Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наши технические изобретенияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Их немного. И они не такие уж яркие. Но мне хочется о них рассказать – потому что они сыграли существенную роль в нашей семейной истории. И были важными элементами домашней развивающей среды. Начну с простой штуки, которой и по сей день радуюсь. Она колоссально облегчила нашу жизнь в таком важном аспекте, как поддержание чистоты в квартире. Когда к нам приходят гости, мы их сразу предупреждаем: «Обувь, пожалуйста, оставляйте до черты». И показываем на приколоченную к полу поперек коридора реечку. Все очень просто: уличная обувь с песком и грязью отделена от остальной части квартиры. Удобно потрясающе! Особенно когда в семье четверо детей и двое взрослых. Да и когда трое детей и один взрослый, тоже очень удобно. Второе мое изобретение не столь радикально облегчило нашу семейную жизнь, но тоже помогло изрядно. И тоже совсем простая штуковина. Вроде бы, мелочь, но сейчас даже трудно представить себе наш дом без нее. Я обратил внимание, что маленькому ребенку не дотянуться до выключателя света. Каждый раз, когда малышу нужно было в туалет или в ванную, или включить свет на кухне, ему приходилось просить о помощи кого-то из взрослых. И тогда я укрепил около выключателя палку на веревочке. Выключатели у нас клавишные, переключаются очень легко. Теперь детишкам стало удобно. И нам с женой теперь не надо было каждый раз ходить и включать-выключать свет. Да и забава новая появилась у крох: щелкать выключателем и наблюдать, как зажигается и как гаснет свет. Весьма развивающее занятие. Освещение вообще штука интересная. Особенно если оно цветное. Мне как-то с самого начала казалось очевидным, что моим детям было бы интересно и полезно, если бы у нас в доме имелись цветные осветители. Типа как в цирке или в театре. Удачно купив в магазине четыре фонаря для фоторабот, я заменил в них красные стеклянные светофильтры на светофильтры из цветного пластика (они не бьются, дают хорошие цвета и нормальную яркость). Куски тонкого цветного пластика мне подарил кто-то из друзей. И получилось четыре классных осветителя: красный, желтый, синий и зеленый. Многие годы эти цветные фонари были очень важной частью обстановки. Ведь как интересно выключить общий свет и в темноте зажечь один или несколько цветных фонарей! В сумерках комнаты неяркое цветное освещение создает атмосферу таинственности, мистичности, загадочности. А если еще и музыку включить… Со временем я смастерил пульт из четырех клавишных выключателей – чтобы дети могли включать-выключать фонари максимально удобно. Обычно осветители стояли на высокой полке, и поначалу мне самому приходилось щелкать выключателями. Иногда мы снимали цветные фонари с полки и расставляли в разных местах квартиры – особенно когда устраивались театральные постановки. И для игр в космические путешествия они тоже годились. Потом мы наигрались в цветное освещение – дети выросли. Фонари убраны в коробку и ждут – вдруг они снова кому-нибудь понадобятся, вдруг возникнут новые идеи по их применению… А может, их на дачу отвезти?
Магия пространства
Год за годом обустраивая свою квартиру, приспосабливая ее к нуждам моих детей, развиваясь как педагог и как художник, я учился все более тонко чувствовать нюансы расположения предметов, нюансы цветовых сочетаний, особенности функциональной организации игровой среды. Мне стали приоткрываться удивительные тайны пространства. Когда я работаю над картиной, то все создаю сам – от общей идеи до мельчайших деталей. В квартире не так. Многое уже жестко задано: размеры и формы комнат, высота потолков, планировка всей квартиры, расположение окон, дверей, розеток, сантехники… Нужно вписаться в это пространство, использовав его максимально гармонично. Нужно учесть и функциональность, и эстетику, и психологическое воздействие интерьера, и специфику детского мироощущения… Я подходил ко всему этому чисто практически – от собственных ощущений, от предложений детей, от наличных возможностей. И всегда старался выделять, что важно в первую очередь. Скажем, хорошо бы покрасить окна. Хорошо бы, но не так уж это срочно и важно. А вот поскорее соорудить большой загон для любимого домашнего крысенка Шусика – это нельзя откладывать! И пораскрашивать стены – это тоже не будем откладывать (если пришло вдохновение). Для себя я так сформулировал концепцию: мой дом – это детский развивающий центр. И строил все пространство исходя из данной концепции. В нашем детском развивающем центре можно увидеть «части»: спортивный зал, мастерская, школьный класс, художественная студия, музыкальная студия, места для отдыха, спальни, папин рабочий кабинет (кухня), склад вещей, столовая, место для игр с водой и купания, игровая комната, компьютерный класс… И все сие в малогабаритной двухкомнатной квартире. Когда я стал осмыслять устройство нашего дома, условно выделяя в нем только что перечисленные «части», мне стало гораздо удобнее видеть систему. Стало удобнее видеть и ощущать единство в организации помещения, в расположении предметов, в проведении учебных занятий, игр и спортивных тренировок. А системное видение дает большие преимущества. Мы уже не мечемся в хаосе разрозненных действий, а движемся в соответствии с достаточно четкой стержневой линией. Много лет я переживал, что не могу обустроить наш дом так хорошо, как хотелось бы. Но потом как-то успокоился, поняв, что и в той реальной ситуации, в которой мы находимся, можно делать очень многое. А идеального совершенства не достичь никогда. Наверное, многие люди, увидев наш дом, не заметили бы в нем никакой художественной или дизайнерской мысли. В коридоре и в кухне линолеум капитально состарился, оконные рамы и подоконники выглядят почти допотопно, во многих местах обои ободраны… Но тут же висят наши жизнерадостные картины, пол и стены разрисованы моими детьми, а за окном – прекрасный вид на запад (небо в Питере на заходе солнца всегда интересное). Знаете, я вовсе не сторонник так называемой «эстетики безобразного». Но научился жить рядом со многими эстетическими и функциональными неурядицами. А кроме того, мы в процессе! Стены с ободранными обоями ждут нашего вдохновения. Да и сейчас они не такие ужасные. Их ободранность психологически не мешает. Вполне симпатично так ободрано. На мой взгляд, магия интерьера зависит в первую очередь не от внешней «красивости», а от чего-то невыразимого, тонкого, волшебного. Этого не сказать словами, но это можно почувствовать. Законы магии пространства неформулируемы. Но они реально существуют. Я могу день за днем наблюдать тончайшие нюансы освещения. Утром солнце приходит в выходящую на восток большую комнату. Там делается тепло и светло. Солнечные пятна медленно движутся по полу и по стенам. Когда-то, кстати, мы держали наших малышей в солнечном пятне от открытой форточки – так они понемногу загорали уже в феврале-марте. Холодный воздух от форточки идет вниз, а ребеночку тепло и удобно лежать на руках у папы или мамы, дрыгать ручками и ножками и принимать солнечные ванны. Когда делается теплее, можно открыть все окно и устроить пляж прямо в комнате. Надо лишь закрыть дверь – чтобы не было сквозняка. Тем более удобно, что можно буквально ловить солнечные минуты – в нашем питерском климате это очень существенно. Вообще-то раньше я был совсем невосприимчив к особенностям различных пространственных и цветовых соотношений в интерьере, к особенностям различных мест и различного освещения, к дизайну предметов… Но в процессе обустройства нашего домашнего развивающего центра я развил в себе такую чувствительность. Когда говорят о педагогике, то часто употребляют такие слова, как «эффективность», «полезность», «порядок»… Но сейчас мне хочется посмотреть с другой позиции. «Магия пространства», «мистичность», «иррациональность», «психологическая глубина»… – вот какие слова хочется употребить. Чтобы быть правильно понятым, я пытаюсь более конкретно сформулировать, что же я понимаю под магией пространства. И нахожу такие слова: «безграничность возможностей». В самом деле! Исследуя любую сферу деятельности, человек открывает в ней все больше и больше возможностей. Так физик благоговеет перед многообразными математическими методами и системой физических моделей. А музыкант погружается в стихию звуков, овладевая все более и более тонкими и точными их сочетаниями. Художник, изучая возможности красок и линий, вырывается на простор поистине космического масштаба – так много вариантов и сочетаний хочется воплотить. Кто-то расширяет свой диапазон движений – изучает танец или тай-цзи, или какой-то вид спорта… При изучении пространства, при его чувственном постижении тоже происходит прорыв в безграничность – начинаешь осознавать и буквально физически ощущать неисчерпаемость его возможностей. Происходит уход от состояния с ограниченным набором стереотипных вариантов использования пространства в состояние постоянного творческого взаимодействия с пространственными соотношениями. Вы, уважаемые взрослые, пробовали забраться с ребятенышем под стол? А проползти между ножками поставленных в ряд стульев? А лечь на пол посреди комнаты и задрать ноги к люстре? А посидеть на шкафу? Все это практические методы исследования возможностей и особенностей пространства, методы развития в себе соответствующей чувствительности. Играя с детьми, очень легко «войти в тему». Это тренинг, усиливающий креативность. Можно и еще более умные слова придумать, чтобы оправдать пробуждающегося в себе ребенка, который начинает рваться наружу, ломая внутренние барьеры и привычные стандарты. Недавно моя младшая дочка предложила снять висевшие в кухне уже, наверное, лет тридцать лески для сушки белья. Они располагались высоко и совсем не мешали, вроде бы. Их почти не было видно. Что в них такого? Я отрезал лески и порадовался: как же изменилось пространство кухни! Насколько стало свободнее, просторнее, легче, выше! А ведь такая, казалось бы, ерунда… Из таких вот моментов и переживаний постепенно и выстраивается обстановка дома. Каждое место приобретает свою функциональность. Мы замечаем, что спать удобнее здесь, а читать – там, а учиться – за этим столом… Со временем что-то меняется в наших предпочтениях. И ведь всегда можно попробовать! Чтобы ощутить магию пространства, с ним нужно экспериментировать. Например, старшая дочка одно время на ночь укладывалась спать каждый раз в разных местах квартиры: в комнатах, в кухне и даже в коридоре. А что?! Это интересный опыт, почти приключение для ребенка. Матрас можно положить куда угодно и повернуть как угодно. Надо лишь всех предупредить – чтобы ночью никто не наступил случайно. Некоторые люди в ужасе восклицают: «Как?! Спать на полу?! Бедные дети!» Но что тут ужасного, я совершенно не понимаю. Вопросов здесь три: чтобы было тепло, чтобы было мягко, чтобы было чисто. Все три решаются без проблем. Кстати, как люди спят в туристических походах? И, между прочим, на пользу здоровью идет. Другое дело, кому-то нравится спать на полу, а кому-то не нравится. Тут уж дело вкуса и привычки. В любом случае, по-моему, следует понимать, что спальное место – это не догма, а нечто, допускающее творческие трактовки. Да и где в маленькой квартире размещать развивающую среду, если поставить там кровати для шестерых человек?! Был такой курьезный случай. У нас в гостях побывал мальчик одиннадцати лет. И очень воодушевился идеей спать на полу. На следующий же день, пока мама и папа были на работе, он вынес свою кровать на помойку. Вечером мама организовывала перенесение кровати с помойки обратно и объясняла сыну, что в их семейном пространстве подобные нововведения пока излишни. А про себя я помню, как мне было интересно и необычно укладываться спать на разные места в частном детском развивающем центре, который я иногда сторожил по ночам. Берешь гимнастический мат и тащишь его куда-нибудь, поворачиваешь его как-нибудь – вот и постель. Два этажа со множеством залов и комнат открывают большой простор для экспериментов. Прекрасные впечатления! Магию пространства можно изучать бесконечно и самыми разными методами. Для меня главным методом стала игра с детьми в этом самом пространстве. Данный способ прост и универсален. И рано или поздно пространство делается живым и творчески наполненным.
Бревна, палки и веревки В доме, где растут дети, очень уместно иметь бревно. Зачем? Странный вопрос. Ведь такая классная вещь! Полезная и многофункциональная. Причем я имею в виду бревно не гимнастическое, а обычное русское корявое. Кору, конечно, лучше снять. И с торцов обработать надо – чтобы не царапаться. И сучки всякие тоже нужно аккуратно срезать. И получится дивный предмет для развивающей среды. У нас дома много лет лежало бревно длиной почти два метра с разветвлением на одном конце. Развилка делала его устойчивым. Это бревно я с большим трудом дотащил до дому на плече, найдя его в нашем микрорайоне (по весне пилили тополя). Потом на балконе сострогал с него кору, обработал пилой и напильником. И стало бревно у нас жить-поживать да детишек радовать. По мере высыхания оно делалось легче, но все же и годы спустя вес имело солидный. На бревне можно плыть как на байдарке или пироге. По бревну можно ходить, балансируя и тренируя навык равновесия. На бревне можно сидеть как на скамейке. Бревно можно использовать в качестве штанги (для подростков и взрослых). Бревно может быть частью конструкции «домика», «корабля» и вообще чего угодно. Надо лишь не разрешать ставить его стоймя – чтобы ни на кого не упало. Пусть оно всегда лежит на полу. Ну а кроме того, бревно – это просто красивая вещь. Кусочек Природы в городской квартире. Оно так красиво изгибается, оно такое гладкое. И нарисовать на нем что-нибудь можно. Или ножиком чуть-чуть поковырять (это не порча спортивного снаряда, а важный исследовательский процесс). А в торец, кстати, удобно и гвоздь забить. Другим нашим любимым приспособлением для экспериментов с пространством, спортивных тренировок и всяческих игр много лет служили палки. Не ровные и одинаковые «палки для швабры», не странные пластмассовые гимнастические палки-трубки, а качественные настоящие палки – очищенные от коры и тщательно обработанные куски веток или стволов небольших деревьев. Гуляя с детьми по городу, мы отыскивали в кучах спиленных по весне деревьев подходящие заготовки и несли домой. Бывало, даже пилу с собой носили. Тима и Коля с энтузиазмом участвовали в очистке заготовок от коры и во всей дальнейшей обработке. Заодно учились и с инструментами обращаться. После высыхания многие палки мы украшали нехитрой резьбой или выжигали на них какой-нибудь оригинальный узор. Если вы хотите построить в комнате «вигвам», то это совсем не трудно. Нужно несколько достаточно длинных палок и пара байковых одеял. Поставил палки по кругу, связал их вверху веревкой, накинул сверху одеяла – и живи себе внутри. Если вы сооружаете «корабль», то конструкция тоже проста. Укрепляем вертикально «мачту» (например, привязав ее к стулу), а поперек нее привязываем «перекладину». Вешаем парус из детской пеленки. Натягиваем канаты. А флаг будем делать? Некоторые особо ценные палки я вез домой издалека: из леса, из деревни, даже из другого города. Сие может показаться странным. Но ведь везут же люди из другого города ребенку в подарок куклу или конструктор. А хорошая палка – вещь ничуть не менее ценная. Для развития о-го-го как полезна! Ну и немного про веревки. Они нужны. Я следил, чтобы в распоряжении детей всегда было достаточное количество толстых веревок. Инструктировал при этом, что нельзя их вокруг шеи обматывать. Требовал, чтобы все, привязываемое к спорткомплексу, проходило мою проверку и утверждение. Помогал распутывать при необходимости. Учил следить, чтобы веревки не валялись на полу и не путались под ногами. Когда Тиме и Коле было 10 и 9 лет соответственно, мы купили в магазине туристского снаряжения 12 метров надежной альпинистской веревки. Дома разрезали пополам – каждому досталось по 6 метров. Использовали в основном на улице – чтобы лазать на деревья (закидываешь веревку через высоко расположенную нижнюю ветку и подтягиваешься, упираясь ногами в ствол). Но и дома на спорткомплексе альпинистская веревка нашла применение. Словом, мне даже трудно представить себе развивающую среду без достаточного количества качественных, надежных, удобных веревок. Так же, как и в палке, и в бревне, в веревке есть нечто древне-фундаментальное, нечто природно-естественное. Это универсальный предмет, обладающий большим потенциалом для развития ребенка. Веревка многофункциональна, удобна, проста, понятна даже для малышей. И, опять же, это не игрушка, а настоящая вещь.
Музыка и танцы Сам я лишен музыкального слуха почти совсем. Зато бывшая жена по образованию – музыкальный педагог. И детям многое передалось. Мамино пение, пластинки с детскими песенками, пианино… Потом Тима заинтересовался гитарой, стал учиться на ней играть, стал сочинять песни… Появились и флейты – сыновья немного играли и на них. Следом за старшим братом стал осваивать гитару и Коля. Он тоже сочинил несколько песен. Маленькая Машенька раньше не очень интересовалась музыкой. А сейчас ей купили гитару – и она учится на ней играть под руководством старших братьев. И уже песни собственные сочиняет понемножку. Ну а я ее морально поддерживаю и создаю благоприятные условия. Никакого постоянного руководства в обучении игре на музыкальных инструментах у нас не было. Но эпизодически кто-то из друзей и знакомых что-то показывал – ребятам этого хватало, чтобы продвигаться. Да вот Коля еще немного ходил на хор и в музыкальную студию. Сейчас появился Интернет – там легко найти любые песни с аккордами к ним. И между собой ребята советуются. В студенческие годы я пытался учиться играть на гитаре и, конечно же, сочинял песни. С тех пор помню несколько аккордов и могу чуть-чуть поддержать начинающих музыкантов, подсказать что-то для начала. Потом они быстро перерастают мой уровень музыкальных знаний. И я перехожу в режим сопереживания, совместного интереса. По много раз в день слушаю их исполнение, высказываю свои впечатления. Мне действительно интересно. Хотя слуха музыкального у меня почти нет, но музыку я люблю. Вместе с Машей, Колей и Тимой мы слушали бардов, детские песенки, русский рок, разную другую музыку. И часто не только слушали, но и танцевали. Одно из ярких впечатлений пятнадцатилетней давности: с маленьким Коляшкой или Тимошкой на руках танцую под «дядю с гитарой» (так у нас обозначалась одна из любимых пластинок – Юрий Визбор). Это замечательное занятие – взять ребеночка на руки, включить музыку и пританцовывать по комнате. Диапазон движений, конечно, не очень большой, но зато совместный процесс. И взрослому пошевелиться так хорошо, и малыш успокаивается, и музыку слушаем. Другой нашей любимой пластинкой была музыка «Space» – такая космическая и медитативная. Особенно при включенных цветных фонарях под нее хорошо было танцевать. Так и казалось, что мы летим в космосе среди звезд. Когда сыновья подросли, мы иногда устраивали дома танцы под активную музыку. Но постепенно интерес к такому занятию угас. Зато появились электрогитары! И загрохотало! Как выдерживали соседи, я не знаю. А я слушал это дело из кухни – чтобы хоть немного ослабить громкость. Исполнителю (особенно начинающему) очень нужен доброжелательный, мудрый и терпеливый слушатель. Посему я старался воспринимать адекватно и громкую музыку (что мне от природы не свойственно). Кто-то, наверное, осудит меня, что я не отнесся к музыкальному развитию «более серьезно» (типа музыкальных школ и профессиональных студий). Но я видел, что путь «строгого», классического изучения музыки для моих детей практически неинтересен. Да и условий организационных не было (ведь это целое дело – водить чадо на занятия). А сейчас я вижу, что путь самостоятельного изучения музыки, реализуемый в нашей семье, тоже очень хорош. Одно из его главных преимуществ заключается в том, что можно с самого начала сосредоточиться на развитии творческого интереса. А техника исполнения осваивается уже вслед за этим.
Книги Лично я люблю читать детские книжки. И «книжки-малышки», и рассказы о животных, и замечательные произведения Астрид Линдгрен, и описанные Киром Булычевым приключения девочки Алисы из будущего, и фантастику Стругацких, и парадоксально-романтические сочинения Брэдбери, и познавательные книги по технике, истории, географии… Мне нравятся книги Жюля Верна и Майна Рида, Джека Лондона и Киплинга, сказки про муми-троллей и фэнтези Урсулы Ле Гуин… И конечно же, Толкиен! «Властелин Колец» – одна из самых любимых моих книг. Да и у моих детей тоже. Все мы любим читать. Особенно Маша. Она может почти целый день просидеть в своем «гнездышке» в постели, читая захватившую ее книжку. Я отношусь к такому занятию с уважением – даже в ущерб школьным урокам. Тоже ведь развивающее дело! Да еще какое! Может, и поважнее, чем изучать учебники. Но нам все мало. Сколько уже есть в мире хороших книг для детей, а папа все равно еще и сам затеялся сочинять. Сначала – сказки, а последние – годы истории-фэнтези. Мои первые читатели (и самые благодарные!) – мои дети. И как приятно, когда вижу, как кто-то из них уже в который раз перечитывает какую-нибудь мою книжку! Значит, думаю, не зря старался. А недавно в нашу семейную реальность вошла такая экзотика, как чтение книги компьютером вслух – с помощью специальной программы. Скачиваешь книжку в Интернете, включаешь программу – и слушаешь. Немного непривычно, но удобно. Но все же читающий вслух родитель много лучше компьютера. Тут живой процесс. Для нашей семьи чтение вслух стало своеобразной традицией – особенно в дошкольном возрасте. Дело это радостное и полезное. Резюмируя, сформулирую главный, на мой взгляд, принцип. Дело не только в том, чтобы в доме было много хороших книг. Важно, чтобы взрослые читали их вместе с детьми, вместе разглядывали картинки, делились впечатлениями. Только, ради Бога, не как в школе: «Ну и что ты понял из этой книжки?» По-моему, гораздо лучше просто прочитать вместе и, посмотрев друг на друга, хором сказать: «Здорово!»
Рисование На данную тему я написал целую книгу – «Волшебный лягушонок». Здесь же лишь немного коснусь столь важной формы развития детей. Исходно, с точки зрения создания развивающей среды, я мыслил так: должны быть материалы, место для работы и заинтересованно участвующий взрослый. Материалы: бумага, картон, оргалит, доски, холсты… А также: карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, акриловые краски, масляные краски… Заинтересованно участвующий взрослый – это я. А местом для работы постепенно стала вся квартира. Начиналось все, «как у людей»: детский столик, листочек бумаги, детские краски… Потом обнаружилось, что если взять большой лист ватмана, прикрепить его на чертежную доску и расположиться на полу, то творчество пойдет веселее. Накапаем красками на пол? Что ж поделаешь?! Творческий энтузиазм важнее таких мелочей. К тому же, пол с пятнами краски выглядит тоже неплохо – это детский стиль дизайна интерьера. Но с другой стороны, я все же старался приучать детишек к порядку. Поэтому на пол стелили газеты. Скоро мы стали разрисовывать стены, а потом всерьез занялись живописью. Наши рисунки на стенах и наши картины сделались важнейшим фактором домашней развивающей среды. Маша, Тима и Коля активно участвовали в создании всего этого разноцветного многообразия. Здесь заработал тот же принцип безграничности. Мы не сковывали себя рамками обычных представлений о том, как «надо рисовать» и открывали свой путь в необозримых возможностях техник живописи и рисунка. Основные критерии и ориентиры: радость, интерес, вдохновение, энтузиазм, творческая энергия… И так с тех пор мы и движемся в стихии красок и линий – как на удивительной прогулке в удивительном саду.
Руль и «обычные» предметы
Я не могу удержаться, чтобы не рассказать об одном предмете, бывшем долгие годы одним из наиболее популярных в играх маленьких Тимы и Коли. Он появился как-то сам собой. Я даже и не помню откуда. Судя по виду, это было колесо от детской игрушечной тележки или что-то типа того. Но мы увидели в этой вещи руль. Понимаете, когда малыш куда-то «едет», для него потрясающе важно крутить руль! Тут уже чувствуешь себя не просто пассивным пассажиром, а настоящим путешественником, первопроходцем. Люди, которые делают детские аттракционы, хорошо знают сию простую истину. Даже там, где машинки едут по рельсам, предусмотрено, чтобы малыш мог крутить руль. А иначе какой интерес?! Маленькие Тимошка и Коляшка очень полюбили наш руль. Он сделался одной из самых любимых игрушек. Сыновья строили «ракету» на диване – и руль превращался в штурвал космического корабля. Большой старинный магнитофон со множеством кнопок, переключателей и регуляторов становился пультом управления. И полет начинался! Но бывало, мальчишки просто хотели «ехать на машине». Тут уж руль вообще становился главной частью конструкции. В «кузов» можно было посадить мягких игрушек или положить какой-то груз. И поехали! Иногда моих парней тянуло в море. Из стульев, кресел, подушек и детского столика сооружался «корабль». А руль превращался в штурвал. И поплыли! Тима и Коля могли играть так часами. А я в это время спокойно занимался другими делами. Лишь периодически приносил путешественникам еду в мисочках. Ведь в долгом пути нужно и подкрепиться. И знаете, скажу честно, мне и самому наш руль очень нравился. Его так приятно держать в руках, так приятно вертеть! Наверное, тут произошло совпадение конкретной вещи с нашей семейной психологией. Резонанс. Вполне обычная штуковина превратилась в незаменимый предмет. Но что значит «обычная вещь»? Мы видим, что все домашние предметы, которые мы можем назвать «обычными», в разные периоды становятся активно исследуемыми и активно используемыми: тарелка, ложка, ботинок, утюг, резинка от трусов, сумка с застежкой, пустая кастрюля, таз для белья, гречневая крупа, старые гайки, веник для подметания пола… Я всегда внимательно относился к желанию ребенка поиграть с такими объектами. Конкретный развивающий смысл почти всегда очевиден. Плюс к тому, происходит расширение пространства, изучаемого детенышем. Ему ведь нужно знакомиться со многими-многими предметами, энергиями, материалами, формами… Мы должны быть внутренне готовы к тому, что способ обращения с привычным для нас объектом малыш выберет совсем неожиданный для нас. А для него он будет естественным. Возможно, нам сразу же захочется «научить» чадо и объяснить, что кастрюля – для варки супа и каши, а не для того, чтобы молотить в нее деревянной ложкой как в барабан. Но может, не стоит торопиться с нашими взрослыми «наставлениями»? Может, стоит предоставить ребенку возможность свободно осваивать мир, изобретая при этом свои правила и пути? Далеко не всегда нам легко отказаться от привычного взгляда на вещи. Мне врезался в память такой случай. Совсем маленькие Тима и Коля, увидев, как взрослые играют в шахматы, попросили доску и фигуры, расставили их (под моим руководством) и принялись переставлять со словами «Съел!», «Шах!», «Мат!», периодически снимая какую-нибудь фигуру с доски. Никакие шахматные правила при этом не соблюдались. Меня же сыновья просили включиться в игру. Я понимал, что втолковывать Тиме и Коле правила столь сложной игры еще рано. Да они и не просили. От меня требовалось лишь переставлять фигуры по доске – по очереди с другим играющим. А правил никаких! И как же мне было трудно заставить себя отказаться от привычного взгляда на шахматы! Вся моя взрослая интеллектуальная натура протестовала! Я до сих пор помню те сильные переживания. Хотя, казалось бы, что тут такого? Мне помогла мысль: «Можно смотреть на это занятие как на своеобразную мозаику. Игра такая – переставлять элементы мозаики на доске. Смысл не в логике, а в эстетике, в разнообразии комбинаций, во взаимодействии друг с другом». И сразу же мне полегчало! Сформулировал для себя умными словами смысл – и все встало на свои места. Уже не дурью мы маемся, нецелесообразно используя шахматы, а играем в многоплановую развивающую игру. Смешно? Конечно. Но такие эпизоды – на каждом шагу. И как трудно иной раз нам не заужать диапазон восприятия ребенка, а помочь ему, поддержать его исследовательский дух, его энтузиазм! Но начинаешь пробовать – и так это нравится! Просто другим человеком начинаешь себя ощущать.
Безграничность квартиры Я не поклонник романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Но один образ оттуда стал, по сути, рабочей психологической концепцией для меня в организации домашней развивающей среды. Это образ квартиры, в которой как бы заключено огромное пространство. Мне хотелось, чтобы нечто подобное было в моем доме – некая психологическая, информационная, творческая безграничность. Безо всякой черной магии. Но совершенно реальная. Годами я брожу по своей маленькой двухкомнатной квартире на девятом этаже, гляжу в окна, разглядываю привычные стены и мебель… Но у меня не возникает ощущения замкнутости, ограниченности пространства. Наоборот. Часто у меня такое чувство, словно бы стены исчезают, открывая простор и даль, открывая иные измерения Реальности. Понятно, что все это мои субъективные ощущения, какие-то мои личные иллюзии. Наверное, не последнюю роль играет и моя склонность к сочинению сказок (там ведь описываются другие миры, другие реальности). Да и занятия художественным творчеством, интенсивная работа с фантазируемыми образами тоже, думаю, влияет. Про таких, как я, говорят: «Он всегда немного не здесь». Но мне кажется, есть и нечто вполне объективное в интерьере нашего дома, что дает такое вот ощущение безграничного простора. Одни стены, разрисованные абстрактными переходами из цвета в цвет, чего стоят! А на кухне Тима изобразил на одной стене кирпичную кладку с большим окном в другую реальность. А под этим окном – пролом в кирпичной стене, через который виден космос со звездами. По-моему, вся обстановка дома постепенно пропитывается настроением расширения психологического пространства, настроением внутреннего простора и творческой свободы. Причем в ракурсе, ориентированном на проживающих тут детей и взрослого. Я вполне допускаю, что наше жилище не произведет на других людей влияния, подобного описанному. Я не могу сформулировать (даже приблизительно) каких-либо правил, следуя которым, можно организовать пространство с ориентацией на безграничность. Мне хотелось лишь поделиться идеей, переживанием. Я как-то подсчитал, что за много-много лет, сколько хожу по квартире, я уже прошел расстояние, соответствующее кругосветному путешествию! Причем основной вклад – это бегание с маленьким ребенком на руках с целью его укачивания перед сном или просто развлечения и успокаивания. Вот тебе и маленькая квартирка! На сей оптимистичной ноте хочется и завершить первую часть книги. И перейти к возможностям улицы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.183.10 (0.02 с.) |