ГЛАВА 8. Основы экологического права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 8. Основы экологического права



8.1. Понятие, субъекты и объекты экологического права.

8.2. Экологическое управление.

8.3. Правовая охрана отдельных природных объектов.

 

Понятие, объекты и субъекты экологического права

 

Понятие «экология» в научный оборот ввел Эрнест Геккель. В настоящее время, в связи с обострением и глобализацией экологических проблем, образовалась самостоятельная комплексная отрасль права – экологическое право – которая регулирует отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.В качестве предпосылокстановления и функционирования экологического права можно выделить следующие предпосылки: социально-экологический кризис, характеризующийся нарастанием негативных тенденций; экологическая функциягосударства, обеспечивающая рациональное использование природных ресурсов в интересах общества.Предметом экологического права выступает экологически значимое поведение людей.

Источниками экологического права является экологические законодательство, куда включаются правовые нормы различных уровней: международные конвенции и договоры, федеральные и региональные законы, указы, постановления и распоряжения исполнительных органов власти, а также локальные нормы, принимаемые на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Принципыэкологического права условно можно разделить на общие и специальные. К общимпринципам относятся следующие основополагающие положения: законность, гласность, приоритет охраны жизни и здоровья человека, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества и др. К специальным принципам относятся:

· рациональное использование природных ресурсов;

· необходимость воспроизводства природных ресурсов;

· платность природопользования;

· независимость контроля в области охраны окружающей среды;

· презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности;

· обязательность проведения экологической экспертизы.

Объектом экологического регулирования выступает окружающая среда и ее отдельные элементы. Традиционно выделяют три группы объектов правовой охраны:

· Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

· Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные ландшафты;

· Особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения, а также места их обитания.

К субъектам экологического права относятся следующие категории лиц:

1) физические лица, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;

2) физические лица, принимающие и реализующие экологически значимые решения, совершающие акты экологического поведения;

3) юридические лица, принимающие и реализующие экологически значимые решения и действия и несущие ответственность за экологические правонарушения;

4) должностные лица, которые в силу своего государственного, муниципального или общественного положения, реализуют функции экологического управления;

5) правоприменители, государственные органы и должностные лица, осуществляющие надзорно-контрольные функции и принимающие решения о привлечении правонарушителей к ответственности;

6) нормотворческие органы.

Каждый из указанных субъектов обладает право-, дееспособностью и обязан нести ответственность за совершенные экологические правонарушения. Под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека. За совершенные правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, а юридические лица – административную и гражданско-правовую (материальную) ответственность.

 

Экологическое управление

Экологическое управление (государственное управление в сфере охраны окружающей среды, экологический менеджмент) означает реализацию уполномоченными органами и должностными лицами экологической политики, проводимой в соответствии с действующим законодательством. К формам экологического управления, его внешним проявлениям относятся: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, проводимые в социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном направлениях.

Система органов управленияв сфере охраны окружающей среды представляет собой совокупность организационных форм, наделенных определенной компетенцией в области охраны окружающей среды. Эта система состоит из двух уровней – общего управления и специального управления. К первой группе относятся органы и должностные лица общей юридической компетенции, для которых экологический менеджмент лишь одна их управленческих функций. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов России и муниципальные органы.

Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет разнообразные функции. К ней относятся природоохранные министерства (Министерство природных ресурсов РФ), государственные комитеты (Государственный комитет РФ по рыболовству), федеральные службы (Федеральная служба земельного кадастра России), федеральные агентства (Федеральное агентство водных ресурсов РФ), оперативно-розыскные органы в сфере обеспечения экологической безопасности (экологическая милиция) и ряд других.

К специфическим функциям экологического управления относятся следующие:

· Экологический мониторинг – совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

· Ведение кадастров. Кадастры являются одним из источников информации и представляют собой систематизированную совокупность сведений о качественном и количественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды. Все кадастры (лесной, земельный, водный и др.) имеют статус государственных.

· Регистрация. Регистрационная деятельность имеет огромное значение при выполнении контрольно-надзорных функций государственными органами. Регистрация представляет собой внесение в единый по форме официальный документ (реестр, регистр, каталог, список, баланс) сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду. Регистрация может быть обязательной и добровольной.

· Декларирование. Декларации – это новый вид обеспечения экологической безопасности. В декларации субъект сам определяет показатели, параметры своей деятельности и тем самым накладывает на себя обязательства по их соблюдению. Помимо деклараций в российском законодательстве используются уведомления, означающие обязательное сообщение о произведенных или согласование планируемых действий, и подтверждения, подразумевающие направление сведений о неизменности производственного процесса, используемого сырья и т.д.

· Экологическая паспортизация. Экологический паспорт предприятия – это специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящиеся в собственности либо пользовании, об их состоянии, видах воздействия и мерах по защите.

· Государственная экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза проверяет соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации производственного объекта в целях предупреждения возможных негативных воздействий.

· Экологический контроль– проверка соблюдения хозяйствующими субъектами требований экологического законодательства.

· Экологическое лицензирование. Лицензия – это официальный документ, разрешающий определенному лицу осуществление указанного вида деятельности в течение установленного срока.

· Экологическое нормирование. Один из наиболее сложных и интенсивно развивающихся инструментов охраны окружающей среды. Нормативы призваны определить предельную допустимость вредного воздействия, лимиты использования природных ресурсов и др.

· Экологическая стандартизация– деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

· Экологическая сертификация– специализированная деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции требованиям технических регламентов, стандартов, договоров.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.007 с.)