Когда человек живет неосознанно 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когда человек живет неосознанно



Оглавление

Вступление. 1

ГЛАВА 1. Спасайся всю жизнь. 1

Спасайся всю жизнь. 1

Не спеши. 1

Начинай с малого. 2

Кто убивает время. 2

Когда человек боится. 2

Бог сделает как нужно. 2

Помощь от Бога. 2

Когда человек живет неосознанно. 2

Истинный духовный путь. 2

Видим наоборот. 2

ГЛАВА 2. Душевное здоровье. 3

Душевное здоровье. 3

Первое - покаяние. 3

Польза от скорбей. 3

Если ведешь молитвенную жизнь. 3

Когда молишься. 3

Самые опасные помыслы. 3

Молитва любит порядок. 4

Возвращай ум к молитве. 4

Суть молитвы.. 4

Не гордись молитвой. 4

ГЛАВА 3. Слепота души. 4

Слепота души. 4

Обучение. 4

Размышление - это заблуждение. 4

Скопище мыслей – не жизнь. 5

Поведение монаха. 5

Безделье - не духовный покой. 5

Не выдумывай жизнь. 5

Три стадии духовной жизни. 5

Если нет Любви. 5

Достигай святости. 5

Если ты что-то понял в религии. 5

Обуздай свои мысли. 5

ГЛАВА 4. Лучше спросить старца. 5

Лучше спросить старца. 5

Держись духовного отца. 6

Верность и преданность послушника. 6

Старец сообщает, послушник постигает. 6

Старец не нуждается в почитании. 6

Духовное видение послушника. 6

О добрых и не добрых людях. 6

О болезнях и внезапной смерти. 6

О молчании и беседах. 6

ГЛАВА 5. От чего оживает душа. 6

От чего оживает душа. 6

От чего умирает душа. 7

Без мира душевного. 7

Чем прогоняется радость. 7

Чем приобретается радость. 7

Что обещает мир. 7

Когда все рушится. 7

Как ум возвращается в сердце. 7

Что бы ни происходило уме. 7

Тот, кто властвует над людьми. 7

Не страшись мысленных браней. 7

О ненависти. 7

О неприязни. 7

О борьбе. 8

ГЛАВА 6. Сердце мирское и духовное. 8

Сердце мирское и духовное. 8

Внимание и молитва. 8

Думать и молиться. 8

Блуждание и просвещение. 8

Мечтания и память Божия. 8

О рождении и боли. 8

О причинах трагических событий в мире. 8

О причинах трагических событий с нами. 8

О причинах умирания. 9

О причинах долгой жизни. 9

ГЛАВА7. О добре и зле. 9

О добре и зле. 9

О своих и чужих ошибках. 9

О болезнях и здоровье. 9

Мое и Божие. 9

Самое удивительное. 9

О телесном и душевном чутье. 9

Послушание и смирение. 9

ГЛАВА 8. Как узнать истинного монаха. 9

Как узнать истинного монаха. 9

Не подобает. 10

Тяжело видеть. 10

Монах и братство. 10

ГЛАВА 9. О познании правильном и ложном. 10

О познании правильном и ложном. 10

О помощи. 10

Об истине Православия и ядовитых плевелах чужих учений. 10

О неприятностях и успехах. 10

О порче и избавлении от нее. 10

ГЛАВА 10. О среднем пути и золотой середине. 10

О среднем пути и золотой середине. 11

О расслаблении и упорстве. 11

Сильная и слабая душа. 11

Познание истины и Жизнь вечная. 11

О молитве и послушании. 11

О скорбях и утешениях. 11

Об отречении и обретении. 11

О совершенстве и добродетелях. 11

ГЛАВА 11. О послушниках и старцах. 11

О послушниках. 11

О старцах. 12

О внешнем и внутреннем уединении. 12

О внешних и внутренних препятствиях. 12

О врагах человека. 12

О правильной и ложной решимости. 12

О спасении и помиловании. 13

О новостях и помощи Божией. 13

О борьбе со злом. 13

О жизни со Христом и без Христа. 13

ГЛАВА 12. О грехах. 13

О грехах тела, речи и ума. 13

Об учениках и их отсутствии. 13

Накопленные грехи. 13

О духовных этапах. 13

Если помогать людям. 13

Об уединении. 14

О едином на потребу. 14

О последнем дне. 14

Ничто не сравнится. 14

Если хочешь покончить со старыми привычками. 14

Если хочешь восходить в духовной практике день ото дня. 14

ГЛАВА 13. О заблуждении и просвещении. 14

О заблуждении и просвещении сердца. 14

Что бы ни происходило С тобой. 14

О причинах заблуждения. 14

О возвращении внимания. 15

О преданности старцу. 15

О переживаниях и теориях. 15

О готовности к искушениям. 15

О уверенности в своем духовном отце. 15

О мнении и самомнении. 15

О моменте смерти. 16

ГЛАВА 14. О самообмане. 16

О самообмане. 16

Об обольщении. 16

Чем больше держишься за мир. 16

О презрении и неприязни. 16

О подготовке к уюдинению.. 16

Об искренности. 16

О последствиях. 16

О привязанности и Любви. 17

О покое души. 17

О борющихся с помыслами. 17

ГЛАВА 15. Об отсечении воли. 17

Об отсечении воли. 17

О непрестанной молитве и рассуждении. 17

О безстрастии. 17

О непрестанной молитве. 17

О добрых и недобрых делах. 18

ГЛАВА 16. О Спасения. 18

Как достигается Спасение. 18

О греховной тьме. 18

Совершенное спасение. 18

О Святом Духе. 18

О безсмыслице. 18

О глупости. 18

О стяжании Спасения. 18

О Боге. 18

О благих делах. 18

О молитве. 18

О прелести. 19

О православии. 19

ГЛАВА 17. О благодати Духа Святаго. 19

О добрых делах и благодати. 19

О чистоте сердца и одержимости. 19

О духовном опыте и размышлениях. 19

Об искушениях и церквной жизни. 19

О святости. 19

О достигших Божественной Любви. 20

Приложение. 20

О признаках. 20

О ложной решимости. 20

О верности. 20

Эпилог. 20

Об авторе. 20

 

Вступление

Книга духовных поучений «Опыт, оплаченный жизнью, или ошибки в духовной практике» это размышление о нелегком пути ко Спасению, выраженное иногда в форме обращения к своей душе, а иногда в форме разговора духовного отца с сыном. Автор книги, Афонский старец Симеон, обращается к своим чадам с отеческим наставлением, увещанием, предупреждением.

Эта книга повествует об ошибках в духовной практике, которые неизбежно делает каждый человек, неправильно реагируя на изменчивые устремления ума и желания сердца. Много написано различных духовных руководств, тем не менее нелегко найти такое, где были бы собраны воедино важнейшие ошибки души, следующей по узкому тернистому пути к Богу.

Автор рассматривает все этапы духовного становления и выделяет наиболее характерные ошибки для каждого периода. Книга начинается с описания «слепого» и невнимательного состояния души, погруженной в суету, а заканчивается раскрытием величественной красоты тех душ, которые достигли Божественной Любви (см. гл 17. О достигших Божественной Любви).

Читающим эту книгу прежде всего открывается, что все ошибки непосредственно связаны с неправильно расставленными акцентами в духовном делании, уклонением от срединного пути. Поэтому одна из глав книги так и называется: «О среднем пути и золотой середине».

Автор подчеркивает, что каждая душа так или иначе погружена в самообман. Душе свойственно подменять истинное духовное делание размышлениями, а подлинный духовный опыт, за который требуется платить кровью, теориями и отвлеченными понятиями.

Таким образом, на духовную жизнь обычного человека можно взглянуть как на переход от одного заблуждения к другому. Эта книга раскрывает, насколько тонко и изощренно мир завораживает ум человека, ослепляет очи сердца, вводит в заблуждение душу.

Практически следуя наставлениям автора, внимательно держась их, подобно путеводной нити, мы выходим из лабиринта заблуждений на свободу Духа. В самом освобождении души от страстей мы находим подтверждение тому, что все поучения, изложенные в книге, являются плодом духовного опыта. С каждой новой победой мы убеждаемся, что эти наставления не просто благочестивые размышления, а передача истинного практического знания, которое достигается болью и кровью, приносит просвещение в ум и покой в сердце.

Вероятно, все согласятся, что при чтении этой книги прежде всего создается неповторимое живое ощущение беседы со старцем. Затем незаметно старец как бы устраняется, и мы остаемся наедине со своей душой. Начинается нелегкий разговор с самим собой, в присутствии старца. Такое собеседование может причинить душе, с одной стороны, мучительные страдания, возникающие в процессе преодоления сомнений и недоверия, а с другой радость постижения

Истины, открытие новой духовной перспективы.

Это произведение не является легким чтением. Но стоит вспомнить, что любое сильнодействующее лекарство обычно бывает горьким и неприятным на вкус. Несомненно, книга будет полезна всем, интересующимся христианством, православной традицией, духовным деланием, а также всем, стремящимся к совершенству во Христе, очищению сердца, стяжанию Божественной Любви.

ГЛАВА 1. Спасайся всю жизнь

«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Мф. 5: 20)

Спасайся всю жизнь

+ Спасайся не день или два, спасайся всю свою жизнь именно это и есть Спасение.

+ Вне Христа нет никакой религии и быть не может, ибо Христос это начало и конец единственной религии, религии сердца.

+ Спасение можно искать где угодно, но само оно находится только в Правде, Которая есть Христос.

+ Не лезь в чужие учения пропадешь, выбери одного Христа и святых отцов Православия, и будешь жить с Богом.

+ Не выдумывай себе своего Спасения, обрети его из духовного наставления.

+ Для Спасения ничего не нужно делать больше, чем следует, и желательно не делать меньше, чем нужно.

Не спеши

+ Не спеши читать духовные наставления, спеши их исполнять.

+ Не спеши в уединение, спеши в послушание.

+ Не спеши накапливать помыслы, спеши от них избавляться.

+ Не спеши гневаться, спеши смиряться.

+ Не спеши накапливать вещи мира сего, спеши от них отрекаться.

Начинай с малого

+ Начинай духовную жизнь с малого с послушания, чтобы овладеть большим смирением и Спасением.

+ Не оставишь дурные привычки не обретешь хорошие.

+ Учись в духовной жизни все делать внимательно, не пожалеешь об этом ни на земле, ни на Небе.

+ Умеющий сказать «прости» победил самого себя.

+ Из всех слов самое трудное слово, которое нелегко произносить слово «прости», но именно оно открывает райские врата.

Кто убивает время

+ Тот, кто убивает время, убивает сам себя.

+ Один раз живем, а остальное время мучаемся, если мы не умеем ценить время нашей жизни.

+ Каждую секунду у нас остается все меньше этих секунд, и обратит этот поток вспять невозможно, можно лишь выйти из него, достигнув Спасения, в котором времени нет.

+ Если ты запутался в мирских делах, значит ты забыл о смертном часе.

+ Лучшее средство против лени помнить о смерти.

+ Если не увидишь мир с высоты вечности сейчас, пока ты жив, то его поневоле придется так увидеть в момент расставания с ним.

+ Прошедший момент не наш, следующий тоже не принадлежит нам, успей постичь Истину прямо сейчас, ибо она находится в этом промежутке.

Когда человек боится

+ Когда человек боится устремиться в сокровенные глубины своего сердца, он устремляется в бездны суетного мира.

+ Тот, кто погружается в сокровенные глубины сердца, обретает вечную Жизнь; тот, кто теряется в безднах суеты, в ней и гибнет.

+ Разумный когда-нибудь успокоится, а неразумный никогда.

+ Если душа колеблется в нравственных принципах, то искуситель появится обязательно.

+ Мир не лезет к нам в душу, мы сами отдаем ее миру на поругание; оставь мир, и он оставит тебя.

Бог сделает как нужно

+ Бог всегда сделает так, как нужно, а мир никогда не сделает так, как хочет.

+ В совершенном Боге все совершенно, а не совершенного нет и не может быть, но чтобы нам открылось это, необходимо помочь сердцу увидеть это.

+ Наша обыденность является необычным, фантастически сложным творением Бога для души, страдающей расстройством духовного зрения.

+ Если Бог создал мир из ничего, то обыденности нет и быть не может, ибо она представляет из себя

невероятно удивительное явление, всецело предназначенное для воспитания души.

+ Душа, очистившая себя с помощью молитвы и благодати от помыслов, желаний и страстей, видит Бога и мир такими, как они есть, а не так, как ей представлялось вначале.

Помощь от Бога

+ Помощь от Бога приходит к нам лишь тогда, когда мы откроем, насколько мы грешны и далеки от Него.

+ Разве Бог когда-нибудь скрывался от тебя? Конечно, нет, это только ты уходишь в суету, забывая о Нем.

+ Чем дальше человек от Бога, тем большим становится эгоистом, пока не станет богопротивником.

+ Если извергнешь эгоизм, подобно плевку, непременно обретешь помощь Божию.

+ Если станешь безстрастным, словно покойник, которому можно сказать что угодно, услышишь от Бога слова Жизни.

Истинный духовный путь

+ Истинный духовный путь: уметь слушать и слышать, а это значит уметь понимать и постигать.

+ Вдоль широкой дороги валяются только стоптанные зря башмаки; лишь на узком пути можно найти духовные цветы и обрести труднопостижимый плод Спасения.

+ Погонишься за вещами потеряешь ум, устремишься в глубины своего сердца стяжешь духовный разум, Христа.

+ Если осел пойдет в Москву, лошадью не вернется; если нерешительный ступит на духовный путь, святым не станет.

+ Как ни свято Евангелие, оно не откроется тебе, если не будешь ему следовать.

+ Тот, кто хочет достичь высокой духовной цели, должен иметь прочное основание в нравственности.

+ Самая высокая духовная цель Спасение, самое прочное основание Евангелие.

+ Никогда не опускай уровень своей цели, иди в духовной жизни до конца так же, как ее начал.

Видим наоборот

+ И Бога и мир мы видим наоборот: мир что он существует, а Бог что Он не существует.

+ О том, чем мы живем, что видим и воспринимаем, можно сказать лишь одно: «Не верь глазам своим!».

+ Из того, что видишь, ничего не останется, кроме воспоминаний.

+ Сумма всех явлений в мире, сколько бы их ни было, остается всегда одной и той же.

+ Единственно, что полезно, это прямой опыт ложности мира и истинности Бога.

+ Так как все видимое временно, цель каждой души успеть познать свой уникальный опыт, что за явления держаться нельзя.

+ Если ты опытно постигнешь, что явления не могут быть истинной опорой, то ты найдешь для себя единственную несокрушимую и неподвластную времени опору Христа.

ГЛАВА 2. Душевное здоровье

«Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

(Мф. 5: зо)

 

Душевное здоровье

+ Если камень нагревать, он треснет; если в сердце допускать гнев и похоть, оно долго не проживет.

+ Как песок ни дави, масла не будет; как за похотью ни бегай, счастья не найдешь.

+ Сколько ни приспосабливай богатство к Спасению души, а вывод неизбежно один: душевно здоровый человек богатым не станет, для богатства нужно уже быть им одержимым.

+ Если сойдутся двое любителей власти и начнут бодаться, дай Бог остальным живыми остаться; тот, кто властвует над людьми, не может не иметь душевной порчи.

+ Душевная порча начинается с тщеславия, а душевное здоровье со смирения.

+ Хорошая заповедь христианства держись смирения и беги подальше от надутости и всякого чванства.

Первое - покаяние

+ Если мы еще в утробе матери унаследовали грех всех поколений,

то покаяние это первое, что нужно вначале сделать, и последнее, чем мы должны завершить свою жизнь.

+ Чтобы действительно глубоко покаяться, необходимо заново родиться душой и телом, и такое покаяние становится основой всей нашей жизни.

+ Так же, как мы оставляем все имущество в момент смерти, так нам надлежит оставить в покаянии все земное, к чему был привязан наш ум в течение всей жизни.

+ Оставь все ради покаяния, ибо только оно соединяет нас с Богом.

Польза от скорбей

+ Наибольшая польза в духовной жизни приходит от трудностей и скорбей, а не от утешений.

+ Мастер сам знает, где у кувшина будет ручка; так и Богу ведомо, какие скорби полезны душе.

+ Тому, кто не прилежит к молитве и запутывается в мирских привязанностях, Бог прилагает скорби, чтобы сердце человеческое обратилось к Спасению.

+ Чем более суровы условия жизни, тем более необыкновенным и стойким вырастает в них человек и тем более удивительны его сердце и

душа, если эта душа имеет высокую цель соединение с Богом.

+ Спасение приходит через страдания и самоотречение; если их нет, то нет и Спасения.

Когда молишься

+ Когда ты молишься, пусть твое сердечное внимание будет подобно клину, вбитому в землю.

+ Когда ты молишься, будь внимателен в молитве подобно портному, вдевающему нитку в иголку.

+ Одна молитва, совершенная с полным вниманием, скорее будет услышана Богом, чем сотня рассеянных молитв.

+ Благодать одной молитвы, произнесенной с полным отсутствием помыслов, больше всех рассеянных молитв, которые можно прочесть за сутки.

+ Очищение сердца молитвой, избавление от помыслов и совершенное освобождение от бесов происходит одновременно.

+ Чем чище сердце, тем больше в нем благодати и духовной Свободы во Христе.

Самые опасные помыслы

+ Наиболее опасны внезапные нападения помыслов блуда; из всех помыслов они самые наглые и убийственные, ибо полностью умерщвляют душу.

+ Наиболее жестокие и безпринципные помыслы гнева, ибо до основания разрушают духовную жизнь.

+ Наиболее прилипчивые и угнетающие помыслы чревоугодия и

сребролюбия, ибо делают душу тупой и привязанной к земному

+ Самые долговременные и изматывающие помыслы уныния и печали, ибо в них душа становится вялой и безвольной.

+ Самые коварные и с трудом искореняемые помыслы тщеславия и гордости, ибо исподволь оплетают душу и лишают ее силы и благодати.

+ При попытке освободиться молитвой от этих помыслов очень опасны натиски сумбурных мыслей; если не успеешь избавиться от них, это может стоить тебе жизни.

+ Научиться постоянной бдительности и неотрывному вниманию к помыслам и умению мгновенно отражать молитвой любой пол сел это начало твоего освобождения из мысленного рабства и стяжания благодати во Христе.

+ Для того, чтобы отделить ум помыслов, нужно уметь пребывать в непрестанной покаянной молитве.

+ Для того, чтобы пребывать непрестанной покаянной молитве необходимо стяжать безстрастие.

+ Когда непрестанная молитва и безстрастие соединятся, никакие помыслы не смогут отвлечь ум, и духовное сердце обретает благодать.

Молитва любит порядок

+ Молитва любит порядок, а духовная жизнь распорядок.

+ Днем с молитвой трудись, а ночью бодрствуй и молись.

+ Искушения с молитвой терпи, а врагов благословляй и люби.

+ Когда ум не стоек, молитва слаба; когда молитва крепка и ум стоек, помыслы слабы.

+ Когда ум усмирен молитвой и лишен помыслов, он соединяется с сердцем, которое обретает благодать и становится духовным сердцем.

+ Не живи головой, живи сердцем; не живи мыслями, живи молитвой.

+ Не морочь себе голову мыслями, живи Христом, ибо Он живет в твоем сердце.

Возвращай ум к молитве

+ Постоянно возвращай ум к молитве так же, как ребенок ищет объятия любимой матери.

+ Постоянно возвращай внимание в сердце, как черепаха втягивает голову и лапы в панцирь.

+ Постоянно возобновляй молитву в сердце, чтобы она стала непрестанной, подобно сердцебиению.

+ Постоянно следи за своим сердцем, чтобы оно ни на миг не отвлекалось от Христа и молитва не прерывалась, подобно дыханию.

+ Если ты так будешь делать постоянно, то и Христос будет постоянно пребывать в твоем сердце.

Суть молитвы

+ Неотвлечение ума от молитвы это сама суть покаянной молитвы.

+ Не гонись за количеством молитвы, стремись овладеть ее качеством.

+ Если во время молитвы научишься следить, как часто отвлекается ум и будешь возвращать его обратно, овладеешь вниманием.

+ Если в течение дня научишься замечать, что ты не молишься, овладеешь покаянной молитвой.

+ Если тебе трудно молиться постоянно, практикуй молитву с короткими перерывами, и овладеешь непрестанной молитвой.

+ Чистая молитва, совершенная с полным осознанием ее смысла,

быстро очищает сердце и привлекает в него благодать.

Не гордись молитвой

+ Никогда не гордись, если ты хорошо молишься и находишь в молитве некоторое утешение; потеряешь все, что имеешь.

+ Если ты восхищаешься своими молитвенными достижениями, тебя обманули бесы.

+ Истинная молитва имеет отличительный признак в смирении, ибо ей приходится преодолевать

множество препятствий, которые побеждаются только смирением.

+ Даже безнадежный грешник обретет благодать и спасется, если отречется от помыслов.

ГЛАВА 3. Слепота души

«А Я говорю вам: не противься злому». (Мф. 5: 39)

Слепота души

+ Самая страшная слепота души это гордость человеческая; самое лучшее зрение это смиренное сердце.

+ Плохо быть невеждой, но еще хуже понабраться ложных никчемных знаний.

+ На обочине дороги можно найти только старую подкову; в ложных знаниях лишь пустые сведения об этом бренном мире

+ В привязанностях никогда нет мира души, и такую жизнь в привязанностях уверенно можно назвать ложным путем.

+ Терпение истинный путь, безмолвие сердца истинное достижение, Христос истинное Спасение.

+ Спасайся как ребенок, живи как воин, умудряйся как старец, и Христос не оставит тебя.

+ Даже если весь мир наполнится злом, все эти тяготы и беды можно сделать путем к Спасению с помощью смирения и благодати.

Обучение

+ Плохо быть неучем, но с тем, кто набрался пустых знаний, говорить совершенно невозможно.

+ Недостаток образования часто восполняется здравомыслием, но здравомыслие трудно найти даже в большой эрудиции.

+ Если обучение не является местом воспитания души, а есть лишь место образования, то такое обучение само становится угрозой для людей.

+ Когда читаешь книги о Боге и о духовной жизни, объединяй слова

с сердцем, а сердце с делом, и это будет самое лучшее обучение.

Скопище мыслей – не жизнь

+ Разве можно скопище мыслей считать своей жизнью?

+ Разве можно поклоняться идолам страстей, считая их проявлением своей личности?

+ Разве можно следовать всем желаниям, считая их своей истинной волей?

+ Если растрачивать сердце на суету, то пред Богом оно будет как помойное ведро, полное мерзости.

+ Если беречь сердце в молитве и в Евангельских заповедях, то пред Богом оно будет как чистый сосуд, полный благодати и благоухания молитвы.

+ Больное сердце то, которое погружено в суету, здоровое сердце-то, которое живет Богом.

Поведение монаха

+ Если поведение монаха не является путем к Спасению, оно становится лицемерием.

+ Здоровье монаха не должно быть настолько плохим, чтобы начать лечиться, и не настолько хорошим, чтобы забыть о нем.

+ Молодой монах пренебрегает всем миром, а старый монах подбирает даже подметку на дороге.

+ Монах без молитвы не монах, а пустой мешок; сердце без Бога не сердце, а грязный колодец.

+ Монах должен быть или ребенком, чтобы жить на руках у Христа, или воином, который смело принимает на себя скорби всего мира, чтобы стоять рядом с Христом.

Не выдумывай жизнь

+ Не выдумывай себе духовную жизнь, живи по Евангельским заповедям, и она сама откроется тебе такой, как она есть.

+ Если уйдешь в горы, уединишься телом, если прекратишь пустые разговоры, уединишься языком, если отречешься от помыслов, уединишься сердцем.

+ Духовная жизнь, лишенная самодисциплины, становится распущенностью; лишенная творческой свободы перестает быть духовной жизнью.

+ Не бойся ошибок на духовном пути, бойся в них оставаться.

Три стадии духовной жизни

+ Духовная жизнь имеет три стадии:

Жизнь со старцем в обучении послушанию и стяжанию мира души.

Жизнь по наставлениям старца и стяжание непрестанной молитвы.

Жизнь в полном уединении и стяжание созерцательной молитвы.

+ Если в сердце появляются отречение, смирение и Любовь, значит ты на верном пути.

Если нет Любви

+ Если в сердце нет Любви, никакое количество четок не принесет пользы.

+ Если в сердце нет преданности, никакое количество поклонов не приведет к Богу.

+ Если сердце не умеет хранить себя от скверны, никакой пост не очистит его от помыслов.

+ Только в Любви исчезают эгоизм, все остальные духовные практики его лишь укрепляют.

Достигай святости

+ Достигай святости, отбросив все изощрения ума опутать тебя своими доводами и умозаключениями.

+ Раздражительность, неприязнь и недовольство это пустая трата сил твоего сердца, обрати их в желание помочь ближним и они сами превратятся в Любовь.

+ Рай это душа, наполненная Богом, ад это жизнь впустую, которая уничтожает сама себя.

+ Сердце, которое достигло единства во Христе, становится святым.

Обуздай свои мысли

+ Обуздай свои мысли о бренной жизни и Бог избавит тебя от смерти.

+ Есть «правда» человеческая и она полностью безблагодатна, и есть Правда Божия, Которая принимает людей такими, какие они есть, ибо эта Правда Любовь.

+ Духовный плод обуздания мыслей созревает в сердце человеческом это постоянное осознание присутствия Пресвятой Троицы.

Лучше спросить старца

+ Лучше один раз спросить своего старца, чем прочитать все книги святых отцов.

+ Если хочешь искать славу, будь впереди старца, если хочешь стяжать смирение, будь позади него.

+ Не бегай по старцам, но найди одного и на всю жизнь, ибо он передаст тебе свое духовное наследство.

+ Ищи своего старца не ногами и головой, но сердцем и душой.

+ Наследство старца только одно Спасение.

Держись духовного отца

+ Оставь общение с людьми, как недостойный близости с ними, и держись за духовного отца больше, чем за отца и мать.

+ Отец и мать родили тебя в этот мир, а духовный отец рождает тебя в Жизнь вечную.

+ Духовный отец подобен огненной печи, ибо в нем сгорают твои заблуждения, и он подобен небесной росе, ибо поит тебя росой небесных наставлений.

Духовное видение послушника

+ Со временем послушник, верный своему духовному отцу, увидит весь

мир чистым и исполненным святости, благодаря духовному постижению старца и его учеников; так открывается душе послушника духовное видение.

+ Чем больше духовного опыта приобретает душа послушника, благодаря связи с духовным отцом, тем больше в его душе благодарности к старцу, приносящей мудрость рассуждения и духовной Любви.

+ Если верность и преданность послушника к своему духовному отцу велики, то со временем послушник получает весь духовный опыт своего старца, как духовное наследие милости Божией.

О добрых и не добрых людях

+ Лучше помочь одному человеку, который хочет быть добрым, чем тысяче людей, которые хотят получше устроиться в этом мире.

+ Каким бы добрым человек ни казался, но если он не во Христе, его доброта только маска, скрывающая душевную одержимость злом.

+ Когда негодяи наказывают негодяев, именно тогда добро побеждает, потому что добрые никого не наказывают.

+ Добрые никогда не мстят, они только воздерживаются от греха, ибо грех всегда наказывает сам себя.

О молчании и беседах

+ Если любишь молчать, молчи со смыслом; пребывай в памяти Божией и всех людей носи в своем сердце.

+ Если любишь говорить, говори искусно, как искусный певец не сбивается с ноты, так и ты не теряй в беседах самую нужную ноту - ноту добра.

От чего оживает душа

+ Душа оживает от чистоты: посмотри на лица детей, ты тоже был когда-то таким же.

От чего умирает душа

+ Душа умирает от денег; посмотри на лица богачей, этого достаточно.

Без мира душевного

+ Без мира душевного ничего не достигнешь, а то, что удастся вырвать у жизни силой, становится ядом, убивающим душу.

+ Пока не судишь о том и о сем, живешь в мире души; как только пустишься в суждения, приходится потом долго укорять себя.

+ Если не согласовывать жизнь с миром своей души, она начнет жить без тебя; ибо ты сам утратил и жизнь, и душу.

+ Храни мир души, и он сохранит тебя во всех опасностях.

Чем прогоняется радость

+ Радость прогоняется: желанием настоять на своем, суетой и ленью.

Чем приобретается радость

+ Радость приобретается: желанием послужить ближним, тихостью души и молитвой.

Что обещает мир

+ Что обещает мир?.. Деньги. А что дает?.. Болезни.

+ Из-за денег не видно людей: если хочешь, чтобы в тебе увидели человека, оставь деньги.

+ Если не стремиться к деньгам, в миру нечего делать, если оставить похоть, на земле нечего искать.

+ Тот, кто приобрел много денег, не может не понимать, что он продал за них душу.

Когда все рушится

+ Только тогда, когда все рушится, выявляется истинная доброта и цена каждого человека.

+ Только в предельных испытаниях выявляются искусные души и закаляются стойкие сердца.

+ Всякое объединение должно потерпеть крах, чтобы обнаружилось неразрушимое Добро и неуничтожимая Любовь в тех сердцах, которые сохранят их в себе.

Что бы ни происходило уме

+ Что бы сейчас ни происходило в твоем уме, оставь это полностью, возьмись за молитву; читай с молитвой, трудись с молитвой, отдыхай с молитвой.

+ Если овладеть молитвой смогло неисчислимое количество людей до нас, это сможем сделать и мы, ибо это самое лучшее приобретение в жизни, которое мы можем завещать другим.

+ Сколько ни говорить слово «халва», слаще не станет, и только молитве, часто повторяемой с глубокой искренностью, присуще даровать

сердцу истинную духовную сладость, избавление от страхов и опасений и подлинное Спасение от греха.

О ненависти

+ Ненавидеть хотя бы одного человека и думать, что живешь по Евангелию, ошибка.

+ Ненавидеть какую-либо нацию или народ и думать, что это и есть Православие, ошибка.

+ Ненавидеть хотя бы одного человека значит ненавидеть весь мир.

О неприязни

+ Иметь неприязнь хотя бы к одному из учеников своего духовного отца и думать, что сам являешься учеником, ошибка.

+ Неприязненно относиться к ученикам своего старца и думать, что любишь его всем сердцем, ошибка.

+ Иметь неприязнь хотя бы к одному из последователей своего духовного отца значит самому стать, в конце концов, предателем своего старца.

О борьбе

+ Бороться хотя бы с одним человеком, считая его своим врагом, значит, стать злее своего врага.

+ Бороться с врагами Православия значит самому стать его врагом и врагом Евангелия.

+ Никогда еще не было так, чтобы тот, кто боролся с людьми или нациями за свою веру, стал добрым и смиренным.

+ За веру не борются, борются за святость и чистоту сердца; если вера истинна, она сумеет постоять за себя.

+ Рядом с тем, кто борется за святость, стоит Христос, рядом с тем, кто борется за веру, диавол.

+ Самая лучшая борьба стяжать святость и обрести во Христе чистоту сердца и смирение; именно такая вера сокрушает всех врагов и остается вовеки непобедимой для любых происков и злоухищрений.

Сердце мирское и духовное

+ Сердце, полностью порабощенное мирскими устремлениями и не желающее выйти из суеты мира сего, это мирское сердце.

+ Сердце, отвергнувшее безплодную мысленную суету и кружение в мире сем, целиком прилепившееся к Богу и избравшее Его единственным прибежищем и опорой, есть духовное сердце.

Внимание и молитва

+ Внимание, обращенное в сердце, где совершается непрестанная молитва, приводит к Спасению.

+ Внимание, направленное в мир, приводит к забвению молитвы и делает сердце отстойником дурных помыслов, желаний и страстей.

Думать и молиться

+ Если думать и думать только о мире, погибнешь под его обломками, и он с готовностью похоронит тебя, как он сделал это со всеми своими почитателями.

+ Если молиться неустанно и сделать молитву сутью своей жизни, станешь свободен от мира сего и соединишься со Христом, еще живя на земле.

Блуждание и просвещение

+ Размышления это блуждание по безконечным лабиринтам безплодных и безблагодатных идей и представлений, ибо не имеет ничего общего с духовной жизнью.

+ Молитва это единственные узкие врата, выводящие душу из заблуждений и тупиков мира сего и просвещение сердца неизреченной благодатью милости Божией.

Мечтания и память Божия

+ Мечтания это нисхождение души во ад по ступеням обманчивых помыслов: их первая ступень якобы «добрые» представления, вторая ступень якобы «нейтральные» помышления и третья ступень откровенно безблагодатные и убивающие душу дурные помыслы.

+ Мечтания это прямой сговор с бесами, прельщающими ум обманчивыми «утешениями».

+ Память Божия это восхождение души к Престолу Божию в сияющий мир Божественной благодати по ступеням святого отречения: его первая ступень отречение от мира, дающее душе возможность безпрестанно молиться; вторая ступень отречение от помыслов, желаний и страстей, открывающее душе возможность чистой молитвы; и третья ступень отречение от самого себя или от своего эгоизма, благодаря такому отречению в сердце вселяется непрестанная память Божия неизреченная благодатная молитва.

+ Память Божия это совершенное и всецелое осияние души нетварным светом непрерывного присутствия Божия Пресвятой Троицы.

О рождении и боли

+ Чтобы прийти к Богу, нужно умереть душой и родиться духовно, но и умирание и рождение происходят через предельную боль души.

+ Кто решится пройти через такую боль, тот возродится в Боге вечно живым и никогда не гибнущим новым существом.

+ Вся история человечества это ожидание и воспринятие Богом новорожденных существ, прошедших через боль тленного бытия и родившихся для Вечности.

О причинах умирания

+ Причины умирания: в младенчестве по грехам родителей, в зрелом возрасте по причине сильной привязанности к миру, в старости по причине нежелания и невозможности души испытывать дальнейшие перемены.

О причинах долгой жизни

+ Причины долгой жизни ради большего духовного возрастания души и ее твердого намерения преуспеть в этом возрастании.

+ Ради большего духовного опыта души и ее намерения служить этим опытом ближним.

+ Ради обучения ближних состраданию и Любви к немощным и престарелым.

ГЛАВА7. О добре и зле

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».

(Лк. 6: 45)

О добре и зле

+ Тот, кто уверяет себя и других, что зло борет его и он безсилен перед ним, втайне знает, что сделай он только шаг в сторону добра, и зло будет безсильно.

+ Тот, кто уверяет себя и других, что он полностью утвердился в добре и отверг всякое зло, втайне знает, что сделай он только шаг в сторону зла, то потеряет все свое добро.

+ Зло это нечеловеческая природа, добро Божественная природа, наш только выбор, и он всегда перед нами.

О своих и чужих ошибках

+ Свои ошибки возникают по следующим причинам: из-за полного доверия к самому себе, из-за импульсивности принятия решений и из-за бездуховного видения ситуаций и обстоятельств.

+ Чужие ошибки в любом случае есть только наши ошибки, и корень их в духовном невежестве; а чужих ошибок нет и быть не может.

О болезнях и здоровье

+ Тому, кто пускается во все тяжкие и не держит свой ум в узде, попускаются различные болезни, которые служат ограничением в неблагой активности и в уклонении от Промысла Божия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.278 с.)