Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Логопедическое обследование

Поиск

1. Психологические особенности ребенка:

контактность _______________________________________________________________

особенности поведения ______________________________________________________

2. Состояние слуховой функции:

слуховое внимание __________________________________________________________

восприятие речи ____________________________________________________________

3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса ________________

4. Состояние моторной сферы

— Общая моторика:

естественные движения ______________________________________________________

выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом) ____________________________

Вывод: ____________________________________________________________________

— Ручная моторика:

кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)_____________________

кинетическая основа движений пальцев ________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________

— Артикуляционная моторика:

движения нижней челюсти ___________________________________________________

движения губ _______________________________________________________________

движения языка _____________________________________________________________

движения мягкого нёба ______________________________________________________

работа мышц лицевой мускулатуры ____________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________

5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата ___________________________________________________________________________

6. Состояние звукопроизношения ______________________________________________

7. Состояние дыхательной и голосовой функции:

тип физиологического дыхания _______________________________________________

объем, продолжительность, плавность речевого выдоха ___________________________

характеристика голоса _______________________________________________________

направление голосовыдыхательной струи при речи _______________________________

8. Состояние просодических компонентов речи: темп _____________________________

ритм ______________________________________________________________________

паузация ___________________________________________________________________

и нтонация _________________________________________________________________

9. Состояние фонематических функций:

а) Способность к фонематическому анализу:

выделение ударного гласного в начале слова ____________________________________

выделение звука из слова ____________________________________________________

определение первого, последнего звука в слове __________________________________

способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез_____________________________________________________

определение последовательности и количества звуков в слове ______________________

составление слова из последовательно названных звуков __________________________

б) Дифференциация звуков:

слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении ________________

слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении __________________

в) Фонематические представления:

нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук _____________________

подбор слов с заданным звуком _______________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________

10. Состояние лексики

Вывод: ____________________________________________________________________

11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:

словообразование __________________________________________________________

связная речь _______________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________________

Логопедическое заключение

1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).

2. Вид нарушения речи по клинико-педагогической классификации (механическая или функциональная (моторная, сенсорная смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая или функциональная, открытая или закрытая ринолалия.

 

Приложение к схеме обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

1. При изучении характера протекания беременности отметить:

— токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);

— хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);

— простудные и инфекционные заболевания-(1-я, 2-я половина беременности);

противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);

— влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, фенолы и т.д.);

— повышенный фон радиационного излучения;

— употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

— психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности).

2. При изучении характера протекания родов отметить:

— нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

— слабость родовой деятельности матери;

— применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов, кесарево сечение;

— наличие асфиксии (синей, белой);

— травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);

— резус-фактор (совместимость, отрицательный);

— вес и рост ребенка при рождении.

3. При изучении раннего постнатального развития

— характер грудного вскармливания (активное сосание; отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);

— характер «жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

— раннее психомоторное развитие (с какого времени удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).

4. При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слог речи; речевая среда.

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования

1. Исследование слухового внимания и восприятия проводится в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении источника звука.

2. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»).

3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:

— называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;

— соотношение картинки с цветовым фоном;

— показ правой, левой руки;

— показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

— складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;

— складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).

4. Исследование состояния моторики.

- Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах: прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).

В выводах отмечается: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений нормальная, некоординированность).

— Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:

а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем);

б) кинетической основы движений (поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», «игра на рояле», одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами; «кулак— реброладонь»).

В выводах отмечается: объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); наличие синкинезий в общескелетной, мимической и артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений.

— Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:

а) для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть — закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;

б) для губ: «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» — «хоботок»;

в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»), попеременно широким— узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;

г) для мягкого неба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звук [а] с широко открытым ртом.

— Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

В выводах указывается: наличие или отсутствие объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном положении, способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

5. При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:

— губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя);

— зубов (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);

— прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения);

— языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);

— твердого и мягкого нёба (высокое или готическое; низкое; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого нёба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).

6. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах — в начале, в конце, в середине; во фразах).

7. При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3—4.слов (для детей 5 лет), 4—6 слов (для детей 6—7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком — гнусавый, — глухой, монотонный).

8. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).

9. При исследовании фонематических функций отмечается:

а) способность к фонематическому анализу и синтезу:

— при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней;

— при выделении звука из слова:

звук [с]:; сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата;

звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш;

звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор;

звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол;

— при определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палец;

— при определении последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк;

— при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а;

б) слухо-произносительная дифференциация звуков:

— не смешиваемых в произношении: почка—бочка; мошка-ножка; банка—банька; мышка—мишка; корка—горка (на материале слов-квазиомонимов);

— смешиваемых в произношении: рак—лак; гроза—глаза; угорь—уголь; суп—зуб; коса—коза; лиса—лица; Луша—лужа; кочка-кошка; миска—мишка; речка—редька (на материале картинок слов-квазиомонимов);

— при повторении серий слогов: та—да, ба—ма, да—га, ва - та, ня—на, ка—га, фа—фя, ма—ка, ба—на—ба, ка—ка—га, на - ня—на, са—та—са, за—за—жа, ца—са—ца.

В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.

10. При исследовании состояния лексики:

а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

— называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребенка);

— обобщение картинок одним словом;

— называние целого предмета и его частей:

стул — ножки, сиденье, спинка;

машина — кабина, фары, колеса, кузов;

рубашка — рукав, воротник, пуговицы;

рука — плечо, локоть, кисть, пальцы;

лицо — брови, ресницы, подбородок, лоб;

б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

— называние действий по картинкам или по демонстрации: птица — летает; рыба — плавает; змея — ползает; заяц —прыгает; самолет — летает; лодка — плывет; собака — лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет;

— называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):

врач — лечит; учитель — учит; строитель — строит; повар — варит; художник — рисует; музыкант — играет; балерина — танцует; маляр — красит;

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

— называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;

— подбор определений к слову: еж —колючий, роза -...;

— подбор антонимов (с 6 лет):

большой —... открывать —...

широкий —... опускать —...

длинный —... добро —...

грязный —... далеко — …

молодой —... радость —...

В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.

11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.

— Изменение имен существительных по числам:

стол — столы книга —...

жук —... табуретка —...

рот —... ухо —...

пень —... окно —...

стул —... колесо—...

рука —... дерево —...

кукла —... перо —...

— Изменение имен существительных по падежам:

У меня есть ручка (карандаш)

Я пишу (рисую)...

У меня нет...

Я говорю о...

— Употребление формы родительного падежа множественного числа:

Много чего?

дом — домов платье —...

ключ —... кофта —...

стакан —... ручка —...

день —... блюдце —...

книга —... дерево —...

вилка —... окно —...

— Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.

— Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):

шар — красный, кофта — красная, небо — красное.

— Согласование имен существительных с числительными два и пять:

гриб — два гриба — пять грибов

ночь —... —...

окно —... —...

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

ключ — ключик ведро —...

тетрадь —... лист —...

кукла —... ухо —...

дом —... ложка —...

— Образование относительных прилагательных от существительных:

стакан из стекла — стеклянный

коробка из картона —...

мяч из резины —...

сумка из кожи —...

варенье из яблок —...

одеяло из шерсти —...

— Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):

книга дедушки — дедушкина

уши лисы —...

хвост зайца —...

рог оленя —...

платок мамы —...

зубы волка —...

— Образование приставочных глаголов:

летает — улетает, пролетает и т.д. ходит —...

— Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.

В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.

Автор: Л. В. Лопатина

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.008 с.)