Прибыль фирмы: ее природа и роль. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибыль фирмы: ее природа и роль.



экономическая теория рассматривает прибыль в качестве общего для всех фирм

критерия эффективности.

Понятие прибыли. Прибыль обычно трактуется как разница между доходами и

издержками. Соответственно видам издержек фирмы доход подразделяют на общий,

средний и предельный.

Общий доход - это денежная сумма, поступающая от продажи определенного

количества товаров (выпуска). Он равен цене товара, умноженной на количество

товара.

Средний доход - это общий доход, деленный на количество единиц продукции, т. е.

цена единицы товара.

Предельный доход - это приращение дохода за счет бесконечно малого увеличения

произведенной и проданной продукции (увеличение продаж на одну единицу товара).

Однако превышение доходов над издержками - это так называемая бухгалтерская

прибыль, так как она отражает разницу между выручкой фирмы от реализации

продукции и денежными (реально оплаченными) затратами фирмы на ее Производство.

Но для фирмы важна экономическая прибыль - превышение дохода фирмы над всеми

осуществленными с ее стороны и возможными, но упущенными затратами.

экономическая прибыль играет роль важного стимула эффективного использования

фирмой ресурсов.

В условиях рыночной экономики на формирование прибыли фирмы помимо издержек

производства влияет и спрос на выпускаемую продукцию. При этом характер спроса

определяет особенности получения дохода в условиях конкуренции.

Получение прибыли превращается в основную цель деятельности фирмы, а

максимизация прибыли становится важнейшим побудительным мотивом

совершенствования технологии производства, оптимизации объема выпуска продукции,

минимизации издержек.

Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими

издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает

общие издержки на величину предельных издержек, но одновременно повышает и общий

доход на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных

издержек, общая прибыль повышается, критерий максимизации прибыли еще не

достигнут, и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные

издержки превышают предельный доход, рост общей прибыли замедляется, и

увеличение выпуска становится убыточным.

Следовательно, величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске

продукции, при котором предельный доход* равен предельным издержкам. Поэтому

фирма расширяет производство до тех пор, пока предельный доход и предельные

издержки не сравняются.

Бухгалтерская прибыль = совокупный доход (TR) – явные издержки (TC).

экономическая прибыль = доход – явные издержки – вмененные издержки. Если экономическая прибыль отрицательная, то выбран неправильный вариант использования ресурсов.

Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.

Краткосрочный период с точки зрения изменения величины издержек – период, недостаточный для изменения производственных мощностей.

Закон убывающей отдачи: прирост продукции обгоняет прирост издержек только до определенного предела. MC>AVC критическая ситуация.

Деятельность фирмы в краткосрочном периоде. Основная закономерность, действующая

для фирмы в краткосрочном периоде, - это снижение предельной отдачи фактора

производства.

Суть закона снижения предельной отдачи (уменьшения предельного продукта)

заключается в следующем: расширение производства за счет увеличения степени

использования только одного (или нескольких) из всех видов используемых ресурсов

помогает росту эффективности фирмы лишь до определенного предела, затем

эффективность начинает падать. Этот предел есть момент достижения равенства двух

показателей - предельной и средней отда-чи фактора производства. Превышение

средней отдачи над предельной станет сигналом того, что эффективное расширение

производства прежними методами дальше невозможно и требуются изменения во всех

используемых факторах. Закон снижения предельной отдачи отражается в динамике

стоимостных показателей производства и используется для определения условий

минимизации издержек производства.

Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

Долгосрочный период – период, достаточный для изменения всех производственных мощностей, всех издержек.

Факторы для положительного эффекта масштаба:

- специализация труда

-специализация управленческого труда.

В случае, когда увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов, говорят о постоянной экономии от масштаба. В случае возрастающей экономии от масштаба фирме необходимо наращивать объем производства, так как это приводит к относительной экономии имеющихся ресурсов. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно.

Эффект масштаба

С выходом фирмы на оптимальную технологию решается и проблема масштаба

производства, когда фирма может увеличивать выпуск продукции за счет

пропорционального наращивания факторов производства. Эффект масштаба, или

экономия, обусловленная ростом масштаба производства, проявляется в снижении

долговременных средних издержек производства на единицу продукции. Выбор

необходимого масштаба, или размера деятельности фирмы, связан с долгосрочным периодом ее функционирования.

Деятельность фирмы в долгосрочном периоде. Основная закономерность, действующая

для фирмы в долгосрочном периоде, - это рост отдачи от масштаба производства.

Источник роста отдачи от масштаба производства,- специализированное

использование ресурсов при расширении производства (подеталь-ное разделение

труда работников, применение различного рода машин и оборудования, расширение

направлений использования финансовых средств фирмы и т. д.). При рассмотрении

этой закономерности важно иметь в виду следующее.

Рост отдачи от масштаба производства возможен только в долгосрочном периоде,

когда все факторы производства выступают переменными. Рост отдачи выражается в

увеличении показателя средней суммарной отдачи всех факторов производства.

Рост отдачи от масштаба производства в долгосрочном периоде не является

беспредельным: в какой-то момент чрезмерная специализация ресурсов ведет к

потере эффективности и к снижению отдачи от масштаба производства (например, в

результате разрастания бюрократического аппарата для поддержания связей между

специализированными участками производства).

Таким образом, результатами масштаба производства могут быть: неизменный эффект

масштаба (роста отдачи), означающий, что удвоение использования всех факторов

ведет к удвоению выпуска продукции; положительный эффект масштаба, означающий,

что при удвоенном использовании всех факторов выпуск продукции более чем

удваивается; отрицательный (сокращающийся) эффект масштаба производства, когда

удвоенное использование всех факторов производства увеличивает выпуск продукции

менее, чем в два раза.

Поскольку рассмотренная закономерность выражается в снижении издержек

производства на единицу выпускаемой продукции, то данное снижение издержек

получило название экономии от масштаба производства. Экономическая теория

выделяет два типа такой экономии: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя экономия связана с удешевлением производства продукции вследствие

расширения деятельности фирмы. На основе такой экономии фирма, снижая в

долгосрочном периоде средние издержки производства до минимума, достигает

оптимального размера своих предприятий и оптимизирует масштабы, всей своей

деятельности. Когда значение средних издержек минимально, дальнейшее расширение

производства будет сопровождаться снижением отдачи от масштаба производства,

выраженным в увеличении средних издержек производства. Поэтому после

достижения минимума средних издержек фирма либо дублирует существующие предприятия, либо- приостанавливает процессы расширения

производства.

Внешняя экономия от масштаба производства связана с размещением ресурсов в

экономике в целом. Ее источник - комплексное экономическое развитие регионов.

Этот тип экономии также выражается в снижении средних издержек производства

фирмы. Однако причина такого снижения - уменьшение расходов на наем и подготовку

работников, транспорт, связь, получение информации и т. п. за счет региональной

концентрации ресурсов. Внешняя экономия от масштаба производства служит основой

оптимизации размеров центров деловой активности.

Закономерности роста отдачи и соответственно экономии от масштаба производства

показывают, что крупное производство, несмотря на определенные преимущества,

имеет и минусы. Поэтому фирма при планировании своей деятельности должна

учитывать пределы расширения масштаба производства и гибко изменять эти масштабы

при появлении признаков снижения эффективности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.022 с.)