ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Время выполнения работы занимает 4 астрономических часа (240 минут).



Содержание и структура экзаменационной работы по русскому языку

В работу по русскому языку включено 28 заданий с выбором ответа (или ответов) и одно задание – диктант.

Экзаменационная работа состоит из трёх частей.

Часть 1 (№ 1 - № 22) содержит набор контрольных заданий.

Часть 2 (№ 23 -№ 28) содержит набор контрольных заданий повышенного уровня сложности.

Часть 3 (№ 29) содержит диктант.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.

Время выполнения работы занимает 4 астрономических часа (240 минут).

Экзаменационная работа оценивается в баллах, сопровождается таблицей критериев (таблицы № 2,3) оценки ее выполнения и шкалой перевода баллов в отметки по пятибалльной системе (таблицы № 4).

Результаты экзамена по русскому языку признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся получил отметку не ниже «3» по пятибалльной шкале.

Для проведения экзамена по русскому языку с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий каждому обучающемуся выдаётся:

- текст с одним из четырех вариантов письменной экзаменационной работы;

- шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе;

- инструкция по выполнению экзаменационной работы;

- лист для черновика.

Все задания обучающийся выполняет на листах с печатным текстом варианта экзаменационной работы.

Перед началом выполнения письменной экзаменационной работы (время не входит в 4 астрономических часа) преподаватель контролирует заполнение личных данных обучающихся, знакомит обучающихся со структурой экзаменационной работы, с критериями оценивания её результатов.

Выполнение каждого из заданий оценивается в баллах. Количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках рядом с его номером. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Если приводится неверный ответ или не приводится никакой ответ, то за задание выставляется 0 баллов.

Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе показывает, сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5».

 

 

2. Примерный вариант экзаменационной работы

I часть

1. (1 балл)Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает. Ответ подчеркните.

А) ёжик

Б) подъехал

В) каменный

Г) праздник

 

2. (1 балл)Подчеркните словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

А) золотоймедальон

Б) пустаяголова

В) хвосткометы

Г) цветущийсад

 

3. (1 балл)Найдите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень быстро. Ответ подчеркните.

А) как с гуся вода

Б) спустя рукава

В) хоть пруд пруди

Г) сломя голову

 

4. (1 балл)Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом. Ответ подчеркните.

1) задумать, продублировать, сдерживать

2) одуматься, раздумывать, дрожание

3) доверчивый, продлить, удлинить

4) предовольный, задержать, проехать

 

5. (1 балл)Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово ЭКОНОМНЫЙ на слово ЭКОНОМИЧНЫЙ.

А) Мастер предложил экономный способ литья.

Б) Экономная хозяйка всегда знает бюджет семьи.

В) Экономный образ жизни.

Г) Экономное расходование запасов – важный фактор современного хозяйства.

Ответ:______________________________________________________________

 

6. (1 балл)Вставьте пропущенные буквы в словах:

А) ц…ган

Б) ц…рк

В) нац…я

Г) краснолиц…й

 

7. (1 балл)Допишите нужное окончание:

А) необходимость в лечени…

Б) гулять по алле…

В) экзамен в лице…

Г) на ветке сирен…

 

8. (1 балл). Распределите слова в два столбика, запишите, вставляя нужную букву.

пр…забавный ребёнок, быстро пр…бежать, пр…клеить объявление,

пр…смешной случай, дождь пр…кратился, пр…озёрный край.

с приставкой при- с приставкой пре-

 

9. (1 балл)Определите, какие прилагательные пишутся с одним Н, какие – с двумя НН. Запишите их в две колонки:

стари…ый, кожа…ое, гуси…ый, серебря…ый, стекля…ый, деревя…ый.

с н с нн

 

10. (1 балл)Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки, и запишите их правильно.

А) пара ботинок

Б) двое ножниц

В) один килограмм помидор

Д) шесть мандарин

Ответ:______________________________________________________________

 

11. (1 балл)Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и запишите словосочетания правильно.

А) лечебная шампунь

Б) красивая тюль

В) старый пианино

Г) разнообразное меню

Ответ:________________________________________________________

 

12. (1 балл)Распределите слова в нужную колонку и запишите правильно.

Наглая лож…, снег скрипуч…, несётся вскач…, несколько тысяч…, строиш… быстро, железных крыш…

Слова с мягким знаком Слова без мягкого знака

 

13. (1 балл)Вставьте устно пропущенные буквы. Выпишите строчку, где во всех словах пишется буква Я.

А) завис…щий от условий, сто…щий рядом

Б) бор….щийся за свободу, обещ…нный подарок

В) они мол…т о помощи, они мел…т муку

Г) стро…щийся дом, име…щий ценность

Ответ:________________________________________________________

 

 

14. (1 балл)Выпишите предложение, в котором на месте пропусков должна стоять буква Е.

А) Друга на деньги не куп..шь.

Б) Какое слово произнесешь, такое и в ответ услыш..шь.

В) Дитя не плач..т, мать не разумеет.

Г) В дальней стороне и солнышко не увид…шь.

Ответ:________________________________________________________

 

15. (1 балл)Выпишите предложение, в котором НЕсо словом пишется раздельно.

А) Он плясал (не)утомимо, самозабвенно.

Б) Ребёнок (не)достаёт рукой до стола.

В) (Не)взлюбила старуха дочку старика.

Г) (Не)уклюжий медвежонок играл на поляне.

Ответ:________________________________________________________

 

16. (1 балл)Поставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом И. Подчеркните это предложение.

А) Уже начало припекать и с крыльца падала звонкая капель.

Б) Пробилась зелень полевая и потянулась вся к теплу.

В) Мне и моему другу впервые пришлось ночевать под открытым небом.

Г) В сентябре лес реже и светлее.

 

17. (1 балл)Определите предложение, в котором нужно поставить две запятые, и расставьте запятые.

А) Приходит весна настежь открывающая окна.

Б) Гребцы бросили вёсла и поставив парус сели на дно шлюпки.

В) Листья шепчутся прощаются навек.

Г) Она тихо ступала и я не услышал её шаги.

 

18. (1 балл)Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и запишите его в исправленном виде.

А) Согласно приказа весь коллектив вышел на работу в полном составе.

Б) Они шли, весело переговариваясь, и радостно кивали мне головами.

В) В трудные дни он работал с нами, рук не покладая.

Г) Горы расступились, давая дорогу нашей машине.

Ответ:________________________________________________________

 

19. (1 балл)Выберите грамматически правильное продолжение предложения и подчеркните его.

Возражая против отдельных положений доклада,

А) большую роль играет культура спора.

Б) присутствующие в целом согласились с докладчиком.

В) выступление в целом произвело хорошее впечатление.

Г) в общем доклад был принят.

Ответ:________________________________________________________

Прочитайте ниже приведённый текст и выполните задания 20 – 22

1) …………………………. 2) В старинном сосновом бору там сохранилась большая колония цапель. 3) В отличие от журавлей, живущих на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек. 4) Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали на самых высоких вершинах вековых сосен. 5) Сколько лет существовала здесь колония цапель? 6)……………………………………, еще в давние времена стали селиться в сосновом бору цапли.

 

20. (1 балл)В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком «+»перед буквой.

А) Цапли – интересные и своеобразные птицы, с характером.

Б) Лето мы проводили на берегу глухой и очень рыбной небольшой реки.

В) В отличие от журавлей, цапли плохо привыкают к человеку.

 

21. (1 балл)Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении приведенного текста. Подчеркните его.

А) Однако

Б) Наверное

В) Иными словами

 

22. (1 балл)Определите, какие слова являются грамматической основой в четвёртом (4) предложении приведенного текста:

А) гнёзда устраивали

Б) цапли устраивали

В) устраивали на вершинах

 

II часть

23. (3 балла)В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте знаки препинания.

Я посмотрел на клён и увидел как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист вздрогнул остановился на одно мгновение в воздухе и косо начал падать к моим ногам чуть шелестя и качаясь.

 

24. (3 балла)Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами – те, которые пишутся раздельно.

А) (В)след летели телеграммы, потому (что) времени совсем (не) было.

Б) Ребята побежали (на)встречу ему так (же)быстро, как и он сам.

В) (Не)смотря на занятость, я помогал другу.

 

25. (3 балла)Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

А) человеческий - человечный;

Б) орудие – оружие.

Ответ:________________________________________________________

 

 

26. (3 балла) Подчеркните слово, в котором неверно сформулировано лексическое значение.

А) явь – действительность;

Б) полемизировать – спорить с кем-либо;

В) апартаменты – большое роскошное помещение;

Г) эмигрировать – въехать в страну на постоянное место жительства.

 

27. (3 балла) В каком ряду все слова пишутся через дефис?

А) (красно)кожий, (пол)оврага;

Б) (по)рыцарски, (в)право;

В) здесь(же), (вице)премьер;

Г) (в)первые, (кислый)прекислый.

 

28. (3 балла)Прочитайте следующее предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Подчеркните правильное объяснение.

Дорог и памятен для каждого человека тот день (…) когда осуществляются его заветные стремления.

А) запятая нужна, т. к. это сложное предложение с разными видами союзной связи;

Б) запятая нужна, т. к. это сложноподчиненное предложение с придаточным предложением определительным;

В) запятая не нужна, т. к. это простое предложение;

Г) запятая нужна, т. к. это сложносочиненное предложение.

 

III часть

29. Диктант (20 баллов)

Критерии оценки диктанта

Количество ошибок Баллы
0 или одна негрубая
Не более 2-х орфографических и 2-х пунктуационных 19 – 16
Не более 3-х орфографических и 4-х пунктуационных 15 – 12
Не более 4-х орфографических и 5-х пунктуационных 11 – 8
Не более 5-ти орфографических и 6-ти пунктуационных 7 – 4
Не более 6-ти орфографических и 7-ми пунктуационных 3 – 1
Более 7-ми орфографических и 8-ми пунктуационных

Таблица 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный перечень элементов содержания

Фонетика

Звуки и буквы

Фонетический анализ слова

Лексика и фразеология

Лексическое значение слова

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты

Группы слов по происхождению и употреблению

Лексический анализ

Морфемика и словообразование

Значимые части слова (морфемы)

Морфемный анализ слова

Основные способы словообразования

Словообразовательный анализ слова

Грамматика. Морфология

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Морфологический анализ слова

Грамматика. Синтаксис

Словосочетание

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Двусоставные и односоставные предложения

Распространённые и нераспространённые предложения

Полные и неполные предложения

Осложнённое простое предложение

Сложное предложение

Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения

Сложные предложения с разными видами связи между частями

Способы передачи чужой речи

Синтаксический анализ простого предложения

Синтаксический анализ сложного предложения

Синтаксический анализ (обобщение)

Орфография

Орфограмма

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

Употребление Ь и Ъ

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правописание падежных и родовых окончаний

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Правописание отрицательных местоимений и наречий

Правописание НЕ и НИ

Правописание служебных слов

Правописание словарных слов

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Орфографический анализ

Пунктуация

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Знаки препинания при обособленных определениях

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Знаки препинания при сравнительных оборотах

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение)

Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью

Тире в простом и сложном предложениях.

Двоеточие в простом и сложном предложениях

Пунктуация в простом и сложном предложениях

Пунктуационный анализ

Речь

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Средства связи предложений в тексте

Стили и функционально-смысловые типы речи

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

Анализ текста

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи

Языковые нормы

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Грамматические нормы (морфологические нормы)

Грамматические нормы (синтаксические нормы)

Различные виды анализа

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.

Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.

Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

Чтение

Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.

Письмо

Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.

Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Содержание и структура экзаменационной работы по русскому языку

В работу по русскому языку включено 28 заданий с выбором ответа (или ответов) и одно задание – диктант.

Экзаменационная работа состоит из трёх частей.

Часть 1 (№ 1 - № 22) содержит набор контрольных заданий.

Часть 2 (№ 23 -№ 28) содержит набор контрольных заданий повышенного уровня сложности.

Часть 3 (№ 29) содержит диктант.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.

Время выполнения работы занимает 4 астрономических часа (240 минут).

Экзаменационная работа оценивается в баллах, сопровождается таблицей критериев (таблицы № 2,3) оценки ее выполнения и шкалой перевода баллов в отметки по пятибалльной системе (таблицы № 4).

Результаты экзамена по русскому языку признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся получил отметку не ниже «3» по пятибалльной шкале.

Для проведения экзамена по русскому языку с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий каждому обучающемуся выдаётся:

- текст с одним из четырех вариантов письменной экзаменационной работы;

- шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе;

- инструкция по выполнению экзаменационной работы;

- лист для черновика.

Все задания обучающийся выполняет на листах с печатным текстом варианта экзаменационной работы.

Перед началом выполнения письменной экзаменационной работы (время не входит в 4 астрономических часа) преподаватель контролирует заполнение личных данных обучающихся, знакомит обучающихся со структурой экзаменационной работы, с критериями оценивания её результатов.

Выполнение каждого из заданий оценивается в баллах. Количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках рядом с его номером. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Если приводится неверный ответ или не приводится никакой ответ, то за задание выставляется 0 баллов.

Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе показывает, сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5».

 

 

2. Примерный вариант экзаменационной работы

I часть

1. (1 балл)Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает. Ответ подчеркните.

А) ёжик

Б) подъехал

В) каменный

Г) праздник

 

2. (1 балл)Подчеркните словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

А) золотоймедальон

Б) пустаяголова

В) хвосткометы

Г) цветущийсад

 

3. (1 балл)Найдите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень быстро. Ответ подчеркните.

А) как с гуся вода

Б) спустя рукава

В) хоть пруд пруди

Г) сломя голову

 

4. (1 балл)Укажите строчку, все слова которой образованы приставочным способом. Ответ подчеркните.

1) задумать, продублировать, сдерживать

2) одуматься, раздумывать, дрожание

3) доверчивый, продлить, удлинить

4) предовольный, задержать, проехать

 

5. (1 балл)Прочитайте предложения и определите, в каком вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово ЭКОНОМНЫЙ на слово ЭКОНОМИЧНЫЙ.

А) Мастер предложил экономный способ литья.

Б) Экономная хозяйка всегда знает бюджет семьи.

В) Экономный образ жизни.

Г) Экономное расходование запасов – важный фактор современного хозяйства.

Ответ:______________________________________________________________

 

6. (1 балл)Вставьте пропущенные буквы в словах:

А) ц…ган

Б) ц…рк

В) нац…я

Г) краснолиц…й

 

7. (1 балл)Допишите нужное окончание:

А) необходимость в лечени…

Б) гулять по алле…

В) экзамен в лице…

Г) на ветке сирен…

 

8. (1 балл). Распределите слова в два столбика, запишите, вставляя нужную букву.

пр…забавный ребёнок, быстро пр…бежать, пр…клеить объявление,

пр…смешной случай, дождь пр…кратился, пр…озёрный край.

с приставкой при- с приставкой пре-

 

9. (1 балл)Определите, какие прилагательные пишутся с одним Н, какие – с двумя НН. Запишите их в две колонки:

стари…ый, кожа…ое, гуси…ый, серебря…ый, стекля…ый, деревя…ый.

с н с нн

 

10. (1 балл)Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки, и запишите их правильно.

А) пара ботинок

Б) двое ножниц

В) один килограмм помидор

Д) шесть мандарин

Ответ:______________________________________________________________

 

11. (1 балл)Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и запишите словосочетания правильно.

А) лечебная шампунь

Б) красивая тюль

В) старый пианино

Г) разнообразное меню

Ответ:________________________________________________________

 

12. (1 балл)Распределите слова в нужную колонку и запишите правильно.

Наглая лож…, снег скрипуч…, несётся вскач…, несколько тысяч…, строиш… быстро, железных крыш…

Слова с мягким знаком Слова без мягкого знака

 

13. (1 балл)Вставьте устно пропущенные буквы. Выпишите строчку, где во всех словах пишется буква Я.

А) завис…щий от условий, сто…щий рядом

Б) бор….щийся за свободу, обещ…нный подарок

В) они мол…т о помощи, они мел…т муку

Г) стро…щийся дом, име…щий ценность

Ответ:________________________________________________________

 

 

14. (1 балл)Выпишите предложение, в котором на месте пропусков должна стоять буква Е.

А) Друга на деньги не куп..шь.

Б) Какое слово произнесешь, такое и в ответ услыш..шь.

В) Дитя не плач..т, мать не разумеет.

Г) В дальней стороне и солнышко не увид…шь.

Ответ:________________________________________________________

 

15. (1 балл)Выпишите предложение, в котором НЕсо словом пишется раздельно.

А) Он плясал (не)утомимо, самозабвенно.

Б) Ребёнок (не)достаёт рукой до стола.

В) (Не)взлюбила старуха дочку старика.

Г) (Не)уклюжий медвежонок играл на поляне.

Ответ:________________________________________________________

 

16. (1 балл)Поставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом И. Подчеркните это предложение.

А) Уже начало припекать и с крыльца падала звонкая капель.

Б) Пробилась зелень полевая и потянулась вся к теплу.

В) Мне и моему другу впервые пришлось ночевать под открытым небом.

Г) В сентябре лес реже и светлее.

 

17. (1 балл)Определите предложение, в котором нужно поставить две запятые, и расставьте запятые.

А) Приходит весна настежь открывающая окна.

Б) Гребцы бросили вёсла и поставив парус сели на дно шлюпки.

В) Листья шепчутся прощаются навек.

Г) Она тихо ступала и я не услышал её шаги.

 

18. (1 балл)Найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и запишите его в исправленном виде.

А) Согласно приказа весь коллектив вышел на работу в полном составе.

Б) Они шли, весело переговариваясь, и радостно кивали мне головами.

В) В трудные дни он работал с нами, рук не покладая.

Г) Горы расступились, давая дорогу нашей машине.

Ответ:________________________________________________________

 

19. (1 балл)Выберите грамматически правильное продолжение предложения и подчеркните его.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.057 с.)