Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Поиск

В соответствии со ст. 85 КоН лица, нарушившие законодательство о недрах, несут административную, уголовную и иную ответственность.

Вред, причиненный в результате нарушения законодательства о недрах, подлежит возмещению лицом, его причинившим.

Споры, возникающие в связи с пользованием недрами и их охраной, разрешаются в судебном порядке.

Все нарушения законодательства о недрах можно сгруппировать в 2 группы:

1) нарушения правил пользования недрами:

а) нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 15.18. КоАП):

- нарушение требований нормативных правовых актов в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр и окружающей природной среды;

- нарушение правил проведения работ по геологическому изучению недр, приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий строительства и (или) эксплуатации горных предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- нарушение порядка предоставления недр в пользование;

- самовольное пользование недрами;

- самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;

- утрата геологической и маркшейдерской документации, дубликатов проб, необходимых для дальнейшего изучения недр и добычи полезных ископаемых;

- применение опасных для жизни и здоровья людей, окружающей среды способов пользования недрами;

- нарушение порядка внесения платы за пользование недрами;

б) невыполнение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок и буровых скважин (ст. 15.19. КоАП):

- невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;

2) экологические правонарушения:

а) нарушение правил охраны недр (ст. 15.20. КоАП):

- нарушения, ведущие к загрязнению недр и приводящие месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации;

- несоблюдение требований по приведению участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего использования в народном хозяйстве;

- порча месторождений полезных ископаемых;

б) нарушение правил охраны недр (ст. 271 УК).

 

ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД

Воды как объект использования и охраны

Понятие, виды и субъекты права водопользования

Основные права и обязанности водопользователей

Ответственность за нарушение водного законодательства

Воды как объект использования и охраны

Воды – вся вода, находящаяся в водных объектах.

Объектами водных отношений являются водные объекты (их части) в установленных границах.

Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют государственный водный фонд Республики Беларусь.

К водному фонду относятся:

- поверхностные воды (водные объекты) – воды, расположенные на поверхности суши в виде различных водных объектов (реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п.);

- подземные воды – воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры во всех физических состояниях.

В состав водного фонда не входят водные объекты, не подлежащие правовой охране (не являющиеся объектами экологического права). Как правило, это объекты, изъятые посредством труда из окружающей среды:

1) воды плавательных бассейнов;

2) воды, обращающиеся как товарно-материальные ценности;

3) воды, заключенные в систему коммунальных и промышленных водопроводов;

4) воды, содержащиеся в живых организмах (растениях, животных), а также атмосфере.

Особенностью правового режима водных объектов Республики Беларусь является исключение дна водоемов из состава водного объекта. В отличие от законодательства Российской Федерации земли, покрытые водами, не рассматриваются совместно с водами в качестве единого объекта, а относятся к земельному фонду.

Общие требования к охране вод установлены ст. 69 ВК:

«Все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести к уменьшению рыбных и других запасов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятным явлениям вследствие изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушению гидрологического и гидрогеологического режимов».

Загрязнение (химическое, физическое, биологическое) – содержание в водном объекте обычно отсутствующих веществ, либо превышение предельно допустимых концентраций обычно присутствующих веществ.

Засорение – это содержание в воде плохо растворимых веществ.

Истощение – содержание воды ниже определенных уровней.

С целью охраны вод устанавливаются:

1) водоохранные зоны;

2) прибрежные полосы;

3) зоны санитарной охраны.

Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны.

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы строгого охранного режима.

В водоохранной зоне рек и водоемов устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности.

В прибрежных полосах запрещается:

- распашка земель, кроме подготовки почвы для залужения и залесения;

- садоводство и огородничество;

- выпас скота и организация летних лагерей для него;

- хранение и применение ядохимикатов и минеральных удобрений;

- размещение садоводческих товариществ, баз отдыха, палаточных городков, стоянок автотранспорта и сельскохозяйственной техники;

- строительство зданий и сооружений, кроме водозаборных, водорегулирующих и других гидротехнических и гидрометрических объектов;

- мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники;

- размещение лодочных причалов за пределами отведенных для этой цели мест.

В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в местах водозабора устанавливаются зоны санитарной охраны.

Понятие, виды и субъекты права водопользования

Все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.

Соответственно, единой правовой формой использования вод является право водопользования, в том числе аренда водных объектов.

Водопользование – использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности.

Право водопользования принято рассматривать в объективном и субъективном смыслах.

Право водопользования (в объективном смысле) – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с использованием водных объектов для удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности.

Право водопользования (в субъективном смысле) – это совокупность правомочий водопользователя.

Водопользователь – юридическое или физическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом.

Субъектами водных отношений могут выступать:

1) юридические лица:

- органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь;

- иные юридические лица;

2) физические лица:

- граждане Республики Беларусь;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства;

- индивидуальные предприниматели.

Основаниями для возникновения права водопользования являются:

- разрешения на специальное водопользование;

- решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов в обособленное пользование;

- договор аренды.

 

Виды водопользования.

1. По количеству водопользователей:

а) водопользование обособленное – водопользование одного юридического или физического лица;

б) водопользование совместное – водопользование с участием нескольких юридических и (или) физических лиц.

2. В зависимости от применения специальных сооружений или технических устройств:

а) водопользование общее – водопользование без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод (к общему водопользованию относится также водопользование с применением шахтных колодцев);

б) водопользование специальное – водопользование (забор воды из водных объектов и отведение в окружающую природную среду сточных вод) с применением сооружений и технических устройств.

Водопользование не является специальным, если оно связано с забором воды из поверхностных водных объектов передвижными техническими устройствами для увлажнения территорий населенных мест, пропуском воды через гидроузлы, плотины и другие водоподпорные сооружения, судоходством, подачей (перекачкой) воды водопользователям в маловодные регионы, устранением вредного действия вод (подтопления, заболачивания), извлечением воды из недр попутно с добычей полезных ископаемых.

3. По целям выделяют водопользование:

а) для нужд населения:

- питьевое;

- хозяйственно-бытовое;

- лечебное;

- курортное;

- оздоровительное и др.;

б) для сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей.

4. По факту возникновения права водопользование может быть:

а) первичным;

б) вторичным.

Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования водными объектами (первичные водопользователи), вправе разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования соответствующими водными объектами.

5. По срокам:

Водные объекты предоставляются только во временное водопользование.

Временное водопользование может быть:

а) краткосрочным – до 5 лет;

б) долгосрочным – от 5 до 25 лет.

Срок водопользования устанавливается органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование либо предоставившим водный объект в обособленное водопользование или аренду.

Срок временного водопользования может быть продлен на период, не превышающий соответственно срока краткосрочного либо долгосрочного водопользования.

Продление срока временного водопользования производится по ходатайствам водопользователей органами государственного управления, выдавшими разрешение на специальное водопользование или вынесшими решение о предоставлении водного объекта в обособленное водопользование.

6. По взиманию платы за пользование водным объектом:

Водопользование является платным, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Платежи, связанные с пользованием водными объектами, взимаются в форме налога и (или) арендной платы.

 

Основные права и обязанности водопользователей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.100 (0.009 с.)