Осн. тенденции развития заруб. лит-ры 1917-1945гг. Значение Окт. революции в России. Лит. направления и методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осн. тенденции развития заруб. лит-ры 1917-1945гг. Значение Окт. революции в России. Лит. направления и методы.



Осн. тенденции развития заруб. лит-ры 1917-1945гг. Значение Окт. революции в России. Лит. направления и методы.

1. Тема 1МВ – ведущая в лит-ре нач. 20в (Барбюс, «Огонь»); 2. Возникновение, формир-е и развитие лит-ры «потер. поколения» (Хемингуэй, «Фиеста. И восходит солнце Авторы lg: Хемингуэй, олдингтон, Фитсджеральд, Ремарк, Рильке, Трамбо («Джонни берет винтовку»). Черты лит-ра: 1. Тема войны в контексте протеста; 2. Гл. герой – участник войны; 3. Мотив любви (любовь как возможный выход для героя; но часто героиня гибнет).

Окт. революция определила облик мира, культуры, лит-ры. Многие авторы откликнулись на неё, для многих она была предпосылкой к новообразованиям, нововведениям. Т. Манн принял революцию. Драйзера поначалу не взяли в коммунист. партию из-за «Финансиста» («Смотрите, что вы написали!»), но потом приняли. Шоу был в восторге от револ., но после визита в Россию в 30-е гг. разочаровался. Джон Рид «10 дней, кот. потрясли мир». Оруэлл необыкновенно увлекся коммунист. идеями, вступил в комм. партию Англии, был чуть ли не фанатом коммунизма, НО 30-е гг, поездка в Россию => пишет антиутопии.Черты: изображение гос. строя в критич. осмыслении; трагич. мироощущение автора; изображение тоталитарного режима (гос-во – машина, чел-к – букашка); конфликт м/у идеологией гос-ва и героем; героя ожидает дух. или физич. гибель; любовь как главнейшая тема, любовь – та сила, кот. пробуждает рефлексивное сознание, у нее, как правило, трагич. завершение. Антиутопии: Замятин «Мы», Хаксли «О, дивный новый мир», Оруэлл «1984», «Звероферма». Уэллс от науч. -фантастич. романов сделал шаг к антиутопии («Мистер Блетсуорси на о. Рэмпол», «Игрок в крокет»). У авторов восхищение революцией обычно сменялось разочарованием.


Эстетич. концепция и худ. приемы модернизма. Модерн. течения 20-30-хгг. нац. лит-рах.

Модернизм – и направление и худ. метод. Как направление делится на течения: дадаизм, кубизм, сюрреализм, экспрессионизм, лит-ра «потока сознания», экзистенциализм (формир-е), абсурдистская лит-ра (театр абсурда).

Генезис модернизма – в декадансе. Декаданс – не упадок, а расцвет иск-ва (Бодлер «Цветы зла» - эстетизация зла; Уайльд «Портрет Дориана Грея» - утверждает новое видение мира и чел-ка в нем; Метерлинк «Слепые» - человеч-во движется к гибели, т. к. умерла религия). Ницше о совр. ему общ-ве: «Умерли все боги».

Эстетич. принципы модернизма: 1. концепция разобществленного чел-ка (разобществленность с эпохой в соц. контексте (Кафка), чел-к абстрактен);

Концепция времени (Выдвинута философом Бергсоном. Время субъективно. Объективное время протекает вне завис-ти от воли чел-ка. Субъективное время – то, что сконцентрировано в самом чел-ке (#, воспоминания о прошлом, мечты о будущем). Для обознач. субъект. времени употребл-ся термин «длительность» (duree). Ярче всего концепция Бергсона выявл-ся ч/з стр-ру произведения (esp, в ретроспекции));

3. Психоанализ Фрейда теория бессознат и влечений.на смену соц челу приходит стихийный.изучал сны(изучал подсознание чел-ка. В основе бытия 2 инстинкта: эрос (любовь, половой инстинкт,человек как искатель удовольствий,до 5 лет-идеальный эротик,чувств любовь к матери) и танатос (с рождения чел-к инстинктивно готов к смерти) => от нереализованных инстинктов все комплексы (комплекс Эдипа (инцестный комплекс), комплекс неполноценности, садистско-мазохистский комплекс.По Фрейду, у Гамлета был эдипов комплекс, у героев Достоевского, «ЦарьЭдип». – (работа «Достоевский и отцеубийство»).идеи глубинной психологии Фрейда проявилисьу лоуренса.комплекс электры – ночь нежна фиджеральда. аналит психология юнга-противопоствил индивидуальному коллективное бессознательное.модернист произведение:рассудочное,это гигант конструкция со швами наружу,автор не скрывает как сделанот его произв.обнажает прием,выпячивает;раздвоение повествователя-пишущий и наблюдающий;игровой принцип(игра как принцип удовольствия:форма игры – текст в тексте (интертекстуальность).Жид «фальшивомонетчик» -игра в роман,перед нами черновик романа,обнажает писат кухню.

3 «кита» модернизма: Кафка, Пруст, Джойс. «Улисс» Джойса – своеобразная энциклопедия модернизма. Роман построен на потоке сознания героя, его психологии. Понятие неконтролир-го потока сознания, мыслей героя прочно вошло в лит-ру.


Новые черты реализма XXв. Осн. тенденции развития романа, драмы, поэзии 20-40гг.

В лит-ре 20в. лидирует роман.

Черты реализма: 1) Движение жанр форм в романе:

1. Соц. Роман (Г. Манн «Голова», Драйзер «трилогия желания» («Сестра Керри», «Финансист».);

науч. -фантастич. роман (основоположники - Уэллс, Карл Ч а пек);

роман-антиутопия (Хаксли, Оруэлл);

историч. роман (Г. Манн дилогия о Генрихе IV, Фейхтвангер «Гойя»);

соц-психологич. (стремится к камерности, к изображению внутр. мира чел-ка) (Мориак «Клубок змей», Хемингуэй, Сент-Экзюпери, Ремарк, романы о lg);

философ. (центростремит.) (один из ведущих. Т. Манн «Волшебная гора», Гессе «Игра в бисер»);

роман-эпопея (центробежный) (Роллан «Очарованная душа», мартен дю Гар «Семья Тибо», Голсуорси «Сага о Форсайтах» (заверш-ся в 30-е гг));

биографич. (беллетризированная биография) (Андре Моруа);

документальный (основоположник – Джон Рид).

2) Драматургия параболична (иносказательна) – много аллегорий, подтекстов. Создание новых театр. -драматич. систем (теория эпич. театра Брехта, драма-дискуссия, драма-парадокс Шоу).

3) Родовой и жанровый синтетизм. Влияние на лит-ру живописи, музыки (#, роман-джаз), кинематографа (эпизодич. стр-ра). Жанры становятся очень мобильными: влияние драмы на роман и обратно; лирика воздейст-т на роман и драму.

4) Мощное воздействие модернист. эстетики и поэтики (приемов модернизма, его черт).


Стр-ра, проблем-ка и жанр романа Р. Роллана «Очарованная душа».

Роллан получил муз. образование, исследовал музыку. После войны 1914г. увлекся театром. Создал свой «театр революции» - написал драмы почти о всех самых выдающихсядеятелях революции (#, «Робеспьер»). Майя Ив. Кудашкина (из круга М. Цветаевой) пробудила в Роллане чувства к России. Роллана связывала дружба с Горьким – оба искали новый тип героя. От революции был в восторге, но позже разочаровался в России. Увлекался марксизмом/ленинизмом, гандизмом – пытался «совместить лед и пламень».

«Очарованная душа» (1922-1933). Многотомная стр-ра: 1кн. –«Аннета и Сильвия» (1922)» 2 – «Лето» (1922) (зрелость Аннеты); 3 – «Мать и сын» (1926); 4 – «Провозвестница» (революции, прихода новообразований), т. 1 – «Смерть одного мира» (1932), т. 2 – «Рождение» (1933) => пенталогия, а не тетралогия.

Связь с «Жаном-Кристофом»: роман-река. Аннета – одно из самых распространенных имен во фр. традиции = типичность героини. Ривьер – «река». Цель – показать судьбу представителя интеллигенции, проблема европ. интеллигенции. Интел. д. включ-ся в общест. процессы. Аннета первое время очарована иллюзиями бурж. сознания, но позже этот покров спадает. Роман динамичен по сюжетике. Смерть отца => утрата иллюзий (связь с классич. лит-рой) – Аннета узнает о побочной семье. Судьба не сгибает Ан. («Бургундская тёлочка» Аннета – сильна, чиста и т. д.). одна из проблем – отношение фр. общ-ва к внебрачным связям и детям. На протяжении всей жизни Ан. сопртивл-ся трудностям.

Тимон - // Тимон Афинский. События 1МВ, Марк – антифашист. Ч/з историю Тимона – взгляд на бурж. прессу. Тема взаимоотнош-й с русскими – Ася – показана загадочн. душа рус. чел-ка. Ася из среды белой эмиграции. Вопрос Вани про форель, кот. плывет против течения – сравнение с чел-м, кот. д. плыть VS течения, чтобы не погибнуть. В финале романа – образ автора, кот. описан как герой, знакомый с Аннетой.

Прием муз. соответствий, созвучий – по этому принципу выстроена образн. система романа; созвучия: Ан. – Сильвия, Ан. – Марк, Ан. – Роже Бриссо, Ан – Тимон, Ан. – Ванечка. Роллан настаивал на метафоричности финала – образ Вани (ребенок (залог будущего процветания Фр.), наполовину француз, наполовину рус (образец стойкости и мужества).


Концепция гуманизма в творч-ве Сент-Экзюпери. Своеобразие повести «Планета людей».

эссеист,сказочник,тяготеет к афористичности,любил жанр притчи.произведения чаще всего небольшие,от 1 лица,или обращение к герою.герои имеют реальных прототипов(друзей Экзюпери).частый герой-летчик.нет особого сюжета,есть особая лиричность,философский диалог с читателем.Гуманизм Экз. люди д. объединиться в своих усилиях по сохранению мира, Земли;люди не д. враждовать; призыв к отсутствию классовой борьбы; чел-к д. б. ответственен за своих ближних.Почта, письма – оч. важная для Экз. часть бытия; здесь велика роль авиации. Общие черты произведений:гл. герой – летчик-рассказчик,кабина летчика – место д. многих произведений;мотив авиакатастрофы,нередко герой гибнет. Мотив преемственности, дружбы авиаторов (довести дело погибшего товарища до конца);тема любви:летчик в личн. жизни не бывает счастлив до конца (отголоски истории с женой, аргентинкой Консуэлой, кот. была оч. взбалмошна, из окружения Пикассо), мотив неудачной любви.

Повесть «Южный почтовый». Гл. герой–летчик почтовой авиации Жак Барнис, для него небо – жизнь. Мало динамики. Много автобиогр. мотивов. В самой профессии летчика заложен мотив трагизма, готовность погибнуть; летчик не м. жить обычной жизнью. Жак гибнет. Рассказ-ся о горе близких. Друзья доставляют груз до места назначения – гуманистич. финал.

«Ночной полёт» - история жизни и гибели летчика Фабьена, кот. участвует в ночных эксперимент. полетах над Кордильерами не характ-но для того времени). Гибнет. Мужская солидарность – друзья-летчики доставляют груз до места.

«Планета людей». Мозаичная стр-ра, нет единого сюжета. Много воспоминаний автобиогр. хар-ра. Чувство солидарности людей др. с др. Есть вставные новеллы:новелла о летчик Гийоме, кот. часто сравнивают с др. произведениями мировой лит-ры (Лондон «Любовь к жизни», Полевой «Повесть о настоящем чел-ке»).

Подлинной, деятельной любовью к людям дышит лучшая его повесть - “Планета людей” (1939). Когда началась война, он уже был признан негодным для службы в авиации, но вернулся на самолет и воевал до того дня, пока Францию захватил враг.

“Планета людей” - это прекрасный сборник эссе. Рассказ о первом полете над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к ремеслу новичков. О том, как во время полета происходит борьба с “тремя изначальными божествами - с горами, морем и бурей”. Портреты товарищей автора - Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах, благодаря своему мужеству и упорству. Эссе о “самолете и планете”, небесные пейзажи, оазисы, посадки в пустыне, в самом стане мавров (первобытное племя, жившее в пустыне), и рассказ о том, как затерявшись в ливийских песках, сам автор чуть не умер от изнурительной жажды. Но сюжеты сами по себе мало что значат, главное то, что человек, который обозревает с такой высоты планету людей, знает: “Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека”.


Осн. тенденции развития заруб. лит-ры 1917-1945гг. Значение Окт. революции в России. Лит. направления и методы.

1. Тема 1МВ – ведущая в лит-ре нач. 20в (Барбюс, «Огонь»); 2. Возникновение, формир-е и развитие лит-ры «потер. поколения» (Хемингуэй, «Фиеста. И восходит солнце Авторы lg: Хемингуэй, олдингтон, Фитсджеральд, Ремарк, Рильке, Трамбо («Джонни берет винтовку»). Черты лит-ра: 1. Тема войны в контексте протеста; 2. Гл. герой – участник войны; 3. Мотив любви (любовь как возможный выход для героя; но часто героиня гибнет).

Окт. революция определила облик мира, культуры, лит-ры. Многие авторы откликнулись на неё, для многих она была предпосылкой к новообразованиям, нововведениям. Т. Манн принял революцию. Драйзера поначалу не взяли в коммунист. партию из-за «Финансиста» («Смотрите, что вы написали!»), но потом приняли. Шоу был в восторге от револ., но после визита в Россию в 30-е гг. разочаровался. Джон Рид «10 дней, кот. потрясли мир». Оруэлл необыкновенно увлекся коммунист. идеями, вступил в комм. партию Англии, был чуть ли не фанатом коммунизма, НО 30-е гг, поездка в Россию => пишет антиутопии.Черты: изображение гос. строя в критич. осмыслении; трагич. мироощущение автора; изображение тоталитарного режима (гос-во – машина, чел-к – букашка); конфликт м/у идеологией гос-ва и героем; героя ожидает дух. или физич. гибель; любовь как главнейшая тема, любовь – та сила, кот. пробуждает рефлексивное сознание, у нее, как правило, трагич. завершение. Антиутопии: Замятин «Мы», Хаксли «О, дивный новый мир», Оруэлл «1984», «Звероферма». Уэллс от науч. -фантастич. романов сделал шаг к антиутопии («Мистер Блетсуорси на о. Рэмпол», «Игрок в крокет»). У авторов восхищение революцией обычно сменялось разочарованием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.014 с.)