Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Инвентаризация имущества налогоплательщика как форма фактического контроля при проведении выездной налоговой проверки - инструмент минимизации рисков. Порядок организации и проведения.
Содержание книги
- Понятие и сущность предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности и их классификация.
- Модели, используемые для анализа рисков инвестиционного проекта. Их характеристики, особенности применения.
- К страхуемым рискам относятся:
- Консультативное предпринимательство. Сущность, особенности организации, управления, имущественные отношения, ответственность участников.
- Локализация рисков. Краткая характеристика, сущность, классификация. Порядок реализации метода.
- Общая характеристика финансовой среды в предпринимательской деятельности.
- Производственное предпринимательство. Сущность, особенности организации, управления, имущественные отношения, ответственность участников.
- Балансовая модель оценки финансовой устойчивости
- Инвентаризация имущества налогоплательщика как форма фактического контроля при проведении выездной налоговой проверки - инструмент минимизации рисков. Порядок организации и проведения.
Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.
Распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации
основными целями инвентаризации являются:
— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
— проверка полноты отражения в учете обязательств.
Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов.
Перечень имущества, проверяемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем государственной налоговой инспекции (его заместителем).
При этом проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Положения).
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Положения).
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
Пункт 3.1 указанного Положения фиксирует, что до начала инвентаризации рекомендуется проверить:
— наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
— наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
— наличие документов на основные средства, сданные или принятые налогоплательщиком в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности налогоплательщика.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям — указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и так далее), год постройки и другое; по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и тому подобное (п. 3.3 Положения).
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
В случае если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и другое) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. Для этих целей также привлекаются эксперты.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и так далее (п. 3.4 Положения).
Раздел 5 Положения гласит, что по результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией (форму смотрите в Приложении N 3 к Положению), которая подписывается Председателем комиссии.
Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Кредитные риски. Содержание, сущность и методы их минимизации.
Кредитный риск – вероятность того, что партнеры – участники контракта – окажутся не в состоянии выполнить договоренные обязательства, как в целом, так и по отдельным позициям. Различают 2 вида кредитного риска: торговый кредитный риск и банковский кредитный риск. Торговый кредитный риск возникает в финансовой деятельности предприятия в случае предоставления ею товарного (коммерческого) или потребительского кредита покупателям.
Для поставщика товаров (услуг) данный риск заключается в способности клиента оплатить их в соответствии с договоренными обязательствами; для клиента – в состоятельности поставщика поставить (предоставить) их.
Уровень кредитного риска повышается с увеличением суммы кредита и срока, на который он берется. Подверженность кредитному риску сохраняется весь период кредитования и измеряется протяженностью периода кредитования. Потенциальные убытки при любом кредитном риске – вся сумма долга, а фактически убытки могут оказаться меньше этой суммы.
Кредитный риск может быть вызван следующими причинами:
спадом отрасли, спадом спроса на продукцию, производимую фирмой;
невыполнением договорных отношений партнерами фирмы;
трансформацией активов фирмы;
форс-мажорными обстоятельствами.
49. Отмывание доходов, полученных преступным путем. Сущность явления, особенности противодействия.+ ЛЕКЦИЯ
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: - организация и осуществление внутреннего контроля; - обязательный контроль; - запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; - иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
50. Математические модели, используемые для анализа рисков инвестиционного проекта. Их характеристики, особенности учета неопределенности, способы ее описания на примере стохастической модели. Процесс анализа риска может быть разбит на следующие стадии. 1) Прогнозная модель (Подготовка модели, способной прогнозировать расчет эффективности проекта) 2) Распределение вероятности (шаг 1) (Определение вероятностного закона распределения случайных переменных) 3) Распределение вероятности (шаг 2) (Установление границ диапазона значений переменных 4) Условия корреляции (Установление отношений коррелированных переменных) 5) Имитационные прогоны (Генерирование случайных сценариев, основанных на наборе допущений) 6) Анализ результатов (Статистический анализ результатов имитации) Первая стадия в процессе анализа риска - это создание прогнозной модели. Такая модель определяет математические отношения между числовыми переменными, которые относятся к прогнозу выбранного финансового показателя. Общая прогнозная модель имитируется следующим образом. Генерируется достаточно большой объем случайных сценариев, каждый из которых соответствует определенным значениям денежных потоков. Распределения вероятностей переменных модели (денежных потоков) диктуют возможность выбора величин из определенных диапазонов. Такие распределения представляют собой математические инструменты, с помощью которых придается вес всем возможным результатам. Этим контролируется случайный выбор значений для каждой переменной в ходе моделирования. В анализе рисков используется информация, содержащаяся в распределении вероятности с множественными значениями. Именно использование множественных значений вместо детерминированных распределений вероятности и отличает имитационное моделирование от традиционного подхода. Определение случайных переменных и придание им соответствующего распределения вероятности является необходимым условием проведения анализа рисков. Успешно завершив эти этапы, можно перейти к стадии моделирования. Однако непосредственный переход к моделированию будет возможен только в том случае, если будет установлена корреляция в системе случайных переменных, включенных в модель. Под корреляцией понимается случайная зависимость между переменными, которая не носит строго определенного характера, например, зависимость между ценой реализации товара и объемом продаж. Наличие в модели анализа коррелированных переменных может привести к серьёзным искажениям результатов анализа риска, если эта корреляция не учитывается. Фактически наличие корреляции ограничивает случайный выбор отдельных значений для коррелированных переменных. Две коррелированные переменные моделируются так, что при случайном выборе одной из них другая выбирается не свободно, а в диапазоне значений, который управляется смоделированным значением первой переменной.
51. Осмотр территорий и помещений, как организационно-тактическое мероприятие при проведении выездной налоговой проверки. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения, а также инвентаризацию имущества. Целью осмотра и инвентаризации является определение соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 92 НК должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Поводом к проведению осмотра может явиться наличие у налогового органа информации о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не показывается в учете и отчетности, о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ и в других аналогичных случаях.
Пункт 2 ст. 92 НК РФ регламентирует, что осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их.
При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия. При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия, прилагаются к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля.
В п. 5 ст. 92 НК РФ закреплено, что при производстве осмотра составляется протокол.
В указанной статье закреплено, что в случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.
Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Подписывается данный документ составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.
52. Шкалы риска, как рекомендации приемлемости того или иного уровня риска. Содержание, сущность, виды шкал.
В настоящее время отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по определению «приемлемости» того или иного уровня риска в конкретной ситуации. ЭМПЕРИЧЕСКАЯ ШКАЛА РИСКА:
№ Величина риска Наименование градаций риска 1 0,0-0,1 минимальный 2 0,1-0,3 малый 3 0,3-0,4 средний 4 0,4-0,6 высокий 5 0,6-0,8 максимальный 6 0,8-1,0 критический
| Первые три градации вероятности нежелательного исхода соответствуют "нормальному", "разумному" риску, при котором рекомендуется принимать обычные предпринимательские решения. Принятие решений с большим риском возможно, если наступление нежелательного исхода не приведет к банкротству. Для оценки колеблемости (изменчивости) риска используется коэффициент вариации (V = s / X) и приводятся следующие шкалы: - до 0,1 - слабая; - от 0,1-0,25 - умеренная; - свыше 0,25 - высокая. При оценке приемлемости коэффициента, определяющего риска банкротства существует несколько не противоречащих друг другу точек зрения. Одни авторы считают, что оптимальным является коэффициент риска, составляющий 0,3, а коэффициент риска, ведущий к банкротству - 0,7 и выше. В других источниках приводится шкала риска со следующими градациями указанного выше коэффициента: По видам:
Минимальный риск от 0-25% потеря прибыли
Повышенный риск 25-50% прибыли по конкретной операции
Критический 50-70%
Недопустимый или катастрофический свыше 70%
Существуют описательные характеристики шкал риска по величине ожидаемых потерь, которые используются для оценки приемлемости содержащего риск решения. В этих градациях риска в зависимости от уровня возможных потерь осуществляются путем выделения следующих весьма условных зон. 1. Область минимального риска характеризуется уровнем потерь, не превышающим размеры чистой прибыли. 2. Область повышенного риска характеризуется уровнем потерь, не превышающим размеры расчетной прибыли. Осторожные предприниматели стараются действовать таким образом, чтобы возможная величина потерь не выходила за пределы допустимого риска. 3. Область критического риска характеризуется тем, что в границах этой зоны возможны потери, величина которых превышает размеры расчетной прибыли, но не превышает размер ожидаемых доходов. Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерять не только прибыль, но и средства, вложенные предпринимателем в операцию 4. Область недопустимого риска характеризуется тем, что в границах этой зоны ожидаемые потери способны превзойти размер ожидаемых доходов от операции и достичь величины, равной всему имущественному состоянию предпринимателя. Реально это означает, что предприниматель теряет не только средства, вложенные в операцию, но и многое сверх того, вплоть до полного банкротства.
К катастрофическому риску следует также относить (вне зависимости от величины денежного или имущественного ущерба) такой риск, который связан с возникновением непосредственной опасности для жизни людей или экологических катастроф.
53. Анализ и оценка микроэкономических факторов, влияющих на увеличение проектных рисков. Их содержание и сущность. Анализ рисков можно подразделить на два вида: качественный и количественный. Они взаимно дополняют друг друга Качественный анализ осуществляется с целью идентифицировать факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает.Это означает, что нужно установить потенциальные области риска, после чего идентифицировать все возможные риски. Количественный анализ преследует цель количественно определить размеры отдельных рисков и риска проекта в целом. Этот вид анализа связан с оценкой рисков. Методика качественной оценки рисков проекта внешне представляется очень простой, но она должна привести к количественному результату, к стоимостной оценке выявленных рисков, их негативных последствий и мероприятий по стабилизации. Все факторы, влияющие на рост степени риска, можно условно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным относятся факторы, не зависящие непосредственно от самой фирмы. Это инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология и т. д. К субъективным факторам — непосредственно характеризующие данную фирму. Это производственный потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технологической специализации, организация труда, уровень производительности труда, степень кооперированных связей, выбор типа контрактов с инвестором или заказчиком и т. п. На этапе качественного анализа необходимы инвентаризация всех видов проектных рисков, которая осуществляется с помощью приведенных выше классификаций, и развернутое словесное описание каждого вида риска, воздействующего на рассматриваемый инвестиционный проект. Кроме того, необходимо описать и дать стоимостную оценку всех возможных последствий гипотетической реализации выявленных рисков и предложить мероприятия по минимизации или компенсации этих последствий, рассчитав стоимостную оценку этих мероприятий. Необходимо подчеркнуть возможность построения и использования метода «дерева решений» не только в ходе принятия инвестиционных решений, но и в процессе реализации проекта. Изменение обстоятельств внешней среды проекта могут потребовать перехода на другую ветвь принятия решений. Наличие построенной пошаговой схемы в виде «дерева решений» позволит аналитику рассчитать риск такого развития событий и минимизировать убытки компании. Применение этого метода обычно используется для анализа рисков тех проектов, которые имеют обозримое количество вариантов развития. В противном случае «дерево решений» принимает очень большой объем, так что затрудняется не только вычисление оптимального решения, но и определение данных. Метод полезен в тех ситуациях, когда более поздние решения сильно зависят от решений, принятых ранее, но в свою очередь определяют дальнейшее развитие событий. Метод Монте-Карло. Преодолеть многие недостатки, присущие рассмотренным методам анализа эффективности проектов в условиях риска, позволяет имитационное моделирование — одно из наиболее мощных средств анализа экономических систем. Основу имитационного моделирования и его частный случай (стохастическая имитация) составляет метод Монте-Карло, который является синтезом и развитием методов анализа чувствительности и анализа сценариев. Имитационное моделирование рисков инвестиционных проектов представляет собой серию численных экспериментов, призванных получать эмпирические оценки степени влияния различных факторов (объема выпуска, цены, переменных расходов и др.) на зависящие от них результаты. Проведение имитационного эксперимента разбивают на следующие этапы.устанавливаются взаимосвязи между исходными и выходными показателями в виде математического уравнения или неравенства. В качестве результирующего показателя обычно выступает один из критериев эффективности (NPV, PI, IRR); задаются законы распределения вероятностей для ключевых параметров модели; проводится компьютерная имитация значений ключевых параметров модели (с применением программ типа Excel или специальных программных продуктов, например Risk Master); рассчитываются основные характеристики распределений входящих и исходящих показателей; проводится анализ полученных результатов и принимается решение. Этот метод позволяет наиболее полно учесть весь диапазон неопределенностей исходных параметров проекта, с которыми может столкнуться его осуществление. Кроме того, путем изначально задаваемых ограничений требуемых показателей эффективности проекта можно широко использовать информационную базу проведения анализа проектных рисков. Таким образом, метод Монте-Карло позволяет получить интервальные значения показателей проектных рисков, в рамках которых возможна успешная реализация реального инвестиционного проекта. Методика оценки рисков, связанных с инвестированием, на основе использования рассмотренных и других специальных методов подробно излагается в специальной литературе. Выбор конкретных методов оценки рисков реального инвестирования определяется рядом факторов: видом инвестиционного риска; полнотой и достоверностью информационной базы, сформированной для оценки уровня вероятности различных инвестиционных рисков; уровнем квалификации инвестиционных менеджеров, осуществляющих оценку; технической и программной оснащенностью инвестиционных менеджеров, возможностью использования современных компьютерных технологий проведения такой оценки; возможностью привлечения к оценке сложных инвестиционных рисков квалифицированных экспертов и др.
54. Коммерческие риски. Содержание, сущность и методы их минимизации.
Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины вызывающие коммерческий риск: - снижение объема реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предприятием, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу; - повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского риска; - непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара; - потеря или гибель товара; - потеря качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению цены на него; - повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы. Учитывая выше перечисленные причины, порождающие коммерческий риск, его, возможно, классифицировать на следующие основные группы: -Риск, связанный с реализацией товара на рынке.
-Риск, связанный с транспортировкой товара.
-Риск, связанный с платежеспособностью покупателя.
-Риск форс-мажорных обстоятельств.
55. Внутренние и внешние факторы, способствующие возникновению правового риска, их содержание и сущность.
Под правовым риском понимаются возможные потери из-за того, что законодательство или не учитывало их вообще, или изменилось в период сделки. Риски могут быть вызваны различными факторами, их можно разделить на два вида: внутренние и внешние. Внутренние факторы: - несоблюдение законодательства Российской Федерации; - неэффективная организация правовой работы; - нарушение условий договоров; - недостаточная проработка юридических вопросов; - несоответствие внутренних документов законодательству Российской Федерации. К внешним факторам возникновения правового риска можно отнести: - изменение законодательства в период сделки; - несовершенство правовой системы; - нарушения клиентами и контрагентами условий договоров; - нахождение компании, ее филиалов, дочерних и зависимых организаций, клиентов и контрагентов под юрисдикцией различных государств [1]. В юридической литературе существует множество классификаций правовых рисков. Наиболее оптимальной считается классификация рисков по мере убывания их важности: 1) риски в сфере недружественных захватов и поглощений; 2) риски в сфере налоговых отношений; 3) риски в сфере владения и управления недвижимостью, а также другими активами компании; 4) риски в сфере корпоративных отношений; 5) риски, возникающие при осуществлении судебно-исковой деятельности; 6) риски, возникающие при заключении договоров с контрагентами [2]. Полностью оградить себя от вероятности понести убытки невозможно, но минимизировать угрозу их возникновения следует. Существует несколько способов выявления правовых рисков - от проведения специальных процедур (правовой аудит) до постоянного контроля [1]. Правовой аудит по своей функциональной содержательной составляющей представляет собой работу профессиональной юридической организации по правовой оценке статической и динамической деятельности проверяемого лица, позволяющую выявить области риска, оценить его и выработать политику по минимизации и устранению риска. Цель правового аудита можно определить как раскрытие руководителю аудируемого лица либо иному заинтересованному лицу данных о правовой составляющей деятельности компании для определения зон риска и выработки путей их минимизации и устранения. Правовой аудит обычно применяется в следующих ситуациях: - при купле-продаже актива; - при купле-продаже всего бизнеса; - при реструктуризации группы юридических лиц; - для защиты от недружественных поглощений; - при регулярной проверке действующего бизнеса [1]. Постоянный контроль правовых рисков можно осуществлять при наличии риск-менеджера или отдела оценки рисков, но в основном эта обязанность ложится на плечи правового департамента компании. В любом случае в организации должен быть квалифицированный юрист, который обязан просчитывать степень правовых рисков, как в текущих делах, так и в перспективе. Немного о юристе предприятия (компании). Он должен быть квалифицированным специалистом с практическим опытом работы. При назначении на эту службу следует ознакомиться с его репутацией по-прежнему месту работы – это уже забота кадрового отдела предприятия (компании). В жизнедеятельности организации все предусмотреть невозможно. Например: изменилась правоприменительная (судебная) практика в трактовке того или иного вопроса, или принимается федеральный закон, который распространяет своё действие на ранее возникшие отношения (такая возможность законодательством не исключается). Тем не менее, юрист должен предупреждать компанию о возникновении риска, предотвращать угрозу вероятных потерь. Юридическая помощь необходима для защиты предприятий от рейдерского захвата. Юристы предприятия (компании) применяют в своей работе собственные методы для достижения успеха. Компании должны предпринимать меры по защите от враждебного поглощения до появления реальной угрозы. Первый шаг - определение степени своей уязвимости на основании полученных данных следует выстроить план защиты своего бизнеса. Большинство рейдерских поглощений в России
56.Кадровые риски. Содержание, сущность и методы их минимизации. Кадровая безопасность является элементом экономической безопасности компании. Кадровые риски по сфере возникновения относятся к основным среди внутренних рисков предприятия, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников предпринимательской фирмы. Кадровые риски можно разделить на: 1. Нелояльность высшего менеджмента. Криминальные действия топ-менеджеров, откаты, воровство. Воровство коммерческих секретов. Увод бизнеса в собственные структуры. Нанесение умышленного или непреднамеренного вреда компании. Некомпетентность. Принятие необоснованных, неверных решений, сиюминутных решений без учета долгосрочных последствий. Минимизация данного вида риска: Привлечение известных на рынке профессионалов. Продвижение до уровня топ-менеджеров лояльных и успешных руководителей среднего звена. Правильная система мотивации топ-менеджеров, создающая заинтересованность в долгосрочном стабильном развитии бизнеса. Бизнес - планирование, мониторинг, контроль по ключевым показателям качества работы. 2. Нелояльность, криминальные действия рядового персонала. Криминальные действия персонала. Случайные ошибки, некомпетентность. Дезорганизованность. Протестная активность, необоснованные коллективные требования и давление. Отсутствие мотивации, заинтересованности в результате. Низкая интенсивность работы, производительность труда. Простои. Способ минимизации риска: Построение системы мотивации, создающей заинтересованность каждого сотрудника. Система обучения персонала. Система карьерного роста и продвижения. Подбор персонала, лояльного, заинтересованного в работе в данной компании. Технологизация работы. Взаимозаменяемость персонала, наличие кадрового резерва.
57. Характеристика видов договорных рисков. Содержание, сущность и методы их минимизации. Договорные риски - это риски, вытекающие из предпринимательской деятельности. Они заключаются в первую очередь в возможном невыполнении договорных обязательств, как самим предпринимателем, так и его контрагентами. Выражаются они в возникновении задолженностей, судебных спорах, претензиях. К ним относятся: 1. Риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами), что выражается в заключении договоров на закупки ресурсов либо оказание услуг с поставщиками, которые неправомочны входить в подобные договорные отношения или не в состоянии выполнить свои обязательства из-за тяжелого финансового положения. 2. Риск задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств заключается в возможности появления потерь производителя, связанных с нарушением графиков поставок, выполнения работ партнерами и т.д. Меры минимизации договорных рисков: — проверка партнеров на преддоговорном этапе, оценка платежеспособности и т.п. — грамотное составление договоров с контрагентами — определение правоспособности сторон по договору — правильное применение основных видов договоров — наем работников - квалифицированных юристов, юридические консультации сторонними организациями — организация претензионно-исковой работы — анализ арбитражной практики
58.Понятие и содержание налогового риска. Классификация налоговых рисков.
Под налоговым риском следует понимать вероятность потерь, которые может понести предпринимательская фирма в результате конъюнктурного изменения налогового законодательства или в результате ошибок, допущенных фирмой при исчислении налоговых платежей. Таким образом, налоговый риск одновременно относится и к группе внешних финансовых рисков, и к группе внутренних рисков.
|