Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет), Автор: Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха

Поиск

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________

Дата рождения, возраст ______________________________________________________

Национальность (отметить, если есть документ) _________________________________

Домашний адрес ____________________________________________________________

Из какого д/с поступил ______________________________________________________

(№ д/с, район)

Дата поступления в речевую группу ___________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от ___________________________________

Протокол № _____ Принят на срок ____________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________

Дата заполнения речевой карты _______________________________________________

Логопед ___________________________________________________________________

Решением РМПК от _________________________________________________________

выпускается с ______________________ речью

в __________________________________________ (вид школы, д/сада)

Ответственный за выпуск ____________________________________________________

Члены РМПК __________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

(фамилии логопедов)

 

Анамнез

Мать ______________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Отец ______________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Наследственные заболевания _________________________________________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических, заболеваний до рождения ребенка

___________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ______________________

От которой по счету беременности ребенок _____________________________________

Протекание беременности ____________________________________________________

(токсикоз — 1-я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _______________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ______________________

Когда закричал ребенок ______________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) _______________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)_____________________

Вес и рост при рождении _____________________________________________________

Вскармливание:

Когда принесли кормить_____________________________________________________

Как взял грудь _____________________________________________________________

Как сосал _________________________________________________________________

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания

Грудное вскармливание до ___________________________________________________

Когда выписались из роддома ________________________________________________

если задержались, то почему _________________________________________________

 

Раннее развитие

Когда стал держать голову ______________________(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть ______________________________ (в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить ______________________________(в норме с 11—12 мес.)

Когда появились первые зубы_____________________ (в норме с 6—8 мес.)

 

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года_____________________________________________________________________

После года:

до 3 лет_____________________________________________________________________

после 3 лет__________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)

 

Раннее речевое развитие

Гуление ____________________________________________________________________

Лепет _________________________________(в норме — 4—8 мес.)

Характер лепета

Первые слова___________________________ (в норме — около 1 г.)

Первые фразы__________________________ (в норме — от 1,5 до 2 лет)

Отмечались ли:

— грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3 лет__________________

— грубые аграмматизмы после 3 лет ___________________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно __________________________________

Использование жестов _______________________________________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста ___________________________________

Результаты логопедической работы ____________________________________________

 

Исследование неречевых психических функций

1. Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)

____________________________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)__________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма: (- длительный звук,. короткий)

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --..,-..-,..--, -...,...- _________________________________

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): -.-..-, '--:-, --...,"...-- _________________________________

3. Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий ____________________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый

_______________________________________________________________

б) показ основных цветов ____________________________________________________

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4—7 лет — показать правую и левую руку, правую и левую ногу ________________

5—7 лет — показать правый и левый глаз, правое и левое ухо _____________________

6—7 лет — правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо ___________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади

__________________________________________________________________________

в) складывание разрезанных картинок из 2—4 частей (от 4 до 5 лет), из 5—8 частей (от 5 до 7 лет)

___________________________________________________________________________

г) складывание фигур из палочек ______________________________________________

5. Состояние общей моторики:

— сила движений ___________________________________________________________

— точность движений _______________________________________________________

— темп движений

— координация движений ____________________________________________________

— переключение от одного движения к другому

6. Состояние ручной моторики:

— точность движений _______________________________________________________

— темп движений __________________________________________________________

— синхронность движений правой и левой руки _________________________________

— переключение от одного движения к другому _________________________________

Задания. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.

От 5 до 7 лет дополнительно: — «игра на рояле» (пальцы 1—5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

— кулак — ладонь — ребро (правой, затем левой рукой);

— чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука — кулак, далее — наоборот.

 

Состояние звукопроизношения

 

Звуки Характер произношения звуков
изолированно в словах во фразах
[б]-[п] - [м]      
[в] -[ф]      
[д]-[г]-[н]      
[г]-[к]-[н]      
[и]      
[с]      
[с']      
[з]      
[3']      
[ц]      
[ш]      
[ж]      
[щ]      
[ч]      
[л']      
[л]      
[р']      
[р]      

 

Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з — межзубное, ув. — увулярное и т.д.).

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);

д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

 

Речевая моторика

1. Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

— поднять брови вверх («удивиться») __________________________________________

— нахмурить брови («рассердиться») __________________________________________

— прищурить глаза__________________________________________________________

— надуть щеки («толстячок»)_________________________________________________

— втянуть щеки («худышка»)_________________________________________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляторной моторики.

Задания:

Губы

«Улыбка» — «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а) наличие или отсутствие движений___________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)___________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)____________________________

г) переключение от одного движения к другому__________________________________

д) объем движений (полный, неполный) ________________________________________

е) точность выполнения ______________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)_____________

з) замены движения _________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия) _________________________________

Язык

Широкий — узкий(под счет: 3 раза — до 5 дет),(5 раз — с 5 лет)__________________

Кончик языка поднять ______________________________________________________

опустить __________________________________________________________________

«Маятник» ________________________________________________________________

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу — на нижнюю губу)

______________________________________________________________________

«Цоканье» _________________________________________________________________

а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________

б) тонус ___________________________________________________________________

в) темп ____________________________________________________________________

г)переключение от одного движения к другому __________________________________

д) объем движения __________________________________________________________

е) точность выполнения ______________________________________________________

ж) замены движения _________________________________________________________

з) длительность удержания заданного положения ________________________________

и) добавочные и лишние движения (синкинезия)_________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка ________________________

Мягкое нёбо

Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений.) _________________________________________

 

Состояние дыхательной и голосовой функций

1. Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха

_____________________________________________________________________

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)____________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка_____________________________________

в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)_______________________

 

Особенности динамической стороны речи

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный)_____________________________________

2. Ритм_____________________________________________________________________

3. Правильность употребления пауз ____________________________________________

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)

_______________________________________________________________

 

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

1. Изолированные слова:

С 4 до 5 лет

Дом, снег, крыша,

мостик, каша, хлеб,

кошка, капуста, помидоры

С 5 лет:

помидоры, сквозняк, сковорода,

температура, свисток, скворечник,

милиционер, аквариум, лекарство,

простокваша, подснежник

2. Предложения (с 5 лет):

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

 

Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков)

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

С 4 лет

па–ба, ба–на, ва-та,

та-да, мя-ма, на-га,

та-на, га-да, ка-га,

С 6 лет

ба-ба-па, та-да-та,

га-ка-га, ба-бя-ба,

са-ша-са, жа-за-жа,

ча-ша-ча, за-са-за

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки:

Мишка-мышка, уточка-удочка,

бочка-почка, трава-дрова

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска — мишка, крыса — крыша,

речка — редька, челка — щелка,

цветик-Светик, ветер-вечер,

косы-козы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.007 с.)