Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когда человек живет неосознанноСодержание книги Поиск на нашем сайте
Оглавление Вступление. 1 ГЛАВА 1. Спасайся всю жизнь. 1 Спасайся всю жизнь. 1 Не спеши. 1 Начинай с малого. 2 Кто убивает время. 2 Когда человек боится. 2 Бог сделает как нужно. 2 Помощь от Бога. 2 Когда человек живет неосознанно. 2 Истинный духовный путь. 2 Видим наоборот. 2 ГЛАВА 2. Душевное здоровье. 3 Душевное здоровье. 3 Первое - покаяние. 3 Польза от скорбей. 3 Если ведешь молитвенную жизнь. 3 Когда молишься. 3 Самые опасные помыслы. 3 Молитва любит порядок. 4 Возвращай ум к молитве. 4 Суть молитвы.. 4 Не гордись молитвой. 4 ГЛАВА 3. Слепота души. 4 Слепота души. 4 Обучение. 4 Размышление - это заблуждение. 4 Скопище мыслей – не жизнь. 5 Поведение монаха. 5 Безделье - не духовный покой. 5 Не выдумывай жизнь. 5 Три стадии духовной жизни. 5 Если нет Любви. 5 Достигай святости. 5 Если ты что-то понял в религии. 5 Обуздай свои мысли. 5 ГЛАВА 4. Лучше спросить старца. 5 Лучше спросить старца. 5 Держись духовного отца. 6 Верность и преданность послушника. 6 Старец сообщает, послушник постигает. 6 Старец не нуждается в почитании. 6 Духовное видение послушника. 6 О добрых и не добрых людях. 6 О болезнях и внезапной смерти. 6 О молчании и беседах. 6 ГЛАВА 5. От чего оживает душа. 6 От чего оживает душа. 6 От чего умирает душа. 7 Без мира душевного. 7 Чем прогоняется радость. 7 Чем приобретается радость. 7 Что обещает мир. 7 Когда все рушится. 7 Как ум возвращается в сердце. 7 Что бы ни происходило уме. 7 Тот, кто властвует над людьми. 7 Не страшись мысленных браней. 7 О ненависти. 7 О неприязни. 7 О борьбе. 8 ГЛАВА 6. Сердце мирское и духовное. 8 Сердце мирское и духовное. 8 Внимание и молитва. 8 Думать и молиться. 8 Блуждание и просвещение. 8 Мечтания и память Божия. 8 О рождении и боли. 8 О причинах трагических событий в мире. 8 О причинах трагических событий с нами. 8 О причинах умирания. 9 О причинах долгой жизни. 9 ГЛАВА7. О добре и зле. 9 О добре и зле. 9 О своих и чужих ошибках. 9 О болезнях и здоровье. 9 Мое и Божие. 9 Самое удивительное. 9 О телесном и душевном чутье. 9 Послушание и смирение. 9 ГЛАВА 8. Как узнать истинного монаха. 9 Как узнать истинного монаха. 9 Не подобает. 10 Тяжело видеть. 10 Монах и братство. 10 ГЛАВА 9. О познании правильном и ложном. 10 О познании правильном и ложном. 10 О помощи. 10 Об истине Православия и ядовитых плевелах чужих учений. 10 О неприятностях и успехах. 10 О порче и избавлении от нее. 10 ГЛАВА 10. О среднем пути и золотой середине. 10 О среднем пути и золотой середине. 11 О расслаблении и упорстве. 11 Сильная и слабая душа. 11 Познание истины и Жизнь вечная. 11 О молитве и послушании. 11 О скорбях и утешениях. 11 Об отречении и обретении. 11 О совершенстве и добродетелях. 11 ГЛАВА 11. О послушниках и старцах. 11 О послушниках. 11 О старцах. 12 О внешнем и внутреннем уединении. 12 О внешних и внутренних препятствиях. 12 О врагах человека. 12 О правильной и ложной решимости. 12 О спасении и помиловании. 13 О новостях и помощи Божией. 13 О борьбе со злом. 13 О жизни со Христом и без Христа. 13 ГЛАВА 12. О грехах. 13 О грехах тела, речи и ума. 13 Об учениках и их отсутствии. 13 Накопленные грехи. 13 О духовных этапах. 13 Если помогать людям. 13 Об уединении. 14 О едином на потребу. 14 О последнем дне. 14 Ничто не сравнится. 14 Если хочешь покончить со старыми привычками. 14 Если хочешь восходить в духовной практике день ото дня. 14 ГЛАВА 13. О заблуждении и просвещении. 14 О заблуждении и просвещении сердца. 14 Что бы ни происходило С тобой. 14 О причинах заблуждения. 14 О возвращении внимания. 15 О преданности старцу. 15 О переживаниях и теориях. 15 О готовности к искушениям. 15 О уверенности в своем духовном отце. 15 О мнении и самомнении. 15 О моменте смерти. 16 ГЛАВА 14. О самообмане. 16 О самообмане. 16 Об обольщении. 16 Чем больше держишься за мир. 16 О презрении и неприязни. 16 О подготовке к уюдинению.. 16 Об искренности. 16 О последствиях. 16 О привязанности и Любви. 17 О покое души. 17 О борющихся с помыслами. 17 ГЛАВА 15. Об отсечении воли. 17 Об отсечении воли. 17 О непрестанной молитве и рассуждении. 17 О безстрастии. 17 О непрестанной молитве. 17 О добрых и недобрых делах. 18 ГЛАВА 16. О Спасения. 18 Как достигается Спасение. 18 О греховной тьме. 18 Совершенное спасение. 18 О Святом Духе. 18 О безсмыслице. 18 О глупости. 18 О стяжании Спасения. 18 О Боге. 18 О благих делах. 18 О молитве. 18 О прелести. 19 О православии. 19 ГЛАВА 17. О благодати Духа Святаго. 19 О добрых делах и благодати. 19 О чистоте сердца и одержимости. 19 О духовном опыте и размышлениях. 19 Об искушениях и церквной жизни. 19 О святости. 19 О достигших Божественной Любви. 20 Приложение. 20 О признаках. 20 О ложной решимости. 20 О верности. 20 Эпилог. 20 Об авторе. 20
Вступление Книга духовных поучений «Опыт, оплаченный жизнью, или ошибки в духовной практике» это размышление о нелегком пути ко Спасению, выраженное иногда в форме обращения к своей душе, а иногда в форме разговора духовного отца с сыном. Автор книги, Афонский старец Симеон, обращается к своим чадам с отеческим наставлением, увещанием, предупреждением. Эта книга повествует об ошибках в духовной практике, которые неизбежно делает каждый человек, неправильно реагируя на изменчивые устремления ума и желания сердца. Много написано различных духовных руководств, тем не менее нелегко найти такое, где были бы собраны воедино важнейшие ошибки души, следующей по узкому тернистому пути к Богу. Автор рассматривает все этапы духовного становления и выделяет наиболее характерные ошибки для каждого периода. Книга начинается с описания «слепого» и невнимательного состояния души, погруженной в суету, а заканчивается раскрытием величественной красоты тех душ, которые достигли Божественной Любви (см. гл 17. О достигших Божественной Любви). Читающим эту книгу прежде всего открывается, что все ошибки непосредственно связаны с неправильно расставленными акцентами в духовном делании, уклонением от срединного пути. Поэтому одна из глав книги так и называется: «О среднем пути и золотой середине». Автор подчеркивает, что каждая душа так или иначе погружена в самообман. Душе свойственно подменять истинное духовное делание размышлениями, а подлинный духовный опыт, за который требуется платить кровью, теориями и отвлеченными понятиями. Таким образом, на духовную жизнь обычного человека можно взглянуть как на переход от одного заблуждения к другому. Эта книга раскрывает, насколько тонко и изощренно мир завораживает ум человека, ослепляет очи сердца, вводит в заблуждение душу. Практически следуя наставлениям автора, внимательно держась их, подобно путеводной нити, мы выходим из лабиринта заблуждений на свободу Духа. В самом освобождении души от страстей мы находим подтверждение тому, что все поучения, изложенные в книге, являются плодом духовного опыта. С каждой новой победой мы убеждаемся, что эти наставления не просто благочестивые размышления, а передача истинного практического знания, которое достигается болью и кровью, приносит просвещение в ум и покой в сердце. Вероятно, все согласятся, что при чтении этой книги прежде всего создается неповторимое живое ощущение беседы со старцем. Затем незаметно старец как бы устраняется, и мы остаемся наедине со своей душой. Начинается нелегкий разговор с самим собой, в присутствии старца. Такое собеседование может причинить душе, с одной стороны, мучительные страдания, возникающие в процессе преодоления сомнений и недоверия, а с другой радость постижения Истины, открытие новой духовной перспективы. Это произведение не является легким чтением. Но стоит вспомнить, что любое сильнодействующее лекарство обычно бывает горьким и неприятным на вкус. Несомненно, книга будет полезна всем, интересующимся христианством, православной традицией, духовным деланием, а также всем, стремящимся к совершенству во Христе, очищению сердца, стяжанию Божественной Любви. ГЛАВА 1. Спасайся всю жизнь «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Мф. 5: 20) Спасайся всю жизнь + Спасайся не день или два, спасайся всю свою жизнь именно это и есть Спасение. + Вне Христа нет никакой религии и быть не может, ибо Христос это начало и конец единственной религии, религии сердца. + Спасение можно искать где угодно, но само оно находится только в Правде, Которая есть Христос. + Не лезь в чужие учения пропадешь, выбери одного Христа и святых отцов Православия, и будешь жить с Богом. + Не выдумывай себе своего Спасения, обрети его из духовного наставления. + Для Спасения ничего не нужно делать больше, чем следует, и желательно не делать меньше, чем нужно. Не спеши + Не спеши читать духовные наставления, спеши их исполнять. + Не спеши в уединение, спеши в послушание. + Не спеши накапливать помыслы, спеши от них избавляться. + Не спеши гневаться, спеши смиряться. + Не спеши накапливать вещи мира сего, спеши от них отрекаться. Начинай с малого + Начинай духовную жизнь с малого с послушания, чтобы овладеть большим смирением и Спасением. + Не оставишь дурные привычки не обретешь хорошие. + Учись в духовной жизни все делать внимательно, не пожалеешь об этом ни на земле, ни на Небе. + Умеющий сказать «прости» победил самого себя. + Из всех слов самое трудное слово, которое нелегко произносить слово «прости», но именно оно открывает райские врата. Кто убивает время + Тот, кто убивает время, убивает сам себя. + Один раз живем, а остальное время мучаемся, если мы не умеем ценить время нашей жизни. + Каждую секунду у нас остается все меньше этих секунд, и обратит этот поток вспять невозможно, можно лишь выйти из него, достигнув Спасения, в котором времени нет. + Если ты запутался в мирских делах, значит ты забыл о смертном часе. + Лучшее средство против лени помнить о смерти. + Если не увидишь мир с высоты вечности сейчас, пока ты жив, то его поневоле придется так увидеть в момент расставания с ним. + Прошедший момент не наш, следующий тоже не принадлежит нам, успей постичь Истину прямо сейчас, ибо она находится в этом промежутке. Когда человек боится + Когда человек боится устремиться в сокровенные глубины своего сердца, он устремляется в бездны суетного мира. + Тот, кто погружается в сокровенные глубины сердца, обретает вечную Жизнь; тот, кто теряется в безднах суеты, в ней и гибнет. + Разумный когда-нибудь успокоится, а неразумный никогда. + Если душа колеблется в нравственных принципах, то искуситель появится обязательно. + Мир не лезет к нам в душу, мы сами отдаем ее миру на поругание; оставь мир, и он оставит тебя. Бог сделает как нужно + Бог всегда сделает так, как нужно, а мир никогда не сделает так, как хочет. + В совершенном Боге все совершенно, а не совершенного нет и не может быть, но чтобы нам открылось это, необходимо помочь сердцу увидеть это. + Наша обыденность является необычным, фантастически сложным творением Бога для души, страдающей расстройством духовного зрения. + Если Бог создал мир из ничего, то обыденности нет и быть не может, ибо она представляет из себя невероятно удивительное явление, всецело предназначенное для воспитания души. + Душа, очистившая себя с помощью молитвы и благодати от помыслов, желаний и страстей, видит Бога и мир такими, как они есть, а не так, как ей представлялось вначале. Помощь от Бога + Помощь от Бога приходит к нам лишь тогда, когда мы откроем, насколько мы грешны и далеки от Него. + Разве Бог когда-нибудь скрывался от тебя? Конечно, нет, это только ты уходишь в суету, забывая о Нем. + Чем дальше человек от Бога, тем большим становится эгоистом, пока не станет богопротивником. + Если извергнешь эгоизм, подобно плевку, непременно обретешь помощь Божию. + Если станешь безстрастным, словно покойник, которому можно сказать что угодно, услышишь от Бога слова Жизни. Истинный духовный путь + Истинный духовный путь: уметь слушать и слышать, а это значит уметь понимать и постигать. + Вдоль широкой дороги валяются только стоптанные зря башмаки; лишь на узком пути можно найти духовные цветы и обрести труднопостижимый плод Спасения. + Погонишься за вещами потеряешь ум, устремишься в глубины своего сердца стяжешь духовный разум, Христа. + Если осел пойдет в Москву, лошадью не вернется; если нерешительный ступит на духовный путь, святым не станет. + Как ни свято Евангелие, оно не откроется тебе, если не будешь ему следовать. + Тот, кто хочет достичь высокой духовной цели, должен иметь прочное основание в нравственности. + Самая высокая духовная цель Спасение, самое прочное основание Евангелие. + Никогда не опускай уровень своей цели, иди в духовной жизни до конца так же, как ее начал. Видим наоборот + И Бога и мир мы видим наоборот: мир что он существует, а Бог что Он не существует. + О том, чем мы живем, что видим и воспринимаем, можно сказать лишь одно: «Не верь глазам своим!». + Из того, что видишь, ничего не останется, кроме воспоминаний. + Сумма всех явлений в мире, сколько бы их ни было, остается всегда одной и той же. + Единственно, что полезно, это прямой опыт ложности мира и истинности Бога. + Так как все видимое временно, цель каждой души успеть познать свой уникальный опыт, что за явления держаться нельзя. + Если ты опытно постигнешь, что явления не могут быть истинной опорой, то ты найдешь для себя единственную несокрушимую и неподвластную времени опору Христа. ГЛАВА 2. Душевное здоровье «Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». (Мф. 5: зо)
Душевное здоровье + Если камень нагревать, он треснет; если в сердце допускать гнев и похоть, оно долго не проживет. + Как песок ни дави, масла не будет; как за похотью ни бегай, счастья не найдешь. + Сколько ни приспосабливай богатство к Спасению души, а вывод неизбежно один: душевно здоровый человек богатым не станет, для богатства нужно уже быть им одержимым. + Если сойдутся двое любителей власти и начнут бодаться, дай Бог остальным живыми остаться; тот, кто властвует над людьми, не может не иметь душевной порчи. + Душевная порча начинается с тщеславия, а душевное здоровье со смирения. + Хорошая заповедь христианства держись смирения и беги подальше от надутости и всякого чванства. Первое - покаяние + Если мы еще в утробе матери унаследовали грех всех поколений, то покаяние это первое, что нужно вначале сделать, и последнее, чем мы должны завершить свою жизнь. + Чтобы действительно глубоко покаяться, необходимо заново родиться душой и телом, и такое покаяние становится основой всей нашей жизни. + Так же, как мы оставляем все имущество в момент смерти, так нам надлежит оставить в покаянии все земное, к чему был привязан наш ум в течение всей жизни. + Оставь все ради покаяния, ибо только оно соединяет нас с Богом. Польза от скорбей + Наибольшая польза в духовной жизни приходит от трудностей и скорбей, а не от утешений. + Мастер сам знает, где у кувшина будет ручка; так и Богу ведомо, какие скорби полезны душе. + Тому, кто не прилежит к молитве и запутывается в мирских привязанностях, Бог прилагает скорби, чтобы сердце человеческое обратилось к Спасению. + Чем более суровы условия жизни, тем более необыкновенным и стойким вырастает в них человек и тем более удивительны его сердце и душа, если эта душа имеет высокую цель соединение с Богом. + Спасение приходит через страдания и самоотречение; если их нет, то нет и Спасения. Когда молишься + Когда ты молишься, пусть твое сердечное внимание будет подобно клину, вбитому в землю. + Когда ты молишься, будь внимателен в молитве подобно портному, вдевающему нитку в иголку. + Одна молитва, совершенная с полным вниманием, скорее будет услышана Богом, чем сотня рассеянных молитв. + Благодать одной молитвы, произнесенной с полным отсутствием помыслов, больше всех рассеянных молитв, которые можно прочесть за сутки. + Очищение сердца молитвой, избавление от помыслов и совершенное освобождение от бесов происходит одновременно. + Чем чище сердце, тем больше в нем благодати и духовной Свободы во Христе. Самые опасные помыслы + Наиболее опасны внезапные нападения помыслов блуда; из всех помыслов они самые наглые и убийственные, ибо полностью умерщвляют душу. + Наиболее жестокие и безпринципные помыслы гнева, ибо до основания разрушают духовную жизнь. + Наиболее прилипчивые и угнетающие помыслы чревоугодия и сребролюбия, ибо делают душу тупой и привязанной к земному + Самые долговременные и изматывающие помыслы уныния и печали, ибо в них душа становится вялой и безвольной. + Самые коварные и с трудом искореняемые помыслы тщеславия и гордости, ибо исподволь оплетают душу и лишают ее силы и благодати. + При попытке освободиться молитвой от этих помыслов очень опасны натиски сумбурных мыслей; если не успеешь избавиться от них, это может стоить тебе жизни. + Научиться постоянной бдительности и неотрывному вниманию к помыслам и умению мгновенно отражать молитвой любой пол сел это начало твоего освобождения из мысленного рабства и стяжания благодати во Христе. + Для того, чтобы отделить ум помыслов, нужно уметь пребывать в непрестанной покаянной молитве. + Для того, чтобы пребывать непрестанной покаянной молитве необходимо стяжать безстрастие. + Когда непрестанная молитва и безстрастие соединятся, никакие помыслы не смогут отвлечь ум, и духовное сердце обретает благодать. Молитва любит порядок + Молитва любит порядок, а духовная жизнь распорядок. + Днем с молитвой трудись, а ночью бодрствуй и молись. + Искушения с молитвой терпи, а врагов благословляй и люби. + Когда ум не стоек, молитва слаба; когда молитва крепка и ум стоек, помыслы слабы. + Когда ум усмирен молитвой и лишен помыслов, он соединяется с сердцем, которое обретает благодать и становится духовным сердцем. + Не живи головой, живи сердцем; не живи мыслями, живи молитвой. + Не морочь себе голову мыслями, живи Христом, ибо Он живет в твоем сердце. Возвращай ум к молитве + Постоянно возвращай ум к молитве так же, как ребенок ищет объятия любимой матери. + Постоянно возвращай внимание в сердце, как черепаха втягивает голову и лапы в панцирь. + Постоянно возобновляй молитву в сердце, чтобы она стала непрестанной, подобно сердцебиению. + Постоянно следи за своим сердцем, чтобы оно ни на миг не отвлекалось от Христа и молитва не прерывалась, подобно дыханию. + Если ты так будешь делать постоянно, то и Христос будет постоянно пребывать в твоем сердце. Суть молитвы + Неотвлечение ума от молитвы это сама суть покаянной молитвы. + Не гонись за количеством молитвы, стремись овладеть ее качеством. + Если во время молитвы научишься следить, как часто отвлекается ум и будешь возвращать его обратно, овладеешь вниманием. + Если в течение дня научишься замечать, что ты не молишься, овладеешь покаянной молитвой. + Если тебе трудно молиться постоянно, практикуй молитву с короткими перерывами, и овладеешь непрестанной молитвой. + Чистая молитва, совершенная с полным осознанием ее смысла, быстро очищает сердце и привлекает в него благодать. Не гордись молитвой + Никогда не гордись, если ты хорошо молишься и находишь в молитве некоторое утешение; потеряешь все, что имеешь. + Если ты восхищаешься своими молитвенными достижениями, тебя обманули бесы. + Истинная молитва имеет отличительный признак в смирении, ибо ей приходится преодолевать множество препятствий, которые побеждаются только смирением. + Даже безнадежный грешник обретет благодать и спасется, если отречется от помыслов. ГЛАВА 3. Слепота души «А Я говорю вам: не противься злому». (Мф. 5: 39) Слепота души + Самая страшная слепота души это гордость человеческая; самое лучшее зрение это смиренное сердце. + Плохо быть невеждой, но еще хуже понабраться ложных никчемных знаний. + На обочине дороги можно найти только старую подкову; в ложных знаниях лишь пустые сведения об этом бренном мире + В привязанностях никогда нет мира души, и такую жизнь в привязанностях уверенно можно назвать ложным путем. + Терпение истинный путь, безмолвие сердца истинное достижение, Христос истинное Спасение. + Спасайся как ребенок, живи как воин, умудряйся как старец, и Христос не оставит тебя. + Даже если весь мир наполнится злом, все эти тяготы и беды можно сделать путем к Спасению с помощью смирения и благодати. Обучение + Плохо быть неучем, но с тем, кто набрался пустых знаний, говорить совершенно невозможно. + Недостаток образования часто восполняется здравомыслием, но здравомыслие трудно найти даже в большой эрудиции. + Если обучение не является местом воспитания души, а есть лишь место образования, то такое обучение само становится угрозой для людей. + Когда читаешь книги о Боге и о духовной жизни, объединяй слова с сердцем, а сердце с делом, и это будет самое лучшее обучение. Скопище мыслей – не жизнь + Разве можно скопище мыслей считать своей жизнью? + Разве можно поклоняться идолам страстей, считая их проявлением своей личности? + Разве можно следовать всем желаниям, считая их своей истинной волей? + Если растрачивать сердце на суету, то пред Богом оно будет как помойное ведро, полное мерзости. + Если беречь сердце в молитве и в Евангельских заповедях, то пред Богом оно будет как чистый сосуд, полный благодати и благоухания молитвы. + Больное сердце то, которое погружено в суету, здоровое сердце-то, которое живет Богом. Поведение монаха + Если поведение монаха не является путем к Спасению, оно становится лицемерием. + Здоровье монаха не должно быть настолько плохим, чтобы начать лечиться, и не настолько хорошим, чтобы забыть о нем. + Молодой монах пренебрегает всем миром, а старый монах подбирает даже подметку на дороге. + Монах без молитвы не монах, а пустой мешок; сердце без Бога не сердце, а грязный колодец. + Монах должен быть или ребенком, чтобы жить на руках у Христа, или воином, который смело принимает на себя скорби всего мира, чтобы стоять рядом с Христом. Не выдумывай жизнь + Не выдумывай себе духовную жизнь, живи по Евангельским заповедям, и она сама откроется тебе такой, как она есть. + Если уйдешь в горы, уединишься телом, если прекратишь пустые разговоры, уединишься языком, если отречешься от помыслов, уединишься сердцем. + Духовная жизнь, лишенная самодисциплины, становится распущенностью; лишенная творческой свободы перестает быть духовной жизнью. + Не бойся ошибок на духовном пути, бойся в них оставаться. Три стадии духовной жизни + Духовная жизнь имеет три стадии: Жизнь со старцем в обучении послушанию и стяжанию мира души. Жизнь по наставлениям старца и стяжание непрестанной молитвы. Жизнь в полном уединении и стяжание созерцательной молитвы. + Если в сердце появляются отречение, смирение и Любовь, значит ты на верном пути. Если нет Любви + Если в сердце нет Любви, никакое количество четок не принесет пользы. + Если в сердце нет преданности, никакое количество поклонов не приведет к Богу. + Если сердце не умеет хранить себя от скверны, никакой пост не очистит его от помыслов. + Только в Любви исчезают эгоизм, все остальные духовные практики его лишь укрепляют. Достигай святости + Достигай святости, отбросив все изощрения ума опутать тебя своими доводами и умозаключениями. + Раздражительность, неприязнь и недовольство это пустая трата сил твоего сердца, обрати их в желание помочь ближним и они сами превратятся в Любовь. + Рай это душа, наполненная Богом, ад это жизнь впустую, которая уничтожает сама себя. + Сердце, которое достигло единства во Христе, становится святым. Обуздай свои мысли + Обуздай свои мысли о бренной жизни и Бог избавит тебя от смерти. + Есть «правда» человеческая и она полностью безблагодатна, и есть Правда Божия, Которая принимает людей такими, какие они есть, ибо эта Правда Любовь. + Духовный плод обуздания мыслей созревает в сердце человеческом это постоянное осознание присутствия Пресвятой Троицы. Лучше спросить старца + Лучше один раз спросить своего старца, чем прочитать все книги святых отцов. + Если хочешь искать славу, будь впереди старца, если хочешь стяжать смирение, будь позади него. + Не бегай по старцам, но найди одного и на всю жизнь, ибо он передаст тебе свое духовное наследство. + Ищи своего старца не ногами и головой, но сердцем и душой. + Наследство старца только одно Спасение. Держись духовного отца + Оставь общение с людьми, как недостойный близости с ними, и держись за духовного отца больше, чем за отца и мать. + Отец и мать родили тебя в этот мир, а духовный отец рождает тебя в Жизнь вечную. + Духовный отец подобен огненной печи, ибо в нем сгорают твои заблуждения, и он подобен небесной росе, ибо поит тебя росой небесных наставлений. Духовное видение послушника + Со временем послушник, верный своему духовному отцу, увидит весь мир чистым и исполненным святости, благодаря духовному постижению старца и его учеников; так открывается душе послушника духовное видение. + Чем больше духовного опыта приобретает душа послушника, благодаря связи с духовным отцом, тем больше в его душе благодарности к старцу, приносящей мудрость рассуждения и духовной Любви. + Если верность и преданность послушника к своему духовному отцу велики, то со временем послушник получает весь духовный опыт своего старца, как духовное наследие милости Божией. О добрых и не добрых людях + Лучше помочь одному человеку, который хочет быть добрым, чем тысяче людей, которые хотят получше устроиться в этом мире. + Каким бы добрым человек ни казался, но если он не во Христе, его доброта только маска, скрывающая душевную одержимость злом. + Когда негодяи наказывают негодяев, именно тогда добро побеждает, потому что добрые никого не наказывают. + Добрые никогда не мстят, они только воздерживаются от греха, ибо грех всегда наказывает сам себя. О молчании и беседах + Если любишь молчать, молчи со смыслом; пребывай в памяти Божией и всех людей носи в своем сердце. + Если любишь говорить, говори искусно, как искусный певец не сбивается с ноты, так и ты не теряй в беседах самую нужную ноту - ноту добра. От чего оживает душа + Душа оживает от чистоты: посмотри на лица детей, ты тоже был когда-то таким же. От чего умирает душа + Душа умирает от денег; посмотри на лица богачей, этого достаточно. Без мира душевного + Без мира душевного ничего не достигнешь, а то, что удастся вырвать у жизни силой, становится ядом, убивающим душу. + Пока не судишь о том и о сем, живешь в мире души; как только пустишься в суждения, приходится потом долго укорять себя. + Если не согласовывать жизнь с миром своей души, она начнет жить без тебя; ибо ты сам утратил и жизнь, и душу. + Храни мир души, и он сохранит тебя во всех опасностях. Чем прогоняется радость + Радость прогоняется: желанием настоять на своем, суетой и ленью. Чем приобретается радость + Радость приобретается: желанием послужить ближним, тихостью души и молитвой. Что обещает мир + Что обещает мир?.. Деньги. А что дает?.. Болезни. + Из-за денег не видно людей: если хочешь, чтобы в тебе увидели человека, оставь деньги. + Если не стремиться к деньгам, в миру нечего делать, если оставить похоть, на земле нечего искать. + Тот, кто приобрел много денег, не может не понимать, что он продал за них душу. Когда все рушится + Только тогда, когда все рушится, выявляется истинная доброта и цена каждого человека. + Только в предельных испытаниях выявляются искусные души и закаляются стойкие сердца. + Всякое объединение должно потерпеть крах, чтобы обнаружилось неразрушимое Добро и неуничтожимая Любовь в тех сердцах, которые сохранят их в себе. Что бы ни происходило уме + Что бы сейчас ни происходило в твоем уме, оставь это полностью, возьмись за молитву; читай с молитвой, трудись с молитвой, отдыхай с молитвой. + Если овладеть молитвой смогло неисчислимое количество людей до нас, это сможем сделать и мы, ибо это самое лучшее приобретение в жизни, которое мы можем завещать другим. + Сколько ни говорить слово «халва», слаще не станет, и только молитве, часто повторяемой с глубокой искренностью, присуще даровать сердцу истинную духовную сладость, избавление от страхов и опасений и подлинное Спасение от греха. О ненависти + Ненавидеть хотя бы одного человека и думать, что живешь по Евангелию, ошибка. + Ненавидеть какую-либо нацию или народ и думать, что это и есть Православие, ошибка. + Ненавидеть хотя бы одного человека значит ненавидеть весь мир. О неприязни + Иметь неприязнь хотя бы к одному из учеников своего духовного отца и думать, что сам являешься учеником, ошибка. + Неприязненно относиться к ученикам своего старца и думать, что любишь его всем сердцем, ошибка. + Иметь неприязнь хотя бы к одному из последователей своего духовного отца значит самому стать, в конце концов, предателем своего старца. О борьбе + Бороться хотя бы с одним человеком, считая его своим врагом, значит, стать злее своего врага. + Бороться с врагами Православия значит самому стать его врагом и врагом Евангелия. + Никогда еще не было так, чтобы тот, кто боролся с людьми или нациями за свою веру, стал добрым и смиренным. + За веру не борются, борются за святость и чистоту сердца; если вера истинна, она сумеет постоять за себя. + Рядом с тем, кто борется за святость, стоит Христос, рядом с тем, кто борется за веру, диавол. + Самая лучшая борьба стяжать святость и обрести во Христе чистоту сердца и смирение; именно такая вера сокрушает всех врагов и остается вовеки непобедимой для любых происков и злоухищрений. Сердце мирское и духовное + Сердце, полностью порабощенное мирскими устремлениями и не желающее выйти из суеты мира сего, это мирское сердце. + Сердце, отвергнувшее безплодную мысленную суету и кружение в мире сем, целиком прилепившееся к Богу и избравшее Его единственным прибежищем и опорой, есть духовное сердце. Внимание и молитва + Внимание, обращенное в сердце, где совершается непрестанная молитва, приводит к Спасению. + Внимание, направленное в мир, приводит к забвению молитвы и делает сердце отстойником дурных помыслов, желаний и страстей. Думать и молиться + Если думать и думать только о мире, погибнешь под его обломками, и он с готовностью похоронит тебя, как он сделал это со всеми своими почитателями. + Если молиться неустанно и сделать молитву сутью своей жизни, станешь свободен от мира сего и соединишься со Христом, еще живя на земле. Блуждание и просвещение + Размышления это блуждание по безконечным лабиринтам безплодных и безблагодатных идей и представлений, ибо не имеет ничего общего с духовной жизнью. + Молитва это единственные узкие врата, выводящие душу из заблуждений и тупиков мира сего и просвещение сердца неизреченной благодатью милости Божией. Мечтания и память Божия + Мечтания это нисхождение души во ад по ступеням обманчивых помыслов: их первая ступень якобы «добрые» представления, вторая ступень якобы «нейтральные» помышления и третья ступень откровенно безблагодатные и убивающие душу дурные помыслы. + Мечтания это прямой сговор с бесами, прельщающими ум обманчивыми «утешениями». + Память Божия это восхождение души к Престолу Божию в сияющий мир Божественной благодати по ступеням святого отречения: его первая ступень отречение от мира, дающее душе возможность безпрестанно молиться; вторая ступень отречение от помыслов, желаний и страстей, открывающее душе возможность чистой молитвы; и третья ступень отречение от самого себя или от своего эгоизма, благодаря такому отречению в сердце вселяется непрестанная память Божия неизреченная благодатная молитва. + Память Божия это совершенное и всецелое осияние души нетварным светом непрерывного присутствия Божия Пресвятой Троицы. О рождении и боли + Чтобы прийти к Богу, нужно умереть душой и родиться духовно, но и умирание и рождение происходят через предельную боль души. + Кто решится пройти через такую боль, тот возродится в Боге вечно живым и никогда не гибнущим новым существом. + Вся история человечества это ожидание и воспринятие Богом новорожденных существ, прошедших через боль тленного бытия и родившихся для Вечности. О причинах умирания + Причины умирания: в младенчестве по грехам родителей, в зрелом возрасте по причине сильной привязанности к миру, в старости по причине нежелания и невозможности души испытывать дальнейшие перемены. О причинах долгой жизни + Причины долгой жизни ради большего духовного возрастания души и ее твердого намерения преуспеть в этом возрастании. + Ради большего духовного опыта души и ее намерения служить этим опытом ближним. + Ради обучения ближних состраданию и Любви к немощным и престарелым. ГЛАВА7. О добре и зле «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его». (Лк. 6: 45) О добре и зле + Тот, кто уверяет себя и других, что зло борет его и он безсилен перед ним, втайне знает, что сделай он только шаг в сторону добра, и зло будет безсильно. + Тот, кто уверяет себя и других, что он полностью утвердился в добре и отверг всякое зло, втайне знает, что сделай он только шаг в сторону зла, то потеряет все свое добро. + Зло это нечеловеческая природа, добро Божественная природа, наш только выбор, и он всегда перед нами. О своих и чужих ошибках + Свои ошибки возникают по следующим причинам: из-за полного доверия к самому себе, из-за импульсивности принятия решений и из-за бездуховного видения ситуаций и обстоятельств. + Чужие ошибки в любом случае есть только наши ошибки, и корень их в духовном невежестве; а чужих ошибок нет и быть не может. О болезнях и здоровье + Тому, кто пускается во все тяжкие и не держит свой ум в узде, попускаются различные болезни, которые служат ограничением в неблагой активности и в уклонении от Промысла Божия. + Тому, кто постоянно утесняет себя в дурных желаниях и держит с<
|
||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.173 (0.013 с.) |