Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение как восприятие людьми друг друга: механизмы и эффекты социальной перцепции.

Поиск

Перцептивная сторона общения- это процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надёжно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

В актах взаимного познания выделяют действие таких важных механизмов межличностного восприятия: идентификация, рефлексия, стереотипизация и эмпатия.

Идентификация - механизм понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место.

Но субъекту общения важно не только отстранённо, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать его самого. Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнёром по общению, выступает в форме рефлексии. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия(это подобно удвоенному зеркальному отражению- человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого).

В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве.

Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путём отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. к социальным стереотипам. Стереотип- сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, фильмов, СМИ, запомнившиеся высказывания знакомых и т.д. Эти знания могут быть не только сомнительными, но и ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверные. И стереотипы межличностного восприятия, сформировавшиеся на их основе, используются как проверенные эталоны понимания других людей, что способствует ошибочному познанию людей и деформируют процесс общения с ними(напр. расизм- как предубеждение).

Механизм стереотипизации чётко проявляется в эффекте ореола(галла эффект), кот. Заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Факторы возникновения эффекта ореола: 1)превосходство (если человек превосходит нас по каким-либо важным для нас параметрам- одежда, манера поведения и т.д., мы способны переоценивать его); 2)привлекательность (более привлекательным людям будут скорее приписаны положительные черты); 3) отношение к нам (нам нравятся те люди, которые к нам хорошо относятся).

Чаще всего эффект ореола проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Но этот эффект обнаруживается и при восприятии знакомого человека в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему.

Эффект первичности. Первое впечатление всегда неполно, но оно закрепляется в сознании и его трудно изменить. Чтобы более адекватно оценить человека вне зависимости от того, как он одет, какими знаками отличия обладает, следует представить его в боле обычной обстановке.

Эффект снисходительности- результат проецирования. Человек переносит свои собственные качества на других людей, часто в преувеличенном виде.

В свою очередь, сумма приписанных свойств даёт человеку возможность сформировать определённое отношение к наблюдаемому. Это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится- не нравится».

Эмпатия - способность эмоционального отклика на переживания другого человека, проникновение в его чувства (сочувствие, сопереживание). В отличие от идентификации, ситуация не столько продумывается, сколько прочувствывается. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душевном мире другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и чем больше он допускает право на существование разных точек зрения. Большое значение имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний, т.к. трудно вообразить существование в душе другого чувств, которые сам никогда не испытывал.

Р. Бернс приводит потенциальные характеристики человека, способного к эмпатии: 1)проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека; 2)способен глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир своего подопечного, не раскрывая при этом своего собственного мира; 3)готов адаптировать своё восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь ещё большего понимания того, что с ним происходит.

В эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний.

5. Манипулятор и актуализатор, типы манипуляторов.

6. Противоманипулятивная защита: ассертивность, техники ассертивности.

Интерактивная сторона общения: анализ взаимодействия в рамках трансакционного анализа Э.Берна.

Анализ взаимодействия в рамках транзакционного анализа.

Транзактный анализ включает в себя 4 вида анализа: структурный анализ, анализ транзакций, анализ игр, анализ сценария.

Структурный анализ

В структуре личности 3 – эго состояния: ребенок, родитель, взрослый. Я – ребенок – это все побуждения, которые возникают естественным образом, записи ранних детских переживаний, позиций, реакций в отношении себя и других. Выделяют 3 разных состояния ребенка: естественный, маленький профессор, приспособившийся ребенок.

Естественный ребенок чувствует себя свободным, делает что хочет. Маленький профессор – находчивый маленький ребенок в каждой личности. Личность умело манипулирует учителями, родителями и др.

Приспособившийся ребенок – воспитанный ребенок, ведет себя, так как хотят родители.

Я – родитель содержит установки и поведение, перенятое от родителей, формируется в детстве. Выделяют 2 вида родителей: предубежденный (прекрати, что бы я этого не слышал, сколько раз тебе говорить), заботливый (бедняжка, отдохни, ты устал). Неполное состояние я – родителя – потеря родителя и не получение замещающего родителя того же пола. Это состояние выражается в его поведении: некоторые ищут родителя, а другие всех отвергают.

Я – взрослое – не зависит от возраста личности. Эта форма формируется долго, порой десятилетиями, на него влияет образование, личный опыт. Необходимо что бы были представлены все 3 состояния.

Анализ транзакций

Транзакции – взаимодействие в общении, которое понимается как взаимодействие определенных позиций. Берн выделяет 3 типа транзакций: дополнительные, пересекающиеся, скрытые.

Дополнительные транзакции – это взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, одинаково понимают ситуацию, и направляют действие куда ожидается. Если в равном взаимодействии играет равную роль переданная, полученная информация, то в не равном общении происходит оценка партнеров по общению.

Пересекающиеся возникают тогда когда на стимул дается неожиданная реакция.

Скрытые транзакции имеют 2 уровня. 1 уровень – явный выраженный, словесно – социальный,2 уровень – скрыто психический, подразумеваемый. Скрытые лежат в основе игр. Явное взаимодействие происходит с позиции взрослый, взрослый, а скрытое направлено только партнеру: ребенок, ребенок. Транзактный анализ дает возможность перестроить общение, что бы получить нужный результат.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.50 (0.006 с.)