Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пресс-конференции и блиц-интервьюСодержание книги Поиск на нашем сайте
При литературной обработке этих весьма специфических форм общения выделяются вопросы жесткие, завершающие тему. Это не просто вопросы «с закрытым концом», нацеливающие на точный ответ, но особый тип вопросов, характерных для формы «блиц». Они одновременно и открывают тему, и направлены на ее «немедленное закрытие». Особо ценится умение журналиста предельно лаконично ввести в тему не столько собеседника, сколько читателя, причем обозначить ее как «тему-проблему». Блиц-интервью важно, когда опрашивается вовсе не эксперт, а «один из нас», «человек из толпы», выбранный на эту роль. (Так строятся рекламные опросы, играющие на невинном тщеславии «маленьких людей», их желании попасть на страницы прессы). Хотя «интервью пишется во время интервью», умелая литературная подача материала необходима. Правда, в отличие от других форм выступления, «материалом» тут выступают, помимо добытых высказываний собеседника, собственные слова и собственное поведение, и именно эту «фактуру» очень трудно беспристрастно откинуть за ненадобностью. Ошибочно недооценивать речь журналиста, сокращать количество реплик, передающих реакции несогласия (подсказки и уточнения). Во время литературного оформления интервью необходимо проявить дар драматурга. В подготовленном материале подчеркиваются вопросы, возникшие из ответов, особо звучат (не так, как вопросы для собеседника) вопросы для аудитории — с вводками, с интонационными уточнениями реакций собеседника и, по возможности, «вопросы для себя», вопросы в досыл. В результате становится ясно, как справился журналист со своей задачей: найти и выгодно подать «новое» и сделать профессиональное общение интересным для аудитории. Контрольные вопросы 1. Перечислите известные вам модели интервью. 2. Как соотносятся требование предварительной подготовки журналиста к интервью и проблема импровизации? 3. В каких случаях и как используется вопрос-«подсказка»? Какими могут быть «подсказки»? 4. Как бороться с уклонением от ответа? 5. Как происходит работа с ответами в процессе интервью? 6. Как можно уточнить неудачный или непонятый собеседником вопрос, скорректировать его по ходу беседы? 7. Как работать над концовкой в процессе интервью? 8. Расскажите об особенностях и разновидностях проблемных интервью. 9. Уточните специфику работы над психологическим портретом и над портретом «звезды». Упражнения 1. Измените неудачные вопросы в выбранном вами газетном интервью. Придумайте другие, близкие по теме, но резко отличающиеся по форме и тону. 2. Измените течение беседы. (Выбрав газетный или журнальный текст, в котором есть «уводящий» ответ либо слишком пространный, расплывчатый, найдите место для перебивки, подсказки, «личного» вопроса. Сформулируйте эти вопросы). 3. Смените начало материала. (В опубликованном тексте с долгим и вялым заходом предположите возможность более энергичного или более оригинального зачина, не разрушающего, однако, концепцию материала. Сформулируйте его). 4. Поменяйте задачу интервью. (Выбрав текст интервью со «звездой», предположите, что собеседник может быть интересен аудитории как «эксперт» или «неординарная личность». Соответственно, измените содержание, форму, тон вопросов). 5. Подберите для «досье» фрагмент азартного диалога — остроумного обмена репликами («фехтование»). 6. Найдите удачный фрагмент интервью, построенного по принципу «свободного плавания». Прокомментируйте его. 7. Подберите интервью, где есть удачные перебивки, подсказки, демонстрация реакции, уточнение мысли собеседника и пр. 8. Найдите в текущей прессе интервью с элементами «картинки». Обоснуйте необходимость фрагментов наблюдения за поведением собеседника и демонстрации впечатлений журналиста. 9. Самостоятельно подготовьте интервью. (Тип, модель интервью, выбор темы и собеседника — произвольны). V. ОПЕРАТИВНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ Ключевые понятия: скрытый комментарии, попутный комментарий, углубленная новость, «слоеный пирог», корреспонденция, реплика Журналистский отклик на новейшие события, помимо оперативной передачи новостей, подразумевает их оперативное комментирование — одновременно с сообщением «горячего» факта или сразу вослед ему, пока не остыл интерес. Формы оперативного комментирования не претендуют на полный, завершенный анализ, тут большой налет впечатления — факт еще не успел отстояться; по прошествии времени его можно будет точнее оценить, но для этого нужна дистанция... Оперативный комментарий может быть сплетен с фактом или отделен от него. Читателю бывает интересно предположить, каким образом можно интерпретировать событие, и «подсказка» журналиста в этом направлении воспринимается как дополнительное, не менее интересное сообщение; предложенный ракурс взгляда на факт —тоже новое сведение, и к тому же —толчок собственным размышлениям. СКРЫТОЕ И ПОПУТНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ Скрытый комментарий Стараниями репортеров, как уже было сказано, новость «заостряется» с помощью комментарийных ссылок, уточнения масштаба события, тщательной и целеустремленной обработки цифр и цитат, умело выстроенных заходов. Причем подчеркивание говорящих обстоятельств (например: После долгих колебаний и проволочек...) может быть развернуто и в лиде, и в основной части материала. Если факт свидетельствует о себе явно недостаточно, или даже может внушить ложное представление своей обманчивой «внешностью», ситуацию проясняют для читателя, вводя так называемый «сопоставительный фон», предысторию события. Так появляется углубленная новость. Например, новость об уничтожении темной апрельской ночью бронзового монумента на одной из площадей в Чикаго была затем расписана в подробностях: сообщалось, что монумент изображал конного полисмена, что была заложена взрывчатка, что произошел акт вандализма в ночь на 30 апреля, и что полиция пока бессильна отыскать злоумышленников. Телеграфное агентство, передавшее информацию, этим и ограничилось. Но собкор «Известий» дал свой материал, в котором уточнил, что это был памятник полисменам, разгонявшим первую политическую демонстрацию (ту самую, положившую начало первомайскому празднику солидарности трудящихся), и что памятник этот в преддверии 1 мая взрывали не раз... Упомянутые события конца прошлого века прояснили и повод, и время взрыва, и вообще тема из разряда «гангстерских» перешла в разряд «политических». Оценочное отношение усиливается, когда скрытый комментарий дополнен «эмоциональными оценками», звучащими в повествовании: эпитетами, метафоризацией. Возникает попутный комментарий, сплетенный с прямым суждением, как это бывает в комментарийном отчете и «авторском» репортаже («монологе очевидца»), в оперативной мини-рецензии, в корреспонденции. Эти формы используются, когда важен угол зрения на происшедшее событие, точность ракурса. Поиск ракурса либо прямо объявлен в «открытых переходах» с абзаца на абзац (...Посмотрим с другой стороны...), либо сюжетен — когда разворачивается «экспертиза на ходу», реплики и реакции выступают как мнения и свидетельства в наглядном сопоставлении, а прямые разъяснения точно «дозируются». В этом плане особенно характерен комментирующий репортаж, где очень весома эмоциональная аргументация, попутный комментарий «говорящих» картинок (...Солдаты, все на одно лицо, в противогазах с провалившимися носами, запускают нечто, похожее на фауст-патроны...)', в ряде случает добавляет весомости попутному комментарию использование метода «маски» (читатель справедливо полагает, что журналист имеет право судить, коль скоро сам побывал в шкуре своих персонажей). Скромный жанр отчета сегодня тоже немыслим без попутного, с заметной долей эмоциональности комментария. Описывая важнейшие составляющие прошедшего события и видя, что одна новость без необходимых уточнений «не играет», автор старается придать материалу нужную для читательского восприятия экспрессию (в спортивном, судебном отчете) — усилить конфликтность комментирующей репликой, привнести конфликт в изображение какой-то ситуации. Комментирующий эпизод (так называемая деталь-«окошко», открывающая перспективу суждения о факте) обращен к фантазии читателя. Это один из действенных приемов оперативного комментирования. К примеру, журналиста поразили официанты, снующие по проходам, предлагая миску с гороховым супом и сосиской во время наивысшего накала страстей в предвыборной борьбе; охрипшие, возбужденные депутаты деловито поглощали свой привычный суп в свое привычное время... Сохраняют аромат «картинки» и оперативные мини-рецензии, отчеты с разных «культурных мероприятий» — выставок, презентаций, фестивалей, «светских раутов» и пр. Интересна форма «слоеный пирог», где чередуются наглядный фрагмент и «чистый текст», цепочка интересных подробностей переслоена комментирующими репликами автора или участников события. При этом, однако, надо не потерять темп и ритм, не перебить интонацию повествования. Тут преобладает композиция, известная как «стиль песочных часов» Корреспонденции Это одна из старейших литературных форм, используемых в журналистике. Иногда ее называют «самым скучным жанром в газете...», и совершенно незаслуженно. Комментарий, не отделенный от новости, но сплетенный с ней, — дело очень тонкое в плане профессиональном. Скорее, жанр корреспонденции коварен, он легко «расслаивается», и если сама новость изображена неплохо, пояснения кажутся притянутыми, а весь текст — тягучим. В отличие от репортажа, который труднее сделать скучным (поскольку доминируют «эмоциональные оценки»), корреспонденция не личностна, а отстранение-объективна. При подготовке выступления в жанре корреспонденции особенно важно композиционное чутье и умение сбалансировать «показ» с попутным комментарием. В корреспонденции нередко происходит смещение акцентов с видимого на невидимое (факт «вертят», «заглядывают за спину факта»). Автор добивается не столько наглядности события, сколько точной соотнесенности показа с объяснением. Своеобразной формулой успеха тут выступает единство двух задач — «сообщить, оценив». В таких материалах, как комментирующие отчеты, репортажи и корреспонденции, где истолкование факта сплетено с его «показом», обычно открытый комментарий дается после скрытого: автор старается сначала «дать почувствовать» событие, а уж затем его немного пояснить. И надо предварительно как бы профильтровать событие, «отцеживая» моменты, требующие прояснений и истолкований. Попутные комментарии создают фон, обрамляют, поддерживает и ни в коем случае не заслоняют главного — новости. Очевиден «пограничный характер» таких материалов, объединяющих задачи журналистики новостей и исследовательских жанров. Их важная особенность заключается в том, что комментарий — именно попутный, проясняющий факт, он более близок к намеку, подведению к позиции, нежели к ее декларированию. Эта позиция становится и явной, и подчеркнутой в оперативных вариантах открытого комментирования. КОММЕНТАРИЙ-ФРАГМЕНТ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ КОММЕНТАРИЙ Сплав факта и комментария характерен для отечественной журналистики. А, к примеру, для англоязычной журналистики привычнее другой вариант — их разделение. Факт + комментарий Предельно лаконичный комментарий, завершающий сообщение. Главное, чтобы он не был лишним. Характерно наставление современного редактора отдела начинающему журналисту: «Пиши так, чтобы материал можно было разрезать — там, где кончается новость и начинается комментарий». Впрочем, он тут же добавлял: «но чтобы не хотелось его разрезать». Комментарий-фрагмент, привычный в текучке, в газетной спешке, обычно идет под рубриками: «От редакции», «Наш комментарий» и пр. Он совершенно отделен от факта (сначала идет законченное сообщение, а затем, самостоятельным «куском» — редакционное или авторское суждение относительно события). Помимо фрагментарного комментария («жесткого комментария по факту»), в современной прессе распространен оперативный комментарий, выступающий как законченное самостоятельное произведение. Близки к нему по задачам оперативная «мини-рецензия», реплика, колонка оперативного отклика. Эти литературные формы по-разному представляют отделенное от факта истолкование, его версию, иногда с ощутимым авторским «я». Оперативный самостоятельный комментарий Разъяснения и рассуждения по поводу события, выступающие как самостоятельный материал. Однако и тут, как и в других литературных формах оперативного комментирования, главным является поддержка «горячего» факта, «продление его жизни» в сфере внимания и интереса аудитории. Имеется в виду совсем свежая или сравнительно недавно возникшая ситуация, к которой возвращаются при неожиданном повороте событий или когда возникает необходимость пересмотреть сложившееся мнение. Использование этой жанровой формы позволяет прояснить ситуацию, возникшую вокруг факта, происшествия, высказанного мнения. Позволяет рассмотреть ее с разных точек зрения, максимально приблизить к читателю, порой снизить до обывательского интереса. Для современных газет и еженедельников оперативный комментарий — пожалуй, обязательная реакция на любое событие общественной, политической и экономической жизни. Вот, к примеру, комментарий «Сверхглубокая интеграция рождает вопросы...»: 2 апреля, всего через четыре дня после подписания Договора об углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, в Москве подписан договор об образовании Сообщества Белоруссии и России... Своевременность и взвешенность четырехстороннего договора не вызывает сомнений. Но зачем одновременно с ним потребовался двусторонний договор? («Известия») Далее автор, апеллируя к фактам, рассматривает оба соглашения, высказывая предположения о целях и перспективах реализации каждого из подписанных пунктов. Ситуация, что называется, «разжевана» до предела, практически не оставляя места для каких-либо вопросов читателя, — автор очень точно все объяснил (насколько это оказалось возможным в обстановке почти сиюминутной, при факте, еще не «отстоявшемся», — ведь комментарий появился буквально на следующий день после подписания российско-белорусского соглашения). Структуры комментария вариативны. Часто он строится так: суммирующий лид (итог события); разбивка-перечисление основных проявлений события, его «прорастания» в действительность (каждое — комментируется); вывод о значении события. Один «блок», затем другой в наиболее логичном порядке: рассмотрение каждого фрагмента ситуации влечет за собой пояснение, и только потом рассматривается следующий фрагмент. Возможно взять за основу другой ход — «раскладывание мнений»: взглянуть на ситуацию с предполагаемых разных точек зрения и предупредить об этом читателя. Эти точки зрения могут быть персонифицированы (точки зрения разных людей и лишь одна из многих — точка зрения автора). Третий вариант структуры: обрисовка ситуации, как она видится автору, затем обзор мнений причастных к ней людей, авторский комментарий их позиций, соображения насчет дальнейшего развития событий и возможного изменения позиций (прогностическая часть). Открывает материал заявка темы, комментарийный повод: Известный китайский экономист направил послание председателю КНР с требованием... Опять неспокойно в Пригородном районе Северной Осетии... Среди потрясений последних дней —убийство... На первой полосе газеты «День» фотография... — бесконечная колонна пленных и подпись... Что бы это значило? Комментарийный повод может быть заявлен ведущей строкой, выделенной шрифтом, часто — подзаголовком. ВЗРЫВ ЭМОЦИЙ НА КОНФЕРЕНЦИИ (заголовок). Профессор Манье обвинил американских ученых в нарушении договора о запрещении испытаний ядерного оружия (подзаголовок — «хедлайн»). Далее — комментарий по факту. Распространена форма комментария, открывающаяся «Цитатой дня» — парадоксальным или неловким, или «саморазоблачающим» высказыванием какого-нибудь заметного политического деятеля. Комментарии по трагическому факту чаще открывает «картинка». Иногда комментарийному поводу предшествует преамбула, передача сложившегося мнения: От встреч на высшем уровне ждут либо исторических прорывов, либо «новых страниц» в межгосударственных отношениях. Похоже, что от нынешнего визита... Часто в первых абзацах создается эффект конфликта. Иногда противоречивость мнений и поступков, ожиданий и реальности трактуется как парадокс. Поскольку смысл комментария — в разъяснении и объяснении, очень важно не допускать, чтобы читатель потерял нить рассуждения. Необходимо максимально облегчить ему «перелеты» с абзаца на абзац, для чего нужны «связующие звенья» — слова и выражения, поддерживающие мысль и обозначающие ее повороты. «Указатели направления мысли» общеизвестны — это всевозможные «итак», «вдобавок», «разумеется», «более того», «понятно» и т. д. Рекомендуется иногда использовать метод «крючок абзаца», то есть начинать следующий абзац тем же словом, каким закончили предыдущий («...что и побудило объявить об успехах. Успехи, однако, сомнительны...). «Крючком» может быть и слово, и целая фраза (чаще — цитата). Суммирующий лид оперативного комментария дает много вариантов. Помимо обычного «резюме», он может выглядеть, как: Поясняющий лид, с вводными словами и оговорками типа «однако», «несмотря на...», «хотя, но...» (С огромным трудом преодолев... достигли цели...). «Одиночный выстрел». Очень краткая, афористичная фраза. (Налоги рванули вверх.). «Реакция» или «последствия»: Начался сбор подписей в поддержку новой инициативы — сразу после выступления лидера... «Прогноз», выделяющий предположение. (Помощник президента решился лететь в космос, однако может потерять свой пост.). «Парадокс»: Мэр выиграл эти выборы, но проиграл во мнении многих избирателей. «Перспектива»: С окончательным принятием нового бюджета расклад видится неутешительный. Или: Со вступлением страны в члены...международной организации... возникли новые перспективы. «Ретроспекция»: В недавние времена никому и в голову бы не пришло отстаивать свои гражданские права таким способом, как это делает... «Контраст»: В то время как одни продолжают обсуждать... другие уже начали действовать... «Контрмнение». От него хорошо оттолкнуться, начиная собственное рассуждение, и кроме того, с таким лидом вводится момент интриги. (На первый взгляд, начальный этап предвыборной кампании президента получился не слишком удачным...). «Предварительный вывод»: Для того, чтобы сообща противостоять западным конкурентам, две крупнейшие российские страховые компании решили объединиться... «Необходимое уточнение»: Лидер партии отправился в Германию. Отправился в качестве частного лица. Ни канцлер, ни министр иностранных дел его не примут... Далее выдвигается ряд предположений с расшифровкой каждого из них: Он поехал, очевидно, не затем, чтобы предаться воспоминаниям о войне... Зарубежный визит ему нужен прежде всего для того, чтобы еще раз попробовать убедить Запад в своей политической вменяемости... («Коммерсантъ-daily»). Составляя комментарии, важно точно поставить «вопросы самому себе». Этими вопросами могут быть: «кто виноват?», «что должно быть сделано?», «какие государственные учреждения должны следить за сложившейся ситуацией?», «какие меры принимаются?» и т. п. Важна завязанность комментария на «человеческий интерес» и на «судьбы людей» (Есть мнение, что при такой ситуации скоро в ближайших водоемах исчезнет все живое...). Жанр комментария не претендует на решение проблем, на завершение анализа и безусловно точный прогноз. Прогноз здесь — «в первом приближении» к истине. Задача — несколько продвинуть вперед анализ событий, добавив свою точку зрения, свое мнение к другим. Возможен комментарий, предваряющий событие. Такой материал суммирует, осмысливая, факты и мнения на подступах к событию и трансформирует все это в некий «прогноз-анализ». Например: Никто не ожидал, что среди конкурентов нынешнего мэра окажутся его первый заместитель и губернатор области... С первых же строк материала читатель чувствует определенную интригу («горячая новость») и желание автора подробнее и с деталями передать накал предвыборной борьбы. И действительно, остановившись подробно на причинах, создавших большое напряжение накануне городских выборов, автор комментирует сложившуюся ситуацию и пытается на основе имеющихся фактов спрогнозировать результаты выборов и их последствия при любом исходе. Главный вывод комментария: В итоге, кто бы ни пришел к власти, революцию уже не сделаешь и вспять ничего не повернешь — в городе уже приватизировано 70% предприятий и 90°/o объектов торговли. («Известия») Комментарий, предваряющий событие, чаще всего посвящен прояснению уже сложившейся ситуации. Это — одна из действенных форм оперативного комментирования. РЕПЛИКА И «КОЛОНКА» Среди форм оперативного комментирования есть и такие, в которых на первый план выходят личные оценки (субъективное начало), открытая позиция конкретного журналиста. Наиболее распространены литературные формы: реплика, мини-рецензия и колонка оперативного отклика. Реплика Это — монотемный комментарий, отделенный от факта, носящий характер спонтанного отклика. Сохраняет связь с фактом, но читается как самостоятельное произведение; эмоциональное и фрагментарное мнение, создающее эффект общения. Чем изящней реплика, тем она лучше. Распространены реплики в ответ на высказывание политических лидеров, где приемы «прояснения цитат» настраивают читателя на скептический, критичный лад по поводу обитателей «коридоров власти», нередко даже служат целям развенчания имиджа какого-то деятеля (что особенно характерно для полити-зированных изданий, поскольку в их задачи входит дискредитация мнения «противника»). Реплику, как и другие жанры оперативного комментирования, отличает монотемность: опора на один факт, событие, одно изречение. Реплика — лаконичное и энергичное провозглашение суждения журналиста о конкретном событии, выражающее позицию издания, с целью вызвать повышенную эмоциональную реакцию, —«слово в борьбе мнений». Резкость оценки автора подчеркивается «самоочевидностью» его чувств (например, чувства естественного негодования, возникающего при определенных обстоятельствах). Мини-рецензия, очень популярная в современной прессе, представляет собой разновидность реплики. В ней, однако, более прорисован факт, по поводу которого реплика звучит.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.013 с.) |