Медицина катастроф. Курс лекций: учебное пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. 2013. - 240 с.: ил. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицина катастроф. Курс лекций: учебное пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. 2013. - 240 с.: ил.



Медицина катастроф. Курс лекций: учебное пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. 2013. - 240 с.: ил.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ρ - обозначение незарегистрированных в РФ лекарственных средств.

* - обозначение торговых наименований лекарственных средств.

АИ - аптечка индивидуальная.

АиР - отделение анестезиологии и реанимации.

АОХВ - аварийно опасное химическое вещество.

АП - автоперевязочная.

АЭС - атомная электростанция.

БС - бактериологическое средство.

БСМП - бригада специализированной медицинской помощи.

ВС - вооружённые силы.

ВСБ - врачебно-сестринская бригада.

ВСМК - Всероссийская служба медицины катастроф.

ВФГ ВДВ - врачебно-фельдшерская группа воздушно-десантных войск.

ВЦМК - Всероссийский центр медицины катастроф.

ГБО - гипербарическая оксигенация.

ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

ГО - гражданская оборона.

ДПС - дорожно-патрульная служба.

ДТП - дорожно-транспортное происшествие.

ИПП - индивидуальный противохимический пакет.

ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение.

ЛЭО - лечебно-эвакуационное обеспечение.

МВД - Министерство внутренних дел.

МОМК - Международное общество медицины катастроф.

МОСН - медицинский отряд специального назначения.

МПС - Министерство путей сообщения.

МСГО - Медицинская служба гражданской обороны.

МСИЗ - медицинские средства индивидуальной защиты.

МЧС - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

РФ.

НИИ - научно-исследовательский институт.

ОВ - отравляющее вещество.

ОЛБ - острая лучевая болезнь.

ОПМ - отряд первой медицинской помощи.

ОХВ - опасное химическое вещество.

ПМГ - подвижной многопрофильный госпиталь.

ПМП - пункт медицинской помощи.

ПОМП - пункт оказания медицинской помощи.

ППИ - пакет перевязочный индивидуальный.

ПРУ - противорадиационное укрытие.

ПСО - площадка санитарной обработки.

ПСП - пункт сбора пострадавших.

ПСС - поисково-спасательная служба. РВ - радиоактивное вещество.

РП - распределительный пост.

РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

РЦМК - региональный центр медицины катастроф.

СДЯВ - сильнодействующие ядовитые вещества.

СИЗ - средство индивидуальной защиты.

СНЛК - сеть наблюдения и лабораторного контроля.

СП - санитарный пост.

СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада.

СЭО - санитарно-эпидемиологический отряд.

СЭП - сборный эвакуационный пункт.

ТЦМК - территориальный центр медицины катастроф.

ФОВ - фосфорорганическое отравляющее вещество.

ХОО - химически опасный объект.

ЦГСЭН - Центр Госсанэпиднадзора.

ЦРБ - центральная районная больница.

ЦСЭН - Центр санэпиднадзора.

ЦЭПП - Центр экстренной психологической помощи.

ЧС - чрезвычайная ситуация.

 

 

ТЕМА 1 ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.2. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.

1.3. Поражающие факторы источников чрезвычайной ситуации.

1.4. Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.5. Порядок функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Среди мер, обеспечивающих национальную безопасность страны, важное место занимают меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению защиты населения, территорий и окружающей среды, уменьшению материальных потерь.

Во всём мире наблюдается устойчивая тенденция к росту человеческих жертв и материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера. За последние 35-40 лет их количество увеличилось почти в 3 раза. Материальные потери, вызванные техногенными авариями и катастрофами, достигают около 3 % внутреннего валового продукта.

Главными причинами техногенных ЧС являются, с одной стороны, изношенность основных производственных фондов и существенное

ухудшение материально-технического снабжения, а с другой стороны - резкое снижение уровня производственной и технологической дисциплины, грубое нарушение требований техники безопасности при эксплуатации оборудования, механизмов и машин, невыполнение нормативных требований профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов.

Из объектов экономики в нашей стране в настоящее время свыше 12 тыс. (более четверти) потенциально опасны, в зоне их действия проживают более 50 млн человек.

Экономическая нестабильность и инфляция привели к обветшанию и закрытию большого количества станций наблюдения и лабораторного контроля, что не позволяет выполнять в полном объёме мероприятия по мониторингу, прогнозированию и предупреждению природных и экологических чрезвычайных ситуаций. Это, в свою очередь, ведёт к росту количества пострадавших в результате землетрясений, наводнений, селей, обвалов и других стихийных и экологических бедствий и катастроф.

В связи с этим защита населения и территорий от всевозможных опасностей военного и мирного времени стали сегодня новой общечеловеческой задачей, настоятельным велением времени.

В Российской Федерации выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (PCЧC), деятельность которой определяется Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утверждённым постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794.

Временем создания данной системы можно считать 1990 г., когда проблемы защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время были подняты на государственном уровне, что привело к созданию Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

В 1991 г. на базе корпуса спасателей образован Госкомитет по делам ГОЧС при Президенте РФ.

В 1992 г. постановлением Правительства РФ от 18.04.1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).

После принятия в 1994 г. Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС реформирована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, однако сокращённое название её осталось прежним - РСЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслям экономики.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ

В литературных и официальных источниках существует множество вариантов определения понятия «чрезвычайная ситуация», отражающих различные подходы к определению терминологии.

Во избежание путаницы мы полагаем целесообразным придерживаться определений, используемых в официальных источниках.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате катастрофы, аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайной ситуации - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на предупреждение или максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.

Ликвидация чрезвычайной ситуации охватывает весь комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий, проводимых при возникновении ЧС и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Чрезвычайную ситуацию считают закончившейся, когда прекращается воздействие опасных факторов, характерных для данной ситуации, ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья

людей, восстановлено движение транспорта и жизнедеятельность населения, когда начинается период восстановительных работ.

Среди различных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера наиболее опасны катастрофы.

Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанёсшее серьёзный ущерб окружающей среде.

Катастрофы классифицируют в зависимости от характера источника, зоны распространения и количества поражённых людей.

Рассмотрим современные классификации катастроф.

Современная классификация рассматривает три группы катастроф: природные, техногенные и конфликтные (табл. 1.1).

Всемирная организация здравоохранения предлагает различать следующие виды катастроф:

• метеорологические катастрофы - бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т.п.;

• топологические катастрофы - наводнения, снежные обвалы, оползни, снежные заносы, сели;

• теллурические и тектонические катастрофы - землетрясения, извержения вулканов и т.п.;

• аварии - выход из строя сооружений (плотин, тоннелей, зданий, шахт и т.п.), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, крупные взрывы и другие.

Таблица 1.1. Классификация катастроф

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

ФОРМИРОВАНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Формирования и учреждения службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатные формирования службы медицины катастроф представлены следующими структурами:

• подвижными многопрофильными госпиталями;

• медицинскими отрядами;

• бригадами специализированной медицинской помощи.

Их создают в соответствии с утверждёнными штатами и обеспечивают по табелям специальным оснащением и оборудованием. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Нештатные формирования создают на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счёт их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф:

• медицинские отряды;

• бригады (группы) специализированной медицинской помощи;

• врачебно-сестринские бригады и др.

Обеспечение их готовности к работе возложено на руководителей лечебно-профилактических учреждений. При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катастроф соответствующего уровня.

ЭТАП МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ

Под этапом медицинской эвакуации понимают медицинские формирования и учреждения, развёрнутые на путях эвакуации поражённых (больных) и обеспечивающие их приём, медицинскую сортировку, оказание регламентируемой медицинской помощи, лечение и подготовку (при необходимости) к дальнейшей эвакуации.

Этапы медицинской эвакуации в системе Всероссийской службы медицины катастроф:

• формирование и учреждение службы медицины катастроф;

• медицинские формирования и лечебные учреждения Минздравсоцразвития России;

• формирование и учреждение медицинской службы Минобороны России, медицинской службы МВД России, медицинской службы войск Гражданской обороны и других министерств и ведомств, развёрнутые на путях эвакуации поражённых из района ЧС для их массового приёма, медицинской сортировки, оказания медицинской помощи, подготовки к эвакуации и лечения.

Каждый этап медицинской эвакуации осуществляет определён- ные лечебно-профилактические мероприятия, которые в совокупности составляют объём медицинской помощи, свойственный данному этапу.

Объём этих мероприятий на этапах медицинской эвакуации не является постоянным и может изменяться в зависимости от обстановки. Каждый этап медицинской эвакуации имеет свои особенности в организации работы, зависящие от места данного этапа в общей системе лечебно-эвакуационных мероприятий, а также от вида ЧС и медицинской обстановки. Однако, несмотря на разнообразие условий, определяющих деятельность отдельных этапов медицинской эвакуации, в основе их организации лежат общие принципы, согласно которым в составе этапа медицинской эвакуации развёртывают функциональные подразделения (рис. 3.1), обеспечивающие выполнение следующих основных задач:

 

 

развёртывания этапа медицинской помощи: СП - сортировочный пост (+ - обозначение флага Красного Креста)

• приём, регистрацию и медицинскую сортировку поражённых (больных), прибывающих на данный этап медицинской эвакуации, - приёмно-сортировочное отделение;

• санитарную обработку поражённых, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию их обмундирования и снаряжения - отделение (площадки) специальной обработки;

• оказание поражённым (больным) медицинской помощи - перевязочная, операционно-перевязочное отделение, процедурная, противошоковая, палаты интенсивной терапии;

• госпитализацию и лечение поражённых (больных) - госпитальное отделение;

• размещение поражённых и больных, подлежащих дальнейшей эвакуации, - эвакуационное отделение;

• размещение инфекционных больных - изолятор.

В состав этапа медицинской эвакуации также входят управление, аптека, лаборатория, хозяйственные подразделения и т.д. Этапы медицинской эвакуации должны быть постоянно готовы к работе в любых, даже самых сложных условиях, к быстрой перемене места расположения и одновременному приёму большого количества поражённых.

Этапом медицинской эвакуации, предназначенным для оказания первой врачебной помощи, могут быть следующие структуры:

• пункты медицинской помощи (ПМП), развёрнутые врачебносестринскими бригадами;

• уцелевшие (полностью или частично) поликлиники, амбулатории, участковые больницы в очаге поражения;

• медицинские пункты медицинской службы Минобороны России, МВД, войск Гражданской обороны и др.

Квалифицированная и специализированная медицинская помощь и лечение поражённых осуществляются на последующих этапах медицинской эвакуации. Такими этапами медицинской эвакуации могут быть следующие учреждения:

• госпитали службы медицины катастроф, многопрофильные, профилированные, специализированные больницы, клинические центры Минздравсоцразвития России, медицинские силы Минобороны России (медицинские отряды специального назначения, медико-санитарные батальоны, госпитали и др.);

• медицинские учреждения МВД России, ФСБ России, войск и медицинской службы Гражданской обороны и др.

ТЕМА 6 ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

6.1. Подготовка лечебно-профилактических учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях.

6.2. Организация работы лечебно-профилактических учреждений в чрезвычайных ситуациях.

6.3. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений.

ПОДГОТОВКА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ К РАБОТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Важная роль в выполнении задач медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях принадлежит объектам здравоохранения: больницам, поликлиникам, центрам государственного санэпиднадзора, станциям переливания крови, аптекам и другим учреждениям.

Одни из них служат базой для создания учреждений и формирований службы медицины катастроф и участвуют в выполнении лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а другие обеспечивают объекты здравоохранения и службу медицины катастроф средствами оказания медицинской помощи и лечения. От степени готовности и устойчивости функционирования объектов здравоохранения, организации взаимодействия между ними во многом зависит решение задач по медико-санитарному обеспечению населения в ЧС.

На органы и учреждения здравоохранения возложены задачи по оказанию медико-санитарной помощи в ЧС, что ставит учреждения здравоохранения перед необходимостью устойчивой работы в любой экстремальной обстановке.

Общие задачи для всех объектов здравоохранения по подготовке к работе в условиях ЧС следующие:

• прогнозирование обстановки и её оценка при возникшей ЧС;

• организация мероприятий по подготовке объекта к работе в ЧС;

• планирование работы объекта в ЧС;

• организация защиты персонала и материальных средств от воздействия поражающих факторов с учётом прогнозируемой обстановки;

 

Рис. 6. 1.

 

• повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС.

Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки лечебного учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях её руководству выдают задание. В нём кратко изложены возможная (прогнозируемая) обстановка в границах административной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, какие медицинские формирования и с каким сроком готовности необходимо создать, а также порядок их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом.

В тех случаях, когда по условиям прогнозируемой обстановки для лечебного учреждения не исключена возможность эвакуации, определяют место его расположения после эвакуации и порядок обеспечения транспортом.

Ответственность за создание и подготовку структуры органов управления и формирований в учреждениях здравоохранения для работы в чрезвычайных ситуациях несут руководители (главные врачи больниц и поликлиник), которые по положению являются начальниками гражданской обороны (ГО) своих объектов.

В лечебных учреждениях и поликлиниках приказом начальника ГО объекта (главного врача) создаётся орган управления - штаб ГОЧС объекта (рис. 6.1). Состав штаба зависит от структуры учреждения здравоохранения, его возможностей и решаемых ими задач в чрезвычайных ситуациях.

Основной принцип создания органа управления в учреждениях здравоохранения - включение в его состав основных руководящих работников и определение им функциональных обязанностей в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы.

При подготовке к работе в условиях возникновения чрезвычайной ситуации больница решает две основные задачи.

• Первая задача. Если лечебное учреждение подвергается воздействию поражающих факторов катастрофы, необходимо прежде всего обеспечить защиту больных, персонала, уникального оборудования и других материальных средств. А затем, в зависимости от обстановки, приступить к оказанию медицинской помощи пострадавшему населению, в том числе и своему персоналу, а также больным, которые могут подвергаться воздействию поражающих факторов катастрофы. Естественно, лечебное учреждение может приступить к работе, оказавшись в зоне катастрофы, только при определённых условиях.

• Вторая задача. Если лечебное учреждение не подвергается воздействию поражающих факторов катастрофы, оно в соответствии с планом приводит в готовность созданные на её базе медицинские формирования службы медицины катастроф, перепрофилирует коечную сеть отдельных отделений и обеспечивает приём пора- жённого населения, оказание ему квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Медицинские формирования (медицинские бригады и медицинские отряды), созданные в лечебном учреждении, используют в соответствии со сложившейся обстановкой и полученными распоряжениями вышестоящего органа здравоохранения.

При планировании мероприятий на объектах здравоохранения независимо от их профиля используют исходные данные:

• прогнозируемую возможную обстановку в административной территории;

• характеристику объекта и его кадрового состава;

• состояние оснащения функциональных подразделений объекта здравоохранения медицинским имуществом с учётом задач, возложенных на них;

• состояние защиты объекта от возможного воздействия поражающих факторов прогнозируемой катастрофы.

Вместе с тем в зависимости от профиля и предназначения объектов здравоохранения необходимо учитывать и специфические исходные данные, характеризующие особенности работы объекта с учётом его задач в ЧС.

Так, при планировании мероприятий в больницах существенное значение имеет изучение планировки размещений функциональных отделений, их профиля и коечной мощности. Особое внимание следует уделять оценке состояния подъездных путей, площадок разгрузки поражённых, планировке приёмного отделения и возможности его перепрофилизации в приёмно-сортировочное с высокой интенсивностью приёма поступающих (до 30-50 поражённых в течение 1 ч).

План мероприятий представляет собой комплект документов, обеспечивающий чёткий и своевременный перевод лечебнопрофилактического учреждения в режим повышенной готовности к ЧС, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

При угрозе возникновения ЧС непосредственно на территории лечебного учреждения или на других близко расположенных объектах основные мероприятия следующие:

• приведение в готовность в установленные сроки органа управления - штаба ГОЧС лечебного учреждения;

• приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением, с учётом обстановки;

• приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического контроля и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасательных работ на территории лечебного учреждения, и определение порядка их использования;

• выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других лечебных учреждений, получивших задание для работы в ЧС;

• выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях медико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и возможных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;

• выделение с учётом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязнённой территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;

• определение порядка использования персонала и транспортных средств в лечебных учреждениях, имеющих в своём составе отделения экстренной и консультативной медицинской помощи, санитарную авиацию и санитарный транспорт, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• доукомплектование лечебного учреждения медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, транспортом;

• приведение в готовность защитных сооружений (в том числе стационаров для нетранспортабельных больных);

• при необходимости эвакуация лечебных учреждений из городов и развёртывание в загородной зоне в составе больничной базы;

• организация защиты персонала и больных, членов семей персонала лечебных учреждений в загородной зоне.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Получив информацию об угрозе или возникновении ЧС, ответственный дежурный по лечебному учреждению должен организовать оповещение и сбор руководящего состава. Одновременно принимают меры к выполнению мероприятий, предусмотренных планом:

• ставят в известность вышестоящие органы здравоохранения;

• организуют работу штаба ГОЧС объекта и ставят конкретные задачи подчинённым;

• приводят в готовность к выдвижению соответствующие формирования (сбор персонала, получение имущества и т.п.);

• выставляют (при необходимости) пост наблюдения радиационной и химической разведки;

• устанавливают на улице и внутри помещения пикетаж с указанием направления движения потока поражённых;

 

• приводят в готовность средства индивидуальной защиты и медицинские средства индивидуальной защиты, а также средства коллективной защиты персонала и больных;

• при необходимости повышают защитные свойства здания лечебного учреждения (оконных проёмов, дверей и т.п.);

• уточняют списки больных, которых можно выписать на амбулаторно-поликлиническое лечение;

• принимают меры к увеличению коечной ёмкости лечебного учреждения для поражённых не только за счёт выписывания больных, но и путём использования дополнительных площадей (ординаторских, коридоров и т.п.);

• в операционно-перевязочном отделении, отделении реанимации и интенсивной терапии принимают меры к увеличению коечной ёмкости и увеличению пропускной способности, устанавливают дополнительное количество операционных, перевязочных сто-

лов, штативов и других приспособлений для крепления инфузионных средств, кислородной аппаратуры и др.;

• увеличивают численность персонала приёмного отделения и проверяют знание инструкции по приёму и сортировке поражённых, готовность санитарного пропускника к проведению частичной и полной санитарной обработки, наличие обменного фонда носилок и белья;

• устанавливают круглосуточное дежурство медицинского персонала, при возможности привлекают к работе пенсионеров, студентов старших курсов медицинских учебных заведений;

• осуществляют замену медицинского персонала, убывающего в составе формирований;

• проверяют наличие аварийного освещения и водоснабжения.

О состоянии готовности отделений и лечебного учреждения в установленные сроки главный врач докладывает в территориальный центр медицины катастроф. Орган управления лечебного учреждения (штаб ГОЧС) устанавливает контакт с комиссией по чрезвычайным ситуациям города (района).

Подготовка больницы к массовому приёму поражённых в ЧС начинается с перевода приёмного отделения в приёмно-сортировочное. В дневное время это мероприятие проводит заведующий приёмным отделением, в ночное время - дежурный врач, который временно отдаёт распоряжения дежурному персоналу лечебных отделений о подготовке последних согласно выписке из плана действий городской больницы в ЧС мирного времени. При переводе приёмного отделения в приёмно-сортировочное на въезде в больницу выставляют РП, на котором работает фельдшер, оснащённый радиометром и прибором для определения химических веществ в воздухе кабин машин скорой медицинской помощи. Фельдшер распределяет поток поражённых, доставляемых в больницу, на загрязнённых и не загрязнённых ОХВ или РВ, заражённых бактериальными веществами, ходячих, носилочных и инфекционных больных.

На заранее выделенном участке территории больницы организуют площадку санитарной обработки (ПСО) с местом для специальной обработки транспорта, доставившего поражённых из мест заражения.

При подготовке приёмно-сортировочного отделения в вестибюлеожидальной оборудуют место для носилочных поражённых, где устанавливают подставки, обменный фонд носилок, каталки, стол для медицинской сестры. В санитарном пропускнике должны быть в наличии металлические каталки, бритвенные приборы, машинки

для стрижки волос, пластиковые пакеты (для упаковки волос, нижнего белья), мочалки и др. В смотровых кабинетах должны быть дополнительные бланки истории болезни, первичные медицинские карты, схемы и таблицы, необходимые для проведения медицинской сортировки и оказания неотложной помощи поражённым из очагов различных ЧС.

Одновременно с подготовкой приёмного отделения к массовому приёму поражённых проводят подготовку лечебных отделений. Персонал отделения во главе с заведующим (в дневное время), дежурный персонал (в ночное время) до прибытия заведующего и старшей медицинской сестры приступает к дополнительному развёртыванию коек, подготовке на выписку части больных (в соответствии с указанием в истории болезни и объективными показателями состояния здоровья). Некоторых больных переводят на амбулаторно-поликлиническое лечение, других - в профильные отделения (своей или других больниц). Не задействованные в работе отделения сотрудники получают на складе койки, постельные принадлежности, готовят процедурную, перевязочные, направляют в аптеку заявку на получение медикаментов. На случай массового поступления поражённых с травмами и ожогами готовят операционные, реанимационную, дополнительно развёрты- вают и устанавливают функциональные койки в лечебных отделениях.

При массовом поступлении поражённых в лечебное учреждение проводят внутрипунктовую сортировку, а в случае необходимости их эвакуации - эвакуационно-транспортную.

Носилочных по возможности размещают рядами или веером на носилках, а при их недостатке - на подстилочном материале. Медицинская сестра-диспетчер регулирует размещение поражённых на сортировочной площадке, в помещениях, последовательно заполняя их. Доставленных поражённых с политравмами перекладывают (только один раз!) с носилок на щит с пенопластовым матрацем, установленным на каталке. Все дальнейшие перемещения поражённых (в операционную, палату интенсивной терапии, рентгеновский кабинет и т.п.) целесообразно осуществлять только вместе со щитом. При использовании шин-носилок перекладывание поражённых вовсе исключено, так как их помещают на каталку прямо на носилках.

Целесообразно также выделять места для раздельного размещения поражённых с травмами головы, груди, живота и таза от остальных носилочных. Это облегчает сортировку, наблюдение за поражёнными и уход.

При сортировке выделяют подозрительных на инфекционное заболевание или явно инфекционных больных, направляя их в инфекционный изолятор, поражённых в состоянии психомоторного возбуждения - в психоизолятор.

Поражённых, не профильных для данного лечебного учреждения, не снимают с машины, а эвакуируют дальше по назначению в соответствующее лечебное учреждение.

При направлении поражённых в соответствующие отделения данного лечебного учреждения устанавливают очерёдность с учётом их состояния и срочности выполнения лечебно-профилактических мероприятий. После проведения медицинской сортировки поражён- ных направляют в соответствующие функциональные отделения, где им будет оказана медицинская помощь в полном объёме с учётом ведущего поражения.

При массовом поступлении ходячих поражённых приёмное отделение для них оборудуют в отдельном здании. Чаще всего это поликлиника или другое удобное для этих целей помещение. В вестибюле устанавливают вешалки для одежды, оборудуют смотровые кабинеты, перевязочную, процедурную, временный стационар со сроком госпитализации на 1 сутки (при поступлении поражённых из очагов химических аварий). При небольшом количестве ходячих поражённых их направляют в основное приёмно- сортировочное отделение. Там для них выделяют отдельный вход и выход, вестибюль, оборудованный вешалками, смотровые кабинеты, перевязочную, процедурную, временный стационар со сроком госпитализации не менее 1 суток (при поступлении поражённых из очагов химических аварий).

Для снятия напряжённости в работе лечебного учреждения, которое приняло на лечение значительное количество поражённых, а также для продолжения специализированного лечения часть поражённых может быть переведена в базовые лечебные учреждения или в клиническую базу службы медицины катастроф. Такая перегруппировка поражённых возможна после соответствующей их медицинской подготовки и осуществляется только в сопровождении медицинского персонала.

При воздействии поражающих факторов ЧС на помещение больницы проводят аварийно-спасательные работы силами формирований больницы, составленных из её персонала. Они обеспечивают предупреждение распространения пожара до прибытия пожарных команд звеньями пожаротушения, спасательные работы, проводимые

спасательными группами (эвакуация лежачих больных, вынос наиболее ценного оборудования и др.).

Персонал больницы, не входящий в состав формирований, находится в палатах, успокаивая больных, удерживая их от необдуманных поступков до эвакуации из отделений.

УЧРЕЖДЕНИЙ

Наряду с организацией медико-санитарного обеспечения населения большое значение придают планированию и организации передислокации лечебных учреждений и медицинских формирований из крупных городов. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений имеет целью защиту больных, медицинского персонала лечебнопрофилактического учреждения, личного состава медицинских формирований, членов их семей, а также защиту и сохранение медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Своевременная эвакуация лечебно-профилактических учреждений позволяет развернуть на территории вне района ЧС сеть лечебных учреждений совместно с местными лечебно-профилактическими учреждениями с целью оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым и необходимой медицинской помощи эвакуируемому и постоянно проживающему населению.

Для подготовки и проведения эвакуации лечебно-профилактического учреждения разрабатывают следующие документы:

• схему оповещения для сбора персонала учреждения;

• обязанности персонала на период подготовки и проведения эвакуации учреждения;

• распределение медицинского персонала учреждения по подразделениям и по предназначению;

• план размещения нетранспортабельных больных и список выделяемого медицинского и обслуживающего персонала;

• расчёт распределения медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;

• схему эвакуации учреждения с указанием порядка и последовательности эвакуации больных, персонала и имущества;

• тематику и график проведения тренировочных занятий с медицинским и другим персоналом;

• план проведения учений по эвакуации учреждения.

При поступлении распоряжения на эвакуацию руководитель лечебного учреждения обязан выполнить следующие действия:

• оповестить об этом подчинённый личный состав;

• направить оперативную группу в район эвакуации;

• организовать выписку больных, подлежащих амбулаторному лечению;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 6324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.33.254 (0.163 с.)