Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль темпа движений и речи↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Высокий уровень эмоционального возбуждения может сопровождаться и общим двигательным возбуждением, чаще всего выражающимся в ускорении привычного темпа движений и речи. Человек суетится, беспричинно торопится, без всяких на то оснований боясь опоздать. Особенно это характерно для неуравновешенных и неорганизованных людей, у которых нарушен оптимум врожденного психического темпа. Первые шаги овладения способом состоят в самостоятельном контроле за темпом движений и речи, в стремлении избавиться от суетливости. Однако контроль за психическим темпом и особенно речью в состоянии повышенного уровня эмоционального возбуждения – задача не из легких. При напоминании об этом человек на какое-то время снижает темп, но затем может опять увеличить его. И здесь полезно задать себе вопросы для самоконтроля, например: «Как темп? Медленнее!». Но даже при длительном самоконтроле за темпом, желаемого уменьшения уровня эмоционального возбуждения может не наблюдаться, так как контролируемый темп нередко может показаться сниженным, хотя остается по-прежнему высоким. Для того, чтобы уметь успешно контролировать и регулировать психический темп существуют разнообразные упражнения. Общие принципы их таковы: – тренировать плавность и медлительность движений в различных эмоциональных состояниях. Например, плавно и медленно сжимать и разжимать пальцы рук, плавно и медленно переводить взгляд с одного предмета на другой, также писать, говорить и пр.; – использовать в тренировке чередование быстрого и медленного, плавного и резкого темпа. Например, 2–3 минуты делать все замедленно и плавно, затем 1–2 минуты быстро и резко, имитируя суетливость и нервозность. Далее опять медленно и т. д. Такие контрасты в процессе тренировки постепенно помогут обнаружить нарушения психического темпа в состоянии эмоционального возбуждения и регулировать его. При этом важно помнить и о ритмических характеристиках движений и речи. Размеренный и четкий ритм помогает оптимизировать эмоциональное состояние; – во всех случаях жизни надо так организовать деятельность, чтобы обстоятельства не вынуждали спешить. Только овладев навыками самоконтроля за состоянием своего тела в психологически напряженных ситуациях, можно приступить к овладению приемами саморегуляции эмоциональных состояний. Собственно говоря, таких приемов за всю историю психологической практики разработано множество, необходимо подобрать такие, которые характеризуются не только высокой эффективностью, но по своему содержанию соответствуют вашим индивидуальным особенностям. Очень высокая нервно-психическая активность выражается сильным возбуждением, которое мешает менеджеру контролировать свои движения и поведение. Это тот самый случай, когда говорят, что человек не может справиться с волнением. Прямо противоположная степень активности характеризуется полной апатией, подавленным настроением, нежеланием что-либо делать. Сопоставляя эти и промежуточные признаки своего состояния с теми, которые приведены в шкале самооценки нервно-психической активности, менеджеры научатся более точно оценивать и контролировать уровень своей нервно-психической активности. Чтобы мобилизоваться, улучшить настроение, войти в состояние воодушевления, азарта и пр., можно выполнять специальные физические упражнения, издавая при этом различные звуки, которые усиливают воздействие упражнений. Дело в том, что голос человека очень тесно связан с эмоциональным состоянием. Давно подмечено: при положительных эмоциях, как правило, звонкость голоса повышается, а при отрицательных – уменьшается. Существует и обратная связь: воспроизведение высоких, звонких звуков может вызвать положительные эмоции (радость, воодушевление, азарт), а низких, глухих звуков—отрицательные (печаль, страх). Примерно такой же эффект дают и определенные позы и мимика. Стоит только расправить плечи, подтянуться и улыбнуться, как появляется хорошее настроение, чувство уверенности. С учетом этих закономерностей и построены упражнения, направленные на регуляцию психических состояний (например, физвокализная тренировка А. И. Попова или актерская гимнастика гармонического совершенства А. В. Бояршинова). Предлагаем некоторые из этих упражнений, модифицированных применительно к перечисленным ранее задачам. Исходное положение: ноги расставлены на ширину плеч или чуть больше, руки свободно опущены. Нужно вспомнить какое-нибудь радостное, счастливое событие и ситуацию, в которой оно произошло (например, восторг от красочного фейерверка, ликование после важной победы, радость встречи с любимым человеком). Затем нужно вскинуть руки вверх, высоко поднять голову и громко вскрикнуть: «О-о!» Принятая поза напоминает человека в момент восторга, ликования, счастья. Если нет возможности громко кричать, то звук можно воспроизводить мысленно. Чтобы вызвать у себя ощущение азарта, злости, боевого воодушевления, рекомендуем проделать упражнение «прыжок орла». Для этого нужно расставить ноги на ширину плеч, полуприсесть, расправить руки назад-в стороны, растопырить пальцы, прогнуться, запрокинуть голову, исказить лицо (маска злости, агрессии) и напрячь все мышцы. Далее нужно войти в состояние готовности к прыжку, которое должно усиливаться с каждым счетом, под каждый счет делать амортизирующие движения на ногах, будто в них сильная стальная пружина, готовая распрямиться. При счете «десять» нужно выпрыгнуть вверх с выпрямлением рук и боевым кличем «А-а!». Это упражнение позволяет мгновенно ввести себя в «боевое» состояние. Одним из важнейших компонентов психофизической тренировки являются упражнения на расслабление (релаксация). Назначение релаксации состоит в том, чтобы снять эмоциональное и физическое напряжете. В свое время американский исследователь Эдмунд Джекобсон начал разрабатывать методику психической саморегуляции, названную им прогрессивной релаксацией» (о которой подробнее будет сказано ниже). Он обнаружил, что при возникновении тех или иных эмоций напрягаются определенные группы скелетных мышц. И доказал, что расслабляя – «релаксируя» – эти мышцы, можно изменять эмоциональное состояние в нужном направлении, в частности, снимать чувство тревоги, страха и т. д. В медицине и физиологии под релаксацией понимают расслабление. В психорегуляции добавляется психологическое содержание: под релаксацией понимают снижение общей психической активности на фоне сниженного мышечного тонуса. Рассмотрим один из несложных способов релаксации – так называемую «психомышечную» тренировку (ПМТ), разработанную А.В. Алексеевым. ПМТ построена на следующих психофизических механизмах. Импульсы, идущие в головной мозг от опорно-двигательного аппарата, не только несут информацию о состоянии «периферии тела», но и являются своеобразными раздражителями, стимулирующими деятельность мозга, возбуждающими его. Чем напряженнее и активнее мышцы, тем, естественно, больше импульсов идет от них в мозг, тем он в большей степени активизируется. Феномен, который в плане овладения психомышечной тренировкой представляет наибольший интерес, состоит в следующем: чем расслабленнее мышцы, тем меньше импульсов поступает от них в головной мозг. А когда мозг получает все меньше и меньше возбуждающих сигналов, он начинает успокаиваться, погружаться сначала в пассивное бодрствование, а затем и в дремоту. Эта физиологическая закономерность используется в методе психомышечной тренировки для сознательного достижения уровней пассивного бодрствования и дремоты. Следовательно, чтобы научиться вводить себя в нужное состояние психической успокоенности, необходимо уметь расслаблять скелетные мышцы до соответствующей степени. Собранные воедино формулы психомышечной тренировки представляют собой следующее: 1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь… 2. Мои руки расслабляются и теплеют… 3. Мои руки полностью расслаблены…теплые… неподвижные… 4. Мои ноги расслабляются и теплеют… 5. Мои ноги полностью расслаблены…теплые… неподвижные… 6. Мое туловище расслабляется и теплеет… 7. Мое туловище полностью расслаблено… теплое… неподвижное… 8. Моя шея полностью расслаблена… теплая… неподвижная… 10. Мое лицо расслабляется и теплеет. 11. Мое лицо полностью расслаблено… теплое… неподвижное… 12. Состояние приятного (полного, глубокого) покоя. В процессе овладения ПМТ каждую предварительную формулу, вызывающую ощущения расслабленности и тепла, можно мысленно проговаривать по два, четыре, шесть раз подряд. Причем делать это надо очень неторопливо, даже в специально замедленном темпе, и, конечно, с соответствующими интонациями. В день рекомендуется заниматься 4–6 раз по 5—10 минут. К формулам, фиксирующим все три ощущения: расслабленность, тепло и неподвижность, разрешается переходить лишь после того, как предварительные дадут хорошо выраженный результат, ибо нет никакого смысла говорить, например: «Мои руки полностью расслаблены… теплые… неподвижные…», – если они пока еще плохо расслабляются и теплеют. На 12 формул полного варианта ПМТ при их неторопливом мысленном проговаривании требуется 7—10 минут, и всего лишь 4–5 минут на сокращенный вариант, состоящий из 7 формул: 1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь… 2. Мои руки полностью расслаблены… теплые… неподвижные… 3. Мои ноги полностью расслаблены… теплые… неподвижные… 4. Мое туловище полностью расслаблено… теплое… неподвижное… 5. Моя шея полностью расслаблена… теплая… неподвижная… 6. Мое лицо полностью расслаблено… теплое… неподвижное… 7. Состояние приятного (полного, глубокого) покоя… Хорошо бы уметь ограничиваться только двумя формулами. Первой – «я расслабляюсь и успокаиваюсь» и вслед за нею переходить сразу к последней – «состояние приятного (глубокого и т. д.) покоя». На этот вариант требуется не более одной минуты, а при очень высокой тренированности – 10–15 секунд. Если нет необходимости решать какие-либо специальные задачи, то после формулы «состояние приятного покоя» занятие психомышечной тренировкой полагается заканчивать так: сохраняя состояние покоя, мысленно проговорить следующие формулы: «Я отдохнул(ла) и успокоился(лась)…», «Самочувствие хорошее…». После этого неторопливо потянуться всем телом, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, встать на ноги и приступить к очередным делам. Важно научиться также погружать себя в сон на определенное, заранее намеченное время и самостоятельно выходить из него отдохнувшим и бодрым. Длительность самовнушенного сна может быть весьма различной, начиная с 30 секунд, освободившихся при работе. Особенно хорошо восстанавливает самовнушенный сон длительностью в 20–40 минут. Для того, чтобы погрузиться в него, следует предварительно наметить время пробуждения. Предположим, необходимо заснуть днем на полчаса, с трех до половины четвертого. В таком случае, перед тем, как засыпать с помощью формул ПМТ, следует мысленно представить циферблат часов, на котором стрелки показывают половину четвертого, и сказать себе: «Проснуться в три тридцать!» – и повторить про себя эту мысль в момент прохождения через стадию дремоты перед погружением в самовнушенный сон. После этого биологические часы, заложенные природой в нашем организме, сами разбудят вас в намеченное время. Хотя, конечно, возможны отклонения на ±2–3 минуты. Точность здесь зависит от степени тренированности, от уровня мастерства в деле психической саморегуляции. Формулы самовнушенного сна следуют сразу за последней формулой ПМТ – «состояние глубокого покоя». Их порядок таков: 1. Появляется чувство сонливости… 2. Сонливость усиливается… усиливается… 3. Становится все глубже… и глубже… 4. Приятно тяжелеют веки… 5. Приятно темнеет в глазах… 6. Все больше и больше… 7. Наступает сон… сон… спокойный сон… (до такого-то времени – называете мысленно время желаемого пробуждения) глубокий сон… беспрерывный сон… сон… сон… сон. Каждую из этих формул следует мысленно произносить очень медленно, монотонно, по несколько раз, сопровождая такими же неторопливыми образцами, порождающими наступление сна.
Сон
Всем известен тот факт, что люди одну треть своей жизни проводят во сне. Для одних этот факт не имеет никакого значения, но для тех, кто привык всего себя отдавать работе эти цифры вызывают ужас. Как же так, столько времени проходит впустую, и из-за такого бесцельного времяпровождения они не успеют достичь в своей жизни запланированных целей. Эти люди стараются украсть время, отведенное природой для сна, чтобы посвятить его более важным, по их мнению, занятиям. Конечно, они совершают огромную ошибку. Человек постоянно игнорирующий отдых быстрее изнашивает свой организм и соответственно быстрее стареет. Ведь сон обеспечивает нас энергией и силой для следующего дня и исправляет повреждения, нанесенные нашему организму за прошедший день. В процессе сна восстанавливаются ткани, старые клетки заменяются новыми, происходит подзарядка внутренних органов и иммунной системы. У каждого человека свой график сна, не стоит заставлять свой измученный организм бодрствовать постоянно так же, как и не следует впадать в спячку, подобно медведю зимой. Достаточно определить, какая продолжительность сна вам необходима для хорошего самочувствия. Ведь одному человеку достаточно пять часов, а другому – будет мало и десяти. Тем более, что для полноценного сна важнее не количество, а качество. Определить какого качества ваш сон совсем не сложно. После хорошего сна чувствуешь себя свежим, энергичным, полным сил и бодрости. Ваш внешний вид в зеркале так же говорит сам за себя: кожа розовая и гладкая, нет темных кругов и припухлостей под глазами, даже проблемы и неприятности кажутся с утра не такими уж неразрешенными. Научные исследования подтверждают, что во время ночного покоя мы проходим несколько фаз сна, продолжительность и глубина которых убавляются к утру. Фазы глубокого сна чередуются с фазами сновидений. Во время фазы глубокого сна наш организм, в частности мозг, отдыхает. В фазе сновидений мозг бодрствует и перерабатывает впечатления и информацию, полученные днем. При отсутствии снов, особенно это связано с применением снотворных препаратов, нарушается естественная регенеративная функция. Только чередование фаз глубокого сна и фаз сновидений составляет сон, способствующий полноценному отдыху и придающий энергию для нового дня. Но, далеко не все могут похвастаться полноценным сном, бессонница – один из самых распространенных недугов нашего века. Если у вас возникают трудности с засыпанем, если ваш сон прерывист, отсутствуют сновидения, если режим бодрствования и сна меняется местами, для вас пришло время серьезно подумать над собственной жизнью. Плохой сон может иметь сильные последствия для вашего здоровья и образа жизни. Частые простуды и вирусные заболевания, вялость, депрессии, проблемы сосредоточения, памяти, изменение настроения, хроническая усталость, недостаток силы и энергии, головные боли, все это не самые худшие последствия неполноценного сна. Прежде всего, вы должны понять, что мешает вам спать. Возможно это стрессы и неразрешенные проблемы, избыточная физическая усталость. А может быть неправильно выбранное место для сна, избыток шума, тепла или наоборот холода. Если вы сторонник ночных походов к холодильнику, любитель выпить чашечку кофе на ночь, ваш сон тоже оставляет желать лучшего. Внимательно присмотритесь к себе, достаточно ли вы принимаете витаминов, ведь их нехватка также нарушает сон. Как показывает практика, в большинстве случаев бессонница – это неправильный образ жизни, с ней можно бороться простыми методами: вечерние пешие прогулки, занятия спортом, постоянный режим ложиться спать (желательно в одно и то же время). Избегайте пить алкоголь на ночь, не экспериментируйте с препаратами и медикаментами, которые приводят к «искусственному» сну. Их прием только ухудшает ваш сон, прибегайте к препаратам только на короткое время и под контролем врача. Вашим помощником может стать фитотерапия, то есть травяные чаи или настои трав. Например, валериана, зверобой, календула, любой теплый чай из этих трав, выпитый за час до сна, увеличивает сонливость. От 100 до 200 мг магния, лучше всего в виде растворимой таблетки, творят чудеса, снимая нервозность и возбудимость психики. Причиной неполноценного сна может быть недостаток гормона, отвечающего за готовность ко сну и за сам сон. Этот гормон – мелатонин, его вырабатывает шишковидная железа. Мелатонин начинает вырабатываться с наступлением темноты, при дневном свете его выделение останавливается, сонливость и усталость исчезают. Обеспечьте себе полную темноту в спальне, возможно некоторые источники света попадающие в глаза, уменьшают выработку мелатонина. В нашем организме этот гормон вырабатывается из триптофановой кислоты, которая присутствует в больших количествах в сыре, арахисе, говядине, мясе индейки, яйцах и молоке. Присутствует он и в моркови, кукурузе, овсянке, рисе, инжире, петрушке, помидоре и орехах. При долговременных нарушениях сна проконсультируйтесь у врача, не ждите, что проблема разрешится сама собой. И помните, периоды сна слишком важны для человека, чтобы относиться к ним легкомысленно и равнодушно. Не только сон поможет вам повысить работоспособность и зарядиться энергией. Правильное чередование труда и расслабления позволит вам в полной мере наслаждаться жизнью. Природа наградила человека органами чувств, благодаря которому мы можем видеть, слышать, ощущать вкус и воспринимать запахи! Многие ощущения рождают желание: наслаждение хорошей пищей, удовольствие от любви и секса, радость новому хорошему дню. Природа распорядилась так, что поведение, способствующее здоровью, дарит нам положительные ощущения, которые мы тем не менее научились быстро игнорировать, компенсируя погоней за карьерой и деньгами. Мы запрограммированы природой получать наслаждения, поэтому наслаждайтесь музыкой, ленивым времяпровождением, лучше всего на солнышке, хорошей пищей, без оглядки на количество калорий, любовью, нежностью и лаской. И это очень важно, так как позволяет человеку получить положительные ощущения из всего окружающего нас мира. Например, мало кто знает, что нежные прикосновения вырабатывают эндорфины, вызывающие эйфорию, и окситоцин – гормон, обеспечивающий нам душевное равновесие и уверенность. Воспользуйтесь аромотерапией, ведь известно, что многие запахи обладают успокаивающим, целебным свойством, а некоторые даже даруют веселье. Наслаждайтесь едой, не только полезной, но и вкусной; хотя бы раз в неделю балуйте себя изысканной кухней. Чувство счастья, связанное со всеми этими ощущениями, вырабатывает большое количество гормонов счастья – эндорфинов, которые делают человека счастливым, энергичным и работоспособным. Радуйтесь жизни, не торопите ее и вам удастся, если не остановить ваши жизненные часы, то хотя бы замедлить их такт.
Библиография
1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М.: Физкультура и спорт, 1978. 2. Андреев В.В. Введение в структурный анализ функционирования биологически активных точек и применение методов хроноритмологии в «лечебном» и «боевом» приложениях. 1 часть. К.: Здравствуйте, 1998. 3. Андреев В.В. Введение в структурный анализ функционирования биологически активных точек и применение методов хроноритмологии в «лечебном» и «боевом» приложениях. 2 часть. К.: Здравствуйте, 1998. 4. Андреев В.В. Резонансно-волновые карты человека. К.: Здравствуйте, 1998. 5. Амосов Н.М., Муравов И.В., Сердце и физические упражнения. М.: ФиС, 1985. 6. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам. М.: Эксмо, 2002. 7. Васильева 3. А., Любинская С. М. Резервы здоровья. М.: Медицина, 1984. 8. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. 9. Горбунов Г.Д. Учитесь управлять собой. Л.: Знание, 1976. 10. Дэвид-Нэль А. Мистики и маги Тибета. Ростов н/Д, 1991. 11. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979. 12. Кардаш С. Измененные состояния сознания. Днепропетровск: ИКФ «Сталкер», 1998. 13. Каструбин Э. М. Ключ к тайнам мозга. М.: Триада, 1995. 14. Каструбин Э. М. Реальность и магия высшего разума. М.: КСП, 1996. 15. Левитов Н.Р. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1969. 16. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Государственный университет, 1971. 17. Муравов И. В. Возможности организма человека. М.: Знание, 1988. 18. Найт Сьюзен. Руководство по НЛП. Спб. «Речь», 2000. 19. Основы физиологии человека: Учебник/Под ред. академика РАМН Б. И. Ткаченко. СПб.: Международный фонд истории науки, 1994. 20. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. Москва: 1995. 21. Смирнов Б. А. Душков Б. А., Космолинский Ф. П. Инженерная психология. М.:Эргономика, 1983. 22. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: СПб: 1999. 23. Форсайт П. Делу – время. Как правильно распоряжаться своим временем. Минск: Амалфея, 1998. 24. Шепель В.М. Управленческая антропология. М.: «Дом педагогики», 2000. 25. Ягодинский В. Н. Ритм, ритм, ритм. М.: Знание, 1985. 26. Bensen H., Klipper M. The Relaxation Response. – New York: Avon, 1976. 27. Eberspacher H, Renzland J. Leistungspahig und. – Sportinform Verlad. 1985. 28. Eysenck H. Manual of Eysenck Personality Inyentory. – London: Pelham Books, 1964. 29. Jacobson E. Progressiva Relaxation. – Chicago: The University of Chicago Press, 1938. 30. Koch R. The 80/20 Principle: The Secrete of Achieving more with Less. New York: Currency, 1998. 31. Mahoney M. Cognitive Thearupy and Research,1977, № 1. 32. Tracy B. Eat that frog! S.F.: Berrett-Koehler Publishers, Inc., 2001. 33. Harris D., Harris B. Mental Skills for Phusical People. – New York: Leisure Press, 1984. 34. Unestahl I. – E. Bette Sport bu IMT. Inner Mental Training. – Orebro, Sweden, 1982.
[1]Смирнов В.Ф. Я – врач. – М., 1996, с. 126.
[2]Игуменов В. Схватка. – М.: Молодая гвардия, 1979, с. 123—124.
[3]Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: Искусство, 1951, с. 122.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.94 (0.01 с.) |