Способы защиты трудовых прав работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы защиты трудовых прав работников



Современное трудовое законодательство предусматривает возможности самозащиты прав работника. К способам самозащиты относится:

1. отказ от выполнения работы, которая не предусмотрена трудовым договором;

2. отказ от выполнения работы, которая угрожает жизни и здоровью, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом;

3. обращение с заявлениями и исками в юрисдикционные органы по разрешению трудовых споров.

Трудовой спор – это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условия труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства, поступившие на рассмотрение уполномоченных органов. Выделяют индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Первичный орган по рассмотрению – комиссия по трудовым спорам (КТС). КТС создается по инициативе работников и/или работодателя. Срок обращения в КТС составляет три месяца. Если срок пропущен по уважительной причине, комиссия может восстановить его и разрешить спор по существу. Спор должен быть разрешён в течение 10 дней. Комиссия должна рассмотреть спор в присутствии работника, подавшего жалобу, и представителя администрации. Рассмотрение спора без работника возможно лишь по его письменному заявлению. Если работник не явился на заседание, рассмотрение жалобы откладывается. При вторичной неявке без уважительной причины комиссия может снять заявление с рассмотрения, что не лишает работника права подать жалобу повторно.

Рассмотрение трудовых споров в суде общей юрисдикции подчинятся гражданскому процессуальному законодательству. При обращении в суд необходимо учитывать то обстоятельство, что подать иск о защите права работника может не только заинтересованное лицо, но и прокурор и профсоюз. Судебные расходы отнесены на работодателя. Разрешение индивидуального трудового спора может окончиться и мировым соглашением.

Коллективный спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления условий труда, коллективных договоров и по вопросам социально-трудовых отношений. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих представителей для участия в разрешении возникшего спора. Работодатель обязан принять требование к рассмотрению и сообщить о своем решении представителям в течение 3 рабочих дней со дня получения требований. Если работодатель удовлетворил требования работников, спор считается исчерпанным. Если работодатель полностью или в части отклонил требования работники имеют право начать примирительные процедуры.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров состоит из следующих этапов: рассмотрение спора примирительной комиссией, рассмотрение спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора в примирительной комиссии является обязательным.

Примирительная комиссия создается в срок до 3 рабочих дней с момента начала спора и формируется на равноправной основе из представителей сторон. Коллективный спор должен быть рассмотрен до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.

При недостижении согласия стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. Рассмотрение спора с посредником осуществляется в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Трудовой арбитраж представляет собой временный орган, создаваемый в срок не позднее 3 рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора посредником или примирительной комиссией. Он формируется из 3 человек, и в его состав не могут входить представители спорящих сторон. Спор рассматрива6ется в течение 5 рабочих дней с момента его создания. Если примирительные процедуры не привели к согласию или работодатель уклоняется от выполнения соглашения, достигнутого в ходе спора, работники вправе прибегнуть к митингу, демонстрации, пикетированию, забастовке.

Забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки принимается собранием работников или профсоюзом. Собрание правомочно, если на нем присутствовало не менее 2/3 от общего числа работников. Решение принято, если за него проголосовало более 50% присутствовавших.

После работы примирительной комиссии может быть объявлена однократная часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня. О начале предстоящей забастовке работодатель предупреждается за 10 календарных дней. Во время забастовки работники не могут быть уволены.

 

Вопросы для самоконтроля

Почему трудовое право относится к социальным отраслям права?

Какие гарантии для работников предусматривает трудовое законодательство?

В чем состоит отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров?

Какие обязательные условия должен содержать трудовой договор?

Охарактеризуйте виды рабочего времени и времени отдыха.

Каковы основания применения ответственности в трудовом праве и освобождения от неё?

Назовите самый распространённый способ защиты трудовых прав граждан. В чём он заключается?

В каком порядке рассматриваются индивидуальные трудовые споры?

Назовите органы, разрешающие коллективные трудовые споры.


ГЛАВА 6. Административные правонарушения и административная ответственность

6.1. Понятие и виды административного принуждения.

6.2. Административные взыскания.

6.3. Меры административно-процессуального обеспечения.

6.4. Производство по делам об административных правонарушениях.

 

Понятие и виды административного

Принуждения

Административное право, как отмечалось ранее, является той частью публичного права, которая выполняет охранительную функцию. Это означает, что значительная часть норм административного права содержит установления – запреты, т.е. такие общеобязательные правила (нормы), которые под угрозой административного принуждения запрещают определенные поступки либо обязывают граждан, организации совершать юридически обязательные действия. Такие правила адресуются гражданам или определенным организациям либо обращены исключительно к должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, к руководству коммерческих организаций и предприятий. Это нормы, определяющие должное поведение в общественных местах, правила дорожного движения, пользования общественным транспортом, а также ветеринарные, санитарные, противопожарные правила, правила рыбной ловли, охоты, хранения и использования взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, таможенные правила, правила паспортной системы и др.

Административное право, выполняя охранительную функцию права, определяет те или иные проступки в качестве правонарушающих, т.е. административных правонарушений, устанавливает в этой связи виды и конкретные меры административной ответственности за их совершение. Иногда в учебной литературе часть, регулирующую применение административного принуждения, именуют «полицейским правом», имея в виду, что оно представляет собой подотрасль административного права, представленную совокупностью административно-правовых норм, регулирующих деятельность органов государства и иных формирований по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности и порядка использования в этих целях мер административно-принудительного характера.

Административное принуждение – это особый вид государственного принуждения, который заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в целях предупреждения и пресечения противоправных действий, обеспечения личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения заключаются в следующем:

1) это, как правило, внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными актами принудительных мер;

2) применяется исполнительными органами (должностными лицами), уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере исполнительно-распорядительной деятельности;

3) меры административного принуждения применяются к лицам, не находящимся в непосредственном подчинении уполномоченных исполнительных органов.

По целевому назначению все меры административного принуждения подразделяются на группы:

1) административно-предупредительные;

2) административно-пресекательные;

3) меры административно-процессуального обеспечения;

4) меры административной ответственности.

Административно-предупредительные меры призваны предотвратить административные правонарушения, а также иные вредные обстоятельства, угрожающие общественной безопасности. Применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для обеспечения безопасности здоровья и жизни людей, нормальных условий работы предприятий и учреждений. Такие меры предшествуют иным мерам принуждения. Как правило, они выражаются в виде определенных ограничений и запретов. Наиболее типичными административно-предупредительными мерами являются: контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); проверка документов, удостоверяющих личность; административное задержание; введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях); перекрытие движения транспорта и пешеходов в случае угрозы общественной безопасности; медицинское освидетельствование лиц и проверка санитарного состояния предприятий общественного питания; ревизия имущества; закрытие участков государственной границы и др.

Мерами административного пресечения являются оперативные действия по прекращению административных проступков (правонарушений). К числу таких мер относятся: требования прекратить противоправные действия; непосредственное физическое воздействие; применение специальных средств (резиновые палки, водометы и др.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; административное задержание лица; применение оружия; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных; запрещение эксплуатации транспортных средств; запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах; приостановление или прекращение деятельности предприятий и учреждений в случае нарушения ими общеобязательных норм; отказ в выдаче лицензии, приостановление ее действия либо аннулирование.

Административная ответственность применяется специально уполномоченными органами. Единственным ее основанием является факт административного правонарушения. Обобщенное легальное определение административного правонарушения закреплено в ст. 2.1 КоАП РФ. Таковым признается действие или бездействие совершенное виновно, имеющее противоправный характер (т.е. запрещенное в законодательстве) и влекущее административную ответственность.

Административные правонарушения отличаются от преступлений характером причиняемого вреда, т.е. отсутствием или незначительной степенью общественной опасности и отсутствием тяжких последствий.

В случаях, определенных административным законодательством, лицо, совершившее внешне противоправные действия, освобождается от административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ).

Кроме того, нельзя привлечь к административной ответственности, если со дня совершения проступка истекло свыше двух месяцев. Это так называемый давностный срок. Но для отдельных видов административных правонарушений предусмотрен более длительный срок давности, например, нарушения о налогах и сборах, о защите прав потребителей др.

 

Административные взыскания

Под административными взысканиями понимают налагаемые компетентными органами и должностными лицами в установленном законом порядке меры ответственности за административное правонарушение, связанные с лишением или ограничением определенных благ.

Основными видами административных взысканий являются: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или его непосредственным я объектом; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; лишение специального права (права управления транспортным средством, право охоты); административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; дисквалификация, административное приостановление деятельности. Законодательством могут быть установлены и иные административные взыскания. Так, Таможенный кодекс РФ к числу подобных взысканий относит отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенными органами на осуществление определенных видов деятельности.

Статья 3.3 КоАП РФ подразделяет административные взыскания на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация предмета могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных; остальные – лишь в качестве основных. Действующим законодательством не предусмотрены административные взыскания, которые являлись бы только дополнительными.

Предупреждение применяется за незначительное правонарушение. Оно выносится в письменной форме или оформляется иным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием.

Штраф представляет собой денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в РФ, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Возмездному изъятию подлежат предметы, послужившие орудием или непосредственным объектом правонарушения (далее подобный предмет реализуется, а вырученная сумма передается собственнику).

Конфискация предмета означает принудительное безвозмездное обращение предмета, явившегося орудием или непосредственным объектом правонарушения в собственность государства.

Административный арест связан с ограничением личной свободы сроком до 15 суток. Он применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, неуважение к суду, управление транспортным средством водителям, находящимся в состоянии опьянения и др.). Под административным арестом лица удерживаются в специальных приемниках или изоляторах временного содержания (ИВС). Такой арест не может быть применен по отношению к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп.

Лишение специального права возможно в связи с грубым или систематическим нарушением лицом порядка пользования принадлежащим ему правом (лишение права управления транспортным средством, права охоты). Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением некоторых случаев (управление в состоянии опьянения и др.); лишение права охоты – к лицам, для которых она является основным источником существования (ст. 3.8 КоАП РФ).

Особенностью административного права является то, что в качестве субъекта, привлекаемого к ответственности, могут выступать как гражданин, так и организация. Закон предусматривает административную ответственность организаций за нарушение земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, за правонарушения в области строительства. Основной мерой такой ответственности является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на отдельные виды деятельности сроком до 90 суток или отзыв лицензии. В отдельных случаях административная ответственность может налагаться одновременно на юридическое лицо и его руководителя и/или главного бухгалтера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.031 с.)