Часть 5. Постоянная динамика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 5. Постоянная динамика



Дошкольный период

Какие-то элементы развивающей среды у нас дома являются неизменными уже более 20 лет. Например, базовая конструкция спорткомплекса. Другие элементы меняются медленно и постепенно от года к году: обои и рисунки на стенах, количество мягких игрушек и книжек, конструкторы и художественные материалы. А что-то мы меняем буквально на ходу, гибко следуя за детишками.

Наша взрослая стабильность часто не поспевает за динамикой интереса ребенка, за этапами его развития. Нам всегда хочется, чтобы сделал – и пусть чадо долго-долго играет. Мы часто тяготеем к накатанному ритму. Но дети все время меняются, их все время уже не удовлетворяют освоенные диапазоны игр и жизненных условий. Дети побуждают нас быть более изобретательными, более открытыми, более творческими в деле создания для них развивающих условий.

Но бывает и совсем иначе. Какие-то вещи дети почему-то настолько любят, что возвращаются к ним все время. И возвращают нас к тем формам, которые кажутся нам уже изученными вдоль и поперек.

Взрослому, который организует среду развития для детей, важно понимать диапазон возможной динамики. Важно чувствовать, что необходимо сохранить, а что – менять уже прямо сейчас. Многое подсказывают сами дети. Многое мы видим, наблюдая за ними. Кое-что приходит само собой…

Но здесь важна еще соответствующая внутренняя психологическая позиция взрослого. Если человек слишком привязан к традиционным представлениям о формировании интерьера, то он будет сильно напрягаться, наблюдая, как его годовалое чадо день за днем обдирает обои – кусок за куском. Такому взрослому захочется запретить сие чудесное развивающее занятие, полезное и для мелкой моторики, и для развития интеллекта, и для координации движений, и для общего образного восприятия. И мотивы для запрета будут самые серьезные. Надо же ребенка приучать к порядку! Нельзя же превращать дом в свинарник! Неприлично людей в гости пригласить будет! И тому подобное.

Кстати, обдирание стен может оказаться интересным и в гораздо более зрелом возрасте. Уже около года мы с Машей понемногу отдираем со стен маленькой комнаты наклеенную перед этим цветную бумагу. Просто под настроение – поотдираем немного и оставим так. Смешно? Но ведь каждый раз от этого комната немного меняется! Да и прикольно вот так уцепить кусочек бумаги за краешек и тянуть его, глядя на отходящую то стены полоску неровной, непредсказуемой формы. А потом оторвать ее совсем, скомкать и выбросить. Прекрасный, кстати, тренинг для серьезных взрослых, желающих научиться понимать детей.

Напрашивается сравнение с обстановкой в лесу. Листья на деревьях все время меняются: появляются, растут, изменяют цвет, опадают. Трава и мох растут. Веточки валяются. Шишки растут, а потом падают. А вот появился след лося, которого вчера не было… Обстановка постоянно трансформируется понемногу.

Сегодня мы переставили перекладину в турнике чуть повыше – в соответствии с ростом немного повзрослевшего малыша. А завтра мы прикрепим на стенку новую картинку. А послезавтра мы ее снимем…

Я старался чутко отслеживать, когда и какие небольшие изменения в окружающей обстановке предложить. Не могу сказать, что я все время ломал на эту тему голову. Но настроен на данную волну был постоянно. Недостаточно разложить развивающие игры и игрушки в доступных местах. Очень важно время от времени что-то предлагать ребятенышу, о чем-то напоминать, что-то переставлять на новое место… Дети сами не удерживают в своем сознании всего многообразия созданной для них развивающей среды – это как раз наша задача.

Динамика требуется ребенку. Это необязательно перестановка предметов в комнате. Мы можем использовать любую подходящую ситуацию. Например, все мои дети в первые годы жизни очень любили стоять на подоконнике и смотреть на едущие по улице машины. Окно большой комнаты у нас выходят на Гражданский проспект, где движение достаточно интенсивное. Я стоял рядом, надежно придерживая чадо, и естественным образом включался в завораживающий процесс наблюдения за легковыми и грузовыми автомобилями, за автобусами и троллейбусами. Когда светло, машины хорошо видны, их можно в деталях разглядывать. А в темное время суток светятся разноцветные огоньки, которые создают волшебное ощущение.

Иногда целесообразно создавать динамику там, где ее, вроде бы, исходно и не предусматривалось. Например, дети подсказали нам с женой такую вещь.

В Новый Год под елкой оказываются подарки. Как известно, приносит их Дед Мороз. Утром детишки с радостью подарки обнаруживают. Такое событие! Жаль только, что оно происходит всего раз в году. Но оказалось, что можно подправить традиционную программу. Подарки могут появляться под елкой не только в новогоднюю ночь! Что им мешает появляться в другие дни?! Главное – чтобы елка стояла.

У нас в семье данное удовольствие растягивалось недели на три: от момента установки елки до Старого Нового Года. Представляете, Дед Мороз приходил каждый день! Не всегда подарки были огромными и существенными. Довольно часто малыши обнаруживали утром под елкой всего несколько хлопушек или пару пачек бенгальских огней, а на веточках висели подвешенные на ниточках конфетки. Иногда Дед Мороз приносил фрукты: мандарины, бананы, яблоки… Тоже ведь хорошо! Или, скажем, килограмм халвы. Или мешочек фундука…

В Новый Год, в Рождество, в Старый Новый Год подарки были самыми существенными. И довольно часто, кстати, туда входили некоторые специальные элементы развивающей среды: конструкторы, мозаики, книжки, долгожданные игрушки… Писал Дед Мороз детям и записки. Чаще – стихами. И ребятишки оставляли ему записочки со словами благодарности и со своими пожеланиями по поводу подарков. Некоторые пожелания Дед Мороз выполнял, а на некоторые отвечал, что пока нет таких волшебных возможностей.

Утром, лишь только проснувшись, наши крохи шли к елке, дабы узнать, что нового там появилось. А потом мы всей семьей удивлялись и разглядывали подарки.

А вот совершенно другая ситуация – прием пищи. Мы с женой довольно рано заметили, что малышу скучно подолгу сидеть за столом – не хватало динамики процесса. Это нам, взрослым, охота спокойно посидеть и спокойно поесть. И чтобы на столе все красиво и удобно стояло. А у малыша совсем другие настроения и приоритеты. Ему не хочется тратить столько времени на столь банальное занятие. Ведь ему нужно интенсивно развиваться! Время дорого!

Мы пошли по пути хождения за ребеночком по квартире с миской супа или каши. Хлопотно? Как сказать. Кормить на кухне скучающего, а потому балующегося малыша тоже хлопотно бывает. А так все просто: ходишь за ним и периодически суешь ему ложку в рот. Или он сам ложкой ест – параллельно с другими занятиями (разглядыванием книжки, ковырянием краски на окне, игрой в конструктор…) или просто бродя по квартире. Приходится следить, чтобы не разлить суп на диван. Но зато насколько интереснее и динамичнее!

Никаких особых проблем потом такой подход не вызывал. Подросшие дети спокойно ели за кухонным столом. Хотя эпизодически им разрешалось делать это и в комнате – с инструкциями по поводу аккуратности и дисциплины во время еды. И вообще, кто сказал, что кушать нужно обязательно за столом на кухне?! В большинстве случаев это удобнее. Но если в какой-то момент удобнее кушать, лежа на полу в комнате, то в чем проблема?

Жизнь все время подбрасывает что-то новое и динамичное. Шел я однажды по улице и увидел на земле нечто вроде резинового шланга – толщиной сантиметров пять, а длиной метров шесть. Но в отличие от шланга эта штуковина была не полой внутри, а цельной. На ощупь – мягкая и приятная. И не шибко грязная. Я подумал и решил взять ее домой.

Долго и тщательно мы ее мыли в ванне. А потом повесили на спорткомплекс, перекинув через трубу под потолком и завязав узлом. Получились два висящих рядом резиновых каната. По ним оказалось удобно лазать. То, что они слегка растягивались, создавало особый интерес.

Постепенно мягкая резина стала рваться. И я ее выкинул. Но вот до сих пор помню, как такая простая штуковина неожиданно разнообразила нашу домашнюю развивающую среду.

Динамика создается и в каких-то мелочах. Например, между делом я изобрел оригинальный конструктор из разноцветных трубочек для коктейлей. Они у нас валялись дома в изрядном количестве – почему-то жалко было выкидывать уже использованные и пожеванные трубочки, все думал, что для чего-нибудь они пригодятся. И вдруг родилась идея. Я нарезал трубочки кусками по 10-20 см и один конец у каждой трубочки надрезал на 2-3 см. Теперь их можно было вставлять друг в друга, собирая длинные-длинные трубочки, большие кольца и прочие фигуры. Простая игра. Не так уж много в ней вариантов и задачек для развивающегося интеллекта. Но какое-то время моим детям повозиться было интересно. Из элементарных деталей конструировались штуковины, по размерам сопоставимые с размерами самого малыша. Это совсем не то же самое, что собирать на столе модельку из деталей «Лего».

Дошкольники тонко воспринимают динамику в привычном домашнем окружении, в обычных бытовых вещах, в ежедневных делах. Я мог в этом убедиться, в течении многих лет наблюдая за детишками: в своей семье, в других семьях, на улице, в транспорте… Там, где взгляд взрослого видит постоянство и однородность, малыш видит динамичную смену декораций. Там, где взрослого устраивают стабильность и неизменность, малышу необходимы изменения, вариации, трансформации.

 

Школьный период

 

Разделение на дошкольников и школьников – вещь достаточно условная. Его ведь нет в Природе.

В нашей семье дети учились не в школе, а дома. Поэтому их образ жизни не менялся скачком в возрасте семи лет. Домашние занятия школьными предметами в начальных классах не слишком формализованы, они ближе к игре. Да и по времени занимают всего час-два в день. Привыкание к школьным требованиям (для сдачи экзаменов и зачетов в школе) происходит мягко и постепенно.

Домашняя развивающая среда при переходе к школьному возрасту тоже меняется постепенно. По мере взросления ребенка изменяются его интересы и диапазон его возможностей. Уже освоено пространство квартиры, пространство двора, пространство дачного участка. Уже не так интересны каждые качели и каждый паровозик на детской площадке. Детские картонные книжки, состоящие в основном из картинок, уже не кажутся столь информативными…

Я довольно часто замечаю, как замотанные работой, хозяйством и прочими хлопотами родители упускают этот важнейший этап. Ведь личность продолжает интенсивно развиваться! Соответственно, нужна и новая динамика впечатлений, ситуаций, обстановки, общения.

Что это означало в нашей семье? Изменения в оснащении спорткомплекса («малышовские» снаряды убирались, освобождая место для большего размаха движений). Чтение более сложных книг. Более далекие прогулки в городе и на даче. Посещение спортивных секций и кружков. Освоение музыкальных инструментов. Совместное с папой художественное творчество…

Я всегда старался отслеживать этапы взросления своих детей и предлагать им все новые и новые ситуации, требующие новых включений, требующие раскрытия новых возможностей.

Вот мы всей семьей едем в первый раз в туристический лагерь. Тиме и Коле поначалу там было очень трудно! И уж тем более трудно им было в трехнедельном лодочном походе, в который они отправились в то же лето без меня и Маши. А на следующий год сыновья повзрослели, привыкли к походной жизни, сделались сильнее физически – и все было для них уже не так тяжело. А еще через несколько лет Тима и Коля отошли от тех туристических мероприятий – им захотелось совершенно иных переживаний и впечатлений.

Машенька совсем другая. Для нее динамика заключается не в новых походах (куда ее не тянет), а, например, в приобретении новых грызунов, в их приручении, в ежедневных мелочах поведения наших домашних любимцев. Я рад, что не ограничил дочку одной крысой, а позволил ей завести еще и вторую крысу и дегу. Происходило сие с некоторыми интервалами во времени. И оказалось именно оптимальной дозировкой динамики в столь важной для Маши сфере.

Как ни крути, одно из основных мест в нашей домашней развивающей среде теперь занимает компьютер. Пока дети не совсем выросли, я могу следить за дозировками компьютерных игр, направляя активность в более полезное русло: фильмы, музыка, познавательные сайты, фотографии, освоение полезных программ…

Домашний скалодром, появившись за несколько часов, сделался существенным расширением к уже тесному для подросших ребят спорткомплексу. На несколько лет он увеличил потенциал доступных в квартире физических нагрузок. Да и большая профессиональная боксерская груша помогла.

Мне хочется именно подчеркнуть принцип. Ведь всего не перечислишь. Каждый год, каждый месяц, каждый день что-то меняется. Динамичность – одна из ключевых черт развивающейся личности. И это одно из свойств жизни вообще.

 

Размеренные ритмы

Но динамика не означает спешки, суеты, хаотичности, поверхностности.

Сам я принадлежу к числу тех людей, которые десятилетиями читают и перечитывают книги, помещающиеся на трех небольших полках. Но мои дети гораздо более динамичны в плане потребности в новой информации. Стараясь создавать для них адекватные условия развития, я просто знаю: не надо спешить. Каждое развивающее занятие должно быть прожито полноценно, оно должно себя исчерпать или естественно перейти в новое качество, на новый этап.

Я стараюсь не ломать тех ритмов игр и прочих занятий, которые складываются у детей. Скорее, я подстраиваюсь под них. А если какие-то изменения необходимы, то стараюсь направить их мягко. Что значит «мягко»? Это значит: «не требую мгновенной смены ситуации». Почти всегда есть возможность детишек заранее подготовить, настроить, предупредить: «Нам скоро пора домой. Минут через пять. Потихоньку закругляйтесь кататься с горки…» Или так: «Полчаса еще можете поваландаться, а потом – ложимся спать. И не буяньте, пожалуйста, перед сном – уже поздно. Займитесь чем-нибудь спокойным… Чем? Ну, в лото поиграйте. Будете?»

По моим наблюдениям, осознанное выделение времени на «периоды перехода» от одних функций к другим существенно облегчает все процессы при «управлении» детишками. Психике нужно некоторое время, чтобы перестроиться. Начатые дела должны быть доведены до логического конца или до логической паузы. К свободе личности необходимо проявить уважение. Человеку будет удобнее, если у него есть время на то, чтобы спланировать свои дальнейшие действия…

Наш век часто предлагает совсем иные, гораздо более «ломаные» ритмы. Но почти всегда в наших силах их смягчать (хотя бы слегка), делать их более плавными и более размеренными. Для этого, в частности, полезно помнить не только о «сиюсекундных» обстоятельствах, но и о тех обстоятельствах, которые имеют стратегическое значение, которые имеют длительные ритмы и периоды. Я всегда считал, что для моих детей важны такие вещи, как психологическая комфортность ситуации, снижение стрессовых нагрузок, развитие самостоятельности, душевное спокойствие. И потому старался всегда занимать позицию помощника в трудном деле адаптации к ритмам современного социума.

Когда произносят слова «раннее ускоренное развитие», я удивляюсь и теряюсь. Давным-давно некая знакомая мама с энтузиазмом спросила нас с женой по поводу Алены (той было тогда 2 года): «Ну и насколько же вы опережаете средние нормы развития?!» Я не нашелся, что ответить. Я никогда не думаю с такой точки зрения. По-моему, куда спешить? Надо предоставить ребенку нормальные условия для развития, следить за динамикой его потребностей, общаться с ним нормально. И пусть он себе взрослеет в естественном для него режиме. У каждого свой индивидуальный путь в жизни, свои индивидуальные особенности личности. Мне кажется, развитие ребенка не должно превращаться в бег за олимпийскими рекордами.

 

Индивидуальный стиль

 

Разным детям нужны разные ритмы. Я стараюсь видеть это в своих детях, понимать их стиль функционирования.

Коля, например, с ранних лет отличался четкостью, точностью, упорядоченностью, организованностью. А Маша любит тянуть время, плавно и долго переходить от одного дела к другому, следовать своему настроению. Мне хорошо понятны оба этих подхода, так как каждый из них в некоторой степени присутствует в структуре моей личности. А вот с Тимой иначе. Он вечно ломает ритмы, внося непредсказуемость и настроение бурного течения жизни.

Соответственно всегда отличалось количество личных вещей (и порядок с них) у троих моих младших детей. У Коли: вещей минимум, они расположены в строгом порядке, который постоянно поддерживается и улучшается. У Маши: вещей море, порядка в них почти нет, но доченька довольно быстро находит при желании то, что ей нужно. У Тимы: вещей среднее количество, порядок в одном месте удивительно сочетается с полным хаосом в другом, динамика расположения изрядно связана с приходящими творческими идеями.

Я все эти годы стараюсь поддерживать индивидуальный стиль каждого из моих детей. Крошечного Колю надо было обязательно похвалить, когда он демонстрировал немного новый (еще более аккуратный и удобный!) порядок в ящике своего стола, где он расположил несколько принадлежавших ему блокнотов, карандашей, складной ножичек и коробку красок. Все лишнее Коля безжалостно выкидывал или отдавал.

А подросшего Тимоху нужно было понять, когда он смастерил очень оригинальную конструкцию из четырех угловых полочек на свой стол, а в воздухе подвесил на ниточке разукрашенную деревяшку. И ничего не надо было говорить по поводу царящего на его столе «творческого бардака».

Маше я до сих пор помогаю, когда она изредка собирается навести порядок в своих вещах. Одна она просто теряется в их огромном количестве. И я не тороплю доченьку выкидывать «лишнее». Ведь кто знает, что ребенку по-настоящему нужно?!

 

Участие детей

Я придаю большое значение такому фактору динамики развивающей среды, как собственная активность детей. И всячески поддерживаю все их разумные начинания. Если позволить ребенку самому стать творцом окружающей его каждый день обстановки, то он начинает к ней по-другому относиться, он входит с ней в гораздо более глубокие отношения. Ребенок может предложить и сделать многое. И это будет именно то, что соответствует данному конкретному этапу его развития.

Вот недавно Маша, проведя лето в большом загородном доме у друзей, воодушевилась и решила и наше скромное жилище привести в совершенно новое качество. Под руководством тринадцатилетней доченьки я разобрал антресоли, большой шкаф, два стеллажа, кухонный сервант, несколько полок. Все это ликвидировали. Многие хранившиеся там вещи выкинули, а для оставшихся хватило места. Из частей старой мебели я собрал удобный шкафчик для кухни и диван-сундук для Маши. Подвергся изменениям и весь остальной интерьер. Я просто помогаю дочке, советуюсь с ней во всех деталях.

Советоваться с детьми по всем вопросам изменения нашего творческо-игрового пространства – это принципиальный для меня момент. Даже совсем крохи могут иногда предлагать очень хорошие идеи. А уж старшие ребята – тем более. Мы обсуждаем и мои предложения, и предложения детей, ища оптимальные решения. Дети с ранних лет приучаются к ответственному подходу. Они учатся продумывать организацию обстановки в доме, в их личном пространстве (около личного стола и внутри него, на личных полках в шкафах). И я никогда не позволяю себе наводить порядок на их «индивидуальной территории». Разве что могу напомнить о такой необходимости.

Именно благодаря участию детей в формировании интерьера наш дом приобрел особый стиль, особое настроение. Хотя, конечно, есть у нас много, мягко говоря, недоделанного. Зато все время есть, куда развиваться.

Участие детей вносит изрядную долю «детскости» в развивающую среду. Ведь важно не только наполнить квартиру спортивными снарядами, развивающими играми, книжками, игрушками и всем таким прочим. Важно создать атмосферу, резонансную с детским восприятием, с детским стилем познания мира.

Вот, скажем, ремонт. Недавно Маша затеялась поклеить в прихожей новые обои. Это, действительно, назрело. Она организовала меня на то, чтобы развести клей, чтобы найти хранящиеся на антресолях обои, чтобы переместить из прихожей тумбочку и висящие куртки… Я специально вел себя максимально пассивно. Поэтому доченька позвала на помощь засидевшегося за компьютером брата. Он активно включился, взяв на себя основную роль и общее руководство.

Процесс пошел весело. Обои приклеивались не очень ровно. Коля утверждал, что это из-за того, что клей старый, а обои плохие. Но не беда! Мы смеялись, шутили, орали… Я скромно отрезал куски необходимой длины и подавал их стоящему на стремянке Коле. Маша активно мне содействовала.

Наверное, девять человек из десяти скажут, поглядев на нашу работу, что получилось плохо. А я не согласен! Для первого раза очень недурно! А кроме того, это эксперимент, это опыт, это проба своих сил, это практический урок. Я уверен, что в таком подходе есть большой смысл.

 

Параметры безопасности

 

Как-то в разговоре с выросшим Тимой у меня получилось кратко сформулировать принцип: «Сначала – обеспечить безопасность. Потом – подумать о развитии. Ну а уж после того, как обеспечено и первое, и второе, можно и поразвлечь детишек». Действительно, для меня всегда было именно так. Хотя реально все три данные момента в какой-то пропорции перемешаны и сосуществуют одновременно.

Аспекту безопасности я уделял довольно много внимания: в конструкции спорткомплекса, во всех играх и тренировках, в организации всего пространства квартиры.

По мере роста и развития ребенок учится понимать опасности окружающей среды. А сначала не знает ведь, что со стула падать больно, что булавка колет, а огонь жжет. На каждом этапе чадо нужно и подстраховать, и поучить, и предупредить. И в то же время не переборщить с опекой. А то еще привыкнет, что за него о его безопасности заботится кто-то другой. Где тут грань? Я искал ее в каждом конкретном случае. И старался адекватно уменьшать опеку по мере освоения ребенком той или иной ситуации.

Начинал я с устранения из среды слишком опасных элементов. Когда дома дети (причем дети, активно двигающиеся), ряд моментов нуждается в особом контроле. Например, мы убрали всякие торчащие в неподходящих местах острые углы мебели. Мы следили, чтобы сверху на малыша не могло упасть что-нибудь неподходящее. Кастрюли с супом кипели и стояли на наиболее удаленных от края газовой плиты конфорках. Обходя квартиру и дом на даче, я оглядывал интерьер взглядом человека, готового ко всякому. Шкафы, стеллажи, вешалки прибивал гвоздями к стенам или надежно привязывал. Зачем ждать, когда ребята уронят вешалку на себя?

Я внимательно следил за надежностью всех деталей спорткомплекса, за тщательностью привязывания канатов и веревок, за их истиранием со временем. То есть постоянный такой технический контроль.

Подумав, мы запретили детям ставить под спорткомплекс стулья и табуретки – если падать на них сверху, то это хуже, чем на пол. Да и столь заманчивая для ребятишек возможность прыгать со стула вдаль весьма травмоопасна. Стул может отъехать или опрокинуться в момент прыжка.

Некоторые запреты приходилось вводить начиная с какого-то этапа. Например, бегают дети из комнаты в комнату – от окна к окну. Пока они маленькие, подоконник представляет для них высоченный барьер. А вот когда они подросли, то шансов удариться в оконное стекло делается существенно больше. Поэтому я ввел правило: тормозить примерно в шаге от окна.

Малышей часто приходилось страховать. И не только во время лазания по спорткомплексу, но и при любых других сложных для них ситуациях. Честно говоря, я постоянно боялся за детей – особенно маленьких. Когда эти крохи лазают под потолком да еще перевешиваются вниз головой, у меня внутри все замирает. Я готов в любую минуту броситься их ловить.

Мне приходилось контролировать себя, чтобы не слишком страховать детей, чтобы они приучались сами оценивать опасность и следить за собой. Я вел разговоры об аккуратности и дисциплине на спорткомплексе, о внимательности друг к другу. Учил детей собранности и сосредоточенности.

Но проходило несколько лет – и мне уже и в голову не приходило страховать ребят в подобных ситуациях. Зато появлялись новые заботы. Главная из них – постоянные драки между Колей и Тимой. Лет на десять это было, пожалуй, самым сложным обстоятельством нашего семейного функционирования. Сыновья сцеплялись по много раз в день. Мирились, правда, довольно быстро. Но нервотрепка была почти постоянная.

Я знаю: бывают спокойные дети, за которыми не надо постоянно приглядывать. Я видел таких детей в других семьях. Маша тоже росла достаточно спокойной и осторожной. Но Тима и Коля не давали мне расслабиться много-много лет. Обо всех их буйствах можно было бы написать отдельную книгу. Я понимал: это бурлит энергия развития, так растут мужчины. Кто не растил буйных мальчишек, меня не поймут.

Однажды дошло у них дело до кидания друг в друга стульями. Я примчался с кухни и бросился между сыновьями – и летящий стул попал в меня. Вспоминать забавно, а тогда я буквально сходил с ума – боялся, что мальчишки нанесут друг другу серьезные травмы. Но, слава Богу, такого не произошло.

Помню, пришли мы как-то в гости к подружкам Алены. Тиме 9 лет, Коле 8 лет. Ядерный возраст! Немного освоившись, мои парни начинают двигаться по квартире более активно, постепенно входя в раж. Уже слышен звук чего-то бьющегося. Хозяйка дома охает: ребята разбили красивый глиняный колокольчик. Я рассыпаюсь в извинениях, слегка поругиваю сыновей, а про себя думаю: «Это ж надо! Повесить глиняный колокольчик на ниточке посередине комнаты да еще так низко! Как ее дочки умудрились до сих пор не разбить его?!»

А потом вижу: девочки в коридоре затеяли игру в бадминтон. И так мило и спокойно у них получается! Но я знаю: позволь я такое Тиме и Коле – тут же разбили бы ракетками все, что есть поблизости хрупкого. Характеры эмоциональные – быстро заводятся в игре и теряют контроль.

Долгие годы я был морально готов, что разошедшиеся детки разобьют все-таки оконное стекло. Даже прикидывал, что делать зимой в таком случае, где срочно доставать новое стекло. Мои опасения были столь велики, что, видимо, хорошо повлияли на степень убедительности моих разъяснений на данную тему. Однажды я даже применил к Алене, Тиме и Коле ремень – когда зашел в комнату, а по ней летали палки и клюшки.

Словом, один из основных подходов заключался в том, чтобы пресекать поведение, выходящее за рамки относительно безопасного. Разумеется, при этом мне далеко не всегда удавалось сохранять полное спокойствие. Наверное, сие плохо. Но по-другому не получалось. Возможно, другой человек на моем месте смотрел бы на все гораздо более спокойно и отстраненно. Я часто спрашиваю себя, не слишком ли много внимания уделял вопросам элементарной безопасности. Может быть, в чем-то и был перебор. Судить очень трудно.

Ну а самый главный вывод по данной теме, который я могу сделать, оглядываясь назад, такой: необходимо направлять буйную энергию детишек в возможно более контролируемое и относительно менее опасное русло. Чем я и занимался год за годом.

Второй вывод: целесообразно готовить детей к опасностям заранее (психологически и физически). Стопроцентной гарантии безопасности это, конечно не дает, но все же делается существенно легче.

Резюмируя, могу сказать, что о параметрах безопасности создаваемой для детей развивающей среды стоит, на мой взгляд, думать весьма существенно. Но подходить к данному вопросу нужно стараться разумно, а не по принципу страха. Здесь нет рецептов и четких схем. Для разных детей в разном возрасте все по-разному. То есть тоже динамичная ситуация.

 

Что такое безграничность?

 

Вот и подходит к концу эта книжка. Я постарался в ней, как мог, передать дух постоянного поиска различных форм организации развивающей среды и занятий в ней с детьми – как это происходило в нашей семье.

Когда я часто повторял слова «принцип безграничности», то не формулировал четко, что имею в виду. Мне кажется, интуитивно сие ясно любому. Я вообще не любитель строгих формулировок. Но все же, может быть, имеет смысл в конце книги еще немного поговорить о том, что я понимаю под принципом безграничности. Принципом, на который я действительно опирался на протяжении многих-многих лет в практике работы с детьми.

Для меня это, прежде всего, психологическая позиция в создании каждого конкретного элемента развивающей среды, во всех играх и занятиях с детишками.

Но мы также можем говорить о потенциальной безграничности возможностей ребенка, о безграничном разнообразии способов проведения спортивной тренировки, о безграничном числе способов игры в данный конкретный конструктор или с данной конкретной игрушкой… Мы можем удивляться вместе с ребенком безграничному многообразию жучков, бабочек, цветочков и листиков. Мы можем вместе с ребенком осваивать безграничное пространство красок, их оттенков и сочетаний – рисуя на листе бумаги или на холсте. Мы можем учиться видеть безграничность во всем и всегда.

Безгранично небо. Безгранично глубока капелька росы. Безгранично и неуловимо сочетание языков пламени в костре. Возможности простой прогулки по парку тоже безграничны. Все это наше отношение, наш способ видеть мир.

Суть в том, что как только я вспоминаю о принципе безграничности, мне сразу же делается легче находить и реализовывать все конкретные формы физических упражнений, интеллектуальных игр, дизайна квартиры, сочинения сказок… Я просто напоминаю себе, что «можно и так, и так, и эдак, и еще бесчисленным количеством способов». И вот мы уже не в крошечной квартирке на девятом этаже серого блочного дома, а в бескрайнем просторе творчества, в стихии звезд и мелодий, солнечных зайчиков и детского смеха. Стоит мне вспомнить о принципе безграничности – и сразу же гораздо легче настроиться на одну волну интереса с детьми, почувствовать их вектор развития, их ритм, их трудности.

Из моря возможностей мы выбираем лишь некоторые, отыскивая свой путь и путь для наших детей. Важно осознать, что мы вовсе не стиснуты со всех сторон абсолютно жесткими рамками. Большинство из них существует лишь в нашей психологии. Стоит хоть чуть-чуть в чем-то раскрепоститься, освободиться – и вот он, дивный простор!

Для лучшего ощущения принципа безграничности я придумал простое упражнение. Надо взять несколько десятков небольших камушков и по-разному раскладывать их – на столе, на полу, на одеяле. Сколько существует вариантов? Попробуйте их побольше. Выдумывайте новые, необычные, неожиданные для вас самих. А вы чувствуете между ними разницу? А теперь осознайте, пожалуйста, сколько еще вариантов существует! И как их отличают друг от друга мельчайшие нюансы! Поверните или переложите, или слегка сдвиньте один камушек – и вся композиция уже изменилась! Вот он – принцип безграничности.

Я не думаю, что можно как-то строго и логично сформулировать, что такое принцип безграничности. Но нам ведь нужен в первую очередь практический ориентир. А фактически – простое напоминание о том, что все мы и так очень хорошо понимаем и чувствуем с самого детства в глубине души. Безграничность! Слово-то какое! По-моему, оно прекрасно.

Вся данная книга – иллюстрация к педагогическим аспектам принципа безграничности. Он существует и реально работает. Каждый родитель, педагог, психолог, любой другой взрослый, который общается с детьми, может использовать сей ясный и четкий ориентир. А детишки всегда подскажут, правильно ли это делается.

Успехов вам и творческих открытий!

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.38.244 (0.023 с.)