Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 17. причитание: общая характеристика жанра. Функции причитаний в составе переходных обрядов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Адоньева С.Б. Прагматика причитания \\ Прагматика фольклора Изменение социальной позиции предполагает смену стереотипов и смену картины мира. Психологически такое событие для человека предполагает определенное переживание: неведомая прежде часть мира вторгается во внутреннее жизненное пространство и преобразует его, приводя в соответствие с новой картиной мира. Такое психологическое изменение предполагает дедуктивную фазу- взрыв. Одна из функций переходного ритуала состоит в том, чтобы преобразовывать одну проекцию жизни в другую. Габитус- стиль жизни,говоря о статусе. Переход от одного габитуса к другому- переживания. Одна из функций переходного обряда состоит в том, чтобы превращать одну проекцию жизни в другую. Причитания есть там,где есть переходная ситуация. Рекрутские проводы Похороны свадьба Причитание- сугубо женский жанр. Женщины причитают по своим родственникам и свойственникам. Причитать умеет каждая женщина, но наиболее способные считают своим долгом попричитать не только у своих, но и у дальних родственников. Первый раз в жизни--- когда узнают горе:похоронят родителей. Вдовство, смерть кого-нибудь из детей. С этого срока женщина перестает петь: это неприлично. Сиротство – особый статус. Особое положение. «идти по миру» сирота в лексике причитания не то,что в разговорной речи. В причитании это человек,чье положение меняется в результате похорон. Сноха, чей статус не меняется, не использует определения сиротинушка. Сироты и вдовы обладают большей свободой в плане пересечения чужой территории. Сироты причитали по своим родителям,но это сокровенное действо, а не публичное, тогда как на похоронах публичность обязательна. Причитание- лирика женской души. «горе»употребляется во множественном числе. Это не чувство, а определенный опыт. Способность к плачу связана с познанием горя:» горе есть, так плакать станешь,пройдет-так все забудешь». Причитаниям не учат. «украли причет»- другая женщина начинает причитать первой, тем самым «крадет голос» т.е у события первого плача есть особый статус.
Исполнив причитание в первый раз, женщина становится полноправной участницей всех последующих похоронных ритуалов. Сироты и вдовы знают о мире мертвых. Причитающая рассказывает умершему, что его ждет в загробной жизни. Ей это уже открыто, а ему еще неизвестно. Умерший не слышит обычной речи, он слышит причетную.. смерти как не бытия нет, т.е причитание- способ говорения с загробным миром. Невеста причитает, ибо она в переходной фазе, она не имеет возможности говорить прямо со своей родней, т.к они не «свои» уже. При читание- инструмент посвящения, речевое действие, объектом кот является лиминальная персона или посвящаемый. Причитание создает вербальную оболочку противоречия, которое возникло между реальной жизнью и ее соц проекцией. Рекрутские причитания: Зачин Укор Сетования Наказы Заклинания Свадебные причитания: Невеста ходит по родственникам и причитает. Иногда с ней ходят «подголосницы». Лицо закрывали платком. Спрашивала причитанием у замужних родственниц, как им живется в замужестве. Похоронные причитания: Причитают те, чей статус меняется. Дети---сироты Жена---вдова Состояние переживания заключено в причитании. Ситуация должна быть пережита, а новый статус получен.
Билет 18. сказочные жанры. История собирания и изучения. Классификации. В устной прозе выделяется два раздела: Сказочная проза Несказочная проза В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и событиям как правде. Пропп: «сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность»\\ «фольклор и действительность» Сказка-явление видовое,объединяющее несколько жанров. Русские сказки делят на следующие жанры: О животных Волшебные Кумулятивные Новеллистические или бытовые Основной художественный признак сказок- сюжет Пропп «русская сказка». Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим она отличается от литературной, котораяпередается путем письма и чтения и не меняется. Литературная сказка может попасть в орбитуру народного обращения и передаваться из уст в уста,тогда она тоже подлежит изучению фольклориста. Сказка отличается специфической для нее поэтикой. Сказка и миф. Миф есть стадиально более раннее образование, чем сказка. Сказка имеет развлекательное значение, а миф-сакральное. Миф- рассказы первобытных народов, которые признаются реалиями высшего порядка, хоть и не всегда выдаются за действительность. Они обладают священным характером.С появлением в человеческом сознании и в культуре богов миф становится рассказом о божествах и полубожествах Быль, быличка, бывальщина. Под быличками понимаются рассказы, действующие лица которых лешие, водяные, русалки и проч. Т.е демонические существа добрые и злые. Предметом этого рассказа может быть и природа, обладающая сверхъестественными силами. Быличка- рассказ религиозного содержания, причем религия здесь языческая. Сказка- рассказ художественный, не имеющий религиозных функций. Легенда. Легенда имеет своим содержанием верование. Только в отличие от былички, христианское. Отличается от сказки не только набором действующих лиц, но и отношением к рассказанному. Ее цель не развлекательная, а нравоучительная. Многие из легенд имеют книжное происхождение и перекликаются с апокрифами. Сказание, предание. Сказания- рассказы, относящиеся к историческим местам или событиям. Исторических же сказок быть не может. Народная книга. Возникла как продукт городской культуры средних веков, когда печатный станок овладевает циркуляцией фольклорных жанров и преобразует их во вкусе среднего сословия. Анекдот. Сущность анекдота сводится к неожиданному остроумному концу краткого повествования Анекдоты, в отличие от вышеперечисленных жанров, могут относиться к области сказки,но есть анекдоты, которые нельзя причислять к таковым. Классификация сказок. Афанасьев первый из русских ученых занялся классификацией сказок.первое издание сказок 1855-1864 имело хаотичный вид.во втором издании, до выхода которого он не дожил, сказки расположены систематически. Сказки о животных Волшебные Былинные Исторические сказания Новеллистические или бытовые Былички Народные анекдоты Докучные Прибаутки За вычетом недостатков получается стройная классификация: Сказки о животных Сказки о людях: Волшебные новеллистические Не выделил Афанасьев кумулятивных-цепочных-сказок. Волков 15 сюжетов. Но принципы деления разные--- хаос. Финская школа. Сюжеты. Более дробная систематизация была предложена финским ученым Анти Аарне. Сю жеты в его понимании-нечто органически цельное, что можно выхватить из ряда других и изучать самостоятельно. Сказки о животных Собственно сказки Анекдоты Ввел подразряды. Но и тут одну сказку можно сразу отнести к 5 типам, что не есть правильно. Веселовский. Сюжет- последовательность неких единиц. Мотив- неразлагаемая единица повествования. Но мотив не одночлененL Бердье Постоянные и переменные элементы сказок. История собирания. В древней Руси никто не записывал сказки. Сказки подвергались официальному презрению. В указе царя Алексея Михайловича 1649 строго запрещается колядовать, рассказывать сказки, загадывать загадки. перелом в отношении к сказке только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. Он ввел ее в лит и общ-научный обиход. Жуковский, Гоголь, Ершов. Два направления:: Тенденция к изданию литературно обработанных сказок Стремление к изданию подлинно народных текстов Даль принадлежал к представителям первого направления. Он перерабатывал народные сказки и издавал их. Но он и не выдавал своих сказок за подлинно народные. Авдеева- собирательница и издательница. Была велика потребность в возникновении сборника, кот бы содержал подлинно русские сказки. Афанасьев «Народные русские сказки» он не позволил себе никаких переделок и обработок и включил варианты. Худяков, Прыжов, Садовников, Ончуков, Никифоров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.009 с.) |