Следы крови, слюны, спермы, мочи, волос и их использование при расследовании преступлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следы крови, слюны, спермы, мочи, волос и их использование при расследовании преступлений.



Для выявления объектов биологической природы используются лупы с подсветкой (увеличение не менее чем в 3,5 раза), осветительные приборы (осмотр в косопадающем свете может существенно повысить эффективность поиска следов), переносные источники ультрафиолетового излучения.

Пятна крови поглощают ультрафиолетовые лучи и поэтому выглядят темнее фона, пятна спермы и слюны флуоресцируют бледно-голубым светом (следы спермы в смеси с кровью не флуоресцируют). Однако использовать ультрафиолетовое излучение следует только для визуализации слабовидимых микроследов, и поскольку УФ-лучи разрушают такие составляющие крови и спермы, как ДНК, освещать подозрительные пятна можно не более 5 секунд.
Выявление следов крови и спермы возможно и с применением некоторых реактивов. С этой целью применяются, реакции с гемофаном или реактивом Воскобойникова. Синее окрашивание является положительной реакцией на кровь. Если необходимо выявить следы крови в труднодоступных местах, больших помещениях, используется опрыскивание люминолом. Помещение при этом затемняется, и, если реактив попадает на кровь, возникает кратковременное свечение.

Наличие следов спермы устанавливается с помощью реагента Фосфотест. Для выявления следов используется подложка, пропитанная реагентом и смоченная водой, которая прикладывается к краю пятна. При положительной реакции через 20 секунд подложка окрашивается в фиолетовый цвет.

Выявленные следы необходимо сфотографировать. При съемке следов крови часто используются светофильтры, например применение синего светофильтра, позволяет выявить и запечатлеть следы крови под побелкой.

При описании следов необходимо указывать время и место обнаружения, цвет, приблизительный размер и форму пятен.

После обнаружения и фиксации следов, их детального описания в протоколе осмотра следы изымают. Одежду и другие предметы со следами биологического происхождения изымают целиком. С громоздких предметов изъятие следов крови и спермы осуществляется на липкую пленку. Со стен, рам, дверей делаются соскобы, со снега или из воды следы крови, спермы, мочи с частью снега изымают на марлю и высушивают.

Волосы изымают пинцетом и помещаются в пакет, с последующим опечатыванием с пояснительной надписью.

 

Следы орудий взлома, их классификация. Фиксация следов орудий взлома. Возможности экспертного исследования. Подготовка материалов для экспертизы.

Раздел трасологии, изучающий следы различных орудий и инструментов, называется механоскопией.

Обычно объектами взлома являются двери, окна, решетки, замки, осуществляемые при помощи различных предметов:

  • инструменты производственного или хозяйственно-бытового назначения (дрель, топор, от­вертка);
  • предметы, специально изготовленные для вскрытия и раз­рушения преград (отмычки, «гусиная лапа»);
  • иные металлические «случайные» предметы (камни, пруты).

От применения орудий и инструментов на взломанных пре­градах чаще всего остаются следы-отображения. Кроме того, на месте происшествия могут быть обнаружены следы-предметы (различные обломки, части преград), а также следы-вещества (микроскопические стружки и опилки, частицы разрушенной преграды).

Следами-отображениями орудий и инструментов являются объемные следы:

  1. Следы давления, образуемые нажимом, ударом орудия взлома по поверхности преграды (оттиски, вмятины). В этих следах отображаются форма и размеры, а также детали контактной поверхности ору­дия взлома в виде различного рода изъянов;
  2. Следы скольжения — образуются, когда орудие взлома уносит часть поверхности следовоспринимающего объекта, оставляя царапину или полосовидный след;
  3. Следы резания — образуются от режущей кромки инстру­мента. В зависимости от вида режущего инструмента эти следы подразделяют на следующие группы:
    1. следы простого разреза (срезы), возникающие от инст­румента с одним лезвием (ножа, топора);
    2. следы встречного разреза, образуемые инструментами с двумя режущими кромками (ножницами, ку­сачками);
    3. следы разреза с отделением щепы или стружки;
    4. следы разреза с отделением частиц (опилок), т.е. следы пиления или сверления.

Для обнаружения следов орудий и инструментов достаточно осмотреть поверхность преграды в косопадающем свете с использованием лупы или других оптиче­ских приборов.

Обнаруженные следы орудий и инструментов фиксируются в протоколе, фотографируются, заносятся в планы или на схемы. По возможности, целесообразно изымать следы вместе с объектами-носителями. С объемных следов изготавливаются слепки с помощью пластилина, полимерных материалов. Неглубокие следы скольжения (не глубже 0,04 мм на металле, твердом дереве) могут быть скопированы с помощью дактилоскопической пленки.

При назначении трасологической экс­пертизы эксперту направляются: предметы со сле­дами, слепки со следов, протоколы осмотра с фототаблицами. В некоторых случаях возможно проведение экспертного иссле­дования на месте происшествия.

При назначении идентификационной экспертизы по следам орудий взлома и инструментов, в случаях установления подозреваемых лиц и изъятия у них воз­можного следообразующего объекта эксперту представляются фотоснимки, слепки, оттиски следа и само проверяемое орудие или инструмент. При этом следователь выясняет, как часто и для каких работ применялся инструмент, производилась ли его заточка или иные изменения в период от момента происшествия до его изъятия и приобщения к материалам уголовного дела.

Для установления фактов использования одного и того же орудия взлома при совершении одного или нескольких преступ­лений в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел создаются справочные коллекции следов или копий следов орудий взлома, изъятых с мест происшествий, а также справочные коллекции и картотеки, используемых в качестве орудий взлома.

 

Следы транспортных средств, их классификация, значение. Фиксация и изъятие. Возможности экспертного исследования. Подготовка материалов для экспертизы.

Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям:

  1. в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные;
  2. по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.
  3. в зависимости от вида транспортного средства:
    1. следы нерельсовых транспортных средств (автомобиля, трол­лейбуса, и др.);
    2. следы путевого транспорта (повозок, саней);
    3. механизмов, перемещаемых физическими усилия­ми человека (велосипедов, тележек, санок);
    4. рельсовых транспортных средств (железнодорожного транс­порта, метро, трамвая).
  4. Также подразделяются на:
    1. следы частей и деталей транспортного средства (следы колес на проезжей части, бампера на препятствии);
    2. предметы, отделившиеся от транспортного средства (ос­колки стекла фар, части решетки ра­диатора);
    3. вещества, например, частицы лакокрасочного покрытия, капли масла.
  5. В зависимости от качества дорожного покрытия образуются поверхностные или объемные следы транспортных средств.
    1. Следы наслоения чаще всего остаются на асфальтовом покры­тии от колес транспортного средства, выехавшего с проселочной дороги.
    2. Объемные следы образуются на мягкой поверхности (заснеженной, проселочной, грунтовой до­рогах и т.п.).

Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер и т. д.), затем — левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего — крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; облицовка радиатора, крылья, фары; коробки скоростей, и т. п.

Обнаружение следов на месте происшествия дает возможность получить предварительную информацию для выдвижения версий и планирования расследования. В частности, устанавливаются марка автотранспортного средства, модель шин, степень износа и особенности шин, наличие повреждений, посторонних следов на автомобиле. Кроме того, по следам можно установить обстоятельства происшествия: направление и скорость движения автомобиля, места наезда на пешехода, столкновения с другим транспортным средством, начало торможения, остановки.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Затем, пользуясь справочником, выясняют, какой марке автотранспортных средств соответствуют такие ширина колеи, база и модель протектора.

Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на малой скорости по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.

Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.

Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:

  • о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле;
  • о характере имеющихся в нем неисправностей;
  • о перевозимом грузе;
  • о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований;
  • о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.008 с.)