Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение как восприятие людьми друг друга: механизмы и эффекты социальной перцепции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Перцептивная сторона общения- это процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надёжно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий. В актах взаимного познания выделяют действие таких важных механизмов межличностного восприятия: идентификация, рефлексия, стереотипизация и эмпатия. Идентификация - механизм понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место. Но субъекту общения важно не только отстранённо, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать его самого. Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнёром по общению, выступает в форме рефлексии. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия(это подобно удвоенному зеркальному отражению- человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого). В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве. Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путём отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. к социальным стереотипам. Стереотип- сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, фильмов, СМИ, запомнившиеся высказывания знакомых и т.д. Эти знания могут быть не только сомнительными, но и ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверные. И стереотипы межличностного восприятия, сформировавшиеся на их основе, используются как проверенные эталоны понимания других людей, что способствует ошибочному познанию людей и деформируют процесс общения с ними(напр. расизм- как предубеждение). Механизм стереотипизации чётко проявляется в эффекте ореола(галла эффект), кот. Заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Факторы возникновения эффекта ореола: 1)превосходство (если человек превосходит нас по каким-либо важным для нас параметрам- одежда, манера поведения и т.д., мы способны переоценивать его); 2)привлекательность (более привлекательным людям будут скорее приписаны положительные черты); 3) отношение к нам (нам нравятся те люди, которые к нам хорошо относятся). Чаще всего эффект ореола проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Но этот эффект обнаруживается и при восприятии знакомого человека в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему. Эффект первичности. Первое впечатление всегда неполно, но оно закрепляется в сознании и его трудно изменить. Чтобы более адекватно оценить человека вне зависимости от того, как он одет, какими знаками отличия обладает, следует представить его в боле обычной обстановке. Эффект снисходительности- результат проецирования. Человек переносит свои собственные качества на других людей, часто в преувеличенном виде. В свою очередь, сумма приписанных свойств даёт человеку возможность сформировать определённое отношение к наблюдаемому. Это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится- не нравится». Эмпатия - способность эмоционального отклика на переживания другого человека, проникновение в его чувства (сочувствие, сопереживание). В отличие от идентификации, ситуация не столько продумывается, сколько прочувствывается. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душевном мире другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и чем больше он допускает право на существование разных точек зрения. Большое значение имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний, т.к. трудно вообразить существование в душе другого чувств, которые сам никогда не испытывал. Р. Бернс приводит потенциальные характеристики человека, способного к эмпатии: 1)проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека; 2)способен глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир своего подопечного, не раскрывая при этом своего собственного мира; 3)готов адаптировать своё восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь ещё большего понимания того, что с ним происходит. В эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний. 5. Манипулятор и актуализатор, типы манипуляторов. 6. Противоманипулятивная защита: ассертивность, техники ассертивности. Интерактивная сторона общения: анализ взаимодействия в рамках трансакционного анализа Э.Берна. Анализ взаимодействия в рамках транзакционного анализа. Транзактный анализ включает в себя 4 вида анализа: структурный анализ, анализ транзакций, анализ игр, анализ сценария. Структурный анализ В структуре личности 3 – эго состояния: ребенок, родитель, взрослый. Я – ребенок – это все побуждения, которые возникают естественным образом, записи ранних детских переживаний, позиций, реакций в отношении себя и других. Выделяют 3 разных состояния ребенка: естественный, маленький профессор, приспособившийся ребенок. Естественный ребенок чувствует себя свободным, делает что хочет. Маленький профессор – находчивый маленький ребенок в каждой личности. Личность умело манипулирует учителями, родителями и др. Приспособившийся ребенок – воспитанный ребенок, ведет себя, так как хотят родители. Я – родитель содержит установки и поведение, перенятое от родителей, формируется в детстве. Выделяют 2 вида родителей: предубежденный (прекрати, что бы я этого не слышал, сколько раз тебе говорить), заботливый (бедняжка, отдохни, ты устал). Неполное состояние я – родителя – потеря родителя и не получение замещающего родителя того же пола. Это состояние выражается в его поведении: некоторые ищут родителя, а другие всех отвергают. Я – взрослое – не зависит от возраста личности. Эта форма формируется долго, порой десятилетиями, на него влияет образование, личный опыт. Необходимо что бы были представлены все 3 состояния. Анализ транзакций Транзакции – взаимодействие в общении, которое понимается как взаимодействие определенных позиций. Берн выделяет 3 типа транзакций: дополнительные, пересекающиеся, скрытые. Дополнительные транзакции – это взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, одинаково понимают ситуацию, и направляют действие куда ожидается. Если в равном взаимодействии играет равную роль переданная, полученная информация, то в не равном общении происходит оценка партнеров по общению. Пересекающиеся возникают тогда когда на стимул дается неожиданная реакция. Скрытые транзакции имеют 2 уровня. 1 уровень – явный выраженный, словесно – социальный,2 уровень – скрыто психический, подразумеваемый. Скрытые лежат в основе игр. Явное взаимодействие происходит с позиции взрослый, взрослый, а скрытое направлено только партнеру: ребенок, ребенок. Транзактный анализ дает возможность перестроить общение, что бы получить нужный результат.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.50 (0.006 с.) |