Сражение при Кадисии (15 г. х.)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сражение при Кадисии (15 г. х.)



Са‘д бин Абу Ваккас двинулся на Ирак, который в те времена являлся частью Ирана, и показал пример правильного руководства и верной политики, осуществлявшейся на основе исламских принципов. Когда персы почувствовали приближающуюся опасность, их царь Йездигерд собрал хорошо обученную и снаряженную армию, численность которой историки определяют в 80 000 человек. Эту армию, с которой шли 33 боевых слона, возглавлял опытный полководец Рустам. Когда два войска сошлись, Рустам потребовал от Са‘да, чтобы тот направил к нему умного и знающего человека, которому он мог бы задать несколько вопросов. Его интересовала причина удивительной перемены в арабах, которые всегда были покорны Ирану и удовлетворялись получением съестных припасов в случае голода или при совершении набегов. Са‘д направил к нему нескольких сподвижников, среди которых был и Риб‘и бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах. Риб‘и вошёл в украшенный расшитыми золотом подушками и шёлковыми покрывалами шатёр Рустама, где ему показали драгоценные яхонты и жемчуга. На голове Рустама была сияющая корона, а сам он восседал на золотом троне, Риб‘и же был одет в поношенную одежду, имел при себе только щит и меч и сидел верхом на маленькой лошади. Увидев все эти украшения и кичливость персов, Риб‘и решил выказать своё презрение по отношению к этому мнимому блеску и въехал в шатёр, не слезая с лошади, которая остановилась на краю ковра. После этого Риб‘и спешился и твёрдой поступью направился в сторону персов, высоко подняв голову и не сняв оружия, доспехов и шлема. Они сказали ему: «Сними своё оружие!» − однако он с достоинством ответил: «Я пришёл к вам не по своей воле! Это вы позвали меня, и если вы оставите всё как есть, я останусь, а иначе − вернусь обратно». Рустам сказал: «Позвольте ему оставить оружие», после чего Риб‘и подошёл к нему, опираясь на своё копьё и ступая по подушкам, большинство из которых он порвал. Рустам спросил: «Что привело вас сюда?» Риб‘и ответил: «Аллах послал нас, чтобы мы привели тех, кого Он пожелает, от поклонения рабам к поклонению Аллаху, от нужды − к достатку, и от произвола разных религий − к справедливости ислама. Он послал нас к людям со Своей религией, чтобы мы призвали их к Нему, и мы отступимся от того, кто примет это, а с тем, кто откажется, мы станем сражаться, пока не будем приведены к обещанному Аллахом». Рустам спросил: «Что же обещал вам Аллах?» Риб‘и ответил: «Рай для тех, кто погибнет в бою с отказавшимися, и победу для тех, кто останется в живых». После этого Рустам попросил отсрочку, но мусульмане отказались дать ему на размышление более трёх дней, по истечении которых армии сошлись в жестоком бою, который продолжался весь день, большую часть ночи и ещё два дня. Во время этого сражения много трудностей мусульманам доставили боевые слоны, которые пугали не привыкших к их виду арабских коней. Однако герои ислама выстояли и сражались, пока Аллах не помог им одержать победу. На четвёртый день боя Аллах послал сильный ветер, который разметал лагерь огнепоклонников, после чего они обратились в бегство, а их предводитель погиб. Всего же погибло 10 000 персов и около 2 500 мусульман.

Послав мусульманам победу в этом решающем бою, Аллах поддержал Свою религию и возвысил Своё слово, в результате чего мусульман стали бояться и арабы, и неарабы, руководство и справедливость ислама распространились, а неверия и многобожия стало меньше.

 

Завоевание Шама

Узнав о вступлении мусульманских войск на их землю, византийцы написали об этом Ираклию, который в то время находился в Иерусалиме. Ираклий сказал: «Я думаю, что вам следует заключить мир с мусульманами, ибо, клянусь Аллахом, если вы договоритесь с ними о том, чтобы вам осталась половина Шама вместе с Византией, это будет для вас лучше, чем потерпеть от них поражение и потерять весь Шам и половину Византии».

Такой совет разъярил представителей византийской знати, которые подумали, что ослабевший император решил отдать страну побеждающим захватчикам. Ираклий действительно проявил слабость, поскольку, испугавшись гнева собственной знати, он решил сразиться с мусульманами, хотя и был убеждён в неизбежности своего поражения. Собрав возмущённую знать, Ираклий направился в Химс, где собрал огромную и хорошо снаряжённую армию для сражения с мусульманами.

 

Битва при Ярмуке (15 г. х.)

Увидев, что мусульмане одерживают победы, император Византии Ираклий собрал все свои силы, во главе которых поставил своего брата. Византийцы сосредоточились у реки Ярмук, одного из притоков Иордана, а на другом берегу заняла позиции мусульманская армия под командованием Абу ‘Убайды бин аль-Джарраха. Он поручил Халиду бин аль-Валиду построить войска, и тот построил их в прекрасный боевой порядок, который прежде был незнаком арабам. Мусульманские конники храбро атаковали византийцев, благодаря чему им удалось отсечь византийскую кавалерию от пехоты. После гибели тысяч византийских всадников византийская кавалерия бежала под ударами доблестной мусульманской конницы, а затем мусульмане обрушились на византийских пехотинцев, которые гибли в бою или тонули в реке. В битве при Ярмуке погибло более ста тысяч византийцев и около трёх тысяч мусульман.

 

Завоевание Египта

В те времена Египет являлся одной из провинций Византии. Подобно византийцам, египтяне исповедовали христианство, однако византийцы плохо обращались со своим единоверцами. Так, например, египтян душили налогами, и дело дошло до того, что их стали заставлять выплачивать налоги на покойников, позволяя хоронить мёртвых только после уплаты установленного налога.

Во главе четырёхтысячного отряда на Египет двинулся ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах. Он пересёк Синайскую пустыню и в конце 18 г. х. появился у аль-‘Ариша, который был занят без боя, поскольку в нём не было византийского гарнизона. Затем он двинулся на аль-Фараму, которая была взята после полуторамесячной осады в начале 19 г. х. Во время этой осады египтяне оказывали мусульманам помощь. Далее ‘Амр, да будет доволен им Аллах, направился к Бильбайсу, которым он овладел после месяца непрерывных боёв. Затем он осадил крепость Умм Дунайн, за которую разгорелось ожесточённое сражение. Византийцы укрылись за стенами одной из самых неприступных своих крепостей Бабайлун, которую мусульмане осаждали, пока Аллах не помог им одержать победу, а потом победы следовали одна за другой, и в конечном итоге Египет стал провинцией исламского государства.

 

КОНЧИНА ХАЛИФА ‘УМАРА БИН АЛЬ-ХАТТАБА,

да будет доволен им Аллах

 

‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, погиб от рук Файруза, которого называли также Абу Лю’лю’а. Он был огнепоклонником и являлся рабом аль-Мугиры бин Шу‘бы. Файруз убил ‘Умара кинжалом с двумя лезвиями, нанеся ему шесть ударов. Смертельной оказалась рана ниже пупка. Файруз совершил покушение на ‘Умара во время утренней молитвы 23-го зу-ль-хиджжа 23 г. х. Он нанёс свои удары в то время, когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, произносил слова такбира, после чего выбежал из мечети и стал наносить своим кинжалом удары каждому встречному, в результате чего ранения получили 13 человек, более половины из которых скончались. Поняв, что его обязательно схватят, Абу Лю’лю’а заколол себя этим же кинжалом, а халифа перенесли домой. Он прожил ещё три дня и скончался в среду за 4 дня до конца месяца зу-ль-хиджжа 23 г. х. Его сын ‘Абдуллах бин ‘Умар обмыл тело отца, завернул тело в саван и провёл заупокойную молитву, после чего ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был похоронен рядом с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах. Его правление продолжалось десять с половиной лет, и да воздаст ему Аллах благом.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Расскажите о происхождении халифа ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.

2. Кто являлся общим предком пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и ‘Умара бин аль-Хаттаба?

3. Назовите кунью ‘Умара бин аль-Хаттаба. Какое прозвище дал ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?

4. Когда родился ‘Умар бин аль-Хаттаб?

6. Что вам известно о достоинствах ‘Умара бин аль-Хаттаба?

6. Расскажите о том, как ‘Умар бин аль-Хаттаб принял ислам.

7. Как звали его сестру, и кто был её мужем?

8. Как мусульмане давали присягу халифу ‘Умару бин аль-Хаттабу?

9. Расскажите о методах правления ‘Умара бин аль-Хаттаба.

10. Расскажите о трёх наиболее важных свершениях ‘Умара бин аль-Хаттаба.

11. Где находились или находятся такие города, как Фустат, Куфа, Басра и аль-Фарама?

12. В каком году произошло сражение при Кадисии, и кто командовал мусульманской армией?

13. Расскажите о том, какое внимание завоеваниям уделял ‘Умар бин аль-Хаттаб.

14. Кто командовал персидской армией в сражении при Кадисии, и какова была численность этой армии?

15. Как византийцы обращались с египтянами в доисламские времена?

16. Когда и как погиб халиф ‘Умар бин аль-Хаттаб?

17. Сколько лет ‘Умар бин аль-Хаттаб был халифом?

18. Кто обмыл тело ‘Умара бин аль-Хаттаба и завернул его в саван? Где он был похоронен?

 

 

ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРАВОВЕРНЫХ

‘УСМАН БИН ‘АФФАН,

да будет доволен им Аллах

 

(23 – 35 гг. х./644 – 656)

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ‘УСМАНА БИН ‘АФФАНА

 

‘Усман бин ‘Аффан бин Абу-ль-‘Ас бин Умаййа бин ‘Абд Шамс бин ‘Абд Манаф бин Кусай бин Киляб аль-Кураши аль-Умави стал третьим праведным халифом. Его кунья − Абу ‘Амр, а прозвище − “Зу-н-нурайн” (Обладатель двух сияний), поскольку он был женат на двух дочерях посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Сначала он женился на Рукаййе, когда же она умерла после битвы при Бадре, ‘Усман женился на Умм Кульсум, скончавшейся при жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

 

КАК ПРИНЯЛ ИСЛАМ ‘УСМАН БИН ‘АФФАН

 

‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, принявший ислам в возрасте 34 лет, относился к числу первых десяти человек, которые приняли эту религию, а также к числу десяти тех, кому был обещан рай. ‘Усман бин ‘Аффан принял ислам по призыву Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен Аллах ими обоими, призывавшего к исламу каждого из своих соплеменников, кому он доверял и кто приходил к нему и поддерживал с ним общение. Так, например, при его посредстве ислам приняли аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, ‘Усман бин ‘Аффан, Тальха бин ‘Убайдуллах, Са‘д бин Абу Ваккас и ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен всеми ими Аллах. Абу Бакр привёл этих людей к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который предложил им принять ислам, почитал им Коран и рассказал о сути ислама, после чего они уверовали.

 

КАЧЕСТВА И ДОСТОИНСТВА

‘УСМАНА БИН ‘АФФАНА

 

‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, был известен своей щедростью, мягкостью характера и стыдливостью. Не было человек более стыдливого, чем он, и его стыдился сам пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Как же мне не стыдится перед человеком, в присутствии которого испытывают стыд ангелы?»[31]

Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поднялся на (гору) Ухуд вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и (гора) под ними затряслась, (пророк же) сказал: «Не двигайся, Ухуд, ибо стоят на тебе пророк, правдивейший[32] и два шахида[33]!»[34]

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, выше всех (из его сподвижников) мы ставили Абу Бакра, затем – ‘Умара, а затем ‘Усмана, что же касается остальных сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то мы не делали никаких различий между ними».[35]

 

ГОТОВНОСТЬ ‘УСМАНА,

да будет доволен им Аллах,

ЖЕРТВОВАТЬ СВОИМИ СРЕДСТВАМИ

 

‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, служит для нас прекрасным примером стремления к возвышению ислама и оказания поддержки этой религии. Он проявлял наибольшую щедрость из всех сподвижников, когда случалось что-нибудь важное или когда дело касалось джихада. Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, готовил войско к походу на Табук, ‘Усман принёс ему тысячу динаров[36], что же касается (посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) то он стал переворачивать эти динары и дважды сказал: «Что бы ни делал ‘Усман после этого дня, ничто уже не повредит ему!»[37]

В 6 г. х. посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, направил ‘Усмана для ведения переговоров с курайшитами, которые преградили мусульманам путь в Мекку. ‘Усман должен был сообщить им, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы совершить умру[38]. Рискуя собственной жизнью, ‘Усман отправился в Мекку, явился к Абу Суфйану и другим старейшинам курайшитов и передал им слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Выслушав ‘Усмана, они сказали ему: «Ты можешь совершить обход Каабы, если желаешь сделать», на что он дал такой ответ: «Я не сделаю этого, пока обход не совершит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!»

 

ПРИНЕСЕНИЕ ПРИСЯГИ ‘УСМАНУ,

да будет доволен им Аллах

 

После того как огнепоклонник Абу Лю’лю’а смертельно ранил ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, некоторые мусульмане потребовали, чтобы он избрал себе такого преемника, который устраивал бы его. Подумав некоторое время, ‘Умар сказал: «Если я и оставлю кого-либо своим преемником, им будет тот, кто лучше меня, если же я не сделаю этого, то он уже оставил тех, кто лучше меня», имея в виду посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. После этого ‘Умар назвал имена шестерых людей, пользовавшихся особой любовью пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Этими людьми были ‘Али, ‘Усман бин ‘Аффан, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, Са‘д бин Абу Ваккас, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам и Тальха бин ‘Убайдуллах, да будет доволен всеми ими Аллах. ‘Умар велел им, чтобы после его кончины они собрались и избрали халифом кого-нибудь из них. После смерти ‘Умара такая встреча действительно состоялась, и её участники пришли к мнению, что избрать халифом следует ‘Усмана бин ‘Аффана, которому присягнули все мусульмане.

 

ВАЖНЕЙШИЕ СВЕРШЕНИЯ ‘УСМАНА БИН ‘АФФАНА

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.016 с.)