Три важных сита (занятие седьмое) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три важных сита (занятие седьмое)



К Сократу прибежал человек и говорит:
- Слушай, Сократ, я должен тебе сказать, что твой друг...
- Подожди, подожди, - перебил Сократ. - Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?
- Какие?
- Первое - это сито правды: то, что ты хочешь сказать, - это правда?
- Не знаю, я так слышал...
- Достаточно! А просеял ли ты эти свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, - это что-то доброе, созидающее?
- Не знаю. Наверное, нет!
- Гм, ну, тогда просеем еще через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем приходишь?
- Нет, необходимости в этом нет!
- А значит, - сказал мудрец, - если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.
(Из легенд о Сократе)

Правдива ли эта легенда связанная с Сократом, никто не знает, но звучит убедительно, логично, эмоционально и увы, современно. Хорошие мысли не умирают. Произнесите эту фразу вслух.

Не исключаю, что вы запнетесь с тремя словами - "связанная с Сократом". Во-первых, аллитерация. Вам знаком этот термин, а если нет - посмотрите в словаре. Во-вторых, сочетание предлога "с" со словом, начинающимся на "с", трудно для восприятия. Вы можете запнуться. Не все, слушающие вас, воспримут слово "Сократом". Если не обращать внимания на произнесение звука, не делать пауз при произнесении сложных в звуковом отношении слов, то можно попасть в неловкое положение, в зале засмеются, а вы не поймете, в чем дело. (Попробуйте быстро произнести "с раннего утра". Смешно, верно? Не лучше ли сказать "с самого раннего утра"? А может быть, так: "как только наступило раннее утро"... А может быть, иначе - "с утра, раннего утра"... Можете ли вы придумать еще несколько примеров, лучших, чем дал я, для этого сочетания слов?

Почему нужно произносить: с самого раннего утра? Уберите слово "самого" - что получится? Хотя и здесь предлог "с" со словом на "с" не самое удачное сочетание. А как лучше сказать? (Это повтор. Что лучше убрать - этот абзац или предыдущий?) Когда-то на экранах шел фильм "Проверено - мин нет", и диктор радио, рекламируя ленту, произнес последние два слова почти слитно; многие слушатели долго смеялись. Вы поняли, почему возник смех?

Надеюсь, что имя Сократа, великого философа, родившегося в 470 году до нашей эры и приговоренного к смерти в 399 году до нашей эры, знакомо всем.

После Сократа не осталось письменных трудов. Его ученики рассказали своим ученикам о своем учителе. И беседы Сократа, его мысли, рассуждения дошли до нас в пересказе его многочисленных учеников, боготворивших своего учителя. Они не просто чтили Сократа, но все сделали для того, чтобы идеями, открытиями Сократа могли пользоваться другие. И среди учеников иногда возникали споры, кто точнее смог донести учение Сократа.

"Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть."
"Я знаю только то, что ничего не знаю."

Я привел только два широко известных высказывания великого Сократа.

"Не сотвори себе кумира, но имей учителя." Вам эта фраза знакома? Вы согласны с ее смыслом? Вы разделяете подобный постулат или вам необходим кумир, которого вы не просто боготворили бы, но слепо следовали каждому его желанию, указанию, просьбе, требованию? Кумир и вождизм - нет ли тут связи? Высказанная мысль хоть и банальна, но достаточно актуальна и в наши дни.

За что Сократа лишили жизни? По ложному обвинению, якобы за растление юношества и призыв поклоняться "новым божествам". Сократа заставили выпить чашу с быстродействующим ядом - таков был приговор. Сократ утверждал, что философия должна совершенствовать человека. Правильные поступки, по мнению великого философа, рождаются в результате подлинных знаний, добродетель можно и нужно воспитывать.

Самое главное - чтобы каждый человек занимался самопознанием, изучал себя, анализировал, умел посмотреть на себя как бы со стороны, был способен критически отнестись к себе и увидеть собственное незнание. (Двенадцать предложений, и каждое я дал через абзац. Почему? Конечно, для того, чтобы подчеркнуть значимость каждой фразы, дать как бы ритм своего выступления. Если бы писал статью, а не беседу из цикла "Учимся говорить публично", то абзацев бы не делал.)

Этюд N 10

Да, теперь все наши задания будут называться не упражнениями - это скучно, по-школьному, - а этюдами. Кстати говоря, как вы понимаете слово "этюд"?

Этюдной системой пользуются при подготовке актеров, режиссеров, писателей, этюды пишут художники. Чем вы воспользуетесь при подготовке ответа на мой вопрос - энциклопедией, орфографическим словарем, найдете словарь Владимира Даля, словарь иностранных слов? В одном из выпусков нашей школы я дам несколько понятий этюда; интересно, совпадут или нет мои объяснения с вашими?

Но это как бы прелюдия к выполнению этюда N 10. А основное в другом - подготовьте на две-три минуты свой рассказ о Сократе. При этом сделайте два варианта. Первый - пользуясь только той информацией, которая уже есть, а второй - после специально проделанной вами предварительной работы. Зайдите в библиотеку, постарайтесь достать как можно больше материалов - книг, статей, справочников, в которых вы сможете что-то прочесть о Сократе. Может быть, это будут сочинения известного философа Платона, ученика Сократа, много сделавшего для того, чтобы не только сохранить имя учителя в памяти современников, но и донести учение Сократа до потомков. Возможно, вы найдете сочинение Б.Брехта "Раненый Сократ".

Казалось бы, учимся говорить публично, общаться, а я, ваш преподаватель, прошу (заметьте: на заставляю, а прошу) научиться собирать материал, делать выписки, развивать наблюдательность, память, стараюсь научить вас анализировать различные материалы, с которыми вы познакомитесь в процессе исследовательской работы. Да-да, подготовка любого выступления - это всегда исследование, финал; ваше выступление - результат проведенного изыскания. Было бы просто отлично, если бы вы все этапы выполнения данного этюда записали в дневник - как делали, что подумали, с чем столкнулись, что получилось. Да поможет вам в этой работе великий Сократ, сын камнереза и повивальной бабки, отправленный недругами на смерть за собственные убеждения. И шел тогда ему 71-й год.

Пожалуйста, перечитайте эпиграф.

Этюд N 11

Он одновременно и прост, и сложен. Каждый раз, прежде чем начать отвечать на вопрос или прервать собеседника, пожалуйста, сосчитайте до трех, а людям нетерпеливым, говорливым, замечающим за собой такое свойство, нужно считать до пяти. Если вы сможете выполнить, а я на это надеюсь, предлагаемый этюд, а выполнять нужно две недели, эффект превзойдет, как говорится, все ожидания.

Повторюсь: прежде чем вступить в беседу, начать разговор, отвечать на вопрос, прервать беседу, кого-либо о чем-либо спросить, обязательно сосчитайте до трех.

Этюд N 12

Подумайте и запишите; только, пока не выполните моего совета, не читайте следующего абзаца. Какое отношение предыдущее задание имеет к мастерству ораторского искусства, к искусству общения, к курсу "Учимся говорить публично", к возможности научиться говорить раскованно, спокойно, грамотно, красиво, убедительно и эмоционально?

Ставлю 1 против 99, что абсолютное большинство занимающихся спокойно продолжили чтение, не вняв моему совету. Жаль! И, может быть, именно поэтому, пока я писал для вас очередной выпуск нашего курса, я решил, зная психологию обучающихся, не давать своего объяснения в этом выпуске, а отложить его на неделю. (Перебор с причастиями. Но на бумаге это терпимо, а в устной речи перебор с шипящими, как говорил Алексей Максимович Горький, со вшами, воспринимается плохо, учтите это. Попробуйте улучшить текст этого абзаца.)

Итак... Написал: "Итак..." - и вспомнил... На радиостанции "Эхо Москвы" одно время каждый ведущий, комментатор слишком часто произносил слово "итак", к месту и не к месту. Слово въелось, прижилось и, как компьютерный вирус, размножилось и заразило всех. Тогда в студии вывесили плакат: "Товарищ, знай: не дремлет враг; не говори зазря "итак"!". К тому же штраф нужно было опустить в копилку. И через две-три недели никто автоматически этого слова не произносил. Штраф сработал, а ведь этот штраф - то же самое, что и кукареканье, о котором я писал как средстве в борьбе со словами-паразитами. Но я кукарекать не буду, не стоит проявлять излишнюю ретивость, иногда слова "вот", итак", "может быть", "так сказать", "значит", "знаете ли вы", бывают и нужны. Главное - чтобы они не становились словами-паразитами, засоряющими речь. (Надеюсь, читатели поняли, почему я об этом вспомнил.) Итак(все-таки, итак!), жду ваших писем.

И еще раз прошу перечитать эпиграф. У вас есть три сита, через которые Сократ просил просеивать все, что хочет сказать человек. Все, что вы говорите, - это правда? Лично мне кажется, что многие беды в нашей личной жизни да и в обществе происходят оттого, что мы слишком много врем.

Все, что вы говорите, а нередко и пишете, - это доброе, созидающее? В Сети, общаясь, многие, имеющие выход на говорилки, на те или иные серверы, оставляют свои записи в книгах посетителей, на заборах, в конференциях. Читаешь - и грустно становится. Злость, раздражение, обида, желание оскорбить читающего - в каждом слове. А хотелось бы доброты. Хорошо, если человек потом подумает и постарается исправить ошибку.

Недавно я получил несколько писем от Павла Ш. Он живет в Швейцарии.

Г-н Шахиджанян!
Говорил я Лизе (по ICQ), чтобы не писала о Вас. Она убедила меня, что проблема животрепещущая для России. Мне не хотелось бы Вас обижать, но Вы занимаетесь чисто конъюнктурным бизнесом. Я почитал Ваши статьи, ваши ответы на предыдущие высказывания в этой конференции - Вы не специалист. Даже в конце 70-х - начале 80-х, когда эта тема в нашей бывшей стране не приветствовалась, я, тогдашний студент МВТУ им. Баумана, слушал лекции Кона в нашем актовом зале (как и выступления Высоцкого, Окуджавы - тогда это было обычное явление) - то, как Вы сегодня "защищаете" голубых, не впечатляет. Мы, 40-летняя техническая интеллигенция, никогда не порицали голубых - мы просто настолько далеко от всего этого были и есть, что нас эта проблема просто не интересует. Если бы вы смогли донести до сегодняшней молодежи эту проблему хотя бы на том же уровне, как нам ее доносил г-н Кон: "Все люди равны, не нравится - не подходи", - вы были бы обычным популяризатором науки. Вам надо больше. А фантазии не хватает. Жаль. За 20 лет в российской науке не появилось НИЧЕГО, и не фантазируйте на пустом месте. Каждый здравый человек понимает, что голубой опасен не для общества, а в первую очередь для своей собственной психики, и диссертации по этой теме не напишешь.
Остаюсь...
П.Ш.

А спустя несколько дней я снова получил письмо от моего корреспондента. Он пишет, что поторопился с отправкой письма. Что вспылил и теперь об этом жалеет. Я не собираюсь здесь обсуждать тему. Я говорю о тоне письма, о манере разговора.

Еще одно письмо:

"Мое почтение.
Слушайте, Шахид, Вам самому не противно читать то, что Вы делаете? Я ничего не имею против, возможно, это и в самом деле нужно, но я как-то привык справляться со своими проблемами. Это in primo. А in secumdo - когда я читаю Ваши маразматические творения, у меня возникает странное впечатление: вроде как-то Вы и по-доброму пишете, и "на Вы" и всё такое (возьмите Вашу мышку в Ваши руки поставьте Ваш указательный палец на левую кнопку Вашей мышки), но как-то возникает ощущение, что Вы меня (рядового читателя) считаете за идиота. Вы рассказываете прописные истины, а когда лезете куда-то действительно глубоко, то профанируете идею. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, Вы же лезете всюду - и говорить публично учите (куда там Демосфену и Керенскому!), и для компьютера новые слова выдумываете (Маяковский небось в гробу переворачивается), и на машинке печатать учите, и сексуальным образованием занимаетесь, и журналистикой... Короче, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Ну ладно, мы - старые, прожженные посетители канала..., но Вы-то ведь именно на молодежь и рассчитываете? По-моему, Вам надо не помощь оказывать, а просто изолировать от общества. Я, конечно, не психолог, но уж коли Вы, психолог по образованию (простите, если ошибаюсь), лезете в программирование, то ведь можно и мне, программисту, залезть в психологию, - так вот, мне кажется, что у Вас просто нечто среднее между маразмом и вялотекущей латентной педофилией. Искренне Ваш, KENT (aka PDN)

Пунктуация оригинала сохранена.

Как прокомментировать это письмо? Никак. Жалко мне автора. Раздражен. Обидчив. Грустен. Скорее всего, тяжело ему живется. А больше и добавить нечего. Только пожелать, чтобы наступили в его жизни светлые периоды. Может быть, ему стоит позаниматься в нашей школе "Учимся говорить публично".

 

Смысл в клеточку! (занятие восьмое)


Чтоб тебе жить
во времена перемен.
(Китайское проклятие)

Придумал название, когда урок был подготовлен к публикации. Думал о названии долго. А в последний момент оно само появилось. Мне нравится. Смотрите: легко запоминается, есть интрига, смысл, да еще в клеточку, порождает вопросы - какой смысл и в какую клеточку?

Название оригинальное - вы когда-нибудь такой заголовок встречали?

Придумывание заголовков - прекрасный тренаж для развития фантазии, что необходимо каждому, кто хочет научиться хорошо говорить.

Требования к названиям - оригинальность, чтобы органично связывалось с материалом (темой вашего выступления), желательно не очень длинное, хотя и бывают запоминающиеся длинные названия, например, "Вверх по лестнице, ведущей вниз" (так назывался хороший американский фильм) или "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" (тоже название фильма)...

Этюд N 13

(судя по телефонным звонкам и письмам, читатели согласились со мной, что лучше задания называть не упражнениями, а этюдами)

Пожалуйста, просмотрите внимательно все материалы на нашем сервере. Прочтите только заголовки. Какие вас привлекли? Выберите самые удачные, на ваш взгляд, заголовки и самые неудачные. Не читая материалов под этими заголовками, в нескольких строчках обоснуйте свое мнение.

Затем прочтите материалы, на заголовки которых вы обратили внимание как на лучшие, так и на, с вашей точки зрения, слабые, и дайте свои варианты. Эти работы пришлите мне. И старайтесь каждый раз, какой бы материал вы ни читали в журнале, газете, в Интернете, обязательно анализировать заголовок.

Этюд N 14

Наверное, он многих удивит. Беспроигрышная фраза! Если действительно задание вас удивит, то у нас сразу возникнет как бы диалог, вы прочтете этюд и про себя произнесете: ах, этот странный Владимир Владимирович Шахиджанян, и все-то он знает, действительно задание удивило. А если не удивит, то вы опять же произнесете про себя: с чего это наш педагог решил, что удивит, все нормально, никакого удивления, Владимир Владимирович ошибся? и испытаете гордость от сознания того, что учитель ошибся, удивления не наступило. Не правда ли, хитрый ход я придумал, чтобы подогреть ваш интерес при выполнении очередного этюда?

Перед вами кроссворд.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
3. Прибор для записи устной речи. 7. Режущий вращающийся инструмент. 9. Женское украшение. 10. Критик и историк искусства, идеолог "Могучей кучки" и Товарищества передвижников. 12. Парный знак препинания. 16. Рыба, способная передвигаться по суше. 18. Медленный темп в музыке. 20. Роман Ю. Бондарева. 21. Особый покрой одежды. 22. Город в Московской области. 23. Кондитерское изделие. 24. Автор пьесы "Сирано де Бержерак". 27. Город-порт в ФРГ. 30. Потеря, ущерб. 32. Известная актриса театра и кино (Санкт-Петербург). 33. Музыкант-духовик. 34. Жрец-прорицатель у древних народов. 35. Большой крытый экипаж для перевозки пассажиров, почты и багажа, появился в Англии в XVI веке.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Вежливое обращение к замужней женщине в англоязычных странах. 2. Семейство ценных проходных рыб Северного полушария. 4. Утренняя песня в поэзии трубадуров. 5. Дворянский титул в Испании. 6. Граница земельных участков. 8. Ластоногое млекопитающее. 11. Тайная бандитская организация на юге Италии в XVIII?XIX вв. 13. и 14. Музыкальные ансамбли. 15. Повесть Н. Гоголя. 17. Немецкий драматург и режиссер. автор пьес "Жизнь Галилея", "Добрый человек из Сезуана", "Карьера Артура Уи" 19. Мягкая красивая ткань. 25. Правый приток Волги. 26. Семейство ящериц. 28. Тягостная обязанность, забота. 29. Лестница на корабле. 30. Главное произведение Томаса Мора (1516). 31. Вертикальная опора в виде мужской фигуры.

Идеально было бы, если бы вы, пока не решите его, дальше не прочли бы ни строчки. Это своеобразный тест на ваше самообладание, проверка не терпение, умение, если угодно, властвовать собой. Если среди моих учеников таких окажется хотя бы несколько человек, то я буду рад. Но большинство людей нетерпеливы. Мало того, абсолютное большинство людей живет, исповедуя принцип: запретный плод сладок. Сказано, что не надо читать дальше - обязательно прочтут.

Любопытно, к какой категории вы отнесете себя.

И все-таки я предлагаю три варианта.

Первый. Решайте кроссворд и, пока вы его не решите, дальше ничего не читайте. Сколько времени у вас уйдет на решение? Какие чувства вы испытаете в поисках нужного слова - раздражение, любопытство, растерянность: понимаете, что город в Московской области имеет предпоследнюю букву "л", но вспомнить никак не можете?

Второй вариант. Решайте полчаса? и обязательно полчаса отдыха от кроссворда. И снова думайте: а что может означать прибор для записи устной речи? (Хотя на самом деле с этим-то словом сложностей возникнуть не должно: диктофон - он и есть диктофон.) Проведите несколько таких сеансов решения кроссворда. Думаю, что вы обнаружите, что с каждым разом все больше и больше слов вам поддается. Вы вроде бы не напрягаетесь, а слова вдруг сами всплывают в памяти... И слышали вы слово "каморра" один-два раза, и, кажется, оно с Италией как-то связано, а не попробовать ли... и... надо же... подходит!

Интересно, придете ли вы самостоятельно к выводу, что когда много думаешь о чем-то - как решить проблему, как начать свою речь, как поступить в том или ином случае, решение приходит. Можно сделать над собой усилие и думать только о том, что вам предстоит решить, стараясь ни на что больше не отвлекаться. А можно одновременно что-то делать - убирать в комнате, гулять с собакой, пить чай, мыть посуду - и думать; и... Как это ни странно, результат бывает неожиданным - слово всплывает.

Для одних решение лучше всего приходит, если сосредоточиться, для других - когда это происходит как бы попутно, невзначай, то есть когда вы заняты еще и другим делом.
Да, абсолютное большинство людей способно сразу заниматься несколькими делами, думать о нескольких проблемах, и мозг такую нагрузку выдерживает.

Кроссворд - это своеобразный отдых и гимнастика памяти одновременно, а дело, которое вас заботит, скажем, вы решили довести до конца чертеж, курсовую работу или выполнить физическую работу - наколоть дров, помыть пол... И оба действия легко сочетаются, разгадывание кроссворда облегчит мытье пола. Именно поэтому многим легче думается под музыку, а к кому-то правильное решение приходит при просмотре фильма. Главное - это дать самому себе задание, предъявить требование: я должен вспомнить это слово; но не зацикливаться на нем.

Я вспоминаю, как потерял однажды слово "дискредитировать"... Выступая перед начинающими коммерсантами и говоря с ними о том, как лучше всего организовать работу с телефоном, с клиентом, я начал фразу: "Но любое дело можно"... И слово, что можно... (хотел сказать "дискредитировать") пропало у меня, я его забыл, его как будто кто-то стер...

Я сделал паузу, надеясь, что оно всплывет в памяти. Пауза затянулась. Слушатели внимание ослабили. Я понял: нужно искать другое слово.

Но любое дело, сказал я, можно испортить, если неверно понять идею. Идею можно извратить, девальвировать, скомпрометировать, бывает и профанация идеи, продолжал я разговор, надеясь, что слово придет, а оно не приходило... Словом, продолжал я, важно (про себя подумал: забыл слово? и черт с ним, обойдусь!)...
И тут оно само всплыло в памяти: идею можно дискредитировать, если неверно понять и неправильно претворять, реализовать. Да-да, продолжал я, дискредитировать, дискредитировать, запомните это - диск-ре-дити-ро-вать!

Слушатели чуть странно воспринимали меня. Я повторял слово как заклинание, словно произнесение слова было связано с ритуальностью.

Откуда им было знать, что это я сам для себя втемяшивал слово в память.

Третий вариант.

Решайте кроссворд. Найдите сначала все слова, в которых вы уверены. А дальше обращайтесь к справочникам, к энциклопедиям, к знакомым - в поисках ответа задавайте им вопросы. Записывайте все варианты. Но не торопитесь. Отложите, если возникнут сложности, на один день решение. Не решите на следующий день - опять перенесите на день. Но как бы вы ни были заняты, найдите время для решения кроссворда. И опять же проанализируйте свои ощущения.
Но прежде три слова, это для самых неуверенных, я подскажу: Ургант, Рошаль, агамы.

Желаю удачи.

К сожалению, писем по школе "Учимся говорить публично" получаю мало.

Грустно.

Так и хочется на чуть повышенных тонах спросить: а может быть, и не нужна на нашем сервере школа "Учимся говорить публично"? Зря я стараюсь?

Но на всякий случай все-таки обращаюсь ко всем, кто занимается в нашей школе. Пожалуйста, расскажите о ней своим знакомым, друзьям, коллегам. Может быть, она им пригодится. Сказать же несложно. Потратьте по две-три минуты, кто его знает, может быть, мы обретем новых учеников, а те, кто пройдет наш курс, будут вам признательны.

А то! А то? А то... (занятие девятое)


- Папочка, папочка, купи мне барабан!
- Вот еще, мне и так хвататет шума!
- Купи, папочка, купи,
я буду играть на нем только
когда ты будешь спать!
(Из цикла "Говорят дети")

Каждый раз, когда вы задумаетесь, с чего начать выступление, постарайтесь сначала ответить на несколько вопросов.

Сколько у вас времени? Если мало, то лучше обойтись без предисловия. То есть без вступления к основной теме, главному вопросу - к тому, ради чего вы решили выступать.

Насколько внимательно вас слушают? Если нужно все-таки собрать внимание, то лучше дать небольшое предисловие.

Насколько комфортно вы себя чувствуете? Если не очень, то лучше начать с предисловия, которым вы как бы разогреете слушателей и сможете расположить их к себе. Если же вас все знают, относятся с вниманием и пониманием, то начинать дучше сразу же с сути.

Необходимо ли вам лично время для разбега? Если да, то опять же подготовьте небольшое вступление, если нет, то, как говорится, берите сразу быка за рога.

Почти в каждой нашей встрече так или иначе я говорил о необходимости точно готовить начало своего выступления. И не только выступления, но и вообще разговора, обмена мнениями, общения на бытовом уровне - в метро, автобусе, магазине. Прежде чем произнести фразу, вы должны подумать, что собираетесь сказать, как решили обратиться к тому или иному человеку. И если вы подумаете, то у вас появится несколько вариантов. Вам нужно выбрать самый удачный. И порой для обдумывания и выбора в вашем распоряжении окажется лишь несколько секунд.

Небольшой пример. Вы входите в кабинет чиновника. Вам нужно попросить его поставить визу на вашем письме. Как можно начать?

Добрый день? Здравствуйте? Благодарю, что вы меня принимаете? Я постараюсь вас долго не задержать. Я очень рад вас видеть.

Просто войти, внимательно посмотреть, если вам протянут руку, то ответить на рукопожатие - и... Ждать, когда вам предложат сесть, или, не говоря ни слова, сесть, а может быть, сначала тихо произнести: "С вашего позволения я присяду".

А может быть, начать с какой-нибудь новости: мол, вы слышали, что цену на бензин повышают, как вы к этому относитесь? Или поинтересоваться, если вам что-то известно, успехами подразделения, которое возглавляет этот чиновник. Начиная так, вы как бы продемонстрируете свою осведомленность. А может быть, передать привет чиновнику от общего знакомого и тем самым вызвать улыбку, если вы, конечно, уверены, что человек, от которого вы передаете привет, хорошо знаком с вашим чиновником и ваш чиновник хорошо к нему относится.

Начало, начало и еще раз начало!

Как мы встречаемся? Сначала здороваемся, а потом...

Да, зачастую мы начинаем разговор с разбега: как живете, как настроение, что нового, как дела, вы слышали новость, а знаете ли вы, какая сегодня погода?.. И только потом начинаем говорить о том, что нас интересует, волнует, беспокоит, спрашиваем о том, что действительно хотим узнать.

А если каждый раз начинать по-разному, если в любой ситуации находить необычное начало, то вы научитесь и выступая публично начинать свою речь оригинально, свежо, любопытно, чтобы запоминалось. Так что с первых произнесенных вами фраз сможете привлечь внимание всех слушателей.

Если вам приходится выступать регулярно перед относительно постоянной аудиторией, то у вас всегда должны быть разные начала, вы должны стараться чуть-чуть удивлять слушателей.

На заводе "Вибратор" в Ленинграде, где в молодости я работал прессовщиком по пластмассе, был начальник цеха, который довольно часто выступал на различных собраниях. И он всегда находил оригинальное начало. Его с интересом слушали и рабочие, и начальники. Иногда он начинал с анекдота, порой с рассказа о прослушанной радиопередаче, в другой раз он рассказывал о споре в семейном кругу, порой вспоминал о годах учебы в школе... Его выступления всегда были динамичными, короткими, точными и любопытными. Он всегда сообщал что-то новое о себе. Этот прием сейчас использовал и я.

"На заводе "Вибратор", где в молодости я работал прессовщиком..." Одна фраза, но кому-то я стану ближе, понятнее.

Ага, значит, он и на заводе работал. Прессовщиком! А те, кто знает, с чем связана профессия, поймут меня еще лучше. Не стоит бояться что-то сообщать о себе. Наоборот, нужно к этому стремиться, ибо выступающий становится ближе, понятнее тем, кто его слушает.

Юрий Никулин заранее всегда готовил две-три репризы для начала, чтобы расшевелить и расположить к себе публику. Он и не выступал, а как бы рассказывал...

Например, было у него такое начало выступления в заводском клубе:

- Иду я к вам - и слышу, как одна работница вашего завода говорит другой: давай пойдем в клуб, там живого Никулина будут показывать...

Здесь он выдерживал паузу. Все смеялись. А он, актер, чуть-чуть играл удивление: мол, почему смеются? А потом и сам смеялся вместе со всеми... И только после этого начинал выступление. Но зал за пятнадцать секунд оказывался завоеванным.

Особенно важна в начале выступления доброжелательность. Даже если вы хотите кого-то укорять, критиковать, стыдить, разоблачать, обличать, начало постарайтесь сделать доброжелательным. А доброжелательным можно быть при условии спокойного настроя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.069 с.)