Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические и социальные предпосылки зависимости формирования территориальных бюджетов от результатов развития региональной экономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Успешное выполнение задач, возложенных государством на территориальные органы власти, зависит не только от наличия у них соответствующей базы доходов, но и от ее устойчивости. Устойчивость определяется: - органической связью доходной базы территориальных бюджетов с территориальными источниками, местным хозяйством, объемом средств, направленных из государственных источников, и планомерностью их поступления; - зависит от форм и методов мобилизации средств. Совокупность этих факторов является необходимой предпосылкой осуществлении планов хозяйственного и социально-культурного строительства, своевременного финансирования мероприятий, предусматриваемых комплексными планами развития административно-территориальных единиц [10]. Формирование и использование бюджетных ресурсов выражают движение денежных средств между всеми участниками процесса производства. При этом посредством платежей в бюджет и ассигнований из него происходит перераспределение выраженной в денежной форме собственности между всеми участниками этого процесса, что является важным условием реализации мероприятий, намеченных государственными и региональными планами экономического и социального развития. Таким образом, определение централизованного фонда финансовых ресурсов – консолидированного бюджета – между отраслями хозяйства, регионами страны, всеми членами общества обусловлено единством бюджетной системы Российской Федерации. Это является теоретической основой при рассмотрении проблем совершенствования экономических взаимоотношений территориальных органов власти со всеми предприятиями, расположенными на их территории, согласования ведомственных и территориальных интересов, укрепление финансовой базы территориальных органов власти и улучшение на этой основе финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры, расширение которой является важнейшим фактором повышения народно благосостояния. Финансирование развития социально-бытовой инфраструктуры в основном осуществляется по каналам территориальных бюджетов, но рост их доходной базы отстает от всевозрастающей потребности в средствах. Для обеспечения необходимыми средствами местных органов власти им все в больших размерах передаются финансовые ресурсы из общегосударственных источников. Главным источником покрытия расходов государства на социально-культурное развитие является чистый доход общества, создаваемый в производственной сфере. Чистый доход выступает в двух основных формах: прибыли предприятий и хозяйственных организаций и налога на добавленную стоимость. Поступая в централизованный фонд финансовых ресурсов государства – консолидированный бюджет, и прибыль, и налог на добавленную стоимость перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами. Роль прибыли как составной части чистого дохода общества неуклонно повышается. Расширение использования прибыли в качестве источника финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры будет способствовать более тесной увязке корпоративных и территориальных интересов и стимулировать заинтересованность местных органов власти не только в расширении производства на подведомственной территории, но и в интенсификации его, в улучшении количественных и качественных показателей работы предприятий. Таким образом, с помощью передачи на постоянной основе большей, чем сейчас, части прибыли предприятий в местные бюджеты должны решаться задачи воздействия на развитие производства и обеспечения финансовыми ресурсами экономического и социального развития административно-территориальных единиц. Рост передачи в местные бюджеты большей части прибыли предприятий усилит зависимость формирования доходной базы этих бюджетов от эффективности для более активного влияния местных органов власти на процесс производства, для повышения уровня региональной экономики и экономики всей страны, для улучшения финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры. В исследовании проблемы совершенствования взаимоотношений предприятий с местными бюджетами необходим системный подход. Эффективность функционирования и саморегулирования любой системы в решающей степени зависит от наличия устойчивых взаимосвязей элементов, ее составляющих. Входя в общую социально-экономическую систему государства, предприятия и организации образуют локальные социально-экономические системы городов, районов, областей, республик. Являясь элементами этих локальных систем, они должны взаимно влиять на развитие друг друга и иметь между собой устойчивые экономические связи. При этом условии возможно их динамическое и пропорциональной развитие. Предприятия и хозяйственные организации являются основной градообразующей базы (промышленные, транспортные, строительные предприятия и организации). Новое строительство и расширение действующих мощностей предприятий вызывают необходимость расширения социально-бытовой инфраструктуры (местного хозяйства), и, наоборот, от уровня развития местного зависит дальнейшее расширение градообразующей базы, т.е. между ними должна быть тесная взаимосвязь. Как и в общей социально-экономической системе, связующим звеном между производственной и непроизводственной сферами является консолидированный бюджет; в локальной системе связь между производственными предприятиями и непроизводственной сферой (местным хозяйством) должна осуществляться через местные бюджеты. Связь между производственной и непроизводственной сферами показана на рис. 1.1. Рисунок 1.1 - Связь между производственной и непроизводственной сферами
Модель же локальной социально-экономической системы и связь входящих в нее элементов имеет следующий вид (рис. 1.2.).
Рисунок 1.2 - Модель локальной социально-экономической системы и связь входящих в нее элементов
Финансовый аспект хозяйственной деятельности в регионе выражается разностью между территориальными доходами (суммой финансовых ресурсов, созданных в регионе) и территориальными расходами (суммой финансовых ресурсов, используемых в регионе). Положительному финансовому результату должно соответствовать превышение доходов над расходами, но не исключено, что в отдельных регионах, на определенных этапах их развития указанные доходы могут оказаться ниже обозначенных расходов. В этом случае недостаток территориальных финансовых средств из централизованного фонда финансовых ресурсов, т.е. федерального бюджета. В первую очередь изложенное выше относится к городам, где размещен основной экономический потенциал и проживает большинство населения страны. Однако, если темпы урбанизации необоснованно ускоряются, этот процесс вступает в противоречие с экономическими законами, и обществу наносится экономический ущерб. В области финансов это может привести к нехватке финансовых ресурсов в бюджете для покрытия разрывов между территориальными расходами и доходами. Следовательно, в условиях непрерывного развития процесса урбанизации все более актуальной становится проблема определения финансовой результативности развития городов. Последняя заключается в определении результатов финансовой деятельности всех предприятий, организаций и учреждений, расположенных в городе, а также результатов их взаимоотношений с бюджетной системой. Другими словами, речь идет о выявлении размера финансовых поступлений и затрат на территории города. Разница между этими величинами является абсолютной финансовой результативностью. Абсолютную финансовую результативность можно выразить следующей формулой: А=ДТ - РТ (1) где А – абсолютная финансовая результативность; ДТ – территориальные финансовые доходы; РТ – территориальные финансовые расходы. Этот показатель может быть использован в довольно узком диапазоне, например при развитии экономики конкретного города за короткий промежуток времени. Он не учитывает структурные сдвиги в развитии городов различной величины или расположенных в различных географических зонах. Все это вызывает необходимость соотношения абсолютной финансовой результативности с другими общими для всех городов показателями, характеризующими их развитие. Такими показателями в первую очередь являются размер территории города, численность его населения. Размер территории города, хотя и оказывает некоторое влияние на рост территориальных расходов, например на коммуникации, все же не является определяющим, так как территория города может быть использована по разному в зависимости от плотности застройки. Главное же, что этот показатель не влияет на размер получаемых в городе доходов. Другое дело – показатель численности населения города. Он непосредственно влияет на финансовую результативность города. Во-первых, человек – главная производительная сила, создающая за трудовой период (40 лет) стоимость, в 2,5 раза большую, чем потребляемая им в течение всей жизни (70 лет). Следовательно, число работников, проживающих в городе, влияет на объем создаваемого здесь национального дохода и территориальных финансовых ресурсов. Во-вторых, с численностью населения связан объем ресурсов, выделяемых из бюджета на финансирование объектов социально-бытовой инфраструктуры, т.е. территориальные расходы. Исходя из этих соображений, соотнесем абсолютную финансовую результативность города с численностью его населения. Относительная финансовая результативность выражается формулой: О=ДТ - РТ/Ч (2) где О – финансовая результативность в расчете на одного жителя города; Ч – численность населения города. Использование показателя финансовой результативности города за один год не дает точного представления о разнице между полученными и затраченными финансовыми ресурсами, так как в отдельные годы в связи со строительством объектов производственного и непроизводственного назначения и увеличением инвестиционных затрат объем используемых средств может быть больше полученных. Поэтому правомерно рассчитывать показатель финансовой результативности за период времени не менее 5 лет (средний период строительства объектов). Окончательная формула расчета финансовой результативности примет следующий вид: Оi=Дтi – Ртi / Чi (3) где Оi – относительная финансовая результативность города за i-ый период; Дтi – объем территориальных финансовых ресурсов, полученных в городе за i период; Ртi – объем финансовых ресурсов, используемых в городе за i-ый период; Чi – среднегодовая численность населения города за i-ый период. Информационной базой для расчета результативности города могут служить показатели свободного финансового баланса и отчет об исполнении бюджета города.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.36 (0.007 с.) |