Психика в свете теории отражения. Функции психики: отражение действительности, обеспечение целостности личности, регуляция поведения (как условия обеспечения адаптации организма со средой).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психика в свете теории отражения. Функции психики: отражение действительности, обеспечение целостности личности, регуляция поведения (как условия обеспечения адаптации организма со средой).



Предмет общей психологии.

Психология как наука занимается исследованием всего круга проблем, связанных с ее предметом: происхождение и развитие психики, ее строение и функционирование, возрастные и индивидуальные различия, норма и патология и т.п. когда характеризуют научный способ познания действительности, то, в первую очередь, отмечают. Что всякая наука имеет свой объект исследования и предмет.

Психология как наука своим объектом имеет живые существа, обладающие психикой. Предметом психологии является психика и психическая деятельность этих живых существ.

Как всякое явление окружающей действительности, психика и психическая деятельность не возникают ниоткуда, а имеют свою историю развития как в индивидуальном плане, так и в эволюционном. И психика, и психическая деятельность имеют также определенное строение и осуществляются по определенным правилам и законам. Учитывая это, можно дать следующее самое общее определение психологии как науки:

Психология – наука, изучающая строение психики, закономерности ее возникновения, развития и функционирования.

В круг исследуемых психических явлений включаются психические процессы, свойства и состояния. Помимо этого существует еще ряд психических образований, обозначаемых такими обобщающими понятиями, как темперамент, характер, интеллект, направленность, а также личность, субъект деятельности, индивидуальность. Особое место в кругу психических явлений занимает сознание.

 

Психика в свете теории отражения. Функции психики: отражение действительности, обеспечение целостности личности, регуляция поведения (как условия обеспечения адаптации организма со средой).

Раскрывая сущность процесса отражения, нужно обратить внимание на следующие характеризующие его черты. Отражение есть процесс познания человеком объективно существующего мира. Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий, дающих неполные знания о вещах и явлениях. Это первая ступень познания — чувственное познание мира. Отражательная деятельность есть процесс постепенного проникновения в сущность вещей и явлений, движение от незнания ко все более полному и точному знанию, знанию общих и существенных свойств, предметов я явлений, связей и отношений между ними. Высшая ступень познания — логическое мышление, выраженное в языке, в речи человека. Очень важно раскрыть перед учащимися этот путь познания—переход от чувственного к логическому познанию, от ощущения и восприятия — к мышлению. Важно показать и «обратную» связь мышления с чувственным познанием. Установление человеком в процессе мышления существенных свойств предметов и явлений, связей между ними перестраивает восприятие, делает его осмысленным и обобщенным. Определить функции психики можно в одной сфере, это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе. Регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит и психическая адаптация.

 

3. Рефлекторная природа психического. Мозг и психика. Современные исследования мозга.

Установление связи психической деятельности с деятельностью мозга явилось лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Сами по себе указанные факты, хотя и имеют огромное значение, все же еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности. Первые попытки в этом направлении были сделаны в XVII веке французским ученым и философом Декартом. Он считал, что все реакции животных, а также и все «непроизвольные» реакции человека осуществляются автоматически как отражение действия внешних раздражителей. Таково, например, непроизвольное отдергивание руки или ноги от огня при ожоге. Основной принцип рефлекторных реакций описан Декартом правильно: внешнее раздражение (например, ожог) действует на органы чувств, откуда возбуждение передается в мозг, а из мозга к мышцам, вызывая их сокращение. Таким образом, в схеме Декарта была представлена основная функциональная единица нервной деятельности — рефлекс как закономерный ответ на внешнее раздражение, осуществляемый центральной нервной системой, и рефлекторная дуга как анатомическая основа рефлекса. Естественнонаучная разработка и обоснование отражательной, рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего ее двух великих представителей — И. М. Сеченова (1829—1905) и Й. П. Павлова (1849—1936). Положение Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важнейшее значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних воздействий, ни от внешних действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием. Если бы это было так, психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения, тогда как в действительности они, будучи неразрывно связаны с средним звеном рефлекса и вызываясь внешними воздействиями, кладущими начало рефлекса, повсюду имеют значение регулятора движения — этого конечного звена рефлекса. Последовательно анализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека.  

Психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), являющееся формой отражения субъекта объективной реальности, т.е. это субъективный образ объективного мира.

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятель­ностью. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

Исследования мозга: 1-ЭЭГ(электроэнцефалограмма). Благодаря ЭЭГ Мы получаем информацию о биотоках мозга человека и животного.2-позитронно эмиссионная томография (ПЭТ). Благодаря ПЭТ исследователь получает информацию о том, как каждый участок мозга потребляет глюкозу.

Характеристики сознания

1. Сознание – это совокупность знаний (об окружающей действительности, природе, обществе).

2. Сознание – это различение субъекта и объекта, т.е. отличие “я” от “не я”, выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, противопоставление себя как личности другому объективному миру.

3. Сознание – характеризуется целеполагающей деятельностью. Целеустремлённость, планирование собственной деятельности и поведения, предусматривание ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий, их перестройке, в смысле стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства.

4. Сознание характеризуется включением определенного отношения к окружающему миру. Отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к окружению проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

 

Отрасли психологии

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.

Сравнительная психология сопоставляет различные ступени развития психики и поведения животных в эволюционном ряду. Она также показывает, в чем это близко человеку и в чем состоят кардинальные отличия. Она выясняет, как человек выделялся из мира природы, к чему привело накопление индивидуального и коллективного опыта в процессе совместной трудовой деятельности, речевого общения, передачи общественно-исторических познаний через орудия, продукты труда, искусство, науку, культуру.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения индивида с другими, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Возрастная психология рассматривает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду — от младенчества до старости, и поэтому делится на детскую, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология).

Педагогическая психология касается закономерностей становления личности в процессе обучения, воспитания.

инженерная психология,изучающая закономерности процесса взаимодействия человека и современной техники, чтобы использовать их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Юридическая психология касается психологических особенностей поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), поведения и формирования личности преступника, военная психология — поведения человека в условиях боевых действий.

 

 

Задачи психологии. Методы современной психологии. Характеристика эмпирических методов психологической науки (наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, метод анкетирования и тестирования).

Задачи психологии: 1.Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2.Научиться управлять ими; 3.Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; 4.Быть теоретической основой практики психологической службы.

1 задача предполагает такое построение психологических исследований, которое не столько направлено на обоснование готового и утвердившегося (содержание методов и приемов обучения и воспитания), сколько прокладывает новые пути для педагогической практики, обеспечивает широкий поиск нового. 2 задача обусловлена требованиями, которые предъявляет педагогический научно-технический прогресс. Формировать такие качества мышления, которые позволили бы учащемуся самостоятельно усваивать информацию, развивать способности. Другие актуальные задачи: определить общие закономерности развития психики; дать психологическую характеристику деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе; выявить психологические основы формирования личности человека в процессе обучения и воспитания; установить причины отклонений в психическом развитии отдельных людей и разработать методы диагностики этих отклонений. Осуществляя указанные общие задачи, психология работает в тесном контакте с педагогикой.

Наблюдение - проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются.

Самонаблюдение – самый первый метод в психологии. В современной психологии он является ненаучным, так как его результаты нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Требования к наблюдению:

1. Составление плана

2. Фиксирование результатов

3. Формулировка выводов

Достоинство наблюдения: естественность поведения испытуемого, так как он не знает, что за ним наблюдают.

Недостатки наблюдения:

1. Пассивная роль исследователя

2. Плохая повторяемость

3. Низкая точность результатов

4. Влияние гипотезы самого ученого

1. Эксперимент – самый лучший метод - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений

- Лабораторный

- Естественный – проходит в привычных для испытуемого условиях

Достоинства:

1. Активная позиция исследователя

2. Очень хорошая повторяемость

3. Высокая точность результатов благодаря применению техники

2. Анкетирование - метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

3. Беседа - необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым. Проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

4. Тест - стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека.

· тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования)

· тесты-задания (получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития)

· проективные тесты (свободная интерпретация исследователем выполняемых испытуемым заданий (тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты)

 

45.

Предмет общей психологии.

Психология как наука занимается исследованием всего круга проблем, связанных с ее предметом: происхождение и развитие психики, ее строение и функционирование, возрастные и индивидуальные различия, норма и патология и т.п. когда характеризуют научный способ познания действительности, то, в первую очередь, отмечают. Что всякая наука имеет свой объект исследования и предмет.

Психология как наука своим объектом имеет живые существа, обладающие психикой. Предметом психологии является психика и психическая деятельность этих живых существ.

Как всякое явление окружающей действительности, психика и психическая деятельность не возникают ниоткуда, а имеют свою историю развития как в индивидуальном плане, так и в эволюционном. И психика, и психическая деятельность имеют также определенное строение и осуществляются по определенным правилам и законам. Учитывая это, можно дать следующее самое общее определение психологии как науки:

Психология – наука, изучающая строение психики, закономерности ее возникновения, развития и функционирования.

В круг исследуемых психических явлений включаются психические процессы, свойства и состояния. Помимо этого существует еще ряд психических образований, обозначаемых такими обобщающими понятиями, как темперамент, характер, интеллект, направленность, а также личность, субъект деятельности, индивидуальность. Особое место в кругу психических явлений занимает сознание.

 

Психика в свете теории отражения. Функции психики: отражение действительности, обеспечение целостности личности, регуляция поведения (как условия обеспечения адаптации организма со средой).

Раскрывая сущность процесса отражения, нужно обратить внимание на следующие характеризующие его черты. Отражение есть процесс познания человеком объективно существующего мира. Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий, дающих неполные знания о вещах и явлениях. Это первая ступень познания — чувственное познание мира. Отражательная деятельность есть процесс постепенного проникновения в сущность вещей и явлений, движение от незнания ко все более полному и точному знанию, знанию общих и существенных свойств, предметов я явлений, связей и отношений между ними. Высшая ступень познания — логическое мышление, выраженное в языке, в речи человека. Очень важно раскрыть перед учащимися этот путь познания—переход от чувственного к логическому познанию, от ощущения и восприятия — к мышлению. Важно показать и «обратную» связь мышления с чувственным познанием. Установление человеком в процессе мышления существенных свойств предметов и явлений, связей между ними перестраивает восприятие, делает его осмысленным и обобщенным. Определить функции психики можно в одной сфере, это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе. Регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит и психическая адаптация.

 

3. Рефлекторная природа психического. Мозг и психика. Современные исследования мозга.

Установление связи психической деятельности с деятельностью мозга явилось лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Сами по себе указанные факты, хотя и имеют огромное значение, все же еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности. Первые попытки в этом направлении были сделаны в XVII веке французским ученым и философом Декартом. Он считал, что все реакции животных, а также и все «непроизвольные» реакции человека осуществляются автоматически как отражение действия внешних раздражителей. Таково, например, непроизвольное отдергивание руки или ноги от огня при ожоге. Основной принцип рефлекторных реакций описан Декартом правильно: внешнее раздражение (например, ожог) действует на органы чувств, откуда возбуждение передается в мозг, а из мозга к мышцам, вызывая их сокращение. Таким образом, в схеме Декарта была представлена основная функциональная единица нервной деятельности — рефлекс как закономерный ответ на внешнее раздражение, осуществляемый центральной нервной системой, и рефлекторная дуга как анатомическая основа рефлекса. Естественнонаучная разработка и обоснование отражательной, рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего ее двух великих представителей — И. М. Сеченова (1829—1905) и Й. П. Павлова (1849—1936). Положение Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важнейшее значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних воздействий, ни от внешних действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием. Если бы это было так, психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения, тогда как в действительности они, будучи неразрывно связаны с средним звеном рефлекса и вызываясь внешними воздействиями, кладущими начало рефлекса, повсюду имеют значение регулятора движения — этого конечного звена рефлекса. Последовательно анализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека.  

Психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), являющееся формой отражения субъекта объективной реальности, т.е. это субъективный образ объективного мира.

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятель­ностью. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

Исследования мозга: 1-ЭЭГ(электроэнцефалограмма). Благодаря ЭЭГ Мы получаем информацию о биотоках мозга человека и животного.2-позитронно эмиссионная томография (ПЭТ). Благодаря ПЭТ исследователь получает информацию о том, как каждый участок мозга потребляет глюкозу.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.013 с.)