Язык тела в професиональной практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык тела в професиональной практике



Мы уже установили, что вместо «мы имеем тело» правильнее говорить «мы есть тело». Поэтому когда мы общаемся, наше тело тоже имеет право «сказать свое слово». Как отмечал Вацлавик, иногда вообще общается только тело. Так, например, находясь перед дверью врача, с помощью сжатой как пружина позы побега мы демонстрируем, что не намерены вступать в разговор с другими пациентами. Подобная поза вашего собеседника во время беседы может навести на мысль, что ему нездоровится. Такие указания помогают нам своевременно откорректировать план беседы, так как мы понимаем, что тот, кто «так» сидит, скорее всего, погружается в психологический туман, а значит, не способен в настоящее время должным образом ни принимать, ни обдумывать информацию уровня содержания.

Соответственно наше общение тем плодотворнее, чем лучше мы осознаем, что наш собеседник «видит» сигналы нашего тела. Сможем ли мы кого-либо переубедить или не сможем, примерно на 90 процентов зависит от наших телесных сигналов. Это демонстрирует следующий пример.

В начале пятидесятых годов один перебежчик прибыл в Германию почти без средств... Он довольно быстро получил работу коммивояжера по продаже стиральных машин. Он приезжал в какой-нибудь городской квартал на старом «Фольксвагене», в котором находилась стиральная машина, и пытался договориться с домохозяйкой о времени для вечерней демонстрационной стирки в ее квартире. Вечером он вносил в ее кухню машину, наполнял ее водой, всыпал полную мерную чашку стирального порошка, устанавливал таймер... и проводил агитацию перед супругами, ожидая, пока закончится процесс стирки. Затем он доставал деревянными щипцами штуку белья, пропускал ее через отжимающие валки — и все это на глазах стоящей рядом хозяйки, желающей все критически проверить.

Фирма-изготовитель практически не обучала своих представителей, только вкратце знакомила их с машиной и сосредоточила их внимание прежде всего на том, что для стирки необходима полная мерная чашка какого-нибудь имеющегося в продаже стирального порошка. Она также не обеспечивала и предметами стирки, считая, что хозяйка и сама может предоставить для этого какую-нибудь свою вещь.

После такого «обучения» нашему продавцу не удалось продать ни одной машины, хотя он ежевечерне в течение сорока дней проводил по три демонстрации; он был уже полон сомнений, стоит ли продолжать это не сулящее успеха дело. И тут произошло следующее. Он проводил демонстрацию перед одной супружеской парой, где муж работал машинистом паровоза и имел соответствующей чистоты белье. После того как машина была установлена и наполнена водой, продавец сказал: «Ну, а теперь дайте мне, пожалуйста, полную чашку стирального порошка!». Хозяйка произнесла: «Порошка? Но у меня его нет! Сегодня перед обедом я последний использовала...».

В конце концов женщина сбегала к соседке, но и у той сегодня тоже была стирка и поэтому стирального порошка осталось всего лишь с половину чашки!

Продавец высыпал в машину это явно недостаточное количества порошка, опустил три промасленные рубашки хозяина и установил таймер... Продавец ожидал постыдной катастрофы — такие грязные рубашки и при половинном количестве стирального порошка!.. Когда время вышло, продавец подцепил первую рубашку, ввел ее в отжимающее устройство и выжал, отвернувшись — он не хотел смотреть на свое полное фиаско. И тут он услышал голос хозяйки: «Взгляни, Георг, такой чистой твоя рубашка никогда еще не была!».

Конечно, супруги машину купили, и соседка купила тоже. При последующих демонстрациях все пошло наилучшим образом. С того дня представитель фирмы изо дня в день продавал по три машины — так как теперь он сам убедился в ее качестве!

Эта история — истинная правда. Я сама позднее познакомилась с этим человеком — сегодня он исполнительный директор той самой фирмы. Г-н Биркенбил (мой отец) и я в течение многих лет рассказывали эту историю на своих семинарах и всегда спрашивали слушателей, какую «мораль» можно из нее извлечь. Изюминка здесь вот в чем: редко кто отмечает, что после того «чуда» у продавца должен измениться язык тела! Мы знаем, что после своего «озарения» он говорит те же слова, что и раньше, но вот говорит он их теперь «иначе». Мы уже неоднократно указывали, что:

  1. Убеждает только согласованность;
  2. Согласованность означает, что язык слов и язык тела говорят одно и то же.

Таким образом, пока продавец сам не был убежден в ценности своего товара, он не мог ничего продать. На словах он говорил: «Эта стиральная машина чудодейственна», в то время как его мимика, жестикуляция и ИНТОНАЦИЯ говорили: направда. Здесь мы имеем несогласованность, подобную той, которую описывали в случае, произошедшем с Никсоном.

И результат тот же: неопытный в восприятии сигналов тела человек не знает, почему он не верит продавцу, он только знает, что тот его не смог убедить. Поэтому покупать он ничего не будет!

Я считаю, что главная ошибка фирмы состояла в том, что она проводила обучение своих представителей таким образом, что они сами не были убеждены в качестве продаваемого товара. Раз инструктор «сухо» излагает «сухой» материал (без реальной, практической стирки), а значит, без какой-либо убедительности (а в таком случае язык его тела становится не помощником, а основным препятствием успеху), то и продавец думает:

«Хотя наша продукция отличная, но у конкурентов она не хуже!». А если же учесть, что «наша» продукция несколько дороже, чем у конкурентов, то мы получим полную «неразбериху в умах»: представитель упорствует в том, что продать продукцию (пусть и лучшую) он не может из-за высокой цены. Но цена только тогда становится проблемой, когда продавец сам не убежден в том, что эта цена оправдана. Если он не чувствует такой убежденности, тогда сигналы его тела выдают ложь его слов, утверждающих противоположное. Это необходимо принять во внимание, особенно ответственным за «обучение». Можно добавить и еще один аргумент: если инструктор фирмы по обучению агентов сам не убежден в смысле и пользе своих занятий, то он, естественно, не может убедить в этом и тех, кто должен финансировать обучение. О том, что финансирование слишком мало, говорят многие инструкторы, занимающиеся обучением в фирмах. Их бюджет настолько мал только потому, что они сами не могут «продать» свои идеи соответствующим лицам, потому что они сами не могут убедить в необходимости, которую они в конце концов действительно не чувствуют! И именно язык их тела препятствует этому.

Многие слушатели спрашивают на семинарах, насколько сигналы тела могут дать дополнительные сведения во время проведения собеседования при приеме на работу нового сотрудника. Давайте рассмотрим такое собеседование. Ниже вы найдете запись диалога из фильма.

Мы здесь выделим только отдельные аспекты. Как в анкете, так и при предварительной беседе интервьюи- руемый уже заявил, что деньги для него никакой роли не играют, что ему нужна только «интересная работа». Несмотря на это, когда речь зашла о зарплате, язык его тела был в высшей степени «красноречив». В предшествующие этой теме минуты соискатель сидел на стуле несколько боком, так что к собеседнику у него были повернуты только глаза (см. рис. 16).

рисунок 16

Если вы вспомните о ранее описанном Г-Г-контакте, то вы поймете, что при продолжительном разговоре направление груди может дать одно (хотя бы только одно!) весьма ценное указание на интерес, проявленный к тому, на кого это направление указывает. Итак, соискатель сидит боком, то есть он направил в сторону начальника отдела кадров только глаза, но не грудь.

Начальник ОК: Таким образом, мы бы могли предложить вам интересную, перспективную работу. Что же касается зарплаты...

Соискатель внезапно разворачивается в сторону говорящего, чему сопутствует также резкий перенос веса тела.

Начальник ОК:... то вы уже сказали, что для вас это не главное?

Соискатель (наклонившись в сторону собеседника): Совершенно верно, господин Имярек.

Начальник ОК: Н-да, тогда уточним главное... (Он оставил фразу «висеть в воздухе» недоговоренной, используя молчание как контроль успешности третьего рода).

Соискатель (говорит с интонацией сдерживаемого напряжения): Так что вы можете предложить мне конкретно, господин Имярек?

Заметьте, что вы воспринимаете ситуацию этой беседы совсем «другими» глазами, по той причине, что уже умеете обращать внимание на указываемые аспекты. Соискателя «выдает» не какой-то отдельный сигнал, а многие. Теперь начальник отдела кадров может знать, почему он, с одной стороны, утверждал, что деньги для него не важны, а с другой стороны — так странно себя ведет! Но он также знал и то, что необходимо проверить свое впечатление с помощью контрольных вопросов, так как у него еще не было полной уверенности. Ведь можно легко ошибиться, как в примере с «доктором Прайсом». Итак, он решает использовать контроль успешности второго типа, так как хочет получить полную ясность и проверить честность заполнения анкеты.

Начальник ОК: У меня такое впечатление, г-н соискатель, что деньги играют для вас гораздо бульшую роль, чем вы пытаетесь показать. Не так ли?

Соискатель (откинувшись назад на спинку стула, одновременно громко выдохнув, как будто выпуская весь воздух, который до сих пор распирал его изнутри): Да, если быть честным, это действительно так.

Теперь разговор пошел следующим образом: соискатель чувствовал себе сильно виноватым. Он этот обман предыдущего заявления преподносил как выражение «верности и послушания» (как он это называл), что было явно неудачно. И когда его оправдания повисли в воздухе, он отвернулся и продолжил разговор.

Соискатель: Ну, да, я полностью опростоволосился, господин Такой-то; так вы не возьмете меня?.. (У него, вероятно бессознательно, проявился тактический прием обрывания фразы на полуслове. Довольно успешный прием, так как в возникшей паузе тотчас начинает говорить другой.)

Начальник ОК:... совсем нет, господин соискатель. Чувство вины в моих глазах имеет некоторую положительную сторону!

Соискатель: Как так?

Начальник ОК: Виноватый человек будет рад и предложенному заработку да еще испытает и определенную благодарность, не правда ли? Тем самым с самого начала у сотрудника появляется положительная мотивация.

Если к тому же он еще ищет и радость в своей работе и она доставит ему удовольствие, у него появляется рвение к труду. Кроме того, кто сегодня не имеет вины?

Тактика начальника одела кадров интересна, соискатель был действительно «рад» и «благодарен», то есть у него появился сильный мотив для работы. Правда, эта мотивация, как правило, держится не больше шести недель. Затем вновь принятые сотрудники привыкают к тому, что они имеют надежную оплату. Поэтому начальник отдела кадров договаривается с ними об испытательном сроке, после чего нанимающийся говорит: «Я понимаю, что вы имеете в виду. Вы можете не беспокоиться, я работаю с охотой, особенно если у меня нет финансовых претензий! Моя мотивация вряд ли ослабнет!».

Здесь я должна добавить только то, что при самых благих намерениях мотивация может нарушиться, если непосредственный начальник этого нового сотрудника не умеет руководить людьми. Об этом речь пойдет в нашем следующем примере.

Большинство сотрудников стараются работать лучше, когда их заслуги время от времени замечаются. Когда участник семинара просит совета по поводу того, как лучше построить разговор, в котором хочешь сделать подчиненному выговор, я прежде всего ему говорю: каждый выговор автоматически упрощается, если вы хотя бы изредка хвалите этого человека. Тогда сотрудник, которого вы вызываете к себе на беседу, не знает, что его сегодня ждет — выговор или поощрение, то есть он заранее не принимает внутренней позиции побега, не погружается автоматически в состояние психологического тумана, прежде чем вы вообще успели начать разговор. В рамках нашей темы я хотела бы затронуть аспект, касающийся языка тела: многие начальники поощряют своих подчиненных крайне редко, а если и делают это, то формально, так сказать, в соответствии с «планом» выдавая «порцию ласки», поэтому такие поощрения получаются совсем неубедительными.

Поэтому мой совет: никогда не распределяйте «ласку» «порциями», только потому что это «надо». Ваши телесные сигналы вас все равно выдадут. В качестве примера можно привести следующий. На одном из моих семинаров присутствовали одновременно начальник и его подчиненный. Когда мы завершили тему «поощрения», то сделали перерыв. Подчиненный подошел ко мне и рассказал, что все сказанное на сто процентов относится к его начальнику. Это побудило меня после перерыва организовать ролевую игру, во время которой этот начальник должен был похвалить своего подчиненного. Мы попросили выйти подчиненного из помещения и спросили его начальника, не хочет ли он воспользоваться случаем сказать несколько добрых слов о своем сотруднике. Он повернулся на стуле, нервно начал играть своей шариковой ручкой и наконец спросил, нельзя ли выбрать на эту роль кого-нибудь другого.

Я объяснила, что смысл и цель семинара состоит в упражнении именно того аспекта, который, возможно, дается тяжелее всего. Наконец, пусть и с неохотой, но он сел в «кресло начальника». Мы пригласили подчиненного. Дальше произошло следующее.

Начальник: Таким образом, господин служащий, хм... Я хотел бы вам сказать (отвернув голову в сторону от собеседника), что я нахожу вашу работу, хм... хорошей (его голос дрожал).

Подчиненный сидел перед ним прямой как палка и молчал, но на лице его заходили желваки, тем самым выдавая его внутреннее напряжение.

В воздухе повисла неловкая пауза. Наконец:

Начальник: Итак, что вы на это скажете?

Подчиненный: А что я должен сказать?

Начальник (говоря все тише и тише): Я сказал, что я, хм... вашу работу нахожу хорошей!

Подчиненный: И что же вы ждете от меня? Вы за весь год похвалили меня всего один раз, да еще так неубедительно, как сейчас. Что же я должен сказать?

Здесь произошло то, что часто происходит во многих ролевых играх, если их участники долгое время знали друг друга и разыгрывали роли, соответствующие их «ролям» в повседневной жизни (я обычно избегаю таких ситуаций, кроме тех случаев, когда, как сейчас, я имела определенную цель): они забыли, что это всего-навсего «игра» и стали общаться друг с другом «по-настоящему». Это видно из последовавшего диалога:

Начальник (после смущенного прокашливания): Знаете ли, теоретически я признаю, что нужно своих сотрудников поощрять, но фактически у меня это не получается. Мой отец никогда меня не хвалил!

Подчиненный молчит, но он полон внимания и глядит на говорящего, как бы «побуждая» его продолжать.

Начальник: Вообще, если подумать: нас совсем тогда не хвалили. Я думаю, и мы могли бы как-нибудь...хм... Таким образом, я полагаю... (здесь последовала длинная пауза) Ах, Боже мой!! Да вы же один из лучших моих работников! И вы это прекрасно знаете! (Он выкрикнул свои последние слова.)

Подчиненный (очень спокойно, но отчетливо, даже с нажимом, но не повышая голоса): Нет, господин Имярек, этого я не знал.

Начальник (тихо, почти умоляюще): Вы мне верите?

Подчиненный: Теперь да.

К сожалению, в этом месте игру оборвал прозвеневший на перерыв звонок. Группа аплодировала, каждый видел, что на их глазах разыгралась настоящая «драма». Шеф со своим подчиненным тем вечером еще имели продолжительный откровенный разговор. Они оба сделали из произошедшего важные выводы.

В описанной сцене опять же решающее значение имел язык тела. Когда начальник начал хвалить, только потому что он был должен это делать, то внутренне это ему было «против шерсти», и язык тела это выдавал. Но несколькими минутами позднее, когда он «выпалил» свое признание, он был искренен, а поэтому и убедителен. Убедителен для всех — и для подчиненного, и для слушателей!

Интересно, что примерно через год во время следующего этапа тренинга, вечером в частной беседе оба мне сообщили, что они теперь чудесно ладят друг с другом. И подчиненный сказал, подмигивая мне: «Не спрашивайте, хвалит ли он меня. Он этого не делает, во всяком случае на словах. Но теперь достаточно взгляда во время совместной деловой встречи, и я знаю, что он поддерживает мои действия. Или короткий взгляд, который я ощущаю только краем глаза, говорит мне, что я должен немного их изменить...». Начальник в этот момент бросил на него такой «мини-взгляд», и оба одновременно рассмеялись! Это и был активно используемый язык тела!

Язык тела в личной жизни

Нередко авторы книг по психологии семейной жизни ссылаются на то, что многие супружеские пары после многолетнего супружества так и не научились разбираться в сигналах тела своего партнера. Это же касается и их отношения к детям. Пример, как один из родителей, вместо того чтобы разрешить проблему веселой шуткой, начинал ругаться, еще достаточно безобидный. Более серьезен следующий пример из работы Флор Дэвис.

«В одном фильме есть такая сцена: на софе рядом сидят мужчина и женщина в траурном платье, на переднем плане на полу играет маленький мальчик. Женщина жалуется мужчине на мальчишку... Что она осуждает ребенка, можно было понять уже только по звуку ее голоса, который, как только она начинала говорить о своем сыне, становился шипучим и приобретал недовольную интонацию, а также по ее жестам, особенно по гневно поднятому указательному пальцу. Пока она говорила о мальчике, тот поднялся... и скрылся из кадра, а через несколько секунд опять появился с маленькой подушкой. Он протянул ее своей матери — жестом, который напоминал покаяние или настойчивую просьбу о прощении. Однако женщина отняла ее с холодной, злой и непроницаемой миной, которую я еще долгое время не могла забыть!»

В этой связи сошлемся еще раз на эффект Пигмалиона, который вызывается преимущественно с помощью сигналов тела. Как можно таким образом воспитать ребенка «нормальным», то есть душевно здоровым? Слово «нормальный» здесь стоит в кавычках, так как сегодня, к сожалению, уже стало «нормой» видеть как раз такие «ненормальные» сигналы. Если подумать, что появляется все больше детей с недостатками в поведении и обучении и что постоянно растет количество детских самоубийств, то это становится угрожающей тенденцией. Родители таких детей полагают, что они поддерживают здоровое развитие (в основном на словах), в то время как сигналы тела детей говорят совсем другое.

Еще один пример. Всегда, когда родители считают, что крах их супружеской жизни можно скрыть от детей (с помощью тактики «при-детях-ни-слова»), они сильно заблуждаются. Эта ошибка зачастую имеет тяжелые последствия для развития ребенка. Во-первых, он с ранних лет учится у обоих родителей тому, как нужно разыгрывать друг друга, что может оказаться полезным и для его собственной жизни, но в в то же время он теряет ощущение, что семья — это надежная гавань. Во-вторых, такие дети позднее, когда заводят собственные семьи, часто имеют точно такие же проблемы, так как у них не было перед глазами примера гармоничных семейных отношений. Поэтому я отрицательно отношусь к установке сохранения брака «ради детей», если партнеров больше ничто не объединяет. Дети не годятся в качестве «клеящего вещества»!

Кстати, затронем тот факт, что терапевты часто используют методы кинесики именно потому, что с их помощью можно получить гораздо больше информации, чем из произносимых слов. Во-первых, они исследуют язык тела на предмет несоответствия сигналов и, во-вторых, активно исполь-зуют свой собственный язык тела. По этому поводу Дэвис писала:

«Пациент начинает говорить о чем-то очень важном, и терапевт наклоняется вперед: происходит точная синхронизация. Хорошие терапевты инстинктивно используют свое тело. К сожалению, использование кинесики в процессе обучения молодых аналитиков больше ориентирует их на тренировку своих способностей интерпретировать поведение тела своих пациентов, чем манипулировать своим собственным».

Чтобы тело начало что-то говорить психотерапевту, он должен научиться осознанно понимать его сигналы. Тело говорит для всех, да не каждый его понимает. Но этому должны учиться не только специалисты (например, кинесики, антропологи, психотерапевты), которым по долгу службы приходится интерпретировать аналоговые сигналы, но каждый, кто имеет дело с людьми. Именно в частной жизни это обучение тысячекратно окупается, правда, лишь тогда, когда его новое «понимание» имеет возможность реализоваться в открытом, честном, разъясняющем разговоре. Разберем такой пример (конечно, все приведенные здесь явления могут иметь место независимо от пола, так что слова «мужчина» и «женщина» можно менять местами): недовольный супруг излучает сигнал, который можно назвать даже криком о помощи: его нежность давно уже только поверхностна, почти бесстрастна. Он невольно пасует перед любым движением. Его глаза имеют рассеянное выражение. Во время любовной игры он редко целует жену и не нашептывает больше милых нежных слов. Кроме того, он часто непроизвольно зевает и уже не надеется, что когда-либо сможет получить наслаждение от половых сношений...

Все эти сигналы были достаточно очевидны, но искать причину такого состояния он боялся. Именно в таких ситуациях «счастливо» женатые мужчины часто заводят любовниц: с годами сексуальный интерес со стороны супруги начинает притупляться, она относится к мужу как к личности, отцу и кормильцу. Сексуальная же сфера игнорируется, сигналы такого плана возникают все реже и реже. Он со своей стороны тоже ограничивает интерес к ней рамками ее роли как матери, а если партнера, то только в товарищеском смысле — как хозяйки дома и т. п. В ком бы тут ни была причина или с чьей бы стороны не исходили действия, — результат один и тот же: чем меньше он встречает сигналов, говорящих о том, что он возбуждает или очаровывает своего партнера, тем меньше он сам излучает подобные сигналы! И как в замкнутом круге, следом и партнер начинает все чаще где-то задерживаться. Но они никак не отваживаются выйти на серьезный разговор по этому поводу. И в конце концов каждый из них считает, что именно другой потерял интерес к любовной игре, что нежность исчерпала себя. Но каждая нежность — это сообщения тела, выражающие «я хочу тебя», или «я ценю тебя», или «я рад тебе, когда ты рядом».

Таким образом, вы здесь видите, как важно интерпретировать язык тела и слова «об этом». Ибо, мужчина, который заводит любовницу, зачастую делает это лишь из панического чувства, что «все кончается», так как он считает, что без восприятия сексуальных сигналов обойтись нельзя. За этим он и обращается к любовнице, если, конечно, и тут его не постигает неудача.

Чем в более молодом возрасте супруги начнут разбираться в языке тела, тем больше у них шансов позднее, когда появятся «явления усталости», преодолеть этот кризис, так как они уже в самом начале будут способны заметить соответствующие сигналы и преодолеть их причину, не доводя отношения до хронической фазы с неизбежными страданиями, собственными и своих детей, что сегодня, к сожалению, так широко распространено.

В частной жизни очень полезны контрольные вопросы второго вида, то есть когда прямо спрашивают о значении наблюдаемых сигналов. Это дает, может быть, единственный шанс поддерживать действительно «хорошие» отношения друг с другом.

Заключение

Если эта книга смогла хоть немного посодействовать тому, чтобы вы в профессиональной или личной (или даже в обоих аспектах) своей единственной жизни начали действовать с некоторым облегчением, добились успехов в общении, тогда не напрасно я в течение года подготавливала и писала эту книгу, а вы ее тщательно прорабатывали — ибо одним-единственным чтением едва ли можно обойтись при «изучении» сигналов человеческого тела.

В приложении А вы найдете сводку всех правил для повторения. Там указано, где находится пояснительный текст (в случае, если захотите что-то уточнить). Кроме того, я надеюсь, что вы вырежете последние шесть страничек и склеите из них плакат. Если его повесить на стенку, то можно с помощью «контрольных посматриваний» на этот плакат периодически освежать в памяти опорные моменты для наблюдения.

Если вы захотите направить мне свои вопросы или критические замечания, то пишите на издательство. Ваше мнение может быть принято во внимание при последующих переизданиях книги. Я надеюсь, что эта книга вам действительно сможет помочь.

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.187.47 (0.048 с.)