Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учредительные документы юридического лица

Поиск

Правовой основой деятельности любого юридического лица на­ряду с законодательством являются его учредительные докумен­ты. К ним относят устав и учредительный договор. В случаях, пре­дусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся ком­мерческой организацией, может действовать на основании обще­го положения об организациях данного вида.

В тексте учредительных документов должны содержаться:

- наименование юридического лица, содержащее указание на его организационно-правовую форму (наименования унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других ком­мерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица);

- место нахождения юридического лица, которое определяет­ся местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не ус­тановлено иное;

- предмет и цели деятельности юридического лица (для не­коммерческих и унитарных предприятий);

- порядок управления деятельностью юридического лица;

- другие сведения, предусмотренные законом для юридиче­ских лиц соответствующего вида.

Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в со­ответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.



В учредительном договоре учредители обязуются создать юриди­ческое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли, управления деятель­ностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Устав — правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию, структуру, функции, задачи, права юридического лица. Устав регулирует деятельность юридического лица незави­симо от формы собственности и сферы его деятельности.

Создание юридического лица

Юридическое лицо считается созданным с момента его госу­дарственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем учреждения, производится по месту нахождения его посто­янно действующего исполнительного органа, указанного учреди­телями в заявлении о государственной регистрации.

Для регистрации юридического лица, создаваемого путем уч­реждения, его учредитель (учредители) должен (должны) пред­ставить в регистрирующий орган следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

3) учредительные документы юридического лица;

4) документ об уплате государственной пошлины;

5) если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо — документ, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления каких-либо иных документов регист­рирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регист­рирующий орган. Моментом государственной регистрации юриди­ческого лица является внесение регистрирующим органом соответ­ствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации допускается только в слу­чае:

- непредставления документов, необходимых для государствен­ной регистрации;

- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.


Никакие иные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации. Как уже указывалось выше, отказ в государственной регистрации может быть обжало­ван в суд.

Правоспособность юридических лиц

В момент государственной регистрации у юридического лица возникают гражданская правоспособность и гражданская дееспо­собность.

Правоспособность юридического лица — это его способность иметь любые гражданские права и обязанности, которые в соот­ветствии с законодательством может иметь юридическое лицо. Пра­воспособность юридического лица бывает общей и специальной (схема 3).

Юридические лица, обладающие специальной правоспособно­стью, могут совершать в гражданском обороте только такие сдел­ки, которые соответствуют целям деятельности, указанным в их учредительных документах. Сделка, совершенная юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, является недействительной, т. е. из нее не возникает прав и обя­занностей.

Свою правоспособность юридическое лицо реализует через ру­ководящие органы, под которыми понимаются его структурные единицы, формирующие и выражающие волю юридического лица в целом. Органы юридического лица не являются самостоятель­ными субъектами гражданского права, а представляют собой час­ти юридического лица. Поэтому все принимаемые ими решения и все совершаемые ими действия рассматриваются, соответствен­но, как решения и действия самого юридического лица.


Орган, который ведет дела юридического лица и выступает от его имени на основании закона или учредительных документов, должен действовать добросовестно и разумно, обеспечивая всеми доступными ему законными способами достижение целей и охра­ну интересов представляемого им юридического лица. За наруше­ние этих требований он несет ответственность, выражающуюся в обязанности возместить причиненные убытки, а эта обязанность определяется характером отношений, связывающих его с юриди­ческим лицом.

Различают коллегиальные и единоличные органы юридического лица. К числу первых относятся, например, общее собрание уча­стников (высший орган большинства организаций, имеющих бо­лее одного участника), совет директоров, наблюдательный или попечительский совет, правление, дирекция и др. Единоличными органами являются директор, генеральный директор, президент, председатель правления и др.

Представительства и филиалы юридического лица

Филиал является обособленным подразделением юридическо­го лица, расположенным вне места его нахождения и выполня­ющим все его функции или их часть (в том числе в случае необхо­димости функции представительства). Филиал не является юри­дическим лицом и не имеет самостоятельного баланса. Результаты финансово-хозяйственной деятельности юридического лица оп­ределяются с учетом результатов финансово-хозяйственной дея­тельности его филиала.

Представительство — это обособленное подразделение юриди­ческого лица, расположенное вне места его нахождения и пред­ставляющее его интересы, включая совершение от его имени пра­вовых действий, а также осуществляющее защиту его интересов (ст. 55 ГК РФ). ГК РФ рассматривает представительство как разно­видность филиала.

Представительство не является юридическим лицом. Оно наде­ляется имуществом создавшим его юридическим лицом и дей­ствует на основе утвержденных им положений. Руководитель пред­ставительства назначается юридическим лицом и действует на основании выданной ему доверенности.

Лицензирование юридических лиц

Как уже указывалось выше, для создания некоторых юриди­ческих лиц требуется специальное разрешение — лицензия. Под лицензией понимается разрешение (право) на осуществление ли-


цензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предприни­мателю. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности и должна содержать следующие реквизиты:

- наименование органа, выдавшего ее;

- наименование, юридический адрес и регистрационные рек­визиты ее владельца;

- разрешенный вид деятельности;

- область действия лицензии;

- особые условия осуществления лицензируемой деятельности (в случае необходимости);

- регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии.

Вид деятельности, на осуществление которого получена ли­цензия, может выполняться только получившим лицензию юри­дическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятель­ности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, оборо­не и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осу­ществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтвержда­ющих их наличие, приостановлением и аннулированием лицен­зий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицен­зиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензирование в Российской Федерации осуществляется на основе следующих принципов:

- обеспечения единства экономического пространства на тер­ритории Российской Федерации;

- установления единого перечня лицензируемых видов деятель­ности;

- установления единого порядка лицензирования на террито­рии Российской Федерации;

- установления лицензионных требований и условий положе­ниями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласности и открытости лицензирования;

- соблюдения законности при осуществлении лицензирования.
Лицензирование представляет собой постоянно осуществляемую

деятельность органов государства. В этой деятельности отчетливо прослеживаются два параллельных направления: выдача лицен­зий и контроль за соблюдением лицензионных требований и ус­ловий.


 




Лицензионные условия — это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и даль­нейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности. Одним из обязательных лицензионных требова­ний и условий осуществления лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, ги­гиенических, противопожарных норм и правил, а также положе­ний о лицензировании конкретных видов деятельности. В отноше­нии лицензируемых видов деятельности, требующих для их осу­ществления специальных знаний или специальных условий, в лицен­зионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к лицензиату. Перечень дополни­тельных лицензионных требований и условий в отношении ли­цензионного вида деятельности определяется положением о ли­цензировании конкретного вида деятельности.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральными органами государственной власти, может осуще­ствляться на всей территории Российской Федерации. Деятель­ность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирую­щим органом субъекта Российской Федерации, может осуществ­ляться на территории этого субъекта Российской Федерации.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицен­зировании конкретного вида деятельности. Федеральными зако­нами и положениями о лицензировании конкретных видов дея­тельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицен­зии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензи­ровании конкретного вида деятельности. В таком продлении мо­жет быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Реорганизация юридических лиц

Юридическое лицо может быть создано не только путем уч­реждения, но и путем реорганизации уже существующего юриди­ческого лица. Реорганизация — это способ создания и (или) пре­кращения юридических лиц, вследствие которого между ними происходит правопреемство в правах и обязанностях. Реорганиза­ция может осуществляться по решению учредителей (участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредитель­ными документами, компетентного государственного органа (на­пример, федерального антимонопольного органа) или суда.

Закон различает пять видов реорганизации: слияние, присо­единение, разделение, выделение и преобразование.


Слияние — вид реорганизации, при котором из двух и более юридических лиц создается одно юридическое лицо, а все иму­щественные права и обязанности каждого из реорганизованных лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответ­ствии с передаточным актом.

Присоединение — вид реорганизации, при котором одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юриди­ческому лицу, а все имущественные права и обязанности присо­единившегося лица переходят к тому юридическому лицу, к ко­торому оно присоединилось, в соответствии с передаточным ак­том.

Разделение — вид реорганизации, при котором юридическое лицо делится на два и более юридических лиц, права и обязанно­сти реорганизуемого юридического лица переходят к вновь созда­ваемым юридическим лицам в соответствующих частях согласно разделительному балансу.

Выделение — вид реорганизации, при котором из состава юри­дического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, причем то юридическое лицо, из которого произошло выделе­ние, продолжает существовать, а часть его прав и обязанностей переходит к выделившимся юридическим лицам в соответствую­щих частях по разделительному балансу.

Преобразование это изменение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида. Оно влечет за собой переход всех имуществен­ных прав и обязанностей к новому юридическому лицу в соответ­ствии с передаточным актом.

Как правило, в процессе реорганизации происходит и опреде­ленное изменение структур, управляющих юридическим лицом, характер которого обычно зависит от его вида.

Таким образом, выделение является способом создания юри­дических лиц, присоединение — способом их прекращения, сли­яние, разделение и преобразование — одновременно способами и создания, и прекращения юридических лиц.

Одним из последствий реорганизации юридических лиц явля­ется правопреемство, т.е. переход субъективных прав и обязанно­стей от одних юридических лиц к другим. Правопреемство оформ­ляется передаточным актом mm разделительным балансом. При ре­организации в форме слияния, присоединения или преобразова­ния составляется передаточный акт, а при разделении и выделе­нии — разделительный баланс (документ, в котором указывает­ся, какие именно права и обязанности реорганизуемого юриди­ческого лица к какому из вновь созданных юридических лиц пере­ходят).

Реорганизация производится путем регистрации вновь созда­ваемых юридических лиц, а также исключения из реестра юриди-


 



2 Румынина



ческих лиц, прекращающихся вследствие реорганизации. Реорга­низация в форме присоединения считается завершенной с мо­мента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юри­дического лица. Реорганизация в других формах считается завер­шенной с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация юридических лиц

Любое юридическое лицо имеет свой «жизненный цикл». С момента его создания проходит время, изменяются условия функ­ционирования, среда, в которой оно существует. Все это может вызвать возникновение определенных обстоятельств, преодолеть которые данное юридическое лицо будет не в состоянии. В этом случае оно ликвидируется.

Ликвидация — это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим юридиче­ским лицам.

Ликвидация бывает добровольная и принудительная и обычно осуществляется по следующим основаниям:

- по истечении срока, на который было создано юридическое лицо, или при достижении цели, ради которой оно создавалось (в этом случае в учредительных документах должны быть указаны цель и сроки функционирования юридического лица);

- по решению учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного учредительными документами органа юри­дического лица;

- по решению суда, если юридическим лицом нарушено дей­ствующее законодательство (например, оно осуществляет какой-либо вид деятельности, не получив на это лицензии).

Порядок ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица имеет определенный порядок и должна пройти ряд этапов.

1. Решение о ликвидации юридического лица. Такое решение мо­гут принять учредители (участники) юридического лица или орган, уполномоченный принимать решение о ликвидации.

2. Создание ликвидационной комиссии. Ликвидационная комис­сия представляет собой орган, который будет осуществлять ос­новные мероприятия по ликвидации юридического лица. После создания к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.


 

3. Занесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о начале ликвидации юридического лица. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в ре­естр юридических лиц вносит регистрирующий орган на основа­нии сообщения ликвидационной комиссии.

4. Публикация в печати сообщения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Со­общение о ликвидации юридического лица должно содержать све­дения о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публика­ции о ликвидации.

5. Выявление кредиторов и взыскание дебиторской задолженно­сти. Оно производится ликвидационной комиссией. При недоста­точности у юридического лица денежных средств для удовлетво­рения всех предъявленных кредиторами требований ликвидаци­онная комиссия продает имущество юридического лица с пуб­личных торгов.

6. Расчеты с кредиторами. Для удовлетворения требований кре­диторов установлена строгая очередность: требования каждой оче­реди удовлетворяются только после полного удовлетворения тре­бований предыдущей очереди. При этом очередность требований определяется законом исходя из их социальной значимости.

В первую очередь должны быть удовлетворены требования граж­дан (в том числе работников ликвидируемой организации) о воз­мещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате заработ­ной платы, выходных пособий, а также вознаграждений по ав­торским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируе­мого юридического лица.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязатель­ным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Если после удовлетворения требований какой-либо очереди имущества не остается, требования остальных очередей не подле­жат удовлетворению. Такие требования считаются погашенными (т. е. соответствующие им обязанности ликвидируемого юридиче­ского лица прекращаются). При недостаточности имущества лик­видируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов одной очереди оно распределяется между кредитора­ми этой очереди пропорционально суммам их требований. Если после удовлетворения всех заявленных кредиторами требований у юридического лица остается какое-либо имущество (так называе­мый ликвидационный остаток), оно по общему правилу передается его участникам.


 




7. Внесение записи в единый государственный реестр юридиче­ ских лиц. После завершения процесса ликвидации регистриру­ющий орган вносит в государственный реестр запись о ликвида­ции юридического лица. С этого момента ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое сущест­вование.

Банкротство юридического лица

Процесс ликвидации юридических лиц, включая предприни­мательские организации, далеко не всегда проходит гладко. Дело в том, что периодически возникают такие ситуации, в которых предприниматель, не имея достаточных денежных средств и ино­го имущества, не может исполнить всех взятых на себя обяза­тельств перед своими контрагентами и (или) бюджетом (внебюд­жетными фондами). Такая ситуация может возникнуть по различ­ным причинам:

- у предпринимателя отсутствует опыт или он не способен ве­сти бизнес;

- происходят колебания спроса и предложения на производи­мые товары;

- партнеры хозяйствующего субъекта действуют недобросовест­но (в их числе может быть и государство, не оплачивающее поставленные товары по причине отсутствия денег в бюдже­те) и др.

В подобных случаях между кредиторами и ликвидационной ко­миссией может возникнуть конфликт: некоторые из кредиторов будут опасаться, что другие получат все долги, а им из-за не­хватки имущества должника не достанется ничего. Во избежание описанных выше последствий необходимо поставить хозяйствен­ную деятельность несостоятельного должника, в том числе свя­занную с погашением им своей задолженности, под строгий контроль. Этой цели и служит институт несостоятельности (бан­кротства).

Все существующие в различных странах мира системы несос­тоятельности (банкротства) можно условно разделить на пять ви­дов:

1) прокредиторская;

2) радикально прокредиторская;

3) нейтральная;

4) продолжниковская;

5) радикально продолжниковская.

Отнесение существующей в государстве системы к тому или иному виду зависит от того, чьи интересы — кредитора или долж­ника — эта система защищает в первую очередь. Известно, что во


Франции и в США действует продолжниковская система банк­ротства, в Европе (кроме Франции) с давних времен применяет­ся прокредиторская система. Что же касается современной рос­сийской системы банкротства, то ее можно определить как нейт­ральную.

Несостоятельностью (банкротством) называется признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уп­лате обязательных платежей.

В законодательстве определены признаки банкротства юриди­ческого лица. Юридическое лицо считается банкротом, если соот­ветствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных плате­жей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании долж­ника банкротом имеют право должник, его кредиторы, налого­вые и иные уполномоченные органы.

Приняв заявление о банкротстве, арбитражный суд назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований зая­вителя к должнику, по результатам которого, в случае признания этих требований обоснованными и соответствующими названным выше формальным условиям подачи заявления о банкротстве, вводит процедуру наблюдения.

Наблюдение — это процедура банкротства, применяемая к долж­нику в целях обеспечения сохранности имущества должника, про­ведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

С этого момента приостанавливаются производство и исполне­ние по всем делам, связанным с обращением взыскания на иму­щество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке. Цель этих мер — сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворе­ния требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может уще­мить интересы кредиторов. Для соблюдения этого порядка в госу­дарственный реестр юридических лиц должна вноситься соответ­ствующая запись. Временным управляющим в этот период прово-


дится анализ финансового состояния должника и устанавливает­ся размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к долж­нику предупредительных мер, либо об обращении в суд с хода­тайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство это процедура банкротства, при­меняемая к должнику, признанному банкротом, в целях сораз­мерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное про­изводство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Оно относится к ликвидационным процедурам, вле­кущим прекращение деятельности юридического лица — банкро­та, и осуществляется назначенным судом конкурсным управляю­щим в срок, как правило, не более года. С этого же момента счи­тается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника и одновременно прекращается начисление пени (неус­тоек) и процентов по всем видам его задолженности.

Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный им­мунитет).

Все полномочия по управлению делами должника и распоря­жению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляю­щий вправе требовать признания недействительными совершен­ных должником сделок, расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъяв­лять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника. Затем конкурсный уп­равляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного имущества должника, которое предназначено для удовлетворе­ния требований кредиторов (конкурсной массы). Имущество, со­ставляющее конкурсную массу, продается управляющим с согла­сия кредиторов по общему правилу на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц. Вне очереди покрываются судебные расходы и вознагражде­ния управляющим при банкротстве, а также требования, возник­шие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплуата­ционные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашен­ными.


Действия конкурсного управляющего контролируются креди­торами и арбитражным судом. По завершении расчетов с креди­торами конкурсный управляющий представляет суду отчет, после рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение является основанием для внесения записи в единый государственный ре­естр юридических лиц о ликвидации юридического лица—долж­ника. С момента внесения такой записи в данный реестр конкурс­ное производство считается завершенным, а юридическое лицо — ликвидированным.

Организационно-правовые формы юридических

лиц

В зависимости от организационно-правовой формы выделяют сле­дующие виды юридических лиц:

1) хозяйственные товарищества;

2) хозяйственные общества;

3) производственные кооперативы;

4) унитарные предприятия;

5) потребительские кооперативы;

6) фонды;

7) учреждения;

8) общественные и религиозные организации (объединения);

9) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Рассмотрим перечисленные организационно-правовые формы

юридических лиц подробнее.

Хозяйственные товарищества

Хозяйственные товарищества бывают двух видов: полные и то­варищества на вере (коммандитные).

Полное хозяйственное товарищество характеризуется тем, что все его участники (полные товарищи) могут заниматься пред­принимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, не только тем, что каждый из них передал в складочный капитал товарищества, но и личным имуществом. Поэтому лицо может быть участником только одного полного товарищества: у него ведь не остается имущества для обеспечения обязательств другого пол­ного товарищества.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) объеди­няет две группы участников — полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Их правовое положение различно. Полные това-


рищи управляют всеми делами товарищества, но они и несут не­ограниченную ответственность по его обязательствам. Вкладчики же практически не участвуют в управлении, однако и риск их ограничен размерами их вкладов в капитал товарищества. Товари­щество на вере возникло как видоизмененная форма полного то­варищества, позволяющая товарищам привлекать средства со сто­роны на менее рискованных условиях, чем по договору займа. Для вкладчиков же она оказалась привлекательна возможностью по­лучать доходы от предпринимательской деятельности, лично в ней не участвуя и не рискуя всем своим имуществом.

Хозяйственные общества

ГК РФ различает несколько видов хозяйственных обществ: об­щество с ограниченной ответственностью, общество с дополни­тельной ответственностью, акционерное общество (закрытое и открытое).

Общество с ограниченной ответственностью — это коммерче­ская организация, имеющая разделенный на доли участников ус­тавный капитал и самостоятельно отвечающая по своим обяза­тельствам. Участники общества не отвечают личным имуществом по его обязательствам и риск убытков, связанных с деятельно­стью общества, несут лишь в пределах внесенных ими долей (уча­стники, внесшие свои вклады не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимо­сти неоплаченной части вклада каждого). Именно в этом состоит смысл ограниченной ответственности общества.

ГК РФ допускает возможность создания общества с ограни­ченной ответственностью и одним лицом в отличие от акционер­ных обществ. С другой стороны, общество с ограниченной ответ­ственностью является организацией с закрытым составом участ­ников, в которой, подобно товариществам, важное значение имеет личный элемент, его численный состав не может быть безгранич­ным. Поэтому ГК РФ предусматривает, что число участников об­щества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, который установлен законом об обществах с ограничен­ной ответственностью: число участников общества не может быть более пятидесяти.

Следующий вид хозяйственного общества — это общество с дополнительной ответственностью. У общества с дополнительной ответственностью одна особенность: если уставного капитала не­достаточно для покрытия долгов общества, то все его участники должны внести недостающую сумму в кратном размере к сто­имости их вкладов (однократном, двукратном и т.д., сколько надо). В остальном к обществу с дополнительной ответственно-


стью применяются правила общества с ограниченной ответствен­ностью.

Акционерным обществом признается общество, уставный ка­питал которого разделен на определенное число акций; участни­ки акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обя­зательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество может выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Держатели привилегирован­ных акций не имеют права участвовать в управлении обществом, но зато дивиденд по этим акциям устанавливается, как прави­ло, в процентах к номинальной стоимости акции и выплачива­ется независимо от полученной акционерным обществом при­были.

Акционерные общества могут быть двух видов: открытые и за­крытые.

Открытым является такое акционерное общество, акционеры которого могут отчуждать (т.е. продавать, дарить и т.д.) свои ак­ции без согласия других акционеров. ОАО может проводить от­крытую подписку на выпускаемые им акции, т.е. продавать их любому пожелавшему купить, иными словами, неопределенному кругу лиц. Эти акции также находятся в свободной продаже на рынке ценных бумаг, и их рыночная стоимость, как правило, не совпадает с номинальной, указанной в акции и проданной по подписке. В этом одно из главных отличий акционерного общества от любого товарищества, где стоимость имущественного вклада не подвержена рыночным колебаниям и не является предметом купли-продажи.

Закрытым является такое акционерное общество, акции ко­торого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на акции и продавать их неопределенному кругу лиц. Акционер такого общества, пожелавший продать свои акции, должен сначала предложить их другим акционерам, кото­рые имеют преимущественное право покупки. И только после их отказа акционер может продать акции постороннему лицу. Зако­нодательство устанавливает максимально возможное число участ­ников закрытого акционерного общества, при превышении кото­рого оно должно быть преобразовано в открытое.

Производственные кооперативы

Производственный кооператив (артель) — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной произ­водственной или хозяйственной деятельности, основанной на их


 




личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

От остальных коммерческих юридических лиц производствен­ный кооператив отличается рядом признаков:

- участие в кооперативе происходит в форме членства;

- участие является личным трудовым;

- прибыль кооператива, как правило, распределяется в соответ­ствии с трудовым участием его членов (хотя допускается и иной порядок распределения, например смешанный, когда часть прибы­ли распределяется по труду, а часть — по размеру паевых взносов);

- члены кооператива несут субсидиарную (т.е. дополните



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.79 (0.017 с.)