Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Характеристика некоторых методов исследования, используемых при написании вкр по специальности 080507. 65
Для решения конкретных задач изучения особенностей функционирования организаций, процесса их развития в рамках выполнения ВКР возможно применение множества исследовательских методов. Краткая характеристика некоторых из них представлена в таблице 1.
Таблица 1
Краткая характеристика методов исследования, используемых при написании ВКР по специальности 080507.65
| Метод
| Характеристика метода
| Эмпирическое исследование
| Изучение литературы и других источников
| Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения неясностей и противоречий в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.
Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению источников (библиографии), включающего учебники, учебные пособия, монографии, журналы, статьи в сборниках, реферативные обзоры; необходимо обращаться к справочно-библиографическим указателям, библиотечным и электронным каталогам, информации о выходящей литературе и т.д. Источниками фактического материала служит разнообразная текущая документация организации.
При изучении материла важно четко поставить цель и в соответствии с ней выделить показатели для сбора данных, определить способы их оформления (таблицы, тематические выборки)
| Наблюдение
| Наблюдение в системе менеджмента есть целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения сотрудника, трудового коллектива или особенностей протекания изучаемого явления или процесса управления и их специфических изменений. Наблюдение направлено на осмысление зафиксированных данных и их научное объяснение, то есть установление фактов. Применение метода наблюдения завершается анализом и установлением взаимосвязи между данными наблюдения и высказыванием предположений или утверждений. Наблюдение направлено на изучение динамики процесса, отсроченных результатов нововведений, изменений объекта в течение определенного времени. При организации наблюдений должны быть намечены их объекты, поставлены цели, составлен план или программа наблюдений. Наблюдение фиксируется в виде текстовых записей на заранее разработанных формах – мониторинговых картах. Использование фото- видеосъемок повышает достоверность данных наблюдения.
Наблюдение бывают непрерывное и дискретное (ограниченное по времени); широкое (за процессом в целом) и узкоспециальное(направленное на выявление отдельных сторон явления или процесса).
В менеджменте результаты наблюдений нужно сопоставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и углублять их.
| Беседа
| Беседа как исследовательский метод позволяет познание вопроса путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности. Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной программе. После проведения беседы составляют протокол.
| Опрос
| Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью – устного опроса, в виде анкетирования – письменного опроса.
Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на заранее сформулированный вопрос. В отличие от беседы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равноправен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определить позицию, интервьюера интересует мнение и оценка лица, которого опрашивают (респондента). Выделяют интервью мнений (оценка явления, события) и интервью документальное (связано с установлением фактов).
Анкетирование- разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов. Сильные стороны анкетирования – в возможности охватить исследованием большое количество опрашиваемых, а следовательно, выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты. Важна ясная, однозначная, четкая постановка вопроса. Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны и частично по содержанию перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность ответов. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера: нецелесообразно спрашивать: «Является ли для Вас авторитетным мнение руководителя?», правильно: «Назовите наиболее авторитетных для Вас людей» - таким образом, выясняется – попадает ли в категорию авторитетных людей руководитель. Вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения через сведения об иных объектах, отношениях, как правило, более результативны.
Вопросы и вопросники (анкеты) могут быть открытого типа, в которых ответ формулируется самим опрашиваемым. Открытые вопросы являются обычно прямыми и выявляют непосредственно осознаваемые особенности испытуемых или их суждения по поводу исследуемых процессов. Они требуют самостоятельного формулирования ответов.
Выделяют также вопросы и вопросники полузакрытого типа, при работе с которыми ответ можно выбирать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента, и закрытого типа, когда опрашиваемым необходимо выбрать один из предлагаемых готовых ответов. Часто используются анкеты, в которых используются вопросы закрытого
| Эмпирическое исследование
| Тестирование
| Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.
Выделяют:
1. Тесты способностей – выявляют и измеряют уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов: тест Равенна, тест Амтхауэра, тест Векслера, тесты-задания на обобщение, классификацию и т.д.
2. Тесты достижений – ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков.
3. Личностные тесты – предназначены для выявления свойств испытуемых
Качество теста характеризуется критериями его точности, то есть надежностью и валидностью. Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Валидностьтеста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен.
| Оценивание
| Оценивание – это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемого явления наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое (метод экспертных оценок). Как вариант существует метод обобщения независимых характеристик: по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта, а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным.
Метод диагностических ситуаций (кейс-стади) предполагает сочетание имитации реальных ситуаций профессиональной деятельности с методом оценивания. В результате чего диагностируются не только знаний и умения, но и жизненные установки
| Эксперимент
| Эксперимент – это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее измерять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение процессов или явлений через их внешние проявления, раскрывая механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.
Констатирующий эксперимент – исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированного свойства или изучаемого параметра – определяется актуальный уровень развития изучаемого процесса в организации.
Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемого явления в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения действия. Формирующий эксперимент связан с нововведениями и инновациями.
| Теоретическое исследование
| Элементный анализ
| Элементный анализ – это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого. Например, при конструировании процесса можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, внешние условия, технологию, организацию, систему взаимоотношений его субъектов, способы совершенствования.
| Метод абстрагирования
| Абстрагирование – это мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков. Свойств, связей. Это делается для того. Чтобы глубже изучить предмет, изолировать его от других предметов, других свойств, признаков. В основу абстрагирования при идеализации берутся связи и качества явлений, принципиально существующие или возможные, но абстрагирование проводится настолько последовательно, предмет полно изолируется от сопутствующих условий, что создаются объекты, не существующие в реальном мире (портрет идеального сотрудника). Однако именно эти идеализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся в реальных объектах.
| Метод конкретизации
| Метод конкретизации заключается в мыслительной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Конкретным здесь называется единство многообразия, сочетание многих свойств, качеств предмета.
| Теоретическое исследование
| Метод моделирования
| Сущность метода моделирования состоит в том, что более простой по структуре и доступный изучению объект становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом). Открывается возможность переноса информации, добытой при использовании модели, по аналогии на прототип. Мышление начинает оперировать не реальными, а идеальными, мысленными моделями, воплощенными в форме схематических и знаковых моделей (графиков, схем, формул) или образов.
Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденций, ищет на основе ключевой идеи их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, то есть моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели гипотезы, вскрывающие механизмы связи между компонентами изучаемого, на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. В каждой модели синтезирован опыт прошлого, заимствованны из известных образцов черты настоящего, даны предположения об эффективных нововведениях.
| Управленческое обследование
| Обследование – это комплекс диагностических процедур, необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, организации согласно принятой программе.
Разведывательное (поисковое, пилотажное, зондирующее) обследование связано с опробированием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.
Частичноеобследование проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же для выяснения отдельных сквозных, проблемных вопросов.
Комплексное обследование – это изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта.
Системное обследование – то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте, предварительного выделения предмета исследования. Такое обследование предполагает акцентирование внимания на ведущих (системообразующих) факторах, на связи и взаимовлиянии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и производных факторов динамики развития.
Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку и систематизацию и подведение итогов.
| Изучение передового опыта
| Передовой опыт – один из самых доступных на практике источников новых идей, подходов и технологий. Эффективно заимствовать его можно только творчески, и освоение опыта превращается в его переработку, модификацию, а по существу – в процесс выработки на основе известного образца своего, авторского варианта. Предметом изучения при использовании указанного метода может быть опыт массовый (для выявления ведущих тенденций), опыт отрицательный (для выявления характерных недостатков и ошибок), но особое значение имеет изучение передового опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики новые, оригинальные идеи, замыслы, эффективные сочетания методов, новые формы организации управленческого процесса.
| Положительный опыт – это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие современным требованиям. Этот опыт, как правило, опережает тот уровень, который достигнут в массовой практике.
Передовой опыт – это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития управления, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новой в содержании, средствах, способах управленческого процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов.
Новаторский опыт – это опыт разработки и реализации новых систем управления, или систем, содержащих существенные элементы новизны.
Модифицирующий опыт – содержит менее выраженные, менее оригинальные элементы нового; он построен на усовершенствовании, развитии существующих форм и подходов, полезен и относительно легко распространяется
|
|