Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Омовение и отверзание уст бога

Поиск

 

О содержании этого обряда см. в части 3. Здесь приводится вавилонская версия ритуала по табличке ВМ 45749, хранящейся в Британском музее. На русский язык текст переводится впервые. Перевод с аккадского и шумерского языков В. В. Емельянова по изданию: Walker Ch., Dick M. The Induction of the Cult Image in Ancient Mesopotamia, The Mesopotamian Mis Pi Ritual. Helsinki, 2001. P. 70–77. Текст приводится без разбивки на строки.

 

Когда ты захочешь омыть уста бога, в благоприятный день ты поставишь в мастерской 2 сосуда эгуббу. Ты положишь красное одеяние перед богом и белое одеяние справа от бога. Для Эа и Асаллухи узлы ты завяжешь[133]. Ты устроишь омовение уст для этого бога, завяжешь узел для этого бога. Ты поднимешь свою руку, трижды прочтешь заклинание «Рожденный в небе самим собой». Перед этим богом трижды прочтешь заклинание «С этого дня перед отцом своим Эа идешь ты». Ты возьмешь руку этого бога и подведешь барана. Идя из дома мастеров на берег реки с зажженным факелом впереди бога, ты прочтешь заклинание «Как ты выходишь, как ты выходишь из леса».

Ты посадишь его на тростниковый мат, обратишь его глаза к закату. Тростниковую хижину ты Сделаешь, для Эа к Асаллухи узлы завяжешь. Пиво мазу возольешь, бедро барана откроешь, в стороне положишь топор, долото, пилу, сухопутную черепаху и морскую черепаху из серебра и золота. Свяжешь их и в реку бросишь. Перед Эа произнесешь трижды «Царь, господин Энгуры», руку поднимешь и трижды прочтешь заклинание «Энки, царь Абзу». Пиво, молоко, вино и мед возольешь. Омовение уст ты устроишь, трижды заклинание «Тот, кто пришел, его уста омыты» прочтешь и узлы развяжешь.

Ты возьмешь руку этого бога и усадишь его в саду на тростниковый мат посреди тростниковых штандартов в льняной одежде. Ты обратишь его глаза на восход. Ты пойдешь к реке и бросишь пищу мацхату в реку. Ты возольешь пиво михху. Руку ты поднимешь, перед рекой заклинание «Храм Абзу, где решаются судьбы» и заклинание «Пристань Абзу, священная пристань» по три раза каждое ты прочтешь. Ты наберешь воду в семь сосудов эгуббу и поместишь ее в часовню Кусу. Ты бросишь в сосуд для «святой воды омовения уст» тамариск, маштакалъ, сердцевину финиковой пальмы, семь плодов пальмы, тростник– шалалу, болотный тростник, сладкий тростник, […] серу, […] соль, кедр, кипарис, можжевельник,»

 

Далее следует список растений и камней, из которых отождествляются лазурит, золото, серебро, олово, железо; упоминаются также масло и мед.

 

Ты наполнишь тамарисковый желоб сердоликом, лазуритом, серебряными и золотыми бусинами, можжевеловым маслом и маслом хальцу, и ты. [поместишь] сосуды эгуббу на кирпич Дингирмах и омовение уст совершишь. Узлы ты развяжешь.

Ты свяжешь 9 узлов для Ану, Эллиля, Эа, Сина, Шамаша, Адада, Мардука, Гулы (и) Иштар, звезды […] к северу. Ты прочтешь заклинание «Тамариск, священное древом и омовение уст совершишь. Ты свяжешь 9 узлов для Нинмах, Kycу, Нингиримы, Нинкурры, Нинагаль, Кусибанды, Нинилду, Нинзадимы[134]и этого бога, аналогично[135]. Ты свяжешь 2 узла для Юпитера и Венеры, аналогично. Ты свяжешь 2 узла для Луны и Сатурна, аналогично. Ты свяжешь 3 узла для Меркурия, Сириуса и Марса, аналогично. Ты свяжешь 6 узлов для Весов, звезды Шамаша, Плуга, Шу–па, Колесницы, Эруа, Козы, аналогично. Ты свяжешь 4 узла для Площади, Ласточки, Анунитум, Нивы, аналогично. Ты свяжешь 4 узла для Рыбы, Великана, Эреду и Скорпиона, аналогично. Ты свяжешь 3 узла для (звезд пути) Ану, Эллиля и Эа, аналогично.

Утром ты поставишь в тростниковой хижине три трона для Эа, Шамаша и Асаллухи. Красное одеяние ты разложишь, льняное перед (статуей) расположишь. Три жертвенных столика ты установишь, спелые финики и муку крупного помола (на них) положишь. Смесь меда и топленого масла ты приготовишь, сосуд для возлияния приготовишь, 6 сосудов куккубу в ряд поставишь, отборные травы ты разложишь. Садовые плоды в изобилии ты обеспечишь. Просеянный ячмень ты станешь разбрасывать, можжевельник в кадильницу набьешь, кедровую ветвь в руку возьмешь и трижды заклинание «Рожденный в небе самим собой» ты прочтешь, заклинание «Шамаш, великий владыка Неба л Земли» заклинание «Вода жизни, река, порожденная потопом» и заклинание «Потоп, твой обряд неповторим, свят» ты прочтешь и… возольешь. Кадильницу ты (травой) набьешь.

Ты положишь муку мацхату на лоб барана и принесешь его в жертву. Узел ты совершенно завяжешь, Жрец–консекратор встанет по левую руку от этого бога, перед статуями Эа, Шамаша и Асаллухи, и заклинание «Шамаш, верховный судия» прочтет. Трижды заклинание «Эа, Шамаш и Асаллухи» он прочтет. Заклинание «В день, когда бог был сотворен» он прочтет – ты же исполнишь омовение уст. После этого заклинание «Священная статуя, совершенствующая великие ME» ты прочтешь и очистительный ритуал исполнишь. (В его левое ухо) ты пошепчешь, мастеров, которые к богу этому приблизились, со всем их инвентарем ты удалишь, перед Нинкуррой, Нинагаль, Кусибандой, Нинилду и Нинзадимом руки их шарфом ты свяжешь, тамарис–ковым ножом отрежешь[136]. Ты заставишь их сказать: «Я не делал его, Нинагаль – Эа кузнечного ремесла – сделал его». Глаз этого бога ты откроешь. Жрец–консекратор перед этим богом заклинание «Как ты выходишь, как ты выходишь» прочтет. Он прочтет заклинания «Статуя, рожденная в священном месте», «Статуя, рожденная в Небе», «Нинилду, великий плотник Ану», «Величественное одеяние ламохушшу из белого льна», «Великая корона», «Священный трон», а (также) перед этим богом заклинание «Иди, не медли» прочтет он. Вторую версию Он прочтет и в магический круг вступит/третью версию он прочтет, ки–уту–гин–на (исполнит).

Сперва ты развяжешь узел этого бога, затем ты развяжешь узлы Кусу, и Нингиримы, затем ты развяжешь узлы богов ремесла, затем ты развяжешь узлы великих богов. Ты возьмешь руку бога, заклинания «Пусть нога, стоящая на земле, на священном месте стоите и «Идущий по улице» на всем протяжении пути к храму этого бога ты будешь читать..

В воротах храма этого бога жертву ты принесешь. Ты возьмешь бога за руку и введешь его; идя к святилищу, заклинание «Мой царь, к твоему довольному сердцу» ты будешь читать. В нише бога ты усадишь, заклинания «Небесная вечерняя трапеза» и «Предназначенный для высокого престола» в его нише ты прочтешь. Справа от святилища тростниковую хижину ты установишь, для Эа и Асаллухи узел завяжешь, узел совершенно завяжешь и омовение уст этого бога исполнишь, и узел для этого бога завяжешь. Водой из воронки этого бога ты очистишь и семь раз заклинание «Асаллухи, сын Эреду» прочтешь, (а) рядом инсигнии божественности положишь. Ночью (перед ним) тьг их поставишь. На пристань Абзу ты пойдешь и там останешься. На всем пути до пристани Абзу очистительный ритуал ты будешь исполнять.

Знающий знающему пусть покажет. Не знающий да не увидит[137]. Табу великого Эллиля (и) Мардука.

Согласно слову таблички, копия красной обожженной таблички Набу–этель–илани, сына Даби6и, жреца–консекратора.

Иддина–Набу, сын Лухду–Набу, жрец–консекратор, ради жизни своей души и продления своих дней написал и в Эсагиле установил.

 

 

Дом омовения III

 

Третья часть поздневавилонской версии ритуала «Дом омовениям (см. ч. 3). На русский язык текст переводится впервые, Перевод с аккадского и шумерского языков В+ В. Емельянова по изданию: Weiher E. von. Spatbabylonische Texte aus Uruk Bd. III. Wiesbaden, 1991. S. 46–48. Текст ритуала изобилует повторяющимися формулами и сводится к описанию сложного обряда очищения царя.

 

Царь, усмиритель сердца, достойный царственности,

Аромат кедра, от гор исходящий, сладостный запах,

Плод прекрасный, власти достойный,

Владыка мой, царь, царственности носитель!

Когда в Дом омовения ты вступишь –

Пусть Эа тебе обрадуется,

Пусть Дамкина, царица Апсу, своим сиянием тебя осветит,

Пусть Мардук, великий надзиратель И гигов, главу твою возвысит!

Великий священный обряд Эа: согласно приказу, который им отдан, их действия постоянны.

Великие боги Небес и Земли ему предстали,

С высоких престолов Небес и Земли ему предстали,

Предписания их светлы, чисты,

Водой его светлой, чистой

Ануннаки, великие боги, себя умывали,

Перед ними себя очищали.

Светлый апкаль Эреду,

Светлый энкум Эреду. Чистая нинкум Эреду,

Экзорцист Апсу, превосходно подготовленный,

Льняную одежду Эреду носящий, превосходно по д готовл енн ый t

В Доме омовения царю Эа предстали.

По слову Шамаша, великого владыки Небес и Земли,

Пусть жизнь ублаженного сердца подарком тебе станет!

Царь, теленок коровы священной.

Когда к Дому омовения ты приблизишься – По слову Мардука, (что из) Апсу,

Пусть Шамаш ежедневно тебя озаряет,

Пусть Гула, мать милосердия, в одеяние царственности тебя нарядит!

Когда на высокий престол ты усядешься –

Пусть будет в льняном одеянии Апсу твой стан ежедневно хорош!

Когда освященную воду дадут тебе в руки –

Пусть Асарлухи в воду заклятья ее превратит!

Пусть Энбилулу, надсмотрщик реки,

Долгую жизнь душе твоей даст!

Когда в тростниковой хижине Дома омовения ты встанешь –

Пусть Эа, владыка заклятий, совершенный в искусстве,

С заклятием жизни тебе предстанет!

Когда рыбы и птицы, болотные твари лба твоего достигнут –

Пусть Намму, владычица великого моря, оседлавшая Небо,

Болезнь мангу и болезнь луту с твоего лба, подобно облаку, сгонит!

Пусть Нингирима, дочь Энки,

Заговорную формулу жизни тебе повторит!

Когда к престолу семерых из них для поклонения ты приблизишься –

Пусть боги, с престола сошедшие, сердца свои тебе распахнут!

Пусть Намму, мать дома, «Мир!» тебе скажет,

Подобно овце, ягненка своего окружившей, жизнью пусть тебя окружит!

Когда Эа ты поклонишься –

Пусть Эа–царь главу твою возвысит!

Когда Шамашу ты поклонишься –

Пусть Шамаш, вачикий владыка Небес и Земли, долгую ж [изнь душе твоей даст]!

По слову Мардука

Пусть жизнь ублаженного сердца подарком [тебе станет]!

Царь мой, […]!

Когда в Дом омовения ты войдешь,

Когда из тростниковой хижины Дома омовения ты выйдешь –

Пусть одеяние, что ты носишь, силу жизни тебе дарует!

Пусть скипетр, тебе врученный, Страну […]!

Пусть корона, тебе врученная, главу твою возвышает!

Когда из Дома омовения ты выйдешь –

Пусть Ануннаки, великие боги, жизнь ублаженного сердца в подарок тебе даруют!

Пусть Нинурта, великий витязь Энлиля, в битве товарищем тебе будет!

Пусть Нуску, великий визирь Экура, жизненной силы тебе прибавит!

Когда из Дома омовения ты выйдешь

Пусть шеду добрый, ламассу добрая с миром к тебе вернутся!

Пусть злой демон, злой дух прочь отойдут!

Пусть шеду добрый, ламассу добрая рядом стоят!

Пусть Ануннаки, великие боги,

По (велению) Шамаша прекрасные слова для тебя произносят!

 

 

Ордалия Мардука

 

Текст дошел в ниневийском и ашшурском вариантах. Новогодний ритуал, в котором подвергается суду и испытаниям вавилонский бог Мардук, якобы приписавший себе все заслуги по истреблению Тиамат. На самом же деле Тиамат победил бог Лшшур, о котором в Энума элиш говорится как о предке Мардука. Идеология обоснована здесь игрой знаков: знаками АН. ШАР писалось имя ассирийского бога Ашшура, что дало писцу возможность отождествить Алшара вавилонского эпоса с Ашшуром. Представление об Ашшуре как победителе Тиамат появилось, скорее всего, в эпоху Синаххериба, когда Вавилон был не только унижен, но и разрушен. Текст переводится на русский язык впервые. Многие места его неясны и пока не поддаются комментированию Непонятно, прозаический или поэтический текст перед нами, поэтому в переводе, как и в подлиннике, он разбивается на строки. Перевод с аккадского языка В. В, Емельянова по изданию: Livingstone A. Court Poetry and literary Miscellanea. Helsinki, 1989. P. 82–86.

 

Тот, кто в доме своем кричит – это Бел. В узилище заключен он.

Тот, кто седьмого Нисана […] – это посланник Шамаша и Адада. Из узилища он его выведет.

Без посланника его богов из узилища кто его выведет?

Посланник, что придет и его выведет, оседлал […], к месту ордалии идет он.

Дом– акиту, куда идет он,– на краю места ордалий расположен; они его там допрашивают,

Набу пришел из Борсиппы, чтобы приветствовать своего отца, ими схваченного.

Белет–или, надзирающая за улицами, Мардука ищет: «Где его взяли?»,

Царпаниту, чьи руки простерты, Сипа и Шамаша молит: «Да будет жив Бел!»,

Белет–или, что всё обходит, на заупокойный дворик пошла, ищет его.

Борцы, что в дверях Эсагилы стоят, – это стража его, назначены они его сторожить,

[…] то, что сделали они у зиккурата: когда боги окружили его, он ускользнул и взбежал вверх, (думая): «Я буду спасен!» Они вывели его оттуда.

[…], что под ним, и красная шерсть, в которую он облачен,– это удары, которые ему нанесли. Они красны его кровью.

Ташмету, что с ним сидит, пришла, чтобы приветствовать его.

[…], что не пошел с ним, (говорит): «Я невиновен! Я не знаю, что делать!», чтобы Ашшур был к нему справедлив; через суд он проходит.

[…], что не пошел с ним, сын Ашшура. Он – страж, приставленный к нему, городскую цитадель он охраняет.

Голова, что с перекладины Госпожи Вавилона свешивается, – это голова преступника, который помогал ему, советовал ему. Его голову на шею Госпожи Вавилона они повесили.

[Набу (?)], что возвращается и в Борсиппу идет и тычинки финиковой пальмы там разбрызгивает,– (это потому, что) Бел на место ордалии отправился, город против него поднялся, и там они борются.

Свиные тростники, которые они бросали на пути Набу, когда из Борсиппы он идет, и на которые Набу наступал и смотрел, – это преступник, что с Белом был; он узнал его как соучастника Бела.

Жрецы– машмашшу, что перед ним заклинание читают,– это его люди, перед ним они идут, стеная.

Жрец– лумахху, что перед Госпожой Вавилона идет,– вестник новостей. Он идет на ее плач: «Они ведут его к месту ордалий!» Она отсылает его, говоря: «О брат мой, о брат мой!»

Его одеяние, которое Госпоже Вавилона они послали, – его платья, их они сняли.

Его серебро, его золото, камни, что из Эсагилы в другие храмы они вынесли, – его имущество,

Одежда, которой он был покрыт, в кладовой хранится.

Молоко, что они надоили перед Иштар Нин–вийской,– потому (надоено), что она его воспитала и явила ему милосердие.

Энума элиш, что они прочли и спели перед Белом в Нисан, – (говорит) о его заточении.

Мольбы он произносит, молитвы возглашает,

Перед Уту говорит: «Я делал только то, что хорошо для Ашшура! В чем моя вина?»

Бел глядит в небо, к Сину и Шамашу взывает: «Дайте мне жить!»

Бел глядит в землю, поскольку на него […] накинут – (это потому, что) с ордалии идет он.

[…], что не вышел с Белом в дом– акиту, узника держит и с ним сидит.

Госпожа Вавилона, что не пошла в дом– акиту – хозяйка дома. (Он сказал ей): «Ты дом знаешь! Дом стереги! Ты за дом отвечаешь!»

Госпожа Вавилона, что имеет черную шерсть сзади, а красную шерсть впереди,

Красная шерсть впереди – это кровь сердца.

Госпожа Вавилона, перед которой восьмого нисана свинью колют, – хозяйка дома. Они ее спрашивают: «Кто преступник?»

 

Разбито три строки.

 

Мука, для Нисана слишком изобильная, – та, что была при его пленении.

Воду для (омовения рук) на место его плача они принесли, слезы свои в нее он п[ролил].

Одеяние, что на нем, о котором он сказал: «Вода это!» – это ложь.

В Энума элиш сказано: «Когда Небо и Земля не были созданы, Ашшур существовал!»

(Только) когда город и храм появились, он существовал – вода на Ашшура!

Деяние его греха в кладовой собрано, В воду он не одевался.

Бег вокруг статуи Бела и всех ниш со статуями в месяце Кислиму – посвящен Нинурте.

Когда Ашшур послал Иинурту настигнуть Анзуда, то Нергал

Объявил перед Ашшуром: «Анзуд настигнут!:» Ашшур сказал Гаге:

«Иди и передай всем богам радостные вести!» Он передал им радостные вести, они обрадовались и ушли.

Все слова, что плакальщиками произнесены были, все акты разбоя, которые они против него совершили, боги, отцы его, припомнили.

Собака, Эсабад переплывшая, – гонец. Гула к нему ее послала.

Сандалия, которую в храм Госпожи Вавилона они принесли, – это знак. Он послал ее ей, потому что они не отпускали его.

Колесница, что в дом– акиту отправилась и назад вернулась, водителя не имела. Без водителя она из стороны в сторону раскачивается,

И Саккукуту, обходящая город, – его плакальщица. Город она обходит.

Решетчатая дверь названа (так потому, что когда) боги окружили его, он вошел в храм и запер за собой дверь. Они просверлили в двери щели и устроили сражение с ним.

 

Разбито десять строк.

 

Того, кто табличку эту разобьет, или в реку бросит, или прочтет ее, но не перескажет человеку, который не читал,

Пусть Ашшур, Син, Шамаш, Адад и Иштар, Бел, Набу, Нергал, Иштар Ниневийская, Иштар Арбельская, Иштар Кидмури, Боги Небес и Земли и все ассирийские боги, Проклянут его неотменимьм, тяжким проклятием! Пусть милость свою во все дни его жизни не явят! Пусть имя и семя его из Страны исторгнут, пусть плоть его в пасть собачью засунут!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.183.10 (0.008 с.)