Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 17. причитание: общая характеристика жанра. Функции причитаний в составе переходных обрядов.

Поиск

Адоньева С.Б. Прагматика причитания \\ Прагматика фольклора

Изменение социальной позиции предполагает смену стереотипов и смену картины мира. Психологически такое событие для человека предполагает определенное переживание: неведомая прежде часть мира вторгается во внутреннее жизненное пространство и преобразует его, приводя в соответствие с новой картиной мира. Такое психологическое изменение предполагает дедуктивную фазу- взрыв. Одна из функций переходного ритуала состоит в том, чтобы преобразовывать одну проекцию жизни в другую.

Габитус- стиль жизни,говоря о статусе. Переход от одного габитуса к другому- переживания. Одна из функций переходного обряда состоит в том, чтобы превращать одну проекцию жизни в другую. Причитания есть там,где есть переходная ситуация.

Рекрутские проводы

Похороны

свадьба

Причитание- сугубо женский жанр. Женщины причитают по своим родственникам и свойственникам. Причитать умеет каждая женщина, но наиболее способные считают своим долгом попричитать не только у своих, но и у дальних родственников. Первый раз в жизни--- когда узнают горе:похоронят родителей. Вдовство, смерть кого-нибудь из детей. С этого срока женщина перестает петь: это неприлично.

Сиротство – особый статус. Особое положение. «идти по миру» сирота в лексике причитания не то,что в разговорной речи. В причитании это человек,чье положение меняется в результате похорон. Сноха, чей статус не меняется, не использует определения сиротинушка. Сироты и вдовы обладают большей свободой в плане пересечения чужой территории. Сироты причитали по своим родителям,но это сокровенное действо, а не публичное, тогда как на похоронах публичность обязательна.

Причитание- лирика женской души. «горе»употребляется во множественном числе. Это не чувство, а определенный опыт. Способность к плачу связана с познанием горя:» горе есть, так плакать станешь,пройдет-так все забудешь».

Причитаниям не учат.

«украли причет»- другая женщина начинает причитать первой, тем самым «крадет голос» т.е у события первого плача есть особый статус.

 

Исполнив причитание в первый раз, женщина становится полноправной участницей всех последующих похоронных ритуалов.

Сироты и вдовы знают о мире мертвых. Причитающая рассказывает умершему, что его ждет в загробной жизни. Ей это уже открыто, а ему еще неизвестно.

Умерший не слышит обычной речи, он слышит причетную.. смерти как не бытия нет, т.е причитание- способ говорения с загробным миром.

Невеста причитает, ибо она в переходной фазе, она не имеет возможности говорить прямо со своей родней, т.к они не «свои» уже.


При читание- инструмент посвящения, речевое действие, объектом кот является лиминальная персона или посвящаемый.

Причитание создает вербальную оболочку противоречия, которое возникло между реальной жизнью и ее соц проекцией.

Рекрутские причитания:

Зачин

Укор

Сетования

Наказы

Заклинания

Свадебные причитания:

Невеста ходит по родственникам и причитает. Иногда с ней ходят «подголосницы». Лицо закрывали платком. Спрашивала причитанием у замужних родственниц, как им живется в замужестве.

Похоронные причитания:

Причитают те, чей статус меняется.

Дети---сироты

Жена---вдова

Состояние переживания заключено в причитании. Ситуация должна быть пережита, а новый статус получен.

 

Билет 18. сказочные жанры. История собирания и изучения. Классификации.

В устной прозе выделяется два раздела:

Сказочная проза

Несказочная проза

В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и событиям как правде.

Пропп: «сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность»\\ «фольклор и действительность»

Сказка-явление видовое,объединяющее несколько жанров. Русские сказки делят на следующие жанры:

О животных

Волшебные

Кумулятивные

Новеллистические или бытовые

Основной художественный признак сказок- сюжет

Пропп «русская сказка».

Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим она отличается от литературной, котораяпередается путем письма и чтения и не меняется. Литературная сказка может попасть в орбитуру народного обращения и передаваться из уст в уста,тогда она тоже подлежит изучению фольклориста. Сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Сказка и миф.

Миф есть стадиально более раннее образование, чем сказка. Сказка имеет развлекательное значение, а миф-сакральное. Миф- рассказы первобытных народов, которые признаются реалиями высшего порядка, хоть и не всегда выдаются за действительность. Они обладают священным характером.С появлением в человеческом сознании и в культуре богов миф становится рассказом о божествах и полубожествах

Быль, быличка, бывальщина.

Под быличками понимаются рассказы, действующие лица которых лешие, водяные, русалки и проч. Т.е демонические существа добрые и злые. Предметом этого рассказа может быть и природа, обладающая сверхъестественными силами. Быличка- рассказ религиозного содержания, причем религия здесь языческая. Сказка- рассказ художественный, не имеющий религиозных функций.

Легенда.

Легенда имеет своим содержанием верование. Только в отличие от былички, христианское. Отличается от сказки не только набором действующих лиц, но и отношением к рассказанному. Ее цель не развлекательная, а нравоучительная. Многие из легенд имеют книжное происхождение и перекликаются с апокрифами.

Сказание, предание.

Сказания- рассказы, относящиеся к историческим местам или событиям. Исторических же сказок быть не может.

Народная книга.

Возникла как продукт городской культуры средних веков, когда печатный станок овладевает циркуляцией фольклорных жанров и преобразует их во вкусе среднего сословия.

Анекдот.

Сущность анекдота сводится к неожиданному остроумному концу краткого повествования

Анекдоты, в отличие от вышеперечисленных жанров, могут относиться к области сказки,но есть анекдоты, которые нельзя причислять к таковым.

Классификация сказок.

Афанасьев первый из русских ученых занялся классификацией сказок.первое издание сказок 1855-1864 имело хаотичный вид.во втором издании, до выхода которого он не дожил, сказки расположены систематически.

Сказки о животных

Волшебные

Былинные

Исторические сказания

Новеллистические или бытовые

Былички

Народные анекдоты

Докучные

Прибаутки

За вычетом недостатков получается стройная классификация:

Сказки о животных

Сказки о людях:

Волшебные

новеллистические

Не выделил Афанасьев кумулятивных-цепочных-сказок.

Волков 15 сюжетов. Но принципы деления разные--- хаос.

Финская школа. Сюжеты.

Более дробная систематизация была предложена финским ученым Анти Аарне.

Сю жеты в его понимании-нечто органически цельное, что можно выхватить из ряда других и изучать самостоятельно.

Сказки о животных

Собственно сказки

Анекдоты

Ввел подразряды. Но и тут одну сказку можно сразу отнести к 5 типам, что не есть правильно.

Веселовский.

Сюжет- последовательность неких единиц. Мотив- неразлагаемая единица повествования.

Но мотив не одночлененL

Бердье

Постоянные и переменные элементы сказок.

История собирания.

В древней Руси никто не записывал сказки. Сказки подвергались официальному презрению. В указе царя Алексея Михайловича 1649 строго запрещается колядовать, рассказывать сказки, загадывать загадки.

перелом в отношении к сказке только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. Он ввел ее в лит и общ-научный обиход. Жуковский, Гоголь, Ершов.

Два направления::

Тенденция к изданию литературно обработанных сказок

Стремление к изданию подлинно народных текстов

Даль принадлежал к представителям первого направления. Он перерабатывал народные сказки и издавал их. Но он и не выдавал своих сказок за подлинно народные.

Авдеева- собирательница и издательница.

Была велика потребность в возникновении сборника, кот бы содержал подлинно русские сказки. Афанасьев «Народные русские сказки» он не позволил себе никаких переделок и обработок и включил варианты.

Худяков, Прыжов, Садовников, Ончуков, Никифоров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.009 с.)