Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из кабинета директора доносится крик.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Иностранцы спрашивают: - Что он так кричит? - С Москвой разговаривает! - А что, по телефону нельзя? (Из зарисовок с натуры) Этюд ¦ 18 Многие люди боятся выступать без бумажки. Им нужен текст. Даже когда доклад написан самостоятельно, все, казалось бы, продумано, выверено, текст знаком до запятой, выступать без шпаргалки мало кто рискнет. Почему? Да потому, что абсолютное большинство людей беспокоится за свою память, не надеется на нее. Страх забыть текст, страх растеряться давит настолько, что человеку кажется: не будет под рукой бумажки - он тут же все забудет. Многие жалуются на свою память. Закономерно: чем больше человек не доверяет себе, чем больше говорит о своей плохой памяти, тем она становится хуже. Конечно, публичные выступления требуют хорошей памяти. Задача? натренировать себя так, чтобы нужная фамилия, цитата, цифра как бы самостоятельно всплывала в необходимый момент. И опять же закономерно: чем больше выступающий волнуется, беспокоится, вспомнит он или нет то, что нужно вспомнить, тем больше вероятности, что именно это и забудется. Как поступать в этом случае? Попробуйте воспользоваться моими рекомендациями. Не жалуйтесь на свою память. Не говорите никому и никогда, что она у вас плохая, и сами себя не укоряйте за скверную, как вам кажется, память. Утверждая, что у вас никудышная память, вы себе невольно внушаете, что у вас отвратительная память. Вы в этом себя убеждаете, и если у вас память обычная, как у большинства людей, то после неоднократных самовнушений она, конечно же, станет хуже. Вы себя уговариваете, что плохо все запоминаете, что не способны вспомнить фамилию, имя, телефон, данные? и вы начинаете помимо своего желания верить собственному внушению. Проведите эксперимент: начните как бы хвастаться, говорите всем, что память у вас отличная, и через две-три недели она у вас действительно станет лучше. Вы себе внушите, что вы легко и свободно запоминаете, вы поверите в это? и у вас откроются внутренние резервы. Напоминаю: мы используем возможности нашего мозга лишь на четыре-пять процентов. Вы не задумывались, почему дети порой так хвастливы? Как они говорят в своем кругу: "А я такой сильный. А я такой хороший. А я могу сделать то-то и то-то". Слушают взрослые и удивляются, чего это их сын или дочь расхвастались. На самом деле дети хотят стать такими. Они хвастаются, а сами как бы стараются в это поверить. При детской непосредственности, легкой внушаемости им нередко удается повысить свои возможности. А проблема двоечников?! Стоит только родителям и учителям начать постоянно твердить ребенку, что он бездарь, что у него ничего не получается и ничего не может получиться, результат окажется убийственным. Ребенок окончательно потеряет веру в свои силы и возможности, он окажется запрограммированным на то, чтобы у него ничего не получалось. В результате он замкнется в себе, посчитает себя пожизненным неудачником и станет таким! Всегда нужно верить в свои возможности, в собственное "Я". Я могу! Я сделаю!!! Я добьюсь. Я сумею. Я постараюсь сделать все, зависящее от меня, чтобы дело, которое начал, было доведено до конца. Мне интересен не только результат, но и процесс. Так должен говорить каждый сам себе. Есть такое правило 50. Оно означает, что человек должен пятьдесят раз пробовать, прежде чем отказаться от той или иной идеи, дела, возможности. (Мы об этом говорили с Владимиром Леви. Посмотрите нашу беседу.) Вы начали заниматься в школе "Учимся говорить публично". Выполнили одно-два задания. Что-то не получилось. Отложили в сторону. И забыли. А потом начали говорить сами себе: ах, у меня ничего не получается. Ни в коем случае так не поступайте. Не получилось? начинайте все снова. Не получилось опять - не отчаивайтесь, а предпринимайте еще одну попытку. И так пятьдесят раз! По-лу-чит-ся! Обязательно получится, только верьте сами себе. Станет трудно - вспомните трансляцию по телевидению бега на длинную дистанцию. Все бегут, а кто-то настолько отстал, что понятно: он никогда никого не догонит. Но он бежит и пробежит всю дистанцию. Так будет раз, два, десять, сто - и, возможно, в двухсотый раз он станет первым. НЕ СХОДИТЬ С ДИСТАНЦИИ! Прочтите один раз десять фамилий. Плевако, Кони, Аврелий, Левитин, Засурский, Леви, Белкин, Ласкин, Перевалова, Фрейд. Оторвитесь от текста на пять минут. И попробуйте в том же порядке записать эти фамилии. Сколько фамилий вы вспоминали? Одна фамилия? это десять процентов. Вспомнили все десять фамилий - у вас отличная память. (Правда, их нужно и записать (вспомнить) в этом же порядке, если порядок нарушен, то за каждую неточность минус три процента). Итак, какой у вас результат? Наверное, у большинства он окажется не более 70%. А теперь продолжите чтение. Наверняка вспоминать, как, впрочем, и запоминать, вы не станете механически. За каждой фамилией - конкретное лицо, что-то с этим человеком связано, и, сознательно или подсознательно, вы обязательно отметите для себя, с чем ассоциируются фамилии. Плевако - известный юрист России. Кони - талантливый юрист, автор ряда великолепных речей, которые много раз издавались. Аврелий - кто-то вспомнит, что он римский император, а кто-то забудет об этом, хотя и учил в школе историю Рима. Левитин. Здесь сложнее. Москвичи вспомнят: так это же главный режиссер театра "Эрмитаж"! А как запомнить фамилию? Разделите ее. Лев и тин. Кто такой лев, знают все, а зачем нечто китайское (или английское) - и тин? Да для того, чтобы легче запомнить. А может быть так: Лев - витин, а вита - это жизнь. А Лев любит Виту, и все его зовут Витин. Можете использовать мнемотехнику, как вам легче, так и запоминайте. Возможно, что у кого-то фамилия Левитин запомнится так: Левитан, но вместо "а" нужно произнести "и". А кто такой Левитан, знают все, впрочем, одни вспомнят диктора радио, а другие - крупнейшего художника России. Засурский. Сложно запомнить фамилию. Журналистам она известна: Засурский - декан факультета журналистики МГУ, прекрасный переводчик и знаток английского языка, обладатель уникальной памяти; один раз увидит студента - и запоминает его на всю жизнь. Помнит фамилию, имя, как учился, как сдавал вступительные экзамены, где живет, где публикуется. Засурский - фамилия редкая. У его предков была другая фамилия. Его дед жил за рекой Сурой. За Сурой - Засурский. Не правда ли, зная об этом, запомнить фамилию легче? Леви. Известный психотерапевт, писатель, музыкант. Ударение на последнем слоге. Фамилия на слуху. Человек знаменитый. Запоминается легко. Но если прибавить к этой фамилии "тин", то получится ЛЕВИТИН; не забыли, нам нужно было запомнить фамилию главного режиссера театра "Эрмитаж"? Белкин. Известнейший психиатр мира. Председатель Общества психоаналитиков России. С чем ассоциируется его фамилия - с белкой или с повестями Белкина, вспомните Александра Пушкина. (А.И.Белкин написал предисловие к моей книге "1001 вопрос про ЭТО". Если время позволяет, посмотрите текст одного из моих учителей.) Ласкин. Одни тут же вспомнят писателя-юмориста, у других прямая ассоциация с лаской. Перевалова. Талантливая журналистка. Печатается во многих газетах и журналах. Перевалова - перевал. Для других проще запомнить фамилию как ПЕР-ЕВА-ЛОВ-А. Кто и куда ПЕР ЕВУ, где там был ЛОВ и почему А? Странно, а фамилия сразу запоминается. И, наконец, Фрейд. Знаменитый Фрейд, живший в бедности, вечно вынужденный доказывать всем свое право на исследования. Можно разбить фамилию и сказать Ф (эф или фи, как вам удобнее) РЕЙД - и фамилия просто впечатается в вашу память. Чтобы быстрее запомнить порядок фамилий, попробуйте сочинить рассказ, используя фамилии, как главные слова, основные, опорные. Сильно плевался ПЛЕВАКО, восседая на коне и направляясь к коллеге КОНИ, чтобы выяснить, прав или не прав АВРЕЛИЙ, римский император, о котором режиссер ЛЕВИТИН поставил спектакль, пьесу ему написал ЗАСУРСКИЙ, используя советы психолога ЛЕВИ, а консультантом у него оказался БЕЛКИН, главную роль ласково играет ЛАСКИН - но все они боялись, какую рецензию напишет критик ПЕРЕВАЛОВА, разгромившая в Малом театре спектакль " ФРЕЙД ". Согласитесь, что из такого рассказа, порядок фамилий запоминается легче. За каждой фамилией - действие. Все они связаны сюжетом. Не просто набор фамилий, а свой сюжет, драматургия, взаимодействие. Конечно, у каждого человека получится свой рассказ. Он может быть ироничным, серьезным, фантастичным, - здесь нужно поступать так, как вам удобнее. Но, сочиняя рассказ, вы не только тренируете память, но и развиваете фантазию, логику, наблюдательность, ассоциативное мышление, находите сцепки одного с другим. Вы обучаетесь лихо закручивать фразы. Ереванский юрист Самвел Гарибян, обладающий поразительной памятью, - с одного прочтения он запоминает 1970 слов из 2000,? говорит, что суть его системы "в парадоксе, абсурде, игре воображения... К примеру, нужно запомнить слова ПАРКЕТ, ПИНГВИН, ТАБЛЕТКА, РАЦИЯ. Вы сочиняете сюжет, в котором последовательно играет каждое из предложенных слов. Допустим: "По паркету гуляет пингвин..." Не впечатляет. Обычно. А если так: "Паркет натерли пингвином, дали ему таблетку, посадили на рацию". Абсурд? Да. А слова легко и надолго запомнились. Необычное всегда запоминается лучше, развивает фантазию, избавляет от стереотипов мышления. Запоминается непривычное, редкое, странное, удивительное, уникальное. Например, я напишу сейчас фразу из двадцати четырех слов? и уверен, что вы ее легко запомните с одного прочтения. Впрочем, это произойдет на нашей следующей встрече. Желаю успехов,
ЗАНЯТИЕ ТРИНАДЦАТОЕ ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ МОЕЙ СТАЛО ? Пойдете по протоптанной асфальтовой тропинке. ? Возьмите устав и перепишите все наизусть. ? Голова у солдата - чтобы соображать. ? Что ты хромаешь? Рожать, что ли, собрался? ? Сапоги нужно чистить вечером, чтобы утром надеть их на свежую голову. ? Сначала водку пьянствуете, потом ходите красные, как огурцы. (Из солдатского фольклора)
Этюд ¦ 19 Фраза из двадцати четырех слов. Помните, так закончилась наша предыдущая встреча? Я обещал дать фразу, которую легко может запомнить любой человек с двух, а то и с одного прочтения. Отвлекитесь от текста. Представьте себе, как вы кладете монету под язык, капаете йод, держите двадцать минут. Закройте глаза и, представляя все это, повторите фразу. Проверьте по тексту: сколько ошибок вы сделали? Думаю, не больше двух-трех. Если это так, то у вас отличная память. Но ее можно улучшить. Этюд ¦ 20 Миксанатик, шанс, машинка, кобель, скрепка, сигарета, ночь, телефон, скрипка, манеж. Десять слов. Придумайте рассказ, используйте эти слова, не меняя последовательности, с тем они стали опорными. Свой вариант пришлите мне. Лучше всего будет, если вы не ограничитесь одним-двумя вариантами, а сделаете пять - десять редакций. И пришлете их мне. Наиболее интересные рассказы мы поместим на сервере. Задание простое. Но если вы отнесетесь к нему серьезно, то в значительной степени разовьете свою фантазию. Один студент на факультете журналистики МГУ придумал сто вариантов. Но он был особым студентом. Хорошо писал, много читал, обладал большими знаниями, но выдавить из него слово было проблемой. В любой компании он предпочитал отмалчиваться. И сам же от этого страдал. Когда студент прошел весь курс "Учимся говорить публично", то стал раскованным в общении. И после окончания начал работать на телевидении. И сегодня он ведущий одной весьма популярной передачи. Но, напомню, именно этот студент выполнял с особой тщательностью все задания. Этюд ¦ 21 Составьте, пожалуйста, список из десяти слов. Придумайте рассказ по принципу: чем абсурднее, тем интереснее. Чтобы подбор слов оказался случайным, используйте слова, выбирая их, как говорится, методом тыка, из текста книги "Мне интересны все люди", глава "Как стать счастливой?" (она есть на нашем сервере). Каждое первое слово одного из абзацев - это ваше опорное слово для рассказа. Пропускайте союзы и предлоги. Свои рассказы пришлите мне для того, чтобы я мог провести анализ. Если вы заботитесь о развитии своей памяти, то помните: необходимо высыпаться. Ничто так не ослабляет память, как вечное перенапряжение, хроническое недосыпание. Не пренебрегайте витаминами. Их недостаток ухудшает память. Укроп, лук, морковь, натуральные соки, яблоки, мед, молочнокислые продукты, гречневая каша, салаты из капусты и свеклы - все это по возможности должно быть в вашем рационе.(Написал фразу? и поймал себя на мысли, что заговорил языком медсанпросвета!) Меньше соли, меньше сахара. Считалось что чем слаще чай, тем лучше память. Конечно, если в пище недостаток полезных веществ и полное отсутствие витаминов, то сахар спасает от истощения. Впрочем, на эту тему, о вреде сахара и соли, столько написано в последние десятилетия, что вряд ли стоит говорить об этом в рамках нашего курса. Я верю крупнейшим диетологам, кардиологам, урологам, терапевтам, пришедшим на основании многочисленных экспериментов к заключению об отрицательном влиянии на организм человека соли и сахара, и несколько лет назад решил потребление сахара и соли свести к минимуму. Вскоре я отметил улучшение общего самочувствия и памяти. Если вы курите, то вам улучшить память просто. Бросите курить - и проблем с памятью станет меньше. Невольно вспоминается анекдот. Доктор больному: - Курите? - Нет. - Жаль. Если бы курили, я рекомендовал бы вам немедленно бросить, вам сразу стало бы легче. Что еще может развить память? Перед сном постарайтесь как можно подробнее вспомнить, как вы провели день, фиксируя детально полученные положительные эмоции. Положительные эмоции помогают хорошему самочувствию. Давно замечено, что у людей доброжелательных, спокойных, уравновешенных, с положительным эмоциональным настроем и память лучше. Холодные обливания по утрам и небольшая теплая ванна перед сном оказывают благоприятное влияние на организм в целом и на память в частности. Впрочем, это настолько банально, что вряд ли стоит вспоминать общеизвестное. Но... Смотрите, все знают, что зубы нужно чистить два раза в день - перед сном и утром. Однако, по данным медиков, более 70% людей чистят зубы только утром. А самое главное - чтобы на ночь во рту не оставалось остатков пищи, которые и разрушают зубную эмаль. Все знают, что зубы нужно чистить по вертикали, сверху вниз и снизу вверх, не забывая о внутренней стороне, и тратить на чистку зубов как минимум 2 - 3 минуты. Но, опять же по данным медиков, 90% людей чистят зубы не более 40 секунд и водят щеткой по горизонтали, стирая эмаль. Все знают, что зубная щетка должна быть твердой и менять ее полагается один раз в два-три месяца. Но человек меняет зубную щетку один раз в полгода. Все знают, но... (Кстати, если у вас болят зубы, то почитайте на нашем сайте рассказ об одной зубной клинике, где делают все быстро, относительно недорого, а главное совсем без боли.) Ах, эти вечные "но". Они мешают нам не только при чистке зубов, но вообще в жизни. Все знают, что врать - это скверно, а врут. Все знают, что нужно проявлять максимум вежливости, внимания, если угодно, учтивости, общаясь с другим человеком, а хамства в нашей жизни не становится меньше, наоборот, мы настолько привыкли к хамству, что и не замечаем его. Поэтому я и решил, говоря о развитии памяти, повторить общеизвестные истины, но если вы поверите мне, прислушаетесь, постараетесь выполнить рекомендации, то заметите, как через три-четыре месяца улучшится ваша память, а следовательно, и говорить вам станет легче. В разговоре вы с легкостью начнете вставлять шутки, сможете, не заглядывая в спасительную шпаргалку, оперировать цифрами, данными, цитатами, подкрепляющими вашу мысль. Но о самом важном упражнении по развитию памяти (какой предлог лучше использовать - для развития памяти или по развитию памяти?), которое я рекомендую делать ежедневно, пойдет рассказ в одном из следующих выпусков. А пока... Этюд ¦ 22 Я планирую в конце нашего курса провести конкурс лучших выступлений о пользе вегетарианства (а может быть, будут лучшие речи против вегетарианства), о влиянии на здоровье человека сахара и соли. Второй конкурс - о пользе правильного отношения к чистке зубов. Специально назвал тему казенно. Вам нужно придумать точное название, лучше короткое и запоминающееся. Почему я говорю об этом сегодня, когда до проведения конкурса еще много времени? Да потому, что если человек знает, что ему предстоит выступить на ту или иную тему, то он как бы исподволь начинает готовиться. Он нацеливается, зачастую подсознательно, на отбор информации, пригодной для будущего выступления. И тогда то или иное сообщение по радио, та или иная статья в газете, услышанный как бы случайно разговор на улице окажется полезным и нужным. В этом случае не ленитесь, не надейтесь на свою память? обязательно записывайте все, что, на ваш взгляд, может вам пригодиться. И тогда, когда станут известны день и час вашего выступления, окажется, что у вас собралось много полезного материала. Вам нужно его только оформить, подумать о композиции, отобрать наиболее значительное, дополнить новыми данными - и можете выступать. Я советую завести папку или тетрадь для ваших будущих выступлений и все, что может, как вам кажется, пригодиться, что привлекает вас, заинтересовывает и, по вашему мнению, рано или поздно может понадобиться, записывать, собирать, обрабатывать: статьи, анекдоты, услышанные случаи, родившиеся мысли. И как бы хороша ни была ваша память, я повторюсь, записывайте! Это поможет вам в работе. Этюд ¦ 23 Выполните, пожалуйста, задания. Как правильно сказать: ты мне позв О нишь или позвон И шь? Где нужно ставить ударение? Можно ли говорить: стери - или лучше: сотри, ляжь или ляг, хочут или хотят, текет или течет? Как правильно сказать: подскользнулись или поскользнулись? Где нужно ставить ударение в словах: договор, некролог, каталог? Послушайте, как говорят ваши знакомые, начальники, подчиненные, коллеги. Какие ошибки вы заметили в их речи? Как всегда, жду ваших писем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.193 (0.011 с.) |