Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализации личности: феноменология, направления, механизмы.

Поиск

Впервые понятие социализации ввел Бандура в работах 40-50 гг., которые изучали особенности формирования социального опыта личности. Понятие социализация связано с:

· Развитием личности

· Воспитанием

· Обучением.

Будучи взаимосвязанными они не тождественны. Развитие более общее, широкое понятие, т. к. Включает в себя спонтанные процессы и социализацию. Развитие личности не сводится только к социализации, оно включает в себя и саморазвитие личности.

Шевандрин определял социализацию как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становиться личностью и приобретает для жизни среди людей необходимые знания, навыки, т. е. Способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. В социализации личность выступает как объект социального воздействия. А в процессе развития личность не только как объект, но и как субъект социальных отношений, которые оказывают воздействие на другого человека и на себя, т. е. Не сбрасывается со счетов самой активности личности.

Социализация осуществляется через ряд условий (факторов):

· целенаправленное воспитание

· обучение

· случайные социальные воздействия в процессе деятельности и общения.

Воспитание, обучение - организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду, ребенку и формирования у него социально желательных стереотипов поведения, качеств, свойств личности. Социализация может осуществляться и стихийно. Случайные социальные воздействия встречаются в любой социализации (разговор взрослых среди ребенка). Шевандрин выделяет в качестве ведущих феноменов социализации: усвоение стереотипов поведения, обычаи, интересы.

Г. М. Андреева определяет социализацию как процесс трансляции норм и ценностей, которые позволяют формировать и расширять социальные связи личности с миром. В качестве трансляторов норм и ценностей выступают большие и малые группы.

Механизмы социализации (Шевандрин):

1. Подражание, т. е. Сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта значимых других.

2. Внушение - неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными лицами.

3. Убеждение - осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, алгоритмов и т. д.

4. Идентификация - отождествление себя с определенными людьми, группами, посредством которого осуществляется усвоение норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.

5. Эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другими.

В психоаналитической традиции Смелзер называет следующие механизмы социализации:

1. Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенные модели поведения;

2. Идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок, ценностей, как своих собственных;

3. Стыд - переживание ребенком разоблачения и позора, связанного с реакцией других людей;

4. Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанного с наказанием самого себя.

Первые два - позитивные, а следующие - негативные, которые подавляют определенное поведение.

Направление социализации. Шевандрин считает, что основные направления социализации соответствуют:

· Поведенческой сфере, т. е. в процессе социализации люди обучаются как себя вести;

· Эмоционально-чувственная сфера, они учатся как эмоционально реагировать на различные ситуации, проявлять чувства, переживать;

· Познавательная - человек учиться каким образом познавать окружающий социальный физический мир;

· Бытийная - обучаются, как организовать свой быт;

· Морально-нравственная - учатся каких морально-этических ориентиров придерживаться;

· Межличностная - как эффективно выстраивать формальные и неформальные отношения.

1. Теория психосексуального развития личности З.Фрейда.

2. Теория психосоциального развития Э. Эриксона

3. Теория морального развития Л. Колберга.

4. Институты социализации и механизмы их влияния.

Понятие общения, его структура и функции.

Общение -это взаимосвязь между людьми в ходе, которой возникает псих контакт, появляющийся в обмене информацией, взаимовлияний, взаимопереживаний.

Функции общения:

·общение регулирует совместную деятельность людей;

·ОБЩЕНИЕ ЯВЛ-СЯ ИНСТРУМЕНТОМ ПОЗНАНИЯ И САМОПОЗНАНИЯ;

·является условием формирования развития личности.

Учитывая сложность в структуре общения выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

·коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между общающимися;

·интерактивная сторона общения состоит в организации взаимодействии между общающимися;

·перцептивная, которая означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение как обмен информацией.

В системе информационной связи выделяют непосредственное общение, опосредованное через СМИ передача любой информации осуществляется с помощью знаковых систем. Есть вербальная коммуникация здесь знаковой системой выступает речь и невербальная коммуникация Невербальные средства общения их функции: создают и поддерживают психологический контакт, регулируют процесс общения, придают новые смысловые оттенки словесному тексту, выражают эмоции, оценки, принятую роль смысловой ситуации. Различают среди невербальных средств общения:

1. оптико-кинетическую систему знаков - жесты мимика кот. отражают эмоциональные реакции человека придают общению нюансы,

2. контакт глаз функции взгляда - взгляд тесно связан с речью и является средством установления контакта. Женщины используют прямой взгляд он выполняет функцию синхронизации (говорящий меньше смотрит на собеседника, слушающий наоборот).Взгляд компенсирует действие факторов разделяющих собеседника, частота прямых взглядов зависит от статусов собеседников.

3. парангвистическая система знаков- качество голоса, тембр, высота, тональность интонации,

4. проксимика - пространство и время организации общения территориальность-занятие личностью или группой определенного физического пространства и контроль над ним и находящимися в нем объектами.

Виды территорий:

· публичная пространство кот. доступно всем желающим,

· территория взаимодействия (политические мероприятия)

· домашнее пространство кот представляет свободу с чувством контроля и интимности

· телесное(личное) пространство можно разделить на 4 зоны.

Непосредственное окружение личности вторжение в кот вызывает состояние дискомфорта. Личностное пространство от 45см до 1,2м.границы личностного пространства зависят от состояния знакомства, пола, возраста, симпатии,Тесное знакомство и симпатии сокращают это пространство.Женщины ближе мужчин, дети ближе взрослых. Интимное пространство от 15-48см. Социальная зона от1,2до3,6м. Общественная зона более 3.6м.

Барьеры непонимания

Поршнев изучал соц-но-психол-ие механизмы кот создают барьеры на пути коммуникации, пришел к выводу, что речь была способом суггестии/внушения/ и механизм такого внушения следующий: если на лицо полное и безоговорочное доверие, то слова вызывают у слушающего те же образы кот имеет в виду говорящий.Немотря на то что говорящий внушает слушающий, чтобы не стать орудием защищается, он отпускает доверие осторожно в ответ возникает контрсуггестия (противовнушение). Оно является главной причиной возникновения барьеров. Виды контрсуггестии

· избегание

· непонимание

· авторитет.

Избегание и авторитет- это защита от источника коммуникации, а непонимание от самого сообщения. Контрсуггестия - защита от внушения, внушение возможно при доверии, следовательно контрсуггестия - защита от доверия. Мы определяем партнера при помощи стереотипизации.

Избегание-люди избегают соприкосновения с источником информации. Борьба с этим видом контрсуггестиии включает в себя управление вниманием слушающего. Приемом привлечения внимания является прием нейтральной фразы, что не связано с основной темой, но важно для слушаюшего. Прием завлечения: в начале говорящий произносит что-то трудно воспринимаемым образом, тихо, неразборчиво. Установление зрительного контакта, также прием привлечения внимания. Для поддержания внимания нужно развивать навыки слушания, прием навязывания ритма, прием акцентировки, можно использовать служебные фразы (важно отметить, обратите внимание). Феномен авторитета – разделив людей на авторитетных и нет, одним мы доверяем другим - нет. Непонимание – очень часто опасная информация может исходить от людей кот мы доверяем. Есть 4 уровня непонимания:

· фонетический

· семантический

· стилистический

· логический.

Фонетический – диапазон от неполного до полного. Неполное непонимание, когда говорят быстро, невнятно, мимика не соответствует тексту.

Семантический: степень знакомства, жаргоны, одно и то же слово имеет разные значения, смысловые поля у людей разные.

Стилистический: стиль не соответствует содержанию, отношение формы к содержанию. Сообщение должно быть правильно структурировано. Прием структурирования – правило рамки, рамку создает начало и конец разговора. Начало – цели, перспективы, конец- итоги, степень достижения цели.

Логический уровень непонимание партнера характеризуется тем,что одним из участников общения не принимаются логика и аргументы другого.

Т. о понимание партнера, адекватное представление о его точки зрения, целях, индивидуальных особенностях – главное условие для преодоления всех барьеров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.43 (0.013 с.)