ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курса очной и 3 курса заочной форм обучения



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

 

Юридический факультет

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Экологическое право»

для студентов

Курса очной и 3 курса заочной форм обучения

по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника - «бакалавр»

 

 

Калининград 2011
Лист согласования

 

Составитель: старший преподаватель Подгаева Ирина Валентиновна

 

 

УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры предпринимательского права

Протокол №_______ «___»___________________20__ г.

Зав.кафедрой: _________________________________________ / Нилов К.Н../

 

Менеджер ООП:________________________________________ / Ежова Т.Г. /

 

УМК одобрен методическим советом юридического факультета БФУ им. И.Канта

Протокол №_______ «___»___________________20____г.

Председатель методического совета:__________________ /Заячковский О.А./

 

«Утверждаю»

Декан юридического факультета ____________________ / Заячковский О.А. /

 

«Утверждаю»

Начальник управления образовательных программ

____________________________ Житиневич Д.Г.

 

Рекомендовано к открытой печати

Председатель экспертного совета ____________________ / _____________ /

 

 

Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………... 4

2. Тематические планы ………………………………………………………………………… 14

3. Содержание дисциплины.…………………………………………………………….……... 18

4. Образовательные технологии ....…………………………………………………………… 26

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ...................... 27

6. Рекомендации по организации самостоятельной работы ……………………………… 49

7. Критерии оценки знаний ........................………………………………………………….... 53

8. Список основной и дополнительной литературы ………………………………….….… 54

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………………………... 64


Пояснительная записка

1.1. Место дисциплины в структуре ООП

 

Экологическое право как учебная дисциплина в основной образовательной программе входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, включено в федеральный вузовский компонент, является обязательной для студентов, обучающихся по специальности 030900 «Юриспруденция» квалификации (степени) бакалавр.

Предметом экологического права являются правоотношения, складывающиеся в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, защиты человека и человечества от неблагоприятного воздействия природных факторов, рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную сред, обеспечения экологической безопасности в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Изучение дисциплины предполагает усвоение необходимого объема знаний о законодательстве, регулирующем деятельность субъектов экологических правоотношений, выработку навыков применения природоохранного законодательства в условиях рыночных отношений. Знания экологического законодательства необходимы каждому студенту, каждому дипломированному юристу вне зависимости от специальности и рода профессиональной деятельности, т.к. каждый гражданин, каждый человек является участником экологических правоотношений. В профессиональной деятельности юристы все чаще сталкиваются с необходимостью подготовки документов или принятия юридически значимых решений, связанных с учетом экологических запретов, ограничений или иных требований (получение лицензий на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду или использованием природных ресурсов, регистрация ввозимых продуктов, сырья материалов, технологий, продукции и др.) Процесс изучения экологического права включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студентов со специальной литературой и нормативными актами, материалами судебной практики. Программа содержит указание на основные источники права, а также список рекомендованной литературы, ознакомление с которой позволяет получить более подробное представление по конкретному вопросу либо учесть дискуссионные моменты.

Изучение учебного курса основывается на знании студентами основ теории государства и права, конституционного, административного, уголовного, гражданского права. Для успешного усвоения изучение дисциплины предполагает следующую начальную подготовку студентов:

- освоении норм конституционного права, регулирующих разграничения компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также общие основы правового статуса человека и гражданина в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

- знание норм административного права, регулирующих общие вопросы осуществления управленческих функций органами общей и специальной компетенции и механизм привлечения к административной ответственности;

- знание норм уголовного права, регулирующих общие основания наступления уголовной ответственности за экологические преступления;

- знание норм гражданского права, регулирующих общие основания возникновения, изменения и прекращения права собственности и иных вещных прав на природные ресурсы и объекты, а так же правовой механизм привлечения к гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда окружающей среде и здоровью человека.

 

1.2. Цели дисциплины

Общей целью изучения дисциплины «Экологическое право» является: овладение общекультурными и профессиональными компетенциями и знаниями в области правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности и применения экологического права.

Преподавание учебной дисциплины «Экологическое право» осуществляется на основе комплексного подхода и имеет следующие цели:

1) образовательная (учебная) – прочное усвоение студентами теоретических положений экологического права как отрасли права и как отрасли науки, их роли в достижении оптимального режима природопользования, обеспечения экологической безопасности, поддержания благоприятной окружающей природной среды;

2) практическая – формирование у студентов умения правильно понимать нормы экологического права и приобретение ими прочных навыков правильного применения этих норм при выполнении служебных обязанностей, в том числе приобретение навыков подготовки соответствующих правовых документов;

3) воспитательная – привитие студентам любви к природе, формирование бережного отношения к природным ресурсам, нетерпимости к нарушению экологического законодательства.

Так же ставится цель научить студентов самостоятельно работать с учебной литературой и нормативными материалами, проявлять инициативу в приобретении знаний, привить им интерес к будущей профессии.

 

1.3. Задачи дисциплины

При реализации этой цели должны быть достигнуты следующие задачи:

1) формирование знаний:

- о роли экологического законодательства в условиях рыночной экономики и значение правового регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в процессе хозяйственной и иной деятельности;

- об организационно-правовом и экономико-правовом механизмах охраны окружающей среды;

- о правовом режиме природных объектов и ресурсов;

- об общих требованиях по обеспечению экологической безопасности и экологических требованиях, предъявляемых к осуществлению конкретных видов деятельности;

- об основных положениях правового регулирования деятельности, связанной с использованием природных объектов и ресурсов (землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, пользование объектами животного мира);

- о средствах и методах государственного экологического контроля;

- об основных гарантиях и порядке защиты экологических прав граждан и общественных организаций, а также защиты законных интересов пользователей природными ресурсами;

2) формирование умений и навыков:

- ориентироваться в специальной литературе по экологическому праву;

- свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;

- анализа правовых актов и толкования правовых норм;

- подготовки квалифицированных заключений по юридическим проблемам;

- правового разрешения конкретных эколого-правовых ситуаций;

- составления и заключения договоров (водопользования, аренды лесных участков в предпринимательских целях, недропользования в предпринимательских целях; пользования объектами животного мира и др.);

- составления претензий, исков и других документов, направленных на защиту экологических прав граждан и прав предпринимателей;

- представлять интересы хозяйствующих субъектов в конкретных эколого-правовых ситуациях в судебных и административных органах;

3) воспитание:

- уважения к закону, экологическим правам граждан и правам хозяйствующих субъектов, возникающим в сфере природопользования;

- чувства нетерпимости к любому нарушению экологического законодательства в профессиональной деятельности в связи с тем, что правовые понятия «природопользование», «охрана окружающей среды», «обеспечение экологической безопасности» личности и общества, защита от «чрезвычайных ситуаций» природного и техногенного характера тесно связаны с правовыми категориями «национальная безопасность» России в экологической, экономической, политической, оборонной и информационной сферах;

- необходимых деловых и нравственных качеств по обеспечению экологических законности и правопорядка, осознание того, что защита экологических прав граждан неотделима от обязанности каждого гражданина сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

 

Таким образом, после окончания курса студент должен:

-знать основы российского экологического законодательства, важнейшие институты и категории экологического права, международные организационно-правовые механизмы охраны окружающей среды;

-уметь правильно применять нормы, закрепленные в экологическом законодательстве, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

 

1.4. Требования к результатам освоения дисциплины

 

После окончания курса студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

А) в нормотворческой деятельности

-способность участвовать в разработке эколого-правовых норм (ПК-1);

Б) в правоприменительной деятельности

-способность осуществлять профессиональную юридическую деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

-способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

-способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы экологического материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

-способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

-владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

В) в правоохранительной деятельности

-готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

-способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

-способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

-способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

Г) в экспертно-консультационной деятельности

-готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

-способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

-способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

Д) в педагогической деятельности

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

-способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19)

 

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов экологического права;

- предмет и методы экологического права, принципы экологического права;

- основные нормативные акты в сфере правового регулирования охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности;

- историю правого регулирования экологических отношений;

- основные признаки экологических правоотношений;

- содержание экологических прав граждан и общественных организаций и их гарантии;

- основания возникновения права собственности на природные объекты и ресурсы;

- основания возникновения права природопользования (землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования объектами животного мира) и экологические ограничения указанного права;

- организационный механизм охраны окружающей среды;

- правовые основы государственного управления охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

- правовые основы осуществления государственного экологического контроля (полномочия государственных органов и должностных лиц);

- правовые основы осуществления общественного экологического контроля;

- правовые основы осуществления производственного экологического контроля;

- особенности правового регулирования проведения государственной экологической экспертизы;

- особенности правового регулирования проведения экологического нормирования;

- особенности правого регулирования проведения оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

- правовые основы проведения экологического аудита природных объектов и производственной деятельности;

- правовые основы проведения экологического мониторинга;

- особенности правового регулирования экологического нормирования;

- особенности правового регулирования стандартизации и сертификации;

- правовые основы технических регламентов;

- особенности правового регулирования лицензирования недропользования, пользования объектами животного мира;

- особенности правового регулирования лицензирования хозяйственной деятельности в целях обеспечения экологической безопасности;

- правовые основы экономического механизма в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

- особенности правового регулирования взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- особенности правового регулирования взимания платы природопользование;

- правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением окружающей среде;

- правовое регулирование возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу граждан;

- особенности привлечения к ответственности за совершение дисциплинарных экологических правонарушений;

- особенности привлечения к ответственности за совершение административных экологических правонарушений;

- особенности привлечения к ответственности за совершение экологических преступлений;

- особенности правовой охраны литосферы (земли и недр);

- особенности правовой охраны гидросферы (вод);

- особенности правовой охраны атмосферы;

- особенности правовой охраны фауны (животного мира);

- особенности правовой охраны флоры (растительного мира);

-правовой режим природно-заповедного фонда;

- правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон;

- правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия;

- особенности правовой охраны окружающей среды городов и других населенных пунктов;

- экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов;

- международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды;

- особенности правового регулирования охраны окружающей среды в зарубежных странах;

 

Уметь:

- ориентироваться в специальной литературе по экологическому праву;

- анализировать, толковать и правильно применять эколого-правовые нормы;

- выделять эколого-правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

- видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

- свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;

- применять методы научного исследования эколого-правовых проблем;

- представлять интересы граждан и хозяйствующих субъектов в судебных и административных органах при возникновении эколого-правовых отношений;

- логически грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по разрешаемым вопросам;

- соблюдать нормы экологического законодательства при обслуживании хозяйствующих субъектов и при разрешении эколого-правовых споров;

- выделять юридически значимые обстоятельства при осуществлении деятельности, связанной с природопользованием и предлагать варианты урегулирования спорных ситуаций в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- работать со специальной литературой, справочно-правовыми системами и постоянно обновлять свои знания;

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- подготовить документы, связанные с осуществлением деятельности по использованию природных ресурсов, а также иной деятельности в целях соблюдения правовых норм по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;

- составить необходимые документы при обращении хозяйствующих субъектов в государственные органы (заявления, ходатайства, жалобы) ;

- подготовить проекты договоров, связанных с использованием природных объектов и природных ресурсов;

- составить исковое заявление в суд общей юрисдикции (по защите экологических прав граждан и общественных организаций), а также в арбитражный суд (при возникновении эколого-правовых споров ) и отзыв на исковое заявление;

- подготовить возражения по актам проверок органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам экологического законодательства.

Владеть:

- специальной юридической терминологией;

- навыками работы с юридическими документами, правовыми актами;

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в сфере экологического права;

- навыками анализа правовых актов и толкования правовых норм;

- навыками анализа и правового разрешения конкретных ситуаций в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности;

- навыками уважения к экологическому закону, экологическим правам граждан;

- необходимыми деловыми, эмоционально-волевыми качествами по обеспечению экологической законности и правопорядка;

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

- навыками разрешения правовых проблем и коллизий;

- навыками поиска соответствующих нормативно-правовых актов и определения правовых норм, подлежащих применению;

- навыками составления документов, необходимых для согласования различных видов природопользования и других видов деятельности в соответствии с экологическими требованиями (подготовка документов для ОВОС, для экологической экспертизы, для получения лицензий, для согласования экологического паспорта предприятия и др.);

- навыками составления и заключения природоресурсных договоров;

- навыками выступлений в арбитражных судах;

- навыками подготовки квалифицированных заключений по эколого-правым проблемам;

- навыками составления претензий, заявлений, отзывов, ходатайств, жалоб и других документов, направляемых в правоохранительные и иные государственные органы и связанных с защитой экологических прав граждан и общественных организаций.

 

 

Для формирования общекультурных и профессиональных компетенций темы курса объединены в модули:модульI (включает в себя темы № 1- 4 рабочей программы), модуль II (включает в себя темы № 5- 9 рабочей программы), модуль III (включает темы № 10-15 рабочей программы), модуль IV (включает темы № 16-18 рабочей программы), модуль V (включает темы № 19 - 20 рабочей программы).

 

На очной форме обучения

  № п/п   Наименование темы Количество часов
Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего аудиторных Лекции Практические занятия Лабораторные занятия  
Социальная обусловленность необходимости правовой охраны окружающей природной среды          
Предмет и система экологического права          
Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права          
История правого регулирования экологических отношений. Становление и основные этапы развития экологического права          
Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов.          
Организационный механизм охраны окружающей среды          
Экономические механизмы охраны окружающей природной среды.          
Юридическая ответственность за экологические правонарушения          
Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением          
Правовая охрана литосферы (земли и недр)          
Правовая охрана гидросферы (вод)          
Правовая охрана атмосферы          
Правовая охрана фауны (животного мира)          
Правовые формы охраны флоры (растительного мира)          
Правовой режим природно-заповедного фонда, природы курортных, лечебно-оздоровительных и реакционных зон          
Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов          
  Экологические требования при размещении объектов, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию          
Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия          
Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды          
Правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах          
  ВСЕГО: ___часов (__ зачетных единиц)          

 


2.2. Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н

На заочной форме обучения

 

  № п/п   Наименование темы Количество часов  
Аудиторные занятия Аудиторные занятия  
Всего аудиторных Всего аудиторных Всего аудиторных Всего аудиторных Всего аудиторных  
Социальная обусловленность необходимости правовой охраны окружающей природной среды            
Предмет и система экологического права            
Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права            
История правого регулирования экологических отношений. Становление и основные этапы развития экологического права            
Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов.            
Организационный механизм охраны окружающей среды            
Экономические механизмы охраны окружающей природной среды.            
Юридическая ответственность за экологические правонарушения            
Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением            
Правовая охрана литосферы (земли и недр)            
Правовая охрана гидросферы (вод)            
Правовая охрана атмосферы            
Правовая охрана фауны (животного мира)            
Правовые формы охраны флоры (растительного мира)            
Правовой режим природно-заповедного фонда, природы курортных, лечебно-оздоровительных и реакционных зон            
Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов            
  Экологические требования при размещении объектов, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию            
Правовой режим природно-заповедного фонда, природы курортных, лечебно-оздоровительных и реакционных зон            
Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов            
  Экологические требования при размещении объектов, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию            
Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия            
Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды            
Правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах            
  ВСЕГО: ___часов (__ зачетных единиц)            

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО»

Содержание основных тем курса

 

ТЕМА XIII. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ФАУНЫ (ЖИВОТНОГО МИРА).

Животный мир как объект использования и охраны. Экономическое и юридическое понятие «животный мир». Законодательство об охране и использовании животного мира. Правовое регулирование охоты и рыболовства. Правовые меры охраны животного мира. Государственный контроль за использованием и охраной животного мира.

 

ТЕМА XIV. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОХРАНЫ ФЛОРЫ (РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА).

Экономические и юридические понятия: лес, древесно-кустарниковая растительность. Земли лесного фонда РФ. Лесное законодательство. Подразделение лесов по целевому назначению. Право лесопользование и его виды. Договор купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Виды рубок лесных насаждений. Правовые меры охраны лесов, древесно-кустарниковой растительности. Государственный контроль за использованием и охраной лесов и древесно-кустарниковой растительности в РФ. Зеленый фонд городских и сельских поселений (ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Леса, расположенные на землях городских поселений (ст. 133 ЛК РФ). Зоны рекреационного назначения: городские леса, скверы, парки, городские сады (ст. 35 Градостроительного кодекса РФ). Ограничения, установленные в ЗК РФ при использовании пригородных и зеленых зон в составе земель поселений. Порубочный билет как основание для вырубки зеленых насаждений на территории муниципальных образований Калининградской области (лесопатологическая экспертиза как необходимое условие его получения)

 

Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые при проведении лекций

При изучении дисциплины «Экологическое право» на очной форме обучения из 20 тем, представленных в тематическом плане дисциплины, на лекционные занятия выносятся 15, которые имеют наиболее важное теоретическое и практическое значение.

При чтении лекций комплексно используются различных образовательных технологии, которые формируют у студентов знания и практические навыки по изучаемой дисциплине, а также необходимые профессиональные компетенции.

При проведении лекций используется раздаточный материал с планом лекции, перечнем рекомендованных источников, указанием основных понятий темы, с главными вопросами по лекции. Указанная информация также имеется в разработанных и опубликованных по дисциплине методических указаниях. Лекции проводятся в виде лекций-обобщений или проблемных лекций, по ходу которых обязательно анализируются последние изменения в законодательстве о экологическом законодательстве, приводятся примеры из судебно-арбитражной практики. Имеются разработанные презентации по заявленным темам.

Студенты также приглашаются к участию в действующем на постоянной основе студенческом научном кружке по экологическому праву, на котором студенты выступают с докладами об актуальных вопросах правового регулирования охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Образовательные технологии, используемые при проведении практических занятий

Основным видом деятельности на практических занятиях являются: деловые и ролевые игры, разбор конкретных правовых ситуаций, возникающих в деятельности хозяйствующих субъектов в сфере эколого-правовых отношений, решение практических задач (юридических казусов), обсуждение актуальных проблем, возникающих в судебной практике. По каждой теме практического занятия студентам предлагается письменное задание по подготовке выводов по теме лекционного занятия в виде конспекта-таблицы либо по подготовке соответствующих юридических документов (проектов договоров, решений, заявлений, и т.д.), содержание которых подлежит анализу на практическом занятии с выявлением типичных ошибок и указанием рекомендаций.

Контроль степени готовности студентов к практическому занятию и уровня усвоения соответствующей темы осуществляется посредством тестовых заданий, разработанных по каждому блоку темы. Большая часть времени на практическом занятии отводится для решения задач, включенных в практикумы по экологическому праву.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

Решение задач по теме.

? к лекции:

1) Перечислите основные признаки экологических правоотношений.

2) В чем заключается специфика методов правового регулирования экологического права?

3) Проанализируйте основные философские концепции о взаимодействии общества и природы.

Основные термины темы:

- экологическое право,

- предмет экологического права,

- методы экологического права,

- система экологического права.

Решение задач по теме.

? к лекции:

1) Проведите сравнительно-правовой анализ особенностей объектов экологического права от объектов др. отраслей права (гражданского, уголовного, административного).

2) Назовите конституционные основы экологического права.

3) Необходима ли по Вашему мнению кодификация экологического законодательства? Аргументируйте свой ответ.

Основные термины темы:

- экологические правоотношения,

- объекты экологических правоотношений,

- субъекты экологических правоотношений,

- природные объекты, природные ресурсы,

- экологические права человека

- право на достоверную экологическую информацию

- право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу человека экологическими правонарушениями,

- источники экологического права;

- нормы экологического права;

- природоохранительное законодательство

 

ТЕМА. 4. ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.(Тема выносится на самостоятельное изучение)

Вопросы для подготовки:

1. Правовое регулирование природопользования в дореволюционной России.

2. Правовое регулирование природопользования и охра





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.034 с.)