Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 5. Постоянная динамика↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Дошкольный период Какие-то элементы развивающей среды у нас дома являются неизменными уже более 20 лет. Например, базовая конструкция спорткомплекса. Другие элементы меняются медленно и постепенно от года к году: обои и рисунки на стенах, количество мягких игрушек и книжек, конструкторы и художественные материалы. А что-то мы меняем буквально на ходу, гибко следуя за детишками. Наша взрослая стабильность часто не поспевает за динамикой интереса ребенка, за этапами его развития. Нам всегда хочется, чтобы сделал – и пусть чадо долго-долго играет. Мы часто тяготеем к накатанному ритму. Но дети все время меняются, их все время уже не удовлетворяют освоенные диапазоны игр и жизненных условий. Дети побуждают нас быть более изобретательными, более открытыми, более творческими в деле создания для них развивающих условий. Но бывает и совсем иначе. Какие-то вещи дети почему-то настолько любят, что возвращаются к ним все время. И возвращают нас к тем формам, которые кажутся нам уже изученными вдоль и поперек. Взрослому, который организует среду развития для детей, важно понимать диапазон возможной динамики. Важно чувствовать, что необходимо сохранить, а что – менять уже прямо сейчас. Многое подсказывают сами дети. Многое мы видим, наблюдая за ними. Кое-что приходит само собой… Но здесь важна еще соответствующая внутренняя психологическая позиция взрослого. Если человек слишком привязан к традиционным представлениям о формировании интерьера, то он будет сильно напрягаться, наблюдая, как его годовалое чадо день за днем обдирает обои – кусок за куском. Такому взрослому захочется запретить сие чудесное развивающее занятие, полезное и для мелкой моторики, и для развития интеллекта, и для координации движений, и для общего образного восприятия. И мотивы для запрета будут самые серьезные. Надо же ребенка приучать к порядку! Нельзя же превращать дом в свинарник! Неприлично людей в гости пригласить будет! И тому подобное. Кстати, обдирание стен может оказаться интересным и в гораздо более зрелом возрасте. Уже около года мы с Машей понемногу отдираем со стен маленькой комнаты наклеенную перед этим цветную бумагу. Просто под настроение – поотдираем немного и оставим так. Смешно? Но ведь каждый раз от этого комната немного меняется! Да и прикольно вот так уцепить кусочек бумаги за краешек и тянуть его, глядя на отходящую то стены полоску неровной, непредсказуемой формы. А потом оторвать ее совсем, скомкать и выбросить. Прекрасный, кстати, тренинг для серьезных взрослых, желающих научиться понимать детей. Напрашивается сравнение с обстановкой в лесу. Листья на деревьях все время меняются: появляются, растут, изменяют цвет, опадают. Трава и мох растут. Веточки валяются. Шишки растут, а потом падают. А вот появился след лося, которого вчера не было… Обстановка постоянно трансформируется понемногу. Сегодня мы переставили перекладину в турнике чуть повыше – в соответствии с ростом немного повзрослевшего малыша. А завтра мы прикрепим на стенку новую картинку. А послезавтра мы ее снимем… Я старался чутко отслеживать, когда и какие небольшие изменения в окружающей обстановке предложить. Не могу сказать, что я все время ломал на эту тему голову. Но настроен на данную волну был постоянно. Недостаточно разложить развивающие игры и игрушки в доступных местах. Очень важно время от времени что-то предлагать ребятенышу, о чем-то напоминать, что-то переставлять на новое место… Дети сами не удерживают в своем сознании всего многообразия созданной для них развивающей среды – это как раз наша задача. Динамика требуется ребенку. Это необязательно перестановка предметов в комнате. Мы можем использовать любую подходящую ситуацию. Например, все мои дети в первые годы жизни очень любили стоять на подоконнике и смотреть на едущие по улице машины. Окно большой комнаты у нас выходят на Гражданский проспект, где движение достаточно интенсивное. Я стоял рядом, надежно придерживая чадо, и естественным образом включался в завораживающий процесс наблюдения за легковыми и грузовыми автомобилями, за автобусами и троллейбусами. Когда светло, машины хорошо видны, их можно в деталях разглядывать. А в темное время суток светятся разноцветные огоньки, которые создают волшебное ощущение. Иногда целесообразно создавать динамику там, где ее, вроде бы, исходно и не предусматривалось. Например, дети подсказали нам с женой такую вещь. В Новый Год под елкой оказываются подарки. Как известно, приносит их Дед Мороз. Утром детишки с радостью подарки обнаруживают. Такое событие! Жаль только, что оно происходит всего раз в году. Но оказалось, что можно подправить традиционную программу. Подарки могут появляться под елкой не только в новогоднюю ночь! Что им мешает появляться в другие дни?! Главное – чтобы елка стояла. У нас в семье данное удовольствие растягивалось недели на три: от момента установки елки до Старого Нового Года. Представляете, Дед Мороз приходил каждый день! Не всегда подарки были огромными и существенными. Довольно часто малыши обнаруживали утром под елкой всего несколько хлопушек или пару пачек бенгальских огней, а на веточках висели подвешенные на ниточках конфетки. Иногда Дед Мороз приносил фрукты: мандарины, бананы, яблоки… Тоже ведь хорошо! Или, скажем, килограмм халвы. Или мешочек фундука… В Новый Год, в Рождество, в Старый Новый Год подарки были самыми существенными. И довольно часто, кстати, туда входили некоторые специальные элементы развивающей среды: конструкторы, мозаики, книжки, долгожданные игрушки… Писал Дед Мороз детям и записки. Чаще – стихами. И ребятишки оставляли ему записочки со словами благодарности и со своими пожеланиями по поводу подарков. Некоторые пожелания Дед Мороз выполнял, а на некоторые отвечал, что пока нет таких волшебных возможностей. Утром, лишь только проснувшись, наши крохи шли к елке, дабы узнать, что нового там появилось. А потом мы всей семьей удивлялись и разглядывали подарки. А вот совершенно другая ситуация – прием пищи. Мы с женой довольно рано заметили, что малышу скучно подолгу сидеть за столом – не хватало динамики процесса. Это нам, взрослым, охота спокойно посидеть и спокойно поесть. И чтобы на столе все красиво и удобно стояло. А у малыша совсем другие настроения и приоритеты. Ему не хочется тратить столько времени на столь банальное занятие. Ведь ему нужно интенсивно развиваться! Время дорого! Мы пошли по пути хождения за ребеночком по квартире с миской супа или каши. Хлопотно? Как сказать. Кормить на кухне скучающего, а потому балующегося малыша тоже хлопотно бывает. А так все просто: ходишь за ним и периодически суешь ему ложку в рот. Или он сам ложкой ест – параллельно с другими занятиями (разглядыванием книжки, ковырянием краски на окне, игрой в конструктор…) или просто бродя по квартире. Приходится следить, чтобы не разлить суп на диван. Но зато насколько интереснее и динамичнее! Никаких особых проблем потом такой подход не вызывал. Подросшие дети спокойно ели за кухонным столом. Хотя эпизодически им разрешалось делать это и в комнате – с инструкциями по поводу аккуратности и дисциплины во время еды. И вообще, кто сказал, что кушать нужно обязательно за столом на кухне?! В большинстве случаев это удобнее. Но если в какой-то момент удобнее кушать, лежа на полу в комнате, то в чем проблема? Жизнь все время подбрасывает что-то новое и динамичное. Шел я однажды по улице и увидел на земле нечто вроде резинового шланга – толщиной сантиметров пять, а длиной метров шесть. Но в отличие от шланга эта штуковина была не полой внутри, а цельной. На ощупь – мягкая и приятная. И не шибко грязная. Я подумал и решил взять ее домой. Долго и тщательно мы ее мыли в ванне. А потом повесили на спорткомплекс, перекинув через трубу под потолком и завязав узлом. Получились два висящих рядом резиновых каната. По ним оказалось удобно лазать. То, что они слегка растягивались, создавало особый интерес. Постепенно мягкая резина стала рваться. И я ее выкинул. Но вот до сих пор помню, как такая простая штуковина неожиданно разнообразила нашу домашнюю развивающую среду. Динамика создается и в каких-то мелочах. Например, между делом я изобрел оригинальный конструктор из разноцветных трубочек для коктейлей. Они у нас валялись дома в изрядном количестве – почему-то жалко было выкидывать уже использованные и пожеванные трубочки, все думал, что для чего-нибудь они пригодятся. И вдруг родилась идея. Я нарезал трубочки кусками по 10-20 см и один конец у каждой трубочки надрезал на 2-3 см. Теперь их можно было вставлять друг в друга, собирая длинные-длинные трубочки, большие кольца и прочие фигуры. Простая игра. Не так уж много в ней вариантов и задачек для развивающегося интеллекта. Но какое-то время моим детям повозиться было интересно. Из элементарных деталей конструировались штуковины, по размерам сопоставимые с размерами самого малыша. Это совсем не то же самое, что собирать на столе модельку из деталей «Лего». Дошкольники тонко воспринимают динамику в привычном домашнем окружении, в обычных бытовых вещах, в ежедневных делах. Я мог в этом убедиться, в течении многих лет наблюдая за детишками: в своей семье, в других семьях, на улице, в транспорте… Там, где взгляд взрослого видит постоянство и однородность, малыш видит динамичную смену декораций. Там, где взрослого устраивают стабильность и неизменность, малышу необходимы изменения, вариации, трансформации.
Школьный период
Разделение на дошкольников и школьников – вещь достаточно условная. Его ведь нет в Природе. В нашей семье дети учились не в школе, а дома. Поэтому их образ жизни не менялся скачком в возрасте семи лет. Домашние занятия школьными предметами в начальных классах не слишком формализованы, они ближе к игре. Да и по времени занимают всего час-два в день. Привыкание к школьным требованиям (для сдачи экзаменов и зачетов в школе) происходит мягко и постепенно. Домашняя развивающая среда при переходе к школьному возрасту тоже меняется постепенно. По мере взросления ребенка изменяются его интересы и диапазон его возможностей. Уже освоено пространство квартиры, пространство двора, пространство дачного участка. Уже не так интересны каждые качели и каждый паровозик на детской площадке. Детские картонные книжки, состоящие в основном из картинок, уже не кажутся столь информативными… Я довольно часто замечаю, как замотанные работой, хозяйством и прочими хлопотами родители упускают этот важнейший этап. Ведь личность продолжает интенсивно развиваться! Соответственно, нужна и новая динамика впечатлений, ситуаций, обстановки, общения. Что это означало в нашей семье? Изменения в оснащении спорткомплекса («малышовские» снаряды убирались, освобождая место для большего размаха движений). Чтение более сложных книг. Более далекие прогулки в городе и на даче. Посещение спортивных секций и кружков. Освоение музыкальных инструментов. Совместное с папой художественное творчество… Я всегда старался отслеживать этапы взросления своих детей и предлагать им все новые и новые ситуации, требующие новых включений, требующие раскрытия новых возможностей. Вот мы всей семьей едем в первый раз в туристический лагерь. Тиме и Коле поначалу там было очень трудно! И уж тем более трудно им было в трехнедельном лодочном походе, в который они отправились в то же лето без меня и Маши. А на следующий год сыновья повзрослели, привыкли к походной жизни, сделались сильнее физически – и все было для них уже не так тяжело. А еще через несколько лет Тима и Коля отошли от тех туристических мероприятий – им захотелось совершенно иных переживаний и впечатлений. Машенька совсем другая. Для нее динамика заключается не в новых походах (куда ее не тянет), а, например, в приобретении новых грызунов, в их приручении, в ежедневных мелочах поведения наших домашних любимцев. Я рад, что не ограничил дочку одной крысой, а позволил ей завести еще и вторую крысу и дегу. Происходило сие с некоторыми интервалами во времени. И оказалось именно оптимальной дозировкой динамики в столь важной для Маши сфере. Как ни крути, одно из основных мест в нашей домашней развивающей среде теперь занимает компьютер. Пока дети не совсем выросли, я могу следить за дозировками компьютерных игр, направляя активность в более полезное русло: фильмы, музыка, познавательные сайты, фотографии, освоение полезных программ… Домашний скалодром, появившись за несколько часов, сделался существенным расширением к уже тесному для подросших ребят спорткомплексу. На несколько лет он увеличил потенциал доступных в квартире физических нагрузок. Да и большая профессиональная боксерская груша помогла. Мне хочется именно подчеркнуть принцип. Ведь всего не перечислишь. Каждый год, каждый месяц, каждый день что-то меняется. Динамичность – одна из ключевых черт развивающейся личности. И это одно из свойств жизни вообще.
Размеренные ритмы Но динамика не означает спешки, суеты, хаотичности, поверхностности. Сам я принадлежу к числу тех людей, которые десятилетиями читают и перечитывают книги, помещающиеся на трех небольших полках. Но мои дети гораздо более динамичны в плане потребности в новой информации. Стараясь создавать для них адекватные условия развития, я просто знаю: не надо спешить. Каждое развивающее занятие должно быть прожито полноценно, оно должно себя исчерпать или естественно перейти в новое качество, на новый этап. Я стараюсь не ломать тех ритмов игр и прочих занятий, которые складываются у детей. Скорее, я подстраиваюсь под них. А если какие-то изменения необходимы, то стараюсь направить их мягко. Что значит «мягко»? Это значит: «не требую мгновенной смены ситуации». Почти всегда есть возможность детишек заранее подготовить, настроить, предупредить: «Нам скоро пора домой. Минут через пять. Потихоньку закругляйтесь кататься с горки…» Или так: «Полчаса еще можете поваландаться, а потом – ложимся спать. И не буяньте, пожалуйста, перед сном – уже поздно. Займитесь чем-нибудь спокойным… Чем? Ну, в лото поиграйте. Будете?» По моим наблюдениям, осознанное выделение времени на «периоды перехода» от одних функций к другим существенно облегчает все процессы при «управлении» детишками. Психике нужно некоторое время, чтобы перестроиться. Начатые дела должны быть доведены до логического конца или до логической паузы. К свободе личности необходимо проявить уважение. Человеку будет удобнее, если у него есть время на то, чтобы спланировать свои дальнейшие действия… Наш век часто предлагает совсем иные, гораздо более «ломаные» ритмы. Но почти всегда в наших силах их смягчать (хотя бы слегка), делать их более плавными и более размеренными. Для этого, в частности, полезно помнить не только о «сиюсекундных» обстоятельствах, но и о тех обстоятельствах, которые имеют стратегическое значение, которые имеют длительные ритмы и периоды. Я всегда считал, что для моих детей важны такие вещи, как психологическая комфортность ситуации, снижение стрессовых нагрузок, развитие самостоятельности, душевное спокойствие. И потому старался всегда занимать позицию помощника в трудном деле адаптации к ритмам современного социума. Когда произносят слова «раннее ускоренное развитие», я удивляюсь и теряюсь. Давным-давно некая знакомая мама с энтузиазмом спросила нас с женой по поводу Алены (той было тогда 2 года): «Ну и насколько же вы опережаете средние нормы развития?!» Я не нашелся, что ответить. Я никогда не думаю с такой точки зрения. По-моему, куда спешить? Надо предоставить ребенку нормальные условия для развития, следить за динамикой его потребностей, общаться с ним нормально. И пусть он себе взрослеет в естественном для него режиме. У каждого свой индивидуальный путь в жизни, свои индивидуальные особенности личности. Мне кажется, развитие ребенка не должно превращаться в бег за олимпийскими рекордами.
Индивидуальный стиль
Разным детям нужны разные ритмы. Я стараюсь видеть это в своих детях, понимать их стиль функционирования. Коля, например, с ранних лет отличался четкостью, точностью, упорядоченностью, организованностью. А Маша любит тянуть время, плавно и долго переходить от одного дела к другому, следовать своему настроению. Мне хорошо понятны оба этих подхода, так как каждый из них в некоторой степени присутствует в структуре моей личности. А вот с Тимой иначе. Он вечно ломает ритмы, внося непредсказуемость и настроение бурного течения жизни. Соответственно всегда отличалось количество личных вещей (и порядок с них) у троих моих младших детей. У Коли: вещей минимум, они расположены в строгом порядке, который постоянно поддерживается и улучшается. У Маши: вещей море, порядка в них почти нет, но доченька довольно быстро находит при желании то, что ей нужно. У Тимы: вещей среднее количество, порядок в одном месте удивительно сочетается с полным хаосом в другом, динамика расположения изрядно связана с приходящими творческими идеями. Я все эти годы стараюсь поддерживать индивидуальный стиль каждого из моих детей. Крошечного Колю надо было обязательно похвалить, когда он демонстрировал немного новый (еще более аккуратный и удобный!) порядок в ящике своего стола, где он расположил несколько принадлежавших ему блокнотов, карандашей, складной ножичек и коробку красок. Все лишнее Коля безжалостно выкидывал или отдавал. А подросшего Тимоху нужно было понять, когда он смастерил очень оригинальную конструкцию из четырех угловых полочек на свой стол, а в воздухе подвесил на ниточке разукрашенную деревяшку. И ничего не надо было говорить по поводу царящего на его столе «творческого бардака». Маше я до сих пор помогаю, когда она изредка собирается навести порядок в своих вещах. Одна она просто теряется в их огромном количестве. И я не тороплю доченьку выкидывать «лишнее». Ведь кто знает, что ребенку по-настоящему нужно?!
Участие детей Я придаю большое значение такому фактору динамики развивающей среды, как собственная активность детей. И всячески поддерживаю все их разумные начинания. Если позволить ребенку самому стать творцом окружающей его каждый день обстановки, то он начинает к ней по-другому относиться, он входит с ней в гораздо более глубокие отношения. Ребенок может предложить и сделать многое. И это будет именно то, что соответствует данному конкретному этапу его развития. Вот недавно Маша, проведя лето в большом загородном доме у друзей, воодушевилась и решила и наше скромное жилище привести в совершенно новое качество. Под руководством тринадцатилетней доченьки я разобрал антресоли, большой шкаф, два стеллажа, кухонный сервант, несколько полок. Все это ликвидировали. Многие хранившиеся там вещи выкинули, а для оставшихся хватило места. Из частей старой мебели я собрал удобный шкафчик для кухни и диван-сундук для Маши. Подвергся изменениям и весь остальной интерьер. Я просто помогаю дочке, советуюсь с ней во всех деталях. Советоваться с детьми по всем вопросам изменения нашего творческо-игрового пространства – это принципиальный для меня момент. Даже совсем крохи могут иногда предлагать очень хорошие идеи. А уж старшие ребята – тем более. Мы обсуждаем и мои предложения, и предложения детей, ища оптимальные решения. Дети с ранних лет приучаются к ответственному подходу. Они учатся продумывать организацию обстановки в доме, в их личном пространстве (около личного стола и внутри него, на личных полках в шкафах). И я никогда не позволяю себе наводить порядок на их «индивидуальной территории». Разве что могу напомнить о такой необходимости. Именно благодаря участию детей в формировании интерьера наш дом приобрел особый стиль, особое настроение. Хотя, конечно, есть у нас много, мягко говоря, недоделанного. Зато все время есть, куда развиваться. Участие детей вносит изрядную долю «детскости» в развивающую среду. Ведь важно не только наполнить квартиру спортивными снарядами, развивающими играми, книжками, игрушками и всем таким прочим. Важно создать атмосферу, резонансную с детским восприятием, с детским стилем познания мира. Вот, скажем, ремонт. Недавно Маша затеялась поклеить в прихожей новые обои. Это, действительно, назрело. Она организовала меня на то, чтобы развести клей, чтобы найти хранящиеся на антресолях обои, чтобы переместить из прихожей тумбочку и висящие куртки… Я специально вел себя максимально пассивно. Поэтому доченька позвала на помощь засидевшегося за компьютером брата. Он активно включился, взяв на себя основную роль и общее руководство. Процесс пошел весело. Обои приклеивались не очень ровно. Коля утверждал, что это из-за того, что клей старый, а обои плохие. Но не беда! Мы смеялись, шутили, орали… Я скромно отрезал куски необходимой длины и подавал их стоящему на стремянке Коле. Маша активно мне содействовала. Наверное, девять человек из десяти скажут, поглядев на нашу работу, что получилось плохо. А я не согласен! Для первого раза очень недурно! А кроме того, это эксперимент, это опыт, это проба своих сил, это практический урок. Я уверен, что в таком подходе есть большой смысл.
Параметры безопасности
Как-то в разговоре с выросшим Тимой у меня получилось кратко сформулировать принцип: «Сначала – обеспечить безопасность. Потом – подумать о развитии. Ну а уж после того, как обеспечено и первое, и второе, можно и поразвлечь детишек». Действительно, для меня всегда было именно так. Хотя реально все три данные момента в какой-то пропорции перемешаны и сосуществуют одновременно. Аспекту безопасности я уделял довольно много внимания: в конструкции спорткомплекса, во всех играх и тренировках, в организации всего пространства квартиры. По мере роста и развития ребенок учится понимать опасности окружающей среды. А сначала не знает ведь, что со стула падать больно, что булавка колет, а огонь жжет. На каждом этапе чадо нужно и подстраховать, и поучить, и предупредить. И в то же время не переборщить с опекой. А то еще привыкнет, что за него о его безопасности заботится кто-то другой. Где тут грань? Я искал ее в каждом конкретном случае. И старался адекватно уменьшать опеку по мере освоения ребенком той или иной ситуации. Начинал я с устранения из среды слишком опасных элементов. Когда дома дети (причем дети, активно двигающиеся), ряд моментов нуждается в особом контроле. Например, мы убрали всякие торчащие в неподходящих местах острые углы мебели. Мы следили, чтобы сверху на малыша не могло упасть что-нибудь неподходящее. Кастрюли с супом кипели и стояли на наиболее удаленных от края газовой плиты конфорках. Обходя квартиру и дом на даче, я оглядывал интерьер взглядом человека, готового ко всякому. Шкафы, стеллажи, вешалки прибивал гвоздями к стенам или надежно привязывал. Зачем ждать, когда ребята уронят вешалку на себя? Я внимательно следил за надежностью всех деталей спорткомплекса, за тщательностью привязывания канатов и веревок, за их истиранием со временем. То есть постоянный такой технический контроль. Подумав, мы запретили детям ставить под спорткомплекс стулья и табуретки – если падать на них сверху, то это хуже, чем на пол. Да и столь заманчивая для ребятишек возможность прыгать со стула вдаль весьма травмоопасна. Стул может отъехать или опрокинуться в момент прыжка. Некоторые запреты приходилось вводить начиная с какого-то этапа. Например, бегают дети из комнаты в комнату – от окна к окну. Пока они маленькие, подоконник представляет для них высоченный барьер. А вот когда они подросли, то шансов удариться в оконное стекло делается существенно больше. Поэтому я ввел правило: тормозить примерно в шаге от окна. Малышей часто приходилось страховать. И не только во время лазания по спорткомплексу, но и при любых других сложных для них ситуациях. Честно говоря, я постоянно боялся за детей – особенно маленьких. Когда эти крохи лазают под потолком да еще перевешиваются вниз головой, у меня внутри все замирает. Я готов в любую минуту броситься их ловить. Мне приходилось контролировать себя, чтобы не слишком страховать детей, чтобы они приучались сами оценивать опасность и следить за собой. Я вел разговоры об аккуратности и дисциплине на спорткомплексе, о внимательности друг к другу. Учил детей собранности и сосредоточенности. Но проходило несколько лет – и мне уже и в голову не приходило страховать ребят в подобных ситуациях. Зато появлялись новые заботы. Главная из них – постоянные драки между Колей и Тимой. Лет на десять это было, пожалуй, самым сложным обстоятельством нашего семейного функционирования. Сыновья сцеплялись по много раз в день. Мирились, правда, довольно быстро. Но нервотрепка была почти постоянная. Я знаю: бывают спокойные дети, за которыми не надо постоянно приглядывать. Я видел таких детей в других семьях. Маша тоже росла достаточно спокойной и осторожной. Но Тима и Коля не давали мне расслабиться много-много лет. Обо всех их буйствах можно было бы написать отдельную книгу. Я понимал: это бурлит энергия развития, так растут мужчины. Кто не растил буйных мальчишек, меня не поймут. Однажды дошло у них дело до кидания друг в друга стульями. Я примчался с кухни и бросился между сыновьями – и летящий стул попал в меня. Вспоминать забавно, а тогда я буквально сходил с ума – боялся, что мальчишки нанесут друг другу серьезные травмы. Но, слава Богу, такого не произошло. Помню, пришли мы как-то в гости к подружкам Алены. Тиме 9 лет, Коле 8 лет. Ядерный возраст! Немного освоившись, мои парни начинают двигаться по квартире более активно, постепенно входя в раж. Уже слышен звук чего-то бьющегося. Хозяйка дома охает: ребята разбили красивый глиняный колокольчик. Я рассыпаюсь в извинениях, слегка поругиваю сыновей, а про себя думаю: «Это ж надо! Повесить глиняный колокольчик на ниточке посередине комнаты да еще так низко! Как ее дочки умудрились до сих пор не разбить его?!» А потом вижу: девочки в коридоре затеяли игру в бадминтон. И так мило и спокойно у них получается! Но я знаю: позволь я такое Тиме и Коле – тут же разбили бы ракетками все, что есть поблизости хрупкого. Характеры эмоциональные – быстро заводятся в игре и теряют контроль. Долгие годы я был морально готов, что разошедшиеся детки разобьют все-таки оконное стекло. Даже прикидывал, что делать зимой в таком случае, где срочно доставать новое стекло. Мои опасения были столь велики, что, видимо, хорошо повлияли на степень убедительности моих разъяснений на данную тему. Однажды я даже применил к Алене, Тиме и Коле ремень – когда зашел в комнату, а по ней летали палки и клюшки. Словом, один из основных подходов заключался в том, чтобы пресекать поведение, выходящее за рамки относительно безопасного. Разумеется, при этом мне далеко не всегда удавалось сохранять полное спокойствие. Наверное, сие плохо. Но по-другому не получалось. Возможно, другой человек на моем месте смотрел бы на все гораздо более спокойно и отстраненно. Я часто спрашиваю себя, не слишком ли много внимания уделял вопросам элементарной безопасности. Может быть, в чем-то и был перебор. Судить очень трудно. Ну а самый главный вывод по данной теме, который я могу сделать, оглядываясь назад, такой: необходимо направлять буйную энергию детишек в возможно более контролируемое и относительно менее опасное русло. Чем я и занимался год за годом. Второй вывод: целесообразно готовить детей к опасностям заранее (психологически и физически). Стопроцентной гарантии безопасности это, конечно не дает, но все же делается существенно легче. Резюмируя, могу сказать, что о параметрах безопасности создаваемой для детей развивающей среды стоит, на мой взгляд, думать весьма существенно. Но подходить к данному вопросу нужно стараться разумно, а не по принципу страха. Здесь нет рецептов и четких схем. Для разных детей в разном возрасте все по-разному. То есть тоже динамичная ситуация.
Что такое безграничность?
Вот и подходит к концу эта книжка. Я постарался в ней, как мог, передать дух постоянного поиска различных форм организации развивающей среды и занятий в ней с детьми – как это происходило в нашей семье. Когда я часто повторял слова «принцип безграничности», то не формулировал четко, что имею в виду. Мне кажется, интуитивно сие ясно любому. Я вообще не любитель строгих формулировок. Но все же, может быть, имеет смысл в конце книги еще немного поговорить о том, что я понимаю под принципом безграничности. Принципом, на который я действительно опирался на протяжении многих-многих лет в практике работы с детьми. Для меня это, прежде всего, психологическая позиция в создании каждого конкретного элемента развивающей среды, во всех играх и занятиях с детишками. Но мы также можем говорить о потенциальной безграничности возможностей ребенка, о безграничном разнообразии способов проведения спортивной тренировки, о безграничном числе способов игры в данный конкретный конструктор или с данной конкретной игрушкой… Мы можем удивляться вместе с ребенком безграничному многообразию жучков, бабочек, цветочков и листиков. Мы можем вместе с ребенком осваивать безграничное пространство красок, их оттенков и сочетаний – рисуя на листе бумаги или на холсте. Мы можем учиться видеть безграничность во всем и всегда. Безгранично небо. Безгранично глубока капелька росы. Безгранично и неуловимо сочетание языков пламени в костре. Возможности простой прогулки по парку тоже безграничны. Все это наше отношение, наш способ видеть мир. Суть в том, что как только я вспоминаю о принципе безграничности, мне сразу же делается легче находить и реализовывать все конкретные формы физических упражнений, интеллектуальных игр, дизайна квартиры, сочинения сказок… Я просто напоминаю себе, что «можно и так, и так, и эдак, и еще бесчисленным количеством способов». И вот мы уже не в крошечной квартирке на девятом этаже серого блочного дома, а в бескрайнем просторе творчества, в стихии звезд и мелодий, солнечных зайчиков и детского смеха. Стоит мне вспомнить о принципе безграничности – и сразу же гораздо легче настроиться на одну волну интереса с детьми, почувствовать их вектор развития, их ритм, их трудности. Из моря возможностей мы выбираем лишь некоторые, отыскивая свой путь и путь для наших детей. Важно осознать, что мы вовсе не стиснуты со всех сторон абсолютно жесткими рамками. Большинство из них существует лишь в нашей психологии. Стоит хоть чуть-чуть в чем-то раскрепоститься, освободиться – и вот он, дивный простор! Для лучшего ощущения принципа безграничности я придумал простое упражнение. Надо взять несколько десятков небольших камушков и по-разному раскладывать их – на столе, на полу, на одеяле. Сколько существует вариантов? Попробуйте их побольше. Выдумывайте новые, необычные, неожиданные для вас самих. А вы чувствуете между ними разницу? А теперь осознайте, пожалуйста, сколько еще вариантов существует! И как их отличают друг от друга мельчайшие нюансы! Поверните или переложите, или слегка сдвиньте один камушек – и вся композиция уже изменилась! Вот он – принцип безграничности. Я не думаю, что можно как-то строго и логично сформулировать, что такое принцип безграничности. Но нам ведь нужен в первую очередь практический ориентир. А фактически – простое напоминание о том, что все мы и так очень хорошо понимаем и чувствуем с самого детства в глубине души. Безграничность! Слово-то какое! По-моему, оно прекрасно. Вся данная книга – иллюстрация к педагогическим аспектам принципа безграничности. Он существует и реально работает. Каждый родитель, педагог, психолог, любой другой взрослый, который общается с детьми, может использовать сей ясный и четкий ориентир. А детишки всегда подскажут, правильно ли это делается. Успехов вам и творческих открытий!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.019 с.) |