Решение задач по теме: методика расчета и оценки стоимости денег во времени и ее использование в инвестиционном анализе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение задач по теме: методика расчета и оценки стоимости денег во времени и ее использование в инвестиционном анализе.



Решение задач по теме «Методика проведения многофакторного операционного анализа»

Задача 13. Провести группировку расходов сельскохозяйственного предприятия на переменные и постоянные. Сделать выводы.

Таблица20.1

Группировка затрат сельскохозяйственного предприятия за 20___ год

№ п/п Наименование затрат Всего, тыс. руб. в том числе
переменные постоянные
         
  Затраты на оплату труда работников цеха растениеводства      
  Затраты на оплату труда работников цеха животноводства      
  Затраты по транспортировке зерна со склада до покупателя      
  Затраты на оплату труда работников административного подразделения      
  Затраты на оплату услуг связи (абонентская плата)      
         
  Затраты на семена и посадочный материал      
  Затраты на удобрения и средства защиты растений      
  Затраты на ремонт коровника      
  Затраты на корма      
  Затраты на приобретение средств для борьбы с болезнями животных      
  Затраты на приобретение канцелярских товаров      
  Затраты по доставке молока с цеха до молокозавода      
  Оплата услуг аудиторской организации      
  Арендная плата за автомобиль, используемый директором в управленческих целях      
  Амортизационные отчисления по основным фондам, используемым в отрасли растениеводства      
  Проценты за кредит      
  Итого      

 

Задача 14. Имеются следующие экономические показатели по виду выпускаемой продукции на предприятии:

 

1)Объем продаж произведенной продукции составляет 250 штук.

2)Цена реализации единицы продукции 4000 руб.

3)Общая себестоимость единицы продукции – 3520 руб.

4)Постоянные затраты - 80000 руб.

Определите сумму выручки от продажи продукции, общие переменные затраты, удельные постоянные затраты и удельные переменные затраты, общую сумму прибыли от продажи продукции.

 

Задача 15. Имеются следующие экономические показатели по виду выпускаемой продукции на предприятии:

 

1) объем продаж произведенной продукции составляет 750 тонн,

2) выручка от продажи продукции составляет 300000 руб.,

3) переменные затраты – 210000 руб.,

4) постоянные затраты – 12000 руб.

Определите порог рентабельности и пороговое количество товара.

Задача 16. Предприниматель планирует продажу картофеля в киоске по цене 10 руб. за 1 кг. Он приобретает картофель у сельхозтоваропроизводителя по цене 8 рублей за 1 кг. Аренда киоска ему обходится в 1000 рублей в месяц.

 

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каково пороговое количество товара?

2. Каким будет пороговое количество товара, если арендная плата повысится до 1050 рублей в месяц?

3. Каким будет пороговое количество товара, если удастся увеличить цену реализации картофеля с 10 рублей до 12 рублей за 1 кг?

4. Каким будет пороговое количество товара, если закупочная цена картофеля повысится с 8 рублей до 9,50 руб. за 1 кг?

5. Сколько картофеля должно быть продано для получения прибыли в сумме 1200 руб. в месяц?

6. Какой запас финансовой прочности имеет бизнес предпринимателя при сумме прибыли 1200 руб. в месяц?

 

Задача 17.

1. В таблице № 24.1. произвести расчет следующих показателей:

а) валовая маржа (ВМ),

б) коэффициент валовой маржи (КВМ),

в) порог рентабельности (ПР),

г) запас финансовой прочности в абсолютном и относительном выражении,

д) прибыль от продажи (П),

е) сила воздействия операционного рычага (ОР).

2. Сравнить уровни предпринимательского риска предприятия А и предприятия Б.

Таблица 17.1

Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага

 

№ п/п Показатели Предприятие А Предприятие Б
  Выручка от реализации (В), руб.    
  Переменные издержки (Ипер.), руб.    
  Валовая маржа (ВМ), руб.    
  Коэффициент валовой маржи (КВМ)    
  Постоянные издержки (Ипост.), руб.    
  Порог рентабельности (ПР), руб.    
  Запас финансовой прочности в абсолютном выражении (ЗФП), руб.    
  Запас финансовой прочности в относительном выражении (ЗФП), %    
  Прибыль от продажи (П), руб.    
  Сила воздействия операционного рычага (ОР)    

Задача 18. Имеются следующие экономические показатели по виду выпускаемой продукции на предприятии:

 

1) выручка от продажи продукции составляет 40000 руб.,

2) цена реализации единицы продукции 800 руб.

3) переменные затраты – 30000 руб.,

4) постоянные затраты – 7000 руб.

 

Начиная с производства какого количества товара предприятие, будет получать прибыль?

 

Задача 19. Предприятие производит и реализует корпусную мебель. Цена реализации одного комплекта мебели составляет 18000 руб. За отчетный год предприятием было продано 15 комплектов. Переменные издержки за отчетный год составили 90000 руб., постоянные издержки – 60000 руб.

На предприятии планируется увеличить объем реализации мебели на 18 %. На сколько процентов увеличится прибыль от продаж?

Задача 20. Достигнутый уровень выручки на сельскохозяйственном предприятии составил 2690 тыс. руб. Переменные издержки на производство молока равны 2130 тыс.руб., постоянные издержки равны 60 тыс.руб. Руководство предприятия планирует увеличить выручку от продажи молока на 15 %. Рассчитайте сумму прибыли, соответствующую новому уровню выручки от продажи молока традиционным способом и с помощью операционного рычага. Сравните результаты.

Задача 21. Имеются следующие экономические показатели по виду выпускаемой продукции на предприятии:

1) выручка от продажи продукции составляет 37500 руб.,

3) переменные затраты – 20000 руб.,

3) валовая маржа – 17500 руб.

4) постоянные затраты – 7500 руб.

5) прибыль – 10000 руб.

Определите:

а) Сколько процентов прибыли удастся сохранить предприятию, если выручка от реализации сократиться на 12%.

б) Процент снижения выручки, при котором предприятие полностью лишается прибыли и вновь встает на порог рентабельности.

в) На сколько процентов необходимо снизить постоянные издержки, чтобы сокращение выручки на 17 % и при прежнем значении силы воздействия операционного рычага, предприятие сохранило бы 75 % ожидаемой прибыли?

Задача 22.

Таблица 22.1

Экономические показатели деятельности предприятия

 

№ п/п Показатели Значение
  Объем реализации изделий, штук  
  Цена реализации единицы продукции, руб.  
  Удельные переменные затраты, руб.  
  Постоянные затраты, руб.  

 

Определите компенсирующий объем реализации, если цена реализации единицы продукции изменится на 10 %.

 

 

Задача 23.

Таблица 23.1

Экономические показатели деятельности транспортной организации

№ п/п Показатели Значение
  Объем оказанных транспортных услуг, тн*км  
  Цена 1 тн*км, руб.  
  Удельные переменные затраты, руб.  
  Постоянные затраты, руб.  

 

Определите компенсирующий объем реализации, если постоянные затраты изменятся на 5%.

Задача 24

Таблица 24.1

Экономические показатели деятельности организации

№ п/п Показатели Значение
  Объем реализации изделий, штук  
  Цена реализации единицы продукции, руб.  
  Удельные переменные затраты, руб.  
  Постоянные затраты, руб.  

 

Определите компенсирующий объем реализации, если переменные затраты изменятся на 15%.

Задача 25. Предприятие специализируется на производстве канцелярских товаров. Основные экономические показатели деятельности организации представлены в таблице 25.1

Таблица 25.1

Экономические показатели деятельности организации

№ п/п Показатели Линейки Карандаши Ручки Всего
  Выручка от продажи продукции, тыс. руб.        
  Доля выручки от продажи в общей выручке, %        
  Переменные расходы, тыс. руб. 8,0 27,3 16,9 52,2
  Постоянные расходы, тыс. руб.        
  Прибыль от продажи, тыс. руб.       4,8

 

По каждому виду канцелярских товаров и по предприятию в целом определите маржинальный доход, коэффициент валовой маржи, порог рентабельности, запас финансовой прочности и рентабельность продаж. Разработайте предложения по оптимизации товарного ассортимента предприятия.

 

Методические рекомендации к задачам 13 - 25

Операционный анализ применяется в целях оперативного и стратегического планирования. Его также называют анализом «Издержки-Объем-Прибыль», «маржинальным анализом», «анализом точки безубыточности», «анализом точки окупаемости».

Операционный анализ является одним из самых простых и эффективных методов финансового анализа, отслеживающим зависимость финансовых результатов бизнеса от таких факторов как объем производства, постоянные и переменные издержки.

Ключевыми элементами операционного анализа служат:

1)постоянные и переменные издержки,

2)маржинальный доход,

3)порог рентабельности,

4)запас финансовой прочности.

5)операционный рычаг,

Себестоимость продукции зависит от множества факторов, но особый интерес представляет зависимость величины себестоимости продукции от изменения объема производства. Себестоимость продукции включает в себя две части:

1)постоянные издержки,

2)переменные издержки.

К переменным издержкам относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции (затраты на сырье, материалы, топливо и электроэнергию на технологические цели, сдельная заработная плата производственных рабочих с исчисленными по ней страховыми взносами). Переменные расходы изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

К постоянным издержкам относятся затраты, величина которых не зависит от изменения объема производства и продажи продукции (административные и управленческие расходы, арендная плата и амортизационные отчисления, затраты на исследовательские работы).

В процессе операционного анализа определяют маржинальный доход или валовую маржу (ВМ). Валовую маржу определяют как разность между выручкой от продажи продукции (В) и переменными издержками (Ипер):

ВМ = В – Ипер., (7)

где В - выручка от продажи продукции, руб.

Ипер. - переменные издержки, руб.

Затем определяют величину прибыли от продажи продукции (П) как разность между валовой маржой и постоянными издержками (Ипост):

П = ВМ – Ипост., (8)

где ВМ - валовая маржа, руб .,

Ипост - постоянные издержки, руб.

Валовую маржу также называют «валовой прибылью» или «суммой покрытия». Это та часть выручки, которая остается у товаропроизводителя после возмещения переменных издержек. Именно она является источником покрытия постоянных издержек и источником формирования прибыли.

В ходе операционного анализа определяется коэффициент валовой маржи. Коэффициент валовой маржи (КВМ) показывает долю валовой маржи в выручке от реализации. Его определяют его по формуле:

ВМ

КВМ = ---------, (9)

В

где ВМ - валовая маржа, руб .,

В - выручка от продажи продукции, руб.

Цель маржинального анализа состоит в том, чтобы найти такую сумму продаж или количество продаж, при которой выручка от реализации будет равна полной себестоимости продукции. Такое состояние предприятия характеризует уровень безубыточности, то есть когда полностью покрываются расходы, но при этом нет ни прибыли ни убытка. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки, а продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности.

Порог рентабельности (ПР) (или точка безубыточности) – это такая сумма выручки от продаж, которая позволяет предприятию покрывать все свои затраты, но еще не способна приносить прибыль.

Порог рентабельности определяется по формуле:

Ипост

ПР = ------------, (10)

КВМ

где Ипост - постоянные издержки, руб.,

КВМ - коэффициент валовой маржи.

Чтобы достичь порога рентабельности предприятию необходимо реализовать определенное количество товара, которое называется пороговым количеством товара (ПКТ). При заданной цене пороговое количество товара (ПКТ) определяется по формуле:

ПР

ПКТ = ------, (11)

Ц

где ПР - порог рентабельности, руб.

Ц – цена реализации единицы продукции, руб.

 

Для нахождения порогового количества товара (ПКТ) используется также второй способ:

Ипост.

ПКТ = --------------------, (12)

Ц – Ипер. уд.

где И пост. - постоянные издержки, руб.,

Ипер. уд. – удельные переменные издержки (переменные издержки в расчете на единицу продукции), руб.

При известном значении порогового количества товара (ПКТ) и цены реализации единицы продукции (Ц), пользуясь формулой (5) определяют порог рентабельности (ПР):

ПР = ПКТ*Ц, (13)

где ПР - порог рентабельности, руб.

ПКТ - порогового количества товара, (натуральные единицы измерения - шт., м, литр, и т.д.)

Ц – цена реализации единицы продукции, руб.

Разносить между фактической выручкой от продажи и порогом рентабельности представляет собой запас финансовой прочности (ЗФП). Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, на сколько предприятие может снизить фактический объем реализации без угрозы финансовому положению.

Запас финансовой прочности (ЗФП) в абсолютном выражении определяется по формуле:

 

ЗФП=В–ПР, (14)

где В – фактическая выручка от продажи продукции, руб.,

ПР - порог рентабельности, руб.

Запасфинансовой прочности (ЗФП) в относительном выражении определяется по формуле:

В – ПР

ЗФП=--------------*100% (15)

В

Изменение постоянных и переменных издержек при изменении объема производства и реализации продукции оказывает влияние на размер получаемой прибыли от продажи. На этом основано действие операционного рычага. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Сила воздействия операционного рычага рассчитывается отношением валовой маржи к прибыли и показывает, на сколько процентов изменится прибыль, если выручка изменится на один процент.

 

ВМ

ОР = -------, (16)

П

где ОР – операционный рычаг,

ВМ - валовая маржа, руб.,

П – прибыль от продажи продукции, руб.

Сила воздействия операционного рычага зависит от доли постоянных издержек в структуре себестоимости. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.

Высокий операционный рычаг указывает на тот быстрый темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки. Большая сила операционного рычага говорит о высоком уровне предпринимательского риска. К примеру, для предприятий, оснащенных мощными производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности каждый процент снижения выручки ведет к стремительному падению прибыли и вхождению предприятия в зону убытков.

Сила воздействия операционного рычага определяет степень влияния на прибыль только одного фактора – объем реализации. Между тем, многофакторный операционный анализ заключается в определении степени влияния на прибыль и других факторов, таких как цена реализации, переменные издержки и постоянные издержки.

При многофакторном операционном анализе определяют компенсирующий объем продаж (Ко). Под компенсирующим объемом продаж (Ко) понимают такой объем продаж, который обеспечивает получение прежнего значения прибыли при изменении одного из факторов.

1)если изменяется цена реализации:

Исходная валовая маржа

Ко = -----------------------------------: Новая цена

Новый коэффициент реализации,

Валовой маржи

 

2) если изменяются постоянные издержки:

Новая валовая маржа

Ко = -----------------------------------: Цена

Исходный коэффициент реализации,

Валовой маржи

 

3) если изменяются переменные издержки:

Исходная валовая маржа

Ко = -----------------------------------: Цена

Новый коэффициент реализации.

Валовой маржи

 

Методику маржинального анализа часто используют для оптимизации товарного ассортимента предприятия и максимизации прибыли.

На практике чаще встречается ситуация, когда предприятия выпускают не один вид товара, а несколько. Поэтому становится необходимым определять оптимальную структуру товарного ассортимента.

Для оптимизации товарного ассортимента предприятия и максимизации прибыли с учетом влияния факторов (изменение цен, объема и структуры продаж, постоянных и переменных издержек и пр.) устанавливают величину переменных издержек и долю постоянных издержек по каждому виду товара. Причем постоянные издержки распределяются между товарами пропорционально доле продаж каждого вида товара в общем объеме продаж.

Тогда пороговое количество данного вида товара (ПКТ) рассчитывается по формуле:

Ипост. * Д

ПКТ = ---------------------, (17)

Ц – Ипер. уд.

где И пост. –постоянные издержки по предприятию, руб.,

Д– доля выручки данного вида товара в общей выручке от продаж, доли единицы,

Ипер. уд.– удельные переменные издержки данного вида товара, руб.,

Ц– цена реализации единицы данного вида товара, руб.

Затем определяют запас финансовой прочности, прибыль от продаж, рентабельность продаж и на основе сравнения указанных показателей предлагают управленческие решения в направлении изменения цены реализации товаров, снижения затрат на ее производство, увеличения доли выпуска наиболее рентабельной продукции или освоения новых доходных изделий взамен убыточных товаров.

Литература.

1. Практикум по финансовому менеджменту: учебно-деловые ситуации, задачи и решения./Под ред. Е.С.Стояновой. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Перспектива, 1997. – 140 с.

2. Владимиров В.В. Основы финансового менеджмента в антикризисном управлении./Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2006. – 112 с.

3.Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006. – 304 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.091 с.)