Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические и финансовые аспекты территориального самоуправленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшей задачей, стоящей перед экономикой нашей страны является развитие рыночных отношений в народном хозяйстве. Существовавшая практика перераспределения доходов, когда убытки отстающих предприятий, министерств, регионов покрывались за счет прибыльно работающих, тормозила развитие производства. Поэтому сталь целесообразно использовать хозрасчетные принципы не только на уровне предприятия, но и на территориальных уровнях управления. Актуальность развития территориальных хозрасчетных отношений обусловлена также наличием территориальных интересов наряду с общегосударственными, корпоративными и личными. Для взаимоувязки этих интересов следовало создать механизм, обеспечивающий расширение прав территориальных органов управления по регулированию экономического и социального развития на подведомственных им территориях. Этот механизм создал предпосылки для повышения заинтересованности и ответственности территориальных органов за своевременности и качество решения внутрирегиональных проблем, участие всех в решении территориальных задач, в комплексном социально-экономическом развитии региона. Ранее действовавший механизм не обеспечивал экономические принципы управления. Превалировали в основном административные методы управления, следствием которых было то, что отношения между территориальными органами и субъектами хозяйствования носили преимущественно административный характер. Главными задачами внедрения принципов регионального (территориального) хозрасчета являются [17]: - развитие демократических основ управления социально-экономическими процессами в регионах; - переход к экономическим взаимоотношениям между субъектами хозяйствования в регионе с территориальными органами управления; - усиление сочетания общегосударственных, территориальных, корпоративных интересов; - более успешное развитие региональной производственной и социальной инфраструктуры; - объединение усилий всех субъектов хозяйствования, расположенных в регионе, на решении общегосударственных и внутрирегиональных задач; - обеспечение пропорциональности в развитии производственной и социальной сфер в регионе и гармоничного развития населенных мест. Внедрение принципов хозрасчета на территориальном уровне осуществляется для повышения хозяйственной самостоятельности территориальных органов власти, расположенных на их территориях предприятий за конечный результат их деятельности, для стимулирования их деловой активности, расширения возможностей для роста материальных и финансовых ресурсов. Ответим на вопрос что такое хозрасчет? Это система экономических отношений между субъектами хозяйствования, а также между ними и государством. Хозрасчет [28] – это и метод хозяйствования, основанный на относительном обособлении, самостоятельности субъектов хозяйствования, возмещении их расходов за счет доходов от реализации произведенной ими продукции, услуг. Таким образом, хозрасчет возможен: - при наличии субъектов хозяйствования. - при наличии экономических отношений между ними, основанных на возмещении их затрат, и эквивалентного обмена. Применимы ли эти критерии к региону (территории)? Вряд ли. Во-первых, регион не является субъектом хозяйствования, и, во-вторых, он не производит продукцию и услуги, а следовательно, не несет всех замыкающих затрат на их производство. Все это дает основания полагать, что понятие «хозрасчет» не может быть полностью применено в отношении между регионами, между регионами и субъектами хозяйствования. Речь может идти об использовании в территориальной экономике тех отдельных элементов хозрасчета, внедрение которых в практику реально. Исходя из этого, большинство экономистов высказывается за то, чтобы вопрос о переводе регионов на новые методы хозяйствования должен быть сформулирован не как перевод на региональный хозрасчет, а как перевод на принципы самоуправления, самофинансирования и самообеспечения [2]. Самоуправление и самофинансирование – это методы экономического регулирования деятельности субъектов хозяйствования, органов управления в рамках локального, территориального социально-экономического комплекса (района). На основе самоуправления и самофинансирования должен решаться ряд следующих задач: - обеспечение территориальных интересов; - сочетание общегосударственных, территориальных интересов; ведомственных коллективных и личных интересов; - расширение хозяйственных прав, самостоятельности и ответственности территориальных органов власти и субъектов хозяйствования; - повышение эффективности производства и на этой основе всей территориальной экономики; - участие всех субъектов хозяйствования, расположенных в регионе, в его развитии; - усиление зависимости уровня удовлетворения экономических и социальных потребностей населения региона от уровня развития в нем экономики; - устранение экономических, социальных, демографических и экологических диспропорций в развитии региона; - улучшение условий проживания населения в регионе; - совершенствование технологий территориального управления. Для того чтобы принципы самоуправления и самофинансирования стали действенными факторами экономического и социального развития региона, необходимо выполнение нескольких условий. Все это возможно в условиях рыночной экономики. Главное звено в территориальной экономике – предприятие. Оно имеет полную экономическую свободу. Второе звено – непосредственно территория, на которой расположены предприятия. Вместе они образуют локальную экономическую систему, которая функционирует на принципах самоуправления и самофинансирования, имеет широкие права в области хозяйствования и обеспечивает себя финансовыми ресурсами. Между предприятиями и территориальными органами власти должны быть равноправные и взаимовыгодные экономические отношения. Территориальные органы предоставляют услуги предприятиям по обеспечению их рабочих определенным набором социально-культурных и коммунально-бытовых благ. Предприятия оплачивают эти услуги на базе имеющихся тарифов на услуги и в виде территориального налога. Рассмотрим вопрос о сути и необходимости самофинансирования территории (региона). Самофинансирование региона – это один из важных элементов хозрасчетных отношений в региональной экономике. Самофинансирование означает, что покрытие затрат, связанных с экономическим и социальным развитием в регионе, осуществляется в основном за счет созданных в нем ресурсов, т.е. финансовые ресурсы, направляемое на экономическое и социальное развитие, должны формироваться за счет средств территориального бюджета, средств всех предприятий и хозяйственных организаций, расположенных в регионе, и средств населения. Важность проблемы самофинансирования регионов обусловливается еще значительными объемами дотаций ряду территориальных бюджетов и большими размерами перераспределения средств между регионами, в результате которого их экономическое и социальное развитие не находится в тесной зависимости от конечных результатов хозяйственной деятельности. Настоятельная необходимость совершенствования территориальных финансово-бюджетных взаимосвязей обусловлена следующими обстоятельствами; - формирование финансовых ресурсов и их использование на производственное и социальное развитие соответствующей территории недостаточно поставлено в зависимость от результатов деятельности всех предприятий, расположенных на этой территории, что приводит к несбалансированности развития производственной и социальной сфер; - при финансировании расходов, связанных с экономическим и социальным развитием административно-территориальных единиц, пока отсутствует комплексный подход к использованию разных финансовых источников, в результате чего средства расходуются недостаточно эффективно; - формирование значительной части бюджетных доходов осуществляется на основе ежегодного пересматриваемых размеров отчислений от общегосударственных налогов и доходов, что нередко приводит к подрыву хозяйственной инициативы местных органной власти. Для преодоления указанных выше недостатков необходимо ускорение перехода регионов на принципы самофинансирования. Важнейшими факторами перехода к самофинансированию регионов должны стать неуклонное развитие территориальных бюджетов, увеличение в них доли собственных средств, расширение участия средств населения в финансировании общерегиональных мероприятий, повышение эффективности использования в регионе средств из всех источников на основе их координации и объединения. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечивать: - комплексное развитие регионов; - пропорциональное формирование производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления их финансовой базы. Решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов планирования, формирования и использования ресурсов региона, включающих территориальные бюджеты и средства предприятий, направляемые на развитие социальной и производственной инфраструктуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.88 (0.01 с.) |