Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания



Ближайшим побужденном к написанию 2-го послания было желание стар­ца-Апостола дать предостере­жение христианам против нарождавшихся лжеучений. Писатель послания называет себя Симоном Петром, рабом и Апо­столом Иисуса Христа. В самом содержании есть немало черт сходства с содержанием первого послания, а также указаний на личность великого Апостола Петра. Как видно из 1 стиха 3 главы этого послания, оно написано было тем же самым малоазийским христианам, как и первое послание. В этом втором послании апостол Петр с особой силой старается предостеречь верующих от развратных лжеучителей, деятельность которых, по-видимому, стала еще более опасной, чем прежде. Эти лжеучения имели свой корень в безнравственности и языческой гордости.

Время и место написания послания

Послание это написано было в Риме, около 66-67 гг. по Р. X., незадолго до мученической кончины святого апостола Петра. Это его предсмертное завещание.

Подлинность сего послания

Второе послание в древнейшей христианской Церкви не так было распространено, как Первое, а потому высказывались сомнения в его подлинности. Но указания и намеки на существование этого послания находят у Иустина Мученика, Иринея Лионского и Феофила Антиохийского. По свидетельству Евсевия, Климент Александрийский писал даже толкование на это послание. Ориген и Дидим Александрийский не сомневались в его подлинности. Но многие исследователи нового времени Эразм, Кальвин и Г. Греций, оспаривают подлинность этого послания и считают его написанным неизвестным апостольским учеником. Вся Церковь признала это послание подлинным лишь в конце IV века, а в предыдущие века в некоторых церквах оно оставалось неизвестным, то это более всего свидетельствует о той крайней осторожности и разборчивости, с какой Церковь вела дело установления новозаветного канона.

Содержание послания

Второе послание имеет всего 3 главы со следующим содержанием:
1-ая глава: Приветствие (1-2). Восхождение по добродетелям (3-9). Убеждение в твердости указанием на, кончину (10-15). О Преображении Христовом (16-18). Ветхозаветное пророчество (19-21).

Автор послания называет себя "Симоном Петром, рабом и апостолом Иисуса Христа", а своих читателей возвышает до себя, как "принявших"с ним "равно драгоценную веру".

Апостол хотел подчеркнуть, что христиане из иудеев не имеют преимущества перед христианами из язычников, что вера и тех и других одинаково драгоценна в очах Божьих
Количество благодати зависит от степени познания Бога и чем это познание больше и глубже, тем более обильные дарования мы получаем и идём постепенно к вершине христианского совершенства — к любви. Предложив лестницу христианского совершенства, святой Апостол Петр убеждает восходить по ней. Апостол беспокоится, пойдут ли наставляемые по начертанной им лестнице, а потому считает необходимым повторять им свои наставления, пока он еще находится "в этой телесной храмине", "зная, что скоро должен оставить храмину свою". Он как очевидец — свидетель славы Учителя Иисуса Христа на горе Фавор во время Преображения.


А если и сего недостаточно, то "мы имеем вернейшее слово пророков", которые за долгое время предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили. Апостол указывает руководиться этим пророческим словом, которое сияет, как светильник в темном месте, в не просвещенном еще светом учения Христова человеческом сердце до тех пор, пока "не начнет рассветать день и не взойдет утренняя заря в сердцах их"
"Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые отцы, будучи движимы Духом Святым".

 

2-ая глава: Лжепророки и лжеучители (1-3). Примеры божественного наказания (4-9). Подробнейшая характеристика лжеучителей (10-15). Пример Валаама (15-16). Продолжение характеристики (17-19). Горе им (20-22). Во 2 главе св. Апостол предостерегает от лжеучителей, предупреждая, что как в прежние времена являлись лжепророки, так будут они и теперь. Характерная черта их, что они будут "отвергаясь искупившего их Господа", т.е. отвергнут догмат воплощения Сына Божьего. Но осуждение для них, как для нераскаянных, уже уготовано Богом.


Далее апостол приводит устрашающие примеры для отвращения от лжепророков: в примеры грозного суда Божьего он приводит падших ангелов, которые, связанные узами адского мрака, ожидают окончательного суда над собой; затем — наказание грешного человечества всемирным потопом, когда только 8 душ семейства Ноева спаслись, и, наконец, кару, постигшую города Содом и Гоморру, от которой спасся лишь Лот.


Характеризуя лжеучителей, апостол говорит, что они "идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших": известно, что эти лжеучители с презрением относились к самим апостолам Христовым, не говоря уже о пресвитерах и епископах. Они, как бессловесные животные, руководятся в своей деятельности побуждениями чувственности и корыстолюбия: "оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную". Это Валаам, о котором рассказывается в 22 главе и далее Книги Чисeл и который за мзду хотел совершить неправедное дело — изречь проклятие на Израиля, но был вразумлен Богом через проговорившую человеческим голосом ослицу.
В истории древней христианской Церкви были гностические секты, симониане, николаиты. В качестве средства для совращения эти еретики, которых апостол сравнивает с "безводными источниками", вводящих в обман слушателей. Пустословие, прикрытое льстивыми речами, плотская похоть и обещание свободы — это обычные приманки развратителей человечества; будучи в действительности в плену у греха, они своим учением о свободе лишь прикрывали плотскую разнузданность.


В конце главы апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что "лучше бы им не познать пути правды, ибо тогда самое неведение несколько извиняло бы их, как видно из Евангелия от Луки, нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой истины". Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину, и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи.


3-я глава: Лжеучители и лжеучение о втором пришествии Христовом и кончине мира с новым небом и новою землею (1-15). Апостол Павел (16). Последние наставления (17-18).
В самом начале послания, 1,2-4, Апостол, как бы продолжая речь в конце первого послания, говорит о величии благ христианской веры. Затем о себе Апостол говорит, как об очевидце величия Господа Иисуса Христа и славы Его преображения. Автор замечает, что читате­лям он пишет уже второе послание. Дух послания, пламенность речи, отражаю­т пламенную ревность Апостола Петра. Послание носит пророческий характер. Св. Петр говорит о "наглых ругателях", которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова, а затем повествует о последних судьбах мира. Подобно тому как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакая гибель ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, до "дня суда и погибели нечестивых людей".


Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить о сем замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого "один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день". А если определение Божье о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви к людям и Божьем долготерпении.


Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью, но выражению, употребленному Самим Господом (Мф. 24:43). При этом образе речи как побочная представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит (Мф. 13:12).


С приходом "дня Господня" последует преобразование мира огнем: "небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" — небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Мф. 24:35 Под "стихиями" разумеются простейшие составные части природы, каковыми в древности почитались огонь, вода, воздух и земля. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится, причем земля и все существующее на ней, все "дела", т.е. природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города, дома, оружия и учреждения — все это будет страшным образом разрушено действием огня.

Мир явится затем преображенным и обновленным: как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в 6 дней творения он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию. Там будет обитать правда Божья, справедливость, которой нет на теперешней земле. На этой обновленной земле начнется вечноблаженная жизнь людей праведных.

В надежде на это св. апостол убеждает хранить себя неоскверненными и непорочными. Лжеучители изучив послания св. апостола Павла лживо утверждали, что между св. апостолами Петром и Павлом есть несогласие и перетолковывали его, смущая верующих. Апостол Петр называет Апостола Павла "возлюбленным братом", желая поднять и утвердить его авторитет, показывает глубину и высоту его, оказавшиеся недоступными правильному пониманию. В заключение св. Петр увещевает верующих — беречься от лжеучений беззаконников, быть твердыми и возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа.

Глава 1.

Приветствие.


1. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2. благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.



По апостольскому обыкновению Апостол Петр начинает свое послание приветствием — преподанном христианам благода­ти и мира, побуждая их в деле проповеди равняться Апостолам. Симон есть сокращённое имя Симеона. Апостол с самого начала пробуждает верующих к старанию в деле проповеди равняться на Апостолов, которые постоянно желают верующим мира. Сам Христос дал его им по воскресении Своём и при отхождении к Отцу. Мир есть мать всег благ. Господь заповедовал ученикам Своим, чтобы они при входе в дома прежде всего подавали мир. Благодать и мир умножатся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.006 с.)