилась, и восточные границы Халифата проходили по побережью Каспийского моря. Мусульмане продолжали преследовать царя Йездигерда, и в конечном итоге он был убит в Мерве. С его смертью Иран прекратил своё существование как независимое государство.

 

ГИБЕЛЬ ХАЛИФА ‘УСМАНА,

да будет доволен им Аллах

 

‘Усман отличался многими достойными качествами. Он был мягким, милосердным, чувствительным и щедрым человеком. Против него стали плести интриги низкие люди и враги ислама, к числу которых относился ‘Абдуллах бин Саба’, иудей, притворно принявший ислам во время правления ‘Усмана. Этот человек стал объезжать разные края, где жили мусульмане, и в каждой провинции распространял ложные слухи о несправедливости ‘Усмана по отношению к жителям другой провинции, в результате чего население каждой провинции стало думать, что оно живёт лучше других. Кроме того, он убеждал людей в том, что ‘Али имеет больше прав быть халифом, чем ‘Усман, да будет доволен Аллах ими обоими. Через некоторое время в Медину прибыли делегации из Басры, Куфы и Египта, которыми руководил ‘Абдуллах бин Саба’. Эти люди встретились с ‘Усманом, который пообещал удовлетворить их требования, если они вернутся обратно. После этого делегации покинули Медину, однако вскоре появились там снова под тем предлогом, что ‘Усман направил наместнику Египта послание с приказом казнить членов делегации египтян. Однако ‘Усман не имел никакого отношения к этому посланию, поскольку оно было просто подделано. Гонец, который его вёз, специально проехал рядом с египтянами и стал задевать этих людей, они же принялись выяснять, кто он такой. Гонец сказал: «Я − посланец повелителя правоверных к его наместнику в Египте», после чего они обыскали его и обнаружили это послание. Таким образом, цель этого человека состояла именно в том, чтобы они начали выяснять, кем он является. После этого члены делегации из Египта вернулись в Медину и явились к ‘Усману. Он потребовал выяснения обстоятельств появления этого послания, однако мятежники отказались от этого и заявили: «Аллах позволяет убить тебя!» − а потом окружили дом ‘Усмана. Многие сподвижники вместе со своими сыновьями пытались защитить халифа, но он велел им не браться за оружие. После этого мятежники напали на халифа, и один египтянин из племени бану садус, которого называли Джабля, что означает чёрный человек, нанёс читавшему Коран ‘Усману, да будет доволен им Аллах, удар мечом. ‘Усман попытался защититься рукой, но этот человек отрубил ему руку, и тогда ‘Усман воскликнул: «Поистине, эта рука была первой рукой, которая записывала слова Корана!» − поскольку ‘Усман был одним из тех, кто записывал откровения и являлся первым, кто записывал айаты Корана под диктовку самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Кровь ‘Усмана пролилась на то айат, в котором сказано: «...а Аллах избавит тебя от них, (ибо) Он − Слышащий, Знающий».[41] Он выпустил Коран из рук, и к нему подбежала его жена Наиля, чтобы защитить его, однако один из этих преступников ударил её мечом по руке, а потом ударил мечом ‘Усмана и убил его. Это случилось в пятницу 18-го зу-ль-хиджжа 35 г. х. Да окажет Аллах великую милость повелителю правоверных ‘Усману и да воздаст Он ему благом!

 

ВОПРОСЫ

1. Расскажите о происхождении халифа ‘Усмана.

2. Какое прозвище было у ‘Усмана бин ‘Аффана и почему его так называли?

3. Как принял ислам ‘Усман?

4. Какими нравственными качествами отличался халиф ‘Усман?

5. Какое участие принимал ‘Усман в подготовке похода на Табук?

6. Как ‘Усман стал халифом?

7. Дополните следующие предложения:

а) Во время правления ‘Усмана территория Халифата расширилась до ....... на востоке и до ....... на западе.

б) С помощью флота мусульмане завоевали такие острова, как .......

8. Поставьте знак + или – после следующих предложений:

а) В сражении, получившем название “зат ас-савари”, мусульмане сражались против персов. ( )

б) Во время правления халифа ‘Усмана мусульманские войска дошли до Нубии на юге Египта. ( )

в) Во время правления халифа ‘Усмана мусульмане с помощью флота завоевали острова Сицилия и Крит. ( )

9. Укажите, что послужило причиной перечисленных ниже событий:

а) письменная фиксация Корана во время правления халифа ‘Усмана;

б) создание мусульманского флота;

в) смута при жизни халифа ‘Усмана;

г) веление не браться за оружие, которое ‘Усман отдал сподвижникам и их сыновьям во время осады своего дома.

10. Кто и когда убил халифа ‘Усмана?

 

 

ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРАВОВЕРНЫХ

‘АЛИ БИН АБУ ТАЛИБ,

Да будет доволен им Аллах

(35 – 40 гг. х./656 – 661)

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ‘АЛИ

 

‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, являлся сыном дяди посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мужем его дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах, одним из праведных халифов и одним из десяти, которым был обещан рай. Имя его отца − ‘Абд Манаф бин ‘Абд аль-Мутталиб бин Хашим бин ‘Абд Манаф. ‘Али получил прозвище “Абу-с-сибтейн” (отец двух внуков), то есть отец внуков пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, аль-Хасана и аль-Хусейна. Кунья ‘Али − Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана). Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, дал ему прозвище “Абу тураб”. Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл в дом Фатимы, он не нашёл там ‘Али и спросил: «А где же сын твоего дяди?» (Фатима) ответила: «Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел одному человеку: «Посмотри, где он». (Через некоторое время этот человек) вернулся и сказал: «О посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, & , пришёл туда (и увидел), что накидка ‘Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал стряхивать с него пыль, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб[42], вставай, о Абу Тураб!»[43]

 

КАК‘АЛИ ПРИНЯЛ ИСЛАМ

 

‘Али был первым ребёнком, принявшим ислам. В то время он жил на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который воспитывал его и заботился о нём, чтобы помочь своему дяде облегчить бремя забот о детях. ‘Али остался жить в доме Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и после начала пророчества. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, призвал его к исламу, и ‘Али уверовал в него, когда ему было 8 или 10 лет.

 

КАЧЕСТВА ‘АЛИ

‘Али, да будет доволен им Аллах, отличался своими знаниями и умом и приобрёл известность своим красноречием, смелостью, мужеством преданностью и неуклонным выполнением взятых на себя обязательств. Он чуждался блеска этого мира, любил уединяться по ночам и предпочитал простую одежду и грубую пищу. Он с уважением относился к религиозным людям, был близок с неимущими и обращался к миру этому с такими словами: «Жизнь твоя коротка, общество твоё презренно, а значение твой ничтожно. Ах, ах, сколь мало припасов, сколь далёк путь и сколь он безлюден!»

 

ЗАСЛУГИ ‘АЛИ

 

Заслуги ‘Али, да будет доволен им Аллах, многочисленны, на что указывают слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ты от меня, а я от тебя», а также слова ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, оставаясь довольным им».

Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что в день Хайбара он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует (нам) победу».

(Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал):

− (Услышав это, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) поднялись (со своих мест и разошлись, и каждый) надеялся на то, что (знамя вручат) ему, а наутро они направились (к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,) и каждый из них хотел, чтобы (знамя) вручили ему, однако он спросил: «Где ‘Али?» Ему сказали, что у него болят глаза, и он велел позвать ‘Али к себе. (Когда он явился, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) поплевал ему на глаза, и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было.

А потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вручил ‘Али знамя, и через него Аллах даровал мусульманам победу.[44]

Как и другие достойнейшие сподвижники, ‘Али, да будет доволен им Аллах, был готов жертвовать ради исламского призыва собственной жизнью и своим достоянием. Он был первым, кто намеревался в случае необходимости пожертвовать собой ради посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Именно он, зная о том, что многобожники сговорились убить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, улёгся в его постель в ту ночь, когда пророк покинул Мекку вместе с Абу Бакром. ‘Али принимал участие во всех военных походах мусульман, за исключением похода на Табук.

 

ПРАВЛЕНИЕ ‘АЛИ

 

После убийства ‘Усмана мусульмане избрали халифом ‘Али, который стал отказываться от этого и выразил желание быть вазиром, а не халифом. Однако другие сподвижники настаивали на своём, стремясь выйти из трудного положения, в котором они оказались. Дело в том, что после несправедливого убийства ‘Усмана мятежники не только стали хозяевами положения в Медине, но и угрожали убить членов совета (шура), виднейших сподвижников и всех мухаджиров, которых сумеют схватить, если не найдут никого, кто согласился бы стать халифом. Они говорили: «Берегитесь, о жители Медины! Мы даём вам два дня и клянёмся Аллахом, что если вы не решите этот вопрос, то на следующий день мы непременно убьём ‘Али, Тальху, аз-Зубайра и многих других людей!» Когда ансары и мухаджиры стали настаивать, ‘Али счёл своим долгом выполнить их просьбу и подчинился. В субботу 19-го зу-ль-хиджжа он явился в мечеть и поднялся на минбар, после чего мухаджиры и ансары принесли ему присягу. Среди присягнувших были аз-Зубайр бин аль-‘Аввам и Тальха бин ‘Убайдуллах.

 

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ,

ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВЛЕНИЮ ‘АЛИ

 

Аллаху было угодно, чтобы смута продолжалась и после убийства ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, когда новые её волны, поднятые с помощью козней и хитростей врагов ислама, стали испытанием для мусульман, однако в предустановлении Аллаха проявляется Его мудрость, и Ему ведомо предопределённое Им.

После принесения присяги ‘Али предпринял следующие шаги:

1. ‘Али сместил тех наместников ‘Усмана, на которых жаловались люди, а также тех из них, кто был не согласен с политикой нового халифа.

2. ‘Али решил отложить наказание убийц ‘Усмана до тех пор, пока его власть не укрепится, и он не заручится поддержкой мусульман из разных провинций Халифата.

 

ОТНОШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СПОДВИЖНИКОВ

К ШАГАМ ‘АЛИ

Некоторые наместники подчинились приказу о смещении, но нашлись и такие, которые отнеслись к этому неодобрительно. Среди них был наместник Шама Му‘авийа бин Абу Суфйан, хотя он и признавал преимущество ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими.

Причина его неподчинения заключалась в том, что он настаивал на необходимости воздаяния преступникам равным (кисас) до принесения присяги, что и положило начало разногласиям. Таким образом, всё, что случилось между ‘Али и Му‘авийей, явилось результатом попыток найти самостоятельное решение, а не следствием борьбы Му‘авийи за власть. Вот почему приверженцы сунны и согласия считают, что оба они получат награду, но награда того, кто был прав, будет двойной, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие[45], и (его решение) окажется правильным[46], ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда».[47]

Результатом использования ненавистниками ислама этих разногласий стали две достойные сожаления битвы между мусульманами, в которых представители каждой из сторон отстаивали то, что представлялось им правильным.

Первой была так называемая “верблюжья битва”, состоявшаяся в 36 г. х./56 г. Причиной её явилось то, что ‘Аиша, Тальха и аз-Зубайр, да будет доволен всеми ими Аллах, в сопровождении множества людей направились в Басру, желая добиться примирения и прекращения смуты, которая возникла после избрания халифом ‘Али. Они поступили так, ибо в Коране сказано: «Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей друг с другом...»[48]

Узнав о том, что ‘Аиша направляется в Басру, ‘Али во главе своих войск выступил ей навстречу, желая добиться примирения. Указанием на это служит то, что, когда кто-то спросил ‘Али: «Чего ты хочешь и куда ты направляешься?» − он ответил: «Что касается наших желаний и намерений, то они состоят в примирении, если с этим согласятся те, кто находится вместе с ‘Аишей». Этот человек спросил: «А если они не согласятся?» ‘Али сказал: «Мы выслушаем их оправдания, воздадим им должное и уйдём». Этот человек спросил: «А если они не согласятся?» ‘Али сказал: «Мы не станем их трогать, пока они не тронут нас». Этот человек спросил: «А если они не оставят вас в покое?» ‘Али сказал: «Мы будем защищаться от них». Этот человек сказал: «Тогда прекрасно!» Через некоторое время состоялась встреча ‘Али с ‘Аишей и теми, кто был вместе с ней. На этой встрече они достигли взаимопонимания, после чего обе армии мирно провели ночь в своих лагерях. Однако те, кто разжигал огонь смуты, а именно ‘Абдуллах бин Саба’ и его приспешники опасались, что, если стороны окончательно придут к согласию, это создаст угрозу для их безопасности. На рассвете они разделились на две группы, одна из которых атаковала лагерь ‘Али, а другая − лагерь ‘Аиши. В обоих лагерях люди, которые решили, что их обманули, схватились за оружие, и между ними разгорелся жестокий бой. Он продолжался, пока верблюду, на котором в паланкине сидела ‘Аиша, не подрезали поджилки. Её сторонники рассеялись, и бой закончился. Что касается ‘Аиши, то она вернулась в Мекку после того, как ‘Али, который снабдил её всем необходимым, пешком проводил её до предместий Медины, а брат ‘Аиши, Мухаммад бин Абу Бакр, и его дети провожали её в течение дня пути.

Второй из битв, явившихся результатом вышеупомянутых разногласий, которые были использованы ненавистниками ислама, стала битва при Сиффине. Ранее мы уже упоминали о причине этих разногласий. Перед битвой при Сиффине сторонники ‘Али и Му‘авийи, да будет доволен Аллах ими обоими, в течение шести месяцев обменивались посланиями, и этот факт служит убедительным доказательством того, что и тот, и другой стремились не к сражению, а к примирению. Началу битвы предшествовали следующие события:

1. Стычки между сторонами, которые происходили из-за источников воды. В борьбе за эти источники, находившиеся под контролем воинов Му‘авийи, победили сторонники ‘Али, которым удалось оттеснить сирийцев. Однако после этого ‘Али, да будет доволен им Аллах, разрешил воинам Му‘авийи брать воду.

2. После этого столкновения между сторонами продолжались с переменным успехом. Никто не мог добиться решающей победы, хотя некоторое преимущество было всё же на стороне ‘Али. Несмотря на длившееся не один день сражение, воины противоборствующих сторон встречались друг с другом по ночам и вели беседы.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ СРАЖЕНИЯ И КРОВОПРОЛИТИЯ

 

Люди, придерживавшиеся искренних намерений, опасались, что в результате всех этих событий мусульмане уничтожат друг друга, хотели спасти их и добивались прекращения сражения. Об этом долго размышлял ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, и в конечном итоге ему в голову пришла мысль о третейском суде. Он поделился своими соображениями с Му‘авийей, который был весьма рад этому предложению. После этого его воины прикрепили свитки Корана к копьям и подняли их. Воины ‘Али перестали сражаться с ними, и бой прекратился, когда же было вынесено решение третейского суда[49], все воины вернулись к себе домой.

 

ГИБЕЛЬ ‘АЛИ, да будет доволен им Аллах

‘Али, да будет доволен им Аллах, умер 17-го рамадана 40 г. х./661 г., получив смертельную рану, которую нанёс ему один из хариджитов[50] по имени ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам, решивший, что благодаря убийству повелителя правоверных он приблизится к Аллаху. Во время хаджжа в 39 г. х. ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам встретился в Мекке с двумя своими единомышленниками, и они стали вспоминать всё, что произошло между мусульманами[51], говоря: «О, если бы нам удалось убить предводителей заблудших и избавить от них страну!» ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам сказал: «Я избавлю вас от ‘Али». Его сообщник аль-Бара бин ‘Абдуллах сказал: «Я избавлю вас от Му‘авийи», а ‘Амр бин Бакр заявил: «А я избавлю вас от ‘Амра бин аль-‘Аса». После этого они условились, что всё это произойдёт в одну ночь, и ‘Абд ар-Рахману бин Мульджаму удалось смертельно ранить ‘Али, да будет доволен им Аллах, отравленным мечом, когда ‘Али шёл на утреннюю молитву, восклицая: «Молитва, молитва!» Что же касается его единомышленников, то им не удалось убить ни Му‘авийу, ни ‘Амра бин аль-‘Аса. Да окажет Аллах повелителю правоверных великую милость и да воздаст Он ему благом!

 

ГОД ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

После смерти ‘Али иракцы принесли присягу аль-Хасану бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими. Через некоторое время до Му‘авийи дошли слухи о том, что аль-Хасан собирает войска, чтобы продолжить войну с ним, и решил на всякий случай тоже собрать свои силы. В “Сахихе” аль-Бухари сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал:

− Аль-Хасан повёл на Му‘авийу свои отряды, подобные горам. ‘Амр бин аль-‘Ас воскликнул: «Поистине, противостоять им могут только подобные им!» В ответ на это Му‘авийа сказал: «Эй, ‘Амр, если эти перебьют тех, а те − этих, кто же тогда у меня будет заниматься всеми делами?» После этого он направил к аль-Хасану ‘Абд ар-Рахмана бин Самуру и ‘Абдуллаха бин ‘Амира, курайшитов из рода бану ‘абд шамс. Он велел им: «Ступайте к этому человеку,[52] поговорите с ним и предложите заключить мир». Они явились к аль-Хасану и стали говорить с ним, склоняя его к миру. На это аль-Хасан бин ‘Али сказал им: «Поистине, мы − потомки ‘Абд аль-Мутталиба, и нам достались богатства, а эта община скоро захлебнётся в собственной крови!» Тогда они сказали: «Му‘авийа предлагает тебе то-то и то-то и просит тебя принять его предложения». Аль-Хасан спросил: «А кто мне поручится за это?» Они ответили: «Мы», после чего он уже ни о чём их не спрашивал, пошёл на уступки и согласился заключить мир.

Так закончилась смута, и Аллах привёл мусульман к примирению, что стало возможным благодаря уму и благочестию аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен им Аллах. Всё это послужило подтверждением слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые приводятся в “Сахихе” аль-Бухари. Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Я видел (находившегося) на минбаре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рядом с которым (стоял) аль-Хасан бин ‘Али, и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) смотрел то на людей, то на (аль-Хасана), говоря: «Поистине, этот мой сын является сайидом, и может случиться так, что через него Аллах приведёт к примирению две большие группы мусульман».

В 41 г. х. аль-Хасан бин ‘Али отрёкся от власти, и халифом стал Му‘авийа бин Абу Суфйан.

 

ВОПРОСЫ

1. Расскажите о происхождении ‘Али. Когда он родился? Что вам известно о его детстве и том, как он принял ислам? Что вам известно об участии ‘Али в джихаде и его помощи пророку, да благословит его Аллах и да приветствует?

2. Что вам известно о том, как ‘Али, да будет доволен им Аллах, стал халифом?

3. Расскажите о причине разногласий между ‘Али и Му‘авийей, да будет доволен Аллах ими обоими.

4. Что послужило причиной сражения при Сиффине?

5. Расскажите о важнейших событиях, имевших место во время правления ‘Али.

6. Расскажите о том, какие позиции занимали ‘Али и ‘Аиша, да будет доволен Аллах ими обоими, и что послужило причиной “верблюжьей битвы”?

7. Объясните, почему ни ‘Али, ни Му‘авийа, да будет доволен Аллах ими обоими, не желали сражаться перед битвой при Сиффине?

8. Назовите имя одного из известных вам предков ‘Али.

9. Что вам известно об обстоятельствах гибели ‘Али, да будет доволен им Аллах?

10. Какой год называют “годом объединения” и что вам о нём известно?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый мусульманин должен любить сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, следовать их примеру и защищать их от всевозможных нападок, поскольку после смерти пророка для мусульманской общины они стали источниками света.

Сподвижники являются такими людьми, о которых Аллах Всевышний сказал: «А (что касается) опередивших[53] (из числа) первых переселившихся[54], и ансаров, и тех, кто последовал за ними, совершая благое[55], то Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останутся) они навечно. Это − великий успех!»[56] Аллах Всевышний также сказал о них: «А те, которые имели дома (в Медине) до них и приняли (новую) веру, любят переселившихся к ним, не испытывают никакой зависти из-за того, что им было даровано, и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости».[57]

В этом историческом очерке мы ограничились упоминанием лишь о некоторых аспектах деятельности праведных халифов, правление которых продолжалось около тридцати лет. Этими халифами являлись четверо наиболее достойных сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые при жизни услышали от него радостную весть о рае. Эти люди были воспитаны пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и посвятили свою жизнь исламскому призыву, в распространении которого они участвовали с самого начала. Все они следовали примеру пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, придерживались его сунны и не отклонялись от намеченного им пути. Сколь верно сказал о них поэт:

Они являются источником славы, и слава приходит к ним,

ведь то, что достойно похвал, не покроет ни позор, ни бесчестье.

Если повстречаешь этих людей, считай, что встретил ты их господина,

а сами они подобны звёздам, по которым путник находит дорогу.

Знакомство с жизнью этих людей показывает, что ни один из них от Абу Бакра до ‘Али не правил самовластно или согласно указаниям предыдущего правителя, но решал все вопросы, советуясь с мусульманами и утверждая свои решения на совете (шура). Более того, присяга халифу приносилась публично после одобрения членов совета, и могла стать недействительной только в случае явного проявления неверия со стороны избранного халифа. Подобное положение дел не нравилось врагам ислама, которые принялись плести заговоры против исламского государства. Как показал опыт противодействия вероотступникам, наилучший метод решения этой проблемы нашёл Абу Бакр ас-Сиддик , да будет доволен им Аллах. После смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, джихад на пути Аллаха и исламский призыв продолжались. Абу Бакр осуществил намерения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и послал войско под командованием Усамы бин Зайда в Шам, а также снарядил в поход на Византию четыре армии. Он скончался в то время, когда эти армии вели сражения, но ‘Умар завершил начатое Абу Бакром, покорив Иран и значительную часть территории Византии. Против ‘Умара устраивались заговоры, которые привели к его убийству после многолетней борьбы, которую он сначала вёл вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, и продолжал вести до конца жизни. После него халифом стал ‘Усман, да будет доволен им Аллах, который вёл джихад, следуя примеру двух своих предшественников, стоял на страже ислама и стремился расширить сферу его влияния. При жизни ‘Усмана границы Халифата расширились: на западе мусульманам принадлежала половина Северной Африки, на востоке они дошли до Ташкента, а на юге − до Нубии. Иудеи плели против ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, всевозможные интриги, и в конечном итоге он был убит, о чём задолго до этого предупреждал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. В одном из хадисов, приводимых аль-Бухари, сообщается, что однажды, когда ‘Усман попросил разрешения войти, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал передатчику этого хадиса: «Впусти его и порадуй вестью о том, что его ждёт рай после того, как его постигнет беда!» Передатчик этого хадиса сказал:

− Я передал ему слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и ‘Усман воздал хвалу Аллаху, а потом сказал: «Лишь к Аллаху следует обращаться за помощью!»

Убийство ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, было неправомерным, поскольку он не сделал ничего такого, за что человек по шариату заслуживал бы смертной казни. В его убийстве не принимали участие ни сподвижники, ни их сыновья. Его погубили представители черни, подстрекаемые иудеями, и да окажет Аллах повелителю правоверных великую милость! Разногласия между ‘Али, ‘Аишей, Тальхой и аз-Зубайром не касались того, следует или не следует подвергнуть наказанию мятежников. Речь шла лишь об отсрочке и способе наказания. ‘Али считал, что с их наказанием следует повременить, чтобы избежать повторения смуты, поскольку на данном этапе мятежники всё ещё были сильны. Что же касается всех остальных, то, по их мнению, наказать убийц надо было немедленно. Иначе говоря, каждый из них искал правильное решение, а это значит, что тот из них, кто ошибся, получит награду, награда же того, кто был прав, будет двойной. Убийства ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али сами по себе указывают на то, что к этому приложили руку враги ислама и мусульман, которые хотели покончить с имамами исламского призыва и хранителями сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы расчистить место для себя и беспрепятственно распространять по земле зло. Примирение мусульман друг с другом является одним из наилучших средств приближения к Аллаху, на что указывает ответ аль-Хасана бин ‘Али на предложение Му‘авийи, да будет доволен Аллах ими обоими, и то, что он отказался от власти.

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит и да приветствует Аллах нашего господина Мухаммада, членов его семьи и все его сподвижников.

 

 

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم:

"إنه من يعش منكم فسيرى اختلافا كثيرا. فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ وإياكم ومحدثات الأمور فإن كل بدعة ضلالة".

رواه أبو داود والترميذي.

 

 

نبذة مختصرة

في

تاريخ الخلفاء الراشدين

جمع وإعداد

 

سعيد بن عبد الله الغامدي

خالد بن سليمان الحسينان

يوزع مجانا


[1] Хиджра – мусульманское летоисчисление, которое основывается на лунном календаре и начинается с переселения пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину (622 г.).

[2] Мечеть в Иерусалиме, одна из трех святынь в исламе.

[3] Этот хадис приводит аль-Хаким.

[4] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[5] “Покаяние”, 40.

[6] Серебряная монета весом до 3,9 гр.

[7] Этот хадис приводит Ахмад.

[8] Сунна – пример, обычай; пример жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности.

[9] Шариат – комплекс закрепленных Священным Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.

[10] Сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, из племен аус и хазрадж, которые жили в Йасрибе (Медина).

[11] Сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, переселившиеся в Медину из Мекки.

[12] Возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу.

[13] Старание, усердие на пути Аллаха; священная война.

[14] Шам – старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.

 

[15] Закят – особый налог в пользу нуждающихся мусульман, который должен выплачивать каждый взрослый и дееспособный мусульманин с посевов, финиковых пальм, скота, золота и серебра, а также товаров. Закят выплачивается раз в год только с облагаемого этим налогом минимума (нисаб) урожая, скота и т.д.

[16] Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, принял решение начать боевые действия против тех племён, которые отказались выплачивать закят.

[17] Имеются в виду многобожники.

[18] То есть если человек не будет нарушать установлений шариата, поскольку лишь в этом случае он может лишиться гарантированного исламом права на неприкосновенность личности и имущества.

[19] Молитва и закят относятся к числу столпов ислама, и в этом смысле они неотделимы друг от друга. Таким образом, человек, не признающий необходимость выплаты закята, отрицает один из столпов ислама, что равнозначно отрицанию и всех остальных его столпов, так как подобное ставит человека вне рамок исламской религии.

[20] Джахилийя – доисламский период язычества и невежества.

[21] Йамама − район на северо-востоке Аравийского полуострова, где мусульмане сражались со сторонниками лжепророка Мусайлимы, которые были разбиты в 634 г. в битве при Аркабе.

[22] Имеются в виду люди, знавшие Коран на память.

[23] Почетное прозвище по имени сына, например, Абу Ахмад (отец Ахмада).

[24] Имеется в виду, что преследования, которым ‘Умар подвергал мусульман, возымели на Са‘ида обратное действие.

[25] То есть после 615 г.

[26] Кааба – главная святыня Ислама, храм в Мекке, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы.

[27] Фикх – исламское право, знание об установлениях шариата.

[28] Имеются в виду жёны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[29] Шахид (мученик) – мусульманин, павший на пути Аллаха в сражении за веру.

[30] Харадж − поземельный налог.

[31] Этот хадис приводит Муслим.

[32] “Сиддик” − почётное прозвище Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

[33] ‘Умар бин аль-Хаттаб был убит в 644, а ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен Аллах ими обоими, − в 656 г.

[34] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[35] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[36] Динар – золотая монета весом в 4,25 гр.

[37] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[38] Умра – добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия.

[39] “Савари” − мн. число от “сарийа” (мачта).

[40] Магриб – страны Северной Африки к западу от Египта.

[41] “Корова”, 137.

[42] Абу Тураб − буквально “отец пыли”, то есть извалявшийся в пыли. Впоследствии ‘Али, да будет доволен им Аллах, гордился этим прозвищем и любил, когда его так называли.

[43] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[44] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[45] То есть использовав в процессе поисков решения все свои знания.

[46] Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует.

[47] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[48] “Женщины”, 114.

[49] Свои интересы на этом суде ‘Али поручил представлять Абу Мусе аль-Аш‘ари, а Му‘авийа − ‘Амру бин аль-‘Асу, да будет доволен всеми ими Аллах. Для изучения и обсуждения этого вопроса судьи договорились встретиться в следующем году. Встреча состоялась в условленное время, и каждый из судей старался добиться результата, однако из-за разногласий между ними она оказалась бесполезной, и всё осталось без изменений. После этого переговоры возобновились, и в конечном итоге ‘Али и Му‘авийа согласились с тем, что ‘Али будет править Ираком, а Му‘авийа − Шамом.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.039 с.)