Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В боях за советское ЗаполярьеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главными целями немецко-фашистских войск на северном направлении были захват незамерзающего порта Мурманск, полуостровов Средний и Рыбачий с военно-морской базой Полярное, а впоследствии и всего Кольского полуострова. Оборону советского Заполярья держала 14-я армия Северного фронта. В летнюю кампанию 1941 г. Северный флот (командующий вице-адмирал А. Г. Головко) содействовал флангу 14-й армии огнем корабельной и береговой артиллерии, ударами морской авиации, высадкой тактических десантов. К началу Великой Отечественной войны корабельные силы Северного флота составляли: отдельный дивизион эскадренных миноносцев, бригада подводных лодок (15 больших, средних и малых подводных лодок), 7 сторожевых кораблей типа «Гроза», 2 тральщика, 15 сторожевых катеров «МО». Противник не имел преимущества в корабельном составе, но германское командование могло быстро увеличить свои силы на этом морском театре, перебазировав крупные корабли и подводные лодки с Балтийского и Северного морей в базы Северной Норвегии {369}. Отдельный дивизион эскадренных миноносцев Северного флота включал в себя пять кораблей советской постройки типа «Гремящий» и два эсминца типа «Новик» – «Куйбышев» и «Урицкий». Третий северный «новик» – «Карл Либкнехт» – находился в это время в капитальном ремонте. К ночи 29 июня 1941 г. противник прорвал фронт в районе перешейка п-ова Средний, форсировал р. Титовка и вышел к дороге на Мурманск. Под воздействием значительно превосходящих сил противника части 14-й армии стали отходить от Титовки. Для прикрытия отхода в Мотовский залив вошел эскадренный миноносец «Куйбышев». Эсминец «Урицкий» находился в базе в полной боевой готовности и мог в любую минуту выйти на помощь. 30 июня в 6 ч 30 мин, войдя в губу Кутовая, эсминец «Куйбышев» открыл огонь по высоте Пери-Ярве. Огонь корректировал высаженный на берег корабельный наблюдательный пост во главе с лейтенантом Н. Я. Песковым. За три часа артиллеристы «Куйбышева» выпустили по противнику 230 фугасных снарядов. Огнем орудий эскадренного миноносца было подавлено несколько огневых точек противника, отмечены попадания в четыре крупных скопления войск, уничтожено свыше 200 человек вражеских солдат и офицеров. По оценке армейского командования, результаты стрельбы были отличными. Наступление гитлеровцев было приостановлено. Вскоре после окончания стрельбы в бухту вошел эскадренный миноносец «Урицкий» и, получив исходные данные, начал подготовку к открытию огня. В этот момент корабли атаковала авиация противника. Вот как об этом рассказывает запись в журнале эсминца «Урицкий»: «30 июня.10 ч 04 мин. На зюйде замечено 16 самолетов, курс норд-вест. Высота 1200 м. «Воздушная тревога». Дистанция до самолетов 32 кабельтова. Открыл огонь. Дали самый полный ход. Самолеты заходят с кормы и быстро приближаются к кораблю. Зенитная батарея ведет интенсивный огонь по самолетам. Два катера «МО» и эсминец «Куйбышев» идут полным ходом, ведя с левого борта огонь по самолетам. 10 ч 07 мин. Самолеты-бомбардировщики типа «Ю-88», высота 1500-2000 м. Головной пошел в пике. Начали маневрирование. Пикирующие бомбардировщики один за другим сбрасывают бомбы, которые взрываются в 10-15 м от корабля. Каждый самолет, спикировав, сбрасывает 4-5 бомб. Маневрирующий корабль бомбили 16 бомбардировщиков. Зенитная батарея не прекращала огня. Один «Ю-88» задымился и начал падать, летчики выпрыгнули на парашютах. 10 ч 12 мин. Сбросив бомбы (около 80 штук), самолеты скрылись. Результат: корабль, несмотря на большое количество сброшенных бомб, прямых попаданий не имел. Получили осколочные ранения: легкие – краснофлотцы Абрамов, Болычев, Малышев, политрук Садчиков; тяжелое – краснофлотец Марьянчук. 10 ч 40 мин. Получили разрешение командующего возвратиться в Тюва-губу (Полярное)» {370}. К осени 1941 г. сухопутный фронт в Заполярье установился на рубеже п-ов Средний – долина р. Западная Лица. Советские воины не допустили вражеские дивизии к Мурманску. В течение зимы 1941/42 гг. обе стороны укрепляли свои позиции и готовились к наступательным действиям. 28 апреля 1942 г. на фланге расположения вражеских сухопутных войск был высажен десант в составе морской пехоты, который нанес фашистам значительные потери. 11 и 17 сентября были высажены тактические десанты моряков в районе мыса Пикшуева и р. Титовка. Высадку и действие десантников на берегу поддерживали огнем корабельной артиллерии эскадренные миноносцы и сторожевые корабли Северного флота. Во время Великой Отечественной войны через моря Северного Ледовитого океана пролегали важнейшие внешние и внутренние коммуникации нашей Родины. Обеспечение охраны конвоев, следующих из Англии и США в нашей операционной зоне (к востоку от 20° в. д.), было возложено на Северный флот. Первый союзный конвой «PQ-0» в составе шести транспортов пришел в Архангельск 31 августа 1941 г. Всего за 1941 г. из Англии и Исландии в порты Белого моря прибыло семь союзных конвоев. В 1941 г. союзные суда практически не встречали противодействия немцев. С марта 1942 г., когда начались активные действия противника на внешних морских путях сообщения, Северный флот выполнял задачи, связанные с защитой конвоев союзных войск. Советские эскадренные миноносцы, в том числе «Куйбышев» и «Урицкий», за два-три дня до прихода конвоя из Англии выходили в море, встречали его на расстоянии 200-300 миль от берега и включались в состав эскорта. Так, союзный конвой «PQ-18» отправился из Исландии в Архангельск 7 сентября 1942 г. в составе 34 союзных и 6 советских транспортов в охранении 31 боевого корабля, в том числе и 14 эскадренных миноносцев {371}. Транспорты и корабли охранения следовали в 10 кильватерных колоннах. Начиная с 13 сентября конвой регулярно подвергался атакам авиации и подводных лодок противника, которые повторялись затем ежедневно. В результате конвой потерял 13 транспортов. 16 сентября на встречу с конвоем «PQ-18» из Полярного вышли эскадренные миноносцы «Гремящий» и «Сокрушительный». После непродолжительного поиска они обнаружили корабли и приступили к их конвоированию. Транспорты союзников шли в строю кильватерных колонн, причем каждый транспорт нес по одному аэростату воздушного заграждения. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, вражеские бомбардировщики непрерывно, с рассвета до темноты, сопровождали конвой, держась вне дальности стрельбы зенитной артиллерии кораблей. Утром 18 сентября, когда конвой «PQ-18» находился в районе мыса Канин Нос, в его охранение вступили эскадренные миноносцы «Куйбышев» и «Урицкий», вышедшие из Иоканги. В 10 ч 30 мин с эскадренного миноносца «Гремящий» справа от кормы была обнаружена группа неприятельских торпедоносцев «Фокке-Вульф» и пикирующих бомбардировщиков «Ю-88». Они шли на бреющем полете и выходили в атаку на транспорты, замыкавшие колонну. Концевые корабли эскорта первыми открыли огонь по самолетам. Вот что было записано в. тот день в «Историческом журнале» эскадренного миноносца «Урицкий»: «18 сентября. 03 ч 40 мин. Сыграли воздушную тревогу. На караван произведен налет противника самолетами типа «Ю-88» и торпедоносцами «Фокке-Вульф». Бомбардировщики типа «Ю-88» бомбили караван преимущественно с горизонтального полета на высоте 2000-2500 м. Отдельные из них пикировали. Торпедоносцы в количестве 10-13 самолетов появились на бреющем полете позднее и произвели атаку низким торпедированием хвоста колонны транспортов. Транспорты шли строем фронта шестью кильватерными колоннами. Генеральный курс 202°, ход 9 уз. Место эскадренного миноносца «Урицкий» в ордере конвоя – головным, в расстоянии 10-15 кабельтовых эскадренного миноносца «Куйбышев» – концевым. Открыли огонь из главного и зенитного калибров. Маневрирование произвели с расчетом максимального ведения огня по бомбардировщикам противника в голове конвоя» {372}. Значительная часть вражеских торпедоносцев прорвалась к конвою, и каждый из них сбросил по две-три торпеды, упавшие в 2-3 кабельтовых от концевых транспортов. После этого неприятельские самолеты прошли между колоннами транспортов, ведя по ним пушечно-пулеметный огонь. Первая атака вражеской авиации была успешно отражена. Только одна немецкая торпеда попала в цель. Ею был поражен американский транспорт «Кентукки». В 12 ч дня на караван был совершен второй налет самолетами типа «Ю-88» и «Фокке-Вульф». Читаем в «Историческом журнале» эскадренного миноносца «Урицкий»: «12 ч 00 мин. Первыми бомбили караван самолеты-бомбардировщики «Ю-88» как с горизонтального полета на высоте 2500-3000 м, так и с пикирования. Корабль отражал атаку бомбардировщиков, обеспечивая маневрированием бесперебойное ведение артиллерийского огня для прикрытия хвоста колонны транспортов. Несколькими минутами позже были обнаружены на бреющем полете 10-12 торпедоносцев, которые шли в атаку на хвост колонны транспортов. Торпедоносцы были сбиты огнем со своего боевого курса, произвели низкое торпедирование, попаданий торпед в корабли и транспорты не было. 13 ч 15 мин. Атака самолетов противника отражена артиллерийским и пулеметным огнем. Сбито два торпедоносца противника. Третий торпедоносец поврежден» {373}. Всего в этом бою противник потерял 15 самолетов. По два сбили эскадренные миноносцы «Гремящий» и «Сокрушительный». На боевой счет эсминца «Куйбышев» был записан еще один сбитый вражеский самолет. Утром 20 сентября конвой «PQ-18» прибыл в Архангельск. При следовании в советской операционной зоне конвой потерял только один транспорт. 17 ноября 1942 г. из Архангельска вышел конвой «QP-15» из 28 транспортов. Для его охраны в нашей операционной зоне были выделены дополнительно два корабля Северного флота – лидер «Баку» и эскадренный миноносец «Сокрушительный». На встречу с конвоем они вышли из Иоканги. Переход совершался в тяжелых погодных условиях. Штормовой ветер достигал иногда силы урагана. В 14 ч 30 мин 20 ноября корпус эскадренного миноносца «Сокрушительный» дал трещину на верхней палубе, а через 3 мин вся кормовая часть корабля по 173-й шпангоут оторвалась и затонула вместе с шестью матросами. Эсминец потерял ход, вода заполнила помещения по кормовую переборку второго машинного отделения. На помощь «Сокрушительному» с базы вышли эскадренные миноносцы «Разумный», «Куйбышев», «Урицкий». Командирам кораблей предписывалось буксировать аварийный эсминец в базу, а если это будет невозможно, то снять экипаж, а корабль уничтожить, чтобы он не достался противнику. «Сокрушительный» был обнаружен на следующий день в 420 милях от Иоканги. Все попытки взять аварийный корабль на буксир оканчивались неудачей: буксиры на штормовой волне рвались, как нитки. Тогда было принято решение снять людей, а от буксировки отказаться. Но все попытки «Куйбышева» подойти к нему бортом не увенчались успехом. Наконец удалось перебросить на аварийный корабль пеньковый трос, к которому закрепили беседку. В ней по одному переправляли потерпевших аварию. Трос удерживали руками матросы обоих кораблей. Так, на «Куйбышев» было доставлено 97 человек с «Сокрушительного». Вскоре на крутой волне пеньковый трос, связывающий «Сокрушительный» с «Куйбышевым», оборвался. Тогда было решено снимать личный состав при помощи спасательных кругов, привязанных через каждые два метра к пеньковому тросу длиной 300 м. Один его конец был подан на «Сокрушительный», а другой – на «Куйбышев». Подобным способом с «Сокрушительного» удалось снять 79 человек, а «Урицкий» тем же способом снял с другого борта еще 11 человек. Прошли трудные сутки. Днем 22 ноября шторм достиг 11 баллов. Волны перекатывались через верхнюю палубу кораблей, угрожая смыть людей. Спасательные работы пришлось прекратить, на эсминцах подходили к концу запасы топлива. Корабли вернулись в базу. На «Сокрушительном» оставалось еще 15 человек. Для их спасения были высланы эскадренный миноносец и два тральщика, но найти аварийный корабль им не удалось. Стойкость и мужество проявили офицеры «Сокрушительного» командир минно-торпедной боевой части старший лейтенант Г. Лекарев и заместитель командира электромеханической боевой части старший лейтенант И. Владимиров. Они до конца: выполнили свой долг перед Родиной и погибли вместе с кораблем. Имена офицеров эскадренного миноносца «Сокрушительный», погибших смертью храбрых на своем посту, были присвоены кораблям Северного флота. Тральщик «ТЩ-111» был переименован в тральщик «Старший лейтенант Лекарев», а «ТЩ-112» – в «Старший лейтенант Владимиров». Эскадренные миноносцы Северного флота несли охрану судоходства и на внутренних коммуникациях, объем перевозок на которых непрерывно возрастал. Так, только в 1943 г. в Белом, Баренцевом морях и в Арктике было перевезено 546 тыс. т воинских грузов. Задача по обеспечению безопасности перевозок на внешних и внутренних морских коммуникациях не снималась с кораблей Северного флота до конца войны. Основным способом защиты оставалась система конвоев. В 1945 г. по внутренним коммуникациям Северный флот провел 70 конвоев, включавших 156 транспортов. На заключительном этапе войны на Северном морском театре гитлеровское командование активизировало деятельность своих подводных лодок, особенно у побережья Кольского полуострова. Здесь одновременно находились три-четыре лодки, а в период переходов конвоев – до 10-12. Перед командованием Северного флота встала задача обеспечить надежную противолодочную оборону транспортных судов конвоем. Поэтому конвои формировались, как правило, из двух-трех транспортов и 15-18 боевых кораблей, образующих две линии охранения. Вот как осуществлялась проводка конвоев. 22 апреля 1945 г. из Лиинахамари в Кольский залив вышел один из последних конвоев под командованием капитана 1 ранга А. М. Румянцева. Два транспорта шли под охраной 20 кораблей эскорта, в том числе четырех эскадренных миноносцев. Это были «Карл Либкнехт» {374}, «Дерзкий», «Жесткий» и «Достойный». С воздуха конвой прикрывали две летающие лодки типа «Каталина» и два сменяющих друг друга истребителя. Конвой вышел из Лиинахамари в 0 ч 15 мин. В 6 ч 18 мин акустики эсминца «Карл Либкнехт» (командир капитан-лейтенант К. Д. Старицын) обнаружили подводную лодку, проникшую внутрь строя конвоя. Корабль атаковал ее пятью сериями глубинных бомб. Затем лодку преследовали эсминец «Дерзкий» и большой охотник «БО-131». Они бомбили ее до тех пор, пока конвой не прошел опасный район. В 8 ч 23 мин «Карл Либкнехт» обнаружил внутри строя еще одну подводную лодку и сбросил на нее четыре серии глубинных бомб. Затем ее преследовал «БО-225». Вскоре в месте глубинного бомбометания появились воздушные пузыри. В 8 ч 41 мин другая вражеская лодка атаковала один из транспортов. Ее торпеда достигла цели, но судно осталось на плаву. Через несколько минут последовал еще один взрыв торпеды. На этот раз получил повреждение другой транспорт. Пришлось взять поврежденные суда на буксир. На буксировку; ушло почти 2 ч. За этот период корабли трижды обнаруживали фашистские лодки. В 9 ч 06 мин «Карл Либкнехт», установив с одной из них акустический контакт, сбросил на нее оставшиеся бомбы. Вскоре сильно поврежденная лодка появилась на поверхности в 50 м от эсминца. Это была лодка «U-286». Эсминец «Карл Либкнехт» потопил ее, открыв артиллерийский огонь {375}. В 13 ч 03 мин «Достойный» атаковал другую подводную лодку противника. На поверхности моря появились отдельные предметы и образовалось соляровое пятно. Так корабли охранения отразили нападение группы фашистских подводных лодок на конвой, который вскоре прибыл в Кольский залив. Это была последняя операция группы немецких подводных лодок против советских конвоев в Баренцевом море. Эсминцы типа «Новик» Северного флота внесли достойный вклад в разгром фашистских захватчиков в Заполярье. Только эскадренный миноносец «Урицкий» (бывш. «Забияка») за годы Великой Отечественной войны прошел 67 тыс. огненных миль, выполнил 112 боевых операций, в том числе 81 конвойную, отконвоировал 370 транспортов, отразил 67 атак авиации, при этом огнем корабельной артиллерии сбито 3 самолета и поврежден один. Эсминец отразил 44 атаки фашистских подводных лодок и повредил 3 из них {376}. Другой ветеран Северного флота эскадренный миноносец «Куйбышев» за годы войны прошел 44 тыс. миль, отконвоировал без потерь 240 транспортов, выполнил 87 различных заданий командования, отразил 76 атак вражеской авиации и сбил 2 самолета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 г. эскадренный миноносец «Куйбышев» за мужество и отвагу экипажа, проявленные в боях за Родину, был награжден орденом Красного Знамени.
Воюют «новики»-черноморцы Военные действия на Черном море начались 22 июня 1941 г. В 3 ч 15 мин немецкая авиация произвела налет на главную базу Черноморского флота Севастополь и города Одессу и Измаил. Одновременно подверглись артиллерийскому обстрелу населенные пункты и порты на Дунае. К началу войны гитлеровцы своего флота на Черном море не имели и рассчитывали использовать румынский, располагавший 4 эскадренными миноносцами, 3 миноносцами, 1 подводной лодкой, 3 торпедными катерами, 3 канонерскими лодками, 2 минными заградителями и вспомогательными судами {377}. Советский Черноморский флот (командующий – вице-адмирал Ф. С. Октябрьский) в начале войны насчитывал 1 линкор, 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 2 сторожевых корабля, 1 минный заградитель, 15 тральщиков, 84 торпедных катера, 10 катеров-охотников и вспомогательные суда {378}. В составе эскадры Черноморского флота находилось пять «новиков», входивших в 1-й дивизион эскадренных миноносцев: «Незаможник», «Фрунзе», «Железняков» (бывш. «Петровский»), «Дзержинский», «Шаумян».
Боевая тревога на эсминце «Незаможник». (стр. 204)
Уже 23 июля 1941 г. эскадренный миноносец «Шаумян» и тральщик «ТЩ-27» ставили минное заграждение в районе Сулина. Они поставили 70 мин. На обратном пути в базу «Шаумян» был атакован тремя бомбардировщиками противника. Бомбы упали за кормой на расстоянии 60 м. От сотрясения при их взрыве три кормовых орудия вышли из строя. 10 августа 1941 г. немецко-румынские войска вышли на подступы к Одессе и отрезали ее с суши. Враг имел значительное преимущество в живой силе и технике. Однако фашистам не удалось с ходу взять город. Мужественные защитники Одессы – воины Приморской армии, моряки-черноморцы, жители героического города – оказали противнику упорное сопротивление. Для поддержки Приморской армии приказом народного комиссара ВМФ от 6 августа 1941 г. был сформирован специальный отряд кораблей северо-западного района, в который в числе других кораблей вошли эскадренные миноносцы «Незаможник» и «Шаумян». Огнем своих четырехдюймовых орудий они поддерживали линию обороны 1-го морского полка у деревни Григорьевка, куда рвались части противника. Умело корректировал огонь «Шаумяна» мичман Г. Д. Юрин. Противник вынужден был отойти к северу, артиллерия кораблей подбила 12 вражеских танков {379}. Начиная с 13 августа в течение двух недель корабли отряда поддержки поочередно вели огонь по врагу с моря. «Журнал боевых действий» эскадренного миноносца «Незаможник» свидетельствует: «25 августа. 14 ч 40 мин. Вели огонь по скоплению противника в совхозе Ильичевка. Противник рассеян. 26 августа. 10 ч 43 мин. Вели огонь по огневым точкам и скоплениям войск противника на северо-восточной окраине Ильичевки. Противник отошел на новые позиции. Только за 25 и 26.08 было выпущено по врагу 616 фугасных снарядов. 28 августа. 20 ч 00 мин. Огонь по минометной батарее противника в районе линии фронта у совхоза Ильичевка. Батарея уничтожена. 29 августа. 19 ч 20 мин Огонь по артиллерийским и минометным батареям и живой силе врага в районе линии фронта у Ильичевки. Батареи противника подавлены» {380}. 22 августа в Одессу из Севастополя для поддержки артиллерийским огнем защитников города прибыли крейсер «Красный Крым» и эскадренные миноносцы «Фрунзе» и «Дзержинский». В этот же день эсминец «Фрунзе» (командир – капитан-лейтенант П. А. Бобровников) получил приказание обстрелять противника в районе селений Свердловка и Чебанка вблизи Одессы. Эскадренный миноносец выполнил это задание, несмотря на активное противодействие береговых батарей противника. По расположению вражеских войск было выпущено 140 снарядов. 28 августа крейсер «Червона Украина», лидер «Ташкент», эскадренные миноносцы «Смышленый», «Фрунзе», «Шаумян» и канонерская лодка «Красная Грузия» поддерживали артиллерийским огнем части восточного сектора обороны Одессы в районе деревень Ильинка, Чебанка, Новая Дофиновка, Гильдендорф. Корабли под командованием контр-адмирала Д. Д. Вдовиченко успешно выполнили поставленную перед ними задачу. Метким огнем они заставили замолчать батарею противника, которая обстреливала Одессу. Умело маневрируя и прикрываясь дымовыми завесами, вел контрбатарейную борьбу с вражеской артиллерией эскадренный миноносец «Фрунзе». Один тяжелый снаряд попал в корабль, на стыке борта и палубы в районе машинного отделения образовалась пробоина. Механизмы не были повреждены. Пробоину моряки быстро заделали. Осколками снаряда был убит один и ранено четыре моряка, в том числе командир корабля П. А. Бобровников, который не покинул мостика до окончания операции. Обстановка под Одессой все более осложнялась. Чтобы помочь осажденным войскам, командование флотом решило в ночь на 22 сентября высадить в тылу врага в районе деревни Григорьевка морской десант в составе полка морской пехоты. Руководил операцией командующий эскадрой контр-адмирал Л. А. Владимирский. Высадка десанта возлагалась на отряд кораблей, в который вошли крейсера «Красный Кавказ» (под флагом командира высадки) и «Красный Крым», эскадренные миноносцы «Бойкий», «Безупречный» и «Фрунзе». Командование отрядом возлагалось на командира бригады крейсеров капитана 1 ранга С Г. Горшкова. Ранним утром 21 сентября командующий эскадрой вышел из Севастополя на эсминце «Фрунзе», чтобы согласовать с командующим Одесским оборонительным районом план взаимодействия при высадке десанта. В 14 ч, находясь в районе Тендровской косы, сигнальщики «Фрунзе» обнаружили горящую канонерскую лодку «Красная Армения». В нее попала вражеская авиабомба. Эсминец быстро пошел на сближение с терпящим бедствие кораблем, открыв огонь одновременно из орудий всех калибров по самолету, который заходил со стороны солнца для повторной атаки. Отразив атаку фашистского бомбардировщика, моряки эсминца «Фрунзе» спустили шлюпку и начали спасение людей, плавающих неподалеку от канонерской лодки. В этот момент на корабль налетело девять юнкерсов. Эсминец резко повернул в море и увеличил скорость. Но вражеские самолеты догнали его и начали бомбить. Зенитчики под командованием мичмана Бойко вели ответный огонь. Командир эсминца В. Н. Ерошенко едва успевал подавать команды, чтобы корабль мог уклоняться от бомб. Четвертому пикировщику удалось сбросить свой смертоносный груз у борта в районе полубака корабля. Взрывной волной и градом осколков разрушило часть ходового мостика. Были убиты комиссар корабля, батальонный комиссар Д. С. Золкин, почти всех находившихся в ходовой рубке, в том числе контр-адмирала Л. А. Владимирского, командира корабля и его помощника, ранило. К штурвалу управления рулем, несмотря на ранение, встал сам командир корабля. Атаки пикировщиков следовали одна за другой. Очередная бомба попала в палубу эсминца рядом с четвертым орудием. Корабль еще раз сильно встряхнуло, и он резко осел кормой в воду. Вышли из строя правая машина, машинный телеграф и рулевое управление. Эсминец «Фрунзе» начал медленно описывать циркуляцию. В машинном и румпельном отделениях, в кормовом кубрике аварийные команды, задыхаясь от дыма и пара, сражались за жизнь корабля. С громадным трудом им удалось ввести в строй правую машину. И снова налет. Еще девять фашистских стервятников шли в атаку на израненный корабль, на котором уже был полностью израсходован боезапас зенитных пушек. Но команда успела вывести эсминец на мелкое место в районе Тендровской косы. Едва героический эсминец коснулся грунта, к нему подошел буксир «ОП-2». В тот же момент раздались взрывы бомб. Одна из них разорвалась в корме буксира. Он стал оседать в воду, а потом, накренившись на левый борт, лег на грунт. Часть моряков добралась вплавь до Тендровской косы, оставшихся на полузатонувшем «ОП-2» снял в 17 ч 30 мин торпедный катер. Из команды «Фрунзе» спаслось 110 человек, погибло около 50. Неравный бой с врагом длился около 2 ч, экипаж корабля вел себя смело, никто не посрамил революционные традиции эсминцев-»новиков» Черноморского флота. Дальнейшее руководство операцией было возложено на капитана I ранга С. Г. Горшкова. В ночь на 22 сентября корабли благополучно прибыли в назначенный район. Крейсера и эскадренные миноносцы открыли огонь по позициям противника, и вслед за этим к берегу направились барказы и шлюпки с десантом. Почти одновременно в тыл противника был сброшен отряд парашютистов – 23 военных моряка во главе со старшиной А. Кузнецовым. Через полчаса первые подразделения десантников достигли берега и с ходу вступили в бой. Они освободили Григорьевку и расчистили путь остальным десантникам. Противник оказывал сильное противодействие, используя только что переброшенные на Черноморский театр из района Средиз-емного моря пикирующие бомбардировщики «Ю-87». Главными целями их атак были эскадренные миноносцы «Бойкий», «Беспощадный» и «Безупречный». Корабли, несмотря на удары вражеской авиации, вели сокрушительный огонь по позициям противника. Утром 22 сентября войска Одесского оборонительного района перешли в наступление в восточном секторе. Комбинированный удар сухопутных войск, авиации и морского десанта закончился разгромом двух вражеских пехотных дивизий. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными около 6 тыс. солдат и офицеров и оставил плацдарм, с которого обстреливал город и ближайшие фарватеры. Корабли и суда получили возможность входить в порт и выходить из него, не опасаясь прицельного артиллерийского огня. Оборона Одессы, в ходе которой враг потерял 160 тыс. солдат и офицеров, огромное количество оружия и боевой техники, длилась 73 дня, но одолеть осажденный гарнизон противник так и не смог. 30 сентября 1941 г. в связи с угрозой потери Крымского полуострова, а следовательно и главной базы Черноморского флота – Севастополя, Ставка Верховного Главнокомандования решила эвакуировать войска Одесского оборонительного района и ими усилить оборону Крымского полуострова {381}. Эвакуация проходила с 1 по 15 октября. Суда с войсками и грузами на борту отправлялись в Севастополь. Операция проходила скрытно, соблюдалась строжайшая маскировка транспортов и кораблей на переходах морем и в базе. В перевозках войск морем и охранении конвоев вместе с другими кораблями эскадры участие принимали эсминцы «Незаможник», «Шаумян», «Дзержинский». За период 1-15 октября 1941 г. из Одессы было эвакуировано до 80 тыс. бойцов и командиров Приморской армии и Одесской военно-морской базы, 15 тыс. жителей, большое количество боевой техники и грузов. Яркой страницей в боевую летопись Военно-Морского Флота СССР вошла 250-дневная оборона Севастополя в 1941-1942 гг. В результате беспримерной в истории по героизму и продолжительности эпопеи обороны Севастополя оказалась связанной на восемь месяцев трехсоттысячная группировка противника, которая не смогла включиться в наступление на юге. Ставка Верховного Главнокомандования в телеграмме защитникам Севастополя от 12 июня 1942 г. дала такую оценку действиям сил, оборонявшим Севастополь: «Самоотверженная борьба севастопольцев служит примером героизма для всей Красной Армии и советского народа» {382}. Немалый вклад в дело обороны героического города внесли корабли Черноморского флота. Для обороны города был создан постоянный корабельный отряд артиллерийской поддержки, в который вошли крейсера «Червона Украина», «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцы «Бодрый», «Незаможник», «Шаумян», «Железняков» и «Дзержинский». Отряд возглавили начальник штаба эскадры капитан 1 ранга В. А. Андреев и начальник политотдела эскадры полковой комиссар П. В. Спиряков. В декабрьские дни 1941 г., когда враг особенно упорно рвался к Севастополю, была проведена Керченско-Феодосийская десантная операция – одна из самых крупных морских десантных операций Великой Отечественной войны. Она началась 26 декабря и продолжалась до 2 января 1942 г. Целью ее было освобождение Керченского полуострова и создание плацдарма для действия наших войск по снятию блокады Севастополя и освобождению Крыма. Главным пунктом высадки десанта избрали Феодосийский порт, причалы которого позволяли швартовку боевых кораблей с войсками и тяжелой техникой. Командиром отряда высадки был назначен капитан 1 ранга Н. Е. Басистый, военным комиссаром – бригадный комиссар Н. М. Форбитник. Вечером 28 декабря из Новороссийска вышел отряд корабельной поддержки под командованием капитана 1 ранга В. А. Андреева в составе крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренных миноносцев «Шаумян», «Незаможник» и «Железняков» с транспортом «Кубань», на борту которых находился передовой отряд десанта в составе более 5 тыс. бойцов.
Эскадренный миноносец «Шаумян». (стр. 210)
В 3 ч ночи 29 декабря отряд корабельной поддержки подошел к Феодосии и перестроился в кильватерную колонну. Головным шел эскадренный миноносец «Шаумян». Через 40 мин корабли легли на боевой курс и, уменьшив скорость до 6 уз, открыли огонь по порту Феодосия и селению Сарыголь. Эсминцы «Железняков» и «Шаумян» вели огонь осветительными снарядами по порту и узлам обороны противника. После первых ударов кораблей противник подтянул к порту значительные силы и начал огневое противодействие. Советские катера устремились к порту. Первым ворвался в Феодосийскую гавань катер «СКА-0131» (командир – А. Д. Кокарев). Под огнем автоматчиков противника с катера на защитный мол высадилась штурмовая группа моряков. Она захватила входной маяк и две противотанковые пушки, обратив их огонь против фашистов. Штурмовые группы с других катеров занимали с боем причалы, обеспечивая вход в порт крупным кораблям, на которых находился передовой отряд десанта. В 4 ч 40 мин «Шаумян» первым из крупных кораблей вошел в Феодосийский порт. Вслед за ним в гавань вошли «Железняков» и «Незаможник». «Шаумян» под огнем противника подошел к Широкому молу и начал высадку десанта, которая длилась всего 20 мин. Одновременно эсминец вел огонь по огневым точкам противника. Вражеским снарядом на нем была сбита грот-мачта. После высадки десанта «Шаумян» вышел на рейд и оттуда продолжал обстреливать батареи противника. Эскадренный миноносец «Незаможник» при входе в гавань попал под сильный неприятельский огонь. Стремясь вывести корабль из-под обстрела, командир эсминца при подходе к причалу приказал увеличить скорость, и корабль ударился носом в стенку, сильно повредив форштевень выше ватерлинии. По инициативе боцмана мичмана А. Г. Егорова десант высадился прямо с полубака всего за 16 мин. Затем «Незаможник» отошел на внешний рейд и в 9 ч 15 мин получил приказание следовать в Новороссийск. В 5 ч 40 мин 29 декабря к стенке в южной части гавани подошел эсминец «Железняков» и начал высадку десанта. Через 20 мин она была закончена. В момент подхода к пристани в кают-компании корабля разорвалась вражеская мина, осколками которой были убиты семь моряков. После высадки десанта «Железняков» также отошел на рейд. Крейсер «Красный Крым», отдав якорь на рейде в 2 кабельтовых от Широкого мола, под интенсивным огнем противника высаживал десант с помощью четырех барказов, шести сторожевых катеров и тральщика «ТЩ-14». К 11 ч 30 мин десант первого броска был высажен. Всего боевые корабли отряда корабельной поддержки высадили более 4500 человек, в том числе эскадренные миноносцы «Шаумян» – 330, «Незаможник» – 289, «Железняков» – 287 человек. За время высадки эсминец «Шаумян» израсходовал 168 снарядов, «Железняков» – 151, «Незаможник» – 168. Благодаря отлично проведенной высадке десанта в Феодосию был обеспечен общий успех всей десантной операции с целью овладения Керченским полуостровом. В связи с намеченным на утро 16 января 1942 г. общим наступлением Кавказского фронта на Крымском полуострове было решено провести тактическую десантную операцию в районе поселка Судак, чтобы овладеть Судакской долиной и перерезать дороги, связывающие Судак с Алуштой и Старым Крымом {383}. В высадке десанта участвовали два черноморских «новика»: «Железняков» (в составе отряда поддержки) и «Шаумян» (в составе отряда высадки). Операция была проведена 25 января. В период обороны Севастополя экипажи кораблей эскадры сразу после боя стремились отремонтировать их своими силами, чтобы снова бить врага. Зачинателями этого почина явились коммунисты и комсомольцы эсминцев «Дзержинский», «Незаможник» и «Шаумян». Героическая оборона Севастополя требовала непрерывного снабжения его защитников боеприпасами, оружием, продовольствием, топливом, медикаментами. Из осажденного города было необходимо эвакуировать раненых, гражданское население, материальные ценности, а ряды его защитников пополнять новыми бойцами. Этот тяжелый военный труд лег на боевые корабли и транспорты Черноморского флота. Эсминцы «Незаможник», «Дзержинский», «Шаумян», «Железняков» регулярно охраняли суда, следовавшие в Севастополь. Они не только сопровождали транспорты, но и сами перевозили войска, боепри» пасы, оружие. С января по июнь 1942 г. эти ветераны флота совершили в общей сложности 15 рейсов в Севастополь. Каждый такой рейс был не просто боевым походом, а прорывом через минные поля противника под постоянной угрозой атаки со стороны подводных лодок, торпедных катеров, авиации. 18 марта крейсер «Красный Крым» и эсминец «Незаможник», охранявшие на переходе из Поти в Севастополь танкеры «Серго» и «Передовик», восемь раз были атакованы вражескими самолетами, сбросившими на корабли 41 бомбу и одну торпеду; цели они не достигли. Атаки противника отражала корабельная зенитная артиллерия и прикрывавшая корабли авиация флота. На этот раз в героический город было доставлено 3400 т мазута, 1825 т бензина, 39 т моторного масла, более 160 т боеприпасов и 27 т различного продовольствия. За первые шесть месяцев 1942 г. черноморские эсминцы-»новики» 13 раз оказывали артиллерийскую поддержку войскам Севастопольского оборонительного района. В апреле погиб эскадренный миноносец «Шаумян». 13 мая 1942 г. погиб эскадренный миноносец «Дзержинский». Он вместе с «Красным Крымом» и «Незаможником» перевозил из Новороссийска в Севастополь бойцов Приморской армии. В 12 ч 27 мин корабль подорвался на мине и затонул. В строю Черноморского флота остались эсминцы-»новики» «Железняков» и «Незаможник». В начале августа 1942 г. создалась угроза прорыва немецко-фашистских войск на Новороссийском направлении. В связи с этим корабли Черноморского флота начали эвакуацию Новороссийска. В течение месяца «Красный Крым» и «Незаможник» вывезли в Туапсе более 10 тыс. человек и свыше 1000 т грузов. В сентября 1942 г. народный комиссар ВМФ приказал усилить удары корабельной артиллерии по пунктам базирования вражеских войск в Ялте и Феодосии. Активное участие в этих действиях приняли эскадренные миноносцы «Железняков» и «Незаможник». Так, например, для уничтожения плавсредств противника в Феодосийском порту 13 октября из Поти вышли эсминец «Незаможник» и сторожевой корабль «Шквал». В 1 ч 42 мин 14 октября корабли с 57 кабельтовых открыли огонь. Они израсходовали 151 снаряд, было отмечено несколько взрывов и пожаров. Эти же корабли обстреливали Феодосийский порт 20 декабря 1942 г. Низкая облачность и сильная дымка затрудняли управление стрельбой и наблюдение за ее результатами. Тогда на помощь пришел командир 3-й авиаэскадрильи 5-го гвардейского авиаполка майор Г. Ч. Серниенко. Он на своем самолете
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.027 с.) |