Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансперсональная психологияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
("trans" и "persona" буквально можно перевести как надличностная) — это направление в современной психологии, исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания. Трансперсональную психологию считают четвёртой силой в ряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией. Наиболее существенные направления трансперсональной психологии:
Корни трансперсональной психологии уходят в мировые духовные практики, в историю культуры и религии. Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме ("holos" — целостный), для которой целое больше, чем просто сумма его частей. Представителями данного направления являются С.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, А.Минделл, С.Криппнер и каждый, при этом, развивает своё направление исследований, свои методы.
В трансперсональной психологии изучаются высшие состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, личностные ресурсы, множественность состояний сознания, парапсихологические феномены. Человек — это целостное создание и к нему нужен интегративный подход.
Можно выделить разнообразные подходы к самопознанию: телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, холотропное дыхание, медитация, работа со сновидениями, активное воображение. В отличие от традиционных видов психотерапии трансперсональные техники делают упор на непосредственное переживание и выражение эмоций, используя которые, — человек может получить прозрения свой личной истории, увидеть свои эмоциональные затруднения и межличностные проблемы и бессознательные силы, которые им движут.
К практическим методам, используемым в трансперсональной психологии относят холотропное дыхание и ребёфинг. Ребефинг (от англ. "rebirthing" — повторное рождение) говорит нам о том, как дышать энергией так же, как воздухом. Автором этой методики — Леонард Орр.
Особенностью холотропного дыхания, предложенного С.Грофом, является более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом.
В холотропном состоянии человек может получить такие откровения, которые невозможны при интеллектуальном разборе ситуации.
Трансперсональная область – это та область человеческого сознания, которая выходит за пределы привычного представления человека о себе. Трансперсональный опыт включает очень широкий спектр переживаний, например: -отождествление с другими людьми; -память предков, семьи, рода, наследуемые переживания; -воспоминания прошлых воплощений; -отождествление с групповым сознанием, коллективные, расовые переживания; -отождествление с животным миром; -отождествление с растениями; -отождествление с неодушевленными объектами природы, стихийными явлениями; -планетарное сознание; -космическое сознание; -клеточное сознание, сознание микрочастиц и атомов; -энергетические феномены; -выход из тела, астральные путешествия, телепатия; -шаманские переживания, духи-хранители, животные силы; -переживания архетипов, божеств, учителей, мифологических событий; -интуитивное постижение мировых символов; и многое другое.
Гроф выделял два вида сознания: ориентированное на осязаемую реальность и направленное к неосязаемой внутренней реальности. Оба состояния являются реальными и взаимодействие между ними ценно само по себе.
Гроф выделил 4 основных уровня человеческого бессознательного:
1. Биографический уровень — уровень биографических воспоминаний.
2. Перинатальный уровень — уровень, относящийся к переживанию рождения и смерти. С. Гроф поделил этот уровень на так называемые четыре «базовые перинатальные матрицы».
3. Трансперсональный уровень — уровень, относящийся к переживанию необычных (изменённых) состояний сознания, таких как видения, экстаз, галлюцинации, отождествления личности с другими людьми, животными, растениями, Богом и так далее. С. Гроф утверждает, что опыт, полученный во время галлюцинаций от ЛСД или холотропного дыхания, является реальным, и человек действительно получает информацию о реальном мире. Например, человек, отождествлявший себя во время галлюцинаций с исторической личностью, описывал биографические детали этой личности, даже если ничего о ней ранее не знал. Так же С. Гроф утверждает, что если личность отождествляет себя с Абсолютом или Богом, она получает объективную и реальную информацию о существовании высшего существа. Понятие о концепции-Я и её структура. Факторы, влияющие на формирование и развитие концепции-Я. «Я-концепция» - система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими Структура Я – концепции Когнитивная Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.
Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя
Наряду с прочим, когнитивная компонента «я»-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.
Оценочная Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:
соотнесение представлений о себе с «идеальным „я“»; соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями; оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности
Поведенческая Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «я»-концепции[6].
Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «я»-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».
Другие подходы к структуре «я»-концепции («я»-образа) Т. Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры образа «я». В первом подходе в структуре образа «я» не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет «я»-Концепцию — «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л. А. Венгер говорит об образе «я» как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений.
Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь образа «я» и поведения) на развитие образа «я». Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру образа «я».
Наиболее же распространенным является представление о структуре образа «я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).
Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «я» — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа «я», особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа «я» начинают взаимодействовать.
Когнитивный блок образа «я» отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока образа «я» близко к пониманию образа «я» другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.149.55 (0.009 с.) |