Ссср в период руководства Н. С. Хрущева (1953-1964 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ссср в период руководства Н. С. Хрущева (1953-1964 гг. )



Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) произошла в то время, когда возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе. Поэтому сталинские преемники должны были осуществить несколько взаимосвязанных задач, среди которых выделялись главные: обеспечение преемственности социально-политического курса, распределение важнейших партийно-государственных постов, осуществление некоторых реформ.

Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г.Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян. Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат, он начал расставлять на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г. Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др.

После, отстранения Маленкова фактически главой государства становится Хрущев. XX съезд КПСС в феврале 1956 г. и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории, началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны. В докладе приводились примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью отдельных конкретных личностей, но о существовании тоталитарной системы вопрос не ставился. Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров. В июне 1957 г. на Пленуме ЦК Ворошилов и Каганович попытались отстранить Хрущева от руководства. Но благодаря поддержке партийных лидеров представители оппозиции были осуждены коммунистами как «антипартийная группа». На том же Пленуме Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц, поддержавших его в трудный час, - Брежнева, Жукова, Игнатова и др.

Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г. были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г. восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д.

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтому вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т.е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного потенциала НАТО. Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, несмотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии 1956 г., и берлинский кризис 1961 г.).

Вслед за «берлинским кризисом» последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. После победы на Кубе революционных сил во главе с Ф.Кастро США развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г. СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции. Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж.Кеннеди и Н.Хрущева (22-27 октября 1962 г.). Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирному сосуществованию».

На рубеже 50-60-х гг. СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), поддерживая коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме. Активно развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации». СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран.

Билет №57

После смещения Н.Хрущева, в октябре 1964 г., на Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем ЦК стал Л.Брежнев; Председателем Совета Министров СССР - А.Косыгин; членом Президиума, ответственным за идеологическую сферу, - М.Суслов.

Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов: высшего, постоянно функционирующею органа государственной власти, - Президиума Верховного Совета высшего исполнительного органа - Совета Министров СССР, а на местах - исполкомов Советов. Верховному Совету СССР, состоящему из Совета Союза и Совета Национальностей, подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов. Основной особенностью партийно-государственной системы СССР стало увеличение бюрократического аппарата, который к 80-м гг. увеличился до 18 млн. человек и стал одним из самых больших в мире. При Брежневе значительные размеры получил его личный секретариат. Усилился акцент на кадровую работу, восстановлена прежняя дохрущевская структура партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних измышленных и сельских. Были упразднены совнархозы и созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения так называемого развитого социализма.

После смерти Брежнева в 1982 г. к власти пришел Ю.Андропов (1982-1984). Он предпринял попытку укрепить систему путем «чистки» государственного аппарата, структурных изменений, усиления репрессивных органов, прежде всего КГБ. Однако реальных результатов добиться не удалось, так как партийно-государственный аппарат не собирался расставаться со своими привилегиями. В 1984 г. Андропов умер, не завершив начатые преобразования.

Социально-экономическое развитие характеризовалось стремлением к поддержанию высоких темпов развития и повышению уровня жизни населения, но как и в политической сфере, шаги по социально-экономическому реформированию находились в противоречии с тенденциями к консервативному курсу.

Хозяйственная реформа 1965 г. должна была интенсифицировать темпы роста и развития за счет расширения самостоятельности предприятий. Был введен хозрасчет, усилена заинтересованность за счет предоставления части прибыли предприятиям, сокращены директивные плановые показатели, перестроена система ценообразования. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализуемой продукции. Оплата производилась в зависимости от общих итогов работы предприятия. Восстанавливались отраслевые министерства. Уделялось внимание решению проблем народного потребления: направлялись ресурсы в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность. В 1972 г. были предприняты попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд). В 1979 г. началась реформа агропромышленной интеграции - кооперирование колхозов и совхозов в агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности.

Эти шаги позволили достичь улучшения благосостояния населения, повысить валовый продукт на 40%, увеличить рост промышленной продукции на 50%, стабилизировать рост производительности труда и заработной платы. Однако к 70-м гг. темпы роста начали падать, ухудшились производственные показатели. Попытки преодолеть экономические провалы путем продажи нефти за рубеж смогли на время отсрочить экономический кризис. Таким образом, в эпоху застоя (1965-1984) руководство страны фактически законсервировало экономическую и политическую системы в рамках государственного социализма и исключило возможность коренных перемен.

Основными внешнеполитическими задачами этого периода были: стабилизация отношений с европейскими государствами (продолжение политики мирного сосуществования), устранение угрозы распада социалистического лагеря, поддержка и пропаганда социалистического устройства в странах «третьего мира».

Важнейшей стратегической задачей было укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере и среди компартий «третьего мира». В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы советское руководство ориентировалось на предоставление несколько большей экономической и политической свободы. Основной упор делался на укрепление экономического сотрудничества (например, снабжение энергоресурсами) и политические консультации в рамках работы СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи), что способствовало увеличению экономической и политической самостоятельности. В 1968 г. правительство Дубчека в Чехословакии, пытаясь сократить зависимость от СССР и преодолеть экономический кризис, начало широкие демократические преобразования. Ответом стал ввод войск Варшавского Договора (советских, немецких, польских и болгарских) и военное подавление чешского общественного движения. В Румынии правительство под руководством Н.Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс.

Обострились отношения с Китаем. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский (на Дальнем Востоке) и Семипалатинске (Средняя Азия), когда погибло более тысячи человек. Улучшились отношения с ведущими европейскими странами (Францией, Англией).

1972 г. был временем поворота в советско-американских отношениях. В том же году в ходе визита американского президента Никсона в Москву было подписано соглашение о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливавшее ограничения на создание противоракетной обороны и межконтинентальных ракет. Введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. для поддержки коммунистического движения вызвало новый виток «холодной войны». В 1979 г. НАТО принимает решение о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности. В начале 80-х гг. практически прекратились контакты с западными странами.

Билет №58



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.009 с.)