Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 10. масленичная неделя. Основные темы масленичных песен. Похороны Масленицы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Время от святок до масленицы- мясоед. Разрешены все увеселения. Это время свадеб. Восьмая неделя от пасхи к назад- масленица. Масленичная неделя- сырная т.к мясо в преддверии поста есть нельзя,а сыр и др.молочные продукты можно. Пн-встреча Вт-заигрыш Ср-лакомка Чт-широкая масленица Пт-посиделки Сб-золовкины посиделки Вс-проводы,прощанья Масленица — один из важнейших общинных праздников. В разряде крупных (по народной терминологии — больших) общинных праздников масленица выделялась рядом особенностей. Во-первых, она была единственным и в большинстве восточнославянских районов многодневным нецерковным праздником, молчаливо признанным церковью (как карнавал в странах католического вероисповедания). В системе церковного календаря она наложилась на сырную неделю (последнюю перед Великим постом) и в народном календаре практически отождествилась с нею, приняв название сырная, которое бытовало и как заменитель термина „масленица“ (белорус, сырна нядзеля), и как его параллельный православный вариант. Последнее воскресенье перед Великим постом получило в народе название прощёное, прóща. Во-вторых, слившись с сырной неделей, масленица оказалась в системе подвижной Пасхалии, т.е. лунного календаря, что косвенным образом свидетельствует о ее более архаической „лунной“ связи. Следы последней проявлялись в поздней культуре в народном календарном счете: от времени нарождения месяца на Рождество (до или после него) определялась продолжительность зимнего мясоеда (великого заговенья), с тем, чтобы на масленичную неделю обязательно пришлось новолуние. От рождественского новолуния зависела также продолжительность петровского поста на рубеже летнего солнцеворота. Таким образом, в лунном календаре масленица занимала срединное положение по отношению к обоим солнцеворотам. Но если о связи масленицы с зимним солнцеворотом кое-что и говорится (главным образом о том, что масленица — конец зимнего периода календарного цикла), то смысл ее соотношения с ритуалами весенне-летнего рубежа специально не рассматривался. В-третьих, масленица по своему значению (а в ряде русских областей и по ритуальной насыщенности) превосходила два ритуальных цикла солнцеворотов, закрепленных в стабильной структуре гражданского/церковного календаря за датами христианских событий: Рождество-Крещение Христа (зимние святки), Рождество Иоанна Крестителя — Купало-Петров день (зеленые святки). Развитие многозначности русской масленицы получило дополнительный стимул в раннее средневековье, когда новый год начинался с 1 марта: поздняя масленица приходилась именно на 1-ю неделю этого месяца. Масленичный цикл у восточных славян эволюционировал по-разному у отдельных народов и внутрирегионально. Пн- наряжали масленицу и устанавливали. С Чт- ряженые Встреча масленицы «посыпая сыром», но и ругая ее за то, что пришла на неделю всего. Проводы зимы и встреча весны. Катания с гор. Масленица- праздник женатой молодежи. Им пели величания.,катали с горки. При всех они должны были целоваться. Свою плодородную силу молодые должны были сообщить земле,разбудить ее материнское начало. «на горку» приходили незамужние девушки в лучших своих одеждах. «Смотр»- выбор невест. Ритуальное обжорство. Кулачные бои. Взятие снежного городка. Ярмарки. Балаганы. Блины- обязательная ритуальная и поминальная еда. Первый блин на окне или на могилу- умершим предкам. С четверга не приветственные,а прощальные песни. Сжигание чучела. Прощеное воскресенье Чистый понедельник- отмывались перед великим постом. Пропп. Уничтожение масленицы 1 уничтожение зимы 2 продуцирующий обряд Ивлева. Масленичное ряжение- процессия, а не хаотичная толпа. В отличие от святочного ряжения, для этих окрутников характерно дневное время отправления. Не соглашается с проппом, что масленичное ряжение перенесено со святок. Бернштам. Конец мира---очищение. Билет 11. закликание весны. Веснянки. Егорьевский цикл весенней обрядности.
Кончилась масленица- семь недель великого поста. Запрещены увеселения, даже петь нельзя. Посиделки только с рукоделием. Чтобы весна пришла, ее нужно позвать,выкликнуть. Это был своеобразный речитатив,наполненный внутренним ритмом.. под вечер девушки забирались на крыши сараев и оттуда закликали весну. Закликали в разных регионах в разные дни марта. Птицы возвращались, по поверьям они приносили весну. Ускоряли: пекли фигурки птиц,подбрасывали их в воздух. Прикрепляли к деревьям,засовывали под сараи.остаток- скоту. Чтобы живительные силы природы коснулись и детей,и животных На благовещение выпускали на волю живых птиц. 25 марта. 7 апреля- день сорока мучеников. Семантика: участники. Бабушки и женщины пекут. Дети бегают. Девушки закликают: звонкий голос и могут залезть высоко. Пропп. Тесто. Продуцирующий обряд в том числе. Закликание-магия подобия, подражание звукам весны
Егорьев день. 23 апреля. День св Георгия Победоносца. Егорий вешний, зеленый Юрий. Покровитель скота. Первый выгон скота. Мужской праздник, в первую очередь праздник пастухов. В ночь группа парней во главе с пастухом обходила деревни и окликала Егория. У окликальщиков,как и у колядовщиков был свой мехоноша.. Утром скотину выгоняли вербочкой: передача живительной силы. Магическое значение. Пастух и обходчик. В руках: решето, в которое насыпали зерно,ставили иконку св.георгия и свечу,крашенные яйца,замок. Обходчик, обходя, произносил заговор Окуривали скот. Корове вымя, например. «наряжается как баба на юрья» На егорьевской росе катались,чтобы взять ее силу 1 мая-чествование святого Макария,им заканчивалась егорьевская неделя.
Вербное воскресенье. Вербная неделя-последняя неделя перед пасхой. «Без вербы- не весна» Ла зоревская сб-канун вербного вс- освещали вербу в церкви. Целительная сила сережек- от лихорадки. Дети бегали и хлестались вербой. Пропп: магия соприкосновения.
Пасха. И пробуждение сил природы, и окончание поста. Крестный ход. Утром христосование и обмен крашеными яйцами. Обход дворов молодежью- волочебные песни. Введение 2.обращение к хозяину, чтобы тот пригласил или одарил. 3 величание хозяину. В колядках же наоборот:2 и 3 в ином порядке Волочебные- от волочиться=ходить.
Красная горка. (первое вс после пасхи) молодежь катала яйца. Величание молодоженов этого года. «Вьюнишные песни» Качели. Съезжие праздники. Ярмарки невест. Хороводные песни. Билет 12. похороны кукушки. Обряды семика и троицы. Русальная неделя. От пасхи до троицы молодежь водила хороводы. 7 и 8 недели были особенными. Их называли зеленые святки. Это второй цикл весенних обрядов,приветствование зелени деревьев. Цикл из ряда обрядов: 1.внесение в село березки Завивание венков Кумление Похороны кукушки, Костромы,русалки Две недели: семикская и троецкая. В центре обрядов- березка. Обладает особенной силой роста. Похороны- явления одного плана. Назначение: проводить весну и обеспечить урожай. В семик,чт перед троицей, девушки собирали продукты, тайно шли со снедью в лес. Там завивали венки. Снимали кресты- кумление. Яичница- ритуальная еда. Яйцо-символ плодородия. Кукушка закапывалась с песней. Бросали в воду венки. В троицу на кладбище поминали родных Хороводы вокруг березок. Иногда срубали и приносили в деревню. Пропп. Сила роста в верхушках---кольцо как способ сохранения этой силы сила из леса земле,людям. Девушки забирают силу,женщины отдают(жнивные катания по полям) Березу уничтожали,чтобы силу передать посевам. Прощание с березкой, бросали в реку Яйцо-знак воскресения из мертвых.
Восьмая неделя, вторая половина зеленых святок- Троицкая, русальная или гряной. В эту неделю из воды выходят русалки, если заманить их и прогнать на поля, то они обеспечат влагой на все лето. Русалка в виде куклы, страшного чучела. С ней ходили по полям, потом уничтожали. Похороны русалки часто сочетались с похоронами Костромы:сноп рядили, потом уничтожали.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.008 с.) |