Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Калькулирование себестоимости продукции

Поиск

Выявление роли себестоимости продукции в условиях применения свободных (договорных) цен имеет существенное практическое значение для всех производственных структур. Предприятия должны самостоятельно планировать свою деятельность, руководствуясь заключенными договорами с поставщиками и покупателями продукции. Они сами с учетом конъюнктуры спроса и предложения должны устанавливать цены на производимую продукцию.

В себестоимости находят свое выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы как производства в целом, так и отдельных его служб.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат на ее производство и реализацию. В себестоимость включаются не все затраты на производство и реализацию продукции, часть из них покрывается за счет прибыли.

Калькулирование себестоимости представляет собой особую систему расчетов, посредством которой может быть определена себестоимость, как всей произведенной продукции, так и единицы каждого ее вида.

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. Группировка затрат по элементам необходима для изучения материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, фондоемкости и выявления возможностей повышения использования того или иного ресурса. Группировка затрат по назначению указывает, на какие цели, куда и в каких размерах израсходованы ресурсы, и необходима для определения себестоимости отдельных видов изделий.

Расчет и корректировка себестоимости полуфабрикатов и готовой продукции предусматривает выполнение следующих действий:

1. Списание затрат основного производства, учтенных на счете 20, приходящихся на выпущенную в отчетном месяце готовую продукцию, полуфабрикаты, выполненные работы и оказанные услуги;

2. Корректировка себестоимости готовой продукции (счет 43) и полуфабрикатов (счет 21), в том числе отгруженных покупателям без перехода права собственности (счет 45);

3. Списание постоянных разниц, относящихся к затратам основного производства, со специального забалансового счета НПР.20 на другие субсчета счета НПР, а также постоянных разниц в стоимости готовой продукции и полуфабрикатов, в том числе отгруженных покупателям без перехода права собственности (счета НПР.21, НПР.43, НПР.45) - только для организаций, которые применяют ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (установлено значение "Да" константы "Применяется ПБУ 18/02" - это значение устанавливается либо с использованием меню "Операции - Константы", либо "Сервис - Учетная политика").

Существует три системы учета затрат и калькулирования продукции (работ, услуг) хозяйствующего субъекта:

1) система нормативного учета и калькулирования себестоимости продукции;

2) система «стандарт-кост»;

3) система «директ-кост».

В основу системы нормативного учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) положены следующие важнейшие принципы:

1) предварительное нормирование затрат и исчисление нормативной себестоимости единицы продукции;

2) своевременный систематический учет изменений норм (по мере внедрения оргтехмероприятий) и определение влияния этих мероприятий на себестоимость продукции;

3) предварительный контроль затрат на основе первичных документов и фиксирования отклонений от норм и моментов их возникновения с одновременным выявлением причин и виновников;

4) ежедневная информация об отклонениях от норм.

При нормативном учете фактическая себестоимость продукции исчисляется путем алгебраического суммирования нормативной себестоимости и выявленных за отчетный период изменений норм и отклонений от норм. Здесь следует отметить, что в настоящее время нормативы наиболее полно разрабатываются в основном только на прямые затраты: сырье, материалы и полуфабрикаты, производственную заработную плату. По другим статьям, отражающим расходы на обслуживание производства и управление (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общезаводские расходы), из-за трудности нормирования в ряде случаев ограничиваются разработкой годовой сметы затрат разбивкой по кварталам и месяцам. Трудности нормирования косвенных расходов в конечном итоге оказывают влияние на прибыльность хозяйствующего субъекта, поэтому должны быть преодолены.

В данном методе учета затрат бухгалтерский учет создает основу к выявлению как самих отклонений от норм, так и причин, их вызвавших. Метод бухгалтерского учета создает базу для принятия соответствующего управленческого решения.

Система учета «стандарт-кост» создана в 30-х г.г. ХХ в. в США Гаррисоном Чартером. Принципиальное отличие американской системы затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции от отечественной системы нормативного учета заключается в том, что в ней нет категории «отклонения от норм». Если та или иная норма перевыполняется, то изменяется сама норма во времени, так что становится труднее и труднее ее выполнить. Поэтому американские экономисты разбивают их с точки зрения трудности выполнения на три категории:

- «совершенные» или «идеальные» стандарты, которые требуют самой высокой степени совершенства при их выполнении;

- стандарты, которые можно достигнуть при хорошем выполнении работы и использовании соответствующих методов труда;

- стандарты, легко выполнимые на практике.

Система учета «директ-костинг» создает основу для исследования зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью. В ее сущности лежит принцип деления всех затрат, необходимых для производства единицы продукции (работ, услуг), на постоянные и переменные.

Постоянные расходы не связаны непосредственно с производственным процессом и поэтому не включаются в производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Эти расходы собираются на отдельном счете и по истечении отчетного периода полностью списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции, полученной в отчетном периоде.

Основные цели, стоящие перед организацией, которая решила внедрить систему "директ - костинг", - обеспечить оперативный контроль издержек и соотношения объема продаж и издержек по местам их возникновения, а также выработку управленческих решений, направленных на их оптимизацию. Под контролем здесь понимается процедура сопоставления величин плановых и фактических издержек, доходов и издержек по центрам ответственности, возможность составления прогнозов рентабельности по принципу "что будет, если...".

При организации системы учета "директ - костинг" решаются следующие задачи:

- определяются центры ответственности;

- группируются специальным образом все издержки в соответствии с классификацией "директ - костинг" (в случае изменения направлений деятельности, структуры управления или состава затрат классификация подлежит пересмотру);

- вводится внутренняя отчетность, устанавливаются сроки ее формирования и рассмотрения;

- разрабатывается система планирования (бюджет) показателей, подлежащих контролю и используемых для анализа, при этом показатели бюджета и внутренней отчетности должны быть сопоставимы;

- вводится система раздельного учета издержек и доходов (управленческий учет), товара, позволяющая иметь информацию для формирования показателей внутренней отчетности. Управленческий учет организуется так, чтобы исключить противоречия и несовместимость с данными законодательно регламентируемого бухгалтерского учета (финансового учета);

- проводится анализ показателей внутренней отчетности для обоснования управленческих решений.

Структура системы "директ - костинг" имеет следующий вид (рис. 1). Издержки обращения учитываются на счете 44 "Издержки обращения" в бухгалтерии "Основная" с использованием счетов 4 уровней:

1-й уровень - синтетический счет 44. Используется для обобщения аналитической информации об издержках обращения, а также для формирования данных по соответствующей статье финансовой отчетности.

2-й уровень - субсчета к синтетическому счету 44. Количество субсчетов определяется количеством статей издержек обращения, приведенных в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом Российской Федерации по торговле 20.04.1995 N 1-550/32-2.

 

Уровень 1

┌────────────────────────────┐

│Счет 44 "Издержки обращения"│

└──────────────┬─────────────┘

Уровень 2 │

\ /

┌──────────────────────────────┐

│ Транспортные расходы │

│ Расходы на оплату труда │

│Отчисления на социальные нужды│

│ Расходы на аренду │

│ Амортизация основных средств │

│ Расходы на ремонт │

│ Износ МБП │

│ Расходы на электроэнергию │

│ Расходы на хранение │

│ Расходы на рекламу │

│ Проценты за кредит │

│ Потери и отходы │

│ Расходы на тару │

│ Прочие расходы │

└───────────────┬──────────────┘

Уровень 3 │

┌────────────────────────┼────────────────────────┐

│ │ │

\ / \ / \ /

┌─────┐ ┌──────────────────────┐ ┌──────┐

│ ЦО1 │ │Полупеременные расходы│ │ ЦО2-1│

└──┬──┘ └──────────┬───────────┘ │ ЦО2-2│

│ │ │... │

│ │ │ЦО-2-N│

│ │ └───┬──┘

│ │ │

\ / \ / \ /

┌────────────────┐ ┌───────────────────────┐ ┌───────────────┐

│оплата труда АУП│ │ транспортные расходы │ │оплата труда МС│

│страховые взносы│ │ услуги связи │ │ транспортное │

│ аренда офиса │ │командировочные расходы│ │ обслуживание │

│содержание офиса│ │ прочие расходы │ │ прочие расходы│

│ хозрасходы │ │ │ │ │

│ прочие расходы │ │ │ │ │

└────────────────┘ └───────────────────────┘ └───────────────┘

 

 

Рис.1. Структура системы "директ - костинг"

 

3-й уровень - аналитический счет к субсчетам синтетического счета 44. Обеспечивает группировку издержек в разрезе центров ответственности и вида издержек (переменных, полупеременных и постоянных).

4-й уровень - аналитические счета, обеспечивающие детальную группировку издержек в разрезе статей разного вида издержек.

Учет издержек обращения ведется таким образом, чтобы обеспечить ежемесячное получение полной информации в объеме и разрезе показателей внутренней отчетности.

Синтетический учет доходов осуществляется на счете 46 без обособления по центрам ответственности, связанным с торговой деятельностью. Аналитический учет доходов по таким центрам ответственности организуется в бухгалтерии "Товар".

Важным преимуществом системы «стандарт-кост» является то, что она позволяет решать стратегические задачи по выпуску продукции с большей рентабельностью, в результате чего возможно быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия внешней среды.

Порядок составления сводной сметы затрат на производство на предприятиях консервной промышленности.

Методика калькулирования себестоимости вспомогательных цехов. Объектами калькуляции по цехам, вырабатывающим энергию, являются:

по компрессорному цеху - Гкал холода;

по электростанции - кВт/ч энергии;

по паросиловому хозяйству - Гкал теплоэнергии;

по водоснабжению - куб. м воды.

Себестоимость единицы энергии определяется путем деления суммы затрат на количество вырабатываемой энергии за вычетом расхода на собственные нужды цеха, вырабатывающего данный вид энергии.

Объектами калькуляции по жестяно - баночному производству являются 1000 банок по номерам и соответствующее им количество олова электролитного, а по тарно - бондарному производству - одно изделие каждого наименования.

Объектом калькуляции по грузовому автотранспорту является 10 тонно - километров перевозок.

Методика составления нормативных калькуляций

Нормативные калькуляции составляются на год с разбивкой по кварталам и являются частью технико - экономического обоснования выпуска продукции по себестоимости (составление бизнес - плана). Калькуляционными единицами на предприятиях молочной, маслосыродельной и молочно - консервной промышленности являются 1 т готовой продукции по наименованиям и 1 тыс. условных банок (туб) консервов по наименованиям. В нормативных калькуляциях в условиях рынка допускается свободная отпускная цена предприятия на данный вид продукции и на данный период времени.

Затраты на переработку давальческого сырья рассчитываются по следующим статьям затрат: основные и вспомогательные материалы, топливо и все виды энергии, тарифные и надтарифные затраты на оплату труда производственных рабочих, отчисления на социальные нужды и другие накладные расходы (за исключением платы по процентам за пользование кредитами банка). Эти расходы распределяются по каждой статье в отдельности пропорционально количеству продукции, полученной от собственного и давальческого сырья. При выработке продукции из давальческого сырья распределение комплексных затрат производят по аналогу, а затраты на услуги определяются сметой затрат, прилагаемой к договору.

Благодаря этому появилась возможность четко просчитывать издержки производства, оперативно решать все вопросы, связанные с процессом производства и реализации продукции, добиваться устойчивых положительных результатов в финансово - экономической деятельности предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.008 с.)