Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль труда и речи в возникновении сознания человека. Сознание, самопознание и самосознание.
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.
Строение психологии, ее основные отрасли. Связь психологии со смежными науками. Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы. Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом у индивида формируются психические свойства социально ориентированного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Понятно сближение психологии с педагогикой. Наконец, она родственна философии, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в недрах последней. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности. Отрасли психологии Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Сравнительная психология сопоставляет различные ступени развития психики и поведения животных в эволюционном ряду. Она также показывает, в чем это близко человеку и в чем состоят кардинальные отличия. Она выясняет, как человек выделялся из мира природы, к чему привело накопление индивидуального и коллективного опыта в процессе совместной трудовой деятельности, речевого общения, передачи общественно-исторических познаний через орудия, продукты труда, искусство, науку, культуру. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения индивида с другими, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Возрастная психология рассматривает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду — от младенчества до старости, и поэтому делится на детскую, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология). Педагогическая психология касается закономерностей становления личности в процессе обучения, воспитания. инженерная психология,изучающая закономерности процесса взаимодействия человека и современной техники, чтобы использовать их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Юридическая психология касается психологических особенностей поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), поведения и формирования личности преступника, военная психология — поведения человека в условиях боевых действий.
Задачи психологии. Методы современной психологии. Характеристика эмпирических методов психологической науки (наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, метод анкетирования и тестирования). Задачи психологии: 1.Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2.Научиться управлять ими; 3.Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; 4.Быть теоретической основой практики психологической службы.
1 задача предполагает такое построение психологических исследований, которое не столько направлено на обоснование готового и утвердившегося (содержание методов и приемов обучения и воспитания), сколько прокладывает новые пути для педагогической практики, обеспечивает широкий поиск нового. 2 задача обусловлена требованиями, которые предъявляет педагогический научно-технический прогресс. Формировать такие качества мышления, которые позволили бы учащемуся самостоятельно усваивать информацию, развивать способности. Другие актуальные задачи: определить общие закономерности развития психики; дать психологическую характеристику деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе; выявить психологические основы формирования личности человека в процессе обучения и воспитания; установить причины отклонений в психическом развитии отдельных людей и разработать методы диагностики этих отклонений. Осуществляя указанные общие задачи, психология работает в тесном контакте с педагогикой. Наблюдение - проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Самонаблюдение – самый первый метод в психологии. В современной психологии он является ненаучным, так как его результаты нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Требования к наблюдению: 1. Составление плана 2. Фиксирование результатов 3. Формулировка выводов Достоинство наблюдения: естественность поведения испытуемого, так как он не знает, что за ним наблюдают. Недостатки наблюдения: 1. Пассивная роль исследователя 2. Плохая повторяемость 3. Низкая точность результатов 4. Влияние гипотезы самого ученого 1. Эксперимент – самый лучший метод - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений - Лабораторный - Естественный – проходит в привычных для испытуемого условиях Достоинства: 1. Активная позиция исследователя 2. Очень хорошая повторяемость 3. Высокая точность результатов благодаря применению техники 2. Анкетирование - метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. 3. Беседа - необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым. Проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. 4. Тест - стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека. · тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования) · тесты-задания (получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития) · проективные тесты (свободная интерпретация исследователем выполняемых испытуемым заданий (тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.238 (0.01 с.) |