Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностные качества, назначениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уровень личностных качеств определяет то, что вы думаете о себе, как о личности, и ему соответствуют, например, следующие заявления: «Я – преуспевающий человек». «Я – оптимист по натуре». «Я – человек застенчивый». «Я – человек практичный». Для деловой организации понятие назначения включает в себя отличительные культурные особенности компании, особенности стиля ее работы. Например: «Наше назначение – содействовать развитию современных лидеров и тех людей, кому предназначено быть лидерами в будущем».
Принципы и система ценностей
Уровень принципов и системы ценностей содержит утверждения, касающиеся личных взглядов человека, его отношений с другими людьми и принципиальных подходов к оценке ситуаций. Такие взгляды основываются на чувствах, а не на фактическом состоянии дел. Например: «Я полагаю, что людям в общем можно доверять». «Я полагаю, что могу вынести полезный урок из любой жизненной ситуации». «Я полагаю, что успех бизнеса основан на удовлетворении интересов потребителя».
Организация на данном уровне определяет те принципы, на которых строится ее деловая жизнь. Их можно считать реальными принципами только в том случае, если они подтверждаются повседневным поведением и работой руководства и служащих компании – эти принципы действительно будут отражать все потребности служащих этой организации. Если же они взяты из учебника по менеджменту только потому, что хорошо звучат, смотрятся или ощущаются, то такие официально признанные принципы скорее всего будут способствовать росту неудовлетворенности, если повседневное поведение им противоречит. Полностью согласованные принципы будут максимально способствовать продуктивной и слаженной работе всей компании. Система ценностей определяет критерии, на основе которых вы принимаете решения. Она характеризуется важными для вас качествами, например: • искренность • открытость • честность • отношение к развлечениям.
Для организаций подход к системе ценностей аналогичен подходу к выработке принципов. Система оценок будет функциональной, если ее действительно придерживаются все служащие, включая руководство компании, т. е. официальные и неофициальные оценки должны быть одинаковыми. Согласованная и продуманная система оценок определяет практический кодекс, по которому живет компания. Это особенно важно в тех случаях, когда компании организованы на основе определенной независимости и общей собственности; когда нужно, чтобы служащие проявляли инициативу и решительность, поддерживая при этом принципиальную линию и стиль работы компании.
Способности
В последнее время понятие «способности» все чаще заменяют термином «компетентность». Способности включают в себя ваши ресурсы, которые проявляются в форме навыков или определенных качеств; например, восприимчивость, адаптируемость, гибкость, целевое мышление. НЛП обеспечивает приобретение основных навыков, которые дают возможность развить соответствующие способности. Многие организации уделяют все больше внимания компетентности, основанной на способности к познанию и совершенствованию. Однако важно понимать, что это всего лишь один уровень изменений.
Поведение
Понятие поведения включает в себя все ваши высказывания и действия, все ваше внешнее общение с окружающим миром. Поведение – та составная часть вашей личности, которая видима и слышима окружающими людьми. Его можно представить как часть айсберга, находящуюся над поверхностью воды, под которой скрыты целенаправленность, личностные качества, принципы и ценности, внутренние мысли и чувства. Человек может проявлять свое поведение следующим образом: • задавать вопросы; • говорить то, что хочется; • терять самообладание; • записывать планы и цели; • давать ответную реакцию; • впадать в апатию; • улыбаться; • краснеть; • руководить; • действовать самостоятельно; • действовать с оглядкой.
Поведение может отражаться в ваших планах личного развития: «Каждый день я составляю план первоочередных задач». «На каждом совещании я должен убедиться, что мои предложения были выслушаны». «Проводя совещания, я должен согласовывать все свои предложения и записывать пункты плана на доске».
Повседневное поведение деловой организации характеризует действия всей компании, ее отделов или подразделений. Например: Отдел сбыта быстро и эффективно удовлетворяет запросы потребителей; Сотрудники отдела сбыта затягивают принятие решений и возлагают ответственность за свои ошибки на другие отделы. Служащие компании инициативны и сразу принимают решения. Кроме того, поведение компании может отражаться в методах планирования и выполнения предстоящей работы: Мы будем отвечать на все телефонные звонки. Качество продукции станет основой всех наших действий. Мы будем поощрять людей, способных к принятию самостоятельных решений.
Окружающая среда
Понятие окружающей среды включает в себя все, что находится вокруг вас: место вашей работы, экономику, окружающих вас людей, вашу работу, ваших друзей и семью, ваших потребителей. Ваше отношение к этой среде определяет ту ответственность, которую вы берете на себя за все, что случается с вами в жизни. Например, если вы говорите: «Этот мир очень жесток», – то вы снимаете с себя часть ответственности за свою судьбу.
Влияние разных уровней
Грегори Бэйтсон пришел к выводу, что процессы познания, изменения и общения являются частями естественной иерархической системы. Правила одного уровня отличаются от правил, существующих на более низком уровне. Изменения на низком уровне может, но не всегда, повлиять на изменения более высоких уровней. Однако любое изменение на высоком уровне всегда влечет за собой изменение на более низких уровнях.
Закрепленные изменения
Ваши представления о самом себе на высоких уровнях будет определять ваше мышление и поведение на нижних уровнях, однако ваше поведение, к примеру, не всегда отражает ваши убеждения, определенные на верхних уровнях. В одном из выше приведенных в данном разделе примеров поведения, мы говорили о компании, которая планирует обеспечить новую качественную работу, но если эти нововведения будут затрагивать, допустим, только уровень поведения, то они не дадут эффективных результатов до тех пор, пока не будут подкреплены соответствующими изменениями на верхних уровнях принципов и системы ценностей. Для обеспечения надежных изменений на нижнем уровне надо внести соответствующие изменения на верхнем уровне. Характерной особенностью метода НЛП является его воздействие на верхние уровни. Многие модели изменений относятся к уровню изменения принципиального подхода и личностных характеристик. Хотя курс НЛП включает в себя освоение определенных методов, основное внимание уделяется развитию таких способностей, как восприимчивость и гибкость мышления, что позволяет добиться успешного обучения этим методам. Большинство навыков НЛП может быть освоено вне зависимости от существующей деловой обстановки или реальных проблем. Именно в этом состоит основное отличие НЛП от многих других образовательных курсов. Образовательный курс НЛП опирается на следующий основной принцип: Каждый человек обладает всеми необходимыми внутренними ресурсами для достижения желаемых целей.
Внимание к нижним уровням
Если ваше внимание в основном сосредоточено на нижних уровнях изменений согласно модели, разработанной Дилтсом, то вы будете склонны рассуждать о своих действиях и о поведении других людей, т. е. об окружающей среде. Вы будете зависеть от изменения поведения окружающих вас людей и среды обитания. Солнечная погода может действовать на вас ободряюще, а облачная и дождливая – навевать уныние. Такая склонность будут способствовать реактивному отношению к жизни. Компания, чье внимание сосредоточено на нижних уровнях – поведения и окружающей среды, не будет стремиться к созданию собственных планов на будущее, поскольку ее стиль работы будет определяться лишь борьбой за выживание.
Внимание к верхним уровням
Проактивная модель поведения требует от вас сосредоточенности на верхних уровнях, к которым относятся духовное начало, назначение, личностные качества, принципы и система ценностей. Чем меньше вы будете зависеть от поведения других людей и изменений окружающей среды, тем более проактивным будет ваше поведение. Известно высказывание: «Погоду определяет ваше внутреннее настроение». Если вы полагаете, что людям можно доверять, то, даже когда кто-то обманет ваше доверие, вы сочтете этот случай редким исключением. Ниже приведены примеры того, как люди представляют свою собственную жизнь. А. В целом я считаю, что мне всегда везло, как в деловой, так и в личной жизни. Я никогда не сидел без работы, а сейчас стал свободным предпринимателем, и не устаю удивляться тому, как легко найти подходящую работу. Моя личная жизнь была менее гладкой. Но хотя не все мои планы осуществились, особенно связанные с будущим моих детей, однако жизнь моя была очень счастливой. Я люблю свою работу, мне удалось достичь хороших результатов и приобрести много полезных знаний, а общение с моими детьми обычно доставляет мне много радости. Б. Девушки в моем возрасте уже должны определиться в жизни, и я точно знаю, как и когда достигну поставленных перед собой целей. Я решила стать психотерапевтом. Я уже знакома с психотерапевтическими методами, и у меня есть определенный опыт в этом отношении. Такая работа просто создана для меня, а я – для нее. Я просто счастлива, когда мне удается помочь людям. Я умею наладить отношения с любым человеком и очень горжусь этой моей способностью. В. Мне очень трудно писать о себе, возможно потому, что по натуре я очень застенчивый и скрытный человек. Мне не нравится, когда люди догадываются о том, что я чувствую на самом деле. Я также осознаю, что я посредственная личность. Мне не хватает уверенности в собственных силах, поэтому я всегда сомневаюсь в правильности своих действий. Мне хотелось бы обрести более позитивную жизненную позицию, чтобы избавиться от постоянной тревоги и напряжения. В примере «А» говорится в основном об итогах жизни на уровнях поведения и способностей. Этот человек, вероятнее всего, зависим от поведения других людей, от ситуаций и от результатов, достигаемых им в той или иной сфере жизни. Стиль такого поведения, наверное, можно назвать реактивным. В примере «Б» рассуждения затрагивают уровень личностных качеств. Эта девушка поставила перед собой определенные цели и знает, как будет добиваться их; она уже счастлива потому, что может гордиться собой. Четкое понимание собственных качеств и достоинств будет определять все ее действия, стиль ее жизни и работы. В примере «В» мы сталкиваемся с человеком, который считает себя очень застенчивым и скрытным; он не верит в свои силы, и ему хотелось бы измениться. Хотя он и определился в своих личностных качествах, но такое определение порождает нежелательное поведение, которое ему хотелось бы изменить. Поведение людей в примерах Б и В можно назвать проактивным, или независимым, но их отношение к жизни совершенно противоположно. В примере А внимание уделяется в основном нижним уровням изменений, и поэтому стиль жизни или поведение такого человека будет во многом зависеть от изменений окружающей среды.
Уравновешенный подход
Возможно, вы вполне довольны собой. Однако если вы, подобно субъекту В, хотите измениться, то важно определить, на каком уровне вы можете осуществить эти изменения. Он делал негативные замечания уже на уровне личностных качеств и принципов: «Я очень застенчивый и скрытный», «Я всегда сомневаюсь в правильности своих действий». Эти два заявления не обязательно должны сопутствовать друг другу. Например, человек может оставаться застенчивым и скрытным, и при том не сомневаться в правильности своих действий. Поэтому ему надо начинать изменения на уровне личностных качеств или духовного начала. А вот субъекту А для начала надо осознать, хочет ли он измениться. Если он почувствует, что окружающая среда слишком сильно влияет на его поведение, и захочет приобрести определенную независимость, то он сосредоточит свое внимание на уровнях способностей, принципов и личностных качеств.
Путь гармоничного развития
Мысленно осознав свои позиции на каждом из этих уровней, вы сможете оказать влияние на процесс вашей личностной ориентации. Для этого вам нужно решить, чего именно вы хотите достичь на каждом уровне. Найдя обоснованные ответы на приведенные ниже вопросы, вы постепенно начнете осознавать, что требуется вам для гармоничного развития вашей личности. Частью какой системы вы являетесь и какое влияние вы можете оказать на нее? Каковы ваши личностные качества и назначение? Порой может потребоваться много месяцев или даже лет, чтобы понять и определить свои личностные качества и назначение. Начните с записей ваших мыслей по данному поводу. Как вы можете охарактеризовать себя? Каковы ваши цели в бизнесе, в личной жизни? Существует много способов, которые могут помочь вам ответить на эти вопросы. Каковы ваши принципы и система ценностей? Будьте честными с самим собой. Отметьте именно те принципы и оценки, которые действительно лежат в основе вашей личной и деловой жизни, не стараясь найти «правильные» ответы в учебниках. Подумайте о тех решениях, которые вам приходится принимать в повседневной жизни. На каких принципах основаны эти решения? Каких принципов вы придерживаетесь в отношении самого себя (в отношениях с другими людьми, в вашей работе, в вашей жизни)? Каковы ваши способности? Определите свои истинные способности. Они могут проявляться не только в деловой обстановке, но и в личной жизни. Возможно, вы считаете, что о ваших способностях лучше судят другие. Выясните, что по этому поводу думают окружающие вас люди. Что и как вы делаете? Какова ваша обычная манера поведения? Зачастую, окружающие могут довольно точно сказать, как они воспринимают ваше поведение. Сравните ваше собственное восприятие с восприятием вашего поведения другими людьми. Определите характерный для вас стиль поведения, ваши высказывания и действия. Что вы думаете об окружающей среде? Где и когда происходит ваша личная и деловая жизнь, определенная вами в ходе предыдущих размышлений? Какое влияние окружающая среда оказывает на вас и вашу жизнь? Процесс осознания того, что означают для вас все вышеперечисленные понятия, поможет вам разобраться в том, стоит ли изменить что-то в вашей жизни или нет. Осознание дает вам возможность выбора. Люди, четко определившие свои личностные качества, принципы и систему ценностей и сосредоточившие свое внимание на этих уровнях, будут меньше зависеть от изменений нижних уровней поведения и окружающей среды и будут более проактивными по отношению к ним. Люди, чувствующие себя менее уверенно на верхних уровнях, затрагивающих их личностные качества, чье внимание больше сосредоточено на нижних уровнях, будут реактивными по отношению к своему, собственному поведению и изменениям окружающей среды.
Глава 2 Искусство самопрезентации
Составляющие имиджа
Понятие «имидж» давно не только известно в деловом мире бизнеса, но и активно используется для успешного достижения деловых целей и стремительного продвижения по службе. С этим понятием первыми активно в практическом аспекте начали работать зарубежные экономисты, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Известно, что в 60-е годы американский экономист Болдуинг ввел в оборот понятие «имидж» и обосновал его необходимость в деловом преуспевании. Впоследствии имидж был взят на вооружение зарождающейся политологией, специалисты которой сделали имиджирование важной составляющей своей работы. В настоящее время имидж стал ходовым товаром у всех, кто занимается предпринимательской и особенно политической деятельностью. В связи с постоянно возрастающим спросом на профессиональное имиджирование стало возможным появление новой профессии – имиджмейкер, то есть специалист по созданию имиджа личности и различных деловых и политических структур. В переводе с английского слово «имидж» обозначает – образ или изображение. Тогда, как на самом деле это преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре, именно впечатление, а не оценка, как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной познавательной стадии, как представление. Можно говорить о том, что имидж располагается в подсознательной сфере или в слоях обыденного сознания. Тогда в чем же его доступность для восприятия людьми и что позволяет ему задерживаться в их сознании? Имидж, как конкретная психологическая продукция, является ценностным стереотипом, социальной установкой и конечно мечтой, к которой стремятся. Не всегда семантическое толкование какого-либо понятия однозначно приемлемо. Например, для многих учителей, учеников и их родителей школа давно уже перестала быть «домом радости» (в переводе с греческого «школа» – дом радости), они уже не вкладывают в это понятие подобный смысл. В «Толковом словаре» В. Даля понятие «облик» имеет следующее разъяснение: «оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица, физиономия». По тому же В. Далю «образ» обозначает: «вещь подлинную или снимок с нее, точное ее подражание». Таким образом, и в русском, и в английском толковании понятие «образ» семантически гораздо беднее понятия «облик», что дает возможность признать последнее понятие в качестве ключевого понятия имиджелогии. Мы не случайно приводим сочетание названных двух слов. Исходя из культурных традиций и национального менталитета русского человека, внешний образ только тогда является достаточным, когда он находится в гармонии с духовным внутренним миром личности. Вот почему Ф.И. Шаляпин в своей книге «Маска и душа» утверждает: «…под внешностью я разумею не только грим лица, цвет волос и так далее, но манеру персонажа быть: ходить, слушать, говорить, смеяться, плакать. Если хорошо вообразить нутро человека, можно правильно угадать и его внешний облик». Поэтому отметим, что в политической рекламе имидж часто выступает как образ, наделенный характеристиками, совершенно далекими от реальной сущности личности. Не случайно есть его понимание как идола времени или «легенды», или представителя какой-то социальной страты, например, супермен или плейбой. Все это совершенно неприемлемо для практики менеджмента. В данном виде профессиональной деятельности другие правила общения с людьми и оказания на них целевого воздействия, нежели чем на политической арене или театральных подмостках. Но это не освобождает менеджера и особенно высших административных уровней от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости серьезной работы над ним. Имиджелогия – наука о том, как придать своему облику эффект личного обаяния, как овладеть умением «светиться людям». Конечно, счастлив тот, кому от природы даны подобные качества, но, увы, далеко не все являются его обладателями. Вот почему многие менеджеры проявяют интерес к имиджелогии, стремясь создать привлекательный индивидуальный облик. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, а тем более в менеджменте, не обрести уверенности и навыков эффективной коммуникации с людьми. Имидж – как увеличительное стекло, позволяет наиболее зрительно проявиться деловым и личностным качествам человека. Благодаря ему можно привнести в повседневное общение комфорт, создать доброжелательную обстановку в рабочем офисе. Менеджерская деятельность немыслима без располагающего облика того, кто занимается организацией и общением с клиентами. Сегодня очень сложно стать магнетически привлекательным менеджером, но еще больше возникает трудностей у того менеджера, который не стремится к достижению быть таковым. Имиджелогия – сугубо прогматическая дисциплина. Блез Паскаль как-то писал о соотношении «способа убеждать» и «способа понравиться», отмечая при этом, что из двух этих способов воздействия на людей наиболее эффективный – последний. Если использовать данное рассуждение всемирно известного математика, можно наиболее ярко обосновать, чем отличается управленческая имиджелогия от других родственных ей направлений. Принимая во внимание приоритетную роль в деятельности каждого менеджера социально-организаторской функции, умения увлекать людей своими целями, задачами, владение «способом понравиться» имеет более существенное значение в управлении и предваряет продуктивность использования в нем «способа убеждать». В управленческой имиджелогии проблема создания притягательного облика менеджера, обеспечение его личностного воздействия на тех, с кем он соприкасается, является центральной проблемой. Важным разделом имиджелогии является концепция о функциях имиджа. Их четкое понимание дает возможность менеджеру правильно определить свое отношение к имиджелогии, серьезно заниматься работой над своим обликом как самостоятельно, так и с привлечением специалистов-имиджмейкеров. Функции имиджа разделяются на две категории: ценностные и технологические. Кратко рассмотрим их.
Ценностные функции имиджа
1. Личностно-возвышающая. Благодаря положительному имиджу создается облик личности, который подчеркивает ее духовное достоинство, визуально опредмечивает ее лучшие душевные характеристики и в целом демонстрирует ее индивидуальную незаурядность. 2. Психотерапевтическая. Личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случаев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствует ее устойчивое положительное настроение, оптимизм в достижении своих целей и уверенность в себе. Реализация ценностных функций имиджа ориентирована на создание в самой личности так называемой подъемной силы, за счет которой она с меньшими психофизическими затратами добивается жизненного успеха и общается с людьми. 3. Субъективное предназначение ценностных функций имиджа. Создание такого выразительного личного облика, который бы располагал к себе людей, а значит облегчал им общение с таким человеком, стимулировал быть с ним более открытым (доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих проблем, выражать ему симпатии). 4. Объективное предназначение ценностных функций имиджа. По свидетельствам очевидцев, Мерилин Монро не обладала сколь-нибудь ярким актерским талантом, но посмотреть на нее стремились люди различных социальных слоев, вплоть до глав государств. Подобный успех объясняется прежде всего неповторимостью и личностной яркостью. Этот пример лишний раз подтверждает, как много значит обладать бесценным даром нравиться людям. Понятно, что не всем дано иметь такие мощные генетические задатки или развитые способности быть обаятельным. В этой связи возникает вопрос: насколько возможно каждому человеку обладать таким имиджем? И, кстати, этот вопрос волнует очень многих, ведь не многие люди имеют яркую внешность, красноречие, являются жизненно преуспевающими. Начальное положение имиджелогии – «светиться людям». В этом утверждении большая доля правды. Визуальная доброжелательность и техника расположения к себе свойственны каждому, кто настойчиво хочет овладеть технологией самопрезентации. Поэтому необходимо очень серьезно относиться к этому главному понятию имиджелогии. Самопрезентация – это умение подать себя, расположить к себе, привлечь внимание актуализируя интерес людей к своим каким-то внешним качествам. Самопрезентация пользуется большим спросом в театре, шоу-бизнесе и в политике. В данных сферах хорошо известно, что недостаточно иметь талант, надо уметь понравиться публике. В государственной сфере самопрезентация во многом определяет успех политических деятелей. В умении создавать подобный успех, конечно, профессионально заинтересован каждый менеджер. Его достижения или неудачи в овладении самопрезентацией окажут непосредственное влияние на личный авторитет в своей сфере бизнеса, на деловое общение с клиентами. Прежде чем заниматься самопрезентацией, необходимо проникнуться пониманием взаимосвязи ценностных и технологических функций имиджа. Ведь даже спонтанная их реализация является личностной самопрезентацией, результативность которой будет возрастать по мере сознательного овладения этими функциями и перевода знаний о них в практическое умение. Достижение последнего, самым решающим образом можно достичь, если практически овладеть технологическими функциями имиджа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.01 с.) |