Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип обеспечения финансовых резервов.

Поиск

Планирование затрат на производство и реализацию продукции.

Планирование является основой управления затратами на предприятии. Основная цель планирования – установить экономически обоснованную сумму и состав расходов на производство и продажи в плановом периоде по видам продукции, по центрам ответственности, по предприятию в целом.

Планированию предшествует анализ затрат предшествующих периодов, основная цель которого поиск резервов экономии затрат. Анализ основывается на определении абсолютных и относительных отклонений фактических затрат от плановых и выявлении причин отклонений. Особое внимание уделяется выявлению причин излишних расходов, которые вызваны нарушениями нормальной организацией деятельности (например, нарушения технологической и трудовой дисциплины, несвоевременные поставки, простои и др).

Для планирования затрат необходимы следующие основные данные:

· План реализации товарной продукции в разрезе видов продукции;

· План производства продукции

· План материально-технического обеспечения производства и реализации

· Нормы и нормативы затрат труда, материальных ресурсов

· Планы организационно-технических мероприятий по экономии затрат и др.

Основными факторами, которые влияют на себестоимость и учитываются при планировании являются:

· Изменения объема производства и продаж

· Изменения состава и структуры производимой продукции

· Изменение цен и условий поставок материальных ресурсов

· Изменения в системе оплаты труда на предприятии

· Изменения в исчислении налогов, относимых на себестоимость и др.

Основной формой планирования затрат на производство и продажи продукции является бюджетирование. Разработка плановых бюджетов (или смет) осуществляется в рамках перспективного, текущего и оперативного планирования. Сметы составляются по отдельным видам продукции (в форме плановых или нормативных калькуляций), по центрам ответственности (т.е. по отдельным структурным подразделения предприятия), в целом по коммерческой организации.

При составлении смет используют методы прямого счета и аналитические. Метод прямого счета предусматривает определение расходов исходя из норм использования ресурсов и цен на потребляемые ресурсы. В аналитическом методе за основу берут данные о фактических расхода предшествующего периода, учитывают влияние различных факторов планового периода, влияющих на изменение суммы расходов (например, цены на сырье в плановом периоде вырастут на 5%, следовательно, сумма материальных затрат по этой статье будет больше в 1,05 раза и т.д.).

Процесс бюджетирования имеет непрерывный или скользящий характер. Исходя из плановых показателей, установленных на год в процессе текущего финансового планирования, заранее разрабатываются система квартальных бюджетов, в рамках квартальных бюджетов разрабатываются месячные, которые разбиваются на недели, декады. Скользящий процесс бюджетирования является основой для обеспечения функционирования системы оперативного планирования и обеспечения постоянного контроля за результатами деятельности.

По номенклатуре затрат различают фукциональные и комплексные бюджеты.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной статье затрат (например, бюджет расходов на рекламу).

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет административно-управленческих расходов).

По методам разработки различают стабильный и гибкий бюджеты.

Стабильный бюджет не изменяется при изменении объемов производства (например, бюджет расходов на охрану предприятия).

Гибкий бюджет предусматривает установление плановых показателей не в твердо фиксированных суммах, а в виде нормативов, привязанных к соответствующим объемным показателям деятельности.

При разработке системы плановых смет расходов следует учитывать необходимость единства методики учета и планирования затрат. Это необходимо для мониторинга и контроля за расходами по отклонениям (план-факт), своевременного выявления отклонений и разработке действий по их устранению.

Алгоритм планирования себестоимости реализуемой в плановом периоде продукции имеет следующий вид:

С = Снп + Стп - Снк

С – полная плановая себестоимость реализуемой продукции;

Снп - фактическая производственная себестоимость остатков готовой продукции на начало планового периода;

Стп - плановая полная себестоимость товарной продукции;

Снк – плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции на конец планового периода (рассчитывается умножением однодневной плановой производственной себестоимости на норму запаса готовой продукции в днях).

 

10. Выручка от реализации продукции как основной финансовый источник деятельности предприятия

Планирование доходов от реализации

Планирование доходов от реализации

Формирование прибыли организации

1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка)

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов)

Валовая прибыль (п.1-п.2)

4. Коммерческие расходы

5. Управленческие расходы

6. Прибыль/убыток от продаж (п.3 –п.4 –п.5)

7. Проценты к получению

8. Проценты к уплате

9. Доходы от участия в других организациях

10. Прочие операционные доходы

11. Прочие операционные расходы

12. Внереализационные доходы

13. Внереализационные расходы

14. Прибыль/убыток до налогообложения (п.6 + п.7 – п.8 + п.9 + п.10 –п.11 + п12 – п.13)

15. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

16. Прибыль/убыток от обычной деятельности (п.14 – п.15)

17. Чрезвычайные доходы

18. Чрезвычайные расходы

19. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (п.16 + п.17 –п.18)

Функции прибыли:

· Прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности организации;

· Прибыль обладает стимулирующей функцией (имеет статус цели предпринимательской деятельности, является основным источником прироста собственного капитала, основным источником развития организации, источником выплаты доходов собственникам);

· Прибыль является источником формирования налоговых доходов бюджетов всех уровней.

·

16. Планирование прибыли, методы и выбор путей, обеспечивающих максимизацию прибыли

Планирование прибылиявляется частью системы перспективного и текущего финансового планирования на предприятии и осуществляется по видам деятельности, по видам продукции, по центрам ответственности, в целом по организации.

Объектом планирования являются элементы прибыли (различные виды доходов, расходов, прибыли). Система финансового планирования должна создаваться с учетом единства методики учета, формирования и планирования прибыли. Это необходимо для организации системы финансового мониторинга и финансового контроля за формированием прибыли по отклонениям (план-факт).

Метод прямого счета является одним из основных методов планирования прибыли. Именно этот метод часто используется при создании компьютерной системы финансового планирования.

Основой планирования прибыли является объем продаж. Объем продаж планируется с учетом прогнозов конъюнктуры рынка, ценовой политики предприятия. После определения планового объема продаж разрабатывается производственная программа организации. На основе потребности в материальных, трудовых ресурсах, нормах их расхода и прогнозируемых цен и тарифов рассчитываются плановые показатели расходов. Для этого организуется система смет (бюджетов). Различают, например, смету материальных затрат, смету расходов на оплату труда и социальные нужды, бюджет амортизационных отчислений, смету прочих расходов. Выделяют также сметы коммерческих и управленческих расходов. Прибыль от продаж продукции планируется с учетом фактических остатков готовой продукции на начало планового периода и необходимости формирования остатков продукции на складе на конец планового периода:

Пр = Пон + Птп – Пок

Пр – прибыль от продаж продукции.

Пон – прибыль в остатках готовой продукции на начало планового периода;

Птп - прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом периоде;

Пок – прибыль в остатках готовой продукции на конец планового периода

Прибыль планируется в сметах прибылей и убытков. Форма такой сметы должна соответствовать показателям ф.№ 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» для сопоставимости плановых и фактических значений доходов, расходов и прибылей. При планировании используется существующий порядок формирования прибыли.

Для планирования прибыли до налогообложения, чистой прибыли дополнительно составляются сметы операционных и внереализационных доходов и расходов.

При незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции может быть использован аналитический метод планирования. Расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция – это продукция, которая выпускалась в базисном году (предшествующем планируемому). Определяется базовая рентабельность продукции (по базисному периоду). При помощи базовой рентабельности определяется ориентировочно плановая прибыль. Далее эта прибыль корректируется с учетом изменения различных факторов планового года (изменение ассортимента продукции, объемов продаж, цен на потребляемые ресурсы и продукцию и др.). Аналитический метод имеет преимущество в том, что наглядно демонстрирует влияние различных факторов на величину прибыли.

Механизм управления формированием прибыли от продаж основан на системе взаимосвязи Cost – Volume – Profit- relationships, CVP (издержки – объем - прибыль).

На основе системы CVP предприятие решает ряд задач:

1. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность, т.е. определение точки безубыточности (порога рентабельности). Для достижения точки безубыточности предприятие должно обеспечить такой объем реализации продукции, при котором сумма выручки равна сумме постоянных и переменных расходов предприятия. Порог рентабельности – это выручка, которая обеспечивает покрытие расходов, относимых на себестоимость, но прибыль от продаж при этой выручке равна нулю.

Для расчета порога рентабельности используется следующая формула:

Впорог = Ипост / Кмп

Впорог - выручка, при которой достигается точка порога рентабельности;

Ипост – суммарные постоянные расходы;

Кмп – коэффициент маржинальной прибыли (валовой маржи), который рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к объему реализации продукции.

Механизм управления формированием прибыли от продаж основан на системе взаимосвязи Cost – Volume – Profit- relationships, CVP (издержки – объем - прибыль).

На основе системы CVP предприятие решает ряд задач:

1. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность, т.е. определение точки безубыточности (порога рентабельности). Для достижения точки безубыточности предприятие должно обеспечить такой объем реализации продукции, при котором сумма выручки равна сумме постоянных и переменных расходов предприятия. Порог рентабельности – это выручка, которая обеспечивает покрытие расходов, относимых на себестоимость, но прибыль от продаж при этой выручке равна 0.

Для расчета порога рентабельности используется следующая формула:

Впорог = Ипост / Кмп

Впорог - выручка, при которой достигается точка порога рентабельности;

Ипост – суммарные постоянные расходы;

Кмп – коэффициент маржинальной прибыли (валовой маржи), который рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к объему реализации продукции.

2. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение целевой суммы (запланированной) прибыли от продаж.

Используется следующая формула:

Вплан = [(Ипост + П план)] /Кмп

Вплан - выручка, обеспечивающая плановую сумму прибыли от реализации продукции;

Ипост - суммарные постоянные издержки;

П план – планируемая сумма прибыли от продаж;

Кмп – коэффициент маржинальной прибыли.

3. Определение суммы «предела безопасности» (запаса финансовой прочности предприятия).

Запас финансовой прочности характеризует размер возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении, который позволяет осуществлять безубыточную деятельность предприятию. Запас финансовой прочности позволяет определять возможные границы маневра как в ценовой политике предприятия, так и в снижении натурального объема реализации продукции при неблагоприятных рыночных условиях.

Запас финансовой прочности определяется по формуле:

ЗФП = Вплан - Впорог

Запас финансовой прочности может быть выражен и относительной величиной (характеризует предельный процент снижения выручки без перехода в зону критических рисков (убытков)):

Кзфп = (ЗФП/ Вплан) *100.

Важнейшим инструментом управления прибылью является эффект производственного рычага, основанный на регулировании соотношения постоянных и переменных издержек и формировании оптимальной прибыли от продаж с учетом рисков предпринимательской деятельности.

Факторами роста прибыли являются рост доходов за счет роста объемов продаж, оптимизации ценовой политики с учетом эластичности спроса по цене и снижение себестоимости. Управленческие решения и мероприятия, направленные на рост доходов и снижение расходов способствуют росту прибыли.

Организация системы финансового менеджмента направлена на обеспечение максимально возможной прибыли при допустимых уровнях риска. Резервы роста прибыли выявляются при оптимизации объема, состава, структуры внеоборотных и оборотных активов, оптимизации структуры капитала, оптимизации денежного оборота предприятия, нейтрализации финансовых рисков, антикризисном управлении, обеспечения эффективных реальных и финансовых инвестиций и др. направлениях финансового менеджмента.

Резервы роста прибыли имеются и в совершенствовании работы финансовых служб по финансовому учету, финансовому анализу, планированию, мониторингу, контролю.

 

17. Определение прибыли на основе эффекта производственного рычага

Разделение всей совокупности затрат предприятия позволяет использовать механизм управления прибылью, называемый операционным левериджем.

Действие операционного рычага основано на том, что наличие в составе операционных затрат суммы постоянных издержек приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда меняется еще более высокими темпами.

Степень чувствительности прибыли от продаж к изменению объема реализации продукции неодинакова для предприятий, которые имеют различное соотношение постоянных и переменных издержек. Чем выше удельный вес постоянных издержек, тем сильнее эффект операционного рычага. Соотношение постоянных и переменных затрат характеризуется коэффициентом операционного раычага, который рассчитывается по следующей формуле:

Кол = Ипост / Ио

Кол - коэффициент операционного левериджа;

Ипост - сумма постоянных расходов;

Ио - общая сумма расходов, относимых на себестоимость.

Действие операционного рычага также характеризуется показателем «сила воздействия операционного рычага (СВОР).

СВОР = МП/ П

МП – маржинальная операционная прибыль;

П – прибыль от продаж продукции.

СВОР показывает на сколько процентов изменится операционная прибыль при изменении объема реализации на 1 %.

Положительное воздействие операционного рычага возможно, если предприятие преодолело точку безубыточности.

Если предприятие еще не обеспечило безубыточность своей деятельности, то высокое значение коэффициента операционного рычага является тормозом для достижения точки безубыточности. При высоком коэффициенте операционного рычага порог рентабельности выше, чем при низком значении этого коэффициента.

После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного рычага, тем больше будет прирастать прибыль при увеличении объемов продаж.

Наибольшее положительное воздействие операционного рычага достигается в точке максимально приближенной к точке безубыточности (после ее преодоления).

Эффект операционного рычага стабилен только в краткосрочном периоде, так как соотношение постоянных переменных затрат остается неизменным лишь на протяжении короткого периода.

Механизм операционного рычага имеет и обратную направленность: при любом снижении объема реализации продукции операционная прибыль будет уменьшаться более быстрыми темпами, которые тем больше, чем выше эффект операционного рычага (чем выше коэффициент операционного рычага).

Коэффициент операционного рычага является инструментом, при помощи которого можно уравнивать соотношение доходности и уровня риска в процессе операционной деятельности.

Управление сводится к изменению значений коэффициента операционного рычага при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка (когда возможно снижение объемов продаж), а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры по снижению коэффициента операционного рычага. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре и наличии определенного предела безопасности требования к экономии на постоянных издержках менее жесткие. Можно увеличивать их долю, тогда прибыль будет прирастать быстрее.

Управление операционным рычагом может осуществляться путем воздействия на постоянные и на переменные издержки.

При управлении постоянными издержками следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной степени определяется отраслевой спецификой операционной деятельности. Отраслевая специфика определяет уровень фондоемкости, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Постоянные затраты обычно не поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия с высоким коэффициентом операционного рычага считаются негибкими в управлении издержками и имеют повышенные операционные риски. Таким предриятиям сложно диверсифицироваться в случае необходимости.

Резервами по снижению постоянных издержек являются:

· Сокращение накладных расходов (расходов по управлению)

· Продажа части неиспользуемого оборудования

· Использование краткосрочных форм лизинга вместо приобретения оборудования

· Сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и др.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной экономии переменных издержек. Для снижения эффекта операционного рычага можно увеличивать долю переменных издержек при их жесткой экономии (например, система оплаты труда в виде процента от продаж продукции, а не повременная). Резервами экономии на переменных издержках являются оптимизация численности работников основного и вспомогательных производств, оптимизация запасов сырья, материалов, готовой продукции и др.

Существуют методы планирования прибыли на основе силы воздействия операционного рычага. Здесь используется свойство силы воздействия операционного рычага, которая показывает, на сколько процентов изменится прибыль от продаж при изменении выручки на один процент. Например, СВОР=3, планируется увеличение объемов продаж на 3%, следовательно, прибыль в плановом периоде увеличится на 9%.

 

Финансовый цикл (период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за сырье, материалы и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности).

ПФЦ = ППЦ + ПОдз + ПОкз;

ПФЦ - продолжительность финансового цикла, в днях;

ПОдз - средний период оборота дебиторской задолженности, в днях;

ПОкз – средний период оборота кредиторской задолженности, в днях.

 

Период производственного цикла    
Период оборота запасов сырья, материалов Преиод оборота незавершенного проиводства Период оборота запасов готовой продукции Период оборота дебиторской задолженности
Период оборота кредиторской задолженности   Период финансового цикла  
         

 

Для оценки эффективности организации оборотных средств используются показатели оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости определяется как отношение выручки к среднегодовой стоимости остатков оборотных средств и характеризирует количество оборотов оборотных средств в течение года.

Длительность одного операционного цикла приблизительно можно рассчитать делением среднегодовых остатков оборотных средств на однодневную выручку.

23. Определение потребности предприятия в оборотном капитале

Потребность в оборотных средствах зависит от различных факторов:

· Характер и сложность производства;

· Длительность операционного, производственного и финансового цикла;

· Сезонность работы;

· Темпы роста производства;

· Система расчетов и поставок,

· Периодичность формирования заказов;

· Рост цен на потребляемые ресурсы и др.

По степени планирования оборотные средства можно подразделить на нормируемые и ненормируемые. Нормируемыми являются производственные запасы (сырье, топливо, комплектующие, материалы и др.), незавершенное производство и полуфабрикаты, а также готовая продукция на складе. Ненормируемыми являются дебиторская задолженность, денежные средства на счетах и в кассе. Такое деление предполагает, что нормируемые оборотные активы финансируются за счет собственного капитала (уставного капитала, прибыли), а ненормируемые финансируются за счет привлеченной кредиторской задолженности, краткосрочных кредитов и займов и временно неиспользованных средств сформированных краткосрочных резервов и доходов будущих периодов.

Для определения норматива оборотных средств (который и определяет потребность в собственных оборотных средствах) используют метод прямого счета, аналитический и коэффициентный методы.

Основным является метод прямого счета. В основе этого метода обоснованное определение норм запаса (в днях) каждого нормируемого вида оборотных активов. Норма запаса – это оптимальный период оборота данного вида оборотного актива на предприятии. Если известно время (норма запаса), на которое постоянно необходимо формировать запасы материалов или готовой продукции, то потребность в капитале на формирование этих запасов рассчитывается как произведение однодневных затрат на формирование запаса и нормы запаса (в днях).

Таким образом, частные нормативы (по видам нормируемых оборотных активов) определяются по формуле:

Н = Р * Д

Н – частный норматив оборотных средств, руб.;

Р – однодневный расход, руб.;

Д – норма запаса, дн.

Общий норматив оборотных средств определяется как сумма частных нормативах по нормируемым элементам оборотных средств.

Норма запаса по производственным запасам включает

транспортный запас (время в пути от поставщиков);

подготовительный запас (время на подготовку к производству);

текущий запас (время пребывания на складе);

страховой запас (примерно половина от текущего).

Однодневный расход Р по элементу производственные запасы определяется делением плановых материальных квартальных затрат на 90 дней. Информация о плановых затратах содержится в плановых сметах затрат.

Норма запаса по элементу незавершенное производство включает время на изготовление единицы продукции.

Однодневный расход по незаверщенному производсту определяется делением плановых затрат на валовую продукцию на 90 дней.

Норма запаса по готовой продукции включает необходимое время для подготовки к отгрузке, накопления транспортное партии и др.

Однодневный расход по готовой продукции исчислется делением плановой производственной себестоимости за квартал на 90 дней.

Метод прямого счета является более точным, но и более трудоемким.

Аналитический метод определения потребности в оборотных средствах заключается в расчете норматива оборотных средств посредством определения среднефактических остатков нормируемых оборотных активов по прошлым периодам. Этот метод может быть использован. Если не предполагаются существенные изменения в процессе операционной деятельности по сравнению с прошлыми периодами.

 

24. Источники формирования оборотного капитала и финансирования его прироста

Политика финансирования оборотных активов включает оптимизацию объема и состава финансовых источников их формирования для обеспечения эффективного использования собственного капитала и достаточной финансовой устойчивости.

Выделяют следующие группы источников формирования оборотных средств:

· Собственный капитал предприятия (уставный, добавочный капитал, нераспределенная прибыль);

· Долгосрочный финансовый кредит;

· Краткосрочный финансовый кредит;

· Товарный (коммерческий) кредит;

· Внутренняя кредиторская задолженность (по заработной плате, дивидендам, платежам в бюджет и др).

Принципы финансирования оборотных активов должны отражать общую идеологию финансового управления предприятием с позиций риска и уровня доходности. Различают следующие концепции финансирования:

Консервативный подход предполагает, что постоянная часть оборотных активов и примерно половина переменных оборотных активов финансируется за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Вторая половина переменного оборотного капитала финансируется за счет краткосрочных кредитов. Такой тип политики обеспечивает достаточно высокий уровень финансовой устойчивости (за счет минимального размера краткосрочных пассивов). Однако при этом снижается рентабельность собственного капитала.

Умеренный (компромиссный) подход - постоянные оборотные активы финансируются за счет собственного и долгосрочного капитала; переменные оборотные активы финансируются за счет краткосрочных пассивов. Этот тип политики обеспечивает приемлемый уровень финансовой устойчивости и рентабельность использования собственного капитал, близкую к среднерыночной норме на вложенный капитал.

Агрессивный подход – за счет собственного и долгосрочного заемного капитала финансируется лишь часть постоянных оборотных активов. Другая часть постоянных оборотных активов и переменные оборотные активы финансируются за счет краткосрочных пассивов. Эта политика создает повышенные риски платежеспособности и финансовой устойчивости однако позволяет осуществлять операционную деятельность при низком уровне собственного капитала (рентабельность СК выше).

Любая стратегия финансирования должна обеспечивать сохранение платежеспособности и ликвидности организации и удовлетворительную структуру баланса (значение коэффициента текущей ликвидности не менее 2 и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами не менее 0,1).

 

Сущность и виды инвестиций.

Инвестиции – это вложения капитала для обеспечения его роста, получения текущего дохода или решения социальных задач.

Инвестиционная деятельность характеризует процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия.

Виды инвестиций

По объектам вложения капитала

· Реальные инвестиции (это вложения в воспроизводство основных фондов, в инновационные нематериальные активы; в прирост запасов ТМЗ, в иные объектов, связанные с осуществлением операционной деятельности предприятия или улучшением условий быта и труда).

· Финансовые инвестиции (вложения капитала в финансовые инструменты, преимущественно в ценные бумаги);

По формам собственности

· Частные (вложения физических лиц и юридических лиц негосударственных форм собственности);

· Вложения государственных предприятия и бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов)

Принцип обеспечения финансовых резервов.

Предпринимательская деятельность сопряжена с различными рисками. С целью самострахования от убытков при наступлении рисков создаются резервные фонды. Средства этих фондов предприятия размещают в высоколиквидных активах и могут быть в короткие сроки обращены в денежные средства при необходимости. За счет средств резервных фондов организации могут погасить возникшие убытки. Резервные фонды могут создаваться обязательно в соответствии с законодательством (например, для акционерных обществ), а также добровольно в соответствии с учредительными документами коммерческой организации.

 

7. Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

В процессе производства и реализации продукции предприятия несут затраты, которые включаются в себестоимость продукции. Денежные затраты на закупку сырья, материалов, других материальных затрат относятся на себестоимость в отчетном периоде лишь в том объеме, который затрачен на реализованную продукцию. Оставшаяся часть оседает в остатках нереализованной готовой продукции, в складских запасах.

Состав расходов, относимых на себестоимость продукции, регулируется ПБУ 10/99 «Расходы организации». При формировании этих расходов (по обычным видам деятельности) обеспечивается группировка по элементам:

· Материальные затраты – стоимость сырья, материалов, энергии, топлива (без НДС) с учетом расходов на доставку, хранение и др. (включая оплату услуг сторонних организаций производственного характера). Эти затраты в промышленности обычно занимают наибольший удельный вес в себестоимости.

· Затраты на оплату труда – денежные и натуральные выплаты работникам в форме основной и дополнительной заработной платы, районные и северные выплаты, отпускные, премии и др.

· Отчисления на социальные нужды – единый социальный налог, который уплачивается предприятиями в соответствии с налоговым законодательством и является финансовым источником обеспечения системы обязательного государственного медицинского, социального и пенсионного страхования в РФ.

· Амортизация основных фондов – начисляется в соответствии с ПБУ 6/01. Амортизация включается в состав себестоимости по нормам к балансовой стоимости основных средств. Все основные средства группируются на 10 амортизационных групп (в зависимости от сроков полезного использования), а нормы применяются к стоимости каждой группы. Для начисления амортизации применяются 4 способа: линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально объему продукции.

· Прочие затраты – обширная группа различных по экономическому содержанию затрат – командировочные, представительские, реклама, оплата услуг связи, охраны, информационно-консультационное обслуживание и др. В эту группу также включаются налоги, относимые на себестоимость (земельный, транспортный и др.).

По способу отнесения затрат на себестоимость конкретного вида продукции различают прямые и косвенные расходы.

Деление расходов на прямые и косвенные производится с целью распределения этих расходов между отдельными единицами калькулирования и правильного определения фактической себестоимости каждой единицы продукции.

К прямым затратам на производство продукции относят те расходы, которые можно прямо отнести к производству конкретной единицы или вида продукции (материальные затраты, затраты на оплату труда производственных рабочих).

К косвенным расходам относятся такие расходы, которые связаны с производством продукции, работ или услуг, но не могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретного вида или группы продукции. Это обусловлено тем, что косвенные расходы связаны с производством нескольких видов (групп) продукции или вообще со всей производственной деятельностью организации.

Косвенные расходы включают общепроизводственные и общехозяйственные.

Общепроизводственные расходы связаны с обслуживанием производства. К ним, в частности, могут относиться:

- амортизация основных средств;

- расходы на обеспечение производства и сотрудников инструментом, инвентарем, специальной одеждой;

- расходы по ремонту, содержанию и эксплуатации основных средств и иного имущества, используемого в производстве;

- расходы по страхованию указанного имущества;

- расходы на отопление, освещение и содержание помещений;

- расходы на оплату труда работников, занятых ремонтом основных средств, управлением производством, в том числе заработная плата начальников цехов, производственных участков и т.п., а также соответствующие ей суммы единого социального налога и др.

К общехозяйственным расходам относятся расходы, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг), а обусловленные нуждами управления организацией.

К управленческим расходам относятся:

- расходы на содержание общехозяйственного персонала;

- расходы на материально-техническое обеспечение управленческой деятельности, включая амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, расходы на содержание служебного автотранспорта или оплату транспортных услуг для нужд управления, на приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных, необходимых для нужд управления, на оплату услуг связи всех видов, на приобретение канцелярских принадлежностей;

- амортизация нематериальных активов, используемых для нужд управления или для деятельности организации в целом;

- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

- расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией продукции (работ, услуг);

- расходы по оплате информационных, консультационных, аудиторских, юридических услуг, услуг нотариусов и т.п.;

- командировочные расходы сотрудников аппарата управления;

- расходы на подготовку кадров, состоящих в штате организации, на договорной основе с образовательными учреждениями и др.

По способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции и в зависимости от объема выпуска различают:

· Постоянные расходы – не зависят от изменения объема выпуска продукции. Это административно-управленческие расходы, амортизационные отчисления, повременная заработная плата и др.

· Переменные расходы прямо пропорциональны объему производства. Это расходы на сырье, материалы, комплектующие, топливо, сдельная заработная плата и др.

Деление расходов в процессе учета, планирования и управления на постоянные и переменные осуществляется с целью обоснованного формирования цен, управления действием операционного рычага, оптимизации ассортимента продукции и др.

В процессе управления затратами на производство и реал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.43 (0.013 с.)