Тема Основы бухгалтерского учёта.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема Основы бухгалтерского учёта.



Тема Основы бухгалтерского учёта.

Моментом возникновения предпосылки появления бухгалтерского учёта явился великий труд францисканского монаха Луки Почали трактат «о счетах и записях», созданный им в 1494 году. В своём труде автор раскрыл смысл учётных записей и дал определение «двойной записи». Великим этот труд считается, потому что не утратил своей актуальности по настоящее время.

Учёт – это один из важнейших видов информации, основа рационального управления и прогнозирования. Это количественная регистрация фактов и явлений общественной жизни с последующим подсчётом.

 

В РФ используется 3 вида учёта:

-Оперативный учёт – учёт отдельных фактов хозяйственной деятельности, возникает по мере необходимости, не документируется, не обладает специальной методологией и тем не менее широко используется в экономике;

-Статистический учёт – изучает количественную сторону массовых общественных явлений в целях раскрытия их качественного своеобразия, применяя специфическую методологию.

Первый метод статистики – это массовое наблюдение (закон больших чисел);

Второй метод – это сводка и группировка, т.е. расчленение изучаемых явлений на качественно однородные группы (перепись населения);

Третий метод – статистический анализ и научная обработка собранного и разгруппированного материала, т.е. вычисление обобщающих показателей, средних и относительных величин;

Четвёртый метод – это выборочное наблюдение и регистрация (потребительская корзина).

Несмотря на то, что оперативный и статистический учёт необходимы и широко применяются в хозяйственной жизни общества. Эти два вида учёта не являются универсальными.

 

Бухгалтерский учёт – представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций и их отражение в определённой системе счетов бухгалтерского учёта.

 

Основные характеристики бухгалтерского учёта:

1) Документальное оформление.

2) Денежное выражение.

3) Сплошной характер.

4) Непрерывность во времени.

 

Объектами бухгалтерского учёта являются: имущество организации, её обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

 

Объекты бухгалтерского учёта подразделяются на 3 взаимосвязанных раздела:

1) Имущество по составу и размещению.

2) Имущество по источникам образования.

3) Хозяйственные операции и их результаты.

В связи с этим предмет бух. учёта также подразделяется на 3 аналогичных раздела. Предметом бух учёта является вся хозяйственная деятельность предприятия, для осуществления которой необходимо располагать определёнными средствами.

 

В предмет как цельную совокупность входят следующие элементы:

1) Активы предприятия;

2) Пассивы предприятия;

3) Многочисленные хозяйственные операции, которые приводят к изменению активов и пассивов.

Таким образом, именно бухгалтерский учёт – это универсальный способ системного отражения всех хозяйственных явлений и процессов предприятий любых форм собственности и важнейший вид информации для внутренних и внешних пользователей.

 

Сущность методологии бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учёт не отрасль права, поэтому мы говорим не о методе правового регулирования, а о совокупности приёмов и способов, применяемых в определённой последовательности и взаимосвязи для отражения объектов учёта.

 

Элементы метода бух учёта:

1) Документация, т.е. каждая хозяйственная операция подлежащая отражению в бух учёте должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершённой операции, её точное количественное выражение и денежная оценка.

2) Оценка, напрямую связана с документацией и содержит в себе денежное измерение имущества обязательств и хозяйственных операций.

3) Счета, т.е. способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно-однородным признакам.

4) Двойная запись означает, что каждая хозяйственная операция отражается в одной и той же сумме по дебету одного счёта и кредиту другого счёта.

5) Инвентаризация, т.е. уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путём сопоставления их с данными бухгалтерского учёта, т.е. способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре бухгалтерским данным. С помощью инвентаризации отражаются: естественная убыль, потери, недостатки, излишки, правильность хранения и т.д.

6) Калькуляция – это способ группировки затрат на производство и реализацию продукции товаров, работ и услуг, калькулирование себестоимости даёт возможность анализировать затраты и обоснованно устанавливать цены.

7) Бухгалтерский баланс – способ укрупненной экономической группировки имущества по составу, размещению и источнику формирования за отчётный период в денежном выражении на определённую дату. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива.

8) Отчётность – в совокупности с балансом, это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансово-хозяйственную деятельность организации за определённый период по установленным формам.

 

Для семинара необходимо: учебник Грачёва, закон «о бухгалтерском учёте», план счетов, закон «об аудиторской деятельности» и 25 глава НК РФ.

 

Учётные регистры.

Представляют собой бухгалтерские книги, карточки, сводные листы, журналы, ордера и т.д. Записи в учётные регистры вносятся чётко, ясно, кратко и разборчиво.

Первичные документы, прошедшие обработку должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования при ручной обработке.

Все документы, приложенные к приходным и расходным ордерам, а также послужившие основанием для начисления заработной платы подлежат обязательному гашению.

Учётные регистры накапливают информацию о совершённых однородных хозяйственных операциях за определённый период. Эта информация из учётных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчётность. В РФ принята поквартальная отчётность.

Первичные документы, учётные регистры, бухгалтерские отчёты и балансы должны храниться в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

Бланки строгой отчётности должны храниться в сейфе.

По истечении определённого для каждого вида документа срока документы сдаются в архив. Обычное хранение составляет не менее 5 лет, а лицевые счета или расчётные ведомости по зарплатам рабочих и служащих должны храниться 75 лет.

 

Способы исправления ошибок в бухгалтерских документах.

Существует всего три способа исправления ошибок в бухгалтерских документах это:

1) Кариктурный. Заключается в следующем: допущенную ошибку следует зачеркнуть одной чертой, сохраняя при этом понятность её значения. Далее следует сверху надо написать правильную сумму или текст. Повторить правильную запись на полях документа и заверить подписью лица, внёсшего исправление с указанием даты внесения.

2) Дополнительная запись (проводка). Применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке или в учётных регистрах указана преуменьшенная сумма. Для исправления такой ошибки оставляют дополнительную бухгалтерскую проводку на разность между правильной и уменьшенной суммами операций.

3) Красное сторно. Если в учётных записях указана неправильная корреспонденция счетов, то её необходимо исправить способом «красное сторно», который заключается в том, что неправильная старая запись аннулируется путём её повторения красным цветом и совершается новая правильная запись, но уже обычной пастой.

В бухгалтерском учёте принято считать, что суммы записанные красным являются отрицательными или сторнировочными. Поэтому при подсчёте оборота такие суммы вычитаются из общих итогов.

 

Оценка – второй элемент методологии бухгалтерского учета, который означает что все хозяйственные операции в первичных документах, учётных регистров и отчётности должны быть выражены в тех или иных количественных измерителях. Для отражения хозяйственных операция используются три вида измерителей:

1)натуральный, устанавливающий физические показатели объектов учёта, в соответствующих единицах массы, объёма, длины, площади.

2)денежный, дающий денежной оценке обобщённую характеристику рассматриваемых объектов учёта (универсальный измеритель).

3)трудовой, направлен на затраты, форма - часы.

 

Оценка имущества и обязательств производится организацией с обязательным отражением в бухгалтерском учёте в денежном выражении. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели переводятся в денежные с помощью цен, тарифных ставок, должностных окладов. Поэтому денежный измеритель является единым.

В соответствии с законом о бухгалтерском учёте оценка имущества, приобретённого за плату, осуществляется путём суммирования практических расходов на его покупку. Имущество, полученного безвозмездно по рыночной стоимости на дату оприходования. Имущество, произведённого в самой организации по стоимости изготовления.

 

Основные принципы оценки объектов учёта установлены положением учётная политика организации это:

1)допущение непрерывности деятельности организации.

2)допущение последовательности в применении учётной политики.

3)требование осмотрительности.

4)необходимость полноты отражения в учёте фактов хозяйственной деятельности.

 

Оценка основных средств:

1)Первоначальная стоимость.

2)Восстановительная стоимость.

3)Остаточная стоимость.

4)Амортизируемая стоимость.

5)Ликвидационная стоимость.

 

Первоначальная стоимость – это фактические затраты организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещённых налогов, включая расходы по доставке, монтажу, установке, таможенные пошлины. Первоначальной стоимостью основных средств, внесённых в счёт уставного капитала, организации признаётся денежная оценка, согласованная учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Первоначально стоимостью полученных средств по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения признаётся их текущая рыночная стоимость на дату оприходования.

Восстановительная стоимость основных средств – представляет собой стоимость воспроизводства инвентарного объекта в данный момент времени. По результатам переоценки основных средств их стоимость должна быть приведена в соответствии с рыночными ценами и условиями воспроизводства.

Восстановительная стоимость основных средств изменяется в связи с изменениями цен на энергоносители, грузовые перевозки, уровень которых в условиях рыночной экономике постоянно изменяется. В бухгалтерском балансе первоначальная и восстановительная стоимость объединяется общим термином балансовая стоимость объекта, что отражается в соответствующей статье баланса.

Остаточная стоимость – определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой износа за весь период эксплуатации. Остаточная стоимость в отличие от первоначальной или восстановительной постоянно изменяется, поскольку организация ежемесячно производит начисление амортизации.

Амортизационная (амортизируемая) стоимость – это разница между первоначальной или восстановительной стоимостью и стоимостью возвратных материалов или денежной выручки при ликвидации объекта основных средств, т.е. амортизационная стоимость – это стоимость с которой начисляется амортизация.

Ликвидационная стоимость – это стоимость возвратных материалов при ликвидации объекта основных средств.

 

Оценка материально-производственных запасов.

Материально-производственные запасы (МПЗ) – это часть оборотных средств организации в виде её реального материального имущества. Бухгалтерский учёт по МПЗ ведётся по их видам в соответствующих натуральных единицах измерения (штуках, объёме, литров и т.д.). МПЗ по видам подразделяется на материалы, готовую продукцию и товары.

К материалам относятся: сырье, топливо, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, тара и т.д. К готовой относится продукция, законченная в ходе производства обработкой, технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договорной поставки или требования, предъявляемым к продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. К товарам относятся материальные ценности, приобретённые для продажи.

Оценка МПЗ учитывая разнообразие их видов и характера использования наиболее сложная и важная работа в бухгалтерском учёте. От её результата зависит реальность активов баланса и финансовый результат деятельности организации. МПЗ при принятии на учёт отражаются по фактической себестоимости приобретения или изготовления.

 

При отпуске в производство МПЗ также должны оцениваться по фактической стоимости приобретения одним из следующих методов:

1) По себестоимости единицы запасов.

2) По средней себестоимости.

3) По себестоимости первых по времени закупок.

4) По себестоимости последних по времени закупок.

Оценка готовой продукции, а также отгруженной продукции может отражаться в балансе по фактической или нормативной, т.е. плановой себестоимости.

 

Оценка не материальных активов.

Можно выделить несколько источников поступления не материальных активов в организацию, по каждому их которых производится оценка в следующем порядке:

1) Безвозмездно полученные активы оцениваются по рыночной стоимости на дату принятия в бухгалтерский учёт.

2) Активы, полученные в виде вкладов в уставный капитал организации по договорённости учредителей.

3) Приобретённые на стороне активы путём суммирования практически произведённых расходов на их покупку.

4) Активы, созданные самой организацией, оцениваются по стоимости их изготовления, включающие фактические расходы на создание, изготовление за исключением НДС и иных возмещённых налогов.

 

Тема Основы бухгалтерского учёта.

Моментом возникновения предпосылки появления бухгалтерского учёта явился великий труд францисканского монаха Луки Почали трактат «о счетах и записях», созданный им в 1494 году. В своём труде автор раскрыл смысл учётных записей и дал определение «двойной записи». Великим этот труд считается, потому что не утратил своей актуальности по настоящее время.

Учёт – это один из важнейших видов информации, основа рационального управления и прогнозирования. Это количественная регистрация фактов и явлений общественной жизни с последующим подсчётом.

 

В РФ используется 3 вида учёта:

-Оперативный учёт – учёт отдельных фактов хозяйственной деятельности, возникает по мере необходимости, не документируется, не обладает специальной методологией и тем не менее широко используется в экономике;

-Статистический учёт – изучает количественную сторону массовых общественных явлений в целях раскрытия их качественного своеобразия, применяя специфическую методологию.

Первый метод статистики – это массовое наблюдение (закон больших чисел);

Второй метод – это сводка и группировка, т.е. расчленение изучаемых явлений на качественно однородные группы (перепись населения);

Третий метод – статистический анализ и научная обработка собранного и разгруппированного материала, т.е. вычисление обобщающих показателей, средних и относительных величин;

Четвёртый метод – это выборочное наблюдение и регистрация (потребительская корзина).

Несмотря на то, что оперативный и статистический учёт необходимы и широко применяются в хозяйственной жизни общества. Эти два вида учёта не являются универсальными.

 

Бухгалтерский учёт – представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций и их отражение в определённой системе счетов бухгалтерского учёта.

 

Основные характеристики бухгалтерского учёта:

1) Документальное оформление.

2) Денежное выражение.

3) Сплошной характер.

4) Непрерывность во времени.

 

Объектами бухгалтерского учёта являются: имущество организации, её обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

 

Объекты бухгалтерского учёта подразделяются на 3 взаимосвязанных раздела:

1) Имущество по составу и размещению.

2) Имущество по источникам образования.

3) Хозяйственные операции и их результаты.

В связи с этим предмет бух. учёта также подразделяется на 3 аналогичных раздела. Предметом бух учёта является вся хозяйственная деятельность предприятия, для осуществления которой необходимо располагать определёнными средствами.

 

В предмет как цельную совокупность входят следующие элементы:

1) Активы предприятия;

2) Пассивы предприятия;

3) Многочисленные хозяйственные операции, которые приводят к изменению активов и пассивов.

Таким образом, именно бухгалтерский учёт – это универсальный способ системного отражения всех хозяйственных явлений и процессов предприятий любых форм собственности и важнейший вид информации для внутренних и внешних пользователей.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.015 с.)