Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гиперчувствительность как форма реагирования на антигеныСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Контрольные вопросы: 1. Реакции гиперчувствительности. Две формы повышенной реактивности: гиперчувствительность немедленного типа и гиперчувствительность замедленного типа. Четыре типа реакции гиперчувствительности. 2. Гиперчувствительность I типа. Аллергены. Аллергические реакции, обусловленные антителами IgE класса. Аллергический ринит. Анафилактический шок. Значение способа проникновения аллергена для развития различных форм аллергических реакций, обусловленных антителами IgE. 3. Гиперчувствительность II типа. 4. Гиперчувствительность III типа. 5. Гиперчувствительность замедленного типа, основные участники – CD4 Т-клетки воспаления. Этапы событий, приводящих к проявлению реакции. 6. Значение способа проникновения антигена в организм для развития различных форм патологий иммунных комплексов. Медиаторы аллергических реакций, мишени. Участие гистамина в аллергических реакциях. Теоретический материал Оценка коллективного иммунитета жителей Могилевской области на основании анализа динамики иммунозависимой заболеваемости населения позволила обнаружить - наличие вторичного иммунодефицита в механизмах формирования иммунного ответа к возбудителям инфекционных болезней, - нарастание развития иммунопатологии, связанные со снижением функции тимуса (аутоиммунопатология), - развитие атипичных форм процессинга и презентации аллергена (аллергическая патология), - снижение иммунного надзора организма за геномными изменениями клеток (онкологическая патология). Как можно определить человека с плохим иммунитетом? Во-первых, у такого человека с детства будут насморк, кашель, хронические ангины, повторяющиеся ангины; любая ранка нагнаивается, долго не заживает, дает рубец на коже; обнаруживаются частые герпетические высыпания на губах или даже во рту. Во-вторых, обнаруживается много лимфоузлов. Они прощупываются под челюстью, на шее спереди и сзади, над и под ключицей, в подмышечной впадине, в паху. Кроме того, у них, как правило, большие миндалины и аденоиды. Однако все узлы мягкие, не спаяны с тканью и кожей, не болят. Это явление само по себе не считают болезнью (в медицине носит название лимфоаденопатии). Лимфоузлы только указывают, что необходимо делать анализ иммунной системы и определять, где и какие из ее клеток «отдыхают». Как можно повысить иммунитет? - продуктами питания, содержащими витамины, минералы, белки, - веществами, называемыми адаптогенами, - группой веществ, обладающими антиокислительной активностью, т.е. антиоксидантами, - энтеросорбентами, выводящими из организма тяжелые металлы и радионуклиды, - иммуностимуляторами. Витамины. Среди витаминов наибольшее значение имеют витамины А, С, Е, D. Витамин Аназывают "первой линией обороны против болезней, особенно вирусных и опухолей". Кроме того он улучшает зрение, снижает сухость кожи и уничтожает мелкие пузырьки на ней, помогает при аллергии, ускоряет реакцию нервной системы. Основные пищевые источники витамина А: морковь, листья салата, капуста, зеленые части растений, печень, почки, рыбий жир, печень морских рыб, яичный желток, сливочное масло, сливки, молоко. Витамин А лучше действует с витаминами Е и С. Витамин С.Ему подвластны простудные заболевания: если принимать этот витамин в ранние стадии болезни, кашель и насморк не перейдут в хронические формы. Для этого надо в течение дня принимать по 50 мг витамина через каждый час. Витамин С повышает эластичность кровеносных сосудов, замедляет старение организма. Необходим для укрепления зубов и десен. Основные пищевые источники витамина С: цитрусовые, плоды шиповника, капуста, зелень молодой репы, помидоры, черная смородина, красный перец. Витамин Е. Необходим для противораковой, противовирусной и противомикробной защиты. Если старым мышам давать очень большие дозы витамина Е, то их иммунная система повышается до уровня, присущего молодым. Он разрушает вещества, отравляющие клетки иммуной системы. Клинически это наблюдается при инфекциях, стрессе, радиации, иммунодефиците. Действие усиливается при сочетании с витаминами А, С, В и минералом селеном. Витамин Е в повышенных количествах находится в печени, яичном желтке, листьях салата, масле подсолнечника, оливковом и кукурузном маслах, свежая пророщенная пшеница, каши из недробленной гречки, риса и др. круп. Витамин В1. Часто иммунодефицит сочетается со слабостью нервной системы. Введести в пищевой рацион следующих пищевых продуктов: отрубей, ячменя, хлеба из муки грубого помола, овсянки или овсяного киселя, фасоли, бобов, дрожжей, орехов (лесных, грецких, арахиса), блюд из печени, почек, картофеля. Витамин В2. Этот витамин способствует продлению жизни. Он нужен для того, чтобы кажа человека была гладкой и здоровой.При недостатке этого витамина снижается иммунитет, появляются болезни желудка, кишок. Основные пищевые источники В2: капуста, свежий горох, яблоки, зеленая фасоль, помидоры, репа, пивные дрожжи, печень, говядина, яйца, молоко и молочные продукты, свежая пророщенная пшеница. Надо помнить, что витамин В2 боится света: молоко и молочные продукты, постоявшие 2 часа на солнце, не только прокисают, но и теряют этот витамин. Витамин В6. Продукты с указанным витамином: каши из недробленых круп, черный хлеб, мясо, рыба, печень, дрожжи, отруби, свежий яичный желток, говядина, молоко. Витамины В9 (фолиевая кислота) и В12 необходимы для образования клеток крови, в том числе эритроцитов и иммунных клеток - лимфоцитов. Если у ребенка малокровие и частые простуды, надо ему давать молоко, яйца, сою, дрожжи, особенно говяжью печень, почки, салата, редис, редьку, репу. Витамин Д. Витамин Д необходим для нормального свертывания крови, работы сердца, регуляции нервной и иммунной систем. Если его у ребенка мало, наступает размягчение костей, называемое рахитом. Он содержится в яйцах, молоке, сливочном масле, печени, рыбе, особенно, в печени трески и палтуса. Кроме того, этот "солнечный витамин" образуется в коже при действии солнечных лучей. Но когда кожа покрывается загаром, производство витамина Д прекращается. В организме светлокожих людей витамин Д образуется в 2 раза быстрее, чем у людей со смуглой кожей. Минеральные вещества. Для нормального иммунитета необходимо употреблять достаточное количество калия, меди, магния, цинка, йода, селена и германия, которые необходимы для защиты нашего организма. Калий содержится в: капусте, картофеле, кураге, крупе овсяной, в огурцах, помидорах, грейпфруте, редисе, петрушке, бобах, черносливе, изюме, ржаном хлебе и листьях одуванчика. Магний в достаточном количестве поступает в наш организм с: сырым яичным белком, блюдами из печени, грецкими орехами, сливой, тыквой, картофелем, мятой, цикорием, петрушкой, салатом курчавым, пророщенной пшеницей. Медь содержат молоко, хлеб ржаной, пророщенная пшеница, яичный желток сырой, орехи, ячмень, петрушка, грибы. Цинк не так широко распространен в продуктах питания. Основным его источником являются пшеничные отруби и пророщенная пшеница. Существуют и лекарственные формы цинка: оротат цинка и лактат цинка. Иод входит в состав не только гормонов щитовидной железы, но и участвует в механизмах иммунной защиты. Детям и подросткам нужно больше йода, чем взрослым. Суточная потребность - 75 мг. Поэтому надо есть свеклу, все ягоды темного цвета, океаническую рыбу и ее печень, морскую капусту, лук, грибы, зеленый горошек, редис, репу, помидоры, дыню. Германий и селен входят в состав чеснока и лука, проростков пшеницы. Белки. Белки содержатся в мясе, молочных продуктах, бобах, фасоли, горохе. У детей с ослабленным иммунитетом как минимум 1 раз в неделю должны быть блюда из бобовых растений, т.к. растительный белок, особенно фасоли, способствует активации иммунных сил. Адаптогены для повышения иммунитета. Можно использовать следующие адаптогены: жень-шень (корень), китайский лимонник (ягоды, листья, стебли молодые), айва японская (плоды), радиола розовая, левзея лекарственная, элеутерококк, эхинация, политабс - ферментированная пыльца растений, прополис, цернилтон - препарат из цветочной пыльцы, пыльца сушеная цветочная, маточкино молоко, мумиё. Все эти вещества продаются в аптеках в виде настоек, настоев или таблеток. Так, например, Эхинацея в виде настойки, кроме указанного названия, может называться "иммунал", в виде таблеток -"эстифан" и т.д. Основные правила приема: - Все препараты принимаются небольшими дозами - настои - от 1 (для детей до 8 лет) до 3 чайных ложек (для взрослых), настойки - от 10 капель (для детей) до 30 капель (для взрослых) 1 раз в день за 20-30 минут до еды. Настойки обязательно перед приемом разводятся в 1-2 ложках теплой воды. - Все препараты принимаются долго, по 3-5 месяцев (зимой и весной), но с перерывами. Примерная схема приема препаратов: принимать 3 недели, 2 недели не принимать и т.д. - Все препараты обязательно запивать полстаканом теплой кипяченой воды для лучшего и быстрейшего всасывания. Иммуностимулирующий сбор (рекомендация Л.Г. Борткевич): Лист крапивы 100 гр, Плоды шиповника 30 гр, Цветы календулы 100 гр, Корень аира 100 гр, Корень лапчатки 100 гр, Трава зверобоя 100 гр, Трава спорыша 100 гр, Корень солодки 200 гр. Все на мясорубку; 1 ст. л. смеси на 1 стак. кипящей воды, настаивать 30 мин., процедить, добавить 3 капли настойки элеутерококка, добавить 1/2 ч. л. яблочного уксуса, 1/3 ч. л. меда. Антиоксиданты. Вещества, защищающие клетки организма, в том числе и иммунной системы от радиации, называются антиоксидантами. К ним относятся витамины Е, С, А, о которых написано выше. Препараты антиоксидантного действия: антиоксидантный комплекс, бета-каротин, квертицин, антиокс в капсулах, пророщенная пшеница, чага или бефунгин (или меланин) - экстракт березового гриба. Если нет в аптеке указанных препаратов, некоторые из них готовят дома. Это в первую очередь относится к пророщенной пшенице, т.к. покупная может содержать ростки более 2 мм, которые считаются токсичными для иммунных клеток. А самое главное, что проращенную пшеницу нельзя варить, высушивать и вообще убивать росток, т.к. он потеряет лечебные свойства. Привожу простой метод приготовления проращенной пшеницы в домашних условиях. Лучше использовать пшеницы твердых сортов. Это должна быть пшеница, предназначенная для пищевых целей, не протравленная и не загрязненная фекалиями животных. Рекомендуемые дозы: 1 столовая ложка в день для детей до 5 лет, 2 столовые ложки - для детей от 5 до 15 лет, старше 15 лет и взрослым - 3 столовые ложки в день. Нужное количество на день зерна многократно промывается водой (учесть, что больше пшеница промываться не будет, т.е. по чистоте она должна быть готовой к употреблению). Емкость, в которой будет проращиваться пшеница, предварительно ошпаривается кипятком, слегка охлаждается. Также ошпаривается крышка и салфетка для накрывания пшеницы. Готовится кипяченая и охлажденная до температуры примерно 37 градусов вода. Подготовленное зерно засыпается в кастрюльку высотой не более 1 см, закрывается салфеткой и заливается кипяченой охлажденной водой на 2-3 мм выше слоя пшеницы. Закрывается крышкой и ставится в шкафчик на кухне. Через 18-24 часа салфетка приоткрывается и обнаруживаются зерна с белыми ростками не более 2 мм. Готовой к употреблению считается пшеница, давшая примерно 80-90% проросших зерен. Они храняться в течение дня в холодильнике или в прохладном месте и съедаются при добавлении в салаты, негорячие вторые блюда или просто пережевываются в течение дня понемножку. Новая закладка делается ежедневно лучше по утрам, чтобы проращенное зерно не стояло ночь. (Принимается ежедневно с ноября по апрель). Вместо бета-каротина можно готовить сок моркови 3 части, смешанный с соком свеклы столовой (1 часть) или с соком крапивы (1 часть). Энтеросорбенты. Эти вещества приносят двойную пользу: во-первых, они удаляют из организма радионуклиды и соли тяжелых металлов, во-вторых, они чистят организм от аллергенов и аутоантител. Врачи их рекомендуют при аллергии и других нарушениях иммунитета. К энтеросорбентам относят пищевые добавки, содержащие пектиновые вещества или пищевые волокна, а также активированные угли. Особенно ценны те препараты, к которым добавлены витамины и минералы. - яблопект — пищевая витаминизированная добавка по 1-2 таблетки в день для детей, по1-4 таблетки в день - для взрослых в течение 14-28 дней, курс повторять 2-3 раза в год, - эламин — из морских водорослей, - спирулина — микроскопическая водоросль с добавками витаминов и минералов — дозы 1-2 таблетки в день для детей, - сплат — препарат спирулины 0,3-5 граммов в сутки в зависимости от возраста, - порошки или чаи из календулы, крапивы или черноплодной рябины, - растительное масло из семян укропа, тыквы или арбуза - по 0,5 ч.л. в день, - белосорб — по 1-2 таблетки в день, - оливковое растительное масло — с салатами по 1 ч.л. в день. Практикум. Задание 1. Гиперчувствительность замедленного и немедленного типов. Составьте схемы развития ГНТ I типа, ГНТ II типа, ГНТ III типа, ГЗТ. Решить ситуационные задачи Задача 1. Несмотря на распространенность инфицирования микобактериями туберкулеза заболевание туберкулезом развивается у 5-10% людей. В настоящее время в условиях роста и широкого распространения лекарственно-резистентных штаммов микобактерий туберкулеза отмечается снижение результативности химиопрофилактики и –терапии у детей, инфицированных микобактериями туберкулеза. Микобактерии туберкулеза, размножаясь в инфицированном организме, оказывают повреждающее действие на иммунокомпетентные клетки макроорганизма, при этом тяжесть развития инфекции коррелирует с развитием иммунологических сдвигов [3]. Изучение иммунологической реактивности организма детей в период их инфицированности микобактериями туберкулеза позволяет определить исход инфекции и в дальнейшем повлиять на характер развития заболевания. У детей с латентной туберкулезной инфекцией выявлены изменения в противотуберкулезной иммунной защите: снижение содержания Т-лимфоцитов и пула активированных Т-лимфоцитов, снижение концентрации иммуноглобулинов, особенно IgА, при общем повышении числа В-лимфоцитов. Недостаточная продукция IL-1Ra, ИФНγ, IL-4 у детей с латентной туберкулезной инфекцией ухудшает тяжесть течения туберкулезной инфекции. При инфицировании ребенка лекарственно-резистентными штаммами микобактерий туберкулеза вследствие неэффективности хиимиопрофилактики выявленные иммунные нарушения могут способствовать развитию у них туберкулеза. Для того, чтобы у детей с латентной туберкулезной инфекцией не развилось заболевание, что нужно, по Вашему мнению, делать? Задача 2. Среди лиц, страдающих хроническим заболеванием уха, горла, носа более 7,4% людей страдает хроническим ринитом. При ингаляции 2 мл 1%-го водного раствора циклоферона в течении 2 недель повышается выброс в кровь кортизола, вызывающего ослабление воспалительного процесса в слизистой носа, нормализуются показатели иммунитета [5]. Изучите данные таблицы.
Таблица Показатели влияния аэрозольтерапии циклофероном на неспецифическую резистентность и гуморальный иммунитет у больных хроническим ринитом [5]
Какое звено иммунитета (клеточное или гуморальное) усиливается? Повышается резистентность организма специфическая или неспецифическая? Сенсибилизирующее или десенсибилизирующее действие оказывает данный вид терапии? Выберите правильный ответ. 1. Патогенетически значимые последствия гуморального иммунного ответа: 1. Гиперчувствительность немедленного типа 2. Иммунокомплексная патология. 3. Гранулематозное воспаление. 4. Резус-конфликт в системе «мать—плод». 5. Аутоагрессия. 2. Патогенетически значимые последствия клеточного иммунного ответа: 1. Гиперчувствительность немедленного типа. 2. Иммунокомплексная патология. 3. Гранулематозное воспаление. 4. Осложнения при переливании иногруппной крови. 5. Аутоагрессия. 3. Реакции гиперчувствительности I типа определяют антитела класса: 1. IgA. 2. IgM. 3. IgG. 4. IgE. 5. IgD. 4. Факторы, ответственные за инициацию реакций гиперчувствительности I типа: 1. IgG-антитела. 2. IgM-антитела. 3. IgE-антитела. 4. Тh1-цитокины. 5. Тh2-цитокины. 5. Клетки, с активацией которых связан пусковой механизм реакций гиперчувствительности I типа: 1. Тh1-лимфоциты. 2. Тh2-лимфоциты. 3. Эозинофилы. 4. Тучные клетки. 5. Макрофаги. 6. Нейтрофилы. 6. Клетки, символизирующие аллергическое воспаление: 1. Тучные клетки. 2. Базофилы. 3. Нейтрофилы. 4. Макрофаги. 5. Эозинофилы. 6. Т-лимфоциты. 7. Факторы и механизмы, поддерживающие аллергическое воспаление: 1. IgE-зависимая дегрануляция тучных клеток. 2. Локальный синтез IgE-антител. 3. Постоянное (или периодическое) присутствие антигена 4. Цитокинзависимые эффекты Тh1-лимфоцитов. 5. Хемотаксис и активация эозинофилов. 8. Аллергическое воспаление является синонимом следующих понятий: 1. Иммунокомплексная патология. 2. Гиперчувствительность II типа. 3. Ранняя фаза немедленной аллергии. 4. Поздняя фаза гиперчувствительности I типа. 5. Гиперчувствительность замедленного типа. 9. Иммунологические механизмы, запускающие реакции гиперчувствительности II типа: 1. Тh1-зависимая активация макрофагов. 2. IgE-зависимая дег-рануляция тучных клеток. 3. Аутоагрессия. 4. Фиксация в тканях циркулирующих иммунных комплексов. 5. IgG- зависимая опсо-низация клеток и тканей, меченных «чужими» антигенами. 10. Реакции, определяющие резус-несовместимость в системе 11. Комплементзависимый цитолиз принимает участие в реакциях 12. Механизмы, задействованные в реакциях гиперчувствительности III типа: 1. Образование и фиксация в тканях циркулирующих иммунных комплексов. 2. Антителозависимая дегрануляция тучных клеток. 3. Активация комплемента. 4. Нейтрофилзависимое воспаление. 5. Антителозависимый цитолиз. 6. Гиперчувствительность замедленного типа. 13. Иммунологический механизм, запускающий реакции гиперчувствительности замедленного типа: 1. IgE-зависимая дегрануляция тучных клеток. 2. IgG-зависимая опсонизация клеток-мишеней. 3. Антигенная активация Тh1-лимфоцитов. 4. Антигенная активация Тh2-лимфоцитов. 5. Антигенная активация В-лимфоцитов. 14. Факторы и механизмы, определяющие развитие реакций гиперчувствительности IV типа: 1.Тh1-цитокины. 2. Тh2-цитокины. 3. Кооперация «Т-лимфоциты-макрофаги». 4. Кооперация «Т-лимфоциты-В-лимфоциты». 5. IgE-зависимая дегрануляция тучных клеток. 6. Антитеозависимая клеточная цитотоксичность. 15. Механизмы иммунопатогенеза: 1. Антителозависимая агрессивность против «чужих» антигенов. 2. Антителозависимая агрессивность против собственных антигенов (аутоантигенов). 3. Т-зависимая агрессивность против «чужих» антигенов. 4. Т-зависимая агрессивность против аутоантигенов. 5. Все перечисленное. 16. Пусковой агент, обязательный для реакций всех типов реакций гиперчувствительности: 1. Антитела. 2. Тh1-цитокины. 3. Тh2-цитокины. 4. Комплемент. 5. Антигены.
Практическая работа № 6
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.012 с.) |