Тематика профилактических бесед с детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика профилактических бесед с детьми



Обсуждались ли Да, % Нет, % ЗО, %
Эффект, который наркотики оказывают на организм      
Опасность и последствия употребления наркотиков      
Кто и как может предложить наркотики      
Как отказаться от предложения попробовать наркотики      
Опасность общения с людьми, употребляющими наркотики      

 

Тот факт, что многие родители не знают, как и о чём говорить с детьми о наркотиках, подтверждает следующий результат (см. табл. 2). Одних разговоров об опасности употребления наркотиков, которые ведут со своими детьми 82% опрошенных родителей, явно недостаточно для предотвращения первой пробы наркотика. Без обсуждения остаются важные темы, которые вырабатывали бы у детей реальные поведенческие навыки и установки по отношению к наркотикам: лишь 44% родителей обсуждали с детьми, как отказаться от предложения попробовать наркотики, 53% - кто может предложить им наркотики, 62% - эффект, оказываемый наркотиками на организм, 63% - опасность общения с людьми, употребляющими наркотики.

Опрос также показал низкую информированность родителей о том, как выглядят наркотики, и о симптомах их употребления. Это наглядно показывает рис. 1. Несомненно, если родители не обладают информацией об основных видах наркотиков, то они не смогут дать такую информацию детям. В лучшем случае, разговоры будут идти о наркотиках вообще, и родители рискуют выглядеть дилетантами в глазах своих «подготовленных» друзьями детей. И самое главное, родители не смогут распознать наркоманов в окружении своего ребёнка, а также на раннем этапе определить, что ребёнок употребляет наркотики. Так, например, об одном из популярных наркотиков - «экстази» - слышали 47% опрошенных родителей и лишь 9% знают симптомы его употребления. Лучше всего родители знакомы с тем, как выглядит конопля (37%) и чифир (60%), симптомы употребления этих же наркотиков знает ещё меньше родителей - 23% и 22% соответственно. Распознать симптомы употребления маковой соломки и кокаина могут лишь 14% опрошенных родителей, транквилизаторов - 12%, ЛСД - 10%, барбитуратов - 8%, амфетамина, фенамина - 7%. Отцы больше матерей знают о наркотиках, о том, как они выглядят, и симптомах их употребления. Так, например, лишь 13% матерей знают симптомы употребления вытяжки маковой соломки, среди отцов - 34%. Среди матерей, представляющих, как выглядит экстази, - 15%, среди отцов - 36%.

Рис. 1. Информиро-ванность родителей о видах наркотиков

 

 

Хотя практически все родители понимают опасность регулярного употребления наркотиков, 20% опрошенных родителей уверены, однократное употребление наркотиков не опасно. Уровень информирования о наркотиках не зависит от уровня образования родителей. 20% отцов считает, что употребление марихуаны не опасно, среди матерей таких только 7%.

Большинство родителей не заблуждаются, считая, что наркотики одинаково угрожают как девочкам, так и мальчикам, как хорошо обеспеченным, так и материально неблагополучным семьям.

Что знают родители о приобщении к алкоголю, наркотикам, курению своих детей? (Приложение 1) 58% опрошенных родителей считают, что их дети пробовали курить, 59% - что дети пробовали алкоголь и 3% - наркотики. Совпадает ли это с ответами детей на аналогичный вопрос? Пробовали курить 73% детей, пробовали алкоголь - 91%, наркотики - 20%. Как видно, поведение учащихся существенно отличается от того, каким его представляют родители. Различаются также ответы родителей и детей на вопрос о регулярном курении, употреблении алкоголя и наркотиков. 40% опрошенных детей курят, 75% - употребляют алкоголь и 6% - наркотики. По мнению родителей, 14% детей курят, 12% - употребляют алкоголь и 1% - наркотики. Очевидно, что родители не владеют полной информацией о своих детях.

Несколько лучше родители представляют, что происходит с друзьями их детей. В этом выражается психологический феномен - «предрасположенность в пользу своего Я», т. е. тенденция воспринимать себя и своих близких более благосклонно. По ответам родителей, 82% детей имеют друзей, которые курят, 57% - употребляют алкоголь и 15 % - наркотики. По ответам детей, 88% имеют друзей, которые курят, 90% - употребляют алкоголь и 39 % - наркотики.

Как видно, различия между мнением родителей и детей достаточно большие. Это подтверждают и ответы учащихся. 27% подростков, которые курят, ответили, что родители не знают об этом; 12% скрывают от родителей факты употребления алкоголя и 76% - наркотиков. Кроме того, 39% детей дружат с теми, кто употребляет наркотики, и только 15% родителей об этом догадываются. А ведь по данным опроса, 87% детей, у которых есть друзья, употребляющие наркотики, тоже пробовали их.

Интересно также сравнить оценки взаимоотношений между детьми и родителями. 59% родителей оценили как доверительные отношения между отцом и ребёнком, и 88% - между матерью и ребёнком. Ответы детей значительно отличаются: лишь 26% детей оценили как хорошие отношения с отцом и 42% - с матерью. Напомним, что интервью с родителями детей-наркоманов показали, что практически все они считали, что между ними и детьми были достаточно доверительные отношения, но в какой-то момент оказывалось, что это не так.

Надо сказать, что отношения между детьми и родителями играют большую роль в профилактике наркомании. Особенно важны отношения с матерью. По результатам опроса подростков 20% пробовали наркотики, но среди тех, кто оценил отношения с матерью как плохие, попробовали наркотики уже 42%. Характер отношений с отцом не оказывал такого влияния на решение подростка попробовать наркотик. Притом, что отцы информированы о наркотиках лучше, матери всё же оказываются более значимым источником информации о наркотиках для детей. Данный факт говорит о том, что отцы недостаточно участвуют в воспитании детей. Таким образом, более активное участие отцов в воспитании детей является резервом в профилактике наркомании.

Подведём итог. Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребёнка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями-целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребёнком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм, о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости; об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики; о том, где, кто и как может предложить наркотики; о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребёнка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.

Проведённое исследование ещё раз подтверждает необходимость разработки на национальном и местном уровне программ информационно-разъяснительной работы среди родителей. Такое информирование потребует объединения усилий различных государственных структур, органов местного самоуправления, различных общественных организаций, научных учреждений, СМИ, церкви, учебных заведений.

1. Необходимо разработать действующие механизмы информирования и повышения уровня педагогических и психологических знаний родителей.

2. При комитетах по делам семьи и молодёжи должна быть организована консультативная помощь родителям по вопросам воспитания детей и профилактики наркозависимости.

3. Необходимо организовать широкое информирование родителей:

§ об опасности употребления любых видов наркотиков;

§ о необходимости обсуждения данной проблемы с детьми;

§ о том, в каком возрасте, каким образом проводить эти беседы и какие темы необходимо обсуждать;

§ о современных наркотиках (с учётом региональной специфики), их действии на организм и о том, как они выглядят;

§ о симптомах употребления наркотиков;

§ о недопустимости пробы наркотика;

§ об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики.

4. Разработать и напечатать большим тиражом информационные материалы для родителей, которые должны бесплатно раздаваться через школы и родительские комитеты.

5. Использовать потенциал школ в проведении информационно-разъяснительной работы среди родителей. Подготовить учителей к проведению индивидуальных и групповых собеседований с родителями, нуждающимися в консультировании.

6. Информировать родителей через СМИ, используя разные формы подачи материала: образовательные программы и фильмы, круглые столы, телевизионные форумы, социальную рекламу.

7. Очень важно организовать активность самих родителей на уровне школы, микрорайона в виде становления и поддержки таких общественных движений как «Родители против наркотиков».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.011 с.)