Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА 8. Основы экологического праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
8.1. Понятие, субъекты и объекты экологического права. 8.2. Экологическое управление. 8.3. Правовая охрана отдельных природных объектов.
Понятие, объекты и субъекты экологического права
Понятие «экология» в научный оборот ввел Эрнест Геккель. В настоящее время, в связи с обострением и глобализацией экологических проблем, образовалась самостоятельная комплексная отрасль права – экологическое право – которая регулирует отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.В качестве предпосылокстановления и функционирования экологического права можно выделить следующие предпосылки: социально-экологический кризис, характеризующийся нарастанием негативных тенденций; экологическая функция государства, обеспечивающая рациональное использование природных ресурсов в интересах общества. Предметом экологического права выступает экологически значимое поведение людей. Источниками экологического права является экологические законодательство, куда включаются правовые нормы различных уровней: международные конвенции и договоры, федеральные и региональные законы, указы, постановления и распоряжения исполнительных органов власти, а также локальные нормы, принимаемые на предприятиях, в организациях и учреждениях. Принципы экологического права условно можно разделить на общие и специальные. К общим принципам относятся следующие основополагающие положения: законность, гласность, приоритет охраны жизни и здоровья человека, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества и др. К специальным принципам относятся: · рациональное использование природных ресурсов; · необходимость воспроизводства природных ресурсов; · платность природопользования; · независимость контроля в области охраны окружающей среды; · презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности; · обязательность проведения экологической экспертизы. Объектом экологического регулирования выступает окружающая среда и ее отдельные элементы. Традиционно выделяют три группы объектов правовой охраны: · Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; · Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные ландшафты; · Особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения, а также места их обитания. К субъектам экологического права относятся следующие категории лиц: 1) физические лица, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее; 2) физические лица, принимающие и реализующие экологически значимые решения, совершающие акты экологического поведения; 3) юридические лица, принимающие и реализующие экологически значимые решения и действия и несущие ответственность за экологические правонарушения; 4) должностные лица, которые в силу своего государственного, муниципального или общественного положения, реализуют функции экологического управления; 5) правоприменители, государственные органы и должностные лица, осуществляющие надзорно-контрольные функции и принимающие решения о привлечении правонарушителей к ответственности; 6) нормотворческие органы. Каждый из указанных субъектов обладает право-, дееспособностью и обязан нести ответственность за совершенные экологические правонарушения. Под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека. За совершенные правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, а юридические лица – административную и гражданско-правовую (материальную) ответственность.
Экологическое управление Экологическое управление (государственное управление в сфере охраны окружающей среды, экологический менеджмент) означает реализацию уполномоченными органами и должностными лицами экологической политики, проводимой в соответствии с действующим законодательством. К формам экологического управления, его внешним проявлениям относятся: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, проводимые в социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном направлениях. Система органов управления в сфере охраны окружающей среды представляет собой совокупность организационных форм, наделенных определенной компетенцией в области охраны окружающей среды. Эта система состоит из двух уровней – общего управления и специального управления. К первой группе относятся органы и должностные лица общей юридической компетенции, для которых экологический менеджмент лишь одна их управленческих функций. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов России и муниципальные органы. Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет разнообразные функции. К ней относятся природоохранные министерства (Министерство природных ресурсов РФ), государственные комитеты (Государственный комитет РФ по рыболовству), федеральные службы (Федеральная служба земельного кадастра России), федеральные агентства (Федеральное агентство водных ресурсов РФ), оперативно-розыскные органы в сфере обеспечения экологической безопасности (экологическая милиция) и ряд других. К специфическим функциям экологического управления относятся следующие: · Экологический мониторинг – совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами. · Ведение кадастров. Кадастры являются одним из источников информации и представляют собой систематизированную совокупность сведений о качественном и количественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды. Все кадастры (лесной, земельный, водный и др.) имеют статус государственных. · Регистрация. Регистрационная деятельность имеет огромное значение при выполнении контрольно-надзорных функций государственными органами. Регистрация представляет собой внесение в единый по форме официальный документ (реестр, регистр, каталог, список, баланс) сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду. Регистрация может быть обязательной и добровольной. · Декларирование. Декларации – это новый вид обеспечения экологической безопасности. В декларации субъект сам определяет показатели, параметры своей деятельности и тем самым накладывает на себя обязательства по их соблюдению. Помимо деклараций в российском законодательстве используются уведомления, означающие обязательное сообщение о произведенных или согласование планируемых действий, и подтверждения, подразумевающие направление сведений о неизменности производственного процесса, используемого сырья и т.д. · Экологическая паспортизация. Экологический паспорт предприятия – это специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящиеся в собственности либо пользовании, об их состоянии, видах воздействия и мерах по защите. · Государственная экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза проверяет соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации производственного объекта в целях предупреждения возможных негативных воздействий. · Экологический контроль – проверка соблюдения хозяйствующими субъектами требований экологического законодательства. · Экологическое лицензирование. Лицензия – это официальный документ, разрешающий определенному лицу осуществление указанного вида деятельности в течение установленного срока. · Экологическое нормирование. Один из наиболее сложных и интенсивно развивающихся инструментов охраны окружающей среды. Нормативы призваны определить предельную допустимость вредного воздействия, лимиты использования природных ресурсов и др. · Экологическая стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг. · Экологическая сертификация – специализированная деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции требованиям технических регламентов, стандартов, договоров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.104 (0.006 с.) |